Закон о крестьянском хозяйстве

  • автор:

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ (последняя редакция)

11 июня 2003 года N 74-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ Принят Государственной Думой 23 мая 2003 года Одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Статья 2. Государство и фермерское хозяйство
  • Глава 2. Создание фермерского хозяйства
    • Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства
    • Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства
    • Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
  • Глава 3. Имущество фермерского хозяйства
    • Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
    • Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
    • Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
    • Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
    • Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства
  • Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
  • Глава 5. Члены фермерского хозяйства
    • Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
    • Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
    • Статья 16. Глава фермерского хозяйства
    • Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
    • Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства
  • Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства
    • Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства
  • Глава 7. Объединения фермерских хозяйств
    • Статья 20. Объединения фермерских хозяйств
  • Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства
    • Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
    • Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства
  • Глава 9. Заключительные и переходные положения
    • Статья 23. Заключительные и переходные положения

Открыть полный текст документа

ЛПХ или КФХ?

Это вопрос на который следует давать ответ, взвесив всесторонне, так как в каждом из них есть свои плюсы и свои минусы.

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) вид ведения хозяйственной деятельности, для которого не обязательна регистрация в качестве ИП? ИП — Главы КФХ или юр. лица, то есть на основе ЛПХ может трудиться любой желающий имеющий приусадебный участок. И очень важно при этом то, что фермер не опутан паутиной налоговых платежей и отчетности. Дело в том, что для ЛПХ предусмотрены льготы Налоговым кодексом РФ.

Грант 1,5 млн.руб. по программе «Начинающий фермер»
Грант 5 млн.руб. по программе «Семейная животноводческая ферма»

В первую очередь нужно отметить, что фермер-ЛПХ не платит налоги, которые предусмотрены для предпринимателей, а также не ведет отчетность. При этом фермер, имеющий приусадебный участок, размер которого не превышает 2,5 Га (250 соток, или 25000 кв. метров), освобождается от уплаты НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Отсюда ограничение — личное подсобное хозяйство изначально имеет физические ограничения по площади земельного участка, но можно использовать смежные земли, оформленные на родственников (партнеров);

Еще один минус ЛПХ заключается в том, что на ЛПХ невозможно оформить ни сертификаты, ни декларации о соответствии. Это существенно ограничивает круг потенциальных покупателей. Это происходит потому, что ЛПХ ведется физическим лицом и членами его семьи, выращивание продукцию осуществляется для собственного потребления, а не фермером — предпринимателем, выращивающим продукцию на продажу).

Второй минус — на развитие ЛПХ не дают много заемных денег (например РСХБ, по нашим сведениям, дает кредит до 300 тысяч рублей на 2 года, до 700 тысяч рублей на 5 лет для ЛПХ, с обеспечением). Например, условия опубликованы . Связано это опять-таки с масштабами хозяйства — более серьезные суммы можно получить только субъектам малого предпринимательства (в том числе индивидуальным предпринимателям — Главам КФХ, либо крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным в форме юридического лица, например ООО или кооператива).

КФХ (крестьянское-фермерское хозяйство) это выбор для фермера, который собирается развиваться, соответственно регистрируясь в качестве ИП.

Главные плюсы регистрации в качестве Главы КФХ перед юридическими лицами (например, если регистрируется ООО «КФХ…») — аналогичны преимуществам ИП перед ООО, так как Глава КФХ — это прежде всего индивидуальный предприниматель (ИП)

Преимущества Главы КФХ перед физическим лицом (ЛПХ):

    Мы можем оказать Вам услугу по разработке бизнес-плана фермерского хозяйства для банка или для получения субсидии, гранта, составить любую другую юридическую документацию.
    Обращайтесь к нам!

  • законное землепользование в больших размерах (более 2,5 Га);
  • возможность работать официально по продаже продукции с широким кругом покупателей (Глава КФХ имеет возможность проходить сертификацию, а у ЛПХ немногие будут покупать, так как покупающий у физического лица становится налоговым агентом — должен удерживать у продавца — ФЛ и перечислять в бюджет НДФЛ в размере 13% от стоимости покупки)
  • получение господдержки Главой КФХ в больших объемах чем ЛПХ, то есть наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • получение заемных средств от банков в большем объеме, чем как физ.лицо (ЛПХ) — по причине того, что зарплата физлица или доход безработного ЛПХ по определению меньше, чем предпринимательский доход КФХ;
  • привлечение и создание дополнительных рабочих мест на законных основаниях (а ЛПХ нанимает работников незаконно и поэтому — нелегально — оплату платит черным налом или натур.продуктом (не отчисляя налогов и взносов в фонды);
  • формирование пенсионных прав Главы ЛПХ и наемных работников в полном объеме, возмещение пособий по больничным листам и в связи с материнством, оплата лечения работников за счет ФСС.

Еще есть льготы по налогам, например не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение ПЯТИ лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. А начиная с 6 года работы Главы КФХ для уменьшения налогов с оборота (бизнеса) могут применять «упрощенку» — ЕСХН, УСНО, патенты

Отдельная ситуация — ограниченное количество тех, кто покупать продукцию, не требуя выделять в сумме купли-продажи налог на добавленную стоимость (НДС) — эта ситуация.

Некоторые определения и сравнительная таблица в части членства и землепользования:

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Личное подсобное хозяйство

Глава КФХ (ИП) – осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предпринматель) по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.

ЛПХ – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Требует государственной регистрации (запись о регистрации ИП — Главы КФХ включается в ЕГРИП)

Не требует государственной регистрации

Считается созданным с момента государственной регистрации.

Граждане вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленный для ведения ЛПХ.

Предусматривает членство, но может быть создано одним гражданином (Главой) без членов.

Членами КФХ могут быть:

1. Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.

2. Граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Не предусматривает членства.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов КФХ.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (можно прописать — кто чем входит в КФХ и в каких пропорциях делится результат от деятельности).

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ.

Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ составляют:

— минимальный размер – 1 га;

— максимальный размер – 5 га.

Предельные размеры земельного участка, находящегося в собственности и (или) ином праве у КФХ, составляют:

— минимальный – нет ограничений;

— максимальный общий размер – не ограничен;

— максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения, находящегося на праве собственности – не более 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного района;

— максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения, находящегося у КФХ на ином праве — аренда, пользование паями и т.п.) – не ограничен.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, не должен превышать 2,5 Га.

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

КФХ не является юридическим лицом.

Членами КФХ могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов КФХ могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой КФХ.

Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. КФХ может быть создано одним гражданином.

Главой КФХ по взаимному согласию членов КФХ признается один из его членов. В случае, если КФХ создано одним гражданином, он является главой данного КФХ.

Глава КФХ, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Глава КФХ организует деятельность КФХ, без доверенности действует от имени КФХ, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности, осуществляет прием на работу в КФХ работников и их увольнение, организует ведение учета и отчетности КФХ, осуществляет иные определяемые соглашением между членами КФХ полномочия.

Согласно ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов КФХ находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Государственная поддержка КФХ

Согласно ст. 11 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» «государством обеспечиваются поддержка формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах».

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), полученных в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в размере не менее чем девяносто пять процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более чем девяносто пять процентов их фактических затрат».

Кроме того, государство оказывает имущественную поддержку КФХ в соответствие с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в форме передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Гражданам, изъявившим желание вести КФХ, предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Земельным кодексом РФ и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Налоговые льготы КФХ

Мы можем оказать Вам услугу по расчету сумм необходимых налогов, уплачиваемых фермерским хозяйством — ООО или ИП-Главой КФХ при разных системах налогообложения, составить требуемую документацию.
Обращайтесь к нам!

Согласно ч. 14 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДФЛ:

  • доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ.
  • суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
  • субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ранее в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежали обложению единым социальным налогом доходы глав КФХ, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти лет начиная с года регистрации КФХ. Сейчас на доходы Глав КФХ начисляются взносы в фонды обязательного страхования: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования

На КФХ, доля дохода от производства и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %, распространяется специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, применяемый наряду с иной системой налогообложения. Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов по налоговой ставке 6 %.

Глава КФХ, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • а также не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Необходимые документы для регистрации КФХ:

Мы можем оказать Вам услугу по заполнению форм заявлений, составить любую другую юридическую документацию.
Обращайтесь к нам!

1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

3. Копии паспортов членов КФХ;

4. Копии свидетельств о постановке на налоговый учет (ИНН) членов КФХ;

5. Копии документов, подтверждающих родство (свойство) лиц, изъявивших желание создать КФХ.

6. Заполненное заявление на регистрацию КФХ с нотариально заверенной подписью Главы КФХ на нем

За государственную регистрацию КФХ взимается государственная пошлина в размере 800 руб.

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

    Со стоимостью возможных комплексов услуг и работ
    .
    Обращайтесь к нам!

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации по инновационным проектам,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам и за дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь. Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на проведение консультации, на обратный звонок:

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

Как действовать, если родители отказали в предоставлении компенсации при выходе из хозяйства?

Яна! Имеет право.

В силу ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действующего на момент образования крестьянского хозяйства «Фортуна», крестьянское (фермерское) хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Крестьянское хозяйство представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Членами крестьянского хозяйства считались трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства являлся один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представлял его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР от 22.11.1990 г. имущество крестьянского хозяйства составляют насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п.п. 1-3 ст. 15 указанного Закона имущество крестьянского хозяйства принадлежало его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество могло находиться в общей совместной собственности. Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществлялось его членами по взаимной договоренности. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежали. Часть имущества (вклад, доля, пай) могли компенсироваться денежными средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливался по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии — в судебном порядке.

С момента вступления в законную силу Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратил силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от 11.06.2003 года № 74-ФЗ в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

В силу ст. 9 указанного Закона при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства.

В соответствии со ст. 257 Гражданского кодекса РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

В силу ст. 258 Гражданского кодекса РФ земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

Яна! За решение твоей задачи за тебя, я думаю достоин награды.

Правовое положение сельскохозяйственных государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Смотреть Гражданский Кодекс. ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятий». Говорим о том, какими актами закрепляется статус, определения, виды, в чём отличия… Нам не нужно в рамках этого вопроса углубляться в права оперативного управления и хозяйственного ведения и в чём это заключается.

Унитарные предприятия создаются для:

1. Производства некоторых видов сельхоз продукции. Например: выращивание лекарственных трав; возделывание культур, содержащих наркотические вещества.

2. Для обеспечения реализации федеральных и региональных специализированных производственных и научно-технических программ.

3. В целях сохранения контроля за стратегически важными объектами хранения и переработки сельхоз продукции.

Совхоз является разновидностью государственного муниципального или коллективного сельхоз предприятия (тут возможны два варианта):

1 вариант. Значительная часть государственного имущества, находящегося в полном хозяйственном ведении совхозов перешла в частную собственность последних. Сами совхозы в связи с этим утратили правовой статус государственных предприятий и превратились в коллективные сельхоз предприятия с правом последующей реорганизации в любые формы хозяйствования.

2 вариант. Коллектив совхозов вправе принять решение о сохранении прежней формы хозяйствования, отказавшись от права собственности на имущество. Такая форма совхозов появилась в результате принятия Постановления Правительства 1992 года «О ходе и развитии аграрной реформы». В этом случае на такие совхозы распространяется статус государственного или муниципального предприятия.

Коллизия, несоответствие теории и практики: в ГК не закреплены совхозы.

Тема: «Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств».

1. Понятие и основные признаки, состав крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. Порядок создания и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

3. Порядок предоставления земель и их правовой режим.

4. Правовой режим имущества фермерского хозяйства.

5. Права и обязанности граждан по ведению крестьянских (фермерских) хозяйств.

6. Основания прекращения деятельности.

7. Меры государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойство́м, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельхоз продукции), основанную на их личном участии.

Такое хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но к этой деятельности применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность коммерческих организаций.

Фермерское хозяйство – это самостоятельная, особая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, отличающаяся как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеющая аналогов в действующем законодательстве.

Фермерское хозяйство можно представить как единое коммерческое образование, в котором сосуществуют два предпринимателя – фермерское хозяйство и глава этого хозяйства. Между ними установлено своеобразное разделение функций.

Хозяйство, как объединения граждан, является своего рода номинальным предпринимателем, не участвуют непосредственно в предпринимательстве, а осуществляет производственную и иную разрешённую хозяйственную деятельность.

Глава же хозяйства, действующий от его имени (то есть от имени хозяйства) является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную деятельность хозяйства.

Признаки фермерского хозяйства:

1. Это объединение граждан. Не допускается создание хозяйства произвольной группой лиц (как это было раньше по закону 1990 года). Теперь основу этого хозяйства составляют лица, связанные родством и (или) свойство́м. Количество членов хозяйства, не состоящих в родстве с его главой, не может быть более пяти (5) человек.

Родство – это связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка, также основанная на брачных семейных отношениях.

Существует точка зрения, что супругов всё же не следует относить к близким родственникам, но с точки зрения ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» – являются.

К родственным приравниваются отношения усыновителя и его родственников с усыновлённым (или удочерённым).

Свойство́ – это возникающая в результате брака отношения между супругом и родственниками другого супруга (классический пример: зять и тёща) или между родственниками обоих супругов (между родителями супругов – они свояки).

2. Фермерским хозяйством признаётся объединение граждан, которые имеют имущество в общей собственности. Закон не уточняет, о каком виде общей собственности идёт речь, из чего можно сделать вывод, что имущество может находиться как в общей совместной, так и в долевой собственности.

3. Третий признак связан с правоспособностью хозяйства. В статье 1 перечень видов хозяйственной деятельности сформулирован как исчерпывающий. Однако пункт 1 в статье 19 ФЗ «О фермерском хозяйства» называет эти виды деятельности основными. То есть логично предположить, что хозяйство может осуществлять и любые другие виды деятельности. На практике рекомендуется исходит из того, что хозяйства вправе осуществлять в качестве основных только те виды деятельности, которые связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией собственной сельхоз продукцией. То есть, по сути, хозяйство обладает не общей, а специальной правоспособностью, в отличие от большинства коммерческих организаций, правила о которых применяются к деятельности хозяйства.

4. Хозяйственная деятельность осуществляется членами хозяйства совместно и основывается на личном участии. Термин «совместно» предполагает, что в деятельности хозяйства участвуют все без исключения его члены. «Личное участие» означает непосредственное самостоятельное участие членов хозяйства в деятельности этого хозяйства. То есть этот ФЗ ничего не говорит о личном трудовом участии, в отличие от производственных кооперативов, однако личное участие – необходимый элемент.

Состав хозяйства – смотреть часть 2 статьи 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Там указывается, что должен состоять не более, чем из трёх семей. Понятие «семья» данный ФЗ не даёт, поэтому как толковать – неизвестно. Семья – как проживающие вместе, имеющие совместное имущество и воспитывающее детей, либо что-то другое… Различные варианты толкования.

289 :: 290 :: 291 :: 292 :: 293 ::

12.6 особенности предпринимательской
деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

Крестьянские (фермерские) хозяйства не являются новой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности в сельскохозяйственном секторе народного хозяйства России. Даже в период развитого социализма на селе продолжали оставаться единоличные хозяйства, которые силами одной семьи осуществляли полный цикл сельскохозяйственных работ.

С переходом к рыночным отношениям был объявлен переход и к ускоренному созданию фермерских хозяйств. При этом, как всегда, не обошлось без перегибов — фермерские хозяйства создавались там, где для этого не было социально-экономических условий. В результате земли, отчужденные в пользу фермеров, приходили в упадок, а производство сельскохозяйственной продукции катастрофически снижалось.

Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств в России регулируется Федеральным законом от 22 ноября 1990 года № 348-1. Отношения собственности, возникающие при создании и функционировании фермерского хозяйства регулируются статьями 257 и 258 ГК РФ.

Упомянутый федеральный закон явно устарел — ГК РФ был принят уже после даты выхода этого закона. В настоящее время идет работа по подготовке нового федерального закона «О крестьянских (фермерских) хозяйствах».

Положениями ГК РФ предусмотрены две возможные формы существования крестьянских (фермерских) хозяйств со дня введения в действие главы 4 ГК РФ. Согласно статье 2 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается

предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Порядок государственной регистрации определен Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Кроме того, в соответствии со статьей 259 ГК РФ на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принцыпах экономической выгоды.

Членами крестьянскою хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров, операций по наличному и безналичному расчету.

Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экологических нормативов и др.

Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально-техническому снабжению, строительству, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в

том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями.

Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности.

Крестьянское хозяйство регистрируется органом местного самоуправления после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.

После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона.

Имущество крестьянского хозяйства составляют насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются:

  • — денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства;
  • — доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов трудовой деятельности;
  • — доходы от ценных бумаг;
  • — кредиты банков и других кредиторов;
  • — дотации из бюджета;
  • — безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан;
  • — иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности.

Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению имуществом осуществляются главой хозяйства либо доверенным лицом. Иной режим пользования и распоряжения имуществом при необходимости устанавливается договором.

При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться денежными средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать 5 лет.

Крестьянское хозяйство имеет право продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество.

Крестьянское хозяйство имеет право приобретать, брать в аренду или во временное пользование имущество у предприятий, объединений, организаций и граждан.

Крестьянское хозяйство, основанное на праве владения или собственности земельного участка, самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производства, исходя из собственных интересов. Оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции (работ и услуг), кредитов, бюджетных ассигнований, пожертвований и других поступлений.

Крестьянское хозяйство вправе открывать в банке расчетный и другие счета, включая валютный, для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных

и кассовых операций. Все расчеты крестьянского хозяйства, включая платежи в бюджет, производятся в календарной очередности поступления расчетных документов (наступление сроков платежей).

Списание средств с расчетного счета крестьянского хозяйства производится только с его согласия или по решению арбитражного суда.

В случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством. Условия наемного труда могут регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда.

Оплата труда граждан, заключивших, договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий в государственных предприятиях.

Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях:

  • а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года;
  • б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности;
  • в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства;
  • г) использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли;
  • д) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд;
  • е) в связи с банкротством.

Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается органом местного самоуправления.

При этом производится изъятие у крестьянского хозяйства земельного участка, а его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, платежи в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности либо делятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *