Закон о военной службе

  • автор:

Во вторник Госдума приняла сразу в трех чтениях, а Совет федерации одобрил пакет «антивирусных» законопроектов. Как только все поправки вступят в силу, правительство получит право вводить режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также расширенные полномочия для действия в условиях этих режимов. Ужесточается либо вновь вводится также административная и уголовная ответственность граждан за нарушение карантинных ограничений, а также за распространение заведомо ложной информации в условиях ЧС, в том числе при эпидемии.

Поправки, наделяющие правительство новыми полномочиями и вводящие ряд новых наказаний за несоблюдение режима ЧС и распространение «заведомо ложной информации», были приняты Госдумой в трех чтениях утром, а уже днем одобрены Советом федерации. «Никакой чрезвычайщины, естественно, нет. Есть синхронная, оперативная работа исполнительной и законодательной власти,— пояснила спикер Совета федерации Валентина Матвиенко.— Мы готовы все делать жестко, быстро, в оперативном режиме». В Совете федерации заявили, что законы отправлены на стол президенту.

Госдума приняла пакет законов в связи с коронавирусом. Главное

Принятые во вторник поправки наделяют кабинет министров правом вводить на всей территории страны режим чрезвычайной ситуации, в том числе при возникновении эпидемий. Ранее в законе эпидемии как повода для введения режима ЧС в национальном масштабе не было, а сам он вводился решением специальной правительственной комиссии. Согласно поправкам, правительство также получает полномочия координировать действия государственных органов в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режимов повышенной готовности или ЧС, а также устанавливать особый порядок регистрации и обращения лекарственных средств и медицинских изделий, необходимых для противодействия распространению эпидемических заболеваний. Кроме того, кабмин сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю лекарствами по составленному им же самим списку.

Поправками вводятся и новые наказания за нарушения правил поведения при чрезвычайных ситуациях или угрозах их возникновения. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях устанавливают новые штрафы за это правонарушение: для граждан — до 30 тыс. руб., для должностных лиц — до 50 тыс., для индивидуальных предпринимателей — до 50 тыс., для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Поправки к Уголовному кодексу предусматривают семь лет лишения свободы за нарушение карантина, если действия нарушителя повлекли смерть двух и более лиц.

Если нарушение карантина привело к смерти одного человека, нарушителя ожидают штраф от 1 млн до 2 млн руб., запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет либо лишение свободы на срок до пяти лет.

Если из-за нарушения санитарно-эпидемических правил произошло массовое заражение, виновник поплатится штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты (или иного дохода) за период от трех до пяти лет либо ограничением свободы на срок до трех лет.

Однако наиболее серьезными стали новые наказания за распространение недостоверных новостей о чрезвычайных ситуациях, в том числе об эпидемиях. Теперь «публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий» будет караться штрафом от 300 тыс. до 700 тыс. руб. либо ограничением свободы на срок до трех лет. Если «публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации» повлечет по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то штраф вырастет в несколько раз — от 1,5 млн до 2 млн руб. В самых тяжких случаях нарушитель может быть осужден на пять лет лишения свободы.

Согласно новым положения ст. 13.15 КоАП («Злоупотребление свободой массовой информации»), за «распространение в СМИ и интернете под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий» (в том числе в режиме чрезвычайной ситуации) юридические лица могут быть подвергнуты штрафу в размере от 1,5 млн до 3 млн руб. Если это деяние повлекло смерть человека, причинение вреда здоровью или имуществу, массовое нарушение общественного порядка, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности, то максимальный штраф для юрлиц составит 5 млн руб. За повторное совершение этих правонарушений максимальный штраф — 10 млн руб.

Адвокат Андрей Гривцов считает, что теоретически под действие этой поправки может попасть «любая информация, распространяемая публично, то есть и обычные посты в социальных сетях, и выступления на митингах, даже надписи на заборах».

«При этом виновный должен заранее понимать, что распространяемая информация недостоверна. На практике в большинстве случаев это крайне проблематично доказывается, то есть по идее таких дел должно быть очень мало. Однако с учетом текущей ситуации я предвижу, что стандарты доказывания по новой статье могут быть существенно занижены правоохранителями»,— говорит господин Гривцов.

Политолог Константин Калачев считает, что «строгость законов в России играет профилактическую роль и угроза породить в обществе волну сочувствия к нарушителям новых ограничений должна уравновесить рвение исполнителей». «Но от перегибов мы не застрахованы,— отмечает господин Калачев.— Тем более в ситуации, когда жесткость решений можно оправдывать эпидемиологической обстановкой и заботой о безопасности населения».

Санкции за нарушения режимов самоизоляции и карантина, а также за распространение фейков излишне жесткие, считает политолог Екатерина Курбангалеева: «Понятна задача сделать так, чтобы страх наказания за распространение фейков был сильнее соблазна поделиться информацией, порой непроверенной. Но не очень понятно, как будет доказываться причинно-следственная связь между, например, нарушением режима или распространением фейка и возможными негативными последствиями». По мнению госпожи Курбангалеевой, власти больше всего опасаются паники: ее сдержать сложнее, чем коронавирус.

Под новые поправки к КоАП попадут редакции СМИ и общественные организации, подчеркивает медиаюрист Галина Арапова.

Уже сегодня, сообщила она, главу профсоюза медиков «Альянс врачей» Анастасию Васильеву вызвали в Следственный комитет после того, как профсоюз объявил сбор средств на покупку средств защиты от коронавируса. В повестке, которую опубликовала в Twitter госпожа Васильева, сказано, что ее вызывают в связи с «проверкой по факту распространения заведомо ложной информации о распространении инфекции COVID-2019 «Коронавирус»». По мнению госпожи Араповой, формулировка поправок к УК получилась очень широкой: «В результате под новую статью может попасть любая публично высказанная информация о коронавирусе — например, критика действий властей или неподтвержденные версии ученых».

Ксения Веретенникова, Мария Макутина, Елена Рожкова, Ангелина Галанина

Коты-воители. Отголоски прошлого

Воинский закон — это список правил, которые должен соблюдать каждый воитель. Перед принятием нового закона он обсуждается всеми племенами на Совете и принимается только после одобрения всех племён.

Основные пункты Воинского закона:
1. Не щадя жизни защищай своё племя. Кот одного племени может дружить с котами другого, но преданность он должен хранить только своему племени и всегда помня о том, что может настать день, когда ему придётся сойтись со своими друзьями в битве.
2. Нельзя переступать границу соседа и охотиться на его территории.
3. Старейшины и котята должны есть прежде воинов и оруженосцев. Оруженосцы должны есть только после того, как будут накормлены старейшины.
4. Дичь можно убивать только ради еды и обязательно благодарить Звёздное племя за отданную тебе жизнь.
5. Только когда котёнку исполнится шесть лун, он может стать оруженосцем.
6. Посвящённый в воины кот обязан до утра охранять лагерь в полном молчании.
7. Кот, не воспитавший хотя бы одного оруженосца, не может быть глашатаем племени.
8. Глашатай становится предводителем племени только после смерти прежнего предводителя или в случае его отставки.
9. В случае смерти или отставки глашатая, новый помощник предводителя должен быть избран до восхода луны.
10. Собрание всех племён называется Советом и проводится в ночь полнолуния. На время проведения Совета провозглашается Священное перемирие.
11. Каждое племя должно ежедневно проверять и помечать свои границы. Чужие коты должны изгоняться с территории племени.
12. Котята находятся под защитой всех племён. Настоящий воин не должен бросать в беде котёнка, к какому бы племени тот ни принадлежал.
13. Слово предводителя — закон для всего племени.
14. Доблестному воину негоже убивать других котов только ради победы над ними. Убийство допустимо лишь для самозащиты или тогда, когда противник поставил себя вне Воинского закона.
15. Кот-воитель отвергает беспечную жизнь домашнего любимца.
16. Каждое племя имеет право жить своей жизнью, сохраняя своё достоинство и независимость, но в трудные времена границы должны быть забыты, и все коты должны сражаться, как единое воинство. Каждое племя обязано прийти на помощь другим, чтобы ни одно племя не погибло.
Дополнительные пункты:
17. Котята обязаны оставаться в лагере до их посвящения в оруженосцы, им запрещается охотиться и ходить в патрулирование.
18. Безопасность племени превыше безопасности отдельно взятого кота.
19. Племена не должны объединяться ради уничтожения другого племени.
20. Племена не должны заставлять другие племена делиться с ними территорией.
21. Патрули не должны атаковать котов, исполняющих миссию, одобренную всеми племенами.
22. Котам, идущим к Лунному Камню или Лунному Озеру, разрешается пересекать территории других племён, чтобы добраться до их конечного пункта. Таким образом на лесной территории разрешается пересекать пустоши племени Ветра, а на озёрной, помимо их пустошей, — лес Грозового племени.
23. На озёрной территории коты могут по дороге на Совет ходить по территории других племён, но только не дальше расстояния трёх лисьих хвостов от озера.
24. Коты могут заходить на территорию других племён, если им надо передать что-то соседям или попросить их о помощи.
25. Когда Лунное Озеро замерзает, любая война на территории племен должна прекратиться. (Введено Звездным племенем)

Положение «О порядке прохождения военной службы»

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

(ред. от 09.08.2018)

Руководствуясь Федеральным законом «Об обороне», постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке прохождения военной службы.

2. Директору Службы внешней разведки Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят органы внешней разведки Российской Федерации, при установлении предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава этих органов руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1996 г. N 574 «О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации».

3. Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обобщить практику применения в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденного настоящим Указом Положения о порядке прохождения военной службы и при необходимости в марте 2000 г. представить в установленном порядке предложения по его совершенствованию.

4. Не применять на территории Российской Федерации Указы Президиума Верховного Совета СССР по перечню согласно приложению.

5. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 4 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 264).

6. Правительству Российской Федерации привести в 3-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 28 марта 1998 года N 53-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 12.02.2001 N 15-ФЗ, от 12.02.2001 N 16-ФЗ, от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.05.2002 N 56-ФЗ, от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 113-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ, от 22.02.2003 N 27-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.02.2004 N 4-ФЗ, от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 30.06.2005 N 77-ФЗ, от 15.07.2005 N 86-ФЗ, от 21.07.2005 N 99-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 17.10.2005 N 130-ФЗ, от 02.12.2005 N 149-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 11.03.2006 N 37-ФЗ, от 04.05.2006 N 61-ФЗ, от 03.07.2006 N 96-ФЗ, от 06.07.2006 N 103-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ (ред. 24.10.2007), от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 02.10.2006 N 159-ФЗ, от 25.10.2006 N 169-ФЗ, от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 06.01.2007 N 3-ФЗ, от 12.04.2007 N 50-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 09.02.2009 N 1-ФЗ, от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ, от 28.11.2009 N 285-ФЗ, от 28.11.2009 N 286-ФЗ, от 17.12.2009 N 312-ФЗ, от 21.12.2009 N 328-ФЗ, от 09.03.2010 N 18-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 11.03.2010 N 28-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 29.11.2010 N 319-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 28.06.2011 N 167-ФЗ, от 18.07.2011 N 241-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ, от 01.12.2011 N 375-ФЗ, от 01.12.2011 N 376-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 04.03.2013 N 18-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 07.06.2013 N 111-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 02.04.2014 N 64-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 23.06.2014 N 159-ФЗ, от 21.07.2014 N 246-ФЗ, от 14.10.2014 N 302-ФЗ, от 01.12.2014 N 414-ФЗ, от 01.12.2014 N 415-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 22.12.2014 N 433-ФЗ, от 30.03.2015 N 58-ФЗ, от 20.04.2015 N 104-ФЗ, от 02.05.2015 N 125-ФЗ, от 29.06.2015 N 172-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 05.10.2015 N 274-ФЗ, от 15.02.2016 N 20-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 28.12.2016 N 512-ФЗ, от 22.02.2017 N 19-ФЗ, от 03.04.2017 N 61-ФЗ, от 01.05.2017 N 91-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 26.07.2017 N 192-ФЗ, от 27.11.2017 N 357-ФЗ, от 20.12.2017 N 415-ФЗ, от 29.12.2017 N 444-ФЗ, от 29.12.2017 N 473-ФЗ, от 05.02.2018 N 10-ФЗ, от 07.03.2018 N 55-ФЗ, от 27.06.2018 N 166-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 03.08.2018 N 309-ФЗ, от 28.11.2018 N 445-ФЗ, от 18.12.2018 N 470-ФЗ, от 27.12.2018 N 551-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ, от 18.03.2019 N 39-ФЗ, от 01.05.2019 N 98-ФЗ, от 29.05.2019 N 117-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ, от 18.03.2020 N 64-ФЗ, от 01.04.2020 N 80-ФЗ, от 01.04.2020 N 81-ФЗ, с изм., внесенным Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 20.04.2009 N 7-П, от 21.03.2013 N 6-П, от 17.04.2018 N 15-П, от 22.05.2018 N 19-П) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Воинская обязанность
    • Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
    • Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
    • Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
    • Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
    • Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
    • Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор
    • Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
    • Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
  • Раздел II. Воинский учет
    • Статья 8. Организация воинского учета
    • Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
    • Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
  • Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
    • Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
    • Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
    • Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
    • Статья 16. Утратила силу
    • Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
    • Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах
    • Статья 20. Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах
    • Статья 20.1. Утратила силу
    • Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования
    • Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе
  • Раздел IV. Призыв граждан на военную службу
    • Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
    • Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
    • Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
    • Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
    • Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
    • Статья 27. Состав призывной комиссии
    • Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
    • Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
  • Раздел V. Поступление на военную службу по контракту
    • Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
    • Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту
    • Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
    • Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
    • Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования
  • Раздел VI. Военная служба
    • Статья 36. Прохождение военной службы
    • Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
    • Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту
    • Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
    • Статья 40. Военная присяга и обязательство
    • Статья 41. Приведение к Военной присяге и принесение обязательства
    • Статья 42. Воинские должности
    • Статья 43. Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей
    • Статья 44. Перевод военнослужащих
    • Статья 45. Приостановление военной службы
    • Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания
    • Статья 47. Присвоение воинских званий
    • Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании
    • Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе
  • Раздел VII. Увольнение с военной службы
    • Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы
    • Статья 51. Основания увольнения с военной службы
    • Статья 51.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
  • Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации
    • Статья 51.2. Запас
    • Статья 52. Зачисление в запас
    • Статья 53. Состав запаса
    • Статья 54. Военные сборы
    • Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы
    • Статья 56. Порядок прохождения военных сборов
    • Статья 57. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
  • Раздел VIII.1. Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов
    • Статья 57.1. Граждане, пребывающие в резерве
    • Статья 57.2. Контракт о пребывании в резерве
    • Статья 57.3. Срок контракта о пребывании в резерве
    • Статья 57.4. Заключение контракта о пребывании в резерве
    • Статья 57.5. Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен
    • Статья 57.6. Пребывание в резерве
    • Статья 57.7. Обязанности и ответственность резервиста
    • Статья 57.8. Основания исключения из резерва
  • Раздел IX. Заключительные положения
    • Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов
    • Статья 58.1. Особенности правового регулирования отношений в сфере исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации
    • Статья 59. Утратила силу
    • Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы
    • Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы
    • Статья 62. О воинских званиях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом
    • Статья 63. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 64. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
    • Статья 65. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Войсковые части России

Новый законопроект о призыве в армию 2018

1 апреля 2018 года начался очередной весенний призыв на службу в Вооруженные силы РФ. Будет ли он проходить по новым правилам или все останется, как раньше? Прочитав эту статью, вы узнаете, что Государственная Дума России готовит новый закон о всеобщем призыве в армию в 2018 году. Кого и как сильно коснутся новые изменения, читайте ниже.

Как проходит обычная призывная кампания: основные моменты

По действующему законодательству, призыву в армию подлежат молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, ни разу до этого не проходившие срочную службу. Срок службы составляет всего 12 месяцев, такой временной норматив действует с 1 января 2008 года.

Служить отправляется:

  • Тот, кого военно-врачебная комиссия признала годным. Из существующих 5-ти категорий пригодности к военной службе 2 из них – А и Б – присуждаются призывникам без серьезных отклонений по здоровью;
  • У кого нет прописанных в законе прав на отсрочку от армии – по учебе, семейным обстоятельствам, нюансам, связанным с трудовой деятельностью.

Потенциальному призывнику вручается повестка явиться в военкомат для прохождения ряда определенных мероприятий по призыву. Среди них можно назвать первичную постановку на воинский учет, медицинское освидетельствование, уточнение данных о призывнике, заседание военной комиссии, непосредственная отправка в воинскую часть для прохождения службы.

Именно вопрос, связанный с повестками, а точнее с механизмом их вручения, в последнее время вызывал несогласие, а местами и возмущение у руководителей призывных кампаний. В чем же состоит суть проблемы?

«Ты на море, я на суше – мы не встретимся никак!»

Для начала стоит упомянуть, как именно, по закону, должна вручаться повестка в военкомат.

Существует два условия вручения повестки, их неукоснительное соблюдение требуется в соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе». Во-первых, призывнику должны передать сей важный документ лично в руки, во-вторых, он должен расписаться в ее получении. Никому, кроме самого молодого человека, повестка вручаться не должна. Если повестку отдали маме или сестре, или начальнику, или классному руководителю в школе – она не будет иметь юридической силы. С точки зрения буквы закона, это всего лишь бумага с надписями.

Аналогичная ситуация обстоит с повестками, присланными по почте. Почта России – не тот посредник, которого закон рассматривает в качестве юридически правильного для вручения такого важного документа, как повестка.

Вполне понятно, что такие весьма лояльные, где-то чересчур мягкие, условия вручения повестки способствуют массовым случаям уклонения от армейской службы. Придя домой к призывнику, сотрудники военкомата никак не могли застать его на месте. Родители часто могли «помогать» свои чадам в неполучении повестки, тщательно скрывая их местонахождение, где-то даже вводя в заблуждение сотрудников военного комиссариата.

Сами сотрудники военкомата порой бывают так загружены работой, что обходить каждый дом или квартиру, учебное заведение или предприятие, где учится или работает молодой человек, не предоставляется физически возможным. В целях минимизации своих временных затрат они часто задействуют других призывников (надеясь, что те, по дружбе, передадут повестку в руки призывнику) или звонят по телефону, иногда пугая родителей возможной уголовной ответственностью за факты уклонения их сына от армии, или присылают повестки по почте, невзирая на то, что это не совсем легальный способ доставки.

Законный вопрос – зачем они так делают? Сотрудники военкомата надеются на вашу неосведомленность и юридическую безграмотность в подобных вопросах. Поэтому, чтобы поменьше себя утруждать в поисках вас, они и прибегают к таким несложным методам, как письма или звонки. Особенно они любят звонить и стращать сердобольных мам. Сыновья, скажите мамам не бояться!

Как сделать так, чтобы заяц сам бежал к охотнику, а не наоборот?

Совсем недавно, в 2017 году, была предпринята одна робкая попытка привнести в закон о призыве изменения, касающиеся способа доставки повесток. В частности, инициативная группа сенаторов, во главе с Виктором Озеровым, внесла в Госдуму предложение о рассылке повесток на электронную почту призывников.

Свой электронный почтовый ящик юноши должны будут указывать при постановке на воинский учет. Предполагалось, что такая повестка будет иметь электронную подпись военного комиссара, а неявка после получения такого письма будет рассматриваться, как акт уклонения.

В. Озеров в своих доводах приводят такие цифры, как 110 тысяч призывников, а это около трети ежегодного призыва, которых не удалось найти и вручить повестку должным образом. В этом же 2016 году было открыто 11.5 тысяч административных дел и около 300 уголовных за установленные факты уклонения.

Данная инициатива не получила своего продолжения ввиду нескольких причин.

  1. Во-первых, нет 100 %-ной гарантии того, что призывник укажет верный электронный адрес;
  2. Во-вторых, не понятно, как проверить факт получения письма с повесткой именно самим призывником.

Попытка №2: уклонисты приготовьтесь!

4 апреля 2018 года в Госдуму был внесен еще один законопроект, на это раз более продуманный. В первом чтении депутаты его приняли на 2 минуты! Скорее всего, во втором чтении, 2 мая, его не отклонят, а поправки будут минимальными. После третьего чтения принятый закон будет отправлен на одобрение в Совет Федерации, а затем и на подпись Президенту. Все дело идет к тому, что впервые за последние несколько десятилетий процесс призыва в армию может кардинально измениться.

В чем суть нововведений?

Данный законопроект предполагает три важных изменения.

Предлагается высылать повестку через заказное письмо с уведомлением о его получении на любой из связанных с призывником адресов – домашний, рабочий или по месту учебы. Дело в том, что отказаться от такого типа письма будет невозможно без составления акта отказа, а наличие такого акта уже будет считаться уклонением.

Важно! Подписывать уведомление о получении сможет не только сам призывник, но и его ближайшие совершеннолетние родственники – жена, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

После того, как подпись в получении заказного письма будет поставлена, призывник обязан явиться в военкомат, к которому он приписан, для получения разъяснений о дальнейших действиях.

Вторым важным нюансом нового закона о призыве является желание заставить призывника самостоятельно являться в военкомат, если по какой-либо причине повестку ему вообще не вручали и не присылали. Первым днем обязательной явки будет считаться день начала призывной кампании, а дедлайном – первый день начала следующего по счету призыва. Если молодой человек не пришел в военкомат в этот промежуток времени, его официально будут считать уклонистом.

Еще одним, уже хорошим, нововведением, которое предлагается на рассмотрение депутатам, является ограничение некоторых действий сотрудников полиции. Если сейчас они могут взять на улице подозреваемого в уклонении и силой доставить в отделение полиции, то после принятия нового закона такие действия будут считаться незаконными. Для доставки уклониста нужен будет факт возбуждения административного дела в отношении подозреваемого.

Предусматривает ли новый закон увеличение срока службы в армии?

Что касается сроков прохождения службы в армии, то пока они останутся прежними – 12 месяцев абсолютно во всех войсках. Хотя и здесь попытки изменить существующие сроки предпринимаются довольно часто. Последняя такая попытка была сделана в прошлом, 2017 году.

Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов внес законопроект о срочном призыве в армию, в частности об увеличении срока службы до 18 месяцев. Его аргументы логичны и имеют немалую долю здравого смысла:

  • Демографическая яма, случившаяся в 1990 году, не позволит сделать необходимый количественный набор призывников. Военкоматы пойдут на ухищрения и всевозможные нарушения, чтобы выполнить доведенные показатели по призыву, но все равно не смогут этого сделать;
  • Одного года, по мнению парламентария, совсем недостаточно для качественной подготовки военнослужащего. В итоге из армии демобилизуются плохо обученные люди, не способные выполнить боевую задачу;
  • Решение о сокращении срока, имевшее место в 20018 году, было чисто политическим, а значит, не продуманным, оторванным от реалий современной армии;
  • Называя армию, состоящую из контрактников, «мыльным пузырем», В. Комоедов ратует за увеличение срока службы до 1.5 года. По его мнению, 1 год службы – это катастрофически мало, так как если исключить время, отведенное новобранцу на «учебку», то срок службы составит не более полугода.

Примечательно, что с такими аргументами соглашаются многие видные общественные деятели, например, режиссер С. Говорухин. По его словам, за 1 год службы научить моряка или летчика всей специфике умений, характерных для таких видов войск, просто невозможно.

Многие правозащитники, в том числе и из Союза солдатских матерей, раскритиковали подобную инициативу депутата, назвав ее желанием выделиться перед государственной властью с целью будущего карьерного роста. Представители многих общественных организаций, обсуждая данный вопрос, сходятся во мнении, что в случае увеличения срока службы, вновь всплывут старые проблемы – дедовщина, взяточничество при признании годности в военкоматах, лишнее напряжение в обществе.

Президент России неоднократно высказывался на тему увеличения срока прохождения службы по призыву. По словам В.В. Путина, срок меняться не будет не просто в ближайшие годы, а планируется четкий поэтапный переход российской армии на контрактную основу, как это было сделано в других цивилизованных армиях.

Таким образом, существующий сегодня срок прохождения службы в армии в ближайшие годы меняться в ту или другую сторону точно не будет.

Последние новшества армейской службы

В последние годы российская армия претерпела определенные позитивные перемены, что не может не радовать. Пусть эти реформы и незначительны, однако они есть.

Несессер – компактная стальная сумка армейской расцветки для хранения личных средств гигиены солдата. Новобранцы весеннего призыва 2014 года были первыми, кто получил от государства, причем совершенно бесплатно, 19 предметов гигиены за уходом лица и тела.

Дневной сон. Теперь новобранцам законодательно разрешили спать на час больше.

В определенное время солдатам разрешили пользоваться мобильными телефонами. Смартфоны последних моделей, конечно, с собой в армию брать не стоит, но возможность быстро связаться с родными, пусть и с помощью кнопочного телефона, – очень даже приятное нововведение.

Почувствовать себя в увольнении обычным человеком позволит еще одно новшество. Выходить в город теперь разрешается в гражданской одежде.

Если до призыва вы успели получить высшее образование, в армии вы сможете попасть в так называемые научные роты, где вам позволят заниматься научной работой под присмотром научных руководителей. Нужно будет пройти серьезный отбор, так как конкурс в такие роты довольно жесткий. Да и рот всего две – база Жуковского в Подмосковье и в Воронежском учебном центре. Согласитесь, приятная новость для тех, кому по душе больше умственная работа, чем будничная армейская.

Таким образом, новый закон Государственный Думы о призыве в армию призван сократить с каждым годом растущее количество уклонистов среди призывников. Насколько упомянутые меры по их сокращению будут действенными, покажет время. Возможно, уже в следующей осенней кампании эти изменения вступят в силу.

ИНТЕРЕСНОЕ ПО ТЕМЕ: Понравилась статья — сохрани в свою социальную сеть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *