Закон приаралье

  • автор:

Содержание

Аральское море — зона экологического бедствия

Аральское море — бессточное солёное озеро, находящееся в Средней Азии, на границе двух государств Казахстан и Узбекистан. До шестидесятых годов прошлого века Арал считался четвёртым по величине озером в мире, но с того времени уровень воды в нём стал резко падать. Началось резкое обмеление Арала. Главной причиной этого считают чрезмерный забор воды из питающих его рек Амударьи и Сырдарьи для орошения сельхозугодий.

В настоящее время высыхающее озеро-море ушло от своей прежней береговой линии, от портового города Муйнак, что в Узбекистане, более чем на 100 километров.

То, что происходит сейчас с Аралом, можно без преувеличения назвать настоящей экологической катастрофой.

Стоки дренажных вод с полей в нижнем и среднем течении рек Амударьи и Сырдарьи стали причиной отложений из пестицидов и других ядохимикатов, используемых в сельском хозяйстве. Пыльные бури разносят эти ядохимикаты вместе с солью и пылью с бывшего морского дна на расстояние до 500 км. Бикарбонат натрия, сульфат натрия и хлорид натрия, переносимые по воздуху, уничтожают естественную растительность или замедляют её рост.

Среди местного населения имеют большое распространение респираторные заболевания, анемия, рак горла и пищевода, заболевания пищеварительного тракта, частыми стали заболевания печени и почек. С полной уверенностью можно сказать, что всплеск этих заболеваний напрямую связан с экологией гибнущего Арала.

Практически весь приток воды в Арал обеспечивается реками Сырдарья и Амударья. В настоящее время из-за того, что большая часть стока этих двух рек уходит на полив плантаций хлопчатника и риса, поступление воды в море резко сократилось, а подземные источники и осадки в виде дождя и снега дают намного меньше воды озеру, чем оно теряет при испарении. В результате этого водный объём озера-моря постоянно уменьшается, а уровень соли в воде постоянно растёт. Из-за того, что резко уменьшился сток рек, прекратились весенние паводки, снабжавшие низовья Сырдарьи и Амударьи пресной водой и плодородными отложениями. Число видов рыб, обитающих здесь, сократилось с 32 до 6. Было потеряно большинство нерестилищ и кормовых баз, которые сохранились в основном в дельтах рек. Всё это результат увеличения уровня солёности воды.

В середине восьмидесятых годов прошлого века практически исчезло местное промысловое рыболовство. Наиболее распространённой на Арале оставалась черноморская камбала, более всех приспособленная к жизни в солёной воде. Она была завезена сюда ещё в семидесятых годах, но к 2003 году в Большом Арале она практически исчезла, не выдержав повышенного содержания соли в воде — более 70 г. на 1 л., что в 2-4 раза превышает привычную для неё норму.

В конце восьмидесятых годов уровень воды в Аральском море упал на столько, что оно разделилось на две части: южный большой Арал и северный — малый.

К 2007 году в южной части чётко обозначились два водоёма, более глубокий западный и мелководный восточный с остатками небольшого отдельного залива. Объём большого Арала значительно сократился? с 708 до 753, а содержание соли в воде увеличилось с 14 до более 100 г. на 1 л.

Так как вода на многие километры отступила от главных портов Арала, городов Аральск на севере, и Муйнак на юге, а поддерживать судоходные каналы к портам в нормальном состоянии становится всё более трудным и затратным делом. Судоходство на Арале прекратилось. Из-за сильного понижения уровня воды в обеих частях Аральского моря снизился и уровень грунтовых вод, это значительно ускорило процесс опустынивания местности.

Сильно изменился и ландшафт прежних морских берегов к середине девяностых годов. Там, где раньше росла пышная зелень: деревья, кустарники, травы ? сейчас произрастают лишь редкие галофиты и ксерофиты — растения, которые приспособлены к сухим и засоленным почвам. Сохранилась лишь половина обитающих там ранее птиц и млекопитающих. В пределах ста километров от первоначальной береговой линии произошло изменение климата: летом стало жарче, а зимой холоднее, снизилась и влажность воздуха, а, следовательно, сократилось количество осадков, чаще стали случаться засухи.

Кроме того, с Аралом связана ещё одна проблема, которая требует безотлагательного решения, дело в том, что в 2001 году в результате ухода воды соединился с материком остров Возрождения. Когда-то он находился далеко в море и на нём существовал секретный полигон, на котором испытывалось бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, бруцеллеза, туляремии, чумы, тифа, оспы и прочих страшных болезней.

Всё это испытывалось на обезьянах, лошадях, овцах и других лабораторных животных. Это вызывает большую озабоченность медиков, которые опасаются, что эти смертельно опасные микроорганизмы сохранили свою жизнеспособность, а заражённые ими грызуны могут стать распространителями этих микроорганизмов в другие регионы.

Ещё в советскую эпоху предлагались различные проекты по восстановлению Арала, самый известный из них ? постройка канала для переброски вод из бассейна реки Обь в бассейн Аральского моря. Теоретически это могло бы значительно стимулировать экономику Приаралья, в частности сельское хозяйство, но из-за высокой стоимости проекта от него в своё время отказались, да и экологические последствия воплощения этого проекта трудно прогнозируемы.

Аральское море за свою историю высыхало несколько раз, но неизменно потом восстанавливалось, это связано с тем, что главные питающие его реки Сырдарья и Амударья время от времени меняли своё русло, но потом всё же возвращались к Аралу.

Восстановление всего Аральского моря, к сожалению, невозможно, для этого потребовалось бы увеличить годовой приток вод Сырдарьи и Амударьи, по сравнению с нынешним, в четыре раза. Единственным возможным средством постепенного восстановления Арала могло бы стать значительное сокращение водозабора для полива сельскохозяйственных угодий, однако 4 из 5 государств (кроме Казахстана), находящихся в бассейне Аральского моря, наоборот, намерены увеличить объёмы орошаемых земель, главным образом, для того, чтобы прокормить стремительно растущее население.

Но некоторые проекты по восстановлению Арала всё же начинают работать.

Так, в рамках проекта по регулированию русла Сырдарьи и северной части Аральского моря, в 2003-2005 годах Казахстаном была построена Кокаральская дамба, протяжённостью от полуострова Кокарал до устья Сырдарьи, с гидротехническим затвором, позволяющим пропускать лишнюю воду и регулировать уровень водоёма. Дамба отгородила Малый Арал от остальной части, благодаря этому, сток Сырдарьи начал скапливаться в малом Арале, в результате чего в нём вырос уровень воды до 42м абс., уменьшилась её солёность, что позволило разводить здесь некоторые виды промысловых рыб.

О социальной защите гpаждан, постpадавших вследствие экологического бедствия в Пpиаpалье

Сноска. См. Указ Президента, имеющий силу Закона, от 20 марта 1994 г. N 1612 «О мерах по упорядочению льготирования и компенсационных выплат», Закон РК от 12 июля 1994 г. N 119 «О действии статей некоторых законодательных актов Республики Казахстан».

Аральская проблема, как крупнейшая экологическая катастрофа планеты, приобрела острейший характер. Исходя из этого постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 18 января 1992 года «О неотложных мерах по коренному преобразованию условий проживания населения Приаралья», казахстанская часть Приаралья объявлена зоной экологического бедствия.

Интенсивное опустынивание и устойчивые необратимые процессы деградации окружающей природной среды, ухудшение условий жизни, рост заболеваемости вызвали новые социально-экономические и экологические ситуации, требующие законодательного решения и правового регулирования мер социальной защиты населения, проживающего в экологически неблагоприятных районах.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Цели и задачи Закона

Настоящий Закон призван обеспечить социальную защиту граждан, пострадавших в результате Аральской экологической катастрофы и определяет их статус, классификацию территорий, устанавливает компенсации и льготы лицам, нуждающимся в мерах социальной реабилитации, закрепляет принципиальные подходы к формированию системы охраны жизни и здоровья населения, проживающего в экологически неблагоприятных районах, обеспечения условий устойчивой жизнедеятельности, приоритетного снабжения населения экологически чистыми продуктами питания, медицинскими средствами, питьевой водой, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Закон определяет основной механизм реализации мер по решению социальных проблем Приаралья.

Статья 2. Классификация экологически неблагополучных территорий казахстанской части Приаралья

С учетом степени тяжести сложившейся экологически неблагополучной обстановки, влияния опустынивания и загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека, а также на основании концепции Академии наук Республики Казахстан территория экологического бедствия в Приаралье подразделяются на следующие зоны:

экологической катастрофы;

экологического кризиса;

экологического предкризисного состояния.

Статья 3. Зона экологической катастрофы

1. Основными критериями определения границ зоны экологической катастрофы являются:

устойчивый рост смертности населения;

вынужденная миграция по экологическим причинам;

превышение нормативов предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде в размерах, угрожающих жизни населения;

полное разрушение экосистем и потеря ими способности к самовосстановлению;

катастрофическое обмеление водных объектов, превышающее вековые колебания.

2. В зону экологической катастрофы входят территории Аральского и Казалинского районов Кызылординской области, Челкарского района Актюбинской области.

Сноска. Статья 3 с изменением, внесенным Законом РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 4. Зона экологического кризиса

1. Основными критериями определения границ зоны экологического кризиса являются:

устойчивый рост специфической заболеваемости населения;

превышение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде в размерах, опасных для здоровья населения;

сокращение видового состава и нарушение структурной целостности экосистем, снижение биопродуктивности экосистем на 75 процентов;

кризисное обмеление водных объектов, превышающее среднемноголетние колебания.

2. В зону экологического кризиса входят территории районов Кызылординской области (кроме указанных в статье 3), город Кызылорда и город Байконыр, включая населенные пункты, входящие в его административно-территориальное подчинение.

Сноска. Статья 4 с изменением, внесенным Законом РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 5. Зона экологического предкризисного состояния

1. Основными критериями определения границ зоны экологического предкризисного состояния являются:

устойчивый рост заболеваемости населения, имеющий причинную связь с экологическим кризисным состоянием;

устойчивое превышение нормативов предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде;

сокращение количественного видового состава экосистем и падение их биопродуктивности не менее чем на 50 процентов;

обмеление водных объектов, превышающее среднемноголетние колебания.

2. В зону экологического предкризисного состояния входят территории Байганинского, Иргизского, Мугалжарского (в пределах границ населенных пунктов бывшего Мугоджарского района), Темирского районов Актюбинской области; Арысского (в том числе город Арысь), Отрарского, Сузакского, Чардаринского районов, города Туркестана и сельских округов Шага, Жана-Икан, Ески Икан, Ушкайык, Иассы, Орангай, Карашык, Жуйнек, Бабайкорган, Шорнак, Жибек жолы, Майдантал города Кентау Туркестанской области, а также Улытауского района (в пределах границ населенных пунктов бывшего Жездинского района Жезказганской области) Карагандинской области.

Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 04.11.1997 № 186 (вводится в действие с 17.06.1997); от 28.12.2018 № 210-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Раздел II. Статус граждан, пострадавших вследствие
экологической катастрофы и кризисных ситуаций
в Приаралье

Статья 6. Статус граждан, пострадавших вследствие экологической катастрофы

К пострадавшим вследствие экологической катастрофы относятся:

1) граждане проживающие или проживавшие не менее 10 лет с 1970 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологической катастрофы (включая детей в возрасте до десяти лет);

2) граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 3 лет.

Статья 7. Статус граждан, пострадавших вследствие экологического кризиса

К пострадавшим вследствие экологического кризиса относятся:

1) граждане проживающие или проживавшие не менее 15 лет с 1975 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологического кризиса (включая детей в возрасте до 15 лет);

2) граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 5 лет.

Статья 8. Статус граждан, пострадавших вследствие влияния экологического предкризисного состояния

К пострадавшим вследствие экологического предкризисного состояния относятся:

1) граждане проживающие или проживавшие не менее 20 лет с 1975 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологического предкризисного состояния (включая детей и подростков в возрасте до 18 лет);

2) граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 7 лет.

Статья 9. О порядке регистрации граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия

Регистрация граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, по месту жительства и месту прежнего проживания в зоне экологического бедствия.

Сноска. Статья 9 в редакции Закона РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10. Изменения границ зон экологического бедствия, пострадавших вследствие экологического бедствия

Сноска. Статья 10 исключена Законом РК от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-1. Изменения границ зон экологического бедствия, пострадавших вследствие экологического бедствия

Границы зон экологического бедствия в пределах зоны экологической катастрофы, экологического кризиса и экологического предкризисного состояния, а также статус граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия, изменяются путем внесения изменений и (или) дополнений в настоящий Закон в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Раздел II дополнен статьей 10-1 в соответствии с Законом РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Раздел III. Социальная защита граждан, проживающих
в зоне экологического бедствия

Статья 11. Приоритеты в обеспечении продуктами питания, качественной питьевой водой

Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы приоритетно обеспечивают население зон экологического бедствия экологически чистыми продуктами питания и качественной питьевой водой.

Сноска. Статья 11 в редакции Закона РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 12. Организация медицинского обслуживания, финансирование и материальное снабжение здравоохранения

Правительство Республики Казахстан гарантирует населению зоны экологического бедствия:

1) увеличение норм ассигнований на содержание медицинских учреждений из расчета на одного жителя в зоне экологической катастрофы в 1,5 раза, в зоне экологического кризиса в 1,3 раза и в зоне экологического предкризиса в 1,15 раза;

2) обеспечение целевого выделения медицинской техники, лекарственных средств;

3) периодическое комплексное медицинское обследование всего населения региона, предоставление медико-санитарной и медико-социальной помощи во всех клиниках, медицинских центрах республики и других медицинских учреждениях по направлениям соответствующих органов здравоохранения.

Сноска. Статья 12 с изменением, внесенным Законом РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 13. Социальная поддержка населения

1. Населению, проживающему в зоне экологического бедствия, устанавливаются:

1) граждане, проживающие в зонах экологической катастрофы и экологического кризиса и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на пенсию с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам:

экологической катастрофы — 1,5;

экологического кризиса -1,3;

2) оплата труда, стипендии с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам:

экологической катастрофы — 1,5

экологического кризиса — 1,3

экологического предкризисного состояния — 1,2

3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, (сверх отпуска, представляемого за работу с вредными условиями труда) по зонам:

экологической катастрофы — 12 календарных дней

экологического кризиса — 9 календарных дней

экологического предкризисного состояния — 7 календарных дней

4) одновременно с предоставлением трудового отпуска ежегодно оказывается материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада сверх действующих выплат.

2. Пенсионерам и инвалидам, проживающим в зоне экологического бедствия, предоставляется право на:

1) (исключен)

2) (исключен)

3) (исключен)

4) преимущественное обеспечение местами в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

5) (исключен)

6) (исключен)

Сноска. В статью 13 внесены изменения — Законом РК от 19 июня 1997 г. N 134. Действие пункта 2 статьи 13 приостановлено до 1 января 2000 года — Законом РК от 7 апреля 1999 г. N 374; до 1 января 2003 года — Законом РК от 16 ноября 1999 г. N 481 (вводится в действие с 1 января 2000 года). Внесены изменения — Законом РК от 23 декабря 2004 г. N 21 . См. постановление Конституционного Совета РК от 29 апреля 2005 года N 3

Статья 14. (Статья 14 исключена — Законом РК от 7 апреля 1999 г. N 374 )

Статья 15. Дополнительные компенсации и льготы к лицам, пострадавшим вследствие экологической катастрофы

Лица, указанные в статье 6 настоящего Закона, имеют право на:

1) (исключен)

2) (исключен)

3) безвозмездное получение в собственность занимаемого жилья;

4) (исключен)

5) (исключен)

Сноска. Подпункт 4) — в редакции Закона РК от 2 апреля 1997 г. N 88. Действие статьи 15 приостановлено до 1 января 2000 года — Законом РК от 7 апреля 1999 г. N 374; до 1 января 2003 года — Законом РК от 16 ноября 1999 г. N 481 (вводится в действие с 1 января 2000 года). Внесены изменения — Законом РК от 23 декабря 2004 г. N 21 .

Статья 16. Дополнительные компенсации и льготы лицам, пострадавшим вследствие экологического кризиса

Лица, указанные в статье 7 настоящего Закона, имеют право на:

1) (исключен)

2) (исключен)

3) безвозмездное получение в собственность занимаемого жилья;

4) (исключен)

5) (исключен)

Сноска. Подпункт 4) — в редакции Закона РК от 2 апреля 1997 г. N 88. Действие статьи 16 приостановлено до 1 января 2000 года — Законом РК от 7 апреля 1999 г. N 374; до 1 января 2003 года — Законом РК от 16 ноября 1999 г. N 481 (вводится в действие с 1 января 2000 года). Внесены изменения — Законом РК от 23 декабря 2004 г. N 21 .

Статья 17. Компенсации и льготы лицам, выехавшим из зоны экологической катастрофы

1. Лица, указанные в статье 6 настоящего Закона, имеют право на:

1) первоочередное трудоустройство на новом месте жительства в соответствии с их профессией и квалификацией, или при отсутствии таковой, предоставление другой работы с учетом их желания или возможности обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением в установленном порядке заработной платы на период обучения;

2) (исключен)

3) (исключен)

2. Инвалиды I и II групп по причине экологического бедствия имеют право на первоочередное получение жилья по новому месту жительства, за исключением областных центров, городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан.

Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными законами РК от 23.12.2004 N 21; от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 18. Компенсация и льготы лицам, направленным или переехавшим по свободному найму на работу в зону экологического бедствия

Лица, направленные или переехавшие по свободному найму на работу в зону экологического бедствия, имеют право на:

1) (исключен)

2) (исключен)

3) первоочередное выделение квартир по месту постоянного жительства специалистам, нуждающимся в жилище, проработавшим в зоне экологического бедствия не менее пяти лет.

Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными законами РК от 23.12.2004 N 21; от 22.07.2011 № 479-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 19. Социальные гарантии и компенсации безработным в зоне экологического бедствия

Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы обеспечивают:

1) приоритетное направление финансовых и материальных средств на создание новых рабочих мест, организацию оплачиваемых общественных работ;

2) условия для трудоустройства мигрантов из зоны экологической катастрофы в экологически благополучные регионы республики;

3) (Подпункт 3 исключен — Законом РК от 7 апреля 1999 г. N 374)

4) преимущественное (путем установления квот) поступление в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, по приобретению остродефицитных профессий, необходимых для решения проблем Приаралья, а также на курсы для профессионального обучения с обязательным представлением общежития на время учебы.

Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 22.07.2011 № 479-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 20. Основания для изменения и прекращения выплаты компенсаций и предоставления льгот

Выплата компенсаций и предоставление льгот изменяются и прекращаются в случаях изменения статуса территории и статуса граждан в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 21. Распространение действия настоящего Закона на граждан других государств, пострадавших вследствие экологического бедствия в казахстанской части Приаралья

Граждане, проживающие за пределами Республики Казахстан и пострадавшие в результате экологической катастрофы или экологического кризиса в казахстанской части Приаралья, пользуются всеми льготами, предусмотренными настоящим Законом, в соответствии с принятыми межгосударственными соглашениями.

Раздел IV. Организационный и экономический механизм
реализации настоящего Закона

Статья 22. Финансовое обеспечение и механизмы реализации настоящего Закона

Реализация положений, предусмотренных настоящим Законом по социальной защите граждан, финансируется за счет республиканского и местных бюджетов, а также средств организаций и предприятий, добровольных взносов, благотворительной помощи.

Экологическое оздоровление и социально-экономическое развитие казахстанской части Приаралья осуществляются на основе конкретных проектов, документов Системы государственного планирования Республики Казахстан с учетом требований настоящего Закона.

Сноска. Статья 22 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 23. Контроль за реализацией настоящего Закона

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами.

Сноска. Статья 23 в редакции Закона РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Должностные лица и граждане несут ответственность за невыполнение требований настоящего Закона в соответствии с законами Республики Казахстан.

Сноска. Статья 24 с изменением, внесенным Законом РК от 22.07.2011 № 479-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Президент
Республики Казахстан

Зоны экологического бедствия(катастрофическая экологическая ситуация)

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 26

К зонам экологического бедствия относятся территории, пострадавшие в результате антропогенного воздействия и не подлежащие восстановлению до прежнего вида. К ним относятся Аральское море и Приаралье(территория постсоветского пространства), территории, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, территория Черных земель республики Калмыкии, Кузбасса.

Аральская катастрофа– это трагическое и уникальное в истории человечества событие, когда по вине человека погибает целое море и рождается на его месте техногенная пустыня.

Приаралье – это Каракалпакия и значительные области Узбекистана, Туркмении и Казахстана. До середины 20 века этот регион поставлял миллионы тонн хлопка, сотни тысяч тонн риса, овощей и фруктов. Ориентация на производство одного хлопка в ущерб другим культурам привела к негативным экологическим последствиям.

Возникновение несовершенной ирригационной системы, забор на нужды орошаемого земледелия фактически всей воды из рек Амударьи и Сырдарьи, наполнявших Аральское море, привели к его гибели и последующему развитию экологического кризиса на территории всего Приаралья.

Ежегодно уровень воды в Аральском море стал снижаться на 80-100 см, средняя глубина его уменьшилась с 16 до 9 метров; море разделилось сначала на 2 части, а затем — на несколько малых водоемов.

Объем моря уменьшился уже более чем на 2/3, содержание соли в нем возросло почти в 3 раза. Исчезла вся рыба, кроме акклиматизировавшейся камбалы. Практически прекратилось рыболовство, ранее чрезвычайно продуктивное. Закрылись заводы по переработке рыбы. На десятки километров от современной береговой линии моря среди пустыни стоят многочисленные морские суда (рис.55). Водав реках, питавших Аральское море, очень сильно загрязнена ядохимикатами и удобрениями. Загрязнение воды пестицидами в десятки раз превышает ПДК. Вода в Аральском регионе по уровню загрязнения одна из самых худших в мире.

Рис. 55.Корабли на бывшем дне Аральского моря

На рис. 56 с помощью космического мониторинга отражены этапы деградации моря за 45-летний период наблюдения.

Рис. 56.Этапы деградации Аральского моря

К настоящему времени высохло более 80 % территории водного зеркала. Засоление и опустынивание прилегающих к морю территорий привело в упадок сельское хозяйство ранее плодородного региона.

Экологическая катастрофа повлекла за собой социальную катастрофу. Наблюдается глобальное ухудшение здоровья населения, главной причиной которого является потребление недоброкачественных продуктов питания и воды. Детская смертность в 5 – 7 раз выше, чем в России. Более 70% взрослого населения и детей тяжело больны. Смертность превышает рождаемость. На 1000 родившихся детей 80 умирают в возрасте до одного года.

Разрабатывались различные проекты по спасению Арала. Была сделана попытка спасти, так называемый, Малый Арал, отгородив его песчаной дамбой от Большого Арала, но она оказалась неудачной. Проектировалась переработка части стока сибирских рек в Среднюю Азию. Рассматривался проект строительства канала из Каспийского моря. Предлагалось организовать капельное орошение, сохраняющие большие объемы воды и не вызывающее засоления почв. Советовали ликвидировать «хлопковую монополию» и перейти на производство менее водоемкого синтетического волокна.

Пока все эти проекты по спасению Арала нереальны, т.к. не обоснованы в детальной степени ни технически, ни экономически, ни экологически.

Калмыкия.Территория черных земель Калмыкии отнесена к зонам катастрофического экологического бедствия в связи с прогрессирующей деградацией уникальных Черных земель, развитием процессов опустынивания и образованием первой в Европе антропогенной пустыни.

Республика Калмыкия, занимающая 76 тыс.кв.км, простирается вдоль западного побережья Каспийского моря на границе Европы и Азии.

С незапамятных времен калмыки занимались кочевым скотоводством. Сезонная смена пастбищ и прогон скота по постоянным маршрутам позволяли сохранить кормовую базу на оптимальном уровне.

С 30-х годов 20 века в связи с коллективизацией кочевое и полукочевое население стали переводить на оседлый образ жизни. В связи с этим нарушилась сезонность в использовании пастбищ. Беспорядочная эксплуатация их без соблюдения сроков и норм содержания скота, численность которого все время увеличивалась, вызвала развитие процессов опустынивания, центром которых явились Черные земли – один из уникальных регионов Российских степей.

Территория Черных земель, площадью около 2,5 млн. га представляет собой низменную равнину с аридным климатом, изреженностью растительного покрова, легкой разрушаемостью почв.

Вследствие чрезмерной концентрации скота (преимущественно овец) продуктивность пастбищ стала резко падать, растительный покров повсеместно подвергся сбою, а песчаные и субпесчаные почвы – сильной ветровой эрозии.

Помимо неумеренного выпаса скота, заметную роль в формировании развеваемых песков сыграла и распашка земель, которая проводилась на участках отгонного скотоводства. К резкому увеличению площади развеваемых песков и засолению земель привели также введенный в строй Черноземельский магистральный канал, строительство и эксплуатация оросительных систем.

Уже к началу 80-х гг. прошлого века на территории Черных земель образовалась антропогенная пустыня. Стали исчезать многие представители степных видов флоры и фауны. Необратимая антропогенная трансформация ландшафтов Черных земель привела к формированию новых вторичных биоценозов и создала условия для возникновения новых типов природных очагов особо опасных инфекций – чумы, туляремии, лептоспироза.

В 1988 г. Калмыкиябыла объявлении зоной экологического бедствия.

Кузбасс.Крупнейший Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс), расположенный в центре Кемеровской области, отнесен к зонам катастрофического экологического бедствия в связи с загрязнением, которое по масштабам несоизмеримо с загрязнением каких-либо других регионов России.

В ряду экологических проблем региона на первом месте находится загрязнение воздушного бассейна. Более 700 предприятий, сложившихся вокруг угольного центра, ежегодно выбрасывают в атмосферу свыше 1,5 млн.т вредных веществ. В структурной сложности выбрасываемого аэрозоля – 140 – 160 веществ. Источники выбросов, их состав и региональное распределение представлены на рис. 57-58. Основными загрязнителями атмосферы являются АО «Западносибирский металлургический комбинат», Абагурская аглофабрика, Кузнецкий алюминиевый завод и др.

Рис. 57.Объемы выбросов различными отраслями промышленности Кузбасса.

Рис. 58. Состав и объемы выбросов в атмосферу, тыс. т/год

Таким образом, загрязнение формируется, прежде всего, за счет металлургических предприятий, в выбросах которых превалирует высокотоксичный оксид углерода, а несоизмеримо высокие уровни загрязнения среди других городов Кузбасса приходится на Новокузнецк, дающего более половины всех выбросов области. Расположение в котловине с перепадом высот превышающих 200-250 метров с частыми инверсиями привело к тому, что постоянно наблюдается превышение допустимых норм концентраций высокоопасных веществ. Отмечены превышения над ПДКконцентрации канцерогенного бенз(а)пирена – в 13 раз (в отдельные месяцы – до 43 раз), аммиака – в 4 раза, сажи – в 24 раза, фенола – в 18 раз. Потенциал самоочищения атмосферы в Межгорной Кузнецкой котловине один из наиболее низких в Сибири.

Негативное воздействие на климат (получившего образное название мокроклимат) оказывают постоянные гидрооперации, связанные с разработкой угольных месторождений – осушение территорий, отливы карьерных и шахтных вод, затопление отработанных шахт.

Загрязнены все водные объекты региона – подземные, озерные воды, реки. Вокруг предприятий почвы буквально «нафаршированы» тяжелыми металлами – свинцом, кадмием, стронцием и др., при этом концентрации их над ПДКпревышают в десятки раз. Тяжелые металлы, а также пестициды, нитраты и другие токсические соединения содержатся во всех продуктах питания, полученных в регионе.

Разрушен весь ландшафт региона: уничтожено более 200 малых рек, повсюду отвалы твердых и жидких отходов, многочисленные провалы и оползни, в «Красной книге» — исчезающие представители флоры и фауны.

Данные медицинской статистики по показателям санитарного состояния населения к началу 21 века свидетельствуют, что по сравнению с 1961 годом рождаемость в Кузбассе упала на 32%, смертность увеличилась на 37%, заболевания раком возросли в 1,7 раза, смерть от рака легких – в 2,3 раза. По сравнению с 1982 годом заболевания хроническим нефритом возросли в 2,6 раза, бронхитом – в 1,3 раза, бронхиальной астмой – в 2,8 раза, стенокардией – в 1,5 раза; смертность детей увеличилась в 1,2 раза, детские онкологические заболевания возросли в 2,5 раза. Хронические заболевания наблюдаются у 88% детей, в промышленной зоне – у 91%. Уровень врожденных аномалий по сравнению с 1980 годом увеличился на 80%. Продолжительность жизни мужчин составляет 48-50 лет, женщин – менее 60 лет.

Все указанные показатели здоровья населения обусловлены сложившейся экологической обстановкой в регионе, причинами которой послужили следующие обстоятельства:

· нерациональная планировка городов и промышленных объектов:

— чрезмерное концентрирование городов на ограниченной территории;

— сосредоточение городов в непосредственной близости к промышленным объектам с отсутствием в большинстве случаев санитарно-защитных зон;

— размещение жилых застроек без учета розы ветров в регионе;

· выброс и сброс в окружающую среду недоочищенных и неочищенных отходов в связи с отсутствием в большинстве случаев очистных сооружений;

· отсутствие экологически чистых продуктов питания и питьевой воды.

Проводимые в настоящее время мероприятия направлены на уменьшение катастрофической экологической ситуации в регионе.

Южный Уралявляется зоной чрезвычайно высокого радиоактивного загрязнения территории в районе производственного объединения «Маяк». ПО «Маяк»(бывш. город Челябинск-65, ныне – Озерск), предназначавшегося для получения оружейного плутония, было создано в 1948 году на севере Челябинской области в 15 км от г.Кыштым. В 1990 году наработка плутония была прекращена и в настоящее время ПО «Маяк» является одним из крупнейших мировых поставщиков радиоактивных источников и радионуклидных препаратов, а также предприятием по переработке отработавшего ядерного топлива.

Радиоактивное загрязнение региона произошло:

— в связи с накоплением огромного количества радиоактивных отходов;

— в результате аварии, получившей название «Кыштымской катастрофы».

«Кыштымская катастрофа».Авария произошла по причине взрыва емкости с жидкими радиоактивными отходами, в результате которого образовалось радиоактивное облако с активностью 2 млн. кюри (Ки).

Наибольший процент в смеси осколков составляли радионуклиды стронция-90, рутения-106, цезия-144. Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС) протянулся почти на 300 км – от Челябинска до Тюмени. В зоне загрязнения ВРУСа площадью около 20 тыс. кв. км оказались сотни населенных пунктов с населением около 300 тыс. человек. В течение 1,5 лет было эвакуировано 19 населенных пунктов с уровнем загрязнения почвы свыше 4 кюри/км2.

Территория радиоактивного следа была признана непригодной для проживания, т.к. в лесах, на пастбищах и сенокосах содержание стронция-90 достигло 1000 кюри/км2. На территории этой зоны запрещали использовать земельные и лесные угодья, водоемы, выращивать урожай, рубить лес и др.

На радиационно-загрязненной территории был создан заповедник, где в течение десятков лет проводятся наблюдения за живым миром в условиях повышенной радиации.

Радиоактивные отходы ПО «Маяк».Высокоактивные отходы, которые возникли при радиохимических процессах извлечения плутония, сливались в специально оборудованные для этого стальные резервуары, находящиеся на территории предприятия и оборудованные системой охлаждения. Лишь сравнительно недавно объемы жидких высокоактивных отходов, накопленных в течение нескольких десятилетий и представляющих со временем все большую опасность из-за системы хранения, начали сокращаться за счет включения их в стеклообразную матрицу (остекловывание), гарантирующую их изоляцию и безопасность, по крайней мере, в течение нескольких столетий.

Средне- и низкоактивные отходы в первые годы работы комбината сбрасывались непосредственно в открытую гидрографическую сеть, связанную с рекой Теча, что привело к загрязнению русла вниз по течению. Для предотвращения дальнейшего разлива радиоактивных веществ, осевших, в основном, в донных отложениях, на загрязненном участке были построены плотины, а течение пустили по новому чистому руслу. Образовавшиеся на месте старого русло промышленные водоемы (теченский каскад) с загрязненной водой и грунтом являются в настоящее время одной из самых технически сложных радиоэкологических проблем.

После прекращения сброса отходов в р. Течу для их принятия было выбрано озеро Карачай, в котором со временем накопились десятки миллионов кюри радиоактивных веществ.

В жаркую весну 1967 года произошла новая катастрофа в связи с пересыханием озера Карачай, воды которого содержали 120 млн. кюри радиоактивности. Радиоактивная пыль с обнажившихся берегов устремилась в сторону Екатеринбурга и Челябинска, но, не дойдя до них, осела на ранее отселенных территориях.

В настоящее время озеро Карачайзасыпано грунтом и бетоном. Однако, под озером образовалась линза, заполненная радионуклидами, суммарная активность которых составляет 120 млн. Ки и которую предстоит ликвидировать.

Рекомендуемые страницы:

Закон Республики Казахстан от 30.06.1992 года»О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье»

Аральская проблема, как крупнейшая экологическая катастрофа планеты, приобрела острейший характер. Исходя из этого постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 18 января 1992 года «О неотложных мерах по коренному преобразованию условий проживания населения Приаралья», казахстанская часть Приаралья объявлена зоной экологического бедствия.

Интенсивное опустынивание и устойчивое необратимые процессы деградации окружающей природной среды, ухудшение условий жизни, рост заболеваемости вызвали новые социально — экономические и экологические ситуации, требующие законодательного решения и правового регулирования мер социальной защиты населения, проживающего в экологически неблагоприятных районах.

Статья 1. Цели и задачи Закона

Настоящий Закон призван обеспечить социальную защиту граждан, пострадавших в результате Аральской экологической катастрофы и определяет их статус, классификацию территорий, устанавливает компенсации и льготы лицам, нуждающимся в мерах социальной реабилитации, закрепляет принципиальные подходы к формированию системы охраны жизни и здоровья населения, проживающего в экологически неблагоприятных районах, обеспечения условий устойчивой жизнедеятельности, приоритетного снабжения населения экологически чистыми продуктами питания, медицинскими средствами, питьевой водой, улучшения санитарно — эпидемиологической обстановки.

Закон определяет основной механизм реализации мер по

решению социальных проблем Приаралья.

Статья 2. Классификация экологически неблагополучных территорий казахстанской части Приаралья

С учетом степени тяжести сложившейся экологически неблагополучной обстановки, влияния опустынивания и загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека, а также на основании концепции Академии наук Республики Казахстан территория экологического бедствия в Приаралье подразделяются на следующие зоны:

экологической катастрофы;

экологического кризиса;

экологического предкризисного состояния.

Статья 3. Зона экологической катастрофы

1. Основными критериями определения границ зоны экологической катастрофы являются:

устойчивый рост смертности населения;

вынужденная миграция по экологическим причинам;

превышение нормативов предельно — допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде в размерах, угрожающих жизни населения;

полное разрушение экосистем и потеря ими способности к самовосстановлению;

катастрофическое обмеление водных объектов, превышающее вековые колебания.

2. В зону экологической катастрофы входят территории Аральского и Казалинского районов Кзыл — Ординской области, Челкарского района Актюбинской области.

Статья 4. Зона экологического кризиса

1. Основными критериями определения границ зоны экологического кризиса являются:

устойчивый рост специфической заболеваемости населения;

превышение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде в размерах, опасных для здоровья населения;

сокращение видового состава и нарушение структурной целостности экосистем, снижение биопродуктивности экосистем на 75 процентов;

кризисное обмеление водных объектов, превышающее среднемноголетние колебания.

2. В зону экологического кризиса входят территории районов Кзыл — Ординской области (кроме указанных в статье 3), город Кзыл — Орда и город Ленинск, включая населенные пункты, входящие в его административно — территориальное подчинение.

Статья 5. Зона экологического предкризисного состояния

1. Основными критериями определения границ зоны экологического предкризисного состояния являются:

устойчивый рост заболеваемости населения, имеющий причинную связь с экологическим кризисным состоянием;

устойчивое превышение нормативов предельно — допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде;

сокращение количественного видового состава экосистем и падение их биопродуктивности не менее чем на 50 процентов;

обмеление водных объектов, превышающее среднемноголетние колебания.

2. В зону экологического предкризисного состояния входят территории Байганинского, Иргизского, Мугалжарского (в пределах границ населенных пунктов бывшего Мугоджарского района), Темирского районов Актюбинской области; Арысского (в том числе город Арысь), Отрарского, Сузакского, Чардаринского районов, города Туркестана и сельских округов Шага, Жана-Икан, Ески Икан, Ушкайык, Иассы, Орангай, Карашык, Жуйнек, Бабайкорган, Шорнак, Жибек жолы, Майдантал города Кентау Туркестанской области, а также Улытауского района (в пределах границ населенных пунктов бывшего Жездинского района Жезказганской области) Карагандинской области.

Примечание

Раздел II. Статус граждан, пострадавших вследствие экологической катастрофы и кризисных ситуаций в Приаралье

К пострадавшим вследствие экологической катастрофы относятся:

1) граждане проживающие или проживавшие не менее 10 лет с 1970 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологической катастрофы (включая детей в возрасте до десяти лет);

2) граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 3 лет.

Статья 7. Статус граждан, пострадавших вследствие экологического кризиса

К пострадавшим вследствие экологического кризиса относятся:

1) граждане проживающие и проживавшие не менее 15 лет с 1975 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологического кризиса (включая детей в возрасте до 15 лет);

2) граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 5 лет.

Статья 8. Статус граждан, пострадавших вследствие влияния экологического предкризисного состояния

К пострадавшим вследствие экологического предкризисного состояния относятся:

1) граждане проживающие или проживавшие не менее 20 лет с 1975 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологического предкризисного состояния (включая детей и подростков в возрасте до 18 лет);

2) граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 7 лет.

Статья 9. О порядке регистрации граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия

Регистрация граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия, осуществляется в порядке установленном Кабинетом Министров Республики Казахстан по месту жительства и месту прежнего проживания в зоне экологического бедствия.

Статья 10.

Примечание

Статья 11. Приоритеты в обеспечении продуктами питания, качественной питьевой водой

Кабинет Министров Республики Казахстан и главы местных администраций приоритетно обеспечивают население зон экологического бедствия экологически чистыми продуктами питания и качественной питьевой водой.

Статья 12. Организация медицинского обслуживания, финансирование и материальное снабжение здравоохранения

Кабинет Министров Республики Казахстан гарантирует населению зоны экологического бедствия:

1) увеличение норм ассигнований на содержание медицинских учреждений из расчета на одного жителя в зоне экологической катастрофы в 1,5 раза, в зоне экологического кризиса в 1,3 раза и в зоне экологического предкризиса в 1,15 раза;

2) обеспечение целевого выделения медицинской техники, лекарственных средств;

3) периодическое комплексное медицинское обследование всего населения региона, предоставление медико — санитарной и медико — социальной помощи во всех клиниках, медицинских центрах республики и других медицинских учреждениях по направлениям соответствующих органов здравоохранения.

Статья 13. Социальная поддержка населения

1. Населению, проживающему в зоне экологического бедствия, устанавливаются:

1) граждане, проживающие в зонах экологической катастрофы и экологического кризиса и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на пенсию с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам:

экологической катастрофы — 1.5;

экологического кризиса — 1.3;

Примечание

2) оплата труда, стипендии с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам:

экологической катастрофы — 1,5

экологического кризиса — 1,3

экологического предкризисного состояния — 1,2

3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, (сверх отпуска, представляемого за работу с вредными условиями труда) по зонам:

экологической катастрофы — 12 календарных дней

экологического кризиса — 9 календарных дней

экологического предкризисного состояния — 7 календарных дней

Примечание

4) одновременно с предоставлением трудового отпуска ежегодно оказывается материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада сверх действующих выплат.

2. Пенсионерам и инвалидам, проживающим в зоне экологического бедствия, предоставляется право на:

4) преимущественное обеспечение местами в домах — интернатах для престарелых и инвалидов.

Примечание

Статья 14.

Примечание

Статья 15. Дополнительные компенсации и льготы к лицам, пострадавшим вследствие экологической катастрофы

Примечание

Лица, указанные в статье 6 настоящего Закона, имеют право на:

3) безвозмездное получение в собственность занимаемого жилья.

Статья 16. Дополнительные компенсациии льготы лицам, пострадавшим вследствие экологического кризиса

Примечание

Лица, указанные в статье 7 настоящего Закона, имеют право на:

3) безвозмездное получение в собственность занимаемого жилья.

Статья 17. Компенсации и льготы лицам, выехавшим из зоны экологической катастрофы

1. Лица, указанные в статье 6 настоящего Закона, имеют право на:

1) первоочередное трудоустройство на новом месте жительства в соответствии с их профессией и квалификацией, или при отсутствии таковой, предоставление другой работы с учетом их желания или возможности обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением в установленном порядке заработной платы на период обучения.

Примечание

2. Инвалиды I и II групп по причине экологического бедствия имеют право на первоочередное получение жилья по новому месту жительства, за исключением областных центров и города Алма-Аты.

Статья 18. Компенсация и льготы лицам, направленным или переехавшим по свободному найму на работу в зону экологического бедствия

Примечание

Лица, направленные или переехавшие по свободному найму на работу в зону экологического бедствия, имеют право на:

3) первоочередное выделение квартир по месту постоянного жительства специалистам, нуждающимся в жилище, проработавшим в зоне экологического бедствия не менее пяти лет.

Статья 19. Социальные гарантии и компенсации безработным в зоне экологического бедствия

Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы обеспечивают:

Примечание

1) приоритетное направление финансовых и материальных средств на создание новых рабочих мест, организацию оплачиваемых общественных работ;

2) условия для трудоустройства мигрантов из зоны экологической катастрофы в экологически благополучные регионы республики;

3) исключен

4) преимущественное (путем установления квот) поступление в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, по приобретению остродефицитных профессий, необходимых для решения проблем Приаралья, а также на курсы для профессионального обучения с обязательным представлением общежития на время учебы.

Примечание

Статья 20. Основания для изменения и прекращения выплаты компенсаций и предоставления льгот

Выплата компенсаций и предоставление льгот изменяются и прекращаются в случаях изменения статуса территории и статуса граждан в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 21. Распространение действия настоящего Закона на граждан других государств, пострадавших вследствие экологического бедствия в казахстанской части Приаралья

Граждане, проживающие за пределами Республики Казахстан и пострадавшие в результате экологической катастрофы или экологического кризиса в казахстанской части Приаралья, пользуются всеми льготами, предусмотренными настоящим Законом, в соответствии с принятыми межгосударственными соглашениями.

Раздел IV. Организационный и экономический механизм реализации настоящего Закона

Реализация положений, предусмотренных настоящим Законом по социальной защите граждан, финансируется за счет республиканского и местных бюджетов, а также средств организаций и предприятий, добровольных взносов, благотворительной помощи.

Экологическое оздоровление и социально — экономическое развитие казахстанской части Приаралья осуществляются на основе конкретных проектов и государственных программ с учетом требований настоящего Закона.

Статья 23. Контроль за реализацией настоящего Закона

Контроль за выполнением настоящего Закона осуществляется Кабинетом Министров Республики Казахстан и главами местных администраций.

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Должностные лица и граждане несут ответственность за невыполнение требований настоящего Закона в соответствии с законами Республики Казахстан.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *