Запрос на получение экологической информации

  • автор:

Содержание

ПРИЛОЖЕНИЕ II. Образец запроса на получение экологической информации

Кому_____________________________________________________________________________

(название государственного органа, организации, предприятия, куда направляется запрос)

Адрес:____________________________________________________________________________

(указать юридический адрес государственного органа, организации, предприятия, куда направляется запрос)

От_______________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество гражданина, или название организации)

Адрес:____________________________________________________________________________

(полный адрес гражданина или юридический адрес организации)

ЗАПРОС

Уважаемый________________________________________________________

(указать имя, отчество)

Прошу(-сим) Вас предоставить мне(нам) следующую экологическую информацию:

(указать конкретную информацию, которая вам необходима).

Данная информация: представляет общественный интерес и затрагивает мои (наши) права и интересы.

Право на получение указанной информации гарантируется нормами международного права и российским законодательством:

«Всеобщей декларацией прав человека и гражданина» (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) (статья 19);

«Декларацией прав и свобод человека и гражданина» (принята 22 ноября 1991 года) (Статьи 3; 13 часть 2; 25 часть 2);

Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (статьи 3; 7; 8).

В случае необходимости, в зависимости от вида запрашиваемой информации в запрос, можно добавить следующие нормы:

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (статьи 11,12);

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября1995 года (статья 19);

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (статьи 8,9);

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (статья 23);

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 5 декабря 1995 г. (статья 23); Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. (статья 7);

Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ (статья 5); или иные нормы необходимые в конкретной ситуации.

Информацию прошу (-им): выдать на руки, выслать по адресу, предоставить возможность ознакомления и др.

В случае отказа в предоставлении информации прошу(-им) дать письменный аргументированный ответ, который мне(нам) будет необходим при обжаловании Ваших действий в судебном порядке.

Подпись(и) Дата

Примечание:

Запрос направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Копия запроса, квитанция о почтовом отправлении и уведомление о вручении необходимы для обращения в суд в случае отказа в предоставлении информации.

Если запрос направляется только от одной организации, то он делается на официальном бланке организации и подписывается руководителем организации.

О доступе к экологической информации

Принят
на десятом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ
(постановление N 10-7
от 6 декабря 1997 года)

О доступе к экологической информации

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О доступе к экологической информации

Статья 1. Цель Закона

Настоящий Закон обеспечивает право на получение достоверной, быстрой, своевременной и полной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов у органов государственной власти и управления и подчиненных им юридических лиц.

Статья 2. Сфера действия Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при:
— сборе, хранении, использовании, передаче и распространении экологической информации;
— охране прав субъектов, имеющих доступ к экологической информации.

2. Отношения в области охраны интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав, государственной и иной охраняемой законом тайны регулируются соответствующим законодательством.

Статья 3. Основные понятия

1. Экологическая информация — любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того — о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды. Экологическая информация может быть выражена в любых объективированных формах.

2. Обеспечение доступа к экологической информации — передача этой информации субъектам экологической информации в устной, письменной и в иных формах, а также предоставление им возможности поиска этой информации путем просмотра документов и получения копий на месте либо отсылки к опубликованным материалам.

3. Субъекты права на экологическую информацию — физические и юридические лица государства, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, желающие обладать экологической информацией.

4. Объекты (источники) экологической информации — центральные и местные органы государственной власти и управления; центральные отраслевые органы государственной власти и управления, научно-исследовательские и другие специализированные организации, в компетенцию которых входит охрана окружающей среды и контроль за ее состоянием, охрана здоровья населения, защита лесов, вод, атмосферы, почвы, животного и растительного мира, использование природных и вторичных ресурсов, установление правил и стандартов в этих областях, деятельность, потенциально опасная и влияющая на окружающую среду, а также принятие решений, реализация которых может повлиять на состояние окружающей среды (кроме органов законодательной и судебной власти)

5. Информационный экологический регистр — совокупность систематизированных данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а также влияющих на них факторах, хранимая и пополняемая объектом экологической информации в соответствии с его компетенцией.

Статья 4. Обеспечение доступа к экологической информации

Доступ к экологической информации является неотъемлемым и безусловным правом субъектов права на экологическую информацию вне зависимости от срока давности по отношению к фактам, служащим основанием для получения требуемой информации.

Статья 5. Организационное обеспечение доступа к экологической информации объектами (источниками) экологической информации

1. Субъекты права на экологическую информацию вправе беспрепятственно обращаться к объектам (источникам) экологической информации для ее получения.

2. Центральные и местные органы государственной власти и управления, центральные отраслевые органы государственного управления имеют в своей организационной структуре отделы, подотделы, службы или штатные единицы, занимающиеся сбором, регистрацией, анализом, обновлением и распространением общедоступной и специальной экологической информации, хранимой в информационных экологических регистрах и отражающей общие и специальные функции этих органов.

3. Руководитель соответствующего органа государственной власти (управления) назначает лицо, ответственное за ведение информационного экологического регистра, сбор, анализ, хранение, обновление и распространение экологической информации в данном органе государственной власти (управления).
4. Список объектов экологической информации, специфику и порядок ведения ими информационных экологических регистров и хранения в них данных определяется правительством.

Статья 6. Виды экологической информации

1. Экологическая информация подразделяется на общедоступную и специальную.

2. Общедоступной экологической информацией является вся экологическая информация, за исключением отнесенной к специальной экологической информации.

3. Специальной экологической информацией являются данные, отражающие специфику деятельности отдельных центральных отраслевых органов публичного управления, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности, а также иные данные, в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.

4. Порядок получения экологической информации по планируемым к реализации проектам и объектам хозяйственной деятельности определяется Законом «Об экологической экспертизе» («Об экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду») и частью второй статьи 8 настоящего Закона.

Статья 7. Платность экологической информации

1. Экологическая информация, в том числе хранящаяся в государственных архивах, предоставляется субъектам права на экологическую информацию бесплатно или за плату, не превышающую себестоимости копирования, поиска и подготовки информации, в форме, в которой хранится информация либо иной форме, приемлемой для лица, обратившегося с просьбой о предоставлении информации, при наличии для этого технических возможностей.

2. Порядок оплаты экологической информации устанавливается правительством.

3. Предоставление экологической информации может осуществляться как по разовым запросам, так и на основании долгосрочных договоров по форме, устанавливаемой правительством.

Статья 8. Обязанности государства по предоставлению экологической информации

1. Государство гарантирует право на доступ, получение и распространение экологической информации всем субъектам права на экологическую информацию.

2. Государство публикует информацию о состоянии окружающей среды, а также данные о планируемых общегосударственных и региональных проектах, программах развития народного хозяйства и ходе их осуществления, затрагивающих состояние окружающей среды. Сведения о проектах местного значения, потенциально могущих ухудшить состояние окружающей среды, в обязательном порядке публикуются в печати заблаговременно до их официального утверждения.

3. Государство публикует международные договоры и соглашения, резолюции и рекомендации международных конференций по проблемам окружающей среды, участником которых оно является.

4. Государство поддерживает деятельность физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений, направленную на распространение информации о состоянии окружающей среды.

Статья 9. Право государства на отказ в предоставлении экологической информации

1. Государство вправе отказать субъекту права на экологическую информацию в предоставлении этой информации, если она затрагивает:

а) интересы национальной безопасности;

б) конфиденциальность материалов работы высших органов публичной власти и управления и конфиденциальность рассмотрения вопросов, касающихся международных отношений и национальной обороны;

в) вопросы, которые находятся на рассмотрении судебных органов или на этапе предварительного следствия (включая дисциплинарное расследование);

г) коммерческую и производственную тайну, включая интеллектуальную собственность;

д) конфиденциальность личных данных и/или данных национальной паспортной системы, архивов;

е) материалы, разглашение содержания которых может повлечь за собой угрозу окружающей среде или если ее компонентам может быть нанесен вред;

ж) материалы, предоставленные третьим лицом, если это лицо не связано законом или обязательством поступать подобным образом или если на это лицо не может быть возложено такое обязательство, и в тех случаях, когда это лицо не давало согласия на обнародование таких материалов.

2. Если запрашиваемая информация имеется, но в момент ее предоставления в орган власти и управления или подчиненному им юридическому лицу она была объявлена предпринимателем коммерческой или производственной тайной, обладатель этой информации должен запросить у предпринимателя его мнение в отношении того, какой вред может быть причинен при предоставлении такой информации. Ответ должен быть дан в 15-дневный срок. Сведения о выбросах и других последствиях, вызванных деятельностью предпринимателя, не являются коммерческой или производственной тайной. В предоставлении другой информации может быть отказано, за исключением случаев, когда общественная заинтересованность в доступности информации явно превышает интерес по ее утаиванию. Причина отказа в предоставлении экологической информации сообщается заявителю в обязательном порядке.

3. Государство вправе отказать в предоставлении экологической информации, когда запрос на получение экологической информации сформулирован в слишком общем виде либо в откровенно обструкционной или провокационной форме.

4. Экологическая информация, находящаяся в ведении государства, должна быть предоставлена частично, где возможно ее отделение от информации, относящейся к вышеупомянутым пунктам данной статьи.

5. В предоставлении экологической информации может быть отказано и в случае, если ее предоставление потребует специальных исследований, трудоемких подсчетов или обработки данных, что уменьшит способность органов публичного управления или им подчиненных юридических лиц выполнять другие свои задачи.

Статья 10. Порядок обращения за экологической информацией

1. Обращение о доступе к материалам, содержащим экологическую информацию, а равно запрос на получение экологической информации должны быть сделаны письменно, без обязательного объяснения правовых либо иных интересов заявителя и сформулированы таким точным, ясным и полным образом, который позволяет идентифицировать материалы (документы), имеющие отношение к делу. Сведения о заявителе, достаточные для его идентификации и направления ответа на обращение, обязательны. В запросе необходимо указать приемлемые форму и способ получения экологической информации.

2. Обращение о доступе к материалам, содержащим экологическую информацию, и запросы на получение экологической информации направляются:

а) в центральные и местные органы государственной власти и управления — по общедоступной информации;

б) в центральные отраслевые органы управления (министерства, департаменты, ведомства) — по общедоступной и специальной экологической информации.

3. Допускается направление обращений и запросов на экологическую информацию одновременно в различные органы государственной власти и управления, центральные отраслевые органы управления.

Статья 11. Процедура рассмотрения обращений и запросов об экологической информации

1. Получатель обращения или запроса об экологической информации обязан его зарегистрировать в соответствии с правилами и нормами закона «О петициях» («О письмах и обращениях граждан»).

2. Орган государственной власти и управления, центральный орган отраслевого управления, получивший обращение или запрос, вправе запросить у заявителя дополнительную информацию о деталях обращения или запроса, а также пригласить его для консультаций с целью нахождения беспристрастного решения и предотвращения повторного обращения или запроса заявителя в один и тот же орган по одному и тому же вопросу. Отказ заявителя детализировать запрос может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении экологической информации.

3. Заявитель вправе отозвать свое обращение или запрос, если предварительное рассмотрение обращения или запроса его удовлетворяет.

Статья 12. Решения по обращениям и запросам об экологической информации

1. Решение по обращениям и запросам по экологической информации принимает руководитель или специальное должностное лицо органа государственной власти и управления, ответственное за ведение информационного экологического регистра в данном органе, в течение не более одного месяца со дня регистрации обращения или запроса с учетом процедуры, предусмотренной пунктом 2 статьи 11 настоящего Закона.

2. В случае если особые обстоятельства, связанные с подготовкой ответа требуют более продолжительного периода чем 30 дней, он может быть продлен, но не более чем на 30 дней; при этом такие обстоятельства и информация о продлении срока должны быть сообщены заявителю до истечения первого 30-дневного срока.

3. В решении органа государственной власти и управления, центрального отраслевого органа управления приводятся конкретные данные о запрашиваемой экологической информации с приложением копий документов, подтверждающих эту информацию.

4. Решение органа государственной власти и управления, центрального отраслевого органа управления направляется заявителю в форме и способом, указанным заявителем или согласованным с ним, либо в форме, в которой хранится информация. Решение подписывается руководителем структурного подразделения, должностным лицом, ответственным за ведение информационного экологического регистра в данном органе.

5. Орган государственной власти и управления, орган центрального отраслевого управления обязан указать в решении о предоставлении экологической информации на возможность или обосновать запрет на передачу, продажу, размножение и публикацию в коммерческих целях предоставленной экологической информации.

6. В случае, когда орган государственной власти и управления, орган центрального отраслевого управления или подчиненное ему юридическое лицо не располагает информацией, запрашиваемой просителем, заявитель должен быть не позднее чем в 15-дневный срок проинформирован об этом. Кроме того, по возможности ему должно быть сообщено, какой орган может служить источником запрашиваемой информации.

7. Отказ в удовлетворении обращения или запроса об экологической информации оформляется в виде решения органа публичной власти и управления по месту обращения, в котором должна содержаться аргументация отказа и указание на право заявителя обратиться за удовлетворением требований в соответствующую судебную инстанцию. Решение не принимается, если обращение или запрос анонимные, либо заявитель не конкретизировал свой запрос согласно статье 11 настоящего Закона, либо не достигнуто соглашение о стоимости в случае, если предоставление экологической информации является платным.

Статья 13. Гарантии предоставления экологической информации

1. Органы государственной власти и управления, центральные отраслевые органы управления обязаны вести доступные для каждого лица информационные экологические регистры по вопросам, относящимся к компетенции этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять обеспечение экологической информацией всех субъектов права на экологическую информацию.

2. Отказ в доступе к информационным экологическим регистрам, а равно отказ в предоставлении экологической информации, противоречащий настоящему Закону, может быть обжалован в суде.

Статья 14. Информационное обеспечение права на экологическую информацию

1. Общедоступная экологическая информация доводится до сведения граждан органами государственной власти и управления (в пределах своей компетенции) регулярно через средства массовой информации.

2. Общедоступная экологическая информация обобщается центральным ведомством среды в срок не позднее одного месяца по истечении каждого календарного года и доводится до сведения граждан через средства массовой информации, и в виде национального доклада «О состоянии окружающей природной среды» — не позднее шести месяцев по истечении каждого календарного года.

3. Специальная экологическая информация может быть получена по инициативе субъектов права на экологическую информацию и с согласия соответствующих органов государственной власти и управления.

4. Экологическая информация, неразглашение или несвоевременное разглашение которой может привести к ущербу здоровью населения или существенным нарушениям состояния и функционирования экосистем, подлежит незамедлительному обнародованию объектами экологической информации через средства массовой информации.

Статья 15. Защита права на доступ к информации и ее получение

1. Отказ в доступе к общедоступной и специальной экологической информации, а равно непредоставление этой информации или предоставление заявителям заведомо недостоверной экологической информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

2. Во всех случаях субъекты права на экологическую информацию, которым было необоснованно отказано в доступе к экологической информации, не получившие экологическую информацию или получившие недостоверную экологическую информацию, имеют право на возмещение понесенного ими материального и морального ущерба в соответствии с решением суда.

3. Суд рассматривает такие споры о необоснованном отнесении экологической информации к категории закрытой или с ограниченным доступом, а также иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении экологической информации заявителям или в результате других нарушений прав заявителей.

Статья 16. Ответственность должностных лиц

Руководители структурных подразделений органов государственной власти и управления, центральных отраслевых органов управления, должностные лица, ответственные за ведение информационных экологических регистров, виновные в незаконном ограничении доступа к экологической информации, несут ответственность в соответствии с законодательством об административных нарушениях, трудовым, гражданским и уголовным законодательством.

Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через год после публикации.

2. Правительству в годичный срок со дня публикации следует:
— привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Законом;
— представить парламенту предложения о внесении в действующее законодательство изменений и дополнений, предусматривающих установление дополнительной ответственности за правонарушения в области прав на экологическую информацию;
— принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

Текст документа сверен по:
«Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ»,
N 16, 1998 год

Грамотно составленный запрос в государственный орган или орган местного самоуправления и соблюдение несложных правил будут служить гарантом того, что Вы будете услышаны и Вам предоставят не абстрактный ответ, а ответ на вопрос по интересующей Вас информации.

Несложные Правила, которые необходимо помнить при составлении запроса:

  1. 1. Составляя запрос необходимо использовать терминологию государственного органа (ведомства), в которое Вы направляете запрос. Формулировка запроса должна быть четкой и должна позволять однозначно судить о том, какого рода информацию Вы запрашиваете. В случае, если Ваш запрос сложный, включает широкий спектр вопросов, и Вы не уверены какой государственный орган может предоставить интересующую Вас информацию, рекомендуется подавать запрос одновременно в несколько государственных органов, так или иначе задействованных в предоставлении интересующей информации.
  2. 2. Запрос, направляемый через почтовое отделение связи, рекомендуется направлять заказным письмом, с оформлением специального уведомления. Указанное гарантирует, что ваш запрос действительно получен государственным органом. В случае личной передачи запроса желательно подготовить копию запроса, в которой должностное лицо, принявшее запрос, должно подтвердить его получение, указав фамилию и подпись, а также контактные данные общего отдела или канцелярии, по которым Вы сможете уточнить фамилию исполнителя, которому поручена подготовка ответа на Ваш запрос.
  3. 3. Запросы, содержащие ценные документы, желательно направлять «ценным» письмом, заполнив специальный бланк описи документов, вложенных в конверт.

В соответствии со ст.10 Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления» ответ на Ваш запрос должен быть предоставлен государственным органом в течение двухнедельного срока.

Исчисление срока для предоставления ответа на запрос начинается со дня получения государственным органом или органом местного самоуправления запроса и завершается в день передачи ответа на запрос в почтовое отделение, лично, курьеру или фиксации отправки по электронным каналам связи.

Ответ на запрос должен носить исчерпывающий характер, исключающий необходимость для Вас повторного обращения по тому же предмету запроса. В случае, если запрашиваемая информация является информацией ограниченного доступа, исполнитель должен предоставить Вам ответ об отказе в предоставлении запрашиваемой информации, с указанием причины отказа, а также ссылки на нормы законодательства, на основании которых отказано в предоставлении информации.

В случае, если ответ на запрос не может быть предоставлен Вам государственным органом или органом местного самоуправления в течение двухнедельного срока, об этом исполнителем должно быть доведено до Вашего сведения, с указанием причины отсрочки. Период отсрочки не может превышать двухнедельного срока.

В случае, если запрашиваемая Вами информация была обнародована, то исполнитель, ответственный за предоставление ответа на Ваш запрос, вправе дать в письменном ответе отсылку к соответствующему источнику обнародования информации, с указанием реквизитов источника обнародования информации.

Таким образом, в любом случае, при получении письменного запроса, государственный орган или орган местного самоуправления обязаны предоставить Вам, в установленные законом сроки, письменный ответ.

Непредставление ответа на запрос в установленные сроки, или отсутствие уведомления о продлении срока на ответ, рассматривается как отказ в выдаче ответа на запрос и подлежит обжалованию вышестоящему должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления, в судебном порядке, Омбудсмену (Акыйкатчы) Кыргызской Республики.

В случае, если запрос направляется от имени юридического лица, в соответствии со ст. 9 Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных
органов и органов местного самоуправления» к запросу необходимо приложить копию свидетельства о регистрации юридического лица.

Растительный мир

Экология это наука, изучающая основные природные закономерности, взаимодействия живых и неживых организмов. Люди все больше забывают о том, что нужно беречь свой дом, создают оружие, способное уничтожить все живое на земле. При этом решать экологические проблемы важно для выживания не только животных, но и человека.

Что такое экология и что она изучает

Экологическое учение представляет собой отдельную науку, которая изучает законы природы. Учение зародилось в 1866 году Эрнстом Геккелем. Люди с давних времен интересовались природными закономерностями, хотели их изучить и обожествляли. Термин экология переводится с греческого как учение о доме.

Эрнст Геккель

Экология изучает абсолютно все воздействия человека на живую среду, она затрагивает множество актуальных вопросов, интересующих человечество.

Технический прогресс постоянно развивается, люди мало обращали внимание на окружающую среду, в связи с чем загрязнился воздух, вымирают многие виды животных и растений. Сейчас миллионы активистов стараются решать экологические проблемы, постепенно улучшая нынешнее положение дел.

Виды экологии

Экология, также как и остальные учения рассказывает о многих разделах жизни планеты. Уместить все основные факторы, влияющие на среду, не получится в одном направлении. Получится либо запутаться окончательно, либо и вовсе сбиться с верного пути для решения возникших проблем.

Стоит помнить, что экология зародилась не более 200 лет назад, однако она получила высокую степень значимости наряду с физическими, математическими и химическими учениями. Многие научные сферы не просто затронуты экологией – она берет их в качестве своих основ.

Существуют несколько видов экологиии:

  • Экология биосферы, где досконально изучается среда обитания людей, а также глобальные проблемы и изменения.
  • Промышленная экология, которая изучает влияние человеческой деятельности, связанной с промышленным производством, на окружающую среду.
  • Отраслевая экология рассматривает каждые отрасли человеческого познания в отдельности, при этом они представляют большой интерес для исследований.
  • Сельскохозяйственная экология выявляет закономерности воздействия сельскохозяйственных предприятий и объектов на природу.
  • Экология эволюционного развития рассматривает эволюционные процессы, результаты их воздействия влияние на внешнюю среду.
  • Валеология, рассматривающая качество существования человечества и здоровье. Хорошо помогает в медицине.
  • Геоэкология производит исследования в области геосферы и обитателей Земли.
  • Морская и океаническая экология, направленная на рассмотрение вопросов загрязнения водной среды и исправления ситуации.
  • Социальная экология, рассматривающая чистоту в области социальных проблем.
  • Экология экономики, которая обращает внимание на постоянную разработку алгоритмов для решения волнующих человечество проблем в виде рационального распределения и эксплуатации ресурсов.

Каждый раздел постоянно дополняется и преумножается, однако каждое ответвление в любом случае сводится к одному – решению общемировых экологических проблем. Основная задача экологии заключается в сохранении и преумножении видов живых организмов, чтобы не дать Земле погибнуть раньше отведенного срока.

История возникновения

Наука экология начала зарождаться еще в 60-х годах IX века, до этого она была только отдельной частью биологии. Основоположник учения – естествоиспытатель из Германии, яро следовавший учению Чарльза Дарвина, Эрнст Геккель. Он же и придумал такое звучное название. Благодаря влиянию двух факторов началось стремительное развитие экологии как научного познания: быстрый рост населения Земли и усиленное развитие научно-технического прогресса.

Дым от заводов в 19 веке

Промышленность пагубно влияла на состояние окружающей среды, выбросы в атмосферу только усугубляли положение. Усиливалось потребление ресурсов, поэтому нужно было разработать стратегию по их рациональному использованию. Людей стало намного больше, чем животных, а численность вторых пошла на спад. Комфортное существование человека – приоритетная задача, благодаря научно-техническому прогрессу жить стало можно на любых территориях.

В этот момент природа начала постепенно угасать. Необходимо было приниматься за изучение экологии планеты до ее полного вымирания. Исследовать экологические факторы, а также взаимосвязи между живыми организмами стало важно для того, чтобы остановить вымирание и без того редких видов. Экологи. Не отделить от прочих наук по степени важности для человечества.

Что означает экология?

Экология содержит в себе множество вопросов, решение которых нужно для всего человечества. Экология тесно связана со средой обитания и чистотой природы. «Эко» многие воспринимают как символ чистоты, безопасности и здоровья. Это происходит из-за того, что задачей экологии как научного учения является сохранение чистоты и здоровья планеты.

Экологи – это ученые, изучающие влияние большинства процессов, веществ и живых организмов на окружающий мир. Произнося слово экология, каждый подразумевает некую чистоту и непорочность природы.

Экотопы – особые участки среды обитания многих организмов, которые претерпели изменения в результате их деятельности на данной территории.

Термином экосистема обозначают область взаимодействия больших групп живых организмов.
Добавляя приставку эко- к любому товару, маркетологи добиваются увеличения числа продаж. Слепо доверять подобным приставкам не стоит, лучше тщательно присматриваться и изучать содержимое тех продуктов питания или предметов. Лишь в некоторых случаях приставка эко- может значить абсолютно другое, однако такое можно услышать лишь в научной среде.

Где и кому нужна экология?

В настоящий момент экология изучается во многих школах, университетах и колледжах. Это происходит вне зависимости от основного профиля обучения. Об экологических проблемах должен знать каждый, однако на том же факультете экологии о ней будут знать намного больше, нежели на архитектурном или экономическом.

Проблемы экологии в России

Предмет экология был введен государством в учебные программы далеко не случайным образом. Люди должны знать некие основы, которые позволят сохранить природу в целости. С экологическими вопросами люди сталкиваются ежедневно, они могут как улучшать, так и ухудшать состояние планеты своими действиями. Каждый должен знать о правильном распределении мусора, которое минимизирует влияние вредных отходов на здоровье всех живых организмов. Даже выкуренная сигарета наносит вред не только самому курильщику, но и среде вокруг него.

В настоящий момент каждое предприятие включает в себя отдельные подразделения, занимающиеся изучением экологических вопросов. Служба по экологической безопасности есть в каждом населенном пункте. Размышляют о проблемах не только ученые, но и простые люди со своими увлечениями и образом жизни. Экология очень интересна, разнообразна и требует тщательного внимания со стороны каждого жителя планеты.

Основы науки

Изучение экологических взаимодействий живых и неживых объектов является основой всеобщих экологических исследований. Общая экология подразделяется на разные разделы.

Демэкология

Демэкология, рассматривающая популяцию живых организмов, механизмы природного воздействия, которые сильно влияют на количество и плотность представителей живой природы. Она изучает возможность изъятия из природы различных видов.

Аутоэкология

Аутоэкология изучает живые организмы, места их обитания, индивидуальные и общие связи и отдельные виды.

Синэкология

Синэкология рассматривает экологические сообщества организмов, экосистемы и популяции, а также их воздействие на природу, ее механизмы и структуру.

Таким образом, экологию можно рассматривать в качестве науки, которая рассматривает взаимодействия между представителями живой и неживой природы. Она не изучает отдельные организмы, ее интересуют целые системы.

Объекты исследований экологии

  • Биосфера, рассматривающая стремительное распространение живых организмов на территории планеты;
  • Популяция, где изучается количество видов организмов на определенных областях планеты;
  • Экосистема, где изучают совокупности организмов на определенных площадях.

Человек и природа неразрывно связаны между собой, люди должны осознавать свое место и роль на планете, так как они наделены разумом. Человечество всегда хотело найти собственную роль во вселенной. Так как человек является частью природы, то его место обитания – это созданные людьми цивилизации.

Объекты исследований экологии

Путь развития людей вступает в противоречие с природой, он пагубно отражается на ее общем состоянии. Уровень развития человечества на данный момент привел к тому, что мы стали осознавать, что натворили за многие годы. Существование живых организмов, включая человечество находится в постоянной опасности.

Экология всегда ищет пути решения таких проблем. Общепланетарные масштабы неприятностей приводят к необходимости экологизации, которая представляет собой рассмотрение и принятие мер по сохранению живой природы всеми областями человеческого познания. Экология создает мост между наукой и природой, стараясь сохранить хрупкую стену, отделяющую человечество от катастрофы.

Методы исследований

Экологические исследования

Экологические исследования проводятся исключительно в естественных условиях и тесно связываются с живыми организмами. Методы познания делят на лабораторные и полевые. Те, в свою очередь, также делятся на такие виды:

  1. Стационарные, то есть за объектом исследований не только наблюдают, но и замеряют, описывают и дают характеристики.
  2. Описательные, представляющие собой начальные исследования, знакомство с объектом изучения.
  3. Лабораторные, когда все необходимые исследования проводятся опытным путем.
    Экспериментальные – проведение химических исследований, опытов и экспериментов. В конце выставляется качественная оценка.

Среда обитания

Среда обитания

Все вокруг нас является окружающей средой. Она может быть личной для каждого – объекты, которые окружают человека индивидуально. Основная часть природы остается неизменной, в нее могут добавляться лишь отдельные, постоянно меняющиеся детали. Индивидуальная окружающая среда – все видимые и невидимые объекты.

Человеческое тело можно считать окружающей средой для различных микроорганизмов. Для того, чтобы увидеть тесную связь между средой и живыми организмами, нужно тщательно ее исследовать. На многих природных объектах Земли обитают существа, характерные только для данных областей. В другой обстановке живые организмы попросту не получат необходимых для них веществ.

Водные резервы можно считать первым местом обитания живых объектов. Именно там, зародилась жизнь на планете, которая в последствие начала изучать природу вокруг.

Среда организма представляет собой убежище для микроорганизмов, паразитов и симбионтов. Из-а разнообразных условий жизни каждый организм имеет свои индивидуальные особенности, присущие именно ему и отличающие его от прочих.

Экологические факторы

Экологические факторы

Экологические факторы тесно связаны с изучением окружающей среды. Экология уделяет им большое внимание. Внешние факторы кардинально меняют адаптивные способности животных, проживающих на данной территории. Экологические факторы могут быть:

  • Абиотическими, то есть неживыми: все компоненты неживой природы;
  • Биотическими, компонентами живой природы, вызывающими адаптационные реакции;
  • Антропогенными, то есть связанными с человеческой деятельностью.

Последний вид факторов сильно влияет на природу. Человек может как положительно, так и отрицательно влиять на животных. В результате таких воздействий вымирают целые виды. Бездумное вмешательство человечества в природные механизмы рано или поздно приведет к гибели планеты, чего экологи хотят всеми силами избежать.

Пагубное влияние человека на окружающую среду

Пагубное влияние человека на окружающую среду

Помимо взаимосвязи между природой и животными, экология решает и проблемы загрязнения окружающей среды. Мир вокруг нас научно называют биосферой, а ее загрязнение – это попадание ядовитых веществ на ее территорию. Помимо токсичных отходов, постоянно загрязняющих воздух, природу разрушают шумы, звуки и радиация.

Антропогенные загрязнения представляют большую опасность для природы. Человек создает проблемы огромных масштабов, которые тяжело решаются. Мы загрязняем почву, воду и воздух. Цивилизация людей начала загрязнять даже космос. Если экология не будет развиваться, то вскоре у нас не останется дома.

Глобальные экологические проблемы

Глобальные экологические проблемы

К глобальным экологическим проблемам, которые касаются каждого жителя планеты, относят:

  • Глобальное потепление;
  • Постепенное изменение уровня океана, его загрязнение отходами;
  • Разрушение озонового слоя;
  • Нерациональное использование ресурсов;
  • Уничтожение и исчезновение редких видов животных.

Этот список нельзя считать даже малой частью всех проблем человечества, появившихся по его вине.

Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

Ученые рассматривают экологические проблемы и ищут способы их решения. Сейчас существует множество экологических организаций, привлекающих волонтеров для очищения водных объектов, пляжей и лесов от человеческого мусора.

Все популярнее становятся системы мусоропереработки и сортировки, позволяющие повторно использовать пластик, стекло и резину. Появился метод использования пластика в качестве тканей, биоразлагаемые пакеты, что можно считать настоящим переворотом в области экологии. Существуют так называемые отделения экологической полиции, которые оценивают обстановку на данных территориях и решают возникшие проблемы.

Значение экологии для каждого человека

Заботиться об экологии является долгом каждого человека. Некоторые даже не осознают весь масштаб катастроф, а ведь ситуация в мире плачевная. Человеческая безответственность может привести к гибели всего живого на Земле.

Все жители планеты могут постоянно делать ряд простых действий, совокупность которых постепенно восстановит природный баланс. Можно сдавать макулатуру, расфасовывать мусор по материалам. Это просто сделать, да и один человек ничего не изменит. Но на планете проживает более 7 миллиардов жителей, и если хотя бы половина начнет действовать прямо сейчас – мы спасем наш дом и его обитателей.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Экология — наука, которая изучает взаимодействия и влияния живых организмов друг на друга, на окружающую среду. Экология природы и человека неразрывно связаны между собой. В стремлении улучшить жизнь на Земле человек потребляет больше, чем возвращает, и этим наносит ущерб окружающей среде.

Экология и природа

В переводе с греческого слово «экология» означает «наука о доме». Планета — дом всему живому, на его защиту направлены действия экологов. Понятие «природа» определяет естественную среду обитания живых организмов. Оно охватывает:

  • животный, растительный миры;
  • геологические структуры;
  • водные ресурсы;
  • людей.

К составляющим окружающей среды относят и погоду, климат, которые отличаются от региона к региону.

Много наук изучает аспекты, которые относятся к природе: биология, физика, химия, география. В последнее время особое место среди дисциплин, исследующих эти вопросы, занимает экология. Причина этому — усиленное влияние на природу со стороны человека. Оно наносит непоправимый ущерб окружающей среде.

Много лет в научной мысли доминировала идея, что человек — хозяин природы и может брать все, что ему нужно. Но именно уверенность в том, что все дозволено, привела к тому, что экологическая ситуация в природе ухудшается. Строительство заводов, газо-, нефтепроводов, электростанций — это прогресс человечества, но регресс экологического состояния природы. Леса гибнут, водоемы, воздух загрязняются, популяция растений, животных сокращается.

Экология и природа — два понятия, идущие рука об руку в мировом сообществе, где развернулось глобальное движение в защиту окружающей среды. Главная цель его последователей — сократить пагубное влияние людей, сохранить природные ландшафты, флору, фауну.

Значение экологии

Экология как предмет — часть учебного плана в школах, колледжах и университетах. Независимо от направления он изучается практически на всех факультетах. Каждый человек обязан быть экологически грамотным, понимать, как действия или бездействия влияют на состояние природ

Практически при всех промышленных предприятиях функционируют экологические отделы, ответственные за сокращение вредоносных выбросов. В каждом городе есть экологическая служба, которая решает местные проблемы. В государственных и мировых масштабах работают ученые, исследователи, которые стараются достичь одной цели — экологической безопасности природы.

Современные экологические проблемы

Экологическая ситуация в мире ухудшается с каждым днем. Многие ученые полагают, что деятельность общества привела к экологической катастрофе.

Крупнейшая проблема — стремительное сокращение представителей флоры, фауны. За последние две сотни лет планета потеряла около 900 тысяч видов. Оскудение происходит из-за вмешательства людей в естественную среду обитания:

  • использование земель для сельского хозяйства;
  • вырубка лесов;
  • осушение болот;
  • кислотные дожди из-за вредных выбросов от заводов и машин и др.

Уменьшение количества полезных ископаемых — волнующий многих факт. Нефть, газ, уголь, торф, черные, цветные металлы, горные породы сформировались тысячи, миллионы лет назад. Однако только за последнее десятилетие человек наполовину истощил запасы природных ресурсов, многие из которых относятся к классу невозобновляемых. Сам процесс добычи ископаемых губителен для экологической ситуации, но эта сфера прибыльна, поэтому мало кто заботится о сохранности природы.

В последнее время ученых стал волновать вопрос загрязнения мирового океана, который занимает 66 % земного шара. Океан — главный источник кислорода, продуктов питания для животных и человека. Ускоренные темпы развития промышленности в XX веке стали причиной сильного загрязнения мирового океана. Впоследствии ухудшилось состояние окружающей среды, увеличилось количество кислотных дождей, сократился объем кислорода в атмосфере.

Уничтожение озонового слоя — экологическая проблема, из-за которой возрастает количество онкологических заболеваний у людей и проблем со зрением. Озоновый слой защищает живые организмы от губительного воздействия УФ-лучей. Дыры, которые в последнее время образовались в этом барьере, пропускают больше опасного излучения на планету. Разрушение озонового слоя связано с работой двигателей космических кораблей, самолетов, спутников.

Даже в век высоких технологий сельское хозяйство продолжает быть ключевой, хоть не такой крупной отраслью, поскольку именно оно — источник сырья, продуктов питания. Однако деятельность общества приводит к загрязнению, разрушению плодородных почв, они становятся непригодными для возделывания. Микроорганизмы, населяющие верхние слои почвы, вымирают, что также нарушает баланс в природе.

Пути решения экологических проблем

Проблемы экологии и природы решаются на международном, а также государственном уровнях. Вводятся законодательные акты, санитарно-гигиенические нормы, проводятся организационные, технические и иные мероприятия с целью воздействовать на общество, производителей, сделать их экологически ответственными.

К конкретным действиям, предпринимаемым отдельными предприятиями, организациями, относят:

  • правильную переработку;
  • утилизацию мусора;
  • установку очистительных сооружений на заводах;
  • экологическое использование природного сырья.

Плачевность ситуации в природе на предприятиях вводят отдельную экологическую политику, которая регулирует вопросы, относящиеся к охране окружающей среды.

Для защиты природных ландшафтов, уникальных животных, растений открывают заповедники, национальные парки. Люди высаживают лесопарки, кустарники, чтобы предотвратить дальнейшую эрозию почв. Разрабатываются экологически безопасные методы ведения сельского хозяйства, используют натуральные удобрения. Проблема возобновляемости природных ресурсов решается путем использования альтернативных источников энергии: солнца, ветра, воды.

Но корень проблемы лежит в сознании у людей, а изменить его труднее, чем внедрить очистительные технологии на заводах или переработать мусор. Воспитание человека как части природы — сложной системы, где все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы, — комплексная задача, которая сегодня стоит перед миром. Родители обязаны учить своих детей основам повседневной экологии. Детский сад, школа, университет играют в этом процессе большую роль. Именно на занятиях дети и подростки получают знания о том, какими путями уничтожается природа и как этого можно избежать.

Всегда нужно помнить, что природа — дом человека, и нужно всеми способами стараться его уберечь от разрушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *