Учитель логопед

  • автор:

Могу ли я с квалификацией логопед работать учителем-логопедом

Наименование должности «Логопед» применяется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, а «учитель-логопед» в учреждениях образования: детских садах, общеобразовательных школах и специализированных школах разного вида. (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761 н, предусмотрены должности «учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)» с общей квалификационной характеристикой. При этом указано, что наименование «логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения.

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209, предусматривает, как это следует из его названия, аттестацию педагогических работников, работающих в образовательных учреждениях.

Извлечения из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26-08-2010 761 н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)

Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

На практике логопедом может стать человек со средним педагогическим и со средним медицинским образованием; логопед может работать как в медицинских, так и в образовательных учреждениях.

Логопед с медицинским образованием выявляет нарушения речи из-за физических дефектов, предлагает методы устранения (подрезание уздечки, например) , направляет к специалисту по выравниванию зубов, что часто является причиной плохой дикции. Педагог-логопед владеет методиками развития мелкой моторики, напрямую связанной с дикцией, приемами и упражнениями для исправления дефектов речи.

В связи с этим востребованность по специализации педагогическая выше, чем медицинская.

Из всего изложенного следует, что специалист-логопед вправе заниматься педагогической деятельностью и при этом получает должность в образовательном учреждении в качестве учителя-педагога.

С уважением, юрист Милосердов В.А.

Олигофренопедагогика: обучение, особенности профессии и перспективы

Олигофренопедагоги специализируются на обучении детей с нарушениями интеллекта. Им редко приходится сидеть без дела — хороших специалистов всегда не хватает. Но это связано в том числе и со сложностью работы — она подходит далеко не всем.

Как работают специалисты этого направления, в чем особенности их профессии и где получить специальное дефектологическое образование по профилю «олигофренопедагогика»? Давайте разберемся.

Чем занимается олигофренопедагог?

Специалист этого профиля оказывает комплексную помощь детям со стойкими нарушениями умственного развития и задержками в умственном развитии:

  • Формирует навыки социального общения, учит правильно себя вести себя в обществе.
  • Организует речевое развитие детей, учит понимать чужую речь и выстраивать связный рассказ.
  • Работает над укреплением памяти, процессов мышления, внимания, способности концентрироваться.
  • Сокращает отставание в развитии, насколько это возможно. Развивает навыки и умения, которые должны быть у ребенка определенного возраста.
  • Помогает развивать мелкую моторику, мимику.
  • Расширяет кругозор ребенка и его словарный запас.
  • Учит формировать причинно-следственные связи.
  • Предлагает упражнения для улучшения ориентации в пространстве и координации.
  • Работает с родителями: консультирует, отвечает на вопросы, дает рекомендации. Особым детям нужно заниматься не только со специалистом в школе или медицинском центре, но и дома — олигофренопедагог помогает родителям понять, как действовать правильно.

Сложность в том, что дети с нарушениями в развитии интеллекта быстро устают, отвлекаются, им сложно надолго сосредоточиться на одном занятии. Специалисты учитывают это при составлении планов занятий: дают ребенку возможность отдохнуть, разбивают материал и упражнения на мелкие блоки, часто меняют форматы в течение каждого урока (физическая активность, чтение, работа с картинками и пр.)

Особенности профессии

В отличие от обычного учителя, олигофренопедагог активно участвует в социализации детей, учит их общаться друг с другом и объясняет многие бытовые вещи: как правильно мыть руки, завязывать шнурки, застегивать молнию, протирать мебель, убираться в комнате. Он же работает над формированием навыка самообслуживания, приучает к гигиене.

Особенность также в том, что дети с нарушениями интеллекта нуждаются в наглядных примерах, повторениях, простых объяснениях. Это нужно учитывать всегда, при планировании каждого занятия. В классе, где учатся такие ребята, нельзя просто сказать: «А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки». Нужно показать, объяснить.

Олигофренопедагог должен быть терпеливым, гибким, сдержанным и тактичным, внимательным, готовым к огромным эмоциональным нагрузкам и к ситуациям, когда даже несколько месяцев работы не приносят ожидаемого результата. Еще одна важная черта — настойчивость, готовность пробовать снова и снова, добиваться прогресса разными способами.

Где выучиться на олигофренопедагога?

Можно потратить несколько лет на классическое обучение в вузе или колледже. Но если у вас уже есть психологическое или педагогическое образование, более удачным решением будут курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по специальности «олигофренопедагогика». В программы включены только профильные дисциплины — благодаря этому даже освоение новой профессии занимает всего 3 месяца.

В списке есть не только общие, но и узкоспециализированные программы. В частности, в АНО «НИИДПО» можно пройти курсы повышения квалификации, чтобы преподавать детям с нарушениями интеллекта отдельные дисциплины: родной язык и речевую практику, математику, естествознание и окружающий мир, человек и общество. Обучение особых детей по этим дисциплинам серьезно отличается от образования по классической школьной программе. Например, ребенку с замедленным умственным развитием не нужно глубоко знать математику — но он должен уметь считать предметы и деньги, чтобы правильно действовать в реальных бытовых ситуациях.

Если у вас возникнут сложности с выбором программы, напишите нам или оставьте заявку на сайте — специалист приемной комиссии позвонит вам, уточнит все детали и поможет подобрать курс.

Куда пойти работать?

Олигофренопедагоги работают в спецшколах, коррекционных и инклюзивных классах, частных и государственных детских садах, интернатах, детдомах, медицинских, реабилитационных и социальных центрах. Они активно сотрудничают с другими специалистами: в частности, с психоневрологами, психологами и учителями, могут вести кружки, секции, заниматься с детьми в творческих студиях.

Подберем программу для Вас!

Внимание! В апреле сотрудники института продолжают работать дистанционно с пн. по пт. в режиме с 9 до 18 часов по Москве.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Кто такой учитель-логопед?

Кто такой учитель-логопед?

Специалист, который занимается коррекцией нарушений речи у детей.

Что входит в компетенцию учителя-логопеда.

Его задача — всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это — «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Кроме того, обычно возникает необходимость оценить состояние неречевых способностей ребенка. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры.

Вопреки распространенному мнению учитель-логопед не только «ставит» звуки. Работа по развитию речи начинается с совместной работы учителя-логопеда с учителем-дефектологом по коррекции у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценную речевую деятельность. В задачи учителя-логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, учитель-логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи. Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача учителя-логопеда — понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием учителя-логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.

Какими нарушениями занимается учитель-логопед?

нарушения произношения звуков (дислалия и дизартрия);

нарушения ритма и темпа речи (заикание, реактивное заикание);

расстройства речи, связанные с нарушением слуха;

недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);

неправильный прикус;

заикание.

Основным признаком-симптомом заикания являются судороги в мышцах лица, губ, языка, дыхательного аппарата ребенка. По характеру они бывают клонические, когда ребенок повторяет один звук или один слог (“по-по-по-пойдем”). И бывают более тяжелые судороги – тонические – когда ребенок просто не может начать говорить, как бы застревает на слове. Могут быть и судороги смешанного типа. Помимо судорог родители могут заметить и другие признаки заикания – это двигательные уловки. Перед тем как начать говорить, ребенок совершает какое-то действие: подергивает мочку уха, постукивает рукой. Речевые уловки – человек, чтобы начать говорить, проговаривает длительно звук или многократно повторяет одно и то же слово (“э-э-э-э-э”, “А я. а я. а я.”).

Личностные изменения ребенка. Дети с заиканием переживают по поводу своей речи, могут отказываться от общения даже с близкими людьми. И в дальнейшем, у подростков такая речевая патология может даже затруднить выбор профессии. Не говоря уже о том, что заикание снижает самооценку ребенка. Хотя нередко переживания не всегда адекватны тяжести заикания. Не зря логопеды считают, что при заикании страдает не речь, а личность человека в целом.

Еще один важный признак заикания – так называемые логофобии. Страх, боязнь речи и ситуации, в которой заикание может возникнуть, например, ответ на уроке перед всем классом, обращение с просьбой к незнакомому человеку на улице.

Когда следует обращаться к учителю-логопеду

Занятия с логопедом необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять речевые нарушения с возрастом становится все сложнее.

Основные задачи учителя-логопеда:

Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:

своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;

предупреждение и профилактика речевых нарушений;

пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.

Важность логопедических занятий

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах — в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника. Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия.

Основные задачи логопедических занятий:

Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры.

Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Совершенствование связной речи.

Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

Советы учителя-логопеда

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Малышам очень полезно заниматься лепкой. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;

выдох происходит плавно, а не толчками;

во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Форум ГБОУ «Школа №1528», корпус 1122

Уважаемые родители, всё больше и больше вопросов Вы задаёте мне об образовании учителя – логопеда. Дабы не тратить время на родительских собраниях, постараюсь, подробно ответит на поставленный вопрос. Для этого необходимо определить, к какой же отрасли знаний относится дефектология: к медицине или к педагогике?
Ну, а теперь обо всём по порядку. Раньше, действительно, логопедии большое внимание уделяла медицина. Например, врач Авиценна (1544 г.), написавший пять Канонов врачебной науки, считал, что в случае молчаливости или дефектном произнесении звуков показано кровопускание, а иногда и подрезание языка (если казалось, что он очень большой и не помещается в ротовой полости). Далее более гуманно, но всё равно норовили что — нибудь отрезать. Первый выпуск молодых специалистов — логопедов состоялся в 1951 году на дефектологическом отделении Московского государственного педагогического института, сегодня университета им. Ленина. Этот факт потихонечку развеивает миф о логопедах – врачах! Продолжая выяснять истину, обратимся к Букве Закона, а она гласит, что логопедическая деятельность подлежит обязательному лицензированию! Логопед часто работает на стыке медицины и педагогики, но в Приказе Министерства здравоохранения № 142 от 29.04.1998 (ныне утративший силу) определившем перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, логопедия указана не была, не было её и в последующей редакции лицензируемых работ и услуг по оказанию медицинской помощи. Нет логопедов и в ныне действующем приказе Минсоцразвития РФ от 10.05.2007 №33, а также в постановлении Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», поэтому логопеды целиком и полностью относятся к сфере педагогики и образования, и лицензирование логопедической деятельности осуществляет Министерство образования РФ!!! По-моему, это весомый аргумент!
NB! Логопед не имеет медицинского образования и, следовательно, не ставит диагнозы, а делает логопедическое заключение! В России несколько вузов исконно готовят специалистов дефектологического факультета: МГПУ им.Ленина, МГГУ им.Шолохова, РГПУ им. Герцена, МГПУ.
Подводя мини — итог сказанному, необходимо отметить, что заканчивая высшее педагогическое учебное заведение, учитель – логопед имеет право работать в трёх сферах, а именно:
— педагогика;
— медицина
— соцзащита.
Теперь, появляется новый вопрос. Почему речевые заключения учителя – логопеда, работающего в педагогике и медицине, разные? Попробуем разобраться и в этом.
Классификации речевых нарушений делятся на:
— психолого – педагогическую ;
— клинико – педагогическую.
Остановимся более подробно на вышеуказанных классификациях.
Клинико – педагогическая (ей пользуются учителя- логопеды, работающие в системе здравоохранения):
I. Нарушения устной речи:
1. Расстройства фонационного оформления высказывания:
— дисфония
— брадилалия
— тахилалия
— заикание
-дислалия
-ринолалия
-дизартрия
2. Нарушения структурно – семантического оформления высказывания:
— алалия
— афазия
II. Нарушения письменной речи:
— дисграфия
— дислексия
NB! Клинико — педагогическая классификация предполагает постановку диагноза, т.к. вышеперечисленные нарушения входят в МКБ №10 (международная классификация болезней). Поскольку логопед не имеет высшего медицинского образования, то данные диагнозы ставятся совместно с невропатологом поликлиники! Также невропатолог уточняет форму и степень выраженности того или иного нарушения. Например, написав дизартрия, невропатолог должен уточнить форму (бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, стертая) и т.д.

Психолого – педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости её в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходим в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей. Например, представьте, что в школу пришли ребята с заключениями: ринолалия, алалия, дизартрия, дислалия, заикание, дисграфия и т.д. Как их объединить в группу? По какой программе их обучать и развивать? На эти вопросы ответила Роза Евгеньевна Левина, великий учёный и прекрасный специалист в области логопедии. Именно она с группой соратников разработала психолого – пегогическую характеристику речевых нарушений:
1. Нарушение средств общения:
— ФФН (фонетико – фонематическое недоразвитие речи)
-ОНР (общее недоразвитие речи)

2. Нарушение в применении средств общения:
— заикание
NB! Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФН и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических процессов.
Таким образом, логопедические заключения клинико – педагогической классификации идут, как бы, параллельно с психолого – педагогической. Например, в поликлинике логопед написал – дисграфия, а учитель – логопед в школе – нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР или ФФН и т.д. Если все участники процесса точно понимают что они делают, то проблем с заключениями ни в одном из учреждений не возникает, ну, а если нет понимания, то…..Но не будем о грустном!
Надеюсь, я смогла развеять миф о таинственной профессии учителя – логопеда! Вывод один – мы все педагоги и не важно, в какой сфере (медицина, образование, соцзащита) работаем!!!

Нарушения речи – частое явление у детей, причина волнений и сомнений у родителей. Очевидно, что нужна специализированная помощь, но чья? Для большинства людей остается загадкой, в чем разница между логопедом и дефектологом, и к кому из них записываться на консультацию в том или ином случае.

Дефектолог или логопед?

Оба специалиста не являются врачами: это деятельность на стыке педагогики, психологии и медицины. Они обладают умением установить контакт с ребенком, вникнуть в суть его проблем и помочь решить их. А вот характер проблем и методы их устранения отличаются, и в этом состоит разница между дефектологом и логопедом.

Компетенция дефектолога – помощь людям с особенностями психофизического развития (чаще всего речь идет о детях). Корректирование речевых нарушений – лишь одно из направлений его работы, это значительно более широкая специализация.

Логопед работает со здоровыми детьми, когда есть необходимость исправить звукопроизношение, усовершенствовать дикцию, т. д. Он нужен ребенку, если проблема сводится к индивидуальным особенностям развития речи при отсутствии сопутствующих патологий развития.

Другое существенное отличие дефектолога от логопеда в том, что он может начинать работать со своим подопечным уже в годовалом возрасте, нацеливаясь на преодоление отставания в развитии. Логопед же приступает к занятиям с детьми, достигшими трехлетнего возраста, когда станет понятно, какие именно особенности подлежат корректировке. Он создает условия для успешного освоения в дальнейшем чтения и письма.

Для точного понимания различий между логопедом и дефектологом стоит поподробнее узнать, чем занимается каждый из них.

Дефектолог: кто это и в чем суть работы

Дефектолог взаимодействует с детьми, развитие которых отклоняется от нормы. В числе его «подопечных» оказываются и взрослые. Он трудится в учебных заведениях, медицинских и реабилитационных учреждениях.

Есть мнение, что название специальности «дефектолог» не совсем этично, поскольку недвусмысленно указывает на имеющиеся недостатки. Поэтому его называют еще коррекционным или специальным педагогом.

Это специалист с высшим педагогическим образованием, полученным на дефектологических факультетах. Программа подготовки дефектолога наряду с педагогическими дисциплинами включает патопсихологию и ряд медицинских разделов.

Помощь дефектолога: когда она необходима

Прежде всего сопровождение дефектолога необходимо детям, у которых диагностированы такие патологии:

  • Ранний детский аутизм, выражающийся нарушением социальных взаимодействий, стереотипностью поведения, проблемами при контактировании с окружающими.
  • Детский церебральный паралич – группа расстройств двигательного характера, формирующихся по причине повреждения структур мозга в перинатальном периоде.
  • Задержка психического развития, возникающая как результат внутриутробных инфекций, патологий беременности, недоношенности, родовых травм, т. д. Нарушения интеллекта здесь носят легкий характер, но затрагивают одновременно речь, память, восприятие, внимание, мышление.
  • Умственная отсталость – врожденные или приобретенные особенности, сопровождающиеся нарушением интеллекта, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.
  • Речевые расстройства, спровоцированные нарушениями слуха и зрения.
  • Любые нарушения психики, если они сопровождаются дефектами речи.

Дефектолог не занимается лечением перечисленных патологий. Он помогает компенсировать и корректировать дефекты развития, которые возникают на их фоне.

Специализации дефектолога

В широком смысле дефектолог – это специалист, в ведении которого находятся проблемы социализации, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии. Исходя из природы таких нарушений специализация дефектологов может быть разной.

  • Дефектолог – сурдопедагог. Контингент, с которым он работает – слабослышащие, позднооглохшие, глухие, глухонемые дети. Дефектолог изучает закономерности их развития, разрабатывает специальные обучающие и адаптационные программы. Он использует специфические приемы (развитие остаточного слуха) помогает освоить жестовый и дактильный язык, дает рекомендации по использованию современных технических приспособлений для коррекции и компенсации проблем со слухом.
  • Дефектолог – тифлопедагог, работающий с теми, у кого имеются серьезные проблемы со зрением. Речь идет о слепых и слабовидящих людях. Он изучает возможности и условия компенсации и коррекции таких нарушений, разрабатывает специальные программы, методы, приемы. Тифлопедагог владеет информацией о работе со средствами для корректировки зрения.
  • Дефектолог – логопед, занимающийся тяжелыми речевыми расстройствами, возникающими на фоне психических и неврологических патологий, сопровождающих слуховые и зрительные неблагополучия, черепно-мозговые травмы, т. д. Он помогает выявить первичные причины дефектов речи и в соответствии с этим подбирает методы коррекции.
  • Дефектолог – олигофренопедагог. Он ведает обучением и воспитанием детей (а иногда и взрослых) с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагог помогает развить интеллект, создает условия для успешного освоения школьного курса обучения. Он работает и с детьми, имеющими интеллект в пределах нормы, но страдающими невнимательностью, неусидчивостью, т. д., может осуществлять диагностику на предмет готовности к школе. «В народе» такого специалиста часто называют просто дефектологом, поскольку родителей пугает слово «олигофренопедагог».

На практике такое деление среди дефектологов зачастую оказывается условным, поскольку очень распространены сложные, сочетанные дефекты развития. Да и общая теоретическая база у перечисленных специализаций одна: все специалисты знают, как классифицируются нарушения в развитии, владеют методами их диагностики, методиками работы с «особенными» детьми.

Что делает дефектолог

На первый визит к дефектологу нужно взять с собой медицинскую карту и результаты всех проведенных обследований (если они имеются).

Работа этого специалиста начинается с подробного сбора сведений, включая особенности течения беременности и родов у матери, поведение, привычки ребенка. Чтобы выявить степень выраженности дефекта, проводится комплексная диагностика развития пациента, выявляется, насколько оно соответствует возрастным нормам. Акцентируется внимание на основных психических функциях, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере.

Проведя диагностику, дефектолог подбирает оптимальные методы и приемы, разрабатывает план коррекционного воздействия. Если это необходимо, он рекомендует консультации узкопрофильных врачей (невролога, ортодонта, психиатра, отоларинголога, психотерапевта).

Длительность работы дефектолога в каждом конкретном случае зависит от степени выраженности дефекта и динамики в ходе коррекции.

Как проводит занятие дефектолог – в этом видеоролике:

Логопед: как и с кем он работает

Из информации, представленной выше, понятно, что логопед – это тот же дефектолог, только узкоспециализированный. Однако логопеды тоже могут иметь разную специализацию.

Логопед-дефектолог

Логопед-дефектолог – это профессионал с педагогическим образованием, прошедший подготовку по направлению «Дефектология». Поле его деятельности – речевые расстройства, формирующиеся у детей с аутизмом, олигофренией, ДЦП, неврозами и т. д.

В программу его обучения входят области знания, дающие возможность выявлять первопричину речевых дефектов и находить подход к юному подопечному.

В ведении логопеда-дефектолога находятся такие неблагополучия:

  • Дизартрия (неверное звукопроизношение из-за ограничения подвижности речевых органов).
  • Алалия – отсутствие речи при сохранном интеллекте. Может быть частичным или полным. Ее частая причина – повреждения головного мозга.
  • Ринолалия (синдром гнусавости). Выражается в изменении тембра голоса и искажении звукопроизношения из-за нарушения резонаторной функции носовой или носоглоточной области.
  • Неправильный темп речи: тахилалия (очень быстрый темп), брадилалия (замедленная речь).
  • Афония (дисфония) – утрата звучности голоса, возможность говорить только шепотом.
  • Заикание — вынужденное повторение звуков, слогов или слов. Может проявляться частыми остановками, нарушающими нормальный ритм речи.
  • Речевые дефекты, возникающие на фоне проблем со слухом.
  • Последствия операций на органах слуха, речевого аппарата.
  • Проблемы, возникающие в процессе овладения чтением и письмом (дислексия, дисграфия, дисорфография).

Работа логопеда-дефектолога нацелена не только на обучение верному произношению звуков. Он стремится (насколько это возможно) «подтянуть» уровень развития подопечного, помогая адаптироваться в окружающей действительности, совершенствуя его мышление, память, внимание.

«Обычный» логопед

В детских садах, школах, разнопрофильных развивающих центрах трудятся учителя-логопеды. Их часто называют «обычными логопедами». Их задача – помощь здоровым детям без серьезных отклонений в развитии. Обычно это выпускники факультетов педагогики или филологических факультетов.

Логопед не только «ставит» звуки, а помогает обогатить словарный запас, работает над интонацией, учит грамотному построению предложений, логичной, связной, красивой речи. Школьникам он бывает полезен в постановке правильной письменной речи.

О профессии логопеда – в этом видеоролике:

Резюмируя, можно сказать, что логопед-дефектолог – это специалист с более широким полем деятельности по сравнению с обычным логопедом. Являясь узкоспециализированным дефектологом, он ведает корректировкой речевых нарушений, возникающих на фоне отклонений в развитии. А «просто логопед» исправляет недостатки речи у здоровых детей.

Дефектолог и логопед для взрослого: нужны ли они, и когда к кому обращаться

Помощь этих специалистов может понадобиться не только ребенку, но и взрослому человеку.

  • Случается, что необходимо исправить речевые дефекты, закрепившиеся с детства (трудности с произношением определенных звуков, шепелявость, проблемы дикции, темпа речи, т. д.). Это особенно важно для людей, работающих в сферах, где присутствует постоянное общение и требуется красивая, внятная речь. В этих случаях следует обращаться к логопеду – с помощью современных методик опытный специалист исправит такие недостатки за короткий срок.
  • Логопед поможет, если речь потеряла четкость после зубопротезирования, а также в избавлении от акцента в речи.
  • Если речевые дефекты появились у взрослого после инсульта или черепно-мозговой травмы, необходима помощь дефектолога.

Существует специальность логопед-афазиолог. Он занимается реабилитацией людей, у которых из-за инсульта, патологий головного мозга разной природы полностью исчезла речь. Такое состояние называют афазией.

Чем раньше начать коррекцию речевых нарушений, тем с большей уверенностью можно получить положительный результат. Важно понимать, чем отличается логопед от дефектолога – это позволит обратиться сразу по адресу, не теряя драгоценного времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *