Защита избирательных прав в суде

  • автор:

Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Право граждан Российской Федерации избирать и быть выбранными, а также право на участие в референдуме (далее — избирательные права) являются одними из главнейших конституционных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации в статье 32. Защита данных прав осуществляется в соответствии с главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).

Субъекты споров о защите избирательных прав

Чтобы обратиться в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме необходимо обладать определенным статусом — быть избирателем или участником референдума. Данный статусприобретается с рождения, но фактическиреализуетсягражданами непосредственно в период проведения выборов или референдума.

Помимо избирателей и участников референдумов обжаловать действия (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, а также избирательных комиссий, комиссий референдума, нарушающие избирательные права могут:

— политические партии (их подразделения);

— кандидаты;

— избирательные комиссии;

— комиссии референдума;

— различные общественные объединения;

— группы участников референдума;

— наблюдатели;

— и иные лица, группы лиц, объединения, комиссии и должностные лица.

Сроки по делам о защите избирательных прав

Особенностью административных дел, связанных с защитой избирательных прав, являются особые сроки. В силу специфики общественных отношений, в рамках которых складываются подобные споры, действия суда должны быть максимально оперативными. Таким образом, в делах такого характера преобладают особые сроки, которые порой составляют не более 5 дней.

Общий срок на подачу административного иска в защиту избирательных прав составляет три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

В связи с особым характером общественных отношений, складывающихся в ходе реализации избирательных прав и права на референдум, а также их защитой, в статье 240 КАС РФ установлены специальные сроки на подачу административного иска в защиту обозначенных выше прав.

Помимо общего КАС РФ предусматривает и специальные сроки в зависимости от вида спора. Так, исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии (комиссии референдума) об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования или исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

Важно отметить и помнить, что общий срок на подачу административного иска в защиту избирательных прав восстановить можно, а вот специальные сроки закон прямо запрещает восстанавливать вне зависимости от причины пропуска (части 7,8 статьи 240 КАС РФ).

Сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав также варьируются (статья 241 КАС РФ):

— в течение пяти дней рассматриваются дела, поступившие в суд в период избирательной кампании (референдума) до дня голосования (но не позднее дня, предшествующего дню голосования), а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно;

— исковое заявление об ошибках в списках избирателей, участников референдума рассматривается в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, — немедленно;

— и иные специальные сроки.

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав

Согласно части 2 статьи 243 КАС РФ дела о расформировании избирательных комиссий (комиссий референдума), об оспаривании решений ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов ГДФС РФ, результатах референдума РФ рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей.

Если оспаривается решение участковой избирательной комиссии, комиссии референдумаоб итогах голосования, то при рассмотрении такого дела обязательно участие представителя территориальной комиссии или представителя комиссии, организующего референдум или соответствующие выборы.

Часть 6 статьи 243 КАС РФ устанавливает прямой запрет на рассмотрение дел о защите избирательных прав в упрощенном (письменном) порядке.

Прекращение судебного производства

Прекращение судебного производства связано либо с отказом от административного иска лица, подавшего его, либо с иными обстоятельствами, закрепленными в статье 194 и части 2 статьи 242 КАС РФ. К таким обстоятельствам относится:

— если административное дело должно рассматриваться в ином судебном порядке;

— если между сторонами уже был спор по данному предмету и по тем же основаниям и имеется судебное решение, вступившее в законную силу;

— если между сторонами заключено соглашение о примирении и такое соглашение утверждено судом;

— если до принятия судом решения избирательное объединение исключило из списка кандидата, совершившего действия, послужившие поводом для обращения в суд;

-иные основания.

Принятие решения

В случае, если суд установит нарушение избирательных прав, то в своем решении он не только указывает на такие нарушения, но также определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав и обязывает лицо, допустившее такие нарушения, проинформировать суд и лицо, которое обратилось с административным иском, о результатах исполнения решения суда (часть 1 статьи244 КАС РФ).

Учитывая характер спорных правоотношений, мотивированное решение суда, принятое до дня голосования на тех или иных выборах, референдуме, должно быть изготовлено в максимально сжатые сроки. Также копия решения суда вручается не только лицам, участвовавшим в споре, но и представителю избирательной комиссии, организующей выборы, представителю комиссии референдума, организующей референдум, под роспись. Вручение вышеназванным лицам копии решения происходит в течение трех дней со дня принятия такого решения в окончательной форме, а если решение принято избирательной компании до дня голосования — незамедлительно, способом, позволяющим обеспечить самую быструю доставку.

Некоторые решения в силу характера разрешаемого спора могут вступать в силу немедленно (например, включение гражданина в список избирателей). Такие решения также направляются самым быстрым способом в избирательные комиссии.

Судебная защита избирательных прав

Споры о защите избирательных прав в Российской Федерации рассматривают суды общей юрисдикции. Особое место в рассмотрении дел о защите избирательных прав принадлежит Верховному Суду Российской Федерации.

Согласно ст. 126 Конституции РФ, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации, как и всех других федеральных судов общей юрисдикции, в соответствии со ст. 128 (ч. 3) Конституции Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом. В пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных федеральным законом, Верховный Суд Российской Федерации рассматривает также дела в качестве суда первой инстанции. Верховным Судом РФ в качестве суда первой инстанции рассматриваются наиболее сложные дела о защите избирательных прав, имеющие большое социальное значение.

Верховный Суд рассматривает дела об оспаривании решений (либо уклонении от принятия решений) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. Под «решениями» в данном случае понимаются документы, содержащие выводы ЦИК РФ по поставленным вопросам. Уклонение от принятия решения — это пассивное поведение ЦИК РФ, выраженное в невыполнении комиссией обязанности принять решение в течение установленного срока.

Также Верховный Суд РФ рассматривает дела об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; о прекращении деятельности инициативной агитационной группы, инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации; о расформировании ЦИК РФ.

Последние три категории дел, по сути, являются делами о применении (или неприменении) мер конституционно-правовой ответственности к определенным лицам. Конституционно-правовой ответственностью можно считать вид ответственности, который подразумевает применение к правонарушителю уполномоченными органами и должностными лицами мер государственного принуждения. В данном случае мерой ответственности является ограничение допустивших правонарушение участников избирательного процесса в правах в рамках конкретной избирательной кампании. право судебный прецедент процессуальный

Также согласно ст. 9 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Порядок разрешения дел о защите избирательных прав в Верховном Суде Российской Федерации как в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций регламентируется Конституцией РФ, федеральным законодательством, в частности, главой 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «О судах общей юрисдикции», Федеральным законом «О судебной системе РФ».

Важной функцией Верховного Суда Российской Федерации является предоставление разъяснений по вопросам судебной практики. Нередко при рассмотрении дел по защите избирательных прав возникают определенные вопросы, связанные с возможностью неоднозначного толкования норм законодательства названной категории, что в первую очередь обусловлено спецификой избирательного законодательства, особенностями субъектного состава лиц, участвующих в деле, сокращенными сроками рассмотрения дел, пристальным вниманием общества к их результатам. Избирательные споры по своему общественному звучанию и большому кругу участников и заинтересованных лиц обычно бывают весьма острыми, серьезно влияют на формирование отношения граждан не только к правосудию, но и к власти в целом. Именно поэтому единообразие судебной практики приобретает особое значение.

Для формирования единства судебной практики по делам о защите избирательных прав Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даются дополнительные уточнения. Так, Пленумом Верховного Суда были даны разъяснения по вопросам рассмотрения дел о защите избирательных прав, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Несмотря на то, что в Российской Федерации прецедентное право формально отсутствует и решения судов не имеют силы нормативно-правовых актов, позиция Верховного Суда Российской Федерации по вопросам избирательного права, несомненно, учитывается при принятии решений и ЦИК РФ, и нижестоящими избирательными комиссиями, и судами при вынесении решений по делам о защите избирательных прав.

Также существуют коллизии права при определении подсудности ВС РФ. Так, согласно ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 1 ст. 259 ГПК РФ ЦИК РФ вправе обратиться напрямую в ВС РФ. Еще в 2004 г. Конституционным Судом Российской Федерации данные положения были признаны противоречащими Конституции РФ, и фактически было запрещено изменять правила подсудности при рассмотрении судами дел о защите избирательных прав, но соответствующие изменения в федеральное законодательство не внесены до сих пор.

Верховный Суд Российской Федерации играет, несомненно, важную роль в защите избирательных прав. В качестве суда первой инстанции он рассматривает наиболее сложные и социально значимые дела, относящиеся к делам о защите избирательных прав. По данным статистики, представленным на сайте Верховного Суда РФ, за период с 2011 по 2013 г. Верховным Судом в качестве суда первой инстанции было рассмотрено 14 дел по жалобам на неправомерные действия, вытекающие из нарушений избирательного законодательства.

Также, как показывает статистика, заявления граждан, обращающихся в Верховный Суд РФ за защитой избирательных прав, практически не удовлетворяются судом. Так, по статистике, за 2010 — 2013 гг. Верховный Суд РФ в своих решениях не удовлетворил ни одного заявления граждан, в котором оспаривались постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Причин для подобной статистики несколько. Это и отсутствие достаточного уровня правовой грамотности у заявителей, и неукоснительное соблюдение законодательства ЦИК РФ, и уже сформировавшаяся нормативно-правовая база.

Верховному Суду Российской Федерации отводится особое место в рассмотрении дел о защите избирательных прав. Он является высшим судебным органом, рассматривает дела о защите избирательных прав в качестве суда первой инстанции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 80. Основания для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата

3. Регистрация кандидата может быть отменена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или судом не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в случае, если:

а) нарушение настоящего Федерального закона, указанное в пункте 2 настоящей статьи, обнаружено после регистрации кандидата;

б) зарегистрированный кандидат, его уполномоченный представитель или доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей, выдвинувших зарегистрированного кандидата, проводили агитацию в расположении воинской части, в военной организации либо в военном учреждении;

в) зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом были выпущены и (или) распространены предвыборные печатные, аудиовизуальные агитационные материалы с нарушением пунктов 3, 4, 5 и 9 статьи 52 настоящего Федерального закона;

г) зарегистрированный кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, избирательное объединение, избирательный блок (в том числе вошедшее в его состав избирательное объединение), инициативная группа избирателей, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, и их уполномоченные представители, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом органа управления или органа контроля которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

д) зарегистрированный кандидат использовал преимущества должностного или служебного положения;

е) зарегистрированный кандидат не представил финансовый отчет в установленный срок;

ж) зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе, работающий в средстве массовой информации по трудовому или по гражданско-правовому договору, не прекратил исполнение служебных обязанностей на время участия в выборах;

з) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 53 настоящего Федерального закона, зарегистрированным кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам или доверенным лицом, а также по их просьбе или поручению — иным лицом;

и) зарегистрированный кандидат при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 1 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата;

к) зарегистрированный кандидат превысил расходы избирательного фонда более чем на 1 процент от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата;

л) зарегистрированный кандидат использовал незаконные пожертвования, поступившие в его избирательный фонд в размерах, превышающих 1 процент от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата.

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, орга-нов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжа-лованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо-гут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соот-ветственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обяза-тельным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, посту-пившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жало-бах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избира-тельная комиссия вправе принять самостоятельное решение по су-ществу жалобы.

Исходя из предмета обжалования все избирательные споры можно разделить на: 1. дела, связанные с обжалованием решений органов местного самоуправления по формированию соответствующих избирательных комиссий; 2. дела, связанные с обжалованием решений избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатом на выборную должность либо в связи с отказом в принятии документов для регистрации; 3. дела об отмене регистрации кандидатов в связи с нарушениями правил проведения агитации или финансирования избирательной кампании; 4. дела, связанные с обжалованием решений избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

На практике видно, что любой избирательной компании сопутствуют постоянные конфликты и тяжбы, зачастую длительные. Видимо, одной из причин такого положения является отсутствие стабильной судебной практики и обобщения опыта в решении избирательных споров, что связано, прежде всего с постоянным изменением законодательства о выборах.

Избирательная система государства не является на сто процентов идеальной, поэтому в этой сфере периодически возникают споры. Жалуются либо избиратели, либо кандидаты, либо непосредственные организаторы процесса. Проблемы возникают из-за неправильной подготовки, нарушения прав, откровенных подлогов. Решать избирательные вопросы можно на месте или с помощью служителей Фемиды. Судебное решение по избирательным спорам является обязательным к исполнению, однако, может быть оспорено в организации высшей инстанции.

Избирательные споры: понятие, виды

Под избирательными спорами в современном законодательстве понимают конфликтные ситуации, которые возникают в момент подготовки, проведения или непосредственно после окончания выборов. Избирательные споры появляются в ходе федерального, регионального местного избирательных процессов. В этой же связи делятся на следующие виды:

  • федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные.

Основными документами, которыми должны руководствоваться граждане при участии в выборах, в том числе при отстаивании своих законных прав, являются:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в действующей редакции.

Именно в этих нормативных актах содержаться права, которые могут быть нарушены в ходе проведения выборов.

Спорить и искать правду – конституционное право граждан нашей страны. Если они уверены, что их свободы нарушаются, то вправе обращаться в суд за защитой. Никто не должен препятствовать такому желанию.

Чтобы избирательный спор признали таковым, он должен отвечать некоторым признакам. А именно:

  • быть связанным с нарушением законодательных норм, касающихся выборов;
  • избирательный спор «вырос» из выборных правоотношений, а не является отдельным элементом;
  • в избирательном споре участвуют минимум две стороны;
  • у проблемы есть определенный объект – то, насчет чего спорят: подделанный бюллетень, нарушение тайны голосования и прочее;
  • разрешение происходит в порядке, который установлен законами, а не придуман самими сторонами;
  • итогом избирательных споров обязательно станет определенное решение.

По субъектам избирательные административные споры подразделяются на споры:

  • с участием избирателей;
  • с кандидатами;
  • с комиссиями, их членами.

Обычно гражданин или кандидат в депутаты любого уровня спорит не со всей избирательной системой в целом, а отдельным ее элементом – комиссией, заявляя об их некомпетентности, приводящей к нарушению прав.

Порядок решения избирательных споров

Любые избирательные споры, касающиеся выборов, должны разрешаться максимально оперативно, чтобы дальнейшая работа избирательной комиссии продолжалась в нормальном темпе. Разрешить конфликт предлагается в административном либо судебном порядках. Третьего просто не дано. Если избирательный спор разрешается сам собой или заявитель ошибся в собственных утверждениях, спор просто снимается, фактически устраняется, соответственно, решать его уже не нужно.

Как происходит оформление спора? Инструкция выглядит так:

  • гражданин замечает нарушение и сообщает о нем в избирательную комиссию;
  • если спор не устранен на месте, то происходит его оформление в надлежащем порядке;
  • для этого гражданин не просто составляет заявление, но и прикладывает к нему возможные имеющиеся доказательства – бланки, фотографии, видеозаписи;
  • дело передается в зависимости от вида спора в муниципальную, региональную или федеральную избирательную комиссию;
  • если на местном уровне, например, решить проблему не удалось, ее передают дальше – региону и Федерации;
  • если спор остается неустраненным, нужно обращаться в судебную инстанцию по месту проживания.

Почему нельзя проходить мимо или игнорировать нарушение? Потому что проблема не просто останется, а усугубится в дальнейшем. Ее необходимо пресечь на корню, убрать из комиссии безответственных специалистов, например, если они стали виновниками конфликта.

Можно ли обойтись без суда

Иногда спор реально решить на месте: в момент подготовки, проведения или непосредственно после выборов. Для этого нужно обратиться к председателю избирательной комиссии на месте, объяснить ситуацию и попытаться разрешить ее в тот же момент, если это возможно.

Любой адекватный председатель не захочет, чтобы жалоба пошла дальше и стала достоянием огромного количества людей. Это – удар по репутации, поэтому конфликт всегда стараются решать здесь же, подключая все имеющиеся ресурсы.

В первую очередь, проверяется законность требований. Если гражданин не уверен в своей правоте, а нормы права, на которую он ссылается вообще не существует, то и оснований для конфликта нет.

Некоторые политические партии специально нанимают людей, провоцирующих членов комиссии на открытые конфликты. Это делается с целью нанесения вреда всему процессу. Подобное считается преступлением и наказывается в соответствии со статьей 141 УК России.

Правила обращения в суд

В том случае, если на административном уровне решить конфликтную ситуацию не удалось, то необходимо обращаться в суд. Делает это тот, кто уверен, что его права и свободы были грубо нарушены. Порядок подачи заявления-иска в целом ничем не отличается от другой ситуации:

  • гражданин составляет обращение;
  • происходит оплата государственной пошлины;
  • к заявке прикладываются доказательства, если таковые имеются;
  • далее дело попадает к судье;
  • он изучает все обстоятельства;
  • назначается заседание;
  • происходит слушание;
  • выносится решение.

Обращение сначала подается в суд общей юрисдикции. Уже после вынесения решения этой инстанции, подается апелляция или кассация в вышестоящие организации.

Сам истец обязан явиться на судебное заседание или прислать своего представителя. Последнему необходима доверенность, написанная в полном соответствии с требованиями современного законодательства. Это указано в 5 главе Гражданско-процессуального кодекса государства.

В том случае, если право человека действительно было нарушено, например, кандидату не разрешили участвовать в выборной гонке, хотя он имел на это все основания, свобода подлежит восстановлению. Если отказ был действительно неправомерным, то результаты уже прошедшего голосования вправе даже аннулировать. Тогда назначаются новые выборы с участием кандидата, голосование происходит опять – тогда избирательный процесс станет законным.

А как быть с тем, кому не дали проголосовать, хотя он имел на это право? Конечно, из-за одного человека результаты не аннулируют, но право гражданина все равно будет восстановлено, ему дадут выразить свое мнение в установленном законом порядке.

Заключение

Любые избирательные споры и порядок их разрешения регулируются действующим законодательством. Конфликты обязательно должны быть разрешены в административном или судебном порядке. Выделяют несколько видов проблем, в зависимости от того, на каком уровне проводились выборы: федеральном, региональном или муниципальном.

В процессе выборов участвуют дееспособные граждане старше 18 лет – с этого возраста человек получает право голосовать на общих основаниях. Выборы – это право, а не обязанность личности. Посредством данной процедуры гражданин получает возможность влиять на политическую ситуацию в стране и родном населенном пункте, в конечном итоге, улучшать качество своей жизни.

Если того, кто жалуется на избирательный порядок, не устроит принятое судьей решение, его можно опротестовать в порядке апелляции или кассации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *