Законодательные ограничения налогового контроля

  • автор:

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода , а также в других формах, предусмотренных НК РФ

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, ФЗ, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Осуществление обязательного страхования, его условия и порядок определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

НК РФ Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020)

  • Статья 82. Общие положения о налоговом контроле
  • Статья 83. Учет организаций и физических лиц
  • Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
  • Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц
  • Статья 85.1. Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков
  • Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
  • Статья 86.1, статья 86.2, статья 86.3. Утратили силу
  • Статья 87. Налоговые проверки
  • Статья 87.1. Утратила силу
  • Статья 88. Камеральная налоговая проверка
  • Статья 89. Выездная налоговая проверка
  • Статья 89.1. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 89.2. Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта
  • Статья 90. Участие свидетеля
  • Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
  • Статья 92. Осмотр
  • Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
  • Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
  • Статья 93.2. Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)
  • Статья 94. Выемка документов и предметов
  • Статья 95. Экспертиза
  • Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
  • Статья 97. Участие переводчика
  • Статья 98. Участие понятых
  • Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
  • Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки
  • Статья 100.1. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
  • Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
  • Статья 101.1. Утратила силу
  • Статья 101.2. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке
  • Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
  • Статья 102. Налоговая тайна
  • Статья 103. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
  • Статья 103.1. Утратила силу
  • Статья 104. Заявление о взыскании налоговой санкции
  • Статья 105. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций

Открыть полный текст документа

Пределы налогового планирования

В большинстве государств сложились специальные методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов и существенно ограничить сферу налогового планирования. Согласно сложившемуся в экономической литературе относительно единодушному мнению, установление пределов налогового планирования, как правило, включает в себя следующие методы: законодательные ограничения, меры административного воздействия и специальные судебные доктрины. Такой точки зрения придерживаются, в частности, E. Н. Евстигнеев, С. Г. Пепеляев, С. М. Рюмин, И. В. Липатова и ряд других ученых-экономистов.

Законодательные ограничения

Существует ряд мер, направленных на превентивное предотвращение уклонения от уплаты налогов. Это обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика; обязанность представлять налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; обязанность удерживать налоги у источников. За нарушение налогового законодательства предусмотрены экономические меры ответственности.

В ряде стран существуют специальные штрафные налоги (penalty tax), которые применяются к налогоплательщикам в особых случаях. К штрафным налогам относятся:

  • – налог за неразумное аккумулирование прибыли корпорации. Он применяется в случаях, когда корпорация уклоняется от распределения дивидендов, употребляет средства дивидендов на цели, признаваемые неразумными, а именно: для последующего предоставления займов акционерам корпорации; для предоставления акционерам возможности использовать средства корпорации для личных целей; на инвестиции в ценные бумаги, если эта деятельность нетрадиционна для предприятия;
  • – налог на личные холдинговые компании. Применяется с целью ограничить использование корпораций в качестве так называемых чековых книжек, т.е. учрежденных с целью совершения операций с ценными бумагами для ее учредителей или в качестве «инкорпорированных талантов», учрежденных для распоряжения средствами ее владельцев (артистов, спортсменов и т.д.).

Административные воздействия

С их помощью создается возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов.

Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов

В США существует ряд доктрин, согласно которым сделки признаются недействительными по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты налогов и их незаконного обхода. Российское законодательство признает институт уклонения от уплаты налогов. Согласно ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) уклонение от налогов признается в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытие других объектов налогообложения.

Временных пределов планирования налогов и налогового планирования практически не существует. Как уже было сказано, человечество планирует налоги постоянно на всем протяжении своей истории и в ближайшем будущем в условиях возрастающей сложности налогового механизма и дифференциации элементов налогообложения вряд ли от НП откажется. Налоговое планирование умрет, когда все без исключения налоги будут заменены одним фиксированным подушным налогом, что вряд ли произойдет на практике в обозримом будущем. Это только в социалистическом прошлом России был уместен пафосный лозунг: «У нас отменяются налоги. Скоро они исчезнут и в городе, и в деревне». Таким образом, пока происходят совершенствование и изменение налоговой системы, будет иметь место и налоговое планирование. При этом уместно отметить, что нет возможности и смысла в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях изложить полный свод конкретных способов налоговой оптимизации.

Целесообразно выделить еще два вида пределов налогового планирования.

  • 1. Качественные, в том числе законодательные (предел рентабельности, предел цены, предел определенных видов расходов и т.п.), административные и т.д. Кроме того, неопределенность внешней среды создает реальные ограничения для налогового планирования.
  • 2. Количественные, характеризующие возможность снижения налоговой нагрузки и общей ставки налогообложения, как в целом по хозяйствующему субъекту, так и по конкретному налогу. Причем по конкретному налогу целесообразно сравнивать достигнутый уровень налогообложения не со ставкой, указанной в соответствующем законе, а с реальной ставкой налогообложения, сложившейся в отчетном периоде. Поясним предлагаемый термин «реальная ставка» на примере.

Пример

При реализации продукции на 100 тыс. руб. предприятие реализует право на налоговый вычет по материальным ресурсам в размере 40 тыс. руб. Ставка НДС – 20%. Реальная ставка по НДС за отчетный период составит:

(100 тыс. руб. – 40 тыс. руб.) × 0,2:100 тыс. руб. × 100% = 12%.

Если в результате налогового планирования удастся сделать налоговый вычет на сумму 60 тыс. руб., то будет достигнута иная ставка налогообложения по НДС:

(100 тыс. руб. – 60 тыс. руб.) × 0,2: 100 тыс. руб. × 100% = 8%.

Снижение реальной ставки налогообложения по НДС составит 4%.

При расчете налоговой экономии по другим налогам целесообразно учитывать налоговые вычеты, освобождения и льготы, используемые в отчетном периоде, чтобы рассчитывать реальную ставку налогообложения по конкретному налогу.

К разряду количественных ограничений налогового планирования следует отнести величину издержек, затрачиваемых на внедрение, организацию и осуществление налогового планирования, а также масштабы деятельности фирмы, которые в настоящее время существенно расширяются в условиях происходящей глобализации мировой экономики.

  • Акимов А. Л. Общество без налогов. Л.: Лениздат, 1962. С. 5.

FinSociality

— негосударственный контроль (внутренний и внешний аудит).

Государственный оперативный налоговый контроль — проверка налоговыми органами налогоплательщика в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции (внезапный контроль).

Государственный периодический налоговый контроль — проверка за какой-либо отчетный период с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также скрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Периодический контроль подразделяется на такие виды как выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка.

Государственный документальный налоговый контроль — проверка соответствия проверяемого объекта нормативному значению и его содержание определяется на основании первичных и производственных документов.

Государственный фактический налоговый контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки.

Негосударственный аудит — одна из форм финансового контроля, но при этом это независимая проверка, независимая предпринимательская деятельность.

Негосударственный внутренний аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерской и финансовой службы предприятия. Он предусматривает обеспечение точности, достоверности учета налогооблагаемых объектов, уплаченных в бюджет налоговых платежей, качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Негосударственный внешний аудит — негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет установлено проверкой налоговой инспекцией.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в следующих формах:

— налоговые проверки;

— получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

— проверка данных отчета и отчетности;

— осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода;

— контроль за расходами физических лиц;

— другие формы, предусмотренные действующим налоговым законодательством.

Таким образом, налоговый контроль является многогранным и сложным явлением. Создание прочной финансовой основы существования государства общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.

Перейти на страницу: 1 2

Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.

Виды налогового контроля. В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют: 1) государственный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);

2) негосударственный контроль: а) внутренний аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов; б) внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Министерства финансов России.

По времени проведения налогового контроля различают: 1) предварительный контроль — проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;

2) текущий (оперативный) контроль — проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;

3) последующий (периодический) контроль — проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению.

В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют: 1) документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;

2) фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.

Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода; другие формы, предусмотренные НК РФ.

Основная форма проведения налогового контроля из перечисленных выше — налоговая проверка, которая подразделяется на камеральную и выездную. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.

Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. 83-86 НК РФ.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также на всей территории России идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях налогоплательщика с налоговым органом, должен быть указан ИНН.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *