Универсальное правопреемство

  • автор:

Содержание

Заявление в суд о правопреемстве

Ищете, как составить заявление в суд о правопреемстве? Основная информация и нюансы составления документа представлены ниже. Дополнительные вопросы и уточнения можно задать дежурному юристу сайта.

Что такое правопреемство? Это замена одного гражданина другим. Или одной организации на другую. Причем как в процессе рассмотрения дела. Так и после вынесения судебного решения. И даже когда судебный пристав уже возбудил исполнительное производство. Причем на любой его стадии.

От правопреемства участники дела должны отличать замену ненадлежащей стороны (заявление о замене ненадлежащего ответчика). В первом случае на сторону истца, ответчика или третьего лица фактически приходит другой человек (организация). И он имеет такое право в силу закона. При замене ненадлежащей стороны факт спора о праве между первоначальными участниками процесса отсутствует.

Скачать образец:

Заявление в суд о правопреемстве

Пример заявления

В Маловишерский районный суд Новгородской области Взыскатель: Макарчук Геннадий Степанович, адрес: 174260, г. Малая Вишера, ул. Малахова, 17, 45 Должник: Солодин Алексей Михайлович, 17.02.1982 г.р., место рождения: г. Томск, адрес: 174260, г. Малая Вишера, ул. Серебряная, 11, ИНН 7945158464 Заинтересованное лицо: ОСП Маловишерского района адрес: 174260, г. Малая Вишера, ул. Ленина, 13, ИНН 482599614 в рамках дела № 2-1846/2021

Заявление о правопреемстве

Маловишерским районным судом Новгородской области 20.02.2021 г. вынесено решение о взыскании с Солодина Алексея Михайловича в пользу Макарчук Елены Степановны денежных средств в размере 302 000 руб. в качестве материального ущерба, причиненного в результате ДТП. Решение вступило в силу 25.03.2021 г. Истец получил исполнительный лист и вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производство направил его в ОСП Маловишерского района. Возбуждено исполнительное производство № 6847616/41684/4154/2021.

В ходе исполнения решения суда взыскатель, Макарчук Елена Степановна, умерла. Что подтверждается свидетельством о смерти от 17.12.2021 г. Ее единственным правопреемником являюсь я, Макарчук Геннадий Степанович, муж взыскателя.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, имущественные права, принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства, входят в состав наследства. Требование о взыскании материального ущерба автотранспортному средству, которое является нашим совместно нажитым имуществом и входит в состав наследства, не связано непосредственно с личностью наследодателя. Следовательно, в отношении такого имущества и лица может быть применена ст. 44 ГПК РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 44 ГПК РФ,

Прошу:

  1. Заменить взыскателя по гражданскому делу №2-1846/2021 и исполнительному производству 6847616/41684/4154/2021 Макарчук Елену Степановну на правопреемника Макарчук Геннадия Степановича, 01.05.1975 г.р., место рождения: г. Тюмень.

Приложение:

  1. Свидетельство о смерти;
  2. Свидетельство о регистрации брака;
  3. Уведомление об отправке заявления и документов участникам дела

18.01.2022 г. Макарчук Г.С.

Когда можно подать обращаться в суд

Если сторона по каким-то причинам выбывает из правоотношения на стадии исполнительного производства, дополнительно потребуется подача заявления о замене стороны исполнительного производства непосредственно судебному приставу-исполнителю. Когда основанием возбуждения исполнительного производства стал не судебный, а иной документ, то для оформления правопреемства на стадии исполнительного производства придется обращаться в орган, выдавший исполнительный лист.

Если сторона заменяется в процессе рассмотрения дела, заинтересованное лицо готовит заявление в суд о правопреемстве. И подает его через канцелярию для назначения даты рассмотрения.

Основания правопреемства по гражданскому делу

В основе процессуального правопреемства лежат материальные нормы права. Это Гражданский, Трудовой кодексы, иные законы. Если гражданско-правовой спор не связан непосредственно с личностью стороны (например, возмещение морального вреда, вреда здоровью связаны), то закон допускает правопреемство. Наследники физического лица или юридическое лицо, образовавшееся при присоединении (слиянии) организации, могут вступить в рассмотрение гражданского дела в качестве одной из стороны.

Процессуальное правопреемство предполагает передачу прав и обязанностей стороны или третьего лица в полном объеме, оно не может быть частичным. При вступлении в процесс важно помнить, что все ранее совершенные действия заменяемой стороны обязательны для правопреемника.

Как составить заявление о правопреемстве в суд

Заявление готовится на имя того суда, который рассматривал дело и вынес решение. Или в чьем производстве в настоящее время находится дело. Требовать оформить процессуальное правопреемство может не только правопреемник стороны гражданского дела. Но и другая сторона. Например, ответчик выбыл. Тогда истец вправе требовать процессуального правопреемства.

В тексте заявления необходимо указать сведения о заявителе, включая адрес и телефон, основания выбытия стороны дела (смерть, реорганизация, признание судом умершим и др.), материальные основания для правопреемства (как правило, это нормы ГК РФ), просьбу заменить сторону гражданского дела. Как доказательства заявитель использует документы, подтверждающие родственные отношения. В том числе и решение суда об установлении факта родственных отношений. Заявитель прикладывает и документы, подтверждающие факт окончательного (а не временного) выбытия стороны процесса.

Конституционный суд в 2018 г. рассмотрел интересный случай. Отец подал иск в защите права собственности, в ходе рассмотрения дела подарил объект недвижимости сыну. И сын хотел вступить в процесс в качестве правопреемника. Сначала суды отказали. Конституционный суд пояснил, что по таким искам правопреемство по причине смены собственника допускается. То есть не только правовые нормы, но и суть спора имеют значение для положительного рассмотрения вопроса о правопреемстве.

Рассмотрение заявления судом

Заявление о правопреемстве суд рассмотрит в судебном заседании. С извещением заинтересованных лиц. Именно поэтому, если исполнительное производство уже возбуждено, обязательно оставьте сведения об этом в заявлении. И укажите судебного пристава-исполнителя (или хотя бы отдел) для извещения.

По итогам рассмотрения документов суд выносит определение. Любой участник дела может подать на него частную жалобу. Правопреемник может вступить в процесс и на стадиях апелляционного, кассационного обжалования и обжалования в порядке надзора. Однако для этого заявление в суд о правопреемстве подается именно по первой инстанции (кто вынес первое решение).

Статья 44 ГПК РФ. Процессуальное правопреемство

Текст статьи 44 ГПК РФ в новой редакции.

1. В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

2. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

3. На определение суда о замене или об отказе в замене правопреемника может быть подана частная жалоба.

N 138-ФЗ, ГПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 44 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям ГПК помогут разобраться в нюансах гражданского процессуального права.

1. Под гражданским процессуальным правопреемством понимается замена лица, участвующего в судопроизводстве в качестве стороны (правопредшественника), другим лицом (правопреемником), при которой правопреемник продолжает в судопроизводстве участие правопредшественника. Несмотря на то что законодатель предусматривает процессуальное правопреемство только для сторон, как это следует из текста ст. 44 ГПК, оно возможно и для третьих лиц. Такой вывод правомерен по следующим соображениям. Третье лицо, заявляющее самостоятельное требование относительно предмета спора, адресует свое требование к истцу или ответчику или одновременно к обоим и тем самым оказывается субъектом (стороной) других правоотношений с каждым из них. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует на стороне истца или ответчика и также является субъектом (стороной) того правоотношения, которое связывает его либо с первоначальным истцом, либо с первоначальным ответчиком. Таким образом, не только стороны первоначального спорного материального правоотношения, но и третьи лица подпадают под действие правила, содержащегося в ч. 1 ст. 44 ГПК.

Основанием для гражданского процессуального правопреемства является переход субъективного права или обязанности в том материальном правоотношении, по поводу которого производится судебное разбирательство, к другому лицу. Такими основаниями могут быть следующие юридические факты: смерть гражданина, бывшего стороной либо третьим лицом; реорганизация юридического лица (ст. 57, 58 ГК), при этом ликвидация юридического лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК); уступка требования (переход отдельного субъективного права — п. 1 ст. 382 ГК); перевод долга и в других случаях перемены лиц в обязательстве. При этом следует иметь в виду, что материальное правопреемство может быть общим (универсальным), когда от правопредшественника к правопреемнику переходит весь объем субъективных прав и обязанностей (например, при наследовании или реорганизации юридического лица), но может быть и частным (сингулярным), если правопредшественник передает правопреемнику часть своих прав или обязанностей (при уступке права требования, переводе долга).

Гражданское процессуальное правопреемство может быть только общим (универсальным), поскольку правопредшественник полностью выбывает из судопроизводства и его место занимает правопреемник.

Гражданское процессуальное правопреемство не допускается в случаях, когда спорное или установленное решением суда материальное правоотношение, по поводу которого производится разбирательство дела, связано с личностью истца или ответчика (например, по искам о расторжении брака, восстановлении на работе и т.д.). Поэтому возможный правопреемник должен максимально корректно оперировать с заявляемыми материально-правовыми требованиями.

Так, истец обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в назначении пенсии по инвалидности. В связи с его смертью суд в порядке процессуального правопреемства допустил к участию в деле в качестве истца его жену, которая предъявила дополнительные требования о взыскании выходного пособия при увольнении Б. и судебных расходов. Решением городского суда исковые требования удовлетворены. С таким выводом суда согласилась и кассационная инстанция. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ прекратила производство по делу, указав следующее. На основании ч. 1 ст. 44 ГПК в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. В соответствии со ст. 220 ГПК суд прекращает производство по делу, если после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена. Согласно ч. 2 ст. 1112 ГК в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. Из содержания ст. 1183 ГК следует, что суммы начисленной наследодателю пенсии, оставшиеся не полученными им при жизни, переходят по наследству. По данному делу заявлено требование о признании за супругом права на пенсию по инвалидности, а не о взыскании установленной и начисленной пенсии, которую муж не мог получить при жизни. Процессуальное правопреемство исключается в случаях, когда недопустимо преемство в материальном праве, в частности когда требование неразрывно связано с личностью истца или ответчика (по искам о расторжении брака, взыскании алиментов и др.), а также когда преемство противоречит закону или договору (ст. 383, ч. 2 ст. 1112 ГК). Таким образом, правом о признании незаконным отказа в назначении пенсии по инвалидности обладает исключительно тот гражданин, которому отказано в назначении данной пенсии, поскольку такое право связано с его личным субъективным правом. С учетом изложенного правопреемство по заявленным требованиям законом не допускается (Определение ВС РФ от 09.12.2005 N 3-В05-16).

Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

В зависимости от того, в какой момент гражданского судопроизводства произошла замена стороны (третьего лица) в порядке правопреемства, суд совершает различные процессуальные действия. Так, например, если сторона (третье лицо) выбыла из процесса при рассмотрении дела в суде первой инстанции, суд обязан приостановить производство по делу и постановить об этом определение (см. комментарии к ст. 215, 217). В случае, когда сторона (третье лицо) выбывает из процесса после вступления решения в законную силу, преемник вправе требовать исполнения решения или совершать такие действия, которые мог бы совершать правопреемник (например, ходатайствовать о пересмотре дела в порядке надзора).

Правопреемник может быть привлечен в судопроизводство по инициативе суда или вступить в дело по собственной инициативе. Вступая в судопроизводство, правопреемник должен легитимировать себя, т.е. сослаться на доказательства, обосновывающие его правопреемство.

Вступление правопреемника оформляется определением.

2. При гражданском процессуальном правопреемстве судопроизводство продолжается с той стадии, на которой произошла замена правопреемника и правопреемник вступил в дело. Поэтому все действия, совершенные до вступления правопреемника в судопроизводство, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для правопредшественника.

3. Вопрос об обжаловании определений, которые суд постановляет в связи с правопреемством, изложен в ч. 3 ст. 44 ГПК редакционно неудачно, так как, по всей вероятности, имеет место опечатка. Должно быть: «На определение суда о замене выбывшей из судопроизводства стороны (третьего лица) и допуске правопреемника и на определение об отказе в замене правопредшественника правопреемником может быть подана частная жалоба».

Замена лица, участвующего в деле, в порядке процессуального правопреемства отличается от замены ненадлежащего ответчика надлежащим по основаниям и последствиям:

а) основанием процессуального правопреемства, как отмечено, является замена субъектов в спорном материальном правоотношении. Основанием замены ненадлежащего ответчика надлежащим может быть ошибка или юридическая неосведомленность истца, определившего ответчика;

б) замена в порядке процессуального правопреемства может быть произведена как в отношении истца, так и в отношении ответчика. Правило замены ненадлежащей стороны касается только ответчика;

в) процессуальное правопреемство допускается на любой стадии гражданского судопроизводства. Заменить ненадлежащего ответчика надлежащим возможно до постановления судом первой инстанции решения по делу;

г) вступая в судопроизводство, правопреемник продолжает участие в нем правопредшественника. Следовательно, судопроизводство продолжается с той стадии, на которой произошла замена стороны в порядке правопреемства. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и судебное разбирательство дела производятся с самого начала.

Понятие правопреемства. Основания возникновения вопроса о правопреемстве. Виды и объекты правопреемства. Особенности правопреемства в связи с распадом СССР.

Понятие правопреемства

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной волей этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Правопреемство считается древнейшим институтом международного права.

Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств:

  1. теория универсального правопреемства;
  2. теория частичного правопреемства;
  3. теория правопреемственности;
  4. теория «неправопреемственности»;
  5. теория tabularasa («чистой доски»);
  6. теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику прав.

Основное содержание частичного правопреемства сводится к следующему. Государство-предшественник сохраняет такие договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Государство-преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

Согласно теории «неправопреемственности» обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.

В соответствии с теорией tabularasa («чистой доски») новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.

По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международной организации в качестве субъекта международного права. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника. Например, 25 декабря 1991 г. страна — председатель ЕС (тогда Нидерланды) опубликовала заявление, в котором констатировалось, что с этого дня Россия считается имеющей международные права и несущей международные обязательства бывшего СССР, включая вытекающие из Устава ООН.

Основания возникновения вопроса о правопреемстве

Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях:

  • при распаде государства на два и более государств;
  • при слиянии государств при вхождении территории одного государства в состав другого;
  • при социальных революциях;
  • при определении положений от метрополий и образовании новых независимых государств.

Международная жизнь богата примерами объединения и разъединения (распада) государств. Например, согласно ст. 1 Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г. объединенная Германия включает территории бывших ГДР, ФРГ и всего Берлина. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств 1991 г. прекратил свое существование Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность и в результате на его территории возникли двенадцать независимых государств.

Правопреемство теснейшим образом связано с проблемой идентичности и непрерывности субъектов международного права.

Государство-правопреемник наследует в основном все международные права и обязанности своих предшественников. Разумеется, эти права и обязанности наследуют и третьи государства.

Вопрос о правопреемстве тесно связан с основными принципами и институтами современного международного права, а именно с правом международных договоров, ответственностью государств, членством в международных организациях, правосубъектностью и т. д.

Виды и объекты правопреемства

В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах:

  1. Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. (далее — Венская конвенция 1978 г.);
  2. Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. (далее — Венская конвенция 1983 г.).

Виды правопреемства государств включают:

  • правопреемство государств в отношении договоров;
  • правопреемствогосударств в отношении государственной собственности;
  • правопреемство государств в отношении государственных архивов;
  • правопреемство государств в отношении государственных долгов.

Объектом правопреемства выступают:

  • международные договоры;
  • государственная собственность, долг, архивы;
  • границы;
  • членство в международных организациях.

Вопросы правопреемства других субъектов международного права детально не регламентированы. Они разрешаются на основе специальных договоров. Многие аспекты правопреемства межправительственных организаций предусматриваются в их учредительных актах и соглашениях о штаб-квартире.

Правопреемство государств в отношении международных договоров

Согласно ст. 17 Венской конвенции 1978 г. новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств. Данное требование не применяется, если из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия. Если же участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии такого согласия.

Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство может — если это допускается договором — выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями.

Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме.

Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда:

  1. они явственно об этом договорились, или
  2. в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

Правопреемство в отношении государственной собственности

Переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государства. Как правило, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.

Согласно ст. 14 Венской конвенции 1983 г. в случае передачи части территории другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения передача части территории государства может быть решена двумя способами:

  1. недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;
  2. движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

В случае если государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, то недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого оно находится. Если же недвижимая собственность государства-предшественника находится за пределами его территории, то она переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных архивов

Согласно ст. 20 Венской конвенции 1983 г. государственные архивы государства-предшественника есть совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Датой перехода государственных архивов государства-предшественника является момент правопреемства государств. Переход государственных архивов происходит без компенсации.

Государство-предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственных архивов, которые переходят к государству-преемнику.

Когда государство-преемникявляется новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходят к новому независимому государству.

Если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, государственные архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику.

В случае разделения государства на два или несколько государств-преемников и если соответствующие государства-преемники не условились иначе, то часть государственных архивов, находящихся на территории данного государства-преемника, переходит к этому государству-преемнику.

Вопросы, связанные с возвращением документов, с порядком обмена копиями и расчетов за предоставление копий, в каждом конкретном случае должны быть предметом двусторонних соглашений.

Правопреемство в отношении государственных долгов

Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредитора.

Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемникув справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

Если государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Если же государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников и если государства-преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. Например, в 1905 г. Норвегия и Швеция отделились друг от друга, каждая из них сохранила свой личный долг.

Правопреемство государств в отношении гражданства физических лиц

Последствия изменения суверенитета для гражданства жителей (территории, затрагиваемой правопреемством) представляют собой одну из наиболее сложных проблем в области правовых норм о правопреемстве государства.

Хотя гражданство в основном регулируется внутренним правом государства, оно имеет прямое отношение к международному правопорядку. Не случайно Совет Европы 14 мая 1997 г. принял Европейскую конвенцию о гражданстве, содержащую, в частности, положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств. Другой орган Совета Европы — Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) — принял в сентябре 1996 г. Декларацию о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц.

Комиссия международного права ООН разработала «Проект статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств». Основные положения этого документа сводятся к следующему.

Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств. Причем не имеет значения, приобрели ли они гражданство государства-предшественника по рождению, в силу принципа jussoti (права почвы) или jussanguinis (право крови), либо путем натурализации, либо даже в результате предыдущего правопреемства государств.

Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства. Во всякий международный договор, предусматривающий передачу территории, должны включаться постановления, которые гарантировали бы, что никакое лицо не станет апатридом в результате такой передачи.

Каждое государство обязано без неоправданной задержки принять законодательство, касающееся гражданства и других связанных с ним вопросов, возникающих в связи с правопреемством государств. Именно так обстояло дело в случае возникновения ряда новых независимых государств. Например, одновременно с разделением ЧССР Чешская Республика 29 декабря 1992 г. приняла Закон о приобретении и потере гражданства, а Хорватия с провозглашением своей независимости 28 июня 1991 г. приняла Закон о гражданстве.

Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств происходит на дату правопреемства государств. То же самое касается приобретения гражданства вследствие осуществления оптации, если в период между датой правопреемства государств и датой осуществления такой оптации затрагиваемые лица оказались бы лицами без гражданства. Государство-преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства. Государство-преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.

Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась (принцип единства семьи).

Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство:

  1. затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории;
  2. имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника.

Особенности правопреемства в связи с распадом СССР

Россия в 1991 году провозгласила себя правопродолжателем СССР. Президент РФ в своем послании от 24 декабря 1991 г. информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности, во всех других органах и организациях системы ООН, «продолжается» при поддержке стран СНГ Российской Федерацией и что она в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. В послании выражалась просьба вместо названия «Союз Советских Социалистических Республик» использовать наименование «РФ» и рассматривать послание как «свидетельство полномочий представлять Россию в органах ООН всем липам, имевшим в то время полномочия представителей СССР в ООН». Перед этим, имея в виду упомянутое решение СНГ, Европейское сообщество и его государства-члены приняли «к сведению, что международные права и обязательства СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН», будут продолжать осуществляться Россией. Генеральный секретарь ООН разослал обращение Президента России всем членам ООН и, учитывая мнение юридического советника ООН, исходил из того, что это обращение носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН.

МИД РФв январе1992 г. заявил, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, и просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР.

Движимая и недвижимая собственность бывшего Союза ССР за пределами его территории, инвестиции, находящиеся за рубежом, были распределены в соответствии со следующей шкалой фиксированных долей в процентах на основе единого агрегированного показателя: Азербайджанская Республика — 1,64; Республика Армения — 0,86; Республика Беларусь — 4,13; Республика Казахстан — 3,86; Республика Кыргызстан — 0,95; Республика Молдова — 1,29; РФ — 61,34; Республика Таджикистан — 0,82; Туркменистан — 0,70; Республика Узбекистан — 3,27; Украина — 16,37. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,7.

Каждая сторона — участник Соглашения 1992 г. имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение причитающейся и отошедшей к ней фиксированной долей от всей собственности бывшего СССР, а также правом на ее выделение в натуре.

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 февраля 1993 г. РФ как государство — продолжатель Союза ССР приняла на себя вес права на недвижимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности.

Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. предусматривает переход под юрисдикцию государств — участников СНГ государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего Союза ССР, находящиеся на их территории. Стороны данного Соглашения имеют право на возвращение тех фондов, которые образовались на их территории и в разное время оказались за их пределами.

В случае, когда отсутствует возможность физического выделения комплекса документов, каждое государство — член СНГ имеет право доступа к ним и получения необходимых копий.

В соответствии с Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. бывшие союзные республики приняли на себя обязательство участвовать в погашении и вести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованных сторонами. Доля России составляет 61,34%, Украины — 16,37, Республики Беларусь — 4,13, Узбекистана — 3,27, Казахстана — 3,86%. Доля остальных республик составляет от 1,62 до 0,62%. Каждая из сторон несет раздельную в отношении других сторон ответственность по выплате причитающейся ей доли долга. Государства-участники взаимно гарантируют, что после полного погашения какой-либо из сторон суммы долга, причитающейся этой стороне, они не будут предъявлять к этой стороне никаких претензий по оставшейся непогашенной части долга.

Стороны договорились, что моментом правопреемства в соответствии с Договором является 1 декабря 1991 г.

В дальнейшем процедура погашения государственного внешнего долга СССР была уточнена двусторонними соглашениями, заключенными сторонами Договора 1991 г. Например, РФ и Украина 9 декабря 1994 г. подписали Соглашение, в соответствии с которым Украина передала, а РФ приняла на себя обязательства по выплате доли Украины во внешнем государственном долге бывшего Союза ССР.

Правопреемство государств
Международно-правовое преемство или правопреемство госу­дарств — это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Правопреемство может быть и в отно­шении других суб-ов МП. Этот институт регулируется на уровне двусторонних соглашений и норм международных обычаев.
Объекты правопреемства государств: гос-ые границы (территория), гос-ая собственность (в том числе находящаяся за рубежом), гос-ые архивы, гос-ые долги, участие в международных договорах, членство в международ­ных организациях. Основа правопреемства — юридический факт возникновения нового государства как суб-та МП.
Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революциисвязано с появлением нового суб-та МП. Франция (XVIII в.), Советская Россия (1917 г.).
Межд-ая практика — в случае соц революции к государ­ству-преемнику полностью переходит тер-ия государства-предшественника (граница неприкосновенна), гос-ая собственность и гос-ые ар­хивы
Государственный долг — это финансовое обязательство государства-предшественника в отношении какого-либо другого суб-та МП. Венская конвенция 1983 г. устанав­ливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредито­ров государства. Однако в случае соц. революции этот вопрос должен решаться на основе взаимной договоренности. Общее правило: наследование долгов.
Участие в международных договорах: Венская конвенция 1978 г. ус­танавливает, что новое государство не обязано участвовать (исключение — договоры относительно границ и договоры, устанавливающие когентные нормы МП). Участие в международных согла­шениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Членство в международных организациях — аналогично. Могут возникнуть проблемы в случае наличия финансовой задолженности и отсутствия согласия других госу­дарств — членов данной организации (но только в том случае, если организация не является универсальной).
Возникновение нового государства в результате деколонизации:в со­ответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabu1а rasа (за исключением территории государства), — новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правитель­ством бывшей метрополии. Гос-ая собственность и гос-ые архивы пол­ностью переходят в распоряжение нового государства. Венская кон­венция 1983 г. устанавливает, что разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости, с учетом равного права всех на информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому неза­висимому государству достоверные архивные сведения. Гос-ый долг не переходит. Поскольку колония по опре­делению не является членом международных организаций и участни­ком международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.
Правопреемство при объединении государств имеет место, ко­гда два или несколько государств объединяются и образуют одно но­вое. Гос-ые границы — новые в соответствии с территорией объединившихся государств. Гос-ая собственность и гос-ые архивы переходят новому гос-ву. Гос-ые долги долги всех государств-предшественни­ков переходят к государству-преемнику. Участие в международных до­говорах и членство в международных организациях — эти вопросы ре­шаются волеизъявлением нового государства (аналогично образова­нию нового государства в результате социальной революции).
Правопреемство при частичных изменениях государственной терри­тории(продажа какой-либо терр-ии одним государством другому, обмен терр-ми единицами, безвозмездная передача части терр-ии). Это проявление принципа подвижности границ. На пе­реданной территории начинают действовать международные догово­ры того государства, к которому она перешла (тоже относи­тельно членства в международных организациях). За ка­ждым гос-ом остаются свои гос-ые долги. Если долг касается передаваемой территории — вопрос решается на основе взаимной договоренности. Гос-ая собственность: недвижимость остается на передаваемой части. Движимое имущество вывозит­ся на территорию государства, которое передает территорию. Гос-ые архивы отдаются государству, к которому перешла терр-ия. Общее правило — их судьба решается по взаимной договорен­ности между гос-ми.
Правопреемство при разделении гос-ва и образовании на его терр-ии двух и более независимых государств:отделение от государ­ства его части и образование нового независимого государства (выде­ление Пакистана из состава Индии; выделение из состава Пакистана Бангладеш; выделение Эритреи из состава Эфиопии). Международ­ные договоры (Венская конвенция 1978 г.) содержат общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое го­сударство, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось (за исключением тех договоров, правопреемство в которых является неделимым). Вопрос о членстве в международных организациях не урегулирован. Обычно старое гос-во продолжает свое членство в организациях, а отделившееся вступает в них как новый суб-т МП. Гос-ая соб­ственность — и движимое, и недвижимое имущество отделившейся части поступает в распоряжение нового гос-ва. Проблема — раздел гос-ой соб-сти, находящейся за рубежом.
Гос-ые архивы отделившейся части должны быть переданы новому государству. Проблема — архивы, относящиеся к истории единого государства. Обычно вопрос решается по взаимной договоренности. Гос-ый долг должен быть поделен между «мате­ринским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Но на новое независимое государство не переходят долги его предшественника. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.

13.Основные виды и правовая природа территорий

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.
Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.
Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.
Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.
Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года. Оно не подлежит национальном присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

Правопреемство при реорганизации юридического лица

Что такое универсальное правопреемство при реорганизации юридического лица?

Сущность понятия универсального правопреемства вследствие реорганизации юридических лиц заключается в том, что все имущественные и другие права, а также обязанности переходят от одного субъекта к другому. Так, существующие обязательства, а также права, которые действовали по день государственной регистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации, не должны быть упущены. Они передаются от реорганизованной организации к реорганизуемой.

Правопреемник юридического лица при реорганизации − это?

В соответствии со ст. 58 ГК РФ лицами-правопреемниками являются юридические лица, которые продолжают хозяйственную деятельность. В зависимости от форм этого процесса, правопреемниками выступают:

  • слияние – к возникшему юр лицу переходят обязанности и права каждой компании, участвующей в данной процедуре;
  • преобразование – при смене организационно-правовой формы юрлица обязанности, а также права реорганизованного предприятия не изменяются в отношении других лиц, но за исключением являются права, обязанности в отношении участников (учредителей) юрлица, изменение которых послужила процедура реорганизации;
  • разделение – права и обязанности переходят к нескольким новым компаниям согласно передаточному акту;
  • присоединение – к присоединенному юр лицу переходят права, а также обязанности присоединяемой организации.
  • выделение – к выделенным компаниям переходят обязанности, права реорганизованного юридического лица согласно передаточному акту.

Как узнать правопреемника организации при реорганизации?

Ознакомиться с информацией о правопреемстве юридических лиц можно по данным, которые содержатся в документах:

  • в решении учредителей о проведении процедуры – документ, в котором отображается информация о лице, перенимающем на себя все обязательства и права после реорганизации;
  • в передаточном акте – документ, который передается в регистрирующие органы в совокупности с заявлением о госрегистрации компании, создаваемой путем реорганизации.

Кроме того, узнать о правопреемстве можно посредством выписки из ЕГРЮЛ, а также журнала «Вестник государственной регистрации». Заказав выписку, можно получить нужные данные о правопреемстве.

Как осуществляется правопреемство при слиянии юридических лиц?

Объединяются обязанности и права, которые принадлежат разным лицам. Правопреемником выступает юридическое лицо, которое образовалось.

Правопреемство при реорганизации юридического лица в форме выделения

При прохождении данной процедуры путем выделения происходит возникновение новой компании. Таким образом, правопреемство заключается в том, что из одной компании выделяется одно предприятие или несколько компаний. При этом реорганизуемое юрлицо не ликвидируется.

Правопреемство при преобразовании юридического лица

Процесс, при котором юр лицо одной организационно-правовой формы трансформируется в компанию иной организационно-правовой формы. Например, АО в ООО.

Переход права при реорганизации юридического лица в форме присоединения

Если осуществляется реорганизационный процесс путем присоединения, то в таком случае права и обязанностями перенимаются от лица, которое присоединилось. Таким образом, правопреемником является последние предприятие, к которому присоединились одна или несколько компаний.

Правопреемство при реорганизации юридического лица в форме разделения

Осуществляется переход обязанностей и прав от компании к новым фирмам на основании передаточного акта.

Права и обязанности при реорганизации юридического лица

Передаточный акт – это документ, в содержании которого прописываются моменты правопреемства. Согласно статье 59 ГК РФ в передаточном акте должны быть сведения о правопреемстве по каждому обязательству фирмы, которая проходит процедуру реорганизации. В список перенимаемых прав и обязанностей также входит:

  • оспариваемые обязательства;
  • имущественные, исключительные права и обязанности;
  • долги по налогам и другие задолженности;
  • обязанность уплаты причитающихся штрафных сумм, которые наложены на юрлицо.

Какие проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц?

  1. В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ в передаточном акте должны быть прописаны положения относительно правопреемству по всем тем обязательствам, которые возникают в реорганизованного юрлица. Но ни одним законодательным актом РФ не предусмотрено, насколько конкретной должна быть информация в этих документах, а также с какой степенью определенности и индивидуализации. Исключением является лишь ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в котором детально прописан перечень имущества, средств и обязательств, которые подлежат отражению в передаточном акте.
  2. Поскольку передаточный акт – это документ, который не является бухгалтерской отчетностью, то составлять его можно разве что, придерживаясь правил методичных указаний по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. Таким образом, в выше упомянутом документе может не полностью быть отражена информация относительно правопреемства.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *