Закон о конкуренции 135 ФЗ с комментариями

  • автор:

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 26 июля 2006 года N 135-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 08.11.2008 N 195-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 17.07.2009 N 173-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 01.03.2011 N 22-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ (ред. 06.12.2011), от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 28.07.2012 N 145-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 423-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 13.07.2015 N 250-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 03.07.2016 N 264-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 19.02.2018 N 17-ФЗ, от 23.04.2018 N 91-ФЗ, от 04.06.2018 N 135-ФЗ, от 29.07.2018 N 259-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 27.12.2018 N 572-ФЗ, от 18.07.2019 N 187-ФЗ, от 27.12.2019 N 485-ФЗ, от 27.12.2019 N 509-ФЗ, от 01.03.2020 N 33-ФЗ, от 01.04.2020 N 97-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
    • Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 5. Доминирующее положение
    • Статья 6. Монопольно высокая цена товара
    • Статья 7. Монопольно низкая цена товара
    • Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов
    • Статья 9. Группа лиц
    • Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
  • Глава 2. Монополистическая деятельность
    • Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
    • Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
    • Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
    • Статья 12. Допустимость соглашений
    • Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий
    • Статья 14. Утратила силу
  • Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция
    • Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
    • Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение
    • Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения
    • Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
    • Статья 14.5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности
    • Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения
    • Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
    • Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции
  • Глава 3. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
    • Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
    • Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
  • Глава 4. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, Особенности заключения договоров с финансовыми организациями, порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, порядка рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
    • Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
    • Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
    • Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
    • Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
  • Глава 5. Предоставление государственных или муниципальных преференций
    • Статья 19. Государственные или муниципальные преференции
    • Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
    • Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции
  • Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа
    • Статья 22. Функции антимонопольного органа
    • Статья 23. Полномочия антимонопольного органа
    • Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
    • Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган
    • Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
    • Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки
    • Статья 25.3. Осмотр
    • Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки
    • Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля
    • Статья 25.6. Оформление результатов проверки
    • Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства
    • Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны
  • Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией
    • Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю
    • Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа
    • Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
    • Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц
    • Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
    • Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление
    • Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
    • Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов
  • Глава 7.1. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности
    • Статья 35.1. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках
    • Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
    • Статья 35.3. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
    • Статья 35.4. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках
  • Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
    • Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа
    • Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
    • Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход
  • Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
    • Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 41. Акты, принимаемые комиссией
    • Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну
    • Статья 46. Перерыв в заседании комиссии
    • Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела
    • Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции
    • Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки
    • Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам
    • Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа
  • Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 53. Заключительные положения
    • Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Список сокращений
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 5. Доминирующее положение
Статья 6. Монопольно высокая цена товара
Статья 7. Монопольно низкая цена товара
Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов
Статья 9. Группа лиц
Глава 2. Монополистическая деятельность
Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
Статья 12. Допустимость соглашений
Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий
Статья 14. Утратила силу
Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция
Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение
Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения
Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
Статья 14.5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности
Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения
Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции
Глава 3. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
Глава 4. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, особенности заключения договоров с финансовыми организациями, порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, порядка рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
Глава 5. Предоставление государственных или муниципальных преференций
Статья 19. Государственные или муниципальные преференции
Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции
Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа
Статья 22. Функции антимонопольного органа
Статья 23. Полномочия антимонопольного органа
Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган
Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки
Статья 25.3. Осмотр
Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки
Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля
Статья 25.6. Оформление результатов проверки
Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства
Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны
Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией
Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю
Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 30. Утратила силу
Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц
Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление
Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов
Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа
Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход
Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 41. Акты, принимаемые комиссией
Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну
Статья 46. Перерыв в заседании комиссии
Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела
Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции
Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки
Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам
Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа
Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 53. Заключительные положения
Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Понятие и формы недобросовестной конкуренции

Каждой коммерческой компании приходится существовать в условиях конкуренции. Это нормальное состояние, которое приносит массу преимуществ, стимулирует развитие. Однако конкуренция может быть недобросовестной. В этом случае фирма не улучшает свою деятельность, но пытается разорить конкурентов. Компаниям создаются искусственные препятствия, способствующие потере прибыли.

Базовые признаки недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция предполагает нарушение сложившихся норм (в том числе моральных) с целью вытеснения другой фирмы с рынка. Рассмотрим ее основные признаки:

  • Осуществление определенных действий. Недобросовестная конкуренция обязательно предполагает какое-либо незаконное или аморальное действие. Если компания бездействует, нельзя сказать, что она проводит незаконное разорение конкурента.
  • Действия направлены на извлечение преимуществ. Компанией не просто выполняются хаотичные действия. Они имеют определенную цель – извлечение конкретных преимуществ. К примеру, это может быть необоснованное получение привилегий.
  • Действия противоречат сложившимся нормам. Как определяется недобросовестность мер? Состав действий анализируется на предмет соответствия сложившимся предпринимательским нормам, нормам морали и порядочности, закону.
  • Конкурент несет реальные или потенциальные убытки вследствие недобросовестной конкуренции. Под потенциальными убытками понимается, к примеру, упущенная прибыль, возникшие расходы. К примеру, конкурент испортил компании репутацию. Вследствие этого она не смогла заключить контракт с клиентом.
  • Наличие вреда репутации. Предполагается, что конкурент, вследствие своих неправомерных действий, портит репутацию компании. Доброе имя фирмы является нематериальным активом, который позволяет извлекать прибыль. Репутационный вред приводит к уменьшению прибыли, снижению числа заключенных контрактов. Уже существующие партнеры могут отказаться от сотрудничества. Вред репутации может быть не только реальным, но и потенциальным. К примеру, конкурент опубликовал лживую информацию о компании, которая потенциально может нанести вред.

Из приведенного списка можно сделать вывод о том, конкуренция может привести как к фактическому, так и потенциальному вреду.

Разновидности недобросовестной конкуренции

Понятие и особенности недобросовестного ведения борьбы раскрыты в ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года. Этот закон запрещает нечестную борьбу со своими конкурентами. В частности, дан запрет на эти действия:

  • Распространение лживой, наполовину правдивой или искаженной информации, направленной на причинение вреда компании. То есть субъекты дискредитируют своего конкурента, умышленно портят ему репутацию. Важное дополнение – компания распространяет заведомо ложные сведения. То есть недобросовестным конкурентам известна правда, однако они сознательно ее искажают.
  • Некорректное сравнение. В этом случае осуществляется непрямая дискредитация. К примеру, компания неправомерно сравнивает свой товар с продукцией конкурента, благодаря чему у потребителя складывается неверное представление о продукции. Также субъект может пользоваться результатами чужого интеллектуального труда: применять отличительные знаки, символику. По сути, такие недобросовестные конкуренты паразитируют на более крупных компаниях, пиарятся за их счет.
  • Неправомерное разглашение коммерческой тайны. Полученная конфиденциальная информация используется для дезорганизации деятельности, создания искусственных препятствий к работе.

В ряде государств рассматриваемая конкуренция запрещена законом. К примеру, запрещены эти действия:

  • Демпинг (искусственное уменьшение стоимости товара).
  • Сговор на торгах, осуществленный предварительно группой лиц.
  • Распространение лживых сведений.

В России для недобросовестной конкуренции часто используется административный ресурс. То есть свое служебное положение для получения необоснованных привилегий используют или чиновники, или их родственники.

В Парижской конвенции приведены следующие формы незаконной борьбы:

  • Неправомерные действия, вследствие которых покупатель принимает товар фирмы за товар ее конкурента.
  • Распространение лживых сведений, благодаря которым наносится репутационный вред.
  • Распространение сведений, которые могут ввести покупателя в заблуждение. К примеру, производитель утверждает, что товар изготавливается в Америке, а на деле он выпускается в Китае.

Также различают эти виды недобросовестной конкуренции:

  • Подкуп клиентов своего конкурента, нужный для получения своей клиентской базы с дальнейшим извлечением прибыли.
  • Незаконное (к примеру, с помощью шпионажа) получение коммерческой тайны.
  • Получение ноу-хау конкурента для его дальнейшего неправомерного использования.
  • Увод специалистов из компании со схожим видом деятельности.
  • Различные угрозы, в том числе угрозы судебным разбирательством.
  • Скрытое объявление конкуренту бойкота.
  • Демпинг, предполагающий искусственное занижение стоимости продукции для получения конкурентного преимущества.
  • Дезинформация потребителя касательно выгоды, которую он получает от обращения в компанию (к примеру, клиенту обещают иллюзорную выгоду).
  • Копирование продукции конкурентов.
  • Меры, способствующие разрыву контрактов.
  • Реклама, в которой в невыгодном свете выставляется продукция других фирм.
  • Прочие незаконные действия, которые не относятся напрямую к конкуренции, но способствуют получению выгод.

НК может проявляться самым разным образом. Общая характеристика – нарушение норм.

Ответственность

Ответственность за недобросовестную борьбу с конкурентами может быть административной или уголовной. Правомерность конкуренции отслеживается ФАС, которая обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства.

Административная ответственность

Предприниматель привлекается к административному наказанию в том случае, если тяжесть преступления недостаточна для уголовной ответственности. Как правило, на недобросовестное лицо накладывается штраф на основании статьи 14.33 КоАП РФ. Размер штрафа составляет сумму до 50 000 рублей. Во второй части статьи указывается размер штрафа, который может быть равен прибыли, полученной от недобросовестной конкуренции.

Штраф может накладываться в течение 12 месяцев с момента неправомерного действия. При установлении наказания во внимание принимается регулярность правонарушений. Если нелегальные действия совершаются систематически, нужно установить дату начала преступления. Требуется это для определения срока давности.

Решение об установлении административной ответственности принимается антимонопольной комиссией.

Комиссия рассматривает представленные документы, выслушивает все стороны дела. На базе изученного материала принимается решение.

На базе изученного материала принимается решение. Если какую-либо из сторон решение комиссии не устраивает, она может обратиться в суд за его обжалованием. Комиссия может выдать лицу, совершающему правонарушение, предписание об устранении всех элементов недобросовестной конкуренции. Его также можно обжаловать в суде. На обжалование предоставляется 3 месяца с момента вынесения решения.

Дело об административном правонарушении открывается на основании решения антимонопольной комиссии. Иногда для вынесения вердикта лицу проводится расследование. После его осуществления выносится судебное решение об административной ответственности. Обжаловать его можно в течение 10 дней.

Уголовная ответственность

Возбуждение уголовного дела возможно только в том случае, если конкуренту нанесен крупный ущерб. Под крупным ущербом понимается убыток свыше 5 000 000 рублей. Также дело может быть возбуждено в том случае, если недобросовестная фирма получила прибыль от своих неправомерных действий в размере 5 000 000 рублей.

Расследование дел, связанных с незаконной конкуренцией, выполняется специальными подразделениями. Возбуждение и порядок рассмотрения дела регулируется УПК.

Устранение недобросовестной конкуренции административными методами

Для выбора способа устранения недобросовестной конкуренции нужно проанализировать анализ деятельности компании. Выбор выполняется исходя из индивидуальных условий. Рассмотрим методы борьбы:

  1. Вынесение предписания антимонопольной структурой. Предписание представляет собой документ с требованиями к правонарушителю, которые являются обязательными к исполнению. Если конкурент не выполнит эти требования, к нему будут приняты соответствующие меры. Для получения предписания необходимо обратиться с заявлением в антимонопольный комитет. К нему прилагаются бумаги, которые подтверждают факт недобросовестной конкуренции.
  2. Контрреклама. Контрреклама предполагает пресечение влияния на потребителя неправомерной рекламы. Все затраты на такую рекламу возлагаются на правонарушителя. К контррекламе предъявляются эти требования: совпадение с основной рекламой по таким показателям, как длительность, порядок. Содержание материала согласуется с антимонопольным комитетом. Комитет может вносить изменения в рекламу.
  3. Отзыв продукции от потребителя. НК может нанести вред не только компании, но и потребителю. В этом случае следует руководствоваться Законом о защите прав потребителя. Некачественный товар, не соответствующий заявленным характеристикам, отзывается. Производство и реализация приостанавливаются. Отзыв товара от потребителя осуществляется только в том случае, если товар небезопасен для человека или окружающей среды.
  4. Признание сделок недействительными. Недействительные сделки подразделяются на два типа: ничтожные и оспоримые. Первые предполагают аннулирование без обращения в суд. Оспоримые сделки противоречат Закону о конкуренции. Иск об оспаривании подается антимонопольным органом.
  5. Установление недействительности государственных актов. Если акты, изданные государственными органами, нарушают закон о конкуренции, они признаются недействительными.

Для применения всех этих мер нужно обращаться в антимонопольный комитет. Однако от недобросовестной конкуренции можно защититься и своими силами.

Оформление жалобы в ФАС

Обращение в ФАС – наиболее эффективная мера. Заявление составляется в свободной форме. Однако оно должно отвечать этим требованиям:

  • Письменная форма.
  • Адресат – региональное подразделение ФАС.
  • К заявлению прилагаются документы, подтверждающие позицию инициатора дела.

Ответ на заявление будет дан в течение 30 дней с момента принятия. Если для вынесения решения нужно дополнительное расследование, этот срок продлевается до 60 дней.

Самостоятельные меры защиты

Компания может нивелировать действия недобросовестного конкурента. Для этого используются следующие меры:

  • Защита конфиденциальных сведений о компании. Часто в рамках недобросовестной конкуренции лицо пытается извлечь конфиденциальную информацию о компании. Это можно предупредить. Необходимо обеспечить защиту базы данных, повысить лояльность сотрудников. Рекомендуется составить свод правил о доступе к информации, оформить договор о соблюдении тайны. Распространение важной информации должно быть контролируемым.
  • Противодействие незаконного использования административного ресурса. Часто конкуренты для создания препятствий к деятельности компании используют административный ресурс. К примеру, в отношении фирмы может быть возбуждено дело, что затормозит все рабочие процессы. В этом случае следует обжаловать действия должностного лица. Следует обратиться к его руководителю с заявлением. Следующий шаг – обращение в судебный орган. Если в компании проводится проверка, инициированная конкурентом, на нее следует пригласить своего юриста.
  • Знание законодательства. Знание всех законов и наличие в компании грамотного юриста – самое важное для противодействия незаконной конкуренции.

На первом этапе имеет смысл действовать самостоятельно. Если же самостоятельные меры не помогают, следует обращаться в антимонопольный орган.

Что делать, если в отношении вас инициируется дело о НК

Что делать, если в отношении организации возбуждается дело о НК? Предотвратить начисление штрафов можно на этапе расследования дела. Компании-правонарушителю нужно доказать наличие этих фактов:

  • Отсутствие в составе дела нарушения законодательства.
  • Незначительность проступка.
  • Использование незаконных мер было необходимым, избежать этого было нельзя.

К примеру, компания действительно вела недобросовестную конкурентную борьбу. Однако проступок был незначительным. В этом случае никого штрафа накладываться не будет. Рассмотрим признаки незначительности правонарушения:

  • Конкуренту не было нанесено значительного ущерба.
  • ЮЛ до обращения в суд не принимало никаких мер по противодействию незаконным мерам.
  • Стороны дела являются партнерами.

Компании, в отношении которой инициируется дело, рекомендуется собрать максимум документов, получить поддержку свидетелей. Если дело не так однозначно, как на то указывает истец, фирма имеет все шансы уйти от административной ответственности.

Как написать жалобу на недобросовестную конкуренцию

Недобросовестная конкуренция – это любые действия, направленные на получение определенных преимуществ при осуществлении коммерческой деятельности, которые противоречат нормам действующего законодательства и создают неравные условия для развития и освоения рынка. За счет этого компания или индивидуальный предприниматель лишается возможности полноценно продвигать свои услуги, продавать товары и наращивать базу клиентов из-за их оттока к конкуренту, что приводит к сокращению объемов прибыли или прямым убыткам.

В виду того, что недобросовестная конкуренция может стать причиной банкротства или прекращения коммерческой деятельности, оказавшись в такой ситуации, следует постараться как можно быстрее выявить нарушителя и подать жалобу на его действия, что предусмотрено положениями антимонопольного законодательства. Кроме того, в судебных инстанциях можно попытаться получить компенсацию убытков, если удастся доказать, что они возникли по вине конкурента.

На что можно пожаловаться

Для создания положительного имиджа и популяризации реализуемых товаров (услуг) компании тратят колоссальные финансовые ресурсы на свое развитие, совершенствование линейки продуктов, разработку торговых марок и их рекламу. Но все это может не привести к желаемому результату, если ее конкурент решит действовать незаконными методами, такими как:

  • Распространение заведомо неточных, искаженных и ложных сведений. Под этим подразумевается любое публичное сообщение (в том числе и в Интернете) о фактах или событиях, которых точно не было в действительности. Кроме того, нарушением может считаться то обстоятельство, что конкурент сообщил о себе ложные сведения (например, указал в качестве своего постоянного клиента какую-то известную личность), чтобы улучшить имидж своей компании.
  • Некорректное сравнение товаров или услуг для дискредитации компании или ее продукции. За счет этого у потребителей формируется предвзятое отношение, и они начинают все чаще приобретать товары только определенного производителя.
  • Распространение недостоверных сведений о месте производства, качестве товара, его свойствах и условиях использования. Чтобы получить конкурентное преимущество, компания может указать на использование эксклюзивных технологий или публиковать на своем сайте заведомо ложную информацию о низком качестве товаров конкурентов.
  • Введение в оборот нового товара с использованием результатов чужой интеллектуальной деятельности (другого предприятия или организации). Типичный пример – это когда новая компания при выходе на рынок регистрирует торговую марку, внешний вид которой имеет много общего с популярной торговой маркой другого предприятия. Как вариант, чтобы быстро увеличить объемы сбыта без больших денежных вложений, может использоваться другой эффективный прием недобросовестной конкуренции: продажа товара в упаковке, цвет, форма и оформление которой полностью идентичны фирменной упаковке узнаваемого бренда.
  • Использование, получение и разглашение информации, которая является коммерческой тайной (это может быть состав ингредиентов продукции, технологический процесс и т. д.). Под этим подразумевается нарушение режима конфиденциальности, что приводит к убыткам и финансовым потерям.
  • Реализация планомерной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов. В большинстве случаев речь идет о демпинге – намеренной продаже товаров по заниженной цене (даже ниже себестоимости).
  • Силовое воздействие: поджоги, шантаж, физическое устранение, демонстрация силы и т. д.
  • Уклонение от налогов через серую зарплату: конкурент выплачивает работникам минимальный оклад официально, а оставшуюся сумму выдает наличными.
  • Прием на работу нелегальных сотрудников, готовых трудиться без соцпакета и трудового договора.

Куда можно обратиться

Выявив факты, указывающие на недобросовестную конкуренцию, следует как можно быстрее предпринять соответствующие меры, чтобы защитить свою деловую репутацию и наказать нарушителя. Для этого можно обратиться в следующие инстанции:

  1. Средства массовой информации (которые опубликовали заведомо недостоверную информацию).
  2. ФАС.
  3. Суд.

Важно! Если компания или предприниматель планирует получить возмещение за понесенный ущерб, то в любом случае не удастся избежать судебного разбирательства.

Средства массовой информации

Если в прессе или Интернете появилась заведомо недостоверная или ложная информация, которая порочит имидж или репутацию бизнеса, то его собственнику (уполномоченному лицу) следует сразу же обратиться к главному редактору СМИ, чтобы заставить его удалить такие сведения.

Предпочтительно, чтобы такая жалоба была составлена в письменном виде на фирменном бланке компании. В ее тексте следует привести обоснованные доводы, почему размещенная информация не соответствует действительности, и потребовать немедленно ее удалить или сделать недоступной для читателей. Важно также упомянуть, что если СМИ не опубликует материалы для восстановления имиджа и репутации бизнеса (не даст соответствующее опровержение), то будет инициировано судебное разбирательство для получения денежной компенсации причиненных недостоверной публикацией убытков.

Для подачи жалобы в СМИ можно воспользоваться контактной информацией, размещенной на ее сайте. Но если компания (предприниматель) планирует обращаться в ФАС и суд для защиты своих прав и законных интересов, то ей стоит сохранить порочащую ее публикацию, которая будет указывать на использование конкурентом недобросовестных методов продвижения своих товаров или услуг.

Внимание! Чем быстрее проблема будет локализована, тем меньше будет ущерб от недобросовестной конкуренции.

ФАС

Функция контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в РФ возложена на Федеральную антимонопольную службу, куда следует подать жалобу в том случае, если был выявлен факт использования любого метода недобросовестной конкуренции. Если поводом для такого обращения стала публикация недостоверной информации в СМИ, то это можно сделать даже после того, как компрометирующий материал будет удален и вместо него будет размещено опровержение ранее поданных сведений. Предпочтительно, чтобы у заявителя были материалы, указывающие на несоблюдение норм антимонопольного законодательства, так как наличие доказательств во многом упростит и ускорит процедуру рассмотрения претензии.

Пожаловаться на недобросовестную конкуренцию в ФАС можно:

  • Почтовым отправлением. Направить письмо можно как в Центральный аппарат, так и в свое региональное подразделение, руководствуясь контактной информацией, размещенной на официальном сайте fas.gov.ru/pages/contacts/contact-info/. Если у заявителя есть доказательства, указывающие на нарушение закона или позволяющие определить, кто использовал противоправные методы ведения конкурентной борьбы, то можно приложить их в виде дополнительных материалов (например, это может быть копия сообщения в газете, фотография рекламы и т. д.), сделав предварительную подробную опись таких документов. При наличии доказательств можно рассчитывать на минимальный срок рассмотрения жалобы и принятия мер в отношении нарушителя. По умолчанию ответ на письменное обращение будет выслан на почтовый адрес, но если заявитель хочет, чтобы о результатах рассмотрения ему пришло извещение на электронный адрес, эту информацию следует указать в тексте документа. Для составления жалобы на недобросовестную конкуренцию в ФАС можно руководствоваться таким образцом.

  • В форме электронной жалобы, направив онлайн письмо на адрес delo@fas.gov.ru. Чтобы в ФАС не отказали в рассмотрении жалобы, ее следует подать в виде вложения, сделав фотокопию документа, составленного на бумажном носителе (важно наличие собственноручной подписи заявителя). В тексте должны быть указаны все необходимые сведения, обстоятельства и факты, которые могут иметь значение при рассмотрении жалобы на недобросовестную конкуренцию. Дополнительно можно приложить электронные файлы (фотографии, видеозаписи и т. д.) объемом до 8 Мб, подтверждающие достоверность обозначенных в жалобе сведений.
  • Факсимильной связью (актуальный номер факса можно узнать на сайте ФАС). Но если в дальнейшем заявитель планирует отстаивать свои интересы в суде и хочет получить денежную компенсацию причиненного ущерба с нарушителя, ему лучше воспользоваться другим вариантом подачи жалобы, тем более что по факсу не всегда можно предоставить доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о конкуренции.
  • Передать заявление о недобросовестной конкуренции в общественной приемной одному из руководителей Федеральной Антимонопольной Службы или уполномоченному лицу. Ознакомиться с порядком организации приема граждан можно на fas.gov.ru/pages/contacts/obshhestvennaya-priemnaya.html.
  • Онлайн через сервис на сайте fas.gov.ru/approaches/send_to_fas, выбрав соответствующий вид обращения (жалоба). В процессе заполнения электронной формы пользователь должен будет указать ее получателя (управление Ведомства), способ предоставления ответа, свои личные данные и кратко описать ситуацию или действия конкурента, которые вынудили его обратиться в ФАС для защиты своих прав и законных интересов. К форме можно прикрепить один или несколько файлов объемом не более 2 МБ, а если в Ведомство нужно передать более объемный электронный документ, то его можно переслать на интернет-ящик ФАС.

Важно! Жалоба, направленная в Центральный аппарат, может быть передана для рассмотрения в региональное подразделение.

Суд

Использование методов недобросовестной конкуренции влечет за собой административную ответственность при условии, что это будет доказано в ходе судебного разбирательства. Кроме того, пострадавшее лицо (компания, индивидуальный предприниматель и т. д.) может обратиться в арбитражный суд для компенсации причиненного ущерба, если он был получен вследствие использования конкурентом незаконных способов ведения бизнеса, что будет подтверждено соответствующими материалами или документами. С другой стороны, подать иск может и та сторона, которая была уличена ФАС в недобросовестной конкуренции, если она не согласна с принятым решением и хочет добиться отмены штрафных санкций в судебном порядке.

Успех судебного процесса во многом зависит от объема доказательной базы и опыта юриста, который будет представлять в суде интересы пострадавшего лица. Если ему удастся доказать, что действия конкурента были недобросовестны и противоречили не только деловой этике, но и нормам профильного законодательства, в отношении нарушителя будут использованы методы дисциплинарного воздействия, предусмотренные действующим законом. Ему также могут запретить использовать узнаваемый «чужой» бренд, выпускать продукцию в упаковке, которая похожа на упаковку известной торговой марки, или в принудительном порядке заставят дать опровержение недостоверной информации.

Но в то же время в удовлетворении иска может быть отказано, если потерпевшая сторона предоставит в суд недостаточный объем доказательств или доводы ее юриста окажутся неубедительными, что в итоге определит весь исход процесса. Единственная возможность избежать подобной ситуации – это воспользоваться помощью квалифицированного юриста, который специализируется на рассмотрении дел о недобросовестной конкуренции.

Подать иск в арбитражный суд следует по месту регистрации, руководствуясь контактными данными, размещенными на сайте www.arbitr.ru/.

Важно! Если заявитель не захочет тратить время на разбирательство с ФАС и сразу же обратится в суд, то ему могут отказать в рассмотрении иска, мотивировав такое решение тем, что подобные дела – это компетенция ФАС.

Законодательная база

Чтобы подать жалобу на недобросовестную конкуренцию, следует руководствоваться такими законодательными актами:

Принцип поддержания добросовестной конкуренции и запрещения монополистической деятельности

Поддержка государством конкуренции — лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция это тот способ, с помощью которого осуществляется координация индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Для поддержания конкуренции необходимо ликвидировать монополизм. К основным направлениям правового регулирования конкуренции и монополии относятся: регулирование и контроль государственных и естественных монополий, контроль предоставления государственной помощи, правовое регулирование и контроль размещения публичных заказов. Статья 8 Конституции Российской Федерации /1/ указывает, что наряду с другими права и свободами гарантируется и поддержка конкуренции. Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с принципом поддержания добросовестной конкуренции государство гарантирует сохранение и упрочнение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, принятие и реализация такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.

Исключением из принципа свободы экономической является принцип запрещения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, который закреплен в статье 34 Конституции Российской Федерации.

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством. По своей природе монополия — это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Она должна быть ограничена законом в случаях, когда её использование приводит к нежелательным для общества последствиям.

Регулирование отношений конкуренции и монополии на законодательном уровне осуществляется преимущественно Федеральным Собранием Российской Федерации. Вопросы регулирования конкурентных отношений рассматриваются в отраслевых и межотраслевых комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации. Особо следует отметить значение Счетной палаты Российской Федерации, которая является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля) и подотчетна Федеральному Собранию. Данный орган необходим для обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля). Счетная палата осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, контроль в сфере законности размещения государственных и муниципальных заказов, обеспечивает в пределах своей компетенции меры по противодействию коррупции.

Законодательные и представительные органы регионов и муниципалитетов не могут создавать каких-либо механизмов в сфере регулирования конкуренции и монополии, их нормы могут лишь реализовывать законодательные положения в данной сфере, определенные на федеральном уровне. Участие Президент в формировании законодательства в области монополии и конкуренции осуществляется путем подписания соответствующих федеральных законов. Правительство России как высший орган исполнительной власти несет ответственность за осуществление руководства деятельностью органов исполнительной власти в целях реализации государственной политики страны в различных сферах, в том числе экономики, торговли, промышленности, хозяйственной деятельности. Ключевое место в системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим контроль и регулирование в сфере конкуренции и монополии, является Федеральная антимонопольная служба. Она осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В рамках правового регулирования конкуренции и монополии на определенные сферы хозяйственной деятельности не распространяются требования обеспечения конкуренции и запрета монополизма. К таким защищенным от конкуренции сферам относится естественная и государственная монополии. Натуральная монополия проявляется в таких отраслях, в которых конкуренция является нежелательной, например, снабжение населения водой, натуральным газом, электрической энергией. Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление внешнеторговых, военно-политических позиций государства. В рамках государственной монополии осуществляется, например, эмиссия наличных денег, военно-техническое сотрудничество.

Для установления системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики разработан «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».

Он содержит список требований, предъявляемый к органам исполнительной власти региона: утверждение перечня приоритетных и социально значимых рынков, разработка плана мероприятий по развитию конкуренции, создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Принятие унифицированного стандарта имеет важное значения для реализации системного и единообразного подхода к деятельности исполнительных органов государственной власти по развитию конкурентной среды на всей территории страны, а также способствует развитию конкуренции. Таким образом, экономическая деятельность государства обеспечивает нормальные условия работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, разрабатывает и организует выполнение законодательства в экономической сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *