Земля в собственность РБ

  • автор:

Кодекс Республики Беларусь о ЗемлеСтатья 12. Собственность на землю, земельные участки

Собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земли, земельные участки, не находящиеся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь (далее – частная собственность, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом) и в собственности иностранных государств, международных организаций, находятся в собственности государства.

Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.

Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.

Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами.

В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные гражданам Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Кодекса, земельные участки, право частной собственности на которые перешло к ним в установленном порядке, а также земельные участки, предоставленные в соответствии с частью шестой настоящей статьи.

Земельные участки могут предоставляться в частную собственность гражданам Республики Беларусь для:

строительства и (или) обслуживания жилого дома;

обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме, отделенной от других квартир вертикальной стеной и расположенной непосредственно на земельном участке (далее – квартира в блокированном жилом доме);

ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах или в иных населенных пунктах, расположенных на территории соответствующего сельсовета;

коллективного садоводства;

дачного строительства.

Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона либо без проведения аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь в случаях, когда это допускается в соответствии с законодательными актами, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

Для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Примечание. В данной статье и статьях 14, 39 настоящего Кодекса в случае наследования земельных участков иностранными гражданами и лицами без гражданства под родственниками понимаются близкие родственники наследодателя; иные лица, находящиеся в родственной связи с наследодателем, имеющие общих предков до прадеда и прабабки; родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки супруга (супруги) наследодателя.

Закон РБ№ 2417-XII от 16.06.1993. О праве собственности на землю

Настоящий Закон устанавливает формы земельной собственности, основания возникновения, изменения и прекращения частной собственности на землю, регулирует порядок осуществления прав и обязанностей собственников земли.

Статья 1. Собственность на землю

Земля в Республике Беларусь находится в собственности Республики Беларусь (государственная собственность), а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, — в собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) (частная собственность) и иностранных государств.

Возвращение земли иностранным государствам, юридическим и физическим лицам, утратившим право собственности на нее до принятия настоящего Закона, или их правопреемникам (наследникам) не допускается. Эти лица могут получить землю в собственность на общих основаниях.

Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

Право частной собственности на землю удостоверяется соответствующим исполнительным и распорядительным органом, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах с последующей выдачей Государственного акта на право собственности на землю.

Статья 2. Государственная собственность на землю

В собственности Республики Беларусь находятся все земли, за исключением земель, переданных в частную собственность и в собственность иностранных государств и не отчужденных после этого в собственность Республики Беларусь.

Земли, находящиеся в собственности Республики Беларусь, передаются в пользование (аренду), владение, а также отчуждаются из собственности Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь, а в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством, — Советом Министров Республики Беларусь или местными исполнительными и распорядительными органами.

Право владения и право пользования землей (аренда земли) колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными предприятиями и организациями независимо от форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами гарантируются государством согласно действующему законодательству.

Статья 3. Право собственности на землю иностранных государств

В собственности иностранных государств находятся земельные участки, предоставляемые им для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения в порядке, предусмотренном статьей 12, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь.

Статья 4. Право собственности на землю граждан Республики Беларусь

В собственности граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь или приравненных к постоянно проживающим в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, находятся земли, собственниками которых в соответствии с земельным законодательством являются физические лица, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, — также физические лица — собственники юридических лиц.

Статья 5. Право собственности на землю юридических лиц Республики Беларусь

В собственности юридических лиц Республики Беларусь, в том числе предприятий с иностранными инвестициями, находятся земли, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона, предоставленные им в собственность в соответствии со статьей 14 настоящего Закона и не отчужденные после этого в собственность государства либо физического лица.

Статья 6. Право на землю собственников юридических лиц

Государственные и частные предприятия, а также другие юридические лица, которые не могут быть собственниками имущества, имеют право приобрести землю в собственность своих собственников (государства, юридического или (и) физического лица).

Это юридическое лицо осуществляет полномочия собственника земли в тех границах, которые определены настоящим Законом для юридических лиц — собственников земли.

Статья 7. Право собственности и пользования на землю иностранных юридических и физических лиц

Иностранные юридические лица (их собственники) могут быть собственниками земельных участков на территории Республики Беларусь в тех же случаях и на тех же условиях, что и юридические лица Республики Беларусь (их собственники).

Иностранным государствам, юридическим и физическим лицам, международным организациям и объединениям земля может предоставляться на праве пользования по договору аренды сроком до 99 лет в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Статья 8. Права и обязанности земельных собственников и их юридических лиц

Граждане Республики Беларусь, юридические лица, в том числе иностранные, которые приобрели землю в собственность (в том числе в собственность своих собственников), в соответствии с целевым назначением земли имеют право:

самостоятельно хозяйствовать на этой земле;

собственности (полного хозяйственного ведения, оперативного управления) на посевы и посадки сельскохозяйственных и других растений, полученную на этой земле продукцию и доходы от ее реализации, если иное не предусмотрено законодательством либо договорами между собственником (уполномоченным им юридическим или (и) физическим лицом) и иными юридическими и физическими лицами;

использовать в установленном порядке для нужд хозяйства существующие на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

возводить в установленном порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания и сооружения;

проводить в установленном порядке оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и другие водоемы;

получать в случаях, предусмотренных земельным законодательством Республики Беларусь, полную компенсацию затрат на повышение плодородия почвы;

отчуждать в случаях, предусмотренных настоящим Законом, земельный участок (его часть), сдавать в залог, аренду, передавать его в наследство или в порядке правопреемственности, а также передавать во временное пользование в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь, юридические лица, в том числе иностранные, которые приобрели землю, обязаны:

эффективно использовать эту землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности;

осуществлять предусмотренные законодательством мероприятия по охране земель;

своевременно вносить земельный налог;

не нарушать права других земельных собственников, землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов.

Статья 9. Земельные участки, которые могут находиться в собственности граждан

В собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные для:

ведения личного подсобного хозяйства;

строительства и обслуживания жилого дома;

садоводства;

дачного строительства;

юридических лиц, собственниками которых являются физические лица.

Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать размеров, установленных частью второй статьи 54 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Площадь земельных участков, приобретаемых в собственность граждан для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства, определяется в каждом случае согласно статьям 53 и 54 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Статья 10. Земельные участки, которые могут находиться в собственности юридических лиц (их собственников)

В собственности юридических лиц (их собственников), в том числе иностранных, на основании решения Президента Республики Беларусь или уполномоченных им органов могут находиться:

земли, предоставленные для эксплуатации приватизированных объектов производственного назначения и объектов по оказанию услуг;

земли, предоставленные для строительства и эксплуатации необходимых Республике Беларусь предприятий при осуществлении инвестиционных проектов.

Статья 11. Земли, не подлежащие отчуждению из собственности Республики Беларусь в собственность граждан и юридических лиц (их собственников)

Не подлежат передаче в собственность граждан Республики Беларусь для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства:

земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.);

земли транспорта и связи;

земли, предоставленные для нужд обороны;

земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);

земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры;

земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

сенокосы, пастбища и другие угодья населенных пунктов, используемые для общих нужд населения;

земельные участки, предоставленные или предоставляемые гражданам для целей, указанных в части первой статьи 9 настоящего Закона, если в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки городов и других населенных пунктов предусмотрено иное целевое использование этих участков;

служебные земельные наделы;

земли населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых. Перечень таких населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Юридическим лицам (их собственникам) не отчуждаются земли, не соответствующие требованиям статьи 10 настоящего Закона.

Статья 12. Порядок отчуждения земель в собственность иностранных государств для дипломатического представительства и консульского учреждения

Для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь, в том числе для размещения резиденции руководителя такого представительства (учреждения), иностранное государство может приобрести в собственность земельный участок, если:

в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории иностранного государства;

одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство гарантирует Республике Беларусь право приобретения в собственность земельного участка на территории этого иностранного государства для тех же целей;

это предусмотрено международным договором Республики Беларусь.

Земельный участок для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения приобретается иностранным государством на основании договора, заключенного с Советом Министров Республики Беларусь, а в отношении резиденции руководителя такого представительства (учреждения) — также на основании договора с гражданином Республики Беларусь — собственником земли. При этом местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения согласовывается с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Статья 13. Порядок передачи земель, находящихся в собственности Республики Беларусь, в собственность граждан Республики Беларусь

Земли, находящиеся в собственности Республики Беларусь, указанные в частях первой, второй и третьей статьи 16 Кодекса Республики Беларусь о земле, передаются в собственность граждан Республики Беларусь соответственно сельскими, городскими (поселковыми), районными исполнительными и распорядительными органами.

Передача производится по заявлению гражданина после внесения платы за землю.

Граждане, имеющие во владении и пользовании земельные участки, предоставленные им до принятия настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства, приобретают один из этих участков по льготной цене в соответствии с частью второй статьи 16 настоящего Закона.

Также по льготной цене приобретают в собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Республики Беларусь.

Во всех остальных случаях земельные участки приобретаются в собственность по нормативной цене, устанавливаемой согласно части первой статьи 16 настоящего Закона, и по договорной цене (не ниже нормативной), если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Граждане, указанные в части третьей настоящей статьи и не подавшие заявление до 1 января 2000 года, теряют право на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене.

По обоснованной просьбе гражданина местный исполнительный и распорядительный орган может отсрочить внесение платы (ее части) за земельный участок, приобретаемый в собственность, но не более чем на два года.

До полного внесения платы за землю гражданину запрещается отчуждать ее, а также сдавать в аренду и в залог.

Порядок, определенный настоящей статьей, не распространяется на отчуждение земельных участков юридическим лицам, собственниками которых являются граждане Республики Беларусь.

Статья 14. Порядок передачи земель в собственность юридических лиц (их собственников) из собственности Республики Беларусь

Передача земли в собственность юридических лиц (их собственников), в том числе иностранных, из собственности Республики Беларусь осуществляется за плату в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Земля приобретается за счет средств соответствующего юридического лица.

Статья 15. Порядок осуществления сделок с земельными участками

Сделки по отчуждению земельных участков, находящихся в собственности Республики Беларусь, совершаются на основании письменного решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов.

Сделки по отчуждению земельных участков, не находящихся в собственности Республики Беларусь, совершаются в письменной форме, нотариально удостоверяются и регистрируются соответственно в сельском, городском (поселковом), районном исполнительном и распорядительном органе.

Собственники земельных участков, приобретенных для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства, имеют право отчуждать земельные участки соответствующим местным исполнительным и распорядительным органам и гражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земель в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь. Жилые дома, дачи и садовые домики могут отчуждаться гражданам Республики Беларусь, которые могут быть собственниками таких участков, только вместе с земельными участками, если они находятся в частной собственности, в размерах, предусмотренных соответственно частью первой статьи 53 и частью первой статьи 54 Кодекса Республики Беларусь о земле, кроме случаев продажи строений на снос.

Отчуждение земельных участков, приобретенных гражданами в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, производится по разрешению местных исполнительных и распорядительных органов и при сохранении целевого назначения земель.

В случаях приобретения жилого дома, дачи, садового домика в собственность лицом, не имеющим права получения в собственность земельного участка, имеющего отношение к такому строению, этот участок выкупается у собственника соответствующим исполнительным и распорядительным органом за плату по ценам, действующим на момент выкупа.

Если бывший собственник жилого дома имеет другой дом в том же населенном пункте и постоянно проживает в нем, он может сохранить в собственности земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в размерах, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящего Закона.

Статья 16. Цена земли

Нормативная цена земли при продаже ее соответствующими исполнительными и распорядительными органами устанавливается Советом Министров Республики Беларусь исходя из качества земли и ее месторасположения.

Льготная цена земли устанавливается в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за эту землю, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» на момент выкупа.

Средства, поступающие от продажи земли, отчуждаемой из собственности Республики Беларусь, направляются в специальный внебюджетный фонд соответствующей административно-территориальной единицы, а при продаже юридическим лицам — в республиканский бюджет и используются на охрану земель, повышение их качества, землеустройство и социальное развитие территорий.

В случаях, если законодательством не установлена льготная, нормативная или иная фиксированная цена на землю, участники сделки определяют цену на земельный участок по договоренности. При отчуждении земли из собственности Республики Беларусь цена на нее не может быть ниже нормативной, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Статья 17. Наследование и правопреемственность в отношении земельных участков

Наследование и правопреемственность в отношении земельных участков осуществляются согласно гражданскому законодательству Республики Беларусь, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

Земельный участок не передается по наследству или правопреемникам в случаях, когда ни один из наследников (правопреемников) не может быть собственником земли. В этих случаях земельный участок переходит в собственность Республики Беларусь, а наследники (правопреемники) получают денежную компенсацию, равную сумме, выплачиваемой при осуществлении выкупа соответствующих земельных участков. Вместо компенсации наследникам (правопреемникам) по их желанию соответствующие земельные участки предоставляются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в пользование (аренду) при сохранении их целевого назначения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 18. Залог (ипотека) земельного участка

Земельные участки, находящиеся в собственности граждан Республики Беларусь и юридических лиц (их собственников), в том числе иностранных, могут являться предметом залога только в качестве обеспечения своевременного возврата банковского кредита.

В случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства банк-залогодержатель имеет право от имени залогодателя реализовать при сохранении целевого назначения земельный участок соответствующему исполнительному и распорядительному органу либо физическому или юридическому лицу, которое может быть собственником такого участка, и из вырученной суммы удовлетворить свои претензии к залогодателю.

Залог земельного участка осуществляется только при наличии согласия государственных органов, уполномоченных предоставлять соответствующий земельный участок в частную собственность. Реализация заложенного земельного участка осуществляется на основании решения суда.

Заклад земельного участка запрещается.

Статья 19. Аренда земельного участка

Собственники земельных участков, приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, на период временной нетрудоспособности (сроком до одного года), обучения на дневных отделениях учебных заведений, прохождения действительной срочной воинской службы и военных сборов могут передавать земельные участки в аренду гражданам Республики Беларусь. В случаях наследования таких же земельных участков несовершеннолетними наследниками допускается передача участков в аренду другим гражданам законными представителями наследников под контролем соответствующих исполнительных и распорядительных органов до приобретения наследниками полной дееспособности.

Собственники земельных участков, приобретенных для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства, могут передавать их гражданам в аренду при условии сохранения целевого назначения земель, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком в размерах, предусмотренных соответственно частью первой статьи 53 и частью первой статьи 54 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Юридические лица при передаче в аренду недвижимого имущества или (и) предприятия вместе с этим имуществом или (и) предприятием должны передавать в аренду соответствующие земельные участки, находящиеся в собственности арендодателя (его собственника).

Статья 20. Основания прекращения права собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) и иностранных государств на землю

Право собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) и иностранных государств на земельный участок (его часть) прекращается путем передачи земельного участка (его части) в собственность Республики Беларусь в случаях добровольного отчуждения земли соответствующему исполнительному и распорядительному органу и принудительного изъятия земельного участка, а также в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 15, частью второй статьи 17 и частью второй статьи 18 настоящего Закона.

Статья 21. Случаи, при которых допускается принудительное изъятие земельных участков

Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности и в собственности иностранных государств, осуществляется по решению суда:

для государственных или общественных нужд;

при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь;

в случаях утраты гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц, при котором эти лица приравниваются к лицам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, согласно законодательным актам Республики Беларусь, если собственниками соответствующего земельного участка могут быть только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к ним;

в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с частью пятой статьи 15 настоящего Закона;

при использовании земли не по целевому назначению;

при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет — в остальных случаях;

при невыполнении требований природоохранного режима использования земель;

при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

в случае ликвидации юридического лица, для осуществления деятельности которого был предоставлен земельный участок (для юридических лиц (их собственников)).

Земельный участок, предоставленный в собственность иностранного государства, подлежит принудительному изъятию также в случаях, если аналогичный земельный участок на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из собственности Республики Беларусь.

Положения частей первой и второй настоящей статьи не распространяются на земельные участки, предоставленные в собственность иностранного государства для дипломатического представительства или консульского учреждения. Соответствующие земельные участки подлежат принудительному изъятию только в случаях, если это предусмотрено соответствующим международным договором.

Решение о принудительном изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения предупреждения от уполномоченного лица собственник (его юридическое лицо) земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

Статья 22. Порядок передачи земель, находящихся в собственности граждан Республики Беларусь, иностранных государств, юридических лиц (их собственников), в собственность Республики Беларусь

Передача земель, находящихся в собственности граждан Республики Беларусь, иностранных государств, юридических лиц (их собственников), в собственность Республики Беларусь производится после их выкупа и возмещения в полном объеме убытков согласно статье 107 Кодекса Республики Беларусь о земле, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд вместо выкупа по желанию собственника ему предоставляется в собственность равноценный земельный участок для строительства на новом месте физическими или юридическими лицами, для которых отводятся земельные участки, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых вместе с земельным участком.

Допускается добровольное безвозмездное отчуждение земельного участка, находящегося в собственности граждан Республики Беларусь, иностранных государств, юридических лиц (их собственников), в собственность Республики Беларусь.

Выкуп земельных участков, предоставляемых после изъятия сельскими и городскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами, осуществляют соответствующие органы, а других земельных участков — районные исполнительные и распорядительные органы.

Выкуп земельных участков, а также возмещение убытков производятся за счет средств юридических и физических лиц, которым предоставляются изымаемые земельные участки, в сроки, установленные судом, но не свыше трех месяцев со дня изъятия этих участков.

Выкуп земельных участков, не предоставляемых непосредственно после выкупа юридическим и физическим лицам, производится за счет средств соответствующего местного бюджета (при выкупе у юридических лиц (их собственников) — за счет средств республиканского бюджета) в течение трех месяцев с момента передачи земельного участка в собственность Республики Беларусь.

При выкупе собственнику отчуждаемого земельного участка возмещаются расходы, связанные с улучшением качества земли, за исключением случаев изъятия за использование земли не по целевому назначению, систематического невыполнения мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли, использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки. Порядок возмещения указанных расходов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

При выкупе земель, изымаемых при систематическом невнесении земельного налога, из суммы выкупа удерживается задолженность по налогам, а при выкупе земель, изымаемых при использовании не по целевому назначению, неиспользовании по целевому назначению, неисполнении требований природоохранного режима, использовании земель способами, ведущими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологического состояния, возмещаются убытки, связанные с восстановлением качества земель, в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Статья 23. Платежи за земельные участки, находящиеся в частной собственности

Граждане Республики Беларусь и юридические лица, в том числе иностранные, которые приобрели землю в собственность, облагаются ежегодно земельным налогом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 24. Порядок рассмотрения споров, связанных с правом собственности на землю

Все споры, связанные с правом собственности на землю, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 25. Международные договоры

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Председатель Верховного Совета

Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ

Какой вид права выгоднее для владения земельным участком

Сельчанин, всю жизнь проживший на одном месте, знающий каждую травинку на огороде, зачастую даже не задумывается, зарегистрирован ли его участок. Какая, мол, разница — он и так перейдет детям. Если руки до этого все же доходят либо документы на надел после родителей действительно оформляют дети, встает вопрос: как лучше зарегистрировать сотки? Вместе с нотариусом Минского областного нотариального округа Радмилой ЩИРОЙ разбираемся, в чем особенности разных видов прав на земельные участки. Всегда ли частная собственность позволяет свободно распоряжаться недвижимым имуществом и ограничивает ли в сделках право пожизненного наследуемого владения?
Белорусам предлагается несколько видов владения землей, в числе которых право собственности, пожизненное наследуемое владение и аренда. В чем их отличия?
— Когда земля в собственности, ее можно отчуждать — дарить, продавать, менять. Но в установленном законодательством порядке, — разъясняет Радмила Александровна. — Даже собственник в определенных случаях не может свободно распорядиться землей. К примеру, та предназначена для возведения капитального строения, а здания на ней нет. В этом случае не продадите свой надел до тех пор, пока не зарегистрируете построенный жилой дом либо незавершенное законсервированное капитальное строение. Кстати, если земельный участок предоставляется вам для строительства и обслуживания жилого дома как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, тоже действует ограничение, связанное с отчуждением. Его нельзя свободно продавать в течение 8 лет с момента государственной регистрации строения. То есть сперва нужно построить дом, затем зарегистрировать и только спустя 8 лет искать покупателя.
У участков, которые находятся в пожизненном наследуемом владении, другой удел — любые сделки с ними запрещены. Владеть — владейте, а продать — не можете.
Обладателями двух вышеперечисленных прав могут быть только белорусы. Единственный вариант, когда иностранный гражданин вправе стать хозяином земельного участка, — наследование. Предположим, дети уехали на ПМЖ в Европу, где получили гражданство. А в Лепельском районе, условно, остались родители. После них унаследовать участок в деревне уже неграждане Беларуси смогут. В иных случаях иностранец вправе купить у нас лишь дом, землю же получит в аренду.
Этот вид владения, к слову, встречается немного реже. Как правило, собственник строения в таком случае — нерезидент страны. Земля может быть предоставлена по договору аренды сроком до 99 лет. Юрист замечает, что наши люди в аренде не очень заинтересованы. Выберут, скорее всего, собственность либо пожизненное наследуемое владение.
ТИПИЧНЫЙ случай. Сельчанин решает оформить участок в собственность. Новость об этом тут же узнают соседи. Что же делать, ведь хуже Ваньки быть не хочется… В действительности эта процедура, по мнению Радмилы Александровны, кардинально положение дел не меняет. А вот в копейку обойдется. Смоделируем ситуацию: предположим, живете в деревенском домике, вокруг которого 25 соток земли. Там выращиваете помидоры-огурцы, разбили небольшой сад. Ваше? Ваше. Даже несмотря на то, что земля не в собственности, а в пожизненном наследуемом владении. И вдруг решаетесь стать «как все» — оформить землю на себя и перевести в частную собственность. Для этого нужно всего ничего — заплатить кадастровую стоимость. Она-то и становится камнем преткновения. Порой люди просто не в состоянии отдать немалые деньги. О какой сумме речь? К примеру, в моей родной деревне Светлый Путь Минского района у родителей 25 соток. Кадастровая стоимость участка — больше 6 тысяч долларов. Готовы ли они заплатить, чтобы сотки стали принадлежать им? На деле ведь останутся с той же землей с огородом и яблоней у окна. Думаю, нет.

— Если земля в частной собственности, предметом договора будут дом и земля, в пожизненном наследуемом владении — лишь строение, — отмечает нотариус. — Причем в первом случае если продаете и дом, и землю, цены на них в договоре купли-продажи должны быть расписаны отдельно. Почему? Продать участок вправе за сумму, определяемую соглашением сторон, но не ниже кадастровой стоимости земли. В моей практике бывали такие случаи, когда сам дом в итоге обходился очень дешево. Земля составляла, условно, 90 процентов от оговоренной суммы, а строение — всего 10.
Порой люди думают, если участок оформлен, значит, находится в собственности. Нотариусу попадались такие клиенты:
— Приходят продавец и покупатель для оформления договора купли-продажи участка с домом. Смотрим: дом действительно принадлежит продавцу, а земля в пожизненном наследуемом владении. По сути, продается только строение. Оно — предмет договора, а земля переходит покупателю на том же праве. Иногда это отражается на стоимости сделки. Стороны пытаются снова дебатировать этот пункт. Поскольку, когда согласовывали вопрос, покупатель предполагал, что приобретает в собственность и дом, и участок.
Правда, в последнее время чаще землю оставляют в пожизненном наследуемом владении. Ведь вид права имеет значение для собственника лишь в случае изъятия земельного участка для государственных нужд, например при сносе жилых домовладений для строительства жилья, дорог. За землю, которая находится в частной собственности, предоставляется компенсация в размере кадастровой стоимости. Что же касается строений, посадок и других объектов на участке, то и в одном и в другом случае собственнику полагается возмещение.
— Важное дополнение: любой земельный участок предоставляется для определенных целей, будь то собственность, пожизненное наследуемое владение, аренда. И нарушать это целевое назначение нельзя, — поясняет Радмила Александровна. — Если земля предназначена для строительства и обслуживания жилого дома, завод там не поставите. Для ведения личного подсобного хозяйства дом не возведете. Нарушение целевого использования становится основанием для изъятия земли даже из собственности. Об этом предупреждают нотариусы и при оформлении наследства на земельные участки, и при удостоверении договоров.

Право собственности на землю в Беларуси. Разбираемся, есть ли для людей смысл его приобретать

Недавно мы рассказывали, как земля в Беларуси может переходить в собственность иностранных государств и юридических лиц. Сегодня же мы разберемся, когда участки могут предоставляться в собственность гражданам нашей страны и когда они могут у них изыматься. Кроме того, мы попробуем понять, какие бонусы человек получает, когда становится собственником земли.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Юристы компании REVERA Александр Штрикуль и Александр Антонов рассказывают, что земельные участки могут находиться у граждан Беларуси на следующих правах:

  • собственности;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • временного пользования;
  • аренды (субаренды).

От себя отметим, что в реальной жизни на праве собственности земля принадлежит гражданам реже, чем, например, на праве наследуемого владения. И, изучив детали, этому можно найти объяснение.

Как земля переходит гражданам?

Вид права на землю, на котором может быть предоставлен участок, определяется в зависимости от целей его использования, говорят юристы.

По общему же правилу земельные участки предоставляются по результатам аукционов. Например, торги по продаже права собственности на землю возле столицы для строительства дома проходят на базе Минского областного центра инвестиций и приватизации. Стартовая цена аукционов как на право аренды, так и на право собственности земельных участков определяется на уровне не ниже кадастровой стоимости с применением специальных коэффициентов. И это выходит не всегда дешево. Например, начальная цена наделов площадью 0,6−0,7 гектара в собственность в Ждановичах составляет 50−60 тысяч рублей.

Отдельные категории граждан (члены многодетных семей, состоящие на учете нуждающихся и другие категории) могут получить земельные участки без аукционов и бесплатно. Как правило, им земля достается на праве пожизненного наследуемого владения для строительства и эксплуатации жилого дома. Кроме того, земля может быть передана без торгов и платы по решению президента. При этом круг льготников отличается, в зависимости от расположения участка (в Минске/ городах/ пригороде/ сельской местности).

Могут ли люди отчуждать земельные участки?

Формально законодательство не содержит запрета на отчуждение земельных участков, говорят юристы. Но при этом они отмечают, что в Беларуси не сформирован сам рынок земельных участков как таковой.

Земельные наделы отчуждаются только вместе со зданиями, которые расположены на земельном участке. Если же участок предоставлен для строительства, то до завершения строительства или консервации строящегося объекта отчуждать землю можно только исполкому. То есть просто приобрести голый участок в собственность, а потом продать его не получится.

Может ли государство лишить человека права собственности на землю?

Можно выделить две основных категории оснований лишения прав на землю. Первая — это виновные основания. Например, неуплата земельного налога по истечении двух налоговых периодов, использование земельного участка не по целевому назначению и так далее.

Вторая — изъятие земельных участков для государственных нужд. Перечень государственных нужд в законодательстве хоть формально и прописан, но в то же время он неконкретный. В частности — размещение и обслуживание объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, реализация генпланов городов и так далее. Из-за этого на практике и случаются ситуации, когда малоэтажная застройка сносится, а взамен появляется многоэтажная. Основание для этого — наличие проекта детального планирования на эту территорию.

Общие же основания для изъятия у собственников земли аналогичны основаниям изъятия участков в аренде, временном пользовании или пожизненном наследуемом владении. Поэтому нет большой разницы, на каком праве вам принадлежит земля, если ее хочет забрать государство.

При этом Кодекс о земле полноценно защищает интересы землепользователей при изъятии участков для государственных нужд. Там прописаны два важных момента: 1) государство возмещает убытки, причиняемые изъятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества; 2) при наличии волеизъявления землепользователя ему безвозмездно предоставляется компенсационный земельный участок.

А что с убытками?

Что касается убытков, то тут нередки споры об их размере, говорят юристы. Но право определять его в Беларуси предоставлено только 21 государственной организации, в то время как за рубежом размер убытков часто определяют независимые частные структуры или даже суд.

Есть на практике вопросы и с безвозмездным предоставлением компенсационных участков, особенно в Минске. Часто в предоставлении таких участков отказывают без законных на то оснований, говорят юристы.

Мы же отметим, что в последнее время компенсационные участки в Минске вообще не выделяются.

Есть ли выгода от собственной земли?

Как видим, огромной выгоды от приобретения участка в собственность в Беларуси нет. Во-первых, за это надо платить. Во-вторых, земельный участок невозможно продать без наличия на нем какого-то капитального строения. В-третьих, право собственности на землю никак дополнительно вас не защищает на случай, если государство решит изъять ваш участок.

Именно поэтому большинство людей, кому сейчас участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения, не спешат приобретать его в собственность, хоть и имеют такую возможность. Ведь за это им нужно будет заплатить как минимум кадастровую стоимость земли, не получив при этом никаких явных преимуществ.

Экономический ликбез TUT. Земля в собственность «как иной случай»

Нечастная собственность
Впрочем, не все земли могут быть предоставлены в частную собственность. Так, установлен запрет на передачу в частную собственность земель следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Кроме того, не подлежат предоставлению в частную собственность, земельные участки: на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся только в государственной собственности. Как видим, круг земельных участков, которые могут находиться в частной собственности, ограничен.

Де-юре частная собственность на землю в Беларуси существует. Однако де-факто свободного оборота земли нет. Почему? Ответ на этот вопрос попытаемся найти сегодня.
Главным документом, регламентирующим земельные отношения, является Кодекс о земле. В данном документе с недавних пор продекларированы только два права — право собственности на землю и право аренды земельного участка.
Согласно Кодексу, в Беларуси собственниками земельных участков могут быть физические лица, частные юридические лица, иностранные государства и международные организации.
Иностранным государствам земля может быть передана в собственность только для размещения дипломатического представительства или консульского учреждения, а международным организациям – для размещения своего представительства. Этот пункт может показаться самым легким (белорусским посольствам за границей симметрично предлагают лучшие места в собственность). Однако это на первый взгляд. Если, конечно, не вспоминать скандал с выселением дипломатов из посольских резиденций в поселке Дрозды под Минском, по соседству с резиденцией главы государства. Причиной отселения был назван ремонт канализации. Хотя иностранные дипломаты вызвались оказать содействие в проведении ремонтных работ.
Физлица
Чтобы физическим лицам оформить в Беларуси земельный участок в частную собственность, требуется первоначально соответствовать двум условиям — быть либо гражданином Беларуси, либо иностранцем, получившим землю по наследству. Причем во втором случае получить земельный участок по наследству могут только иностранные лица и лица без гражданства, являющиеся родственниками умершего.
Впрочем, физлицам в частную собственность земля предоставляется только для определенных целей. Например для: строительства и (или) обслуживания жилого дома; обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме; ведения личного подсобного хозяйства; коллективного садоводства; дачного строительства.
При этом размер земельного участка для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается: в городах — до 15 «соток»; в деревнях и поселках городского типа — до 25 «соток». Для коллективного садоводства и дачного строительства предоставляется участок не более 15 «соток». Площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, предоставляемого в сельском населенном пункте, не может превышать 1 гектара.
Причем, определение размера земельного участка отдано на усмотрение местных властей, которые определяют размер земельного участка исходя «из местных условий и особенностей, волеизъявления гражданина, а также требований градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил».
Юрлица
Самая дискуссионная часть касается предоставления земли в частную собственность для юридических лиц. Дело в том, говорит советник по правовым вопросам Международной финансовой корпорации Валерий Фадеев, что «сегодня в Кодексе о земле у юрлиц есть возможность получить землю на правах собственности, но практически никто из них землю так и не получил». Причина — «в законе норма есть, а политической воли еще нет».

Для юридических лиц предусмотрены следующие правовые формы использования земельного участка: право постоянного пользования (без установленного срока); право временного пользования (сроком до 10 лет, 20 лет); право аренды земельного участка (сроком до 99 лет).
Важным условием в данном случае является то, что юрлица должны быть зарегистрированы в Беларуси и не иметь государственной доли в уставном фонде.
Приобрести землю в собственность юрлица могут следующими способами: для строительства объектов — по результатам аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, без проведения аукциона — для целей обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), которые находятся на приобретаемой земле, «в иных случаях, предусмотренных президентом Беларуси», поясняет партнер, юрист Glimstedt Belarus Дарья Жук. При этом статус юрлица должен соответствовать заявленным целям. Это значит, что фермерские хозяйства могут получить землю лишь для ведения сельскохозяйственной деятельности; научные организации — для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; религиозные организации – для строительства церквей; организации граждан-застройщиков — для строительства многоквартирных жилых домов и так далее.
До недавних пор в Беларуси не было ни одной частной компании, которая бы владела правом собственности на землю. Но весной этого года президент Беларуси все-таки принял неожиданное решение и впервые передал оманскому инвестору (а если точнее – резиденту Беларуси) в собственность «лакомый кусок» в центре Минска площадью 2,6 га за 10 млн долларов для строительства многофункционального комплекса.
Впрочем, директор Фонда госимущества Наталья Жерносек считает, что этот участок в центре Минска, переданный оманскому инвестору не такой уж и лакомый. «Я думаю, что трудностей с реализацией проекта на этом участке будет достаточно много, потому что на нем расположены и объекты историко-культурного наследия, которые необходимо сохранить, и важные социальные объекты», — отметила она.
Тем не менее сам факт того, что долгое время землю инвесторам выделяли только в аренду, а тут – в частную собственность, вызвал оживленную дискуссию в обществе. Кто-то утверждает, что президент лишь воспользовался своим законным правом, другие утверждают, что это шаг по либерализации рынка земли, третьи – что за оманским инвестором в принципе стоят «наши люди». Очевидно же другое — свободного рынка земли, при котором земельные участки находятся в свободном обороте, до сих в стране не существует. Все вопросы, касающиеся передачи земельных участков в собственность юрлицам, решаются только на уровне президента.
Действительно, сегодня у главы государства есть масса полномочий в области использования и охраны земель. Он определяет единую государственную политику, порядок изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие, устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности.

Партнер рубрики —
FOREX CLUB

Однако крупных инвесторов, готовых вкладывать деньги в строительство профильных объектов в Беларуси, настораживает ситуация, когда земля, на которой находится объект, ему не принадлежит. Власти же боятся потерять контроль в масштабных проектах. «Где есть частная собственность, нет места безграничной власти», — говорят в один голос и чиновники, и бизнесмены.
Наталья Жерносек надеется, что в перспективе полноценно заработает рынок по продаже земли в собственность. Пока же, по ее словам, общество для этого еще не совсем созрело. «Продажа земли в частную собственность — это сложный вопрос для белорусского общества, которое 80 лет жило в условиях государственной собственности. Земля всегда была самым дорогим, что есть в стране, и самым ценным. Резко поменять менталитет, думаю, будет очень сложно. Но мы идем в данном направлении», — считает директор Фонда госимущества.
Аренда
Пока «общество не созрело», наиболее распространенной формой землепользования среди юрлиц является аренда земельного участка. Земельный участок может быть предоставлен в аренду любым субъектам хозяйствования – от индивидуального предпринимателя до иностранного юридического лица.
Арендодателями обычно выступают либо госорганы, либо администрации СЭЗ, либо собственники земли. Важным условием при сдаче в аренду земли является сохранение целевого назначения арендуемого земельного участка. Если, например, земельный участок арендодателю был предоставлен для ведения сельского хозяйства, то арендатор не вправе строить на арендуемой земле завод, поясняет Дарья Жук.
Сроки аренды различны. Например, если участок предоставляется для строительства здания, то срок аренды не должен быть меньше срока его строительства. В любом случае, срок аренды не должен превышать 99 лет. Для ведения сельского, крестьянского (фермерского) хозяйства, подсобного сельского хозяйства установлен минимальный срок аренды – 10 лет.
Право на аренду земельного участка также приобретается посредством проведения аукциона. Для некоторых категорий земель аукцион не проводится. Например, при аренде земли для строительства и обслуживания недвижимости, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. человек.
Кроме того, для инвесторов имеются определенные льготы при аренде земельных участков. Так например, арендодатели могут предоставить рассрочку платежа за аренду земельных участков, предоставленных для строительства недвижимости. Рассрочка предоставляется сроком до 5 лет с момента завершения строительства.
Недавно белорусский парламент одобрил внесение ряда нововведений в Кодекс о земле. Самыми отличительными моментами для юрлиц является возможность получить во временное пользование земельные участки для добычи полезных ископаемых, также получить в пользование дополнительные земельные участки в случае проведения реконструкции капитальных строений. Передача оманским инвесторам земли в частную собственность и принятие изменений в Кодекс о земле соответствуют курсу либерализации и расширяют возможности оборота земельных участков, отмечают эксперты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *