Требования к помощнику прокурора

  • автор:

При выборе профессии многие руководствуются сферами занятости знакомых, а также личными интересами. Однако, некоторые специальности вызывают вопросы. Рассмотрим, что собой представляет работа в прокуратуре и как стать прокурором. Также в данной статье будет рассказано, где можно получить соответствующее образование, дано определение и описание профессии.

Чем занимается прокуратора

Условно деятельность прокуратуры допустимо рассмотреть в двух направлениях:

  1. Работа в суде. Прокурору предоставляется роль обвинителя. В число его задач входит проверка сведений, полученных в результате изучения дела. В процессе судебного разбирательства он противостоит адвокату;

  2. Надзорная деятельность. Прокурор рассматривает жалобы от населения и осуществляет контроль над деятельностью различных учреждений и ведомств. В случае обнаружения правонарушений, юрист вправе начать делопроизводство. Эти задачи делает сотрудник генеральной прокуратуры.

Отметим, что профессия предполагает наличие глубоких знаний в юриспруденции и аналитического склада ума. У специалиста интересные полномочия, а в будущем он может стать судьей или его заместителем.

Кто такой прокурор, его права и обязанности

Прокурор как юрист выбирает одно из двух направлений деятельности: представительство государства в суде, выступая как обвинитель, и надзор за исполнением обязанностей ведомствами и госучреждениями.

В дополнение к этому прокурор вправе:

  • самостоятельно инициировать судебное разбирательство, подавая иск;

  • является законным представителем государственных органов.

Отметим, что у прокурора есть и ряд обязательств-ограничений:

  • не может развивать бизнес или иметь долю в нем;

  • не вправе быть участником политических партий.

Указанные аспекты связаны с тем, что любое из условий может оказать влияние на беспристрастность юриста. Во многом по этой же причине заработная плата служителя закона достаточно высока, но предоставляется после долгих лет нахождения на службе и создания репутации.

Где и сколько лет учат на прокурора

Получение профессии прокурора допустимо после обучения на юриста. Юридические факультеты есть как в профильных ВУЗах, так и в большинстве институтов и университетов. Конечно, предпочтительно получение знаний в крупном университете, чье основное направление юриспруденция, но это не обязательный критерий.

Рассмотрим ключевые университеты и институты страны, в которых готовят прокуроров. Список, куда допустимо поступить, следующий:

  1. МГЮА – крупнейший российский юридический университет, занимающийся подготовкой прокуроров, адвокатов и медицинских экспертов;

  2. Уральский институт при МВД России – выпускает курсантов-специалистов для работы в Министерстве Внутренних Дел и других отраслях;

  3. Барнаульский университет МВД РФ – несмотря на жесткий отбор, учреждение готовит специалистов с хорошей физической подготовкой и высоким интеллектуальным уровнем;

  4. Саратовская юридическая академия – благодаря сотрудничеству со множеством зарубежных ВУЗов, студенты проходят стажировку в разных странах, изучая юридическую науку всесторонне.

К числу университетов, где допустимо получить высококлассное юридическое образование, относятся: МГУ, МГИМО, СПБГУ и Высшая школа экономики. Во всех вышеперечисленных ВУЗах можно учиться и на следователя. Попасть в университеты не просто, но реально, в каждом есть бюджетные места.

Если человек планирует последующее трудоустройство по специальности «военный прокурор», то стоит выбирать ВУЗ соответствующей направленности.

Какие экзамены нужно сдавать

Для поступления в юридический ВУЗ потребуется сдача трех экзаменов:

  • истории;

  • обществознания;

  • русского языка.

Некоторые университеты также вводят в числе обязательных предметов для сдачи иностранный язык.

Что касается проходного балла, то он зависит от уровня ВУЗа, количества мест и числа поступающих, т. е. конкурса. Отметим очевидное: большинство престижных ВУЗов страны желает видеть высокие результаты абитуриентов.

Зарплата прокурора в Москве

Учитывая специфику работы прокурора и большое количество искушений, люди, занимающие данную должность, получают высокие доходы. Отметим, что путь становления прокурором занимает долгие годы. В первые несколько лет юрист получает минимальный размер оплаты труда.

Рассмотрим базовые цифры по доходам:

  • средний минимум по России – семьдесят тысяч рублей;

  • заработная плата с выслугой лет – девяносто тысяч рублей;

  • максимальные зарплаты в Москве – пятьсот тысяч рублей.

Последние цифры характерны для единиц. В среднем прокурор зарабатывает около ста тысяч рублей в месяц после нескольких десятилетий трудовой деятельности в должности помощника или при работе в смежных ведомствах.

Как устроиться на работу в прокуратуру

Говоря о прокурорах, отметим, что это и специальность, и должность. Выпускнику юридического ВУЗа предстоит долгий и сложный путь, чтобы занять желаемую профессию.

Начать стоит с соискания должности помощника юриста. Иным путем является работа в следственном комитете. Многие хорошие специалисты после нескольких лет работы в следственных органах переквалифицировались в служащих прокуратуры.

Может ли девушка быть прокурором или помощником прокурора

Не существует гендерного ограничения для занятия должности прокурора. В современной России все больше юристов – именно женщины.

Поэтому, если у девушки есть желание работать в надзорных органах или представлять государство в ходе судебного разбирательства, то она вправе получить высшее юридическое образование и стать соискателем на должность прокурора или его помощника.

Плюсы и минусы работы в прокуратуре

Рассмотрим основные плюсы работы в должности юриста:

  • престиж профессии;

  • высокая заработная плата;

  • значимость для общества;

  • обширный практический опыт в разных сферах жизни.

Что касается недостатков, то среди них выделим следующие:

  • долгий путь в становлении профессионалом;

  • большая ответственность и риски для самого человека и членов его семьи;

  • сложность трудоустройства из-за небольшого количества вакантных мест.

Также для прокуроров характерно быстрое профессиональное выгорание, а совершенствовать знания нужно постоянно.

Профессия прокурора одна из наиболее привлекательных среди юридических специальностей. Несмотря на сложность получения образования и долгий путь становления специалистом, достигнутый результат полностью восполняет все потери на пути к цели.

Уточняя, как стать юристом, отметим, что потребуется получить профильное образование и устроится либо в следственный комитет, либо на должность помощника прокурора.

Условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры. Правовое положение прокурорских работников

Страница 1 из 2

Условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры

Согласно ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ» служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также — работники) регулируются (с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом):

    1. законодательством Российской Федерации о труде и
    2. законодательством Российской Федерации о государственной службе .

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

Согласно ст. 40.1 ФЗ прокурорами могут быть граждане Российской Федерации,

    • получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и
    • обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами,
    • способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности и направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

    1. имеет гражданство иностранного государства;
    2. признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
    3. лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
    4. имело или имеет судимость;
    5. имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;
    6. состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    7. отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры

Порядок медицинского освидетельствования, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого

    • на неопределенный срок или

    • на срок не более 5 лет.

Лица, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее 5 лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев

    1. увольнения по состоянию здоровья,
    2. в связи с призывом на действительную военную службу,
    3. увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет,
    4. в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее — организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица

    • не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет.

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица

    • не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Статья 40.2 ФЗ устанавливает, что на лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») для государственных служащих.

Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры

Статья 40.3 ФЗ устанавливает порядок испытания при приеме на службу в органы прокуратуры.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры в течение одного года со дня окончания образовательной организации, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до 6 месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.

Лица, впервые принимаемые на службу в органы прокуратуры, зачисляются на соответствующую должность без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности.

При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.Если срок испытания истек, а работник продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.

Порядок приема и условия службы в органах и организациях прокуратуры

Порядок приема на службу, требования к кандидату на службу в органы и организации прокуратуры, установление и продолжительность испытательного срока, а также условия и порядок прохождения, приостановления и прекращения службы в органах и организациях прокуратуры регламентируются большим количеством нормативных правовых актов. К числу основных можно отнести: 1) Закон о прокуратуре; 2) Регламент Генеральной прокуратуры РФ, утвержденный приказом Генерального прокурора РФ от 11 мая 2016 г. № 276; 3) Примерные должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры РФ, утвержденные приказом Генерального прокурора РФ 22 декабря 2016 г. № 811; 4) приказы Генерального прокурора РФ: а) от 17 марта 2010 г. № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника РФ и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»; б) от 28 ноября 2013 г. № 519 «Об утверждении квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации для прохождения службы в органах прокуратуры»;

  • в) от 15 сентября 2014 г. № 493 «О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации»;
  • г) от 11 июля 2013 г. № 286 «Об утверждении Положения о кадровом резерве для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры Российской Федерации»; д) от 20 февраля 2013 г. № 80 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации».

На государственную службу согласно ст. 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Служба в органах и организациях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, в силу чего прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ.

Законом о прокуратуре установлены дополнительные требования к гражданам, назначаемым на должности прокуроров. К таким условиям и требованиям относятся: гражданство Российской Федерации, наличие высшего юридического образования, необходимые профессиональные и моральные качества, состояние здоровья, возраст.

Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие организацию высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию. Для претендентов на должности прокуроров необходимо иметь диплом о высшем юридическом образовании, полученном по программам, имеющим государственную аккредитацию. В законе не установлен требуемый уровень высшего профессионального образования. Поэтому представляется достаточным для принятия на службу в органы прокуратуры такого уровня высшего профессионального образования, как бакалавр.

При приеме на службу в органы прокуратуры особое внимание уделяют профессиональным и моральным качествам. Служебная деятельность требует от прокурорского работника наличия самых различных знаний и навыков. Обычно отмечается профессиональная грамотность, качество выполнения служебных обязанностей, объем специальных знаний и умение применять их на практике, профессиональный опыт. При установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности, с учетом уровня органа прокуратуры в прокурорской системе. Время от времени профессиональные качества подтверждаются в ходе аттестации.

Необходимые моральные качества, которыми должен обладать прокурорский работник, определены в тексте присяги прокурора, Кодексе этики прокурорского работника. Они указаны в приказе Генерального прокурора от 20 февраля 2013 г. № 80 и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора от 17 марта 2010 г. № 114. Моральные качества прокурора проявляются в его профессиональной этике, которой прокурор должен следовать в служебное и во внеслужебное время. Выделяются такие качества прокурора, как объективность, справедливость, неподкупность, скромность, внимательность к нуждам граждан, честность и др.

На должность прокурорских работников назначаются лица, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В соответствии с требованиями закона о прокуратуре при назначении на должность прокурора кандидат проходит медицинское освидетельствование. На службу в органы и организации прокуратуры не может быть принято лицо, имеющее в соответствии с заключением медицинской комиссии заболевание, которое препятствует выполнению должностных обязанностей, если для соответствующей должности установлены специальные требования к состоянию здоровья (например, психогенный обморок, эпилепсия, активные формы туберкулеза). Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 733 «О медицинском освидетельствовании лиц на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника».

На службу в прокуратуру вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Ограничения по возрасту бывают там, где необходимо обладать не только определенным образованием, моральными и профессиональными качествами, но и большим жизненным и профессиональным опытом, который приходит с возрастом. В связи с этим необходимый возрастной ценз установлен для лиц, назначаемых на должности прокуроров района (города) — не моложе 27 лет, для прокуроров субъектов РФ — не моложе 30 лет, для заместителей Генерального прокурора РФ и Генерального прокурора РФ — не моложе 35 лет. Определенный возрастной ценз прямо связан с опытом работы в системе органов прокуратуры. Поэтому в соответствии с действующим законом о прокуратуре для лиц, назначаемых на должность прокурора района (города), необходим минимальный стаж работы не менее пяти лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Однако предусмотрено и исключение из общего правила. Оно состоит в том, что на должность прокурора района (города) или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации моложе 27 лет, либо имеющий стаж службы менее пяти лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

Для иных прокурорских должностей такого исключения не предусмотрено, поэтому для назначения на должность прокурора субъекта РФ требуется стаж службы не менее семи лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Для назначения на должность заместителя Генерального прокурора РФ необходим стаж службы не менее 10 лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Примечательно, что для назначения на должность Генерального прокурора РФ какого-либо предварительного стажа службы в органах прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, не требуется. Объяснение этому факту заключается, видимо, в том, что должность Генерального прокурора РФ — по сути своей сугубо политическая, и поэтому критериями отбора на нее являются совершенно иные обстоятельства, нежели общие критерии для отбора на службу в органы прокуратуры. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 269-ФЗ одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора РФ неоднократно. При этом на Генерального прокурора РФ не распространяется установленный Законом о прокуратуре предельный возраст нахождения на службе (который согласно п. 2 ст. 73 Закона о прокуратуре составляет 70 лет).

Органы и лица, принимающие участие в назначении прокуроров на должность и освобождении их от должности, указаны в ст. 129 Конституции РФ (согласно которой, в частности, Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ) и ст. 40.5 Закона о прокуратуре (так, прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности: а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей; б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров).

В ряде случаев гражданам могут отказать в приеме на службу в органы прокуратуры. В Законе о прокуратуре указаны причины, по которым введены ограничения. Так, на службу в органы и организации прокуратуры РФ не может быть принято и находиться на указанной службе лицо, имеющее гражданство иностранного государства. Непредостав- ление иностранным гражданам и лицам без гражданства ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти — прерогатива исключительно граждан нашей страны.

Кроме того, лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

1) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; 3) имело или имеет судимость; 4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника; 5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

В том случае, если гражданин Российской Федерации отвечает всем требованиям, установленным Законом о прокуратуре, и не имеет ограничений, то он принимается на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Для улучшения работы по формированию ядра прокурорских кадров, повышения профессионального мастерства прокурорских работников Законом о прокуратуре введены испытания при приеме на службу в органы прокуратуры. Срок испытаний установлен до шести месяцев. Кандидаты зачисляются на соответствующую должность без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности. Руководитель соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на прокурорскую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу, определяет продолжительность испытания. Оно может быть сокращено или продлено в пределах шести месяцев по соглашению сторон.

Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры. Если срок испытания истек, а работник продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание, и дополнительное решение о назначении на должность не принимаются. При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.

В отношении лиц, которые впервые в течение одного года со дня окончания образовательной организации принимаются на службу в органы прокуратуры, испытательный срок не устанавливается.

Лицо, впервые поступающие на должность прокурорского работника, зачисляется на соответствующую должность без присвоения классного чина и на период испытательного срока выполняет возложенные на него обязанности.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 10 декабря 2007 г. № 198 «О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников» первоначальный классный чин присваивается работникам органов и организаций прокуратуры, прошедшим аттестацию, имеющим высшее юридическое образование и стаж работы в занимаемой должности не менее шести месяцев. При этом первоначальным классным чином считается любой впервые присваиваемый работнику классный чин.

Условия прокурорской службы, которые включают в себя выдачу служебного удостоверения, гарантии материального и социального обеспечения, правила ношения форменной одежды, меры правовой и социальной защиты, определяются Законом о прокуратуре. Этим же актом регулируются основания и порядок перевода прокурорских работников по службе, вопросы служебной дисциплины, проведения служебного расследования, применения мер взыскания и поощрения, а также основания прекращения службы, основания и порядок увольнения прокурорских работников, их восстановления в должности, классном чине и на службе в органах прокуратуры.

Внутренний распорядок в органах и организациях прокуратуры устанавливается соответствующими прокурорами, ректорами (директорами) согласно действующему законодательству и особенностям службы.

Важно отметить, что на лиц, занимающих должности прокурорских работников, государственных гражданских служащих распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности, прокурорским работникам, государственным гражданским служащим запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей они обязаны представлять в кадровую службу органов прокуратуры. Прокурорские работники обязаны уведомлять своего руководителя об обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В связи с прохождением гражданской службы в прокуратуре гражданскому служащему и прокурорскому работнику запрещается также:

  • — заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ в соответствии с федеральными законами или законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  • — приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • — быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность;
  • — выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  • — получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные прокурорским работником и гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются по акту в государственный орган, в котором он замещает должность;
  • — использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • — разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • — допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в их должностные обязанности;
  • — принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • — использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, прокурорского работника, если это не входит в его должностные обязанности;
  • — создавать в органах и организациях прокуратуры политические партии, другие общественные и религиозные объединения (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
  • — входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Имеются и некоторые другие ограничения и запреты, нарушение которых является основанием для привлечения прокурорского работника или государственного гражданского служащего к ответственности.

Следует, однако, заметить, что основная роль в обеспечении должного поведения прокурорского работника принадлежит мерам поощрения. Их перечень довольно широк. Они конкретизированы в ст. 41.6 Закона о прокуратуре и приказах Генерального прокуратура РФ. Например, приказом Генерального прокурора РФ от 5 июля 2017 г. № 452 утверждено Положение о нагрудном знаке «Почетный работник Прокуратуры Российской Федерации». Приказом Генерального прокурора РФ от 5 июля 2017 г. № 452 «О наградной системе в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» введены в действие положения о знаке отличия «За верность закону», о медалях «За взаимодействие», «Ветеран прокуратуры».

Мерами поощрения и награждения, применяемыми за примерное исполнение служебного долга, безупречную работу, инициативу, оперативность в выполнении своих функциональных обязанностей, являются: 1) объявление благодарности; 2) награждение Почетной грамотой; 3) занесение на Доску почета, в Книгу почета; 4) выдача денежной премии; 5) награждение подарком; 6) награждение ценным подарком; 7) награждение именным оружием; 8) досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

9) награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; 10) награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ. Допускается несколько мер поощрения одновременно. Поощрения объявляются приказом и заносятся в трудовую книжку и личное дело работника.

За высшие достижения по службе, исключительную верность долгу и присяге, другие особые заслуги прокурорские работники могут быть представлены к государственным наградам и присвоению почетных званий. Генеральная прокуратура РФ может представить прокурорского работника к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации». Оно присваивается высокопрофессиональным юристам, работающим по специальности 15 и более лет, за заслуги в укреплении законности и правопорядка, защите прав и законных интересов граждан, формировании правового государства, развитии юридических наук, подготовке юридических кадров.

Основания и порядок награждения прокурорских работников, присвоения им почетных званий определяются законодательством РФ.

Определенные аспекты трудовых отношений в органах прокуратуры регламентируются иным федеральным законодательством. Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления службы в органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются федеральным законом.

Законом о прокуратуре установлено, что за нарушения служебных обязанностей, проступки, дискредитирующие звание работника прокуратуры, применяются такие дисциплинарные взыскания, как: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) понижение в классном чине; 5) лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; 6) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; 7) предупреждение о неполном служебном соответствии; 8) увольнение из органов прокуратуры. Эти же виды наказания применяются в случае несоблюдения работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

С 2011 г. стал применяться специальный вид увольнения —увольнение в связи с утратой доверия. Такое наказание применяется в случае:

  • — непринятия работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • — непредставления работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • — участия работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • — осуществления работником предпринимательской деятельности;
  • — вхождения работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • — нарушения работником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Руководитель органа или организации прокуратуры, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник, в порядке, установленном законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах прокуратуры.

Сведения о применении к работникам взысканий в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений подлежат включению органами и организациями прокуратуры, в которых работники проходили службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (этот реестр с 1 января 2018 г. размещен в государственной информационной системе в области государственной службы в сети «Интернет»).

Генеральный прокурор РФ вправе налагать любое дисциплинарное взыскание за исключением таких, как: 1) понижение в классном чине — на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом РФ; 2) увольнение из органов прокуратуры — на заместителей Генерального прокурора РФ, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом РФ.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных организаций прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ.

Иные виды ответственности также могут быть применены к прокурорскому работнику. При этом в любом случае проверка сообщения о факте совершения прокурором административного правонарушения является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Проверка же сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом РФ.

Военные прокуроры подпадают под действие ряда специальных нормативных правовых актов, в том числе они поощряются и несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Однако и здесь право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры.

УТВЕРЖДЕНО

приказом прокурора

Красноярского края

от «12» мая 2012 года № 190

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественных помощниках прокуроров органов прокуратуры Красноярского края

1. Общие положения

1.1. Настоящим положением в органах прокуратуры Красноярского края устанавливается институт общественных помощников прокуроров, порядок их отбора, полномочий и организации их деятельности.

1.2. Институт общественных помощников вводится в целях оказания помощи прокурорам районных, межрайонных, специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО края при осуществлении надзора за исполнением законов, а также для изучения личных и профессиональных качеств кандидата для зачисления в кадровый резерв.

1.3. Общественными помощниками прокурора могут быть лица, имеющие российское гражданство, достигшие совершеннолетия, имеющие юридическое образование либо являющиеся студентами старших курсов юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией, добровольно изъявившие желание участвовать в работе органов прокуратуры на общественных началах, положительно зарекомендовавшие себя по месту основной работы (учебы), годные по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника прокурора, не привлекавшиеся к уголовной или административной
ответственности. В зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником прокурора или основанием для прекращения его полномочий.

1.4. Общественный помощник является внештатным работником органов прокуратуры и осуществляет свою деятельность на общественных началах на безвозмездной основе.

1.5. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

2. Подбор и назначение общественных помощников

2.1. Координация деятельности горрайпрокуроров, прокуроров ЗАТО и специализированных прокуратур края по отбору кандидатур общественных помощников среди студентов юридических вузов (после 3-го курса обучения), а также лиц, обладающих определенным практическим опытом или специальными познаниями, имеющих высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, возлагается на отдел по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края.

2.2. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в отдел по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края предъявляются:

рапорт горрайпрокурора, прокурора ЗАТО и специализированных прокуратур о согласии с допуском лица к исполнению полномочий общественного помощника с указанием оперативного сотрудника, на которого возлагается руководство и осуществление контроля за деятельностью общественного помощника;

  • личное заявление кандидата;
  • копия паспорта, военного билета или приписного свидетельства;
  • характеристика с последнего места учебы или работы;
  • копия трудовой книжки (для работающих);
  • справка о состоянии здоровья (форма № 086у), психоневрологического и наркологического диспансеров;
  • автобиография;
  • копия диплома или зачетной книжки (для студентов);
  • две фотографии.

2.3. При поступлении указанных документов отделом по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края с участием старшего помощника прокурора края по обеспечению собственной безопасности проводится дополнительная проверка сведений о кандидате в общественные помощники, в том числе о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

Кандидат проходит собеседование, а при необходимости — психологическое тестирование.

По результатам проверки начальником отдела по вопросам государственной службы и кадров принимается решение о возможности его назначения общественным помощником.

Назначение осуществляется на основании распоряжения прокурора края, в котором указывается

  • срок полномочий общественного помощника прокурора,
  • наименование прокуратуры, в которой будет осуществлять свою деятельность общественный помощник,
  • ФИО оперативного сотрудника, на которого возлагается руководство и осуществление контроля за деятельностью общественного помощника.

2.4. Количество общественных помощников определяется горрайпрокурором, прокурорами ЗАТО, специализированных прокуратур с учетом объема и конкретных условий работы.

2.5. Учет общественных помощников, хранение представленных ими документов осуществляется отделом по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края.

3. Полномочия и обязанности общественного помощника прокурора

3.1. Общественный помощник действует в пределах, установленных настоящим Положением, и может привлекаться к проверкам только тех предприятий, организаций и учреждений, которые поднадзорны прокуратуре города, района.

3.2. Общественный помощник участвует в проверках совместно с прокурорским работником. В процессе проверок может выполнять самостоятельно отдельные поручения прокурора, носящие организационно-технический характер. О результатах проделанной работы докладывает прокурорскому работнику, который поручил ему выполнение конкретного задания.

По результатам совместных проверок по поручению прокурорского работника общественный помощник может готовить проекты справок, докладных записок, актов прокурорского реагирования. Осуществляет доставку документов, запросов.

3.3. Общественный помощник обязан в своей деятельности строго руководствоваться нормами настоящего Положения, действовать только в пределах поручений прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора края, оказывать активное содействие деятельности органов прокуратуры.

3.4. Общественный помощник прокурора не должен допускать разглашения сведений, ставших известными ему в связи с выполнением конкретных поручений прокурорского работника, использовать предоставленные полномочия в личных целях.

3.5. Общественный помощник обязан информировать прокурора обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению его обязанностей (привлечение к административной, уголовной ответственности, возбуждение в отношении него уголовного преследования и др.).

5. Организация деятельности общественных помощников прокурора

5.1. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет оперативный сотрудник, который в соответствии с распоряжением прокурора края непосредственно руководит его работой.

5.2. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими прокурорскими сотрудниками, осуществляет горрайпрокурор, прокурор ЗАТО и специализированной прокуратуры.

5.3. При поручении конкретных заданий оперативные сотрудники, за которыми закреплены общественные помощники, должны проводить с ними инструктаж, знакомить с нормативными актами, относящимися к предмету проверки, составлять и утверждать планы мероприятий с указанием вопросов, на которые общественному помощнику необходимо обратить особое внимание.

5.4. Запрещается поручать общественному помощнику выполнение таких функций, которые в соответствии с законом обязаны выполнять только прокурорские работники, знакомить его с документами, содержащими государственную тайну, служебную информацию ограниченного пользования.

5.5. В целях повышения уровня подготовки общественных помощников необходимо периодически проводить с ними учебные мероприятия по изучению текущего законодательства, форм и методов прокурорского надзора.

5.6. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник по рапорту горрайпрокуроров, прокуроров ЗАТО, специализированных прокуратур может быть поощрен прокурором Красноярского края мерами, не предусматривающими материальные затраты.

5.7. Положительно зарекомендовавших себя общественных помощников прокурора, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в органы прокуратуры края, горрайпрокурор, прокурор ЗАТО и специализированной прокуратуры может рекомендовать для зачисления в резерв кадров.

6. Зачисление в кадровый резерв

6.1. Общественный помощник, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний, имеющий высшее юридическое образование и желающий в дальнейшем поступить на службу в органы прокуратуры, может быть зачислен в резерв кадров для работы в органах прокуратуры края.

7. Освобождение общественных помощников прокурора

Общественный помощник освобождается от участия в деятельности прокуратуры распоряжением прокурора края:

7.1. По истечении срока назначения общественным помощником.

7.2. По инициативе общественного помощника.

7.3. В случае ненадлежащего выполнения взятых на себя обязанностей, совершения порочащего проступка, либо наличия иных оснований, исключающих дальнейшую работу, по рапорту горрайпрокуроров, прокуроров ЗАТО, специализированных прокуратур.

В целях организации работы по присвоению классов квалификации водителям автомобилей центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.10.2008 № 44-10 «О введении новой системы оплаты труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах прокуратуры Российской Федерации», руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке присвоения классов квалификации водителям автомобилей центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур разработать и утвердить аналогичные положения о порядке присвоения классов квалификации водителям автомобилей подчиненных прокуратур, а также создать квалификационные комиссии по присвоению классов квалификации водителям автомобилей и утвердить положения о них.

3. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

4. Считать утратившими силу Положение о порядке присвоения классов квалификации водителям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденное первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации 11.02.1998, и Положение о присвоении классов квалификации водителям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденное заместителем Генерального прокурора Российской Федерации 21.03.2002.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Лопатина Г.Б.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Положение
о порядке присвоения классов квалификации водителям автомобилей центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации
(утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 12 февраля 2013 г. № 66)

Настоящее Положение о порядке присвоения классов квалификации водителям автомобилей центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденными постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», иными нормативными правовыми актами и определяет требования, предъявляемые к водителям автомобилей центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации для присвоения классов квалификации, и порядок их присвоения.

2. Требования, предъявляемые к водителям для присвоения классов квалификации

2.1. Квалификация третьего, второго или первого класса может быть присвоена водителям автомобилей, которые прошли соответствующую подготовку или переподготовку и получили водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

2.2. Для присвоения 3 класса квалификации:

2.2.1. Водители автомобилей должны знать:

назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категории «В» или «С»;

правила дорожного движения;

основы безопасности движения;

инструкцию действий водителей при совершении дорожно-транспортных происшествий;

правила технической эксплуатации автомобилей;

основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок;

признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;

порядок проведения технического обслуживания автомобилей;

правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;

правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;

влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;

способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;

правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля (путевых листов и других документов);

правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

2.2.2. Необходимо наличие в водительском удостоверении проставленных отметок, разрешающих управлять транспортными средствами, отнесенными к одной из категорий «В» или «С».

2.3. Для присвоения 2 класса квалификации:

2.3.1. Водители автомобилей должны обладать знаниями, указанными в пункте 2.2.1, а также должны знать:

назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «Д»;

объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;

способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;

особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;

основные показатели работы автомобилей, пути улучшения их использования;

основные положения планирования и учета работы автомобилей;

элементы дороги, их влияние на безопасность движения автомобиля;

способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей;

порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.

2.3.2. Необходимо:

наличие не менее трех лет непрерывного стажа работы в качестве водителя автомобиля 3 класса в органах и учреждениях прокуратуры;

наличие в водительском удостоверении проставленных отметок, разрешающих управлять транспортными средствами, отнесенными к категориям «В», «С», «Д» либо только «Д»;

отсутствие нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав за последние три года работы;

отсутствие нарушений в течение года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности;

отсутствие нарушений трудовой дисциплины;

добросовестное выполнение служебных обязанностей;

содержание автомобиля в технически исправном и чистом состоянии;

отсутствие перерасхода горюче-смазочных материалов и недопробега (относительно норм наработки до списания) автошин и аккумуляторных батарей при эксплуатации автотранспорта.

2.4. Для присвоения 1 класса квалификации:

2.4.1. Водители автомобилей должны обладать знаниями, указанными в пунктах 2.2.1 и 2.3.1, а также должны знать:

устройство и правила обслуживания автомобилей последних выпусков;

влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;

способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования автомобилей;

основные технико-эксплуатационные качества автомобилей и их влияние на безопасность движения;

элементы теории автомобиля.

2.4.2. Необходимо:

наличие не менее двух лет непрерывного стажа работы в качестве водителя автомобиля 2 класса в органах и учреждениях прокуратуры;

наличие в водительском удостоверении проставленных отметок, разрешающих управлять транспортными средствами, отнесенными к категориям «В», «С», «Д» и «Е»;

отсутствие нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав за последние три года работы;

отсутствие нарушений в течение года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности;

отсутствие нарушений трудовой дисциплины;

добросовестное выполнение служебных обязанностей;

содержание автомобиля в технически исправном и чистом состоянии;

отсутствие перерасхода горюче-смазочных материалов и недопробега (относительно норм наработки до списания) автошин и аккумуляторных батарей при эксплуатации автотранспорта.

2.5. Если водитель автомобиля 1 или 2 класса не выполняет вышеперечисленные или иные требования, предусмотренные в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, а также систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации транспортного средства, класс квалификации ему может быть понижен.

3. Порядок присвоения классов квалификации

3.1. Вопрос повышения или понижения класса квалификации водителям автомобилей центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации рассматривается на заседаниях квалификационной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по присвоению классов квалификации водителям автомобилей центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее — комиссия). Положение о комиссии и ее персональный состав утверждаются приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

3.2. При повышении класса квалификации:

водитель автомобиля подает заявление в комиссию по установленной форме;

секретарь комиссии готовит квалификационный лист водителя по установленной форме и перечень вопросов для оценки уровня знаний, необходимых для присвоения соответствующего класса квалификации.

Водитель, который претендует на повышение класса квалификации, должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к водителю автомобиля соответствующего класса. При этом оценка знаний производится по результатам устного ответа на вопросы из перечня, подготовленного секретарем комиссии.

3.3. При понижении класса квалификации секретарь комиссии:

осуществляет сбор документов, подтверждающих факт нарушения требований, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой (акты нарушений требований технической безопасности, эксплуатационных норм работы автомобиля, справки о дорожно-транспортном происшествии, протоколы об административном правонарушении, постановления и т.д.);

согласовывает вопрос понижения класса квалификации водителям автомобилей, являющимся членами профсоюза, с соответствующим комитетом профсоюза.

3.4. По представлению комиссии присвоение класса квалификации либо его понижение объявляется приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего кадровые вопросы, с внесением соответствующей записи в трудовую книжку и оформляется соглашение об изменении условий трудового договора, заключенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации с работником, осуществляющим профессиональную деятельность по профессии рабочего.

3.5. Индивидуальные трудовые споры по вопросам присвоения или понижения класса квалификации рассматриваются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Порядок выплаты персонального повышающего коэффициента к окладу

Водителям автомобилей в соответствии с присвоенным классом квалификации устанавливается персональный повышающий коэффициент к окладу в следующих размерах:

за 1 класс — 3,0;

за 2 класс — 2,75;

за 3 класс — 2,5.

Условия оплаты персонального повышающего коэффициента к окладу определены пунктами 2.3-2.3.4 Положения об условиях оплаты труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.10.2008 № 44-10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *