Закон о налогах

  • автор:

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (англ. tax legislation) – совокупность законов о налогах, действующих на территории страны. В Российской Федерации – совокупность федерального законодательства РФ о налогах и сборах, законодательств субъектов Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, действующих на территории страны. Юридической базой Н.з. России является Конституция РФ, определяющая наиболее общие принципы налогообложения, компетенцию РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и(или) сборах. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в т.ч.: определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов; определяет осн. начала установления региональных и местных налогов и сборов; устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и др. участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; определяет формы и методы налогового контроля; устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений; устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и(или) сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с Кодексом. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и(или) сборах и нормативными правовыми актами представит. органов местного самоуправления о налогах и(или) сборах в соответствии с НК РФ. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, к-рые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактич. способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политич., идеологич., этнич., конфессион. и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференцир. ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физич. лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцир. ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения (назначения) товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ. Налоги и сборы должны иметь экономич. основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или ден. средств, либо иным способом ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Акты законодательства о налогах и(или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 мес. со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответств. налогу, за исключ. отд. случаев, предусмотренных НК РФ. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 мес. со дня их офиц. опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и(или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представит. органов местного самоуправления, вводящие налоги и(или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и(или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнит. гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акт законодательства о налогах и сборах считается не соответствующим НК РФ, если такой акт: издан органом, не имеющим права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установл. порядка издания таких актов; отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц либо полномочия налоговых органов; изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, разреш. Кодексом; запрещает действия налоговых органов и их должностных лиц, разреш. или предпис. Кодексом; разрешает или допускает действия, запрещ. Кодексом; изменяет установл. Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в налоговом законодательстве; иным образом противоречит общим началам и(или) буквальному смыслу конкретных положений законодательства. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и(или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные обособленные подразделения в пределах своих полномочий утверждают обязательные для налогоплательщиков формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, расчетов по налогам и налоговых деклараций и устанавливают порядок их заполнения. Министерство РФ по налогам и сборам в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах издает обязательные для них приказы, инструкции и методич. указания. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Кодексом

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

Статья 1 НК РФ. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

Новая редакция Ст. 1 НК РФ

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.

Комментарий к Статье 1 НК РФ

Статья 1 НК РФ содержит определение законодательства о налогах и сборах. Это — Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Статья 57 Конституции РФ провозглашает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (налог на добавленную стоимость, налог на игорный бизнес, земельный налог и др.).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, и др.)

В настоящее время налоговое законодательство состоит из:

— законодательства о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ, федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ; нормативные акты представительных органов местного самоуправления);

— нормативных правовых актов органов государственного управления;

— нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Налоговый кодекс устанавливает соответствующий Конституции принцип, согласно которому система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России могут быть установлены только настоящим Кодексом.

Пункт 2 ст. 1 НК РФ подтверждает приоритет настоящего Кодекса перед иными федеральными законами. Более того, по вопросам, указанным в пп. 1 — 7 п. 2 ст. 1 НК РФ, должны применяться только нормы НК РФ. Внесение же в них изменений допускается только путем поправок в текст самого НК РФ. Таким образом, регулирование общих принципов налоговой системы РФ (пп. 1 — 7 п. 2 ст. 1 НК РФ) допускается только нормами НК РФ, а не другими федеральными законами.

Пункт 3 ст. 1 настоящего Кодекса содержит специальное правило, в соответствии с которым действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

Пункт 3 ст. 1 НК РФ касается возможных коллизий с другими отраслями законодательства и ограничивает возможность применения НК РФ в отношении налогов и сборов, принятых вне настоящего Кодекса. Например, ранее до вступления в законную силу п. 3 ст. 1 НК РФ, взимание государственной пошлины (обязательных сборов) за осуществление юридически значимых действий регулировал Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 «О государственной пошлине». С 1 января 2005 г. он утратил силу, и была введена в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Как установлено п. 1 ст. 1 Кодекса, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В пункте 1 ст. 1 Кодекса идет речь о совокупности законодательных актов федерального уровня, в то время как согласно п. 6 комментируемой статьи в тексте Кодекса под законодательством о налогах и сборах понимаются и другие нормативные правовые акты, в частности законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Следует отметить, что и сам Кодекс представляет из себя ни что иное, как федеральный закон, который принят Государственной Думой 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. и подписан Президентом РФ 31 июля 1998 г. за N 146-ФЗ.

Порядок принятия федеральных законов установлен Конституцией РФ:

право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также КС России, ВС России и ВАС России по вопросам их ведения (ч. 1 ст. 104). Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч. 2 ст. 104). Согласно ч. 3 ст. 104 законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ;

федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч. 1 ст. 105). Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 105). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105). Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ч. 4 ст. 105). В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 5 ст. 105);

в соответствии с п. «б» ст. 106 принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации;

принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ч. 1 ст. 107). Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ч. 2 ст. 107). Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).

2. Кодекс согласно п. 2 его ст. 1 устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Норма п. 2 комментируемой статьи основана на положении ч. 3 ст. 75 Конституции РФ о том, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В пункте 2 комментируемой статьи также указаны элементы системы налогов и сборов и общие принципы налогообложения и сборов, установленные Кодексом, в отношении чего следует отметить следующее:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, указаны в гл. 2 «Система налогов и сборов в Российской Федерации» Кодекса;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов установлены гл. 8 «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов» Кодекса;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов установлены гл. 1 «Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах» Кодекса;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установлены гл. 3 «Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты» и гл. 5 «Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц» Кодекса;

5) формы и методы налогового контроля установлены гл. 14 «Налоговый контроль» Кодекса;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений установлена гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Кодекса;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц установлен гл. 19 «Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» Кодекса.

3. Действие Кодекса в соответствии с п. 3 его ст. 1 распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом.

4. В соответствии с п. 4 ст. 1 Кодекса законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, которые приняты в соответствии с Кодексом.

Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации установлен Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ) <*>.

———————————
<*> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2003. N 27. Ч. 2. Ст. 2709.

В соответствии с подп. «д» п. 2 ст. 5 указанного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.

Согласно п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Согласно п. 4 указанной статьи проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 5 этой же статьи установлено, что если в случае в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации требуется одобрение принятого закона субъекта Российской Федерации другой палатой, такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты. В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта Российской Федерации, отклоненный закон субъекта Российской Федерации считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.

5. Согласно п. 5 ст. 1 Кодекса нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Кодексом.

В части 1 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <*> установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят:

———————————
<*> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

В статье 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено следующее в отношении подготовки муниципальных правовых актов:

проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования (ч. 1 ст. 46);

порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (ч. 2 ст. 46).

6. В пункте 6 ст. 1 Кодекса установлено, что указанные в комментируемой статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте Кодекса «законодательство о налогах и сборах». Соответственно, в тексте Кодекса понятие законодательства используется в широком понимании: под законодательством понимаются как федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, так и нормативные правовые акты органов муниципальных образований.

Комментарий к Ст. 1 Налогового кодекса

Комментируемая статья посвящена понятию и структуре законодательства о налогах и сборах.

Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а органы местного самоуправления наделяет полномочиями по установлению местных налогов и сборов. Из этих конституционных норм следует, что законодательство о налогах и сборах включает три уровня нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень — законодательство Российской Федерации о налогах и сборах — представлен Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Региональный уровень — это законодательство субъектов Российской Федерации о налогах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В отличие от законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующего на всей территории Российской Федерации, региональное налоговое законодательство действует только на территории данного субъекта Российской Федерации.

Наконец, третий уровень нормативно-правового регулирования — местный — образуют нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и действуют в границах соответствующих муниципальных образований.

Все три уровня в совокупности составляют понятие «законодательство о налогах и сборах».

Законодательство о налогах и сборах. Осью, вокруг которой формируется законодательство о налогах и сборах, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

В основании российского налогового права лежит кодифицированный акт прямого действия. Это означает то, что для «запуска» (приведения в действие) норм Налогового кодекса РФ не нужно принимать подзаконные акты. В этом смысле нормы Налогового кодекса РФ самоисполнимы. Для сравнения отметим, что многие нормы предшественника Налогового кодекса РФ — Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 1991 г. — не были самоисполнимыми. Для их применения на практике требовалось принятие многочисленных подзаконных актов.

Кодификация российского налогового законодательства началась с принятием в 1998 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации и продолжается до сих пор — очередная новая глава Налогового кодекса, посвященная налогообложению имущества физических лиц, вступает в силу 1 января 2015 г.

Налоговый кодекс состоит из двух частей. В первой части Кодекса, введенной в действие 1 января 1999 г., закрепляются основы российского налогового права, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов, правовые основы налоговой обязанности, правовой статус налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть Налогового кодекса РФ, введенная в действие 1 января 2001 г., регулирует налоги и сборы, входящие в состав налоговой системы Российской Федерации, а также специальные налоговые режимы, предусмотренные налоговым законодательством.

Помимо Налогового кодекса РФ, законодательство Российской Федерации включает в себя федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Успешная кодификация налогового законодательства на федеральном уровне приводит к тому, что примеры таких законов сейчас крайне немногочисленны. Они представлены преимущественно так называемыми корректирующими законами — федеральными законами, вносящими изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, и операционными законами — законодательными актами, вводящими в действие Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»).

Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом 7, в соответствии с которым внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Комментируемая статья очерчивает предмет правового регулирования Налогового кодекса РФ, относя к нему следующие вопросы:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

В п. 3 комментируемой статьи особо оговаривается, что действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено самим Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ остается отраслеобразующей осью для регионального налогового законодательства. Все законы субъектов Российской Федерации принимаются в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ. Их предметом становятся региональные налоги и иные аспекты налогового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта Российской Федерации. Вот несколько примеров законов субъектов Российской Федерации, отражающих основные области предметного регулирования на региональном уровне: Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)»; Закон г. Москвы «О патентной системе налогообложения»; Закон Ставропольского края «Об инвестиционном налоговом кредите»; Закон Калининградской области «О налоге на имущество организаций»; Закон Республики Татарстан «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»; Закон Карачаево-Черкесской Республики «О предоставлении налоговых льгот» и т.д.

Муниципальные нормативные правовые акты о налогах. Налоговый кодекс РФ и на муниципальном уровне остается эталоном, в соответствии с которым представительными органами муниципальных образований принимаются решения по местным налогам и иным аспектам налогового регулирования, по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления. Например: решение Селезневского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области «О введении в действие на территории Селезневского сельсовета земельного налога», Постановление Совета депутатов ЗАТО «Сибирский» (Алтайский край) «О ставках налога на имущество физических лиц», решение Совета народных депутатов города Владимира «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам», решение Вологодской городской Думы «Об утверждении Положения о порядке установления льгот по местным налогам на территории муниципального образования «Город Вологда» и т.д.

Закон от 21 марта 1991 года N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»

(в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 02.07.1992 N 3181-1, от 25.02.1993 N 4549-1; Федеральных законов от 13.06.1996 N 67-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.05.2003 N 54-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П, определением Конституционного Суда РФ
от 05.07.2001 N 130-О)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Налоговые органы Российской Федерации (далее — налоговые органы) — единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

(статья 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления своей деятельности вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий.

(часть вторая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

(статья 2 в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Статья 3. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

(статья 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Статья 4. Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

(статья 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
Статья 5. Органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Глава II. Задачи, права и обязанности налоговых органов

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Статья 6. Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за производством и оборотом табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и настоящим Законом.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
Статья 7. Налоговым органам предоставляется право:

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

1. В случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

(абзац введен Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ)

Осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

(абзац введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ)

Осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований.

(абзац введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

3. Осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3.1. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4. Обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

6. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

7. Производить в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

8. Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

9. Взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

10. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

12. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

13. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

14. Утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ.

15. Контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.

(п. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Статья 7.1. Налоговые органы обобщают сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, в налоговые органы в соответствии с федеральным конституционным законом, и результаты обобщения до 30 апреля представляют Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

(статья 7.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Статья 8. Права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1 — 7, 15 статьи 7 Закона, предоставляются должностным лицам этих налоговых органов, а права, предусмотренные пунктами 8 — 13, — только руководителям налоговых органов и их заместителям.

(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Статья 9. Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

(статья 9 в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Статья 10. В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

(статья 10 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Глава III. Ответственность налоговых органов

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Статья 11. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Статья 12. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Статья 13. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Статья 14. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Глава IV. Иные вопросы деятельности налоговых органов

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Статья 15. Порядок обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем, дошкольными и общеобразовательными учреждениями устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Статья 16. Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Статья 17. В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет — разница между размерами его должностного оклада и пенсией.

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Статья 18. Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.
Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом Российской Федерации.

(статья 18 в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Статья 19. Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(статья 19 введена Федеральным законом от 07.11.2000 N 135-ФЗ)
Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.Н.Ельцин

НК РФ Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу О продлении сроков представления налоговой отчетности, срок подачи которой приходится на март — май 2020 года, см. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.04.2020)

  • Статья 143. Налогоплательщики
  • Статья 144. Утратила силу
  • Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
  • Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 146. Объект налогообложения
  • Статья 147. Место реализации товаров
  • Статья 148. Место реализации работ (услуг)
  • Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  • Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
  • Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
  • Статья 152. Утратила силу
  • Статья 153. Налоговая база
  • Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
  • Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
  • Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
  • Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
  • Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
  • Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
  • Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
  • Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
  • Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Статья 163. Налоговый период
  • Статья 164. Налоговые ставки
  • Статья 165. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов
  • Статья 166. Порядок исчисления налога
  • Статья 167. Момент определения налоговой базы
  • Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
  • Статья 169. Счет-фактура
  • Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
  • Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 171. Налоговые вычеты
  • Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
  • Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
  • Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
  • Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
  • Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
  • Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
  • Статья 175. Исключена
  • Статья 176. Порядок возмещения налога
  • Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
  • Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 178. Утратила силу

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *