Взаимосвязь предмета и метода

  • автор:

Психодиагностическое исследование и обследование.

Различие задач исследования и обследования. Этапы психодиагностического процесса. Психологический диагноз. Сообщение результатов исследования, написание заключения.

Психодиагностическое обследование — деятельность психолога. Результат: психологический диагноз. Этапы: сбор данных; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).

Психодиагностическое исследование – структурированный, развернутый во времени познавательный процесс. Результат: психологическое заключение, согласно задаче и запросам (врача, педагога, юриста, психолога и др.).

Этапы психодиагностического процесса:

1. Этап сбора данных:беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д., формируется исследовательская задача.

2. Этап переработки и интерпретации: Клинический подход: анализ качественных показателей; Статистический подход: учет объективных (количественных) показателей (стандартные величины, профили), их статистическую обработку (факторный анализ).

3. Этап принятия решения: 1 этап: заключение из имеющихся данных; 2 этап: создание связи между результатами отдельных исследований и диагнозом. Возможность планирования дальнейших этапов работы, выбора методов воздействия; 3 этап: переход от описательного обобщения к теории личности. Создается рабочая модель случая (конкретные особенности чел-ка в целостности).

Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью оценки их состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Выяснение, почему данные проявления обнаруживаются в поведении, их причины и следствия. Предмет — установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии.

Л. С. Выготский выделил три уровня диагноза:

1. Симптоматический (эмпирический): особенности или симптомы, практические выводы без причины и места в структуре личности.

2. Этиологический + причины их возникновения.

3. Типологический: определение места данных в целостной картине личности.

2 типа диагноза:

1. На основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака (соотнести с нормой или с критерием).

2. Позволяющий находить место испытуемого или группы по шкале выраженности тех или иных качеств. Необходимо проведение сравнений данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня путем соотнесения с критерием.


Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту:

Подготовить к восприятию информации, установив контакт; адекватность восприятия содержания клиентом; обратная связь. Просьба повторить информацию или вопрос, насколько понятна информация.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

— говори с человеком на его языке; не утверждай того, в чем не уверен; говори так, чтобы поняли однозначно; не оставляй поводов для неправильного домысливания.

Письменное (или устное) заключение — конечный этап

Включает все данные (тестовые и из других источников).

Принципы: 1. Содержание и стиль заключения. Нет единой формы. Должно соответствовало потребностям, уровню подготовки получателя. 2. В содержании обозначена цель исследования: рекомендации, или простая консультация. 3. Обязательно ориентируется на действие (рекомендация по программе обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.). 4. Указаны отличительные свойства чел-ка (результаты, черты значительно ниже, или выше средних показателей). 5.Интерпретация данных и вывод 6. Описания четкие. Указывается с какими нормами сравниваются показатели.

Методы психодиагностики.

Классификация. Достоинства и недостатки.

По частоте использования:

1. Блан­ковые методики — чаще, се­рию вопросов, дать ответ.

2. Опросные методики — задает устные вопросы, отмеча­ет и обрабатывает его ответы.

«+»: Не надо специальных бланков, достаточно гиб­ко.

«-«:субъективность в выборе вопросов, в интерпретации ответов, труд­но стандартизировать, добиться высокой надеж­ности и сравнимости получ. результатов.

3. Рисуноч­ные методики — созданные рисунки, с темой или спонтанный характер.

4. Проективные: могут быть бланковы­ми, опросными и рисуночными. Частота ис­пользования возрастает, т.к. наиболее валидные и информативные.


«+»: валидны и надежны при высоком уровне профессиональной подготовки. Менее субъ­ективны и мало подвержены ситуативным влияни­ям.

«-«:трудоемкость, временные затраты.

5. Объективно-манипуляционные — задачи в фор­ме реальных предметов, с которыми предстоит сделать: со­брать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.

Классификация:

1. По типу заданий:

— опросные (вопро­сы),

— утверждающие (суждения или утверждения, согласие или несогласие с ними),

— продуктивные (вид собств. творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, с темой или спонтан. характер),

— действенные (комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии),

— физио­логические (на основе анализа непроизвольных физических или физиологиче­ских реакций организма).

2. По адресату тестового материала:

— Сознательные (опросники).

«+»: позво­ляют судить о психологии человека на основе, что говорит он о себе или окружающие о нем.

«-«: недостаточно искренне или некри­тично отвечать. Сознательное субъективное искажение результатов.

— Бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции (проективные методики).

3. По форме представления материала:

— бланковые (в письменной или иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.),

— технические (в аудио-, видео- или киноформе),

— сенсорные (в виде физических сти­мулов органам чувств).

4. По характеру данных, используемых для выводов:

— объективные (показатели, не зависящие от сознания и желания испы­туемого или экспериментатора) (тесты, включающие анализ физиологических, рефлексив­ных показателей)

— субъективные (данные, зависящие, относящиеся к внутренему опыту).

5. По наличию тестовых норм:

— имеющие нормы

— не располага­ющие ими.

6. По внутренней структуре ме­тодики:

— мономерные (диагностируются и оцениваются единственное качество или свойство)

— многомерные (оценки несколь­ких качеств человека).

7. На­учные (используют в научно-исследовательс­ком экспериментировании) и практические(используется в практической ПД).

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

Понятие о двух классах методик. Понятие о стандартизированных методиках – необходимость проверки на надежность, валидность и разработка тестовых норм. Виды проверки надежности, их достоинства и ограничения.

2 класса методик:

1) формализованные методики (короткие сроки, воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой): тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики.

Характерны: регламентация; объективизация процедуры обследования (соблюдение инструкций, способы предъ­явления стимульного материала и др.); стандартизация; надежность; валидность.

2) малоформализованные методики (трудоемки, основаны на профессиональном опыте.

Минус: могут влиять случайные и побочные факторы): наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности.

Условия объективности теста – этапы стандартизации:

1) единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов.

— Условия (помещение, освещение и др. внешние факторы).

— Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

— Наличие стандартного стимульного материала (не самодельные).

— Временные ограничения.

— Стандартный бланк.

— Поведения диагноста.

— Опыт респондента в тестировании.

2) единообразие оценки выполнения теста — стандартная интерпретация, обработка. Сравнение показателей с нормой для данного возраста (в тестах интеллекта), пола и т.д.;

3) определение нормы выполнения теста для сопоставления показателей — нормы для возрастов, профессий, полов и др.

Для достоверных результатов, правильных практических выводов, методы должны быть научно обоснованными, т.е. отвечать требованиям: валидность, надеж­ность, однозначность и точность.

Валидность — способность давать результаты, для получения которых он предназначен. Степень эффективности и пригодности для измерения нужной характеристики.

1. Валидность теоретическая — соответствию по­казателей дан­ной методики с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость.

2. Валидностъ эмпирическая — соответствию диа­гностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого.

3. Валидностъ внутренняя — соответствие заданий, субтестов, суждений общей цели и замыслу методики в целом.

4. Валидностъ внешняя— связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Надежность — возможность получе­ния устойчивых показателей. Устанавливается 2-мя способами:

1. сравнение результатов, получае­мых при помощи данной методики разными людьми,

2. сравнение результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

Точность — способность реагиро­вать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происхо­дящие в ходе ПД эксперимента. Можно срав­нивать с точностью технических измерительных инструментов.

Однозначность — в какой сте­пени получаемые данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Достоверность – защищенность теста от влияния на результаты стремления испытуемого изменить их в желательную сторону.

Репрезентативность – наличие норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющих оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя.

Если у Вас есть сомнения в правописании, ознакомьтесь с информацией ниже.

Как правильно пишется

Смотря какой контекст. Если речь о дверях, проемах в помещение, о членстве организации и т.д., то первый вариант, если речь о процессе, то второй (см. примеры).

Какое правило применяется

Чтобы выяснить, как правильно писать, надо выяснить, о чем идет речь: о дверях или проемах в помещение или же о каком-то процессе. Написание слов следует запомнить.

Примеры предложений

  • На входе в кинотеатр старая билетерша проверяла билеты и отрывала корешок, сердито покачивая седой головой и гоняла безбилетников.
  • В ходе научного эксперимента ученый Алексеев совершил открытие, не относящееся к проводимому эксперименту, но совершившее переворот в науке, так всегда делаются открытия: спонтанно, случайно, но при участии энтузиастов-ученых.

Проверь себя: «Наготове» или «на готове» как пишется?

Как неправильно писать

Некорректно раздельное написание, если речь идет в движении, о процессе: входе химической реакции произошел взрыв.

Понятие метода. Классификация методов научного познания. Взаимосвязь метода и предмета познания.

Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) представляет собой совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, позволяет избегать ошибок.

Для изучения методов существует целая область знания, которая называется методологией. «Методология» имеет 2 значения: система определённых способов и приёмов, применяемой в той или иной сфере деятельности; учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Любой метод детерминирован не только предшествующими и сосуществующими одновременно с ним методами, теорией, на которой он основан. Каждый метод обусловлен своим предметом, тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы). Метод как способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а должен изменяться в своём содержании вместе с предметом, на который направлен. Истинным должен быть не только конечный результат познания, но и путь к нему (метод).

Как минимум стоит попробовать, потому что:

  • Более 80 курсов для обучения
  • Всего 20 минут в день на занятия
  • Персональный преподаватель

Узнать детали

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности.

Первую группу составляют всеобщие методы познания; их два – диалектика и метафизика. Это общефилософские методы познания.

Метафизике свойственно: а) представлять мир находящимся в покое, б) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга, в) строить категорические утверждения по принципу “или то, или это”. В свою очередь, диалектике свойственно: а) представлять мир находящимся в развитии, б) рассматривать взаимосвязанность разных моментов бытия, в) строить противоречивые суждения по принципу “и то, и это” (ибо противоречивость заложена в основу диалектического метода познания).

Вторую группу составляют общенаучные методы познания. Это методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. они имеют междисциплинарный спектр применения. Дальнейшая же классификация общенаучных методов базируется на представлении об уровнях научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Теоретический уровень — более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Третью группу составляют частнонаучные методы познания. Это методы, которые используются только в рамках исследований какой-нибудь конкретной науки или какого-нибудь конкретного явления. Каждая частная наука имеет свои специфические методы исследования. Примерами частнонаучных методов являются, скажем, метод зондирования, используемый в метеорологии, или метод спектрального анализа, используемый в металловедении или космофизике.

4) Понятие метода. Классификация методов научного познания. Взаимосвязь метода и предмета познания.

Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины — методологии.

При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод.

2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. И своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция — на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез — на заключительной и т. д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.

4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики — важное условие успеха исследования.

Предмет познания обуславливает выбор метода исследования.

5) Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)

Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:

1) однозначность цели, замысла;

2) системность в методах наблюдения;

3) объективность;

4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений.

Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение — есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т. д. , постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.

Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции (самонаблюдения).

Эксперимент в отличие от наблюдения — это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в «чистом виде», во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Различают несколько видов эксперимента.

1. Простейший вид эксперимента — качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.

2. Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.

3. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент.

4. Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.

Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты — фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий

Измерение. Большинство научных экспериментов и наблюдений включают в себя проведение измерений. Измерение – это процесс определения количественных значений тех или иных свойств объекта при помощи специальных приборов.

Результат измерения выражается в виде некоторого числа единиц измерения. По способу получения результатов различают прямые и косвенные измерения. В прямых измерениях искомая величина получается путем непосредственного сравнения её с эталоном или же выдается измерительным прибором. В косвенных измерениях искомая величина находится через математическую зависимость, связывающую её с другими величинами, которые определяются в прямых измерениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *