Заявление о приобретении прав на земельный участок

  • автор:

Образец заявления для приобретения земельного

участка в собственность

Руководителю департамента по управлению

муниципальным имуществом мэрии г.о.Тольятти

А.М. Чижиковой

от Общества с ограниченной ответственностью «Ярко»

ИНН _________________, ОГРН _________________

Адрес: 445017, г. Тольятти, ул. Самарская, 28, тел. 48-27-32

БИК ____________, Расчетный счет № _________________

наименование банка

Коды: ОКПО 11037236, ОКОНХ 71211

Заявление

Прошу Вас предоставить на праве собственности (в случае если собственность общая долевая, то указать долю для каждого лица) земельный участок с кадастровым номером ____________, с местоположением (адрес): г. Тольятти, ул. Жилина, 26 (указывается в соответствии с кадастровым паспортом), площадью________ кв.м, с разрешенным использованием: (указать разрешенное использование земельного участка из кадастрового паспорта или в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны, утвержденным Правилами землепользования и застройки, с фактическим использованием земельного участка:(указывается в соответствии с назначением объектов на земельном участке, если разрешенное использование земельного участка не совпадает с назначением этих объектов).

Если у заявителя на земельный участок ранее было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, то начало заявления следует изложить: Прошу переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности … (далее по тексту). При этом межевание земельного участка не требуется, а указанный в п.6 кадастровый паспорт земельного участка может быть заменен кадастровой выпиской.

скачать образец

Приложения к заявлению:

Документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, после 01.07.2012 г. При этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок)

1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, приобретающего права на земельный участок (один из нижеперечисленных документов):

— Паспорт гражданина РФ;

— Временное удостоверение личности гражданина РФ по форме № 2-П;

— Паспорт иностранного гражданина (национальный паспорт или национальный заграничный паспорт) или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность;

— Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель:

— Учредительные документы юридического лица;

— Доверенность, выданная юридическим лицом;

— Решение совета директоров общества, общего собрания акционеров или участников общества (ООО) об одобрении крупной сделки,

— Нотариально удостоверенная доверенность, выданная представителю физического лица (гражданина).

4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке — выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерациипризнается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 — 6 настоящего Перечня.

8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

P. S. Обязательно подпишитесь на новые статьи информационного блока «azbukainfo-tlt.ru» и получайте полезную информацию по купле-продаже земельных участков, квартир, по оптимизации бюджета, полезную информацию по строительству вашего дома и всего, что касается недвижимости.

, а специалист обеспечит подготовку и проведение сделки с соблюдением всех правовых норм.

А Вашей заботой будет только подписание в намеченное время

договора купли-продажи земельного участка.

Администрация города Сорска

Формы заявлений для граждан, желающих обратиться в администрацию мунипального образования для оформления прав на земельные участки

Главе муниципального

образования город Сорск

Жукову Александру Аркадьевичу

От

(Фамилия Имя Отчество)

Проживающий(ая)

Паспорт

(серия, №, дата, кем выдан)

тел.

ЗАЯВЛЕНИЕ

______________________________________________________________________________________________

кадастровый номер , площадью , в аренду сроком на (11 месяцев, 1-15 лет).

Дата_______________________ Подпись_____________________

Приложение:

1. Ксерокопия гражданского паспорта (стр. 1-4);

2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) (копия);

3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке (копии);

4. Выписка(и) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект(ы) недвижимости, расположенный(ые) на земельном участке (оригинал);

5. Технический(ие) паспорт(а) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке;

6. Кадастровый паспорт земельного участка (оригинал) 2010 г.;

7. Заявление на изъятие земельного участка от прежнего арендатора/пользователя земельного участка (в случае перехода права собственности на объекты недвижимости, находящиеся на данном земельном участке).

Главе муниципального

образования город Сорск

Жукову Александру Аркадьевичу

От _____________________________

Ф.И.О.

______________________________________

Проживающий(ая) _____________

________________________________

Паспорт ________________________

(серия, №, дата выдачи, кем выдан)

________________________________

________________________________

тел. ____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу предоставить земельный участок по адресу: ________________

в аренду сроком на __________________ (11 месяцев, 3 года, 10 лет) под индивидуальное жилищное строительство.

Дата_______________________ Подпись_____________________

Главе муниципального

образования город Сорск

Жукову Александру Аркадьевичу

От _____________________________

Ф.И.О.

______________________________________

Проживающий(ая) _____________

________________________________

Паспорт ________________________

(серия, №, дата выдачи, кем выдан)

________________________________

________________________________

тел. ____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу предоставить земельный участок под размещение металлического гаража в районе улицы сроком на одиннадцать месяцев.

Габариты ______м.

Дата_______________________ Подпись_____________________

Главе муниципального

образования город Сорск

Жукову Александру Аркадьевичу

От _____________________________

Ф.И.О.

______________________________________

Проживающий(ая) _____________

________________________________

Паспорт ________________________

(серия, №, дата выдачи, кем выдан)

________________________________

________________________________

тел. ____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу предоставить земельный участок в _______________________

расположенный по адресу: ____________________________ для эксплуатации индивидуального жилого дома.

Дата_______________________ Подпись_____________________

Главе муниципального образования город Сорск

Жукову Александру Аркадьевичу

от ___________________________________

(для юридических лиц — полное наименование и

организационно- правовая форма;

Адрес Заявителя _______________________

(индекс, край, район, поселение, полностью адрес)

ИНН Заявителя

Телефон (факс) Заявителя

Расчетный, лицевой счет Заявителя N

Реквизиты банка_______________________

Заявление

на приобретение в собственность земельного участка

Прошу предоставить мне земельный участок в собственность за плату

1. Сведения о земельном участке:

1.1. Земельный участок имеет следующие адресные ориентиры: _____________

(индекс, край, район, поселение, полностью адрес)

1.2. Основное целевое назначение земельного участка:______________________

1.3. Ограничения использования и обременения земельного участка:

(при наличии ограничения в использовании и обременения земельного участка правами других лиц)

1.4. Вид права, на котором используется земельный участок:_________________

(аренда, постоянное (бессрочное) пользование и др.)

1.5. Реквизиты документа, удостоверяющего право на котором заявитель

использует земельный участок:____________________________________________

(название, номер, дата выдачи, выдавший орган)

1.6. На земельный участок отсутствуют ограничения оборотоспособности, установленные статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

2. Сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке:

2.1. Перечень объектов недвижимости:

———————————————————————————————————

№ п/п

Наименование объекта

Основание возникновения права собственности на объект (наименование и реквизиты правоустанавливающего документа)

и т.д.

На земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц.

2.2. Основания отчуждения объекта(ов) недвижимости из государственной собственности _________________________________________________________

(орган, принявший решение о приватизации объектов недвижимости, реквизиты распорядительного акта)

Адрес, по которому Заявителю следует направлять копию решения о приватизации либо извещение об отказе в приватизации земельного участка:

Гарантирую отсутствие прав и претензий третьих лиц на здания, строения, сооружения, помещения, расположенные на выкупаемом земельном участке.

Гарантирую достоверность сведений в представленных документах.

Заявитель: __________________________________ _________________

(Ф.И.О., должность представителя (подпись)

юридического лица;

Ф.И.О. физического лица)

Дата «___» ______________ 200 г.

Приложение (опись документов):

1) Копии учредительных документов со всеми имеющимися дополнениями и изменениями, выписки из приказа о назначении руководителя и свидетельства о государственной регистрации;

2) надлежащим образом оформленная доверенность (при подаче заявления представителем Заявителя);

3) выписка из решения уполномоченного органа Заявителя о выкупе земельного участка в соответствии с Уставом, заверенная руководителем, скрепленная печатью;

4) копия договора купли-продажи недвижимого имущества или иного документа – основания возникновения права собственности на объект недвижимости у Заявителя (при переходе права собственности на объект(ы) недвижимости после их приватизации;

6) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия не ранее 30 дней до момента регистрации заявления;

7) копия технического паспорта, подтверждающая размер площади здания, строения, сооружения и иного объекта недвижимости, расположенного на выкупаемом земельном участке;

8) Кадастровая карта (план) земельного участка, не ранее 3 месяцев, с указанием кадастровой стоимости земельного участка — в 4 экз.

9) заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего право Заявителя на земельный участок (постановления о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка и т.д.;

10) Заявление от Арендатора о расторжении договора аренды земельного участка в случае если до подачи заявления земельный участок был оформлен в аренду.

В связи с тем, что граждане не всегда имеют возможность приобрести землю в собственность, они оформляют наделы, которые предлагаются им государством. При этом подразумевается временное или бессрочное пользование. Однако в итоге встает вопрос, как оформить муниципальную землю в собственность? Данная процедура не простая, предполагает плату и множество различных действий, в том числе сбор документов необходимых для получения земли. Со стороны органов может поступить отказ, а может представиться льгота в виде бесплатного оформление участка.

Случаи оформления в собственность имущества государства

Для того чтобы произвести выкуп земель, находящихся в муниципальной собственности, необходимо иметь на данное действие право.

Оно подразумевается законом и порождается за счет наличия конкретно определённых оснований:

  • решение органов власти, которое выдаётся в том случае, когда гражданину предоставляется возможность приобрести участок бесплатно или в постоянное пользование, то есть без установления срока;
  • договор о покупке участка, когда он оформляется за плату;
  • договор аренды;
  • договор о том то, что участок предоставляется в пользование без оплаты, то есть безвозмездно.

Процедура выкупа такой земли специфическая. Нельзя её применять к любой категории земель.

Также при применении процедуры получения земли, находящейся в муниципальной собственности, нужно учитывать определённые особенности, которые будут определять ход данного процессе.

Речь идёт о некоторых характеристиках как самого предмета оформления, то есть участка, так и субъекта сделки:

  • место, где находится земля;
  • определение того, к чьей собственности относится участок, это может быть государственное или муниципальное имущество;
  • вид деятельности, то есть разрешённый вариант использования участка;
  • характеристика лица, который и будет являться субъектом сделки, то есть покупателем, арендатором или тем, кто получает участок в пользование на безвозмездной основе.

Данные особенности в первую очередь будут определять условия договора или основания, по которым органы власти будут принимать решение относительно передачи участка в собственность.

Любой гражданин или организация могут выступать субъектом подобных сделок. В этом случае процедура всегда будет осуществляться только за плату, иные условия предлагаются только конкретным категориям лиц, устанавливаемым в законе.

При этом важно понимать, что пока процедура оформления предоставления земельных участков не пройдена, никакие сделки по продаже таких объектов осуществляться не могут, в том числе, если на них находятся сооружения, возведённые самими субъектом. Для этого также необходимо получение соответствующего разрешения на подобные действия со стороны местных или государственных органов.

Продажа земли муниципальной собственности

Прежде чем говорить о самой процедуре продажи земель, которые находятся в собственности либо муниципалитета, либо государства в целом, необходимо понять, какими способами она вообще может осуществляться. Речь идёт о торгах. То есть участки всегда выставляют на аукционы, где они и распродаются за определённые суммы. При этом не всегда есть необходимость проводить подобные торги.

Закон предусматривает случаи, когда земли продаются без выставления их на аукцион:

  • если предоставление земельных участков было для комплексного строительства жилых помещений;
  • если земли были переданы в аренду для их комплексного освоения, причём обязательно в этом случае наличие договора;
  • если предоставление земельных участков было в целях ведения хозяйства, в том числе домового и дачного;
  • если земли находились в пользовании организации на бессрочной основе, то продажа этим же организациям проводится без торгов;
  • если предоставление земельных участков осуществляется специальным организациям, которые занимаются сельским и крестьянско-фермерским хозяйством;
  • если предоставление земельных участков происходит для подсобного хозяйства личного назначения, а также для постройки жилых помещений, но индивидуального характера.

В том случае, когда заявка на участие в торгах единственная и подана лицом, попадающим под одну из представленных категорий, то продажа будет проводиться в отношении этого лица. Тот же принцип действует, когда участник аукциона всего один, даже если он не попадает под вышеизложенный перечень. Те же условия будут распространяться на договор аренды.

Цена каждого объекта договора будет зависеть от его характеристик. Определяется процентная ставка от кадастровой стоимости надела. Главный критерий определения стоимость при этом – регион, где расположен участок.

Конкретные показатели ставки будут зависеть от выкупаемых участков. Если на земле есть какая-то постройка, то ставка будет примерно шестьдесят процентов. В случае, когда необходимо проводить какие-то преобразования с участком, например, поменять его назначение, то процент может вырасти то восьмидесяти. По общему же правилу ставка составляет не больше двадцати процентов. Главное правило – цена не должны превышать стоимости по кадастру.

Представление земли в бессрочное и безвозмездное пользование

Данные формы пользования специфические, и имущество, которое находится в государственном полном владении, может предоставляться лишь некоторым субъектам по такому порядку.

Если речь идёт о пользовании без установления срока, то тогда закон определяет конкретный перечень субъектов, которые имеют право на такую привилегию:

  • органы власти, как государственные, так и местные;
  • различные учреждения государственного или муниципального назначения;
  • предприятиям, являющимся казенными;
  • центры, которые сосредоточивают в себе историческое наследие президентов, в том числе тех, кто сложил свои полномочия.

Само решение приниматься будет также соответствующим органом. Оно опирается также на правила представления участков, конкретные документы и критерии земли.

Решение, принимаемое органом власти, должно сдержать в себе большое количество информации. В первую очередь, это характеристика объектов, которые стали предметом договора. Также обязательно вносить сведения о субъекте, то есть об органе и организации, которым должны быть представлены наделы в пользование.

Рекомендуем ознакомиться:

Указанным выше субъектам не представляются земли, принадлежащие государству или муниципалитету, на праве иного пользования. Для них действует только правило безвозмездного пользования наделом, за исключением случаев, описанных в законе.

Ещё одной специфической формой пользования является то, что оно не устанавливает сроков. В этом случае перечень лиц, которые могут пользоваться имуществом на таком праве гораздо шире.

В него входят следующие субъекты:

  • те же субъекты, которые имеют право на пользование без установления срока, только с ограниченным сроком до одного года;
  • организации, осуществляющие религиозную деятельность;
  • субъекты, которые имеют договор с органом власти на проведение реставрационных работ;
  • конкретные граждане, которые имеют целью проведение жилищного строительства индивидуального характера;
  • конкретные граждане, имеющие служебное помещение на участке, который передаётся в бессрочное пользование, однако только на срок пользования имеющимся строением;
  • субъекты, осуществляющие деятельность сельскохозяйственного типа;
  • некоммерческие организации, которые создавались для огородничества или строительства;
  • лица, чьи участки были ранее изъяты для нужд государства или муниципалитета;
  • граждане, которые нуждаются в содействие при осуществлении строительства жилых домов.

Срок пользования в данном случае будет определяться в зависимости от желания заявителя, но при этом с учётом тех ограничений, который изложены выше.

Когда участки предоставляются на праве безвозмездного пользования и при этом для конкретных целей, а именно садоводства, огородничества или даже сельскохозяйственной деятельности, то заявитель должен обеспечить подготовку и обработку земель, то есть по договору все обязанности по содержанию и поддержанию эксплуатационных характеристик лежат на субъекте данных отношений.

Оформления земли из аренды в собственность

Договор аренды в случае с имуществом, которое принадлежит исключительно муниципалитету или государству, претерпел некоторые изменения в вопросах выкупа земли в собственность. Он имеет особое значение при определении цены надела, а также порядка его получения, то есть проведении или наоборот отсутствии торгов.

Итак, основные изменения при оформлении земли из права аренды в собственность:

  • есть возможность не проводить торги, чтобы получить участок, правда, распространяется это только на определённые категории земель, а именно – наделы для огородничества, дачного дела, фермерского и садового;
  • процент на оплату зависит не от рыночной, а от кадастровой цены, которая существенно ниже.

При этом договор должен быть заключен на три года и не меньше, подаваться заявление о передаче земли в собственность может только пока течёт аренда и не должно наблюдаться никаких нарушений со стороны арендатора.

Арендатор может осуществлять процедуру выкупа надела только тогда, когда договор прямо не говорит о запрете на это действие, а также только в случае нахождения на участке какого-либо строения, возведённого заявителем.

Также важным правилом является то, что даже если на территории есть постройка, то она прежде должна быть переведена в собственность заявителя. Подтверждением будет являться не только документ о собственности, но и обязательно паспорт с техническими характеристиками сооружения. Только после этого можно будет приобретать и земельный участок. При этом проводить данные действия необходимо только в тот период, пока действует договор аренды надела, в противном случае данная возможность будет упущена.

Документы для оформления земли в собственность

Для того чтобы начался процесс выкупа земли, необходимо собрать и подготовить пакет документов. Перечень бумаг определяется законодательно. Он подается в соответствующие органы власти, государственные или муниципальные.

В этот пакет бумаг входят следующие документы:

  • кадастровый паспорт, содержащий в себе необходимые сведения об участке, а также паспорт сооружения, которое находится на конкретном наделе;
  • документ, выдаваемый Росреестром, а именно выписка;
  • ксерокопия паспорта, если заявитель гражданин;
  • если документы направляет индивидуальный предприниматель, то документ, который бы подтвердил его регистрацию;
  • организации предъявляют документ, подтверждающий факт её регистрации;
  • документы, которые бы подтвердили возможность субъекта выкупить конкретный надел.

Срок рассмотрения бумаг определяется не больше, чем в один месяц. Органы власти должны его рассмотреть и вынести соответствующие решение.

Государственная пошлина уплачивается по окончанию данной процедуры. Её размер будет определяться в зависимости от региона, если речь идет о муниципальной собственности.

Кроме того необходимо помнить о необходимости регистрации права собственности. Это действие нужно совершать уже после того, как будет принято решение.

Оно также подразумевает передачу в реестре некоторых документов:

  • документ, который удостоверит личность гражданина или подтвердит регистрацию предпринимателя или организации;
  • заявление, в которое необходимо внести все сведения о причинах переоформления, характеристиках и условиях;
  • документ, подтверждающий основания регистрации права, то есть решение органа власти;
  • характеристики земли, а именно кадастровый план и паспорт, отражающие данные сведения;
  • квитанция, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины.

После подачи документов они также рассматриваются уполномоченным органом, причем не позже чем в течение пяти дней. Далее участок будет поставлен на учет, а заявителю выдадут документ, подтверждающий право собственности.

Порядок проведения торгов

В случае с покупкой имущества, которое принадлежит государству или же муниципалитету, возможно два порядка его приобретения. В одном случае проводятся специальные аукционы, во втором случае проведение торгов исключается.

Чаще всего встречается вариант с аукционами, который подразумевает определённый порядок действий:

Рекомендуем ознакомиться:

  1. Подготовка аукциона. Этим может заниматься либо орган власти, либо сам заявитель. На данном этапе важно оценить земельный участок, утвердить различные проекты, в том числе межевания. Если инициатором является гражданин или организация, то они просто подают заявку, а орган власти самостоятельно проводит данные мероприятия.
  2. Утверждение схем надела. Этим также занимается орган власти. Проводится данное мероприятие по окончании подготовительных действий для дальнейшего выдвижения участка на торги. Инициатором утверждения схемы может быть либо сам орган, либо заявитель.
  3. Проверка оснований. Она осуществляется органом власти. В итоге выноситься решение, которое может и отказывать заявителю. Срок для этого определяется в два месяца.
  4. Осуществление кадастровых работ. Здесь речь идёт о проведении мероприятий на самом участке, так как необходимо уточнение всех характеристик. Также на этом этапе проводится постановка надела на учёт.
  5. Подача заявления на проведение аукциона. Это делает заинтересованный субъект. Орган власти проводит ещё одну проверку самого участка, оснований и документов, а также устанавливает инженерное обеспечение к наделу, чтобы при необходимости могли проводиться требуемые работы.

Сам аукцион проводится в виде торгов. Если заявитель один, то надел передаётся ему за конкретно определённую плату, которая будет зависеть от ранее установленной кадастровой стоимости.

Извещение и привлечение потенциальных покупателей должно обеспечиваться организаторами аукциона. Кроме того, необходимо сообщать все сведения о самом порядке проведения аукциона, его организаторах и участниках.

Также закон обозначает ситуации, при которых аукцион проводиться не может.

Они определяются с учётом характеристик земли:

  • не уточнены границы надела;
  • право собственности не было зарегистрировано;
  • не установлено параметров допустимого строительства на участке;
  • нет конкретно определённой категории участка, а также его назначения;
  • земля ограничена в обороте или вовсе изъята из него;
  • на участке имеются строения, строительные работы по которым не завершены;
  • надел предназначен для нужд государства или муниципалитета;
  • необходимо дополнительное согласование по поводу проведения аукциона;
  • участок предназначен только для общего его использования;
  • земли больше не входят в перечень тех, что предназначены для нужд государства или муниципалитета.

Если представленных выше обстоятельств нет, то земля может свободно выставляться на торги. Начальная цена будет сформирована как раз с учётом кадастровых показателей, а также при определении доработок и изменений её характеристик.

Порядок оформления земли без аукциона

Ещё одним распространённым вариантом, который позволяет осуществить выкуп земли и оформить её в полное владение, является покупка, но без организации аукционов.

На этот счёт закон также предусматривает определённый порядок действий, которые осуществляются в случае отсутствия необходимости проводить торги:

  1. Подготовка схем. Они должны отражать расположение участка, находящегося на определенной территории, границы и прочие характеристики. Данный этап необходим только тогда, когда надел не утверждён, а межевание не проведено.
  2. Подача заявления. Это делает либо гражданин, либо организация. Кроме того, если на участке имеются какие-то сооружения, то их также нужно утверждать и отражать в подаваемом заявлении.
  3. Принятие решение. На этом этапе уполномоченный орган определяет и назначает дополнительное согласование. Оно необходимо тогда, когда нужно уточнить границы надела или его только предстоит создать.
  4. Проведение специальных работ. Для того чтобы заинтересованные лица могли приобрести землю, необходимо провести дополнительные работы кадастрового характера. Участок должен соответствовать тому проекту межевания, что был установлен, а также совпадать с ранее принятой схемой надела.
  5. Постановка на учёт. Речь идёт о кадастровом учёте, а также при необходимости государственном. Важно получить сведения о регистрации государственного или муниципального права на конкретный надел.
  6. Подача заявления о предоставлении необходимого надела. Это действие осуществляется непосредственно гражданином или уполномоченным лицом в организации.
  7. Заключение договора. Какого именно – зависит от формы пользования и владения. Либо договор купли-продажи, либо аренды, либо пользования без установления срока или безвозмездного порядка.

Заявление на оформление земли подаётся лицом либо лично, либо через почту, либо за счёт обращения в специализированные центры.

Заявитель имеет ограниченное время на то, чтобы подать заявление. Необходимо успеть в срок безвозмездного пользования наделом или аренды участка. Крайний период – день подачи заявления на прекращение данных прав.

Закон также предполагает случаи, когда предложенный выше порядок не будет применяться в силу определённых обстоятельств:

  • применение порядка бесплатной передачи земли;
  • продажа и передача в аренду тому лицу, которое было единственным, что подало заявку на торги;
  • подписание договора на конкретный надел;
  • передача надела в пользование на безвозмездной основе, но только тем организациям, которые получили его в пользование без срока.

В остальных ситуациях каждый гражданин или организация могут подать заявку и при соблюдении установленных условий получить надел в собственность.

Оформление земли в бесплатном порядке

В некоторых ситуациях граждане могут получить участок, не оплачивая данную процедуру, то есть без уплаты предполагаемых расходов.

Для этого необходимо попадать под одно из следующих оснований:

  • если участок на территории, которая застроена;
  • участок религиозной организации;
  • участок, который был образован за счёт раздела земли;
  • участок, которым лицо пользовалось пять лет на любом праве в безвозмездной форме;
  • лицам, которые имеют от трех детей;
  • участки, предоставляемые для содействия строительству жилых домов.

Если гражданин попадает под одно из указанных оснований, то он имеет право получить надел в полное владение, даже если земля принадлежала государству или муниципалитету, при этом не неся никаких сопутствующих расходов.

Закон устанавливает, что если лицо обладает правом на получение земли, которая принадлежала государству или муниципалитету, в бесплатном порядке, то оно может реализовать его только один раз. Если имеется несколько оснований для гражданина, то применять можно только одно из них.

Все вопросы относительно постановки на учёт граждан из данной категории, а также регламентации порядка предоставления земель, содержания и обеспечения, а также снятия с учёта при необходимости, регулируются только законами субъектов, что объясняет разные порядки в каждом конкретном регионе.

Отказ в предоставлении участка в собственность

Законом подразумевается возможность того, что органами власти будет отказано гражданам и организациям в получение права полного владения землей, причём только если речь идет о порядке без проведения торгов. Основаниями для этого могут служить следующие положения:

  • если с заявлением обратился тот, кто не имеет на это право;
  • если участок уже передан на праве различного пользования и владения;
  • если участок был передан организации, которая занимается огородничеством, строительством и иной подобной деятельностью;
  • если на земле есть сооружения или иные строения, строительство которых не было завершено;
  • участок не может быть в обороте или как-то ограничен в нём;
  • земля закреплена для обеспечения нужд государства и муниципалитета;
  • участок входит в другой участок, который по договору имеет целью развитие территорий или их освоение;
  • надел определён, как предмет аукциона;
  • несоответствие целям, которые были установлены для использования конкретного надела;
  • отсутствие участка в перечне, установленном Правительством;
  • площадь надела выше норм, установленных в законе;
  • если участок предназначен для определённых построек, а заявление подано лицом, не имеющим на это право;
  • не установлен вид, назначение и категории земель, невозможность применения к ней конкретного права;
  • необходимо уточнение границ участка;
  • площадь не соответствует той, что обозначена в схеме.

Перечень оснований считается исчерпывающим, иные причины отказа не допускаются и могут быть оспорены.

Представленный перечень оснований будет действовать только до 1 января 2020 года. Кроме того, данные случаи будут относиться и к принятию решений о проведении дополнительного предварительного согласования при передаче земли в собственность.

Таким образом, выкупить участки, которые ранее находились в собственности государства и муниципалитета, возможно, если будут определены основания этого, а также будет соблюдён порядок подачи документов и проведения торгов.

О единстве судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости.

Довольно часто в последнее время, а именно после 1 июля 2012 г. стали обращаться за помощью граждане, собственники жилых домов с проблемами связанными с оформлением прав на земельный участок. В продолжение дискуссии на тему единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, развернутой на фоне невозможности признания прав на землю в порядке приобретательной давности, решил написать этот опус. Надеюсь поможет некоторым нашим согражданам избежать огромных расходов, а коллегам защитить права землепользователей.
Итак, земельное законодательство СССР предполагало наличие у граждан только права пользования землей (Основы земельного законодательства СССР, Земельный кодекс РСФСР, 1970), право собственности на землю возникло в нашей стране только во времена земельной реформы первого Президента «новой России» Б.Н.Ельцина. Одновременно с правом собственности в стране было введено право пожизненного наследуемого владения. Право собственности на земельный участки приобреталось гражданами за плату, за исключением некоторых социальных групп населения, право пожизненного наследуемого владения предоставлялось безвозмездно (статья 47 Земельного кодекса РСФСР). Именно поэтому большинство земельных участков, в том числе и те, которыми уже пользовались много лет, были приобретены гражданами во времена земельной реформы в пожизненное наследуемое владение.
Право пожизненного наследуемого владения исходя из названия не предполагает права распоряжение земельным участком, за исключением перехода права по наследству. При этом уже тогда нормы земельного законодательства устанавливали, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельными участками. При этом гражданам выдается новый документ, удостоверяющий право на землю. Однако на практике это происходило довольно редко.
При продаже жилых домов в договоре купли — продажи фигурировал только дом и хозпостройки, так как права продажи земли у продавца не было. Покупатель должен был обратиться в органы власти за безвозмездным приобретением права пожизненного наследуемого владения, но на практике население не обременяло себя подобной беготней, так и так такое переоформление все равно не порождало право собственности.
С введением в действие нового Земельного кодекса Российской Федерации (2001), земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения предоставляться перестали. И огромное количество земельных участков, много лет находящихся во владении граждан «зависли в воздухе». Не многие граждане заволновались, и стали оформлять права на землю. В то время приобрести право собственности на землю из-за недостаточного развития рынка земельных участков и низкой кадастровой стоимости не представляло большого труда. Кроме этого ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» для таких граждан (собственников зданий) пресматривал льготную цену за выкуп земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями. Указанный льготный период неоднократно продлялся, но 1 июля сего года окончательно и безповоротно закончился. Проект Федерального закона о его дальнейшем продлении был отклонен Государственной Думой.
Таким образом, на настоящий момент выкуп земельных участков собственниками расположенных на таких участках зданий, строений и сооружений осуществляется по полной кадастровой стоимости. В областных, районный и других крупных населенных пунктах таковая стоимость вплотную приближается к цифре с шестью нолями, а городах миллиониках и того больше.
При этом до 1 июля 2012 года органы власти, как правило местные, всяческим образом саботировали (затягивали офорление документов и заключение договоров) выкуп гражданами указанных земельных участков (что подтверждается и в вопросах раздела онлайнконсультация на проекте Праворуб), Однако после 1 июля 2012, власть очень охотно идет на встречу гражданам в выкупе земельных участков уже по полной кадастровой стоимости.
Но не все так страшно!!!
Итак, одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков и наоборот. (статья 1 Земельного кодекса РФ)
При переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю. (статья 37 Земельного кодекса РСФСР, 1991)
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. (статья 35 Земельного кодекса РФ)
При переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования. (статья 274 Гражданского кодекса РФ)
Исходя из вышеуказанных норм права, можно сделать вполне закономерный вывод, что собственникам жилых домов, приобретших их по сделкам до вступления в силу Земельного кодекса РФ должны автоматически перейти и права на землю под такими домами. Но как быть, если в силу Закона переход права пожизненного наследуемого владения по сделкам невозможен и не оформлялся? Некоторое время это было неразрешимой дилеммой.
Но в рамках многократного изменения земельного законодательства, именуемой «дачной амнистией» эта проблема была разрешена. Из совокупности положений Земельного кодекса РФ и ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» право пожизненного наследуемого владения подлежит переоформлению на право собственности, при этом сроками не ограничивается. Кроме этого ФЗ от 23.11.2007 №268 были изменены положения ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в связи с чем граждане не успевшие за долгие годы земельных реформ оформить права на земельные участки под приобретенными по сделкам жилыми домами, получили возможность оформления их бесплатно в собственность.
Для оформления указанных земельных участков в собственность, необходимо обратиться с заявлением о регистрации права собственности на указанные земельные участки в регистрационную службу Управления Росреестра и предоставить помимо правоустанавливающего документа на дом, здание, сооружение, один из правоустанавливающих документов на земельный участок любого прежнего собственника указанного дома, здания или сооружения.
При этом платить сотни тысяч рублей за выкуп не требуется.

Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Комментарий к статье 219 ГК РФ

1. Комментируемая статья представляет собой исключение из п. 1 ст. 218 ГК. Последняя не определяет, в какой момент возникает право собственности на новую вещь. По ее смыслу право собственности возникает в тот момент, когда в результате изготовления или создания появляется объект, который может квалифицироваться как новая вещь. Комментируемая статья решает этот вопрос по-иному. Если вновь создаваемый объект представляет собой недвижимость, право собственности возникает в момент регистрации, в случае когда подобное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Определение недвижимого имущества дано в ст. 130 ГК. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 132 ГК предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

2. Под действие правила комментируемой статьи подпадает только то вновь создаваемое недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации. Статья 219 говорит о регистрации вновь создаваемого недвижимого имущества. Она тем самым охватывает как недвижимость, которая к моменту регистрации уже была завершена созданием, так и такую недвижимость, которая к этому моменту еще продолжает создаваться.

В 2004 г. ст. 130 ГК была дополнена указанием, что к недвижимым вещам относятся объекты незавершенного строительства. Однако уже и ранее закон предусматривал регистрацию строящихся морских и речных судов. КТМ различает первоначальную регистрацию вновь построенных судов (ст. 42) и регистрацию строящихся судов, для которых ведется специальный реестр (п. 3 ст. 376). КВВТ предусматривает регистрацию права собственности на строящиеся суда в общем судовом реестре (п. 3 ст. 15).

Статья 25 Закона о регистрации прав на недвижимость предусматривает как регистрацию вновь создаваемого объекта недвижимого имущества, так и регистрацию объекта незавершенного строительства.

По существу, здесь ГК делает отсылку к другим законам. Однако единого закона, предусматривающего регистрацию прав на все виды недвижимого имущества, не существует. Все имеющиеся законы предусматривают регистрацию такой недвижимости, создание которой уже завершено к моменту регистрации. Между тем комментируемая статья говорит о вновь создаваемом недвижимом имуществе. Это, конечно, охватывает недвижимость, которая уже создана. Однако указанная статья служит основанием также и для государственной регистрации такого недвижимого имущества, создание которого к моменту регистрации еще не завершено. Такая государственная регистрация имеет важнейшее значение для обеспечения стабильности имущественных отношений, возникающих прежде всего в связи с таким важнейшим направлением деятельности, как капитальное строительство. Особенно важна государственная регистрация прав на вновь создаваемое недвижимое имущество для обеспечения надлежащего хода операций, известных как «проектное финансирование». Речь идет о получении банковского (или иного) кредита для создания объектов недвижимого имущества под залог той части недвижимости, которая уже создана.

Комментируемая статья открывает путь для государственной регистрации прав на подобную недвижимость. Он определяет объект этой регистрации как вновь создаваемое недвижимое имущество. Тем самым он охватывает как недвижимость, которая к моменту регистрации уже была завершена созданием, так и такую недвижимость, которая к этому моменту еще находится в процессе создания.

Законы, предусматривающие государственную регистрацию отдельных категорий недвижимости, в различной степени используют возможность, предусмотренную комментируемой статьей. КТМ наиболее полно регламентирует эти вопросы. Он предусматривает регистрацию вновь построенных судов, а также строящихся судов и прав на них (ст. 42). Важно подчеркнуть, что последние регистрируются в специальном реестре (п. 3 ст. 376). Установлено, что право собственности на строящееся судно может быть зарегистрировано в реестре строящихся судов при условии закладки киля или проведения подтвержденных заключением эксперта равноценных строительных работ. При регистрации права собственности на строящееся судно выдается соответствующее свидетельство (п. 3 ст. 376 КТМ). Порядок регистрации судов, в том числе строящихся судов, предусмотрен Правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденными Приказом Минтранса России от 29.11.2000 N 145 <1>, и Правилами регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденными Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 31.01.2001 N 30 (в ред. от 05.06.2003) <2>.

———————————
<1> БНА. 2001. N 7.
<2> БНА. 2001. N 22; 2003. N 42.

КВВТ также предусматривает регистрацию права собственности на строящееся судно. Однако его правила не столь детальны. Он устанавливает лишь, что такая регистрация производится в общем судовом реестре (п. 3 ст. 15). Порядок регистрации судов внутреннего водного транспорта предусмотрен Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 <1>.

———————————
<1> БНА. 2001. N 49.

Правила Закона о регистрации прав на недвижимость по данному вопросу далеки от совершенства. Они не проводят различия между недвижимостью, завершенной созданием к моменту регистрации, и недвижимостью, которая все еще находится в процессе создания. В Законе указано, что «право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания» (п. 1 ст. 25). Однако если уже имел место факт создания недвижимости, то она, безусловно, не является вновь создаваемым объектом.

Правда, упомянутый Закон частично затрагивает и вопрос о недвижимости, создание которой не закончено. Он называет ее несколько неодобрительно объектом незавершенного строительства, что, видимо, восходит к госстроевской терминологии советского периода. Важно, однако, что Закон не содержит твердых критериев, на основе которых должен решаться вопрос о государственной регистрации. Установлено лишь, что она производится «в случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства» (п. 2 ст. 25). Закон оставляет открытым, когда возникает такая необходимость и кто должен определить ее наличие. Все это не содействует установлению необходимой стабильности в сфере прежде всего капитального строительства.

Право как на вновь создаваемый объект недвижимого имущества, так и на объект незавершенного строительства регулируется на основании документов, указанных в названном Законе. Для первого из них — это документы, подтверждающие факт его создания (п. 1 ст. 25), для второго — это документ, подтверждающий право пользования земельным участком для создания данного объекта, а также некоторые другие документы (п. 2 ст. 25).

Упомянутый Закон идет дальше комментируемой статьи. Если она предусматривает всего лишь, что право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации, то Федеральный закон устанавливает обязанность соответствующего лица осуществить эту регистрацию. Он предусматривает, что если правоустанавливающие документы оформлены после его введения в действие, то государственная регистрация является обязательной (п. 2 ст. 6). В случае объекта незавершенного строительства такая обязанность не является абсолютной, поскольку его государственная регистрация вообще производится лишь в случае необходимости совершения сделки с этим объектом.

О правовом режиме объектов недвижимого имущества, вновь создававшихся ранее введения в действие ГК и Закона о регистрации прав на недвижимость, см. коммент. к ст. 131, рассматривающий обратную силу правил о регистрации недвижимости.

3. ГК относит космические объекты к недвижимости, подлежащей государственной регистрации (ст. 130 ГК). Однако право собственности на них возникает ранее такой регистрации.

Основанием для этого является правило ГК, устанавливающее, что если международный договор РФ содержит иные правовые нормы, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве, то применяются правила международного договора (ст. 7 ГК).

Регистрация космических объектов осуществляется в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г. Она устанавливает: «Когда космический объект запускается на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий реестр, который им ведется» (п. 1 ст. 11). Этот акт совершается тогда, когда соответствующий аппарат запускается. Однако он строится задолго до этого. В этот период согласно Конвенции он не может быть зарегистрирован.

ГК предусматривает, что когда международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве, то применяются правила международного договора (ч. 2 п. 2 ст. 7). Международный договор устанавливает, что право собственности на вновь созданный космический объект должно возникать независимо от его регистрации. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (Вашингтон, Лондон, Москва, 27 января 1967 г.) <1> постановляет, что «права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство. остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве» (ст. VIII). Договор не содержит указания на их регистрацию. Достаточно, чтобы объект был запущен в космос.

Другой комментарий к статье 219 Гражданского Кодекса РФ

1. Как известно, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК).

Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Соответствующие нормы сформулированы в ст. 131 ГК РФ, а также в Законе о регистрации недвижимости.

На первый взгляд правило, предусмотренное в рассматриваемой статье, можно было не включать в Гражданский кодекс. В данном случае в усеченном виде воспроизводится норма, предусмотренная в п. 2 ст. 8 ГК РФ: права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Однако если бы не было комментируемой статьи, то, несомненно, возникли бы затруднения при решении вопроса о моменте возникновения права собственности на недвижимость. С одной стороны, существует упомянутое правило п. 2 ст. 8 ГК РФ, а с другой — есть норма, установленная в п. 1 ст. 218 ГК РФ. И был бы неизбежен вопрос: не есть ли указание п. 1 ст. 218 исключением из общего правила, предусмотренного п. 2 ст. 8 Кодекса? С тем, чтобы не допустить возможности двоякого толкования, и появилась рассматриваемая статья.

2. Казалось бы, вполне логичное появление правила комментируемой статьи на деле привело к трудноразрешимым проблемам в доктрине и затруднениям практического свойства. В частности, возникли вопросы: если нет права собственности на вновь созданный объект недвижимости, то какие-то права у субъекта, который, предположим, построил дом, все же существуют? Какие? На что? Иногда говорят, что данному субъекту принадлежит право собственности на строительные материалы, использованные при строительстве. Так ведь уже нет этих материалов, они подверглись переработке. Как представляется, существующее положение в этой сфере отмечено противоречием правовой формы реально существующим экономическим отношениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *