В связи с транспортной доступностью

  • автор:

Содержание

Правовое регулирование перевозок морским транспортом

Правовой режим морской транспортной среды

Делимитация морских пространств и их международно-правовой статус определяются положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Указанные пространства включают: внутренние воды, территориальные воды (море), прилежащие зоны, исключительно экономические зоны и воды открытого моря.

Под внутренними водами понимают воды, расположенные между берегом и исходными линиями и состоящие из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов и вод исторических заливов. Внутренние морские воды составляют часть государственной территории и полностью подчинены суверенитету прибрежных государств. Эти последние осуществляют уголовную, гражданскую и административную юрисдикцию в отношении не обладающих иммунитетом иностранных судов, находящихся в их внутренних водах, а также в отношении лиц, пребывающих на борту этих судов.

Территориальные воды (море) представляют собой пространства, примыкающие к побережью государства, шириной не более 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий. На территориальные воды распространяется суверенитет прибрежного государства, а их внешняя граница совпадает с морской государственной границей.

В соответствии с разделом 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В территориальных водах допускается мирный проход иностранных судов и военных кораблей, каковым считается плавание через территориальное море с целью:

  • * пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;
  • * пройти во внутренние воды, или выйти из них, или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

Прибрежное государство не должно чинить препятствий осуществлению права мирного прохода и при условии должного опубликования может принимать законы и правила в отношении следующих вопросов:

  • * безопасности судоходства и регулирования движения судов;
  • * защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;
  • * защиты кабелей и трубопроводов;
  • * сохранения живых ресурсов моря;
  • * предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства;
  • * сохранения окружающей среды;
  • * морских научных исследований и гидрографических съемок;
  • * предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.

Пути международного судоходства могут также пролегать через пространства архипелажных вод. Таковыми называют воды государства-архипелага, расположенные между островами, из которых состоит государство-архипелаг, и отграниченные от других частей моря вокруг него прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. На архипелажные воды, воздушное пространство над ними, а также на их дно и недра, равно как и ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага. Плавание через указанные пространства должно осуществляться по морским коридорам, показанным на издаваемых государством-архипелагом морских картах.

Кроме указанных пространств за прибрежным государством признается право устанавливать прилежащую к территориальному морю зону, не распространяющуюся в соответствии со ст. 33 Конвенции ООН 1982 г. За пределы 24 морских миль от исходной линии, от которой отмеряют ширину территориального моря. В прилежащей зоне прибрежное государство вправе осуществлять контроль двоякого рода. Этот контроль призван, во-первых, пресекать нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил в указанных пространственных пределах, а во-вторых, способствовать привлечению к ответственности виновных в их несоблюдении.

Экономическая зона — это район за пределами территориального моря, внешняя граница которого не должна отстоять от исходных линий далее 200 морских миль. Не ограничивая права иностранных государств в осуществлении судоходства, в указанной зоне прибрежное государство распространяет свою юрисдикцию на разведку, разработку, сохранение и управление природными ресурсами, а также иностранные морские научные исследования, создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, защиту и сохранение морской среды.

Открытыми водами (морем) признают пространства, на которые не распространяются ни суверенитет, ни юрисдикция какого бы то ни было государства’. Судоходство здесь свободно от чьих бы то ни было притязаний, но весь комплекс организационно-технических и правовых мер, связанных с мореплаванием, должен строиться с учетом общепризнанных свобод открытого моря, в том числе свобод: судоходства, полетов, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, возведения искусственных островов и сооружений.

В 1982 году в Женеве принята Конвенция ООН по морскому праву, где был установлен правовой режим морской транспортной среды. Конвенция закрепила общие положения и направления государственных границ в море, их правовой статус в международном пространстве. В конвенции рассмотрены проблемы международного частного права:

  • право мирного прохода;
  • гражданская юриспруденция, касающаяся иностранных судов;
  • иммунитет государственных судов, которые эксплуатируются в некоммерческих целях;
  • национальность судов;
  • «удобные флаги»;
  • клаузула о наиболее благоприятствуемой нации.

Международные организации решают проблемы обеспечения свободного судоходства, безопасного мореплавания, международных морских перевозок.

ИМО – международная морская организация играет ведущую роль в решении этих вопросов. Вопросами унификации транспортных документов и регламентацией коммерческих правовых вопросов международных морских перевозок грузов занимается Балтийский международный морской совет, учрежденный еще в 1905 году.

Замечание 1

Право, регулирующее международные морские перевозки, МЧП вбирает в себя как подсистему и определяет нормы морского судоходства и торгового мореплавания.

Вещные права на морские суда, договоры международной морской перевозки, отношения, связанные с риском мореплавания, являются группами отношений в сфере международного частного права.

Коллизионное регулирование имеет множество разнообразных норм с развернутой системой. Также действуют специальные нормы. Общие коллизионные начала видоизменены и трансформированы в специальные. Например, закон порта отправления вместо закона места заключения договора.

Замечание 2

Автономия воли, закон флага, закон суда являются наиболее важными коллизионными принципами.

МЧП унифицируется уже более ста лет. Успешными примерами унификации можно назвать Кодекс Бустаманте, Соглашение Монтевидео. Сегодня действует большое количество международных соглашений

Гаагские правила 1924 г.

Основными формами грузоперевозок на море являются линейная и трамповая. Линейная международная морская перевозка грузов называется еще регулярной и оформляется коносаментом.

Определение 1

Коносаментом называют расписку, которая удостоверяет принятие перевозчиком груза для морской транспортировки.

Международный статус коносамента был впервые определен в Брюссельской конвенцией. В 1931 году конвенция начала действовать и получила название Гаагские правила 1924 г. Перед тем как выйти в рейс собственник судна или фрахтователь должны позаботиться о:

  • приведении судна в мореходное состояние;
  • снаряжении, комплектовании, оборудовании судна;
  • приведении всех грузовых частей судна в надлежащее состояние.

Гаагские правила трактуют договор перевозки как договор, удостоверенный коносаментом. Договором перевозки считается также перевозка груза по чартеру, оформленная коносаментом. Перевозчик, принимая груз, выдает отправителю коносамент, который является товарораспорядительным документом, опосредует заключение договора перевозки в линейном морском судоходстве. Гаагские правила выделяют решающие вопросы при морских перевозках: функции коносамента; составление, выдача, реквизиты; ответственность перевозчика перед отправителем; претензии, порядок их предъявления перевозчику.

Ответственность перевозчика за груз является ключевым положением Гаагских правил. Определен минимум ответственности перевозчика, исключения из правил об ответственности, освобождение от ответственности.

Замечание 3

Принцип презумпции вины перевозчика является основным. Положения об ответственности императивные, отступление от них не имеют юридической силы.

Условия в договоре перевозки, которые освобождают или уменьшают ответственность перевозчика за порчу товара по причине небрежности, неисполнения обязательств считаются ничтожными. Перевозчик может увеличить свою ответственность за сохранность груза, отказавшись от части прав, предусмотренных Гаагскими правилами. Данное условие должно быть зафиксировано в коносаменте.

В Правилах нет норм о юрисдикции и арбитраже. Здесь применимы общие, действующие в мореплавании, нормы. Все споры подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения основного предприятия перевозчика.Если в коносамент внесена арбитражная оговорка, она действует, но обращение в государственный суд невозможно.

Гаагские правила диспозитивные и имеют унифицированные нормы, регулирующие перевозку.

Правила Висби представляют собой дополнительный протокол к Брюссельской конвенции, они были приняты в 1968 году. Область действия Гаагских правил была расширена, предусмотрено их применение к любому коносаменту, закреплены нормы, усиливающие ответственность перевозчика, повышены ее пределы, увеличена оборотоспособность коносамента.

Гамбургские правила

Гамбургские правила были приняты в 1978 году и действуют в более широком спектре, чем Гаагские правила. Сюда включены перевозка животных, палубных и опасных грузов. Правилами установлено 13 обязательных форм коносамента. Правила императивные, с установленным принципом презумпции вины перевозчика, расширены границы его ответственности.

Гамбургские правила применяются при заключении договоров морской перевозки между государствами в случаях, когда:

  • порт погрузки по договору находится в одном из государств;
  • порт разгрузки по договору находится в одном из государств;
  • коносамент или другой документ выдан в одном из государств;
  • коносамент или другой документ оговаривает, что перевозка груза регулируется Правилами и законами государства, вводящего их в действие.

Если произошла ошибка в навигации, ответственность перевозчика не предусмотрена. Сроки исковой давности по требованиям к перевозчику увеличились. В Гамбургских правилах содержатся нормы об арбитраже и юрисдикции.

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Роттердамские правила (Нью-Йоркская конвенция ООН 2009 г.)

Цель разработки Правил – создать всеобщий режим выполнения договоров морской перевозки. Правила призваны заменить уже существующие документы. В Роттердамских правилах обозначены основные термины, касающиеся морских перевозок.

Определение 2

Договор перевозки – обязательства перевозчика перевезти груз из одного пункта в другой за уплату фрахта.

Договор может предусматривать как морскую перевозку, так и другими видами транспорта в дополнение к морской перевозке.

Определение 3

Перевозчик – лицо, заключающее договор с отправителем груза.

Определение 4

Грузоотправитель – лицо, заключающее договор с перевозчиком груза.

Определение 5

Грузополучатель – лицо, получающее груз в соответствии с договором, транспортным документом, транспортной электронной подписью.

Определение 6

Транспортный документ выдается с договором перевозки и свидетельствует о получении перевозчиком груза и наличии у него договора перевозки.

Определение 7

Транспортная электронная подпись – информация, свидетельствующая о получении перевозчиком груза в соответствии с договором, и о наличии договора перевозки.

Определение 8

Груз – перевозимый товар или имущество, включая упаковку, оборудование, контейнеры.

Определение 9

Судно – любое судно, предназначенное для перевозки груза.

Определение 10

Транспортное средство – автомобильное или железнодорожное транспортное средство.

Роттердамские правила применимы в случаях, когда место получения и место сдачи груза находятся в разных государствах, когда порты погрузки и разгрузки – это тоже разные государства. Положения, регулирующие воздушную, наземную, железнодорожную перевозку грузов, Роттердамские правила не затрагивают. Также Правила не действуют при перевозке грузов по внутренним водам, не применяются при перевозке пассажиров и багажа.

Другие виды транспорта могут рассматриваться только как дополнение к морской перевозке.

В Роттердамских правилах юридически закреплен принцип множественности юрисдикции, возможность соглашений об исключительном выборе суда и арбитражных соглашений.

По правилам разбирательство в суде или арбитраже не может быть начато по истечении двух лет после какого-либо нарушения.

Перевозчик отвечает за груз с момента его принятия до сдачи. Он несет ответственность за порчу, утрату, задержку в сдаче, если доказано, что порча, утрата или задержка были допущены в период ответственности перевозчика. Перевозчик освобождается от ответственности, если он докажет, что порча, утрата или задержка не могут быть отнесены в счет его вины, а произошли из-за непредвиденных обстоятельств, не зависящих от перевозчика:

  • непреодолимая сила;
  • риски, наступление опасной ситуации, несчастный случай;
  • военные действия, пиратство, терроризм, восстания и народные волнения;
  • карантин, связанные с ним ограничения;
  • забастовки, приостановления работы;
  • возникновение пожара на судне;
  • наличие скрытых дефектов;
  • действие или бездействие отправителя груза;
  • погрузка, обработка, укладка, выгрузка;
  • наличие убыли объемных или весовых показателей из-за дефектов груза;
  • плохое качество упаковки, в связи с чем наступление повреждений;
  • спасательные действия на море;
  • попытки спасения имущества на море при наступлении непредвиденных обстоятельств;
  • попытки избежать причинения вреда экологической обстановке.

Перевозчик не может ограничивать свою ответственность, если отправитель груза докажет, что ущерб нанесен при личном содействии или бездействии перевозчика. Например, по причине халатности, грубой неосторожности. Перевозчик, в свою очередь, может доказать, что потери или ущерб произошли по вине отправителя груза и перевозчик понес потери, связанные со здоровьем, повреждением судна и т.д.

Замечание 4

Национальность судна, перевозчика груза, отправителя груза, получателя груза в Роттердамских правилах не учитывается.

Трамповые перевозки подчинены национальным законодательствам. Юридической формой таких перевозок является чартер Договоры чартера чаще всего заключают посредники или фрахтовые брокеры. Сторонами договора являются фрахтователь и фрахтовщик. По договору может быть предоставлено все судно, его часть, отдельные помещения.

Перевозка пассажиров подчинена Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил перевозки пассажиров морем. Здесь содержатся материальные и коллизионные нормы. Все нормы коллизионного характера основаны на принципе закона суда.

Пассажирские перевозки также регулируются Афинской конвенцией 1974 года. Здесь дано определение понятия международной перевозки пассажиров.

Международная перевозка пассажиров – это любая перевозка, соответствующая договору, где место отправления и место прибытия находятся в разных государствах, или в одном государстве с промежуточным портом, принадлежащим другой стране.

Афинская конвенция вбирает в себя многие нормы Брюссельской конвенции. В Афинской конвенции предусмотрена возможность повышения пределов ответственности перевозчика при соглашении между пассажиром и перевозчиком в письменной форме.

В Конвенции введены новые понятие «каютный багаж», «специальные права заимствования».

В 1976 году состоялось подписание Лондонского протокола, который ввел новшества в порядок исчисления пределов ответственности и установил единицу расчета СДР. В 2002 году Лондонский протокол был призван отредактировать Афинскую конвенцию. Были увеличены пределы ответственности перевозчика – за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, назначена сумма 250 тыс. СДР по каждому случаю.

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Категорирование автобусов и транспортных средств в 2019 году — 5500 рублей

Главная / РАЗРЕШЕНИЯ / КАТЕГОРИРОВАНИЕ ТС

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС) – особая процедура получения разрешительной документации, направленной на соблюдение требований ФЗ от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях обеспечения от актов незаконного вмешательства, а также безопасности жизни и здоровья граждан. ОТИ и ТС подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы противоправных деяний и их возможных последствий.

Под транспортной безопасностью понимается состояние (степень) защищенности объектов автомобильной инфраструктуры и ТС от противоправных действий, в том числе террористических актов, угрожающих деятельности транспортного комплекса, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Обеспечение транспортной безопасности в сфере автотранспорта возлагается на Федеральное дорожное агентство – Росавтодор.

К объектам транспортной инфраструктуры относятся автомобильные вокзалы и станции, таксопарки, участки автомобильных дорог, а также иные объекты, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования.

Процедуру категорирования в обязательном порядке проходят следующее транспортные средства:

  • Используемые для регулярной перевозки пассажиров, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования;
  • Используемые для регулярной перевозки пассажиров, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования по заказу (в коммерческих целя);
  • Используемые для перевозки опасных и особо опасных грузов.
  • Транспортные средства автомобильного транспорта категории M1, выполняющие перевозки пассажиров по заказу (т.е. до 8 пассажиров);
  • Транспортные средства автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки по заказу в целях оказания ритуальных услуг;
  • Автомобильные прицепы, автомобильные полуприцепы, используемые для перевозки опасных грузов;
  • Транспортные средства категории М2 и МЗ, используемые для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, на безвозмездной основе.

Пример заполнения таблицы для подачи документов:

Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной безопасности устанавливаются и определяются Приказом Минтранса от 21.02.2011 г. №62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности».

Законодательство выделяет 4 категории объектов транспортной безопасности, которые определяются по следующим признакам:

  • В зависимости от статистических данных, количественных показателей и сведений о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства (противоправных действий/бездействий) за период последнего года (12 календарных месяцев) до момента обращения за категорированиемприсваиваются следующие категории:

В отношении ОТИ и дорожного хозяйства:

Значение категории ОТИ Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры
Первая Шесть и более совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ
Вторая От трех до пяти совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ
Третья Не более двух совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ
Четвертая Не зафиксировано ни одного совершенного и/или предотвращенного АНВ в отношении категорируемого ОТИ

В отношении автомобильных транспортных средств:

Значение категории ТС Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых транспортных средств
Первая Пять и более совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС и/или однотипных (аналогичных) транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, и/или на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с субъектом Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, а также в случае от пяти и более на территории субъектов Российской Федерации по наиболее постоянному маршруту следования (маршруту движения) категорируемого ТС
Вторая Не более четырех совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС и/или однотипных (аналогичных) транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, и/или на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с субъектом Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, а также в случае от одного до четырех на территории субъектов Российской Федерации по наиболее постоянному маршруту следования (маршруту движения) категорируемого ТС
Третья Не зафиксировано совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС и/или однотипных (аналогичных) транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, и/или на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с субъектом Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, а также на территории субъектов Российской Федерации по наиболее постоянному маршруту следования (маршруту движения) категорируемого ТС.

По результату категорирования, субъекту ОТИ и ТС (юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели), присваивается категория с наивысшим показателем любого из приведенных критериев, вместе с этим, соответствующая информация вносится в реестр категорированных транспортных средств.

Результатом успешного прохождения процедуры категорирования ТС будет являться:

  • Решение о внесении в реестр категорированных ОТИ и ТС (Согласно Приказу Минтранса России от 29.01.2010 № 22 «О Порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»);
  • Решение об изменении категории ОТИ и ТС (Субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать Росавтодор за шесть месяцев до момента изменения конструктивных или технических элементов, технологических процессов на ОТИ или ТС, являющихся основаниями для изменения значения присвоенной категории, планов обеспечения транспортной безопасности и (или) необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ и/или ТС).

ПРИМЕР ГОТОВОГО КАТЕГОРИРОВАНИЯ АВТОБУСА:

Оценка уязвимости ОТИ и ТС — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Оценку уязвимости вправе проводить организации, имеющие соответствующие лицензии.

Стоит обязательно учитывать, что Росавтодор проверяет всю информацию в отношении категорируемого ОТИ и ТС в течение 45 календарных дней. Если в документах, представленных для осуществления процедуры, будет отражена искаженная, недостоверная, либо не полная информация, заявитель получит отказ, а после устранения недостатков будет ждать такой же срок, и далеко не факт, что устранение недостатков послужит успешному получению уведомления о категорировании объекта автомобильной транспортной безопасности.

Документы, необходимые для прохождения категорирования ТС:

  1. Уставные документы юридического лица, ИП, либо паспорт физического лица – собственника транспортного средства;
  2. Информация о пассажировместимости, классе опасности и балансовой стоимости ТС;
  3. Документы, подтверждающие право собственности на ТС, либо иное право законного владения и пользования (аренда, лизинг и т.д.);
  4. Документы на ТС: ПТС, СТС, ОСАГО.

В связи с тем, что законодатель обозначает только общий перечень необходимых документов для получения уведомления о категорировании транспортного средства, рекомендуем заранее проконсультироваться со специалистами, либо придти лично на прием к инспектору Росавтодора по адресу: г. Москва, ул. Бочкова, д 4.

«За безопасность нужно платить, а за ее отсутствие – расплачиваться» © Уинстон Черчилль, британский политический деятель.

Какие штрафы за отсутствие?

Отсутствие уведомления о категорировании транспорта сулит владельцу административный штраф в размере от 3 до 100 тыс рублей; согласно ст. 11.15.1. КоАП РФ;

За повторное нарушение от 30 до 200 тыс рублей.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение указанной статьи как юридические лица – т. е. им грозит максимально-возможный штраф.

Транспортная организация. Транспортная услуга. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг.

Понятие транспортной организации. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг. Экономика транспортной организации – объект, предмет и задачи изучения дисциплины. Нормативно-правовое регулирование деятельности транспортных организаций в РФ.

План:

1.1. Транспортная организация. Транспортная услуга. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг.

1.2. Экономика транспортной организации – объект, предмет и задачи изучения дисциплины.

1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности транспортных организаций в РФ.

1.4. Характеристика ОАО «РЖД» (крупнейшей транспортной компании мира)

Транспортная организация. Транспортная услуга. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг.

Для предоставления услуг по перевозке грузов и пассажиров, а также для оказания различных сопутствующих услуг, оказываемых до, в процессе или после осуществления перевозки, создаются соответствующие организации и предприятия, которые называются транспортными.

Понятие организация в РФ дается в Налоговом кодексе РФ:

«организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

Понятие предприятие пришло из делового оборота.

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Производственное предприятие характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим и социальным единством.

Производственно-техническое единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию (работы, услуги)

Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит отражение в общей и организационной структуре предприятия.

Экономическое единство определяется общностью экономических результатов работы (объемом реализованной продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли, фондами предприятия и т.д.) и главное – извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности.

Социальное единство определяется тем, что предприятие – это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими целями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей всего коллектива.

Предприятие – не только хозяйствующий субъект, но и юридическое лицо.

Понятие юридического лица определено в Гражданском кодексе РФ:

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, из определения можно вычленить следующие признаки юридического лица:

· Имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

· Отвечает имуществом по своим обязательствам;

· Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;

· Может нести обязанности;

· Может быть истцом и ответчиком в суде;

· Имеет самостоятельный баланс или смету .

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и действует на основании Устава, Устава и учредительного договора или учредительного договора.

В Уставе отражаются организационная и правовая форма предприятия, наименование, почтовый адрес, предмет и цель деятельности, уставный капитал, порядок распределения прибыли, органы контроля, перечень и местонахождение структурных единиц, входящих в состав предприятия, условия её реорганизации и ликвидации.

В настоящее время часто используют термин фирма. Термин «фирма» широко используется в Западной Европе, США и Японии. Есть множество определений фирмы. Наиболее краткое и четкое определение было дано экономистами К.Р. Макконелли и С.Л. Брю : «Фирма – это организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями».

Возможно использование термина – компания

Компа́ния (фр. compagnie — 1) общество, группа; 2) фирма, рота, экипаж корабля, театральная труппа):

  • Компания — группа людей, проводящих вместе время. См. Общество.
  • Компания — коммерческая организация, основной целью которой является осуществление экономической деятельности (производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой или иной). Компании имеют статус юридического лица. Компании могут включать в себя предприятия (заводы, фабрики, шахты, торговые центры и т.п.).

В настоящее время в России существует множество транспортных компаний, готовых оказать различные транспортные и сопутствующие им услуги .

Транспортная компания – это организация, которая обеспечивает транспортный (перевозочный) процесс как самостоятельно, так и своими подразделениями или согласованно с другими организациями.

В дальнейшем будем использовать термин организация.

Целью функционирования любой организации (фирмы, компании, предприятия), в том числе и транспортной является удовлетворение потребностей общества (для транспортной – в перевозках грузов, пассажиров и багажа) и получение прибыли.

В зависимости от классификационного признака все транспортные организации можно разделить на следующие группы:

Таблица 1.

Классификация транспортных организаций

Классификационные признак Виды фирм (их продукция)
Вид деятельности Перевозка пассажиров, грузов и багажа Оказание различных видов сопутствующих услуг
Форма собственности Государственная Муниципальная Частная Прочие формы собственности
Размер Крупные Средние Мелкие
Уровень регулирования деятельности Объекты федерального значения Объекты регионального значения Объекты местного значения
Организационно-правовые формы Хозяйственные товарищества и общества Производственные кооперативы Унитарные предприятия

В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ в России установлены три формы собственности государственная (федеральная и субъектов РВ), муниципальная и частная собственность. На рынке транспортных услуг присутствуют все формы собственности. Что касается государственной собственности, то она в большей степени представлена в сегменте железнодорожных перевозок, т.к. созданное в период реформирования железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» является компанией со 100% уставным капиталом, находящимся в собственности государства. По другим видам транспорта основная доля принадлежит частным компаниям.

По организационно-правовым формам наибольшую часть представляют компании созданы в форме открытых обществ с ограниченной ответственностью (ООО), акционерных обществ как открытых (ОАО), так и закрытых (ЗАО). В сегменте автомобильного транспорта, а также в сфере оказания дополнительных и сопутствующих услуг широко представлены индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Причем для развития предпринимательской деятельности на рынке транспортных услуг малым и средним бизнесом Министерством транспорта РФ разработана специальная ведомственная целевая программа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта» на 2010 — 2012 годы, утверждено распоряжением от 21 июня 2010 г. № ИЛ-48-р. Целью программы является создание благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности в сфере водного транспорта, автомобильного и городского пассажирского транспорта, железнодорожного транспорта; снижение издержек субъектов малого и среднего предпринимательства в области транспорта; повышение доли российских международных перевозчиков – экспортеров транспортных услуг на рынке международных автомобильных перевозок России.

Основным видом деятельности транспортных организаций является оказанием транспортных услуг.

В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в системе рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав, но определения данному понятию не даёт. Исходя из лексического толкования статьи работы и услуги составляют отдельную группу объектов гражданского права наряду с имуществом. По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, а проявляется в её эффекте.

Законодательное определение услуги дается в статье 38 (п.5) НК РФ – » услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Одним из видов услуг являются транспортные услуги – услуги по осуществлению перевозки грузов и пассажиров.

Транспортная услуга представляет собой деятельность хозяйствующего субъекта, направленную на изменение местонахождения людей или партий грузов и осуществляемую по предварительному согласию производителя услуги и клиента.

В зависимости от видов транспортных услуг можно привести классификацию транспортных организаций

В первую очередь транспортные организации, которые оказывают все видов транспортных услуг в сфере транспорта общего пользования, которые выполняются и потребляются в соответствии с договорами (контрактами), заключенными между производителями этих услуг (перевозчиков, транспортных агентов и транспортных экспедиторов) и потребителями (пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями).

Все транспортные организации по виду объекта перевозки (грузы или пассажиры) можно разделить на грузовые и пассажирские. Кроме этого существуют транспортные организации, которые осуществляют перевозку как грузов, так и пассажиров.

Грузовые транспортные организации осуществляют: подготовку груза к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку груза, оформление перевозочных документов, осуществление перевозки, выгрузка груза и т.п.

Пассажирские транспортные организации осуществляют: подачу пассажирского подвижного состава, обеспечение удобной посадки людей, перемещение пассажиров с необходимым комфортом, организация выхода пассажиров из подвижного состава по окончании поездки и др.

Каждому виду транспорта свойственна определенная специфика организации и обслуживания (предоставления услуг по перевозке) поэтому, по виду грузовые перевозки могут осуществляться организациями следующих видов транспорта: железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; морского транспорта; водного внутреннего транспорта; воздушного транспорта.

Аналогично подразделяются организации, осуществляющие деятельность в области пассажирского транспорта.

Кроме этого все транспортные организации могут выполнять различные сопутствующие услуги:

Они подразделяются на:

· объективно необходимыесопутствующие транспортные услуги, для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, обеспечивающие необходимое количество перемещения необходимого количества груза и определенного количества пассажиров;

· субъективно приемлемыесопутствующие транспортные услуги, для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, обеспечивающие приемлемое качество перевозки (своевременность, скорость, сохранность, экономичность доставки и др.)

· общественно необходимыесопутствующие транспортные услуги, для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, выполняемые по требованию государственных организаций (страхование груза, таможенный досмотр, безопасность окружающей среды и др.).

К Объективно необходимым сопутствующим услугам относят:

· оформление документов, сдача и получение груза – это виды работ, без которых не может состояться процесс перевозки от отправителя до получателя, т.к. в условиях функционирования рынка транспортных услуг, который регулируется, прежде всего, гражданскими правоотношениями, без сдачи груза публичному перевозчику и оформления соответствующих договорных документов перевозка груза железнодорожным транспортом общего пользования не может состояться;

· завоз-вывоз грузов – необходимость вытекает из предыдущего пункта, без доставки груза на указанном транспортном средстве от склада отправителя до станции физически невозможно осуществить перевозку железнодорожным транспортом общего пользования;

· погрузочно-разгрузочные работы.

К субъективно-приемлемым сопутствующим транспортным услугам относят:

  • складские услуги – сортировка грузов, комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц, формирование и расформирование пакетов, погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них, маркировка грузов, упаковка, увязка, обшивка грузов, ремонт транспортной тары и упаковки;
  • информационные услуги – уведомление получателей об отправке грузов; уведомление о продвижении и подходе груза; слежение за грузом от отправления до назначения, уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе автотранспорта; уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю; уведомление о пересечение грузом государственной границы, информация о прибытии груза в порт, уведомление о погрузке груза на борт судна и др.;
  • подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава – очистка вагонов и контейнеров от остатков груза и их промывка, обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования, обеспечение грузоотправителей хлебными щитами, оборудование вагонов печами и другими необходимыми для перевозки и погрузки устройствами и материалами, предоставление запорных пломбировочных устройств и др.;
  • платежно-финансовые услуги – оформление и оплата провозных платежей, сборов, и штрафов, проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями, оплата за проведение погрузочных и разгрузочных , складских и иных видов работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах;
  • прочие услуги – разработка и согласование технических условий погрузки и крепления, контроль комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт контейнеров отправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров, сдача вагонов, контейнеров, складских помещений, земельных участков, погрузочно-разгрузочных площадок в аренду, хранение грузов на складах экспедиторов и др.

К Общественно приемлемым транспортным услугам относят:

  • страхование грузов – в условиях повышенного риска при перевозках транспортом общего пользования необходимым становится не только страхование пассажиров, но и добровольное страхование имущества (грузов);
  • таможенное оформление грузов и транспортных средств – компания ОАО «РЖД» выиграла конкурс на организацию и проведение таможенных работ на железнодорожных пограничных станциях и входных припортовых станциях. С августа 2007 года ООО «Таможенный брокерский центр» является единым железнодорожным таможенным брокером на территории РФ.

Вопрос: В связи с ограниченной транспортной доступностью и в соответствии с внутренними положениями (в том числе положением об оплате труда, на которое имеется ссылка в трудовых договорах с работниками), утвержденными в организации, она предоставляет своим сотрудникам проезд от места проживания до места работы и обратно, оплачивая сторонней транспортной организации услуги по их доставке сотрудников автобусом согласно утвержденному маршруту и графику. Вправе ли организация учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли затраты по их доставке сотрудников к месту работы и обратно? Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость доставки сотрудников… («Финансовая газета», N 3, январь 2012 г.)

В связи с ограниченной транспортной доступностью и в соответствии с внутренними положениями (в том числе положением об оплате труда, на которое имеется ссылка в трудовых договорах с работниками), утвержденными в организации, она предоставляет своим сотрудникам проезд от места проживания до места работы и обратно, оплачивая сторонней транспортной организации услуги по их доставке сотрудников автобусом согласно утвержденному маршруту и графику. Вправе ли организация учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли затраты по их доставке сотрудников к месту работы и обратно? Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость доставки сотрудников к месту работы и обратно?

Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Поскольку сотрудники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией их проезда от места жительства до места работы не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работников и соответственно являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, при отсутствии общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников в соответствии с договорами, заключенными с транспортной организацией, не подлежат обложению НДФЛ.

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Исходя из п. 25 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда могут включаться любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором.

Согласно п. 26 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Л. Полежарова,

заместитель начальника Отдела налогообложения

прибыли (дохода) организаций Минфина России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *