Ведение банка данных

  • автор:

Статья 17. Закона о Полиции РФ. Формирование и ведение банков данных о гражданах

1. Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее — банки данных).

2. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

3. Внесению в банки данных подлежит информация:

  • о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
  • о лицах, осужденных за совершение преступления;
  • о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;
  • о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
  • о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
  • о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания;
  • о лицах, в отношении которых совершено преступление;
  • о лицах, совершивших административное правонарушение;
  • о лицах, объявленных в розыск;
  • о лицах, пропавших без вести;
  • о лицах, находящихся в беспомощном состоянии и неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о себе;
  • о владельцах транспортных средств;
  • о лицах, получивших водительское удостоверение;
  • о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;
  • о лицах, прошедших государственную дактилоскопическую регистрацию;
  • о лицах, прошедших государственную геномную регистрацию;
  • о лицах, подлежащих государственной защите;
  • о лицах, реабилитированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, в отношении которых принято решение о депортации или об административном выдворении;
  • о лицах — гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации;
  • о лицах, получивших паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации;
  • о несовершеннолетних гражданах Российской Федерации, в отношении которых подано заявление о несогласии на выезд из Российской Федерации;
  • о гражданах Российской Федерации, уведомивших о наличии у них гражданства иностранного государства или документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве;
  • о лицах, ходатайствующих о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • о лицах, которым предоставлен статус вынужденного переселенца или продлен срок действия такого статуса;
  • о лицах, ходатайствующих об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
  • о лицах, ходатайствующих об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, и о лицах, получивших такое приглашение;
  • о лицах, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке;
  • о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, въехавших на территорию Российской Федерации или покинувших территорию Российской Федерации;
  • о лицах, поставленных на миграционный учет в Российской Федерации;
  • о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также в отношении которых принято решение о неразрешении (разрешении) въезда на территорию Российской Федерации;
  • об иностранных гражданах и лицах без гражданства, оформивших миграционные карты;
  • о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получивших визу или продливших срок ее действия;
  • о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получивших документ на право проживания в Российской Федерации или продливших срок его действия;
  • о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получивших документ на право осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации или продливших срок его действия;
  • о лицах, ходатайствующих о признании беженцем и о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
  • о лицах, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства;
  • о лицах, ходатайствующих о реализации обязательств в рамках международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
  • о лицах, подлежащих экстрадиции;
  • о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, которым продлен или сокращен срок пребывания на территории Российской Федерации;
  • о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

3.1. Полиции предоставляется доступ к банкам данных о лицах, получивших удостоверение частного охранника, частного детектива, и лицах, владеющих оружием, в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

5. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям — в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

6. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

7. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

8. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Комментарий к ст. 17 Закона о Полиции

1. Сотрудники полиции имеют право не только обрабатывать определенные данные о гражданах, но и вносить таковые в соответствующие банки данных.

2. При осуществлении данной деятельности полиция руководствуется не только положениями настоящей статьи, но и Федеральным законом «О персональных данных», Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. N 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», а равно иными нормативными правовыми актами.

3. Согласно ч. 2 ст. 47 УПК РФ осужденным именуется обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор.

4. Исходя из редакции п. 4 ч. 3 комментируемой статьи в банки не вносится информация о лицах, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

5. В ст. 27 УПК РФ, где перечислены основания прекращения уголовного преследования, ничего не сказано о помиловании. Тем не менее законодатель неоднократно упоминает о нем в других статьях УПК.

6. Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица. Помилованию подлежат уже осужденные за совершение преступления лица. Они освобождаются от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное им наказание сокращается или заменяется более мягким видом наказания, либо с них снимается судимость (ст. 85 УК РФ).

7. Согласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, обычно освобождаются от уголовной ответственности.

8. Применение акта амнистии возможно только в отношении обвиняемых в совершении конкретного, отмеченного соответственно в акте амнистии преступления.

9. Общий порядок применения акта амнистии, изданного во время судебного разбирательства дела, заключается в том, что суд в таком случае доводит разбирательство до конца и при вынесении обвинительного приговора освобождает осужденного с учетом амнистии от наказания. Это правило действует даже тогда, когда сам нормативный акт, которым урегулирован порядок применения амнистии, предписывает немедленное его исполнение. И в этом случае уголовное преследование привлекаемых к ответственности лиц не может быть прекращено непосредственно на том этапе, на котором находится судебное разбирательство.

10. Обработка персональных данных — это действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

11. Использование персональных данных — действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц.

12. Распространение персональных данных — действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

13. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

14. Блокирование персональных данных — временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи.

15. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных (п. п. 3 — 8 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных»).

16. О понятиях «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» см. комментарий к п. 33 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

17. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

18. О понятиях «подозреваемый» и «обвиняемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

19. О понятии «персональные данные» см. комментарий к п. 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

20. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

21. О понятиях «транспортное средство» и «владелец транспортного средства» см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах

Комментарий к статье 17
1. Комментируемая статья предусматривает и регламентирует формирование и ведение полицией банков данных о гражданах. Часть 1 данной статьи устанавливает собственно право полиции обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «банки данных»).
Закон 1991 г. о милиции подобного регулирования не предусматривал. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, полномочия полиции по сбору и обработке данных о гражданах установлены в целях реализации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» . Названная Конвенция, заключенная в г. Страсбурге 28 января 1981 г., подписана от имени России в г. Страсбурге 7 ноября 2001 г. и ратифицирована Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. N 160-ФЗ с рядом заявлений. Согласно определению, данному в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных», персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. I. Ст. 3451.
СЗ РФ. 2005. N 52. Ч. I. Ст. 5573.
2. В части 2 комментируемой статьи указано, что формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ. Речь идет, прежде всего, о законодательстве РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, системообразующим актом которого является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 13 Закона), в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» используется понятие «информационная система», определенное в п. 3 его ст. 2 как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Изданным в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем» установлено, что до ввода в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы, которая предназначена для использования при осуществлении государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, федеральный орган исполнительной власти обязан: принять правовой акт о порядке и сроках ввода в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы; зарегистрировать федеральную государственную информационную систему в реестре федеральных государственных информационных систем. Этим же Постановлением утверждено Положение о регистрации федеральных государственных информационных систем.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 37. Ст. 4416.
3. Часть 3 комментируемой статьи определяет перечень лиц, информация о которых подлежит внесению в банки данных, которые формирует и ведет полиция. В частности, это:
1) лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;
2) лица, осужденные за совершение преступления;
3) лица, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;
4) лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
5) несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности либо освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; несовершеннолетние, совершившие правонарушения и (или) антиобщественные действия, их родители или иные законные представители, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними;
6) лица, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания;
7) лица, в отношении которых совершено преступление;
8) лица, совершившие административное правонарушение;
9) лица, объявленные в розыск;
10) лица, пропавшие без вести;
11) лица, находящиеся в беспомощном состоянии и неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о себе;
12) владельцы транспортных средств;
13) лица, получившие водительское удостоверение;
14) лица, получившие удостоверение частного охранника;
15) лица, получившие лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности;
16) лица, состоящие на профилактическом учете;
17) лица, в отношении которых заведены дела оперативного учета;
18) лица, прошедшие государственную дактилоскопическую регистрацию;
19) лица, прошедшие государственную геномную регистрацию;
20) лица, подлежащие государственной защите;
21) лица, владеющие оружием;
22) лица, реабилитированные в соответствии с законодательством РФ;
23) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о депортации или об административном выдворении.
В первоначальном варианте проекта комментируемого Закона устанавливалось, что учету в банках данных подлежат сведения:
1) о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
2) о лицах, осужденных за совершение преступления;
3) о лицах, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;
4) о лицах, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
5) о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера;
6) о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающий от наказания;
7) об иностранных гражданах, лицах без гражданства, в отношении которых совершено преступление;
8) о лицах, совершивших административное правонарушение;
9) о лицах, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста;
10) о лицах, лишенных права управления транспортными средствами;
11) о лицах, объявленных в розыск;
12) о лицах, пропавших без вести, а также о лицах, утративших связь с родственниками;
13) о лицах, находящихся в беспомощном состоянии и неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе;
14) о лицах, подлежащих государственной дактилоскопической регистрации;
15) о лицах, подлежащих государственной геномной регистрации;
16) о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;
17) об иных лицах в соответствии с законодательством РФ.
В части 13 ст. 14 комментируемого Закона предусмотрено ведение реестра лиц, подвергнутых задержанию. Правовое управление Аппарата Государственной Думы вполне обоснованно предлагало согласовать эту норму с ч. 3 комментируемой статьи (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410). Тем не менее указание на лиц, подвергнутых задержанию, в ч. 3 комментируемой статьи не включено.
4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи на полицию возлагается обязанность обеспечивать защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Данное положение основано на общей норме ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О персональных данных» (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 363-ФЗ ), согласно которой оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий (см. также ниже). Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781 утверждено Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных .

———————————
СЗ РФ. 2009. N 52. Ч. I. Ст. 6439.
СЗ РФ. 2007. N 48. Ч. II. Ст. 6001.
Как определено в ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализацию права на доступ к информации.
5. В части 5 комментируемой статьи регламентировано предоставление полицией информации, содержащейся в банках данных, иным субъектам, нежели граждане, информация о которых содержится в банках данных. Так, предусмотрена возможность предоставления информации государственным органам и их должностным лицам, а также правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям. При этом установлено, что государственным органам и их должностным лицам информация предоставляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом, а правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям — в соответствии с международными договорами РФ (о взаимодействии полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями см. ст. 10 Закона и комментарий к ней).
Рассматриваемая норма и предыдущая норма основаны на общем положении ч. 9 ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ), согласно которому государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
6. Часть 6 комментируемой статьи в развитие взаимосвязанных положений ч. 7 ст. 5 и ч. 2 ст. 8 комментируемого Закона закрепляет обязанность полиции обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством РФ, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 5 Закона), регулирование основано на норме ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; детализация данной конституционной нормы содержится в ч. ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
7. Согласно части 7 комментируемой статьи обработка полицией персональных данных должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ. Причем после уточнения, сделанного после общественного обсуждения законопроекта, прямо указано, что речь идет о законодательстве РФ в области персональных данных.
Законодательство РФ в области персональных данных в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О персональных данных» состоит из названного Закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
В части 2 указанной статьи предусмотрено, что на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных; нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных; указанные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных положений таких нормативных правовых актов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.
Как указано в ч. 3 этой статьи, особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с учетом положений названного Закона. На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687 утверждено Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации .
———————————
СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4320.
Необходимо также отметить следующий момент, на который обращало внимание Правовое управление Аппарата Государственной Думы (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410) и который не учтен при принятии комментируемого Закона. В соответствии с общим правилом ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных. В пункте 1 ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Однако условия получения полицией персональных данных в комментируемой статье не определены.
8. В части 8 комментируемой статьи установлено, что персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. В основе данного регулирования лежит общая норма ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О персональных данных», согласно которой хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении. Как определено в п. 7 ст. 3 названного Закона, уничтожение персональных данных — это действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

Какие банки данных имеет право формировать полиция

Статья 17

2. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Автор Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н. 3 июля 2020 года вступил в силу закон о войсках национальной гвардии.

Инициатива принятия закона исходила от Президента РФ. Нацгвардия пришла на смену внутренним войскам, входившим в систему МВД, а также забрала некоторые полномочия у полиции. Для чего Президенту понадобилась новая структура?

ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ НАЦГВАРДИИ Логическая структура определения задач, полномочий войск национальной гвардии отличается от структуры основных направлений деятельности, обязанностей и прав полиции.

Операция «Велосипед» или снова о правовых основаниях проведения «переписи» велосипедистов и их ТС Несколько часов назад был остановлен сотрудниками ППС с целью «переписи» велосипеда «в связи с участившимися случаями их кражи».

При этом сотрудники (в форме) совсем забыли представиться. Попросили назвать мои ФИО, дату рождения, адрес места жительства марку и модель велосипеда и его серийный номер.

Кто не идёт вперед, тот идёт назад

Учитывая, что значительная часть информации о гражданах концентрируется в государственных базах и информационных системах, все чаще претензии граждан в отношении хранения их персональных данных предъявляются именно к информации, содержащейся в базах данных.

Федеральный закон РФ — О полиции, N 3-ФЗ

Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее — банки данных). 2. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Чем отличается несовершеннолетнее лицо от малолетнего?

1)малолетними признаются лица в возрасте до 14 лет, а несовершеннолетними – в возрасте от 14 до 18 лет;

2) никаких принципиальных различий меду понятиями нет;

3) малолетними признаются лица в возрасте до 16 лет, а несовершеннолетними – в возрасте от 16 до 18 лет.

9. Для гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, устанавливается испытание на срок:

1)от 3-х до 6-ти месяцев;

2) от 3-х месяцев до 1 года;

3) от 1 –го до 6-ти месяцев

10. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит:

1)в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции;

2) в письменном обязательстве руководителя органа внутренних дел, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции;

3) в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел и руководителя органа внутренних дел, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции.

11. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из:

2) 19 судей;

Каким образом народ осуществляет свою власть?

1) непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

2) через органы государственной власти;

3) через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Каким правом не обладают граждане Российской Федерации?

1) правом иметь гражданство иностранного государства;

2) правом обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации;

3) правом законодательной инициативы;

4) правом свободно распространять свои религиозные убеждения.

14. Федеральное Собрание это:

1) законодательный орган Российской Федерации;

2) представительный орган;

3) федеральный парламент Российской Федерации;

4) парламент Российской Федерации — представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Какие категории граждан не имеют права избирать и быть избранными?

1) в отношении которых возбуждено уголовное дело;

2) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

3) имевшие судимость.

16. Заочное разбирательство уголовных дел в судах:

2) допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом;

3) не допускается.

17. Информация о какой категории лиц подлежит внесению в банки данных, формирование и ведение которых осуществляет полиция:

1) о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

2) о лицах, уклоняющихся от уплаты налогов;

3) о лицах, осуществляющих сотрудничество с полицией на конфиденциальной основе.

18. Сотрудник полиции не несет ответственность:

1)за действия правонарушителя;

2) за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения;

3) за вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении служебных обязанностей;

4) за ущерб, причиненных МВД России, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему МВД России.

19. Какие банки данных имеет право формировать полиция:

1) реестр лиц, прошедших государственную геномную регистрацию;

2) реестр должников;

3) банк данных о нарушениях налогового законодательства;

4) банк данных похищенного оружия;

5) все ответы правильные.

20. Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют:

1) граждане Российской Федерации;

2) общественные объединения;

3) общественная палата Российской Федерации;

4) общественные советы при федеральном органе исполнительной власти;

5)все ответы правильные.

Правовая подготовка

Билет № 7

1. Продолжительность дополнительного отпуска за стаж службы в ОВД от 15 до 20 лет в календарном исчислении составляет:

1) 5 календарных дней;

2) 10 календарных дней;

3) 15 календарных дней.

2. Гражданину, поступающему на службу в ОВД на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, в целях проверки уровня его подготовки и соответствии должности в ОВД устанавливается испытание на срок не менее:

3. В случае сокращения замещаемой сотрудником должности в ОВД, либо проведения процедуры увольнения сотрудник может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не более:

5) срок не определен.

4. Присвоение сотруднику ОВД очередного специального звания не приостанавливается в случае:

1) нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

2) нахождения сотрудника в очередном отпуске;

3) привлечения сотрудника в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбуждения в отношении его уголовного дел;

4) наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Формирование и ведение банков данных о гражданах

К мерам государственного принуждения Федеральный закон «О полиции» относит формирование и ведение банков данных о гражданах.

В соответствии со статьей 17 Закона полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее – БД). Обработка данных – это действия (операции) с данными о гражданах, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, а также уничтожение. Данная норма включена в Закон в целях реализации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152–ФЗ «О персональных данных».

В полиции формируются и ведутся БД, включающие централизованные оперативно–справочные, криминалистические и разыскные учеты, банки биометрической, статистической, научно–технической и архивной информации, ориентированные преимущественно на использование государственными органами, охраняющими права и свободы граждан, жизнь и здоровье человека, собственность, интересы общества, территориальную, экономическую и экологическую безопасность государства.

БД полиции представляют собой комплексы автоматизированных рабочих мест и (или) локальных информационных систем, объединенных в единую информационную систему средствами связи с использованием технологии удаленного доступа (распределенные информационные системы).

Единая информационная политика МВД России реализуется на федеральном, окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях управления. Операторами информационной системы полиции, ответственными за информатизацию органов внутренних дел, являются:

– на федеральном и окружном уровнях управления – Главный информационно–аналитический центр МВД России (далее – ГИАЦ МВД России);

– на межрегиональном, региональном уровнях управления – информационные центры (далее – ИЦ) МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

Правовую основу формирования и ведения полицией БД составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196–ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144–ФЗ «Об оперативно–разыскной деятельности»; Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150–ФЗ «Об оружии»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3–ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128–ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160–ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152–ФЗ «О персональных данных»; Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242–ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»; постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»; постановление Правительства РФ от 6 июля 2008 г. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»; постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»; постановление Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»; приказ ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г. № 55/86/20 «Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных»; приказ Россвязькомнадзора от 17 июля 2008 г. № 08 «Об утверждении образца формы уведомления об обработке персональных данных» и др.

Полиция формирует и обрабатывает следующие БД:

– о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

– о лицах, осужденных за совершение преступления;

– о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;

– о лицах, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, т. е. не влекущим принятие мер по реабилитации;

– о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

– о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания;

– о лицах, в отношении которых совершено преступление;

– о лицах, совершивших административное правонарушение;

– о лицах, объявленных в розыск.

– о лицах, пропавших без вести, а также находящихся в беспомощном состоянии и не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о себе.;

– о владельцах транспортных средств, а также лицах, получивших водительское удостоверение.;

– о лицах, получивших удостоверение частного охранника.;

– о лицах, получивших лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности;

– лица, систематически допускающие правонарушения; лица, допускающие правонарушения в сфере семейно–бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронические алкоголики, психически больные, создающие непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения; освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом; осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям; несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в том числе употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, условно–досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием, получившие отсрочку отбывания наказания, освобожденные из учреждений уголовно–исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно–воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации, осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы; родители или законные представители несовершеннолетних, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними;

– о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

– о лицах, прошедших государственную дактилоскопическую или государственную геномную регистрации;

– о лицах, подлежащих государственной защите;

– о лицах, владеющих оружием;

– о лицах, реабилитированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.;

– об иностранных гражданах, лицах без гражданства, в отношении которых принято решение о депортации или об административном выдворении..

В силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладатель информации обязан принимать меры по защите информации, а также ограничивать доступ к информации. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в БД, от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

Безопасность БД обеспечивается применением правовых, организационных и технических мер в соответствии с требованиями действующего законодательства. Методы и способы защиты информации в информационных системах устанавливаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах их полномочий.

Для обеспечения безопасности и защиты данных используется самый широкий набор современных средств – криптографические процессоры, электронная цифровая подпись, электронные карты, различные биометрические средства контроля доступа и т. п. Достаточность принятых мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах оценивается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» при проведении государственного контроля и надзора.

ГИАЦ МВД России и ИЦ организуют доступ в установленном порядке подразделениям органов внутренних дел, других правоохранительных органов Российской Федерации и иных государств (в рамках заключенных соглашений между правоохранительными органами) к информационным ресурсам федерального и территориального уровней в пределах своей компетенции.

Информация, содержащаяся в БД, предоставляется правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации в установленном порядке через ГИАЦ МВД России.

Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в БД информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона «О персональных данных» право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным ограничивается в случае, если:

– обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно–разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

– обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно–процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

– предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

Закон «О полиции» устанавливает, что обработка персональных данных полицией осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных», обработка персональных данных осуществляется только с письменного согласия субъекта персональных данных. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, когда обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом могут предусматриваться случаи обязательного представления субъектом персональных данных своих персональных данных.

В случае достижения цели обработки персональных данных оператор (полиция) обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъект персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи, также указанный орган. Полиция уничтожает персональные данные не только по достижении цели их обработки, но и в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Уничтожение персональных данных заключается в комплексе действий, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

Особенность правового регулирования применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия состоит в том, что действующее законодательство обязывает сотрудников полиции при их применении прежде всего строго соблюдать специальные (административно–правовые) нормы, устанавливающие условия, основания и порядок их применения, а также неукоснительно руководствоваться положениями уголовного законодательства о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимости, определяющими общие условия и пределы правомерного причинения вреда объектам уголовно–правовой охраны.

5. В отличие от других граждан, которые вправе решать, воспользоваться ли им правом на необходимую оборону, крайнюю необходимость или на задержание преступника, или нет, сотрудник полиции не имеет права уклоняться от действий, направленных на пресечение общественно опасных деяний, в том числе и с применением огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы.

6. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции закреплен в ст. 19 Закона «О полиции». Следует отметить, что из названия этой статьи не следует, что здесь не идет речь и об условиях и пределах такого применения, как и в иных статьях Закона, регламентирующих порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Общие условия правомерности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия выступают в качестве обстоятельств, от которых зависит правомерность применения указанных мер, которые закреплены в Законе «О полиции» в виде обязательных требований и правил, которые должны соблюдаться при реализации данных мер административного принуждения.

Порядок применения физической силы и специальных средств, применения (использования) огнестрельного оружия включает в себя предусмотренный законом перечень действий сотрудника полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к указанным средствам принудительного воздействия. Он состоит из трех основных этапов, а именно: действий сотрудника полиции непосредственно перед применением, в сам момент и после применения специальных мер административного пресечения.

1. Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения

возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки

данных о гражданах (далее — банки данных).

2. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями,

установленными законодательством Российской Федерации.

3. Внесению в банки данных подлежит информация:

1) о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

2) о лицах, осужденных за совершение преступления;

3) о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении

которых судом применены принудительные меры медицинского характера;

4) о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного

преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об

амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

5) о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо

освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного

воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные

действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей

по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их

поведение либо жестоко обращающихся с ними;

6) о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен

акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания;

7) о лицах, в отношении которых совершено преступление;

8) о лицах, совершивших административное правонарушение;

9) о лицах, объявленных в розыск;

10) о лицах, пропавших без вести;

11) о лицах, находящихся в беспомощном состоянии и неспособных по состоянию здоровья

или возрасту сообщить сведения о себе;

12) о владельцах транспортных средств;

13) о лицах, получивших водительское удостоверение;

14) о лицах, получивших удостоверение частного охранника;

15) о лицах, получивших лицензию на осуществление частной детективной (сыскной)

16) о лицах, состоящих на профилактическом учете;

17) о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

18) о лицах, прошедших государственную дактилоскопическую регистрацию;

19) о лицах, прошедших государственную геномную регистрацию;

20) о лицах, подлежащих государственной защите;

21) о лицах, владеющих оружием;

22) о лицах, реабилитированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

23) об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, в отношении которых принято

решение о депортации или об административном выдворении.

4. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от

неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных

5. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным

органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным

законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским

организациям — в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

6. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных

информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

7. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями,

установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

8. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по

достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, magref.ru, www.1gai.ru.

Отличная статья 0

1. Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее — банки данных).
2. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
3. Внесению в банки данных подлежит информация:
1) о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
2) о лицах, осужденных за совершение преступления;
3) о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;
4) о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
5) о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
6) о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания;
7) о лицах, в отношении которых совершено преступление;
8) о лицах, совершивших административное правонарушение;
9) о лицах, объявленных в розыск;
10) о лицах, пропавших без вести;
11) о лицах, находящихся в беспомощном состоянии и неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о себе;
12) о владельцах транспортных средств;
13) о лицах, получивших водительское удостоверение;
14) о лицах, получивших удостоверение частного охранника;
15) о лицах, получивших лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности;
16) о лицах, состоящих на профилактическом учете;
17) о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;
18) о лицах, прошедших государственную дактилоскопическую регистрацию;
19) о лицах, прошедших государственную геномную регистрацию;
20) о лицах, подлежащих государственной защите;
21) о лицах, владеющих оружием;
22) о лицах, реабилитированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
23) об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, в отношении которых принято решение о депортации или об административном выдворении.
4. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.
5. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям — в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
6. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
7. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
8. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *