Виды нарушений законодательства

  • автор:

Содержание

Какие меры можно принять по устранению допущенных нарушений прав работников на полную выплату заработной платы?

Вы можете обратиться с Заявлениями (2 экземпляра) в Государственную инспекцию по труду, в Прокуратуру, но лучше сразу в районный Суд (госпошлиной не облагается) с Исковым заявлением (3 экземпляра), от Прокуратуры толку мало, там конвейер по производству Отписок хорошо работает. Вы можете ссылаться на документы, свидетельские показания и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации, можете требовать принятия мер к обеспечению Иска, арест счетов, иначе Вы только время напрасно потратите. Не затягивайте с Заявлениями.

Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации. Возмещение морального вреда, причиненного работнику Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Статья 391 Трудового кодекса Российской Федерации. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации. Освобождение работников от судебных расходов При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. Статья 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат 1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. 2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Кадровый аудит и профилактика нарушения трудового законодательства работодателем

Куликов Александр Александрович, юрист компании «Юрисконсульт, http://www.urisconsult.spb.ru»

Для любого современного бизнеса актуальми задачами являются отсраивание правильных и эффективных механизмов в области управления кадрами и соблюдения трудового законодательства.

Как правило, в каждой второй организации имеются масса нарушений трудового законодательства.

В случае проведения плановой комплексной проверки или целевой проверки по жалобе работника нарушения трудового законодательства вскрываются. В результате организацию и руководителя привлекают к ответственности, исходя из тяжести совершенных нарушений. На основе обширной практики юристов нашей компании мы можем дать некоторые общие рекомендации и указать на самые «тонкие места», связанные с нарушением трудового кодекса.

Кто из государственных органов могут проверить кадровую документацию организации?

  • Федеральная инспекция по труду;
  • Прокуратура;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Налоговая инспекция;
  • Внебюджетные фонды (Фонд социального страхования, Пенсионный Фонд).

Из отчета Гострудинспекции (далее ГТИ) в Санкт-Петербурге за 1-е полугодие 2012г., следует, что было проведено 656 проверок и выдано 523 предписания об устранении нарушений закона, а так же выставлены штрафы.

Среди правовых институтов законодательства о труде с практической точки зрения наиболее актуальны: 1-«оплата труда», 2-«аттестация», 3-«рабочее время».

На комплексной проверке организации правовой инспектор ГТИ в первую очередь будет проверять следующие кадровые документы:

  • правила внутреннего трудового распорядка дня,
  • коллективный договора (если есть),
  • штатное расписание (перечень должностей),
  • график отпусков, положение об оплате труда и премировании,
  • положение о персональных данных.

Так же инспектор обычно выборочно затребует несколько типовых трудовых договоров, расчетных листков, личные карточки работников, табели учета рабочего времени.

Фонд социального страхования (далее ФСС) при проверке признает необоснованной выдачу пособия работнику на основании ксерокопии справки о доходах с прежней работы (требуется оригинал или нотариальная копия).

ФСС откажет в возмещении пособия, если вычислит, что «больничный» поддельный. При этом, работника привлекут к уголовной ответственности за пользование фальшивым документом.

Налоговая инспекция, например, снимет из расходов по налогу на прибыль затраты на оплату мобильной связи работникам, если из кадровых документов не будет следовать, что мобильная связь нужна данным работникам по характеру работы.

Поэтому целесообразно еще до проведения контрольной проверки гос. органами выявить и устранить нарушения в кадровом документообороте.

Устранение причин, способствующих нарушению трудового законодательства, сделает возникновения подобных нарушений невозможным или максимально уменьшит вероятность их появления. В большенстве случаев, мы рекомендуем прибегнуть к помощи опытных юристов.

В нашей компании практикуется следующий алгоритм аудита: юристы в сфере трудового права согласовывают с организацией порядок и сроки проведения аудита кадровой документации.

Руководителю организации на согласование представляется график проведения аудита и программа проведения кадрового аудита.

Изучение и анализ кадровых документов производится на основе выборочной или полной проверки документов, по желанию заказчика аудита.

Обратите вниманиеПроведение кадрового аудита дает организации возможность проверить свою кадровую документацию, выявить слабые места в организации системы кадровой документации, предотвратить вынесение в адрес организации административных, налоговых штрафов и иных санкций от государственных органов.

При проверке кадровых документов проверяется соблюдение действующих законодательства о труде и охране труда.

Виды нарушения законодательства о труде

Нарушения в оплате труда работников:

  1. выплата зарплаты один раз в месяц;
  2. не выплата зарплаты в полном объеме;
  3. не своевременная выплата отпускных;
  4. возложение на работников дополнительных трудовых обязанностей без дополнительной оплаты;
  5. незаконные удержания из зарплаты;
  6. несоблюдение процедуры удержания из зарплаты

Ошибки в оформлении трудовых договоров:

  1. трудовые договора не заключаются;
  2. в содержании трудовых договорах имеются ошибки;
  3. в форме бланка не указаны все обязательные условия);
  4. второй экземпляр трудового договора не выдается работнику.
  5. работников не знакомят с правилами внутреннего трудового распорядка дня и другими документами.

Нарушения в процессе рабочего времени

  • трудовые книжки ведутся с нарушениями (не своевременно делаются записи в книжку;
  • ошибки в записях;
  • неправильный учет книжек;
  • задерживаются выдача трудовых книжек работнику и не отправляются уведомления работнику;
  • необоснованное привлечение к дисциплинарной ответственности;
  • неправильное оформление выплат командированным работникам;
  • ошибки при предоставлении отпусков.

Нарушения законодательства об охране труда

  • Нарушения при проведении инструктажей по охране труда;
  • Очень многие компании не проводят инструктажи среди офисных работников, в частности вводный инструктаж по охране труда и инструктаж по пожарной безопасности;
  • Нарушения при выдаче спецодежды;
  • Аттестация рабочих мест.

Риски и ответственность за нарушение трудового законодательства работодателем

Риски для юр.лица-организации – административные штрафы; попадание в реестр недобросовестных работодателей; усиленный контроль со стороны проверящих; временное отстранение от работы работников (в том числе директора) не прошедших необходимые инструктажи по охране труда.

Налоговые риски – доначисления налогов и сборов из-за нарушений в кадровой документации.

Неправильное оформление выплаты премии, влечет доначисления налога на прибыль, выставление налогового штрафа.

Неправильное оформление выдачи работнику мобильного телефона влечет исключения из состава расходов по налогу на прибыль затрат организации на телефонные переговоры.

Неправильное оформление иностранных граждан влечет наложение крупных штрафов.

Обратите вниманиеРиски для руководителя организации – штраф, административная дисквалификация.

Выявленные нарушения, ошибки тщательно анализируются специалистами и юристами. Определяются причины и условия, возникновения нарушения законодательства и ошибок в кадровой документации.

Выстраивается четкий алгоритм действий работников отдела персонала с бухгалтерией и юридической службой, не допускающий возникновения нарушений в кадровой документации впредь. Алгоритм описывается в четких письменных рекомендациях, которые приводятся в юридическом заключении.

По итогам работы подготавливается письменное юридическое заключение, содержащее описание проведения проверки в соответствии с программой кадрового аудита, выявленные нарушения законодательства, ошибки и риски организации. В юридическом заключении приводятся правовые обоснования выводов специалистов со ссылкой на нормы (статьи) закона и рекомендации по устранению условий для возникновения сбоев и ошибок.

По итогам кадрового аудита, могут быть предоставлены, разработанные специалистами юридической компании, кадровые документы, например: должностные инструкции; трудовые договоры; локальные нормативные правовые акты по вопросам деятельности организации.

Оставьте заявку и наши
специалисты свяжутся с вами

Об устранении нарушений трудового законодательства

Помощник прокурора Советского района г. Томска при осуществлении проверки по коллективному обращению работников ООО «Прогресс» изучил Правила внутреннего трудового распорядка для работников ООО «Прогресс» (далее – Правила), утвержденные 09.01.08г. генеральным директором ООО «Прогресс». В ходе изучения было обнаружены нарушения требований трудового законодательства и прав работников в п.п. 28, 29 Правил внутреннего трудового распорядка.

Так, согласно п.28 Правил увольнение в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено в случае прогула (в том числе за отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин.

В соответствии с п.29 Правил прогульщиками считаются работники, отсутствовавшие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин. За прогул без уважительной причины наниматель вправе уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 ст. 81 ТК РФ.

Статья 81. «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя»6

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

Таким образом, п. 28 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Прогресс» противоречит требованиям пп. А) п.6) ст. 81 ТК РФ.

Ч.5 ст.37 Конституции РФ гарантирует каждому право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В соответствии со ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. В соответствии со ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Однако, ч.2 ст.и 121 ТК РФ устанавливает, что в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:

время отсутствия работника на работе без уважительных причин.

Таким образом, п. 29 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Прогресс» противоречит требованиям ст. 37 Конституции РФ , ст. 114, 121 ТК РФ.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление.

2. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, в том числе:

— привести Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Прогресс» в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ, а так же с требованиями пп. А) п.6) ст. 81 , ст. 114, 121 ТК РФ.

3. О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Прокурор Советского района г. Томска Гергель Т.П.

Задача №4.

Руководителю ООО «Прогресс» Львову Ю.Ю. г. Томск, ул. М-ская, 3

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Об устранении нарушений трудового законодательства

Прокуратурой Ленинского района г. Томска проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в части исполнения работодателем обязанности по оплате труда участковых врачей — терапевтов и участковых медицинских сестер участковых врачей-терапевтов. В ходе проверки установлено следующее.

В соответствии с п.п. 1, 3 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006г. № 825, участковым врачам-терапевтам и участковым медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов устанавливаются денежные выплаты в размере 10 000 рублей и 5000 рублей в месяц соответственно.

Обязанность работодателя ежемесячно выплачивать указанные надбавки также определена дополнительными соглашениями к трудовым договорам об увеличении объема работы, выполняемого участковым врачом-терапевтом и участковой медсестрой участкового врача-терапевта, заключенными между МЛПМУ «Поликлиника № Y» (работодателем) и сотрудниками.

Между тем, в нарушение положений Трудового кодекса, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922 , а также письма Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2006г., МЛПМУ «Поликлиника № Y» произведен расчет среднего заработка по оплате отпуска участковым врачам-терапевтам и участковым медсестрам участковых врачей-терапевтов без учета надбавок стимулирующего характера. В результате у МЛПМУ «Поликлиника № Y» образовалась задолженность за 2007г. перед участковыми врачами-терапевтами и участковыми медсестрами участковых врачей-терапевтов в размере 215 000 руб.

Ч.3 Ст. 37 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на труд, на вознагражде-ние за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федераль-ным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработи-цы.

Ч.7 Ст. 139 ТК РФ «Исчисление средней заработной платы» устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Так, в соответствии с Положением » Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922 п. 2. для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся:

а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;

к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;

л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 июня 2006 г. N 187-МЗ «Об учете денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) и их медицинским сестрам при расчетах среднего заработка и источниках финансирования дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка работника» устанавливает, что в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2005 г. N 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» предусмотрено финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2006 год на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами по тарифам, утверждаемым Фондом, которое является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.

В этой связи, в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций в размере 12 800 000,0 тыс. рублей на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, средства которого предоставляются в виде субвенций территориальным органам фонда обязательного медицинского страхования.

Средства, передаваемые в виде субвенций, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам первичного медико-санитарного звена, в размере 10 000 руб. в месяц для врачей и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры.

Указанные денежные выплаты в районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, высокогорных с неблагоприятными природными климатическими условиями выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов.

Указанные выплаты (надбавки стимулирующего характера) осуществляются в рамках трудовых отношений за выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику законодательством продолжительности рабочего времени, следовательно, являются частью заработной платы работника.

Выявленные нарушения были допущены вследствие прямого игнорирования руководством МЛПМУ «Поликлиника № Y» требований Конституции РФ, положений Трудового кодекса, Положения » Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922 , а также письма Минздравсоцразвития РФ от 13 июня 2006 г. N 187-МЗ.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление.

2. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, в том числе:

— погасить задолженность за 2007г. перед участковыми врачами-терапевтами и участковыми медсестрами участковых врачей-терапевтов в размере 215 000 руб.

— привлечь виновных работников к дисциплинарной ответственности.

3. О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру М-ского района Н-ской области в письменной форме.

Каждый гражданин Российской Федерации должен знать, какие виды ответственности за нарушения (совершение противоправных действий) предусмотрены законом.

Обычный человек каждый день, совершая те или иные поступки, действует в рамках законодательства. Но, иногда, по своей воле, незнанию или в силу сложившихся обстоятельств выходит за дозволенные рамки, нарушая закон. Поэтому знать, какие виды ответственности могут быть к нему применены крайне важно.

Какие виды ответственности предусмотрены законодательством России

В законодательстве РФ предусмотрены виды ответственности:

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • налоговая;
  • уголовная.

Все эти виды распространяются и могут быть применены к физическим лицам.

К предприятиям и организациям – юридическим лицам, применяется только три из них: материальная, гражданская и административная.

Дисциплинарная

Этот вид ответственности может быть применен к работнику предприятия или организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязательств. Назначает его руководитель за совершение дисциплинарных поступков. Наказанием человеку в этом случае может быть:

  • предупреждение;
  • выговор;
  • увольнение.

Примеры нарушений, за которые может быть назначено дисциплинарное взыскание:

  • отсутствие на рабочем месте более 3 часов без уважительной причины;
  • отказ или уклонение от сдачи экзаменов, прохождения обучения, медицинского осмотра и пр.

Материальная

Материальная ответственность – это вид наказания за нарушение законодательства, которое может применяться как к работнику предприятия, так и к администрации. Регулируется оно Трудовым кодексом РФ.

Материальный ущерб, нанесенный предприятию работником или группой работников (бригадой, отделом и т. д.) может удерживаться как с одного виновного, так и со всей бригады в виде процентов из заработной платы.

Но, обычные люди часто не знают, что работодатель также обязан возместить материальный ущерб работникам за такие действия, как:

  • незаконное отстранение от работы;
  • несвоевременную выдачу трудовой книжки после увольнения;
  • причинение вреда личному имуществу работника;
  • несвоевременную выдача заработной платы.

Гражданско-правовая

Этот вид ответственности связан с нарушением имущественных или денежных обязательств. Наказание назначает в этом случае суд или другой административный орган. Под эту категорию подпадает причинение морального ущерба, а также экологического и пр.

Административная

Административный вид ответственности предусматривает наказание в виде штрафа, конфискации предметов-орудий преступления или административного ареста правонарушителя. Также наказанием может стать лишение прав, например, на охоту или вождение транспорта. Решение выносят специальные административные комиссии.

Под административные правонарушения часто подпадают нарушения Правил дорожного движения водителями при совершении ими ДТП. Узнать подробнее о классификации нарушений ПДД можно .

Административная ответственность предусмотрена в России за нарушение карантина и режима самоизоляции во время эпидемии коронавируса.

Налоговая

Приведем примеры, какие правонарушения приводят к налоговому виду ответственности. Это:

  • уклонение или несвоевременная постановка на учет в налоговом органе;
  • несвоевременная подача деклараций;
  • уклонение от подачи сведений об открытии или закрытии счетов в банке;
  • неуплата или несвоевременная уплата налогов;
  • нарушения в системе учета объектов налогообложения;
  • отказ от предоставления сведений, документов и пр.

Правила Налогового кодекса распространяются на всех налогоплательщиков, независимо от формы собственности.

Уголовная

Уголовная ответственность в случае установления вины и вынесения приговора судом лицу, совершившему преступление, предусматривает ограничение прав и свобод виновного. Перечень правонарушений, подлежащих уголовной ответственности содержится в Уголовном кодексе РФ.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

Налоговое правонарушение — это несоблюдение норм налогового права лицом, у которого имеются определенные обязательства по уплате налогов. Действующий НК РФ определяет исчерпывающий перечень таких нарушений (гл. 16 НК РФ).

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода). Основаниями для признания деяния правонарушением и наложения на виновника определенной санкции являются: 📌 Реклама Отключить

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут не только организации, но и физлица, причем последние не привлекаются к ответственности в том случае, если в момент нарушения закона они не достигли 16-летия.

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

📌 Реклама Отключить

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

📌 Реклама Отключить

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Ответственность за налоговые правонарушения зависит от ряда факторов, оценить которые необходимо при вынесении решения о наказании, применяемом к налогоплательщику. Причем действующий НК РФ не является единственным нормативным документом, устанавливающим санкции и порядок их применения к нарушителю. КоАП и УК РФ также определяют меры ответственности за налоговые правонарушения. 📌 Реклама Отключить

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик. Так, иск подается:

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, мера ответственности выражается в наложении на виновное лицо налоговой санкции. При этом п. 2 этой же статьи указывает на то, что в качестве санкции применяется наложение на виновника денежного взыскания в размере, установленном НК РФ. 📌 Реклама Отключить

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Описание налоговых правонарушений и ответственности за их совершение содержится в статьях, содержащихся в гл. 15 КоАП РФ. При этом к административной ответственности, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, могут быть привлечены только должностные лица, которые нарушили закон в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Физлица (в том числе имеющие статус ИП) к административной ответственности за налоговые правонарушения по ст. 15.4–15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются. 📌 Реклама Отключить

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

К уголовной ответственности за совершение налогового преступления может быть привлечено только физическое лицо. В том случае, если нарушение законодательства было допущено организацией, санкция будет наложена на ее директора или главного бухгалтера, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответственности учредителей или иных лиц, которые оказывали непосредственное влияние на осуществляемую ей деятельность. 📌 Реклама Отключить

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности). При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено. 📌 Реклама Отключить

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

📌 Реклама Отключить В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет. Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет. 📌 Реклама Отключить

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

За налоговые правонарушения возникает ответственность не только у налогоплательщиков, но и у налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, обязанное своевременно производить расчет размера налоговых платежей, удерживать средства с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ). Ярким примером налогового агента является работодатель, который удерживает с зарплаты своих работников НДФЛ и самостоятельно передает его в ФНС.

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

📌 Реклама Отключить

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В ст. 199.2 УК РФ устанавливается ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов). 📌 Реклама Отключить

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *