Закон о национальной платежной

  • автор:

Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 27 июня 2011 года N 161-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ Принят Государственной Думой 14 июня 2011 года Одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 267-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 403-ФЗ (ред. 05.05.2014), от 05.05.2014 N 110-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 22.10.2014 N 319-ФЗ, от 29.12.2014 N 455-ФЗ, от 29.12.2014 N 461-ФЗ, от 03.07.2016 N 288-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 03.04.2017 N 59-ФЗ, от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ, от 27.06.2018 N 167-ФЗ, от 27.06.2018 N 169-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 18.03.2019 N 33-ФЗ (ред. 03.07.2019), от 03.07.2019 N 173-ФЗ, от 02.08.2019 N 259-ФЗ, от 02.08.2019 N 264-ФЗ, от 27.12.2019 N 490-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Глава 2. Порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, и использования электронных средств платежа
    • Статья 4. Порядок оказания платежных услуг
    • Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств
    • Статья 6. Особенности осуществления перевода денежных средств по требованию получателя средств
    • Статья 7. Особенности осуществления перевода электронных денежных средств
    • Статья 8. Распоряжение клиента, порядок его приема к исполнению и исполнения
    • Статья 9. Порядок использования электронных средств платежа
    • Статья 9.1. Требования к приему на территории Российской Федерации электронных средств платежа и обслуживанию клиентов
    • Статья 10. Порядок использования электронных средств платежа при осуществлении перевода электронных денежных средств
  • Глава 3. Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности
    • Статья 11. Оператор по переводу денежных средств и требования к его деятельности
    • Статья 12. Оператор электронных денежных средств и требования к его деятельности
    • Статья 13. Требования к деятельности оператора электронных денежных средств при увеличении остатков электронных денежных средств физических лиц — абонентов оператора связи или физических лиц — пользователей услугами связи
    • Статья 14. Требования к привлечению банковского платежного агента (субагента) оператором по переводу денежных средств
    • Статья 14.1. Требования к привлечению платежного агрегатора оператором по переводу денежных средств
    • Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
    • Статья 15. Оператор платежной системы и требования к его деятельности
    • Статья 16. Оператор услуг платежной инфраструктуры и требования к его деятельности
    • Статья 17. Требования к деятельности операционного центра
    • Статья 18. Требования к деятельности платежного клирингового центра
    • Статья 19. Требования к деятельности расчетного центра
    • Статья 19.1. Особенности осуществления трансграничного перевода денежных средств в случае введения запретов иностранным государством
    • Статья 19.2. Требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации
  • Глава 4. Требования к организации и функционированию платежных систем
    • Статья 20. Правила платежной системы
    • Статья 21. Участники платежной системы
    • Статья 22. Признание платежной системы значимой
    • Статья 23. Порядок проверки Банком России соответствия правил значимой платежной системы установленным требованиям
    • Статья 24. Требования к значимой платежной системе
    • Статья 25. Осуществление платежного клиринга и расчета в платежной системе
    • Статья 26. Обеспечение банковской тайны в платежной системе
    • Статья 27. Обеспечение защиты информации в платежной системе
    • Статья 28. Система управления рисками в платежной системе
    • Статья 29. Обеспечение исполнения обязательств участников платежной системы
    • Статья 30. Счет гарантийного фонда платежной системы
  • Глава 4.1. Национальная система платежных карт
    • Статья 30.1. Организация национальной системы платежных карт
    • Статья 30.2. Порядок образования оператора НСПК
    • Статья 30.3. Особенности формирования органов управления оператора НСПК
    • Статья 30.4. Утратила силу
    • Статья 30.5. Участники НСПК
    • Статья 30.6. Порядок оказания услуг платежной инфраструктуры в рамках НСПК
  • Глава 5. Надзор и наблюдение в национальной платежной системе
    • Статья 31. Цели надзора и наблюдения в национальной платежной системе
    • Статья 32. Осуществление надзора в национальной платежной системе
    • Статья 33. Порядок проведения инспекционных проверок поднадзорных организаций
    • Статья 34. Действия и меры принуждения, применяемые Банком России в случае нарушения поднадзорной организацией требований настоящего Федерального закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России
    • Статья 35. Содержание и приоритеты наблюдения в национальной платежной системе
    • Статья 35.1. Взаимодействие Банка России с субъектами национальной платежной системы посредством личного кабинета
    • Статья 36. Взаимодействие Банка России с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении надзора и наблюдения в национальной платежной системе
    • Статья 37. Международное сотрудничество Банка России по вопросам надзора и наблюдения в национальной платежной системе
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 38. Заключительные положения
    • Статья 39. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

161 ФЗ о национальной платежной системе РФ: краткое изложение и текст для скачивания

Закон о национальной платежной системе (НПС) как дополнительная гарантия того, что гражданам России будут доступны качественные услуги относительно перевода денег и осуществления транзакций без участия иностранных агентов, собирающих персональную информацию.

Закон о НПС, общие сведения кратко

Определяет НПС Федеральный закон 161. Это совокупность организаций, предоставляющих услугу по переводу. Следуя действующим нормам, получить ее можно на основании договоров.

Перевод производится с помощью безналичной формы, с оглядкой на действительные рекомендации нормативной документации РФ.

ФЗ-161 рассматривает массу вопросов, затрагивающих систему национальных платежей. Кратко закон состоит из следующих подразделов, рассматривающих отдельные вопросы:

  1. Общие понятия и термины (Глава 1).
  2. Требования к деятельности каждого из участников процесса перевода денег (Глава 2).
  3. Рекомендации к организации системы (Глава 3).
  4. Установленные нормы значимости НПС (социальная, системная). Перечень может быть дополнен.
  5. Определение требований к юрлицам, зарегистрированным в РФ, желающим поучаствовать в трансграничных системах (Глава 4).
  6. Порядок определения клиринга и формы расчетов по платежной системе.
  7. Отслеживание всех операций по Национальной платежной системе (Глава 5).
  8. Порядок создания гарантийного фонда и использования его средств.

Национальная платежная система РФ

Под понятием НПС в России принято подразумевать объединение (совет) банков, эмитирующих свои карты под логотипом системы.

Вступать в национальные платежные системы могут все финансовые учреждения, если они будут являться резидентами России. Она имеет определенное значение для развития денежно-кредитной политики государства и должна стать альтернативным вариантом международных систем, среди которых MasterCard и VISA.

Главное предназначение НПС РФ заключается в тщательном сохранении личной информации владельцев банковских карт. Благодаря введению собственной НПС, которая призвана регламентировать и регулировать все аспекты, обработка всех финансовых операций осуществляется в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией российского правительства, и как следствие, персональные данные россиян не уходят за границу.

Отечественная система способна обеспечить оборот финансовых активов в стране, управлять общей денежной массой, снизить расценки на разнообразные расчетные услуги, а также в состоянии оказать существенную поддержку при регулировке курса рубля.


Субъекты национальной платежной системы

Фактически, к субъектам НПС относят:

  • оператор платежной системы, следовательно, организация, предоставляющая услугу по переводу, устанавливающая правила предоставления финансовых возможностей;
  • государственный оператор по переводу. По ст.2 ФЗ-161, такими являются структуры, владеющие правом осуществлять и предусмотреть перевод финансов по требованиям российской законодательной базы (Банк России и иные кредитные структуры, наделенные правом проведения переводов);
  • оператор электронных средств;
  • банковский платежный агент – компания или российский ИП (не считая кредитные фирмы), вовлеченный в пределах деятельности, обозначенной в ФЗ-161;
  • платежеспособные агенты;
  • банковский субагент – организации или ИП, которым интересен банковский агент для реализации переводов. Фактически, проведение платежа пройдет через посредника;
  • Федеральная почтовая служба – еще один законный участник системы.

Особенности участия в НПС

Законодатель предусматривает, что услуги по переводу денег могут осуществлять те банковские контрагенты, с которыми у потребителей имеются договоренности.

Касательно участия в НПС банка, то должны тщательно соблюдаться требования ст.14 ФЗ-161. Однако, допускается участие почтовых организаций в национальной платежной системе. Их роль и обязанности регулируются действующим нормативным актом №176 от 17.07.1999 года.

Относительно участия в предоставлении услуг уполномоченных на то платежных агентов, то здесь стоит ознакомиться с правилами и рекомендациями, утвержденными в положениях ФЗ-103, принятом 03.06.2009 года.

Правила переводов

В ФЗ-161 обозначено, что предоставление услуг оператором возможно лишь на основании имеющихся распоряжений клиента, которым выступает получатель, отправитель финансовых средств. Оно выполняется в четком соответствии действующим правилам.

Перевод производится за счет плательщика. Деньги могут находиться на личном банковском счете клиента (их можно свободно использовать), либо предоставляться в форме наличных средств.

Нужно указать, что перевод исполняется посредством учета денежных средств, которые поступают адресату, не имеющему расчетного счета. Данная схема в последние годы приобретает востребованность, и характерна при выводе денег с различных электронных кошельков.

Обязательства оператора

Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.

Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.

В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:

  1. Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
  2. Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
  3. Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
  4. Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.

Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.

Возврат денег

Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.

Фактически, новые правила ФЗ-161 вводят понятие презумпции невиновности клиента. Это означает, что при возникновении проблемных ситуаций, банк или оператор должны доказать свою непричастность к пропаже средств, и возврат денег осуществляется ими же.

В противном случае, они обязаны возместить пропавшую сумму, а также могут столкнуться с возмещением морального ущерба. Однако сделать это можно, если клиент обратился с заявлением о пропаже средств не позднее следующего дня после того, как был получено сигнал о списании денег.

Прекращение использования электронного средства

Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.

Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств. Исключение составят ситуации, когда перевод денег не осуществился, о нарушениях стало известно до момента отправки средств со счетов отправителя.

Изменения и поправки в законе

Закон о платежной системе является одним из лидеров по количество корректировок и правок. Последние изменения зафиксированы 1 мая 2017 года, и они вступили в силу спустя несколько дней. Впрочем, некоторые правки стали действительны лишь на июнь 2017 года. Все вносимые поправки основывались на требованиях ФЗ-59, и в основном затронули лишь 3-ю главу ФЗ-161.

Статья 2

Текст этого положения ФЗ регламентирует взаимоотношения, возникающих между участниками НПС. В статье 2 указывается:

  • закон об электронных платежах соответствует нормам Конституции РФ, и не противоречит международным контрактам;
  • Российская Федерация в лице Правительства вправе принимать дополнительные нормативные акты, нацеленные на контроль НПС;
  • ЦБ РФ может принимать непосредственное участие в процессе регулирования НПС посредством принятия законов, рекомендаций, нормативов.

Статья 9 закона о национальной платежной системе

Характеризует процесс использования средств НПС, устанавливает ключевые рекомендации и требования последняя редакция ст. 9, где указывается:

  • использование финансов происходит при подписании договора;
  • оператор может отказать клиенту в совершении договорных обязательств;
  • диспетчер должен проинформировать потребителя об использовании им платежной системы, рассказать о проводимых операциях (номер перевода), дать актуальную информацию относительно размеров комиссии, если она предусмотрено договором;
  • нацоператор фиксирует и обрабатывает все уведомления клиента;
  • операторы обязуются уведомить клиентов об их электронных средствах платежа;
  • регламентируются возможные споры, методы их разрешения, связь между участниками;
  • пользование услугами НПС приостанавливается по просьбе клиента или по инициативе оператора;
  • утерянные банковские карты можно восстановить по заявлению;
  • если оператор не сообщил своему пользователю о денежных транзакциях, он возмещает сумму перевода.

Статья 19.1

После запретов Украиной на денежные переводы из России была введена ст.19.1 ФЗ-161. Данный норматив рассматривает особенности проведения трансграничных переводов в ситуациях, когда иностранное государство установило запрет. Теперь нужно одобрять перевод, и принятие этой нормы позволило создать правила, которые должны соответствовать законодательной базе.

Для того чтобы требования, обозначенные в ст.19.1, исполнялись в четком соответствии законодательной базе, проводится тщательный контроль. Все его критерии обозначены в положениях ст.19.1, и соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, действующими на территории РФ.

Ст.30.1

Данная статья говорит об организации национальной системы платежных карт (НСПК). Она необходима для обеспечения бесперебойности выполнения услуги.

Отдельно указывается, что официальным знаком обслуживания НСПК является графическое изображение рубля, утвержденное банком России. Следовательно, карта банков-партнеров НСПК имеет такую отметку.

Статья 30.5

Эта статья определяет участников НСПК «МИР» (субъекты), а также обозначает, какие кредитные организации могут быть операторами при предоставлении услуги денежного перевода. Также указываются основные рекомендации к операторам, и регулируется система подачи информации относительно всех проводимых операций клиенту.

Скачать 161 ФЗ о национальной платежной системе, последняя редакция

Скачать и ознакомиться с полным текстом текущей редакции ФЗ-161 «О НПС» вы можете на нашем сайте по следующей ссылке. ⇐

Начиная с 1 июля 2018 года Путиным был принят Федеральный закон № 161, согласно которому банковские организации должны выдавать бюджетникам национальные платежные инструменты – в том числе такие, как карта МИР. Все бюджетники, за исключением пенсионеров, переходят на данную платежную систему уже до лета 2018 года. Что же до пенсионеров, то им дается отсрочка вплоть до 2020 года.

Получается, что все бюджетники, которые получают социальную помощь от Государства, смогут получать свои средства только на карту «МИР». Если же банковский продукт оформлен не будет, то льготники смогут снять средства разве что только наличными.

Когда и кому можно получить карту МИР

В 2017 году был подписан договор, согласно которому бюджетников постепенно стали переводить на карты Мир. Вначале продукт стал обязателен для сотрудников государственных структур – таких как полицейские, преподаватели и медики. Далее настала череда студентов и пожилых людей, которые обратились в кредитную компанию впервые для того, чтобы создать новый счет. Многих студентов переводили на национальную платежную систему в принудительном порядке.

До лета 2018 года на платежную систему должна перейти остальная часть бюджетников, а также те студенты, которые получают стипендию. Что же до пенсионеров, для которых срок также обязателен, то они будут переходить на новую систему постепенно – при обращении в банк с картой, у которой истек срок. Но опять же не позднее 2020 года. Ниже приведена таблица, в которой видно, кто и когда должен переходить на новую систему.

До 2018 года До 2020 года
Бюджетники и ученики высших и средних учебных заведений. Пенсионеры

Получается, что к июлю 2020 года банковские продукты МИР должны быть у всех групп бюджетников. На них будут перечисляться от государства:

  • Стипендии.
  • Пенсионные взносы.
  • Вознаграждения.
  • Заработные платы.

Однако таковые карты обязательны не для всех выплат от государства.

Важно! Если вы собираетесь получить единовременную выплату или вернуть подоходный налог, то оформление карты для вас не обязательно.

Кто может не оформлять карту

В законе есть и ин6ые ограничения. Так, к примеру, карты могут не оформлять следующие группы населения:

  1. Граждане, работающие в представительстве РФ по международным вопросам.
  2. Сотрудники, осуществляющие свою деятельность в консульских учреждениях.
  3. Граждане, занимающиеся дипломатическими вопросами.
  4. Те, кто имеет место жительства за пределами РФ.

Дополнительное преимущество заключается в том, что субсидии и льготы разрешается получать наличными. Поэтому если гражданин не привык получать средства на карту, то он сможет получать их на руки.

Совет! Этот закон коснулся не только бюджетников, но и продавцов. Последние должны сделать так, чтобы бюджетники могли расплачиваться национальной картой. Продавцам на это важно обратить внимание.

Предприниматели, доход которых не превышает 40 миллионов в год, могут не оформлять карту. То же касается и тех продавцов, которым в селениях недоступен интернет.

Достоинства и недостатки карты МИР

Учитывая, что в скором времени на национальную платежную систему перейдет четверть всего населения страны, важно рассмотреть ее достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести следующие пункты:

  • Основное преимущество карт МИР, по мнению государства – это независимость карты от того, что творится в мире, и от иностранных платежных систем. А так как МИР – это исключительно российская разработка, то и услуги по ней от государства можно получать вне зависимости от внешних факторов за пределами страны.
  • Так как продукт был разработан именно в нашей стране, то и соответствует она отечественным стандартам безопасности. На карточке есть отечественный чип, который защищает от копирования, а также защита для безопасной оплаты в интернете. все держатели подобных карт при совершении интернет-покупок должны будут ввести код из СМС, что их дополнительно обезопасит.
  • На данный момент разработчики карточек тестируют собственный cash-back платежной системы, что даст возможность в будущем пополнять свои доходы.

А что же до недостатков? Они у данной платежной системы, к сожалению, также имеются. И среди таковых:

  • Нет стандартной стоимости по обслуживанию. Каждая финансовая компания сама решает, сколько это будет стоить. Например, если брать Сбербанк, то в этой кредитной организации первый год обслуживания составит порядка 800 рублей, а затем – 500.
  • Не смотря на то, что в законодательных актах сказано, что карточки должны принимать все терминалы и банкоматы, страна оказалась к этому не подготовлена. Сейчас еще остаются устройства, которые не принимают карты МИР.
  • Карточкой можно оплачивать товары только на родине. Поэтому если вы собрались за границу, то единственная возможность для вас – это перевести средства с одной платежной системы на другую.
  • У владельца такой карты имеется возможность открыть счет только в рублях. Остальные валюты не поддерживаются.

Ну и, наконец, для банков затраты окажутся немалыми. Мало того, что придется потратиться на смену программного обеспечения, так еще и взять компенсацию с бюджетников не получится.

Что будет с теми, кто пренебрежет законом

У многих, в связи с этим законопроектом, возник вопрос – а что делать тем, кто не успеет оформить карту или не захочет ее оформлять? Ответ на этот вопрос дал Центробанк.

Совет Федерации уже рассмотрел и одобрил данный законопроект. А это значит, что к счетам бюджетников могут быть прикреплены только карты платежной системы МИР. Если же карты не будет, то единственный выход для бюджетников – это получение средств наличными и отказ от карты.

Как сообщил Центробанк, карта МИР будет ничем не хуже карточек других платежных систем. И все граждане, вошедшие в группу бюджетников, должны будут ее оформить.

Если же средства придут на счет бюджетнику, но последний не оформить карту МИР, то кредитная организация будет учитывать их как «невыясненного назначения». При этом банк обязательно должен сообщить о происшествии клиенту, и предложить ему на выбор несколько вариантов:

  • Создать счет, к которому прикрепляется банковский продукт.
  • Как и оговорено в законодательных актах, получить средства наличными.
  • Попросить сотрудников банка создать счет вовсе без оформления карты.

Если же в течение десятидневного периода клиент так и не появится, либо не решится на определенные действия, то финансы будут возвращены.

Год –вполне достаточный период, позволяющий всем кредитным организациям перейти на новую систему. А зарплатных клиентов и вовсе можно перевести на карточки прямо через работодателя и сделать это централизованно.

Начальник предправления Алма Обаева

С другой стороны, десятидневного срока клиенту вполне хватит для того, чтобы открыть новый счет или снять свои средства наличным путем. В некоторых банках эта возможность осуществляется даже дистанционно, но все зависит от того, в какой кредитной организации вы обсуживаетесь. Одни оформляют банковский продукт через интернет, другие же, наоборот, требуют прийти за ним в отделение.

Кстати, карта МИР практически не ограничена в дополнительных функциях – например, с ее помощью можно совершать покупки в онлайн-режиме, сделать ее бесконтактной, либо, как того разрешает Сбербанк, загрузить информацию о ней в телефон.

Как банки справляются со своей обязанностью по выпуску карт

Сроки по переходу на данную платежную систему были приняты с учетом того, что банкам нужно время на эмиссии карт. Сюда входит как выпуск новых карт, так и перевод программного обеспечения на новую систему. Опять же многие банкоматы и терминалы нуждаются в модернизации. По скромным подсчетам одному только Сбербанку придется выпустить порядка сорока миллионов карт.

Что же до сотрудников ВТБ, то они уже с успехом справляются с данной ситуацией и обещают успеть закончить начатое до 2020 года (крайний срок для пенсионеров). Поэтому тем бюджетникам, которые еще не оформили банковский продукт, рекомендуется сделать это как можно быстрее. К слову, руководство ВТБ банка старается, чтобы бюджетники, обратившиеся в кредитную организацию, изначально получали, помимо карт других платежных систем, карты МИР. На данный момент руководство ВТБ банка всерьез задумалось о том, чтобы информировать население о переоформлении карт не только при личном посещении кредитной организации, но и путем рассылки смс, писем на электронную почту, а также при обращении в кол-центры.

Также руководство ВТБ банка утверждает, что даже если бюджетник не успеет вовремя оформить карту, и его средства попадут в ранг «невыясненного назначения», то клиенту сообщат о возникшей проблеме.

Ответы на вопросы, касающиеся карты МИР для бюджетников

Вопрос №1. Для кого оформление карты обязательно?

С 2018 года на данную платежную систему должны перейти все бюджетники. А уже через два года на карту МИР должны перейти все пенсионеры. Если же пенсионер не захочет получать пенсию на карту, то он сможет обратиться в одно из отделений банка и получить средства наличными. Открыть счет с привязанной платежной системой или получить средства наличными можно в течение десяти дней.

Вопрос №2. Какие кредитные организации участвуют в программе?

На данный момент к программе присоединилось более 400 кредитных организаций, и среди них ВТБ банк и Сбербанк. Всего кредитными организациями планируется выпустить более 70 миллионов карт по всей стране.

Закон о и карте «Мир» (88 ФЗ): переход или отказ от нее для бюджетников и пенсионеров

Национальная платёжная система была запущена в 2017 году, когда президент В.В. Путин подписал закон № 88-ФЗ, ранее принятый Госдумой. Нормативным актом были внесены правки в закон номер 161-ФЗ от 27.06.2011 г.

Федеральный закон 88 о национальной платежной системе, о переводе бюджетников на карты мир

Документ состоит из 3 статей. Первая касается корректировки закона № 2300-I «О защите прав потребителей». Все продавцы и подрядчики, работающие с населением, должны обеспечить приём карт МИР.

Освобождаются от обязанности:

  • компании и ИП, выручка которых составила менее 40 млн рублей в предыдущем году;
  • организации и ИП, которые работают в местах, не оборудованных коммуникациями электросвязи;
  • продавец товаров, который выручил в прошлом году менее 5 млн рублей.

В статье 2 внесены изменения. Правки касаются запуска национальной платёжной системы.

Банки должны в обязательном порядке выдавать карты МИР при обращении граждан, относящихся к определённым категориям, за открытием карт-счёта.

Нормами предусмотрен перечень выплат, которые перечисляются только с использованием национальных платёжных инструментов. Также определены сроки, в которые банки обязаны заменить выпущенные ранее карты.

Статья 3 касается порядка вступления положений документа в силу.

Карта МИР для бюджетников: закон

Статья 5.5 закона № 161-ФЗ в новой редакции предусматривает выплаты на карту МИР для граждан, относящихся к одной из следующих категорий:

  • работающие в учреждениях бюджетной сферы;
  • служащие федеральных и местных государственных ведомств;
  • также перейти на нее должны сотрудники внебюджетных фондов;
  • получающие стипендию от государства;
  • граждане, получающие выплаты из ПФР;
  • лица, которым перечисляется пожизненное содержание судей.

Карту будут получать работники, которые устраиваются в бюджетную организацию. Платёжные средства сотрудников будут заменяться по мере истечения сроков действия выданных ранее. Выдача иных платёжных карт не предусмотрена.


Для пенсионеров

Все лица, которые обращаются в ПФР для оформления пенсии, теперь могут рассчитывать на открытие счета в банке и начислении выплат именно на эту банковскую карту. Выпуск иных платёжных средств не предусмотрен.

С введение в силу закона 88-ФЗ начата процедура перевода пенсионеров на карты МИР с «пластик» других систем по мере завершения срока обращения ранее эмитированных ранее средств. Замена завершится к июлю 2020 года.

Если граждане не желают переходить на НСПК, они имеют право отказаться от карты. Пенсионеры имеют право получать выплаты наличными средствами на почте или у курьера.

Пенсионеры из-за нововведений ничего не теряют. Например, обслуживание пенсионных карт в Сбербанке бесплатно.

Перевод на карту

Дата реализации проекта была назначена на 01.07.2017 г. С этого дня «Мир» начали получать работники, заключающие трудовые договоры с бюджетными организациями. Перевод остальных сотрудников должен завершиться до 1 июля 2018 года.

В перспективе все трансферы гражданам из бюджета будут перечисляться только на карту МИР. Так, в Москве социальная карта стала выпускаться на базе платёжный средств НСПК.

Банки выпускают дебетовые, зарплатные и кредитные карты, поддерживающие овердрафт. От условий договора с банком зависят правила обращения с платёжным инструментом и ограничения по использованию.

Лимит по снятию наличных, стоимость пользования, начисление процентов на остаток и другие условия зависят от банковских тарифов.

Например, обслуживание карты МИР в Сбербанке стоит 750 рублей за первый год и 450 за каждый последующий (зарплатным клиентам бесплатно). Можно переводить до 500 000 рублей в день и снимать наличными до 300 000 рублей. Комиссии за пополнение наличными не предусмотрено.

Где можно получить

Платёжное средство можно оформить в Сбербанке, банках Тинькофф, Уралсиб, ФК-открытие, Санкт-Петербург и других кредитно-финансовых учреждениях. Всего карты МИР оформляют 120 банков в РФ.

Срок действия

Платёжные средства обычно эмитируются на 5 лет. Иные условия могут быть установлены конкретным банком.

Где принимают

В России держатели карт Мир могут:

  • расплатиться в магазине через POS-терминалы;
  • совершить покупки в интернете;
  • провести банковскую операцию (получить средства, провести платёж и т.д.);
  • перечислить средства в бюджет;
  • оплатить услуги государственных организаций;
  • совершить иные операции.

За пределами Российской Федерации данный финансовый инструмент не используется. Если гражданин хочет пользоваться счётом в другой стране, следует обратиться в банк для выпуска кобейджинговой карты, например «Мир-Maestro».

Плюсы и минусы

По большинству параметров этот «пластик» не отличается от платёжных средств Maestro или Visa.

Эксперты отмечают защищённость карт МИР. В платёжном средстве используются только российские чипы и отечественные средства криптографии.

Главное преимущество использования – независимость от воли иностранных компаний. Процедура создания НСПК была начата после того, как в 2014 году системы Visa и Mastercard отказали в обслуживании нескольким российским банкам. С картой МИР платежи будут проводиться в любой международной обстановке.

Основной недостаток перехода на данное платежное средство – ограниченная география распространения. Держатель карты, находящийся в зарубежной поездке, сможет воспользоваться ей только в банках, которые заключили с НСПК соглашение. Например, можно снять наличные в банкоматах DenizBank в Турции, в некоторых терминалах в ОАЭ. Также держатель не сможет расплатиться своей карточкой в иностранных интернет-магазинах.

Чтобы решить проблему, гражданин может открыть новый счёт и обратиться за выпуском карты международного образца, что потребует дополнительных средств и времени. Также возможен выпуск кобейджинговых карт, но эта услуга доступна не во всех банках.

Ещё одна проблема – невозможность интеграции с приложениями для смартфонов (Apple pay, Samsung pay и др.) и отсутствие РayРass (необходимо для оплаты простым прикосновением к терминалу на кассе).

Как отказаться от карты МИР бюджетникам по закону

Новый порядок использования банковских инструментов не обязывает бюджетников использовать карты МИР. Все средства поступают на счёт, открытый в банке. Пластиковая карта – только физический носитель, выпускаемый для удобства клиента.

Если гражданин не желает переходить на новую карту, то он имеет право снимать деньги наличными средствами в кассе банка в количестве, не превышающем установленных лимитов.

Ранее ФАС в комментарии по данному вопросу указывал, что безальтернативный перевод работников на карту МИР нарушает их права. Позже ЦБ РФ постановил обеспечить возможность выдавать зарплаты гражданам в банке, где у них открыт счёт.

С 2018 года все бюджетники имеют право получить средства наличными. Для этого они должны обратиться в отделение и написать заявление о выдаче им определённой суммы. Если в организации допускается выдача наличных через кассу, деньги могут выдаваться по месту работы.

Перевод бюджетников на карты МИР обусловлен необходимостью создать национальную систему расчётов, которая не будет зависеть от иностранных организаций. Если гражданин не пользуется своим платежным средством в зарубежных поездках и при расчётах в иностранных интернет-магазинах, то разницы с платёжными средствами Visa и Mastercard он не заметит.


Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

27 июня 2011 года N 161-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ

Принят Государственной Думой 14 июня 2011 года
Одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Глава 2. Порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, и использования электронных средств платежа

Статья 4. Порядок оказания платежных услуг

Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств

Статья 6. Особенности осуществления перевода денежных средств по требованию получателя средств

Статья 7. Особенности осуществления перевода электронных денежных средств

Статья 8. Распоряжение клиента, порядок его приема к исполнению и исполнения

Статья 9. Порядок использования электронных средств платежа

Статья 9.1. Требования к приему на территории Российской Федерации электронных средств платежа и обслуживанию клиентов

Статья 10. Порядок использования электронных средств платежа при осуществлении перевода электронных денежных средств

Глава 3. Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности

Статья 11. Оператор по переводу денежных средств и требования к его деятельности

Статья 12. Оператор электронных денежных средств и требования к его деятельности

Статья 13. Требования к деятельности оператора электронных денежных средств при увеличении остатков электронных денежных средств физических лиц — абонентов оператора связи или физических лиц — пользователей услугами связи

Статья 14. Требования к привлечению банковского платежного агента (субагента) оператором по переводу денежных средств

Статья 14.1. Требования к привлечению платежного агрегатора оператором по переводу денежных средств

Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)

Статья 15. Оператор платежной системы и требования к его деятельности

Статья 16. Оператор услуг платежной инфраструктуры и требования к его деятельности

Статья 17. Требования к деятельности операционного центра

Статья 18. Требования к деятельности платежного клирингового центра

Статья 19. Требования к деятельности расчетного центра

Статья 19.1. Особенности осуществления трансграничного перевода денежных средств в случае введения запретов иностранным государством

Статья 19.2. Требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации

Глава 4. Требования к организации и функционированию платежных систем

Статья 20. Правила платежной системы

Статья 21. Участники платежной системы

Статья 22. Признание платежной системы значимой

Статья 23. Порядок проверки Банком России соответствия правил значимой платежной системы установленным требованиям

Статья 24. Требования к значимой платежной системе

Статья 25. Осуществление платежного клиринга и расчета в платежной системе

Статья 26. Обеспечение банковской тайны в платежной системе

Статья 27. Обеспечение защиты информации в платежной системе

Статья 28. Система управления рисками в платежной системе

Статья 29. Обеспечение исполнения обязательств участников платежной системы

Статья 30. Счет гарантийного фонда платежной системы

Глава 4.1. Национальная система платежных карт

Статья 30.1. Организация национальной системы платежных карт

Статья 30.2. Порядок образования оператора НСПК

Статья 30.3. Особенности формирования органов управления оператора НСПК

Статья 30.4. Утратила силу

Статья 30.5. Участники НСПК

Статья 30.6. Порядок оказания услуг платежной инфраструктуры в рамках НСПК

Глава 5. Надзор и наблюдение в национальной платежной системе

Статья 31. Цели надзора и наблюдения в национальной платежной системе

Статья 32. Осуществление надзора в национальной платежной системе

Статья 33. Порядок проведения инспекционных проверок поднадзорных организаций

Статья 34. Действия и меры принуждения, применяемые Банком России в случае нарушения поднадзорной организацией требований настоящего Федерального закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России

Статья 35. Содержание и приоритеты наблюдения в национальной платежной системе

Статья 35.1. Взаимодействие Банка России с субъектами национальной платежной системы посредством личного кабинета

Статья 36. Взаимодействие Банка России с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении надзора и наблюдения в национальной платежной системе

Статья 37. Международное сотрудничество Банка России по вопросам надзора и наблюдения в национальной платежной системе

Глава 6. Заключительные положения

Статья 38. Заключительные положения

Статья 39. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *