Закон об оплате проезда

  • автор:

Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории и стаж вождения не менее лет.

1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом .

1.4. Водитель автобуса должен знать:

— устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;

— правила дорожного движения;

— схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

— порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;

— порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

— действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

— способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

— порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

— особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;

— памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

— влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты;

— приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

2. Должностные обязанности

На водителя автобуса возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк.

2.2. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с выполнением обязанностей водителя автобуса.

2.3. Проверка технического состояния автобуса, комплектности и исправности инструмента, состояния салона, внешнего вида, а также работы освещения, громкоговорящей связи и экипировки автобуса перед выходом на маршрут.

2.4. В случае неисправности автобуса уведомление об этом дежурного мастера и диспетчера с одновременной подачей заявки на ремонт.

2.5. Осуществление движения автобуса в соответствии с расписанием и схемой маршрута.

2.6. Поддержание скорости движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием проезжей части дороги, погодными условиями, при этом не нарушая правил дорожного движения.

2.7. При движении по маршруту осуществление остановки автобуса для высадки и посадки пассажиров на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута, независимо от наполнения автобуса.

2.8. Объявлять с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда.

2.9. Обеспечение входа через передние двери пассажиров с детьми, детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, инвалидов, престарелых.

2.10. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров. Начало движения автобуса от остановки возможно только убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена и двери автобуса закрыты.

2.11. Проявление вежливости и предупредительности в обращении с пассажирами.

2.12. Осуществление остановки автобуса: при поступлении сигнала из салона от пассажиров или кондуктора; по требованию работников полиции, ГИБДД, работников группы безопасности движения и линейного контроля, а также в других случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

2.13. Полное освещение салона автобуса в вечернее и ночное время.

2.14. Сообщение диспетчеру парка о вынужденной длительной остановке на линии. При отсутствии связи с диспетчером сообщение о случившемся водителю следующего по маршруту автобуса.

2.15. Осмотр после каждого оборотного рейса салона и технических отсеков автобуса с целью выявления посторонних предметов, проверка состояния шин, крепления колес.

При обнаружении подозрительных предметов осуществление действий согласно «Памятке водителю по предупреждению террористических актов на подвижном составе».

2.16. Сдача диспетчеру обнаруженных в салоне забытых вещей пассажиров, не представляющих опасности.

2.17. Определение и устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей. В случае невозможности устранения неисправности собственными силами осуществление вызова технической помощи.

2.18. По окончании работы на линии получение отметки диспетчера в путевом листе об отправлении автобуса в парк.

2.19. При прибытии в парк предъявление автобуса для осмотра и приема на хранение мастеру, получение его отметки в путевом листе о сдаче автобуса в установленном порядке.

2.20. Сдача кассиру после смены суммы выручки от продажи контрольных билетов по установленной форме.

2.21. Поддержание чистоты в кабине водителя.

2.22. Выполнение оперативных распоряжений диспетчерского персонала и работников, руководящих движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.23. Соблюдение инструкции по отоплению салона в холодное время года.

2.24. Соблюдение правил дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данной должностной инструкции, а также иных документов, регламентирующих работу пассажирского транспорта и работу по пассажирским перевозкам.

2.25. .

3. Права

Водитель автобуса имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Отказаться от выезда из автобусного парка или приёмки автобуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации автобуса и не обеспечены безопасные условия труда, при подтверждении технической неисправности мастером ОТК, работником технической помощи или механиком колонны.

3.3. Ограничивать вход пассажиров в автобус в зависимости от его наполнения (предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

3.4. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед диспетчером конечной станции, регулирующим маршрут об изменении режима движения.

3.5. Прекратить движение автобуса в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

3.6. Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить на линию при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО.

3.7. Передавать управление автобусом только сменщику, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе, слесарю технической помощи при буксировке автобуса, наставнику-водителю (при наличии у них удостоверения на право управления автобусом).

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.9. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.11. .

4. Ответственность

Водитель автобуса несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Пример обязанностей и должностной инструкции водителя автобуса

Для того чтобы правильно оформить все требования к профессии и ответить на вопросы, касательные прав и обязанностей водителя автобуса, существует такой документ, как должностная инструкция. Она составляется в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, а также другими законодательными проектами, которые принимают участие в формировании трудовых отношений.

Содержание должностной инструкции

Весь документ поделен на несколько разделов, каждый из которых включает в себя пункты, раскрывающие его. Должностная инструкция состоит из таких частей как:

  • общие положения — в данном разделе описываются основные моменты, которые касаются профессии водителя автобуса, кто может претендовать на эту должность;
  • профессиональные навыки — перечисляются те знания и умения, которыми должен обладать работник для вступления на данную должность;
  • обязанности водителя — в разделе прописываются те обязанности, которые должны строго выполняться в ходе осуществления рабочей деятельности;
  • требования к безопасности на рабочем месте;
  • что нельзя делать водителю автобуса на рабочем месте;
  • права — указываются права сотрудника, которыми он может пользоваться для защиты себя и улучшения условий работы;
  • ответственность — находясь на рабочем месте, водитель обязательно несет ответственность за совершенные им действия, которые могут наказываться в той степени, насколько серьезное было нарушение;
  • оценка работы — для повышения квалификации, повышения в должности или начисления премии, руководство должно в первую очередь оценить непосредственно работу своего сотрудника, в разделе перечисляются основные критерии, на которые обращается внимание в первую очередь.

Общие положения

Это самый главный раздел должностной инструкции, потому что тут описываются самые важные особенности работы специалиста, например, кому он подчиняется, кто может уволиться, обозначается место работы и т.д. Эти положения типовые, а поэтому подходят как для водителей школьного автобуса, так и для работников ГУП Мосгортранса. Основные моменты по должности водителя автобуса:

  1. Главной задачей водителя автобуса является перевозка пассажиров по определенному маршруту, соблюдая при этом установленный график маршрута.
  2. Местом работы водителя является автобус, который будет закреплен за ним.
  3. Кандидат на должность должен иметь водительское удостоверения категории «Д», если он не моложе 20, и категории «Е», если он не моложе 21 года. Также необходимо прохождение медицинской комиссии, которая подтвердит пригодность к работе.
  4. Прием на работу, увольнение с нее, перемещение и другие действия, осуществляются работодателем. Подчиняется он директору и начальнику службы движения, также может подчиняться диспетчеру и ревизионной службе на дороге.
  5. Работник перед началом работ обязательно должен пройти инструктажи, которые в дальнейшем будут проходиться каждые три месяца.
  6. Ежедневно перед началом работы водитель проходит медицинский осмотр, если по каким-то причинам его результат оказывается неудовлетворительным, то сотрудник к работе не допускается.

Профессиональные навыки

Для каждой профессии разработан свой минимум знаний и навыков, в том числе и для водителей, поскольку зачастую бывает мало просто иметь категорию. В каждой организации и автопарке обязанности могут меняться, от них зависят и требуемые профессиональные навыки. Водитель автобуса должен знать:

  1. Инструкцию по эксплуатации автобуса, его внутреннее устройство и принцип работы.
  2. Способы устранения поломок автобуса.
  3. Правила дорожного движения.
  4. Также водитель должен изучить закрепленный за ним маршрут на предмет опасных участков дороги и интенсивного движения.
  5. Стоимость и способы оплат проезда, действующие на настоящую дату.
  6. Как оформляются документы, связанные напрямую с его деятельностью, например, путевые листы и другие билетно-учетные документы.
  7. Инструкцию по охране труда при работе с автотранспортом, а в частности с автобусом.
  8. Инструкцию при действии во время столкновения с террористической угрозой.
  9. Правила поведения во время дорожно-транспортного происшествия.
  10. Правила работы с горюче-смазочными материалами.
  11. Способы вызова скорой помощи, а также адреса медицинских пунктов.

Документы для скачивания (бесплатно)

Обязанности

Водитель автобуса обязан:

  1. Согласно рабочему графику прибывать на автобусную стоянку в трезвом виде, опрятно одетым и ждать медицинского осмотра. При себе обязательно нужно иметь водительские документы, если зрение слабое и врачом было прописано ношение очков или контактных линз, то их наличие также обязательно.
  2. Перед сменой получать у диспетчера путевой лист с согласованным маршрутом и графиком. Также получить талоны для заправочных станций.
  3. Перед началом работы осмотреть общее состояние автобуса и проверить количество топлива. При обнаружении неполадок с транспортом, нужно обязательно сообщит об этом начальству и подать заявку на ремонт, если решить проблему самостоятельно не получается.
  4. Организовывать в салоне порядок, осуществлять высадку и посадку пассажиров на автобус, останавливаясь на каждой автобусной остановке.
  5. Поддерживать чистоту в кабине, бережно относиться к технике, предоставленной работодателем.
  6. При необходимости носить рабочую форму.

Обратите внимание, это только примерный перечень обязанностей водителей. Руководитель организации или подразделения сам разрабатывает требования, поэтому этот раздел в разных организациях может включать и иные пункты.

Требования к безопасности на рабочем месте

На рабочем месте необходимо соблюдать правила безопасности:

  1. Использовать средства коллективной и индивидуальной защиты при неблагоприятных условиях труда.
  2. При возникновении ситуации, которая приводит к созданию угрозы для жизни или здоровья людей, обязательно сообщить начальству и действовать строго по инструкциям.
  3. В темное время обязательно нужно включать освещение салона автобуса и автомобильные фары.
  4. При возникновении возгораний или задымленности в автобусе, действовать строго по правилам пожарной безопасности, а в первую очередь нужно эвакуировать всех пассажиров.
  5. При нахождении в зоне ремонта, не совершать никаких действий без ведома и разрешения мастера.

Что нельзя делать водителю

Водителю запрещается:

  1. Приступать к управлению автобусом в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, в состоянии отсутствия сна на протяжении долгого времени. Также нельзя перед работой принимать лекарственные препараты, которые могут иметь побочные действия в виде ухудшения зрения, головокружения или рассеянности внимания.
  2. Осуществлять движение транспорта с открытыми или неисправными дверями.
  3. Впускать в кабину водителя посторонних людей.
  4. На ходу совершать продажу билетов, употреблять пищу, пить или курить, а также пользоваться телефоном. Все это делается только во время остановок.
  5. Совершать остановку в непредусмотренном для этого месте.
  6. Меняться с другим водителем без уведомления диспетчера.
  7. Развешивать внутри или снаружи автобуса объявления, содержащие постороннюю информацию, без наличия разрешения.

Права

Водитель автобуса имеет право:

  1. Отказаться от выполнения действий или распоряжений, которые будут противоречить правилам дорожного движения, безопасности или законодательству.
  2. Закончить рабочую смену, если ее продолжительность, без учета обеденных перерывов, уже превысила установленную законодательством норму.
  3. Потребовать ознакомление с особенностями нового маршрута, при переводе.
  4. Ограничить вход пассажиров в автобус, в случае переполненности салона.
  5. Проверять оплату проезда у пассажиров при выходе из автобуса.
  6. Сообщить в органы правопорядка о том, что в автобусе находиться пассажир, нарушающий общественное спокойствие. Также водитель может самостоятельно высадить его.
  7. Предлагать и участвовать в мероприятиях по решению каких-либо возникших вопросах.
  8. Не приступать к работе при неисправности транспорта или угрозе здоровью.

Ответственность

Водитель несет ответственность:

  1. За нарушение трудового распорядка, за опоздание на работу, не выход на нее.
  2. За подвергание пассажиров и пешеходов опасности. А также за грубое обращение с ними без ведомой на то причины.
  3. За несоблюдение графика времени остановок или несоблюдение маршрута.
  4. За несоответствие денежных средств на конец смены и проданных билетов, при отсутствии кондуктора.
  5. За перерасход топлива, использование транспорта в своих личных целях.
  6. За работу без водительского удостоверения.
  7. За неправильное оформление или отсутствие сдачи отчетной документации.
  8. За нарушение правил безопасности и нарушение правил дорожного движения.
  9. За ненадлежащее выполнение своих рабочих обязанностей или полный отказ от них.
  10. За возврат транспортного средства на стоянку без причин, в неположенное для этого время.
  11. За совершение всех действия того лица, которое находилось в кабине водителя или на его рабочем месте. Кроме уполномоченных на это лиц.

Оценка работы

При оценке работы водителя автобуса учитывается:

  1. Соблюдение работником графика работы, отсутствие опозданий и явок на рабочее место в нетрезвом виде.
  2. Отсутствие выговоров и замечаний, а также нарушений правил дорожного движения.
  3. Водитель полностью укладывается в предоставленный маршрут и график, во время совершает все остановки, его автобус всегда прибывает на все пункты по расписанию.
  4. Общение с пассажирами, вежливые ответы на вопросы.
  5. Транспорт, закрепленный за водителем, редко ломается, так как он ежедневно проводит его осмотр, а при обнаружении каких-либо поломок, может самостоятельно и оперативно устранить их.
  6. Умение быстро реагировать во время происшествия чрезвычайных ситуаций, действие по инструкциям, применение их на практике.
  7. Сохранность внешнего вида автобуса в надлежащем виде.
  8. Умение водить транспорт в любых погодных условиях, виртуозность вождения на сложных участках дороги.

Должностная инструкция является важным документом, поэтому с ней обязательно нужно ознакомиться. В ней находятся ответы на все вопросы, так она составлена с учетом всех моментов, которые могут затрагиваться при работе. Также сотрудник может предложить вносить коррективы в инструкцию, если на его усмотрение, если в ней присутствуют какие-то неточности, руководство обязательно примет такое предложение в рассмотрение.

Данное видео поможет взглянуть на профессию водителя автобуса изнутри, чтобы узнать все тонкости и особенности такой работы.

Как компенсировать транспортные расходы сотрудникам

Возмещение транспортных расходов в силу закона

Случаи, когда работодатель обязан оплатить проезд работников, установлены Трудовым кодексом РФ. В соответствии со ст. 168 ТК РФ, работодатель возмещает сотрудникам расходы на дорогу при направлении в командировку. А в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ, возмещаются транспортные расходы, связанные со служебными поездками, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Причем сотрудникам, которые по служебной надобности вынуждены перемещаться в пределах населенного пункта, также положена компенсация за проезд в общественном транспорте.

Особенно внимательно нужно относиться к проезду на такси. Такие транспортные расходы в командировке подлежат компенсации, только если их необходимость удастся обосновать. Например, сотруднику пришлось добираться из аэропорта до гостиницы в позднее время. Или добраться до пункта назначения иным общественным транспортом было невозможно.

При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность в силу ст. 169 ТК РФ сотруднику положена компенсация за проезд к месту работы и новому месту жительства не только его самого, но и членов его семьи. А на основании ст. 325 ТК РФ некоторые наши сограждане могут даже бесплатно съездить в отпуск. Такая компенсация за проезд к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации положена один раз в два года лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и ежегодно — сотрудникам федеральных государственных органов и учреждений. Чтобы получить такую компенсацию, сотруднику необходимо обратиться с заявлением к работодателю. В заявлении необходимо отразить сроки отпуска, сумму расходов к месту отпуска и обратно, приложить подтверждающие транспортные расходы документы (билеты).

Иные случаи, когда за дорогу платит работодатель

Вопрос доставки работников на работу и обратно трудовым законодательством не урегулирован, но многие работодатели оплачивают дорогу сотрудникам по собственной инициативе. А если такой пункт предусмотреть в трудовом или коллективном договоре, тогда, на основании п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ, организация будет вправе не учитывать эти расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Работодатель чаще всего осуществляет доставку персонала собственным или арендованным транспортом, когда возможность доставки общественным транспортом отсутствует или затруднена из-за удаленности производства или особенностей режима работы. Но иногда сотрудникам просто выплачивается денежная компенсация проезда к месту работы и обратно общественным транспортом.

Компенсация за использование личного транспортного средства в служебных целях

Если сотрудник использует для поездок по заданию предприятия личный автомобиль, то работодатель обязан ему компенсировать расходы на топливо и амортизацию авто. Для этого может быть предусмотрена выплата компенсации в трудовом договоре. Но следует помнить, что компенсацию включить в расходы при расчете налога на прибыль можно только в пределах норм:

  • 1200 руб. в месяц — при двигателе 2000 см³ и меньше;
  • 1500 руб. — при двигателе объемом более 2000 см³.

Размеры выплачиваемых компенсаций можно предусмотреть приказом руководителя.

Образец приказа о размере компенсаций за использование личных транспортных средств

Другим вариантом является заключение договора аренды транспортного средства. Этот способ позволит отразить в налоговом учете всю сумму расходов сотрудника на транспортное средство. Чтобы компенсация была правомерна, сотрудник должен подтвердить, что является владельцем автомобиля.

Поездки от дома до места работы на личном автомобиле компенсации не подлежат.

Порядок выплаты и размер компенсации

Чтобы расходы были возмещены, их необходимо подтвердить. Таким подтверждением понесенных работником расходов являются проездные документы, к которым прикладывается соответствующее заявление на компенсацию проезда. Некоторые компании не считают нужным собирать эти документы и ежемесячно компенсируют сотрудникам с разъездным характером работы некую фиксированную сумму. Но в этом случае велика вероятность того, что контролирующие органы посчитают такие выплаты не возмещением расходов, а надбавкой к зарплате за особые условия труда, и обложат их соответствующими налогами и взносами.

При оплате работодателем дороги к месту отдыха такая оплата производится по наименьшей стоимости дороги кратчайшим путем. В соответствии с ч. 4 ст. 325 ТК РФ, человек может подать заявление на компенсацию за проезд до отъезда в отпуск, исходя из примерной стоимости билета. А окончательный расчет производится по возвращении на основании предоставленных проездных документов.

Образец заявления на компенсацию транспортных расходов к месту отдыха

Что делать, если не предоставлены подтверждающие документы

Для компенсации транспортных расходов необходимо предоставление подтверждающих документов: ж/д и авиабилетов, квитанций такси, актов выполненных работ транспортной организации. При выплате компенсации за использование личного транспорта должно быть заключено соглашение о ее назначении либо предоставлен договор аренды. Если подтверждающих документов нет, то:

  1. Организация не сможет включить транспортные расходы в затраты при расчете налога на прибыль, ведь они должны быть не только обоснованны, но и документально подтверждены.
  2. Если все же организация выплатит компенсацию, то контролирующие органы посчитают ее частью заработной платы и обяжут работника уплатить НДФЛ, а организацию — страховые взносы.

Учет возмещения транспортных расходов

Обоснованные и документально подтвержденные расходы на проезд сотрудников включаются в затраты предприятия и в бухгалтерском, и в налоговом учетах. В бухгалтерском учете они отражаются по дебету затратных счетов (26, 25, 44). В налоговом учете — включаются в расходы на основании:

  • пп. 11 п. 1 ст. 264 — компенсация за использование личного транспорта в пределах норм;
  • пп. 12 п. 1 ст. 264 — командировочные расходы.

Новые правила компенсации проезда в отпуск и провоза багажа северянам

Новые правила компенсации проезда в отпуск и провоза багажа северянам

В Трудовой кодекс внесены изменения. Теперь четко указано, каким работникам северных районов нужно компенсировать стоимость проезда в отпуск и провоза багажа.

В статье 325 Трудового кодекса установлены особые гарантии работникам, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Сотрудникам положена компенсация стоимости:

проезда к месту проведения отпуска и обратно;

провоза багажа.

Примечание. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, перечислены в постановлении Совета Министров СССР от 03.01.83 N 12 (разд. 6 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 26.02.2014).

Что изменилось

Изменения в статью 325 Трудового кодекса внесены Федеральным законом от 01.01.2001 N 50-ФЗ. Теперь в ней сказано, что все работники организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно.

Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы у данного работодателя (ч. 1 ст. 325 ТК РФ). Изменения вступили в силу с 13 апреля 2014 года.

До внесения изменений структура статьи 325 Трудового кодекса была такова, что у администрации коммерческих организаций возникали сомнения в обязательности компенсации «отпускных» расходов работникам северных регионов.

В результате некоторые коммерческие компании не платили компенсацию. Однако судьи их не поддерживали (п. 4 и 6 постановления Конституционного суда РФ от 01.01.2001 N 2-П). Теперь неясность устранена.

Компенсация расходов на проезд и провоз багажа в коммерческих компаниях

Размер, условия и порядок компенсации расходов на проезд в отпуск сотрудникам коммерческих компаний и членам их семей устанавливаются с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций (ч. 8 ст. 325 ТК РФ):

коллективными договорами;

локальными нормативными актами;

трудовыми договорами.

Периодичность выплаты компенсации

Право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа возникает у работников один раз в два года (ч. 1 ст. 325 ТК РФ). Напомним, что в Трудовом кодексе установлен минимальный уровень гарантий работникам. Коммерческие компании вправе выплачивать компенсацию чаще. Для этого им нужно внести соответствующее положение в трудовой (коллективный) договор или локальный нормативный акт.

Варианты определения размера компенсации

Несмотря на внесение поправок, остались неясности по поводу определения размера компенсации для работников коммерческой организации. Этот вопрос изменения не затронули. В локальном нормативном акте коммерческой компании может быть прописано, что проезд оплачивается по наименьшей стоимости достижения места отдыха независимо от способа перемещения: по прямому маршруту или с пересадкой.

Другой вариант — оплата производится в размере фактически израсходованных сумм при предъявлении работником проездных документов.

Отвлечься на Знакомства или Получить полный текст

Форма оплаты проезда и провоза багажа должна быть установлена в локальном нормативном акте (коллективном договоре). Поскольку для коммерческих компаний нет четких правил выплаты компенсации, на практике возникает немало вопросов.

Как пытаются сэкономить работодатели

Некоторые коммерческие компании устанавливают компенсацию в неполной сумме стоимости проезда, например в размере 60%. Установление пониженного размера компенсации работодатели объясняют своим финансовым положением.

В последнее время суды признают это незаконным — установленный коммерческими компаниями уровень гарантий и компенсаций в любом случае не может быть ниже уровня гарантий и компенсаций, установленных законом (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 01.01.2001 N 33-343/2013).

Еще один пример. Судьи Иркутского областного суда указали, что работодатели вправе лишь повысить размер компенсации проезда и провоза багажа, а не снижать его (Апелляционное определение от 01.01.2001 N 33-4459/13).

Размер компенсации должен быть таким, чтобы обеспечивать работникам возможность выехать на период отпуска за пределы Севера для отдыха и оздоровления (разд. 6 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 26.02.2014, далее — Обзор).

Если в коммерческой компании не установлен порядок компенсации расходов на проезд

Даже если компенсация не предусмотрена в локальных нормативных актах, это не лишает работника права на ее получение. Законодатель связал ее предоставление исключительно с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях (п. 4 и 6 постановления КС РФ от 01.01.2001 N 2-П).

В этом случае для определения размера и порядка выплаты компенсации необходимо руководствоваться нормами статьи 325 Трудового кодекса и статьи 33 Закона РФ от 19.02.93 N 4520-1 (Определения Верховного суда РФ от 01.01.2001 N 53-КГ12-4, от 01.01.2001 N 34-КГ12-7).

Таким образом, уровень гарантий работникам коммерческих компаний не может быть ниже, чем у работников бюджетных организаций.

Примечание. К бюджетным организациям относятся федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды РФ и федеральные государственные учреждения (ст. 2 Федерального закона от 01.01.2001 N 50-ФЗ).

Компенсация расходов на проезд и провоз багажа в бюджетной организации

В Трудовом кодексе установлен порядок компенсации расходов на проезд и провоз багажа в бюджетных организациях в зависимости от уровня финансирования: федерального, регионального или местного (ч. 1 и 8 ст. 325 ТК РФ).

Если организация финансируется:

из регионального бюджета — условия компенсации устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ;

местного бюджета — органами местного самоуправления.

В статье 325 Трудового кодекса указаны нормы компенсации:

для федеральных государственных органов;

государственных внебюджетных фондов;

федеральных государственных учреждений.

Однако следует иметь в виду, что нормативные акты субъектов РФ не должны противоречить Трудовому кодексу и федеральным законам (ч. 9 ст. 5 ТК РФ). Уровень компенсаций в бюджетных организациях регионального или местного финансирования не может быть ниже, чем в учреждениях федерального финансирования.

Отвлечься на Знакомства или Получить полный текст

Перечень компенсируемых расходов

проезд к месту использования отпуска на территории РФ и обратно.

стоимость провоза багажа (до 30 кг);

стоимость проезда и провоза багажа неработающим членам семьи работника (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования им отпуска.

Примечание. Кому не положена компенсация стоимости проезда

Если районный коэффициент и процентная надбавка начисляются, но территория не отнесена к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, компенсация стоимости проезда не предоставляется (разд. 6 Обзора).

Размер компенсации стоимости проезда

Правила компенсации расходов сотрудникам федеральных органов государственной власти и федеральных государственных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей утверждены постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 455 (далее — Правила) (ч. 5 ст. 325 ТК РФ).

В бюджетных организациях, находящихся в северных регионах страны, расходы на проезд к месту проведения отпуска и обратно (в пределах территории РФ) возмещаются в размере 100% (п. 5 Правил).

Какие расходы на проезд можно компенсировать

Расходы на проезд, подлежащие компенсации, в частности, включают (п. 5 Правил) оплату стоимости проезда:

железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

воздушным транспортом — в салоне экономического класса;

автомобильным транспортом — в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси).

Если место отдыха — за рубежом

В случае использования отпуска за пределами Российской Федерации работнику должны быть компенсированы расходы по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции.

В случае беспосадочного перелета к месту отдыха за границей работник должен представить справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).

Справка должна быть выдана транспортной организацией, осуществившей перевозку. При расчете стоимости перелета по территории РФ в таком случае могут применяться значения ортодромических расстояний. На это указали арбитры ВАС РФ в разделе 6 Обзора.

Примечание. Ортодромическим называется кратчайшее расстояние между двумя точками.

При отсутствии справки фактического авиаперевозчика расходы на проезд оплачиваются на основании справки другой транспортной организации по минимальному тарифу в салоне экономического класса.

Кроме перевозочных документов, работник должен представить копию заграничного паспорта с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации (п. 10 Правил, письмо ФНС России от 01.01.2001 N ВЕ-6-5/773, письмо Минфина России от 01.01.2001 N /2/72).

Как соблюсти условие об оплате стоимости проезда один раз в два года

Право на компенсацию стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно у работника-северянина возникает по истечении 12 месяцев работы.

То есть право возникает начиная со второго года работы и действует до начала четвертого года работы, затем с четвертого по шестой год работы и так далее независимо от времени использования.

Примечание. Совместителю-северянину компенсация не положена

Работодатель не обязан выплачивать компенсацию стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно работникам-совместителям (ч. 1 ст. 287, ч. 7 ст. 325 ТК РФ). Но в коллективном договоре коммерческая компания может установить любые условия.

Следовательно, работник может получить компенсацию стоимости проезда к месту отпуска и обратно на третий, пятый, седьмой и так далее годы работы. К такому выводу пришли арбитры ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 01.01.2001 N А42-1934/2006.

Пример 1. Сотрудник работает в организации, расположенной на Крайнем Севере, с 1 февраля 2011 года. Первую компенсацию работник получил на второй год работы — в сентябре 2012 года. Затем в мае 2014 года он берет отпуск и планирует использовать компенсацию, выплачиваемую на четвертый год работы. Может ли работодатель пойти ему навстречу?

Решение. Согласно письму Минфина России от 01.01.2001 N /200 отсчитывать 24 месяца с даты предоставления компенсации не нужно. Поэтому предоставить работнику компенсацию стоимости проезда в мае 2014 года можно (см. схему ниже).

Если работник не использовал льготу по оплате проезда в том двухлетнем периоде работы, в котором он получил на нее право, льгота не пропадает. Но и не суммируется. Сотрудник не может накопить и использовать две льготы в одном году (ч. 6 ст. 325 ТК РФ, п. 4 Правил).

Не использованная в срок льгота отодвигает срок использования следующей льготы.

Пример 2. Сотрудник имел право на компенсацию за период с 01.03.2010 по 29.02.2012. Но ею не воспользовался. Очередной отпуск у работника — в июле 2013 года. И так как неиспользованная льгота не пропадает, работодатель в июле 2013 года оплатил работнику проезд в отпуск и провоз багажа.

Когда работник сможет получить следующую компенсацию расходов на проезд?

Решение. Право на оплачиваемый проезд возникло у работника в 2012 году.

Если бы он воспользовался льготой в этот же год, работодатель оплатил бы ему проезд и в 2014 году. Но первый раз работник воспользовался льготой в 2013 году, тем самым отодвинув срок предоставления очередной льготы на 2015 год.

Налоги и взносы с компенсации стоимости проезда и провоза багажа в отпуск и обратно

В отношении обложения страховыми взносами и налогами компенсации расходов на проезд и провоз багажа в отпуск и обратно работника и членов его семьи действуют особые правила. Их краткий свод показан в таблице на с. 67.

Таблица

Зависимость обложения компенсации расходов на проезд от маршрута и состава семьи отдыхающего работника

Список лиц, расходы которых на проезд компенсированы работнику, занятому на Крайнем Севере

Территория, по которой проложен маршрут проезда к месту отдыха

Страховые взносы

НДФЛ

Налог на прибыль

Работник и не работающие члены его семьи

РФ

Не облагается

Не облагается

Признается в расходах

За пределами РФ

Облагается

Облагается

Не признается в расходах

Работающие члены семьи работника

РФ

Не облагается

Облагается

Не признается в расходах

За пределами РФ

Облагается

Страховые взносы

Предусмотренная трудовым или коллективным договорами компенсация расходов на проезд к месту отдыха и провоз багажа работника-северянина и членов его семьи не облагается страховыми взносами в части расходов, относящихся к проезду по территории РФ (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 01.01.2001 N 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ).

Компенсация расходов на проезд по территории РФ не облагается НДФЛ

В перечне доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, в статье 217 Налогового кодекса сумма компенсации расходов работников-северян на проезд к месту проведения отпуска и обратно прямо не указана.

Специалисты Минфина России считают, что от начисления НДФЛ освобождаются суммы оплаты стоимости проезда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей к месту проведения отпуска в пределах территории РФ (письмо Минфина России от 01.01.2001 N /48310).

Компенсация этих расходов не облагается налогом на доходы физических лиц даже в том случае, если производится чаще, чем один раз в два года. Такое мнение специалисты финансового ведомства выразили в письме Минфина РФ от 01.01.2001 N /6-114. Они напомнили, что коммерческие компании сами устанавливают порядок компенсации стоимости проезда и провоза багажа.

НДФЛ с компенсации расходов на проезд за границей РФ

Со стоимости проезда (перелета) от места пересечения границы РФ к месту проведения отпуска за границей и обратно к границе РФ нужно удержать НДФЛ (письмо Минфина России от 01.01.2001 N /31979).

При этом если работник летит в отпуск за границу без промежуточной посадки в ближайшем к границе РФ аэропорту, то местом пересечения границы признается не аэропорт, а место ее фактического пересечения (постановление Президиума ВАС РФ от 01.01.2001 N 7828/12).

В таком случае сумму не облагаемой НДФЛ и страховыми взносами компенсации можно определить на основании справки о стоимости перевозки по территории Российской Федерации от места отправления до ближайшего от государственной границы аэропорта (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.01.2001 N А58-4557/2011).

Обратите внимание: порядок налогообложения расходов на проезд к месту отдыха членов семьи работника, занятого на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах, зависит от того, трудятся они или нет. Компенсация расходов на проезд к месту отдыха и провоз багажа работающих членов семьи работника-северянина облагается НДФЛ даже в пределах территории РФ (п. 3 письма Минфина России от 01.01.2001 N /31979).

Налог на прибыль

Компенсация расходов на проезд к месту отдыха и провоз багажа неработающих членов семьи работника-северянина уменьшает облагаемую базу по налогу на прибыль, если одновременно выполняются следующие условия:

компенсация предусмотрена коллективным договором или локальным нормативным актом компании (п. 7 ст. 255 НК РФ);

маршрут поездки проложен по территории РФ (письмо Минфина России от 01.01.2001 N /159);

работник представил подтверждающие документы (письмо Минфина России от 01.01.2001 N /1/2).

Компенсация расходов по проезду за пределами РФ не учитывается в составе расходов на оплату труда. Также не учитывается компенсация расходов по проезду и провозу багажа работающих членов семьи работника-северянина (п. 3 письма Минфина России от 01.01.2001 N /300).

Бухгалтерский учет

В бухучете стоимость проезда работника к месту проведения отпуска и обратно, оплаченная в соответствии с коллективным договором, признается расходом по обычным видам деятельности (п. 5 и 8 ПБУ 10/99).

Начисление отражается записями: Дебет, 26, 44…) Кредит 70, выплата — Дебет 70 Кредит

После выхода из отпуска на работу сотрудник должен представить в бухгалтерию оригиналы проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, справки о стоимости проезда, выданной транспортной организацией, и т. п.), подтверждающие сумму подлежащих компенсации расходов на проезд к месту проведения отпуска и провоз багажа самого работника и членов его семьи.

Срок представления подтверждающих расходы документов нужно установить в коллективном договоре.

,

эксперт журнала «Зарплата»

«Зарплата», N 5, май 2014 г.

По материалам системы Гарант

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *