Темы статей по международному праву

  • автор:

Международное право, статьи по международному праву

Понятие международного права
Объект международно-правового регулирования
Нормы международного права
Субъекты международного права
Источники международного права
Ответственность в международном праве
Системность международного права
Структура международного права
Международное право в историческом развитии
Древние века
От падения Римской империи до Вестфальского мира
От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
От Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права
Понятие современного международного права
Общие положения
Соблюдение, применение и толкование договоров
Общие положения
Принцип суверенного равенства государств
Принцип неприменения силы или угрозы силой
Принцип невмешательства
Принцип мирного разрешения споров
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
Принцип сотрудничества государств
Принцип равноправия и самоопределения народов
1Понятие государства
Понятие и юридические признаки государственного суверенитета
Несущественность внутреннего устройства государств
Осуществление государством внешних сношений
Иммунитет государства как принцип международного права
Деяния государства в сфере иностранной юрисдикции
Иммунитет государства — участника гражданско-правовых отношений
Общие положения
Клаузула о наибольшем благоприятствовании
Режим наибольшего благоприятствования
Применение норм о наибольшем благоприятствовании
Исключения из положений о наибольшем благоприятствовании
Общие положения
Предмет правопреемства
Принципиальные основы правопреемства
Общие положения
Виды международных обязательств государств
Обстоятельства, исключающие противоправность деяния государства
Международные правонарушения и преступления государств
Субъекты международных претензий
Ситуация международного правонарушения
БСитуация международного преступления
Международно-правовые санкции
Юридическая природа международных санкций
Общие положения
Международные организации
Конфедерации государств
Общие положения
Признание государств
Признание правительств
Другие случаи признания
Заключение
Понятие территории
Государственная территория
Негосударственная (международная) территория
Международно-правовой статус и режим Антарктики
Общие положения
Проблемы гражданства
Правовое положение иностранцев
Основные права и свободы человека
Предпосылки послевоенного мирного устройства
Разработка Устава ООН
Единогласие постоянных членов Совета Безопасности — основа Организации Объединенных Наций
Заключение
Общие положения
Дипломатическое право
Взаимоотношения между государствами
Взаимоотношения государств с международными организациями
Лица, пользующиеся международной защитой
Консульское право
Общие положения
Договоры между государствами
Договоры между государствами и международными организациями или между международными организациями
Понятие и пространственное действие
Правовой статус и режим морских пространств
Урегулирование споров
Общие положения
Международные полеты и их регулирование
Общие положения
Источники международного космического права
Основные принципы космической деятельности
Некоторые особые условия космической деятельности
Общие положения
Внутригосударственное регулирование
Международно-правовое регулирование
Дальнейшая перспектива
Общие положения
Цели международного социально-экономического права и органы, их осуществляющие
Принципы международного социально-экономического права
Специализированные учреждения ООН
Целенаправленность международного социально-экономического права
Общие положения и терминология
Уставы Международных военных трибуналов
Универсальные международные конвенции
Общие положения
Международное гуманитарное право
Дальнейшая перспектива

Коллектив авторов — Будущее международного права. Сборник статей

12 3 4 5 6 7 …18

Будущее международного права

Сборник статей

Под редакцией

доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ

К. А. Бекяшева

Предисловие

Данный сборник статей включен в серию научных трудов, посвященных 85-летию Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), и содержит статьи об актуальных проблемах международного права в будущем.

МГЮА является самым крупным юридическим вузом России, который состоит из более чем 10 институтов, в том числе Международно-правового института.

История Университета началась в 1931 г., когда в Москве были образованы Центральные заочные курсы советского права (заочный правовой вуз). В 1933 г. курсы были переименованы в Центральный заочный институт советского права, который в 1937 г. был преобразован во Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ), а в 1990 г. – Московский юридический институт (МЮИ). 15 июня 1993 г. МЮИ получил статус Академии. По приказу Минобразования РФ от 12 октября 2012 г. Академия переименована в Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

В данном сборнике опубликованы статьи ведущих российских и зарубежных ученых. В них рассматриваются проблемы общего международного права и ряда его отраслей. Выводы и рекомендации, высказанные в этих статьях, заслуживают дальнейшего обсуждения.

Редколлегия выражает благодарность всем авторам за участие в подготовке сборника научных статей «Будущее международного права» и надеется на дальнейшее творческое сотрудничество.

Ответственный редактор,

заведующий кафедрой

международного права,

ветеран МГЮА

К. А. Бекяшев

1 февраля 2016 г.

Абашидзе А. Х

Сохранит ли международное право активную регулирующую функцию в глобализирующемся мире?

Will international law preserve its active regulative function in the globalizing world?

Современное состояние международных отношений характеризуется значительной политической и экономической нестабильностью. Различные негативные события, происходящие в мире, сопровождаются появлением и усугублением различных вызовов и угроз для международного правопорядка, мира и безопасности. В настоящей статье анализируются основные функции международного права в регулировании процесса взаимодействия его субъектов в условиях глобализации, рассматриваются отдельные явления и тенденции, ставящие под угрозу жизнь и благополучие человечества, и роль международного права в их предотвращении и преодолении.

Поставленный вопрос не является надуманным, это не продукт чисто теоретических изысканий. Он имеет актуальное теоретико-прикладное значение не только для государств – основных субъектов международного права, но и для каждого жителя нашей планеты. Дело в том, что человек нуждается в правопорядке, благополучии и справедливости как в рамках государства, в котором он живет, так и в международной системе, ибо мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым.

Что понимается под функцией международного права в целом и регулирующей функцией в частности? Следует заметить, что данный вопрос не является предметом научного исследования наших западных коллег. Они больше предпочитают говорить о функции политики. Как отмечает, например, профессор Малкольм Шоу, «в развитом обществе делается различие между формулированием политики и методом ее осуществления»1. В качестве примера этому приводится разделение власти между парламентом и судебными органами страны, чтобы исполнительная власть не присваивала себе всю государственную власть. По отношению к международному праву он выделяет специфику, констатируя, что арбитрами международного правопорядка являются государства, которые и создают, и толкуют, и применяют международное право2.

Положения о функциях международного права более основательно разработаны в отечественной науке международного права, хотя еще в середине XX в. этот вопрос не представлял интереса для наших известных теоретиков в области международного права3. В настоящее время во многих отечественных учебниках по международному праву в разной степени нашли отражение положения о функциях международного права. Например, профессор Ю. М. Колосов выделяет четыре функции международного права: координирующую, регулирующую, обеспечительную и охранительную. По его мнению, регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия4.

То, что Ю. М. Колосовым среди функций международного права первой указывается координирующая, объясняется прежде всего тем, что советская наука отводила международному праву лишь координирующую роль.

К. А. Бекяшев в учебнике по международному праву под основной функцией международного публичного права понимает «управление деятельностью субъектов в соответствующих сферах международных отношений»5. Этот подход отражает позицию известного русского ученого, юриста-международника и дипломата Ф. Ф. Мартенса, который считал, что международное право должно управлять международной деятельностью государств6.

По определению И. И. Лукашука, функции международного права – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. Международное право вызвано к жизни потребностями международной системы, основной из которых является потребность в самосохранении. Поэтому главной социальной функцией международного права является упрочнение существующей международной системы, обеспечение ее функционирования. Осуществляется эта функция в значительной мере путем поддержания международного правопорядка. Главная юридическая функция международного права, по мнению И. И. Лукашука, состоит в правовом регулировании международных отношений. Она отражает метод реализации главной социальной функции7.

Если внимательно следить за происходящими в мире событиями и ведущимися вокруг них дискуссиями, вне зависимости от того, кто в них участвует – профессионалы или дилетанты в области международного права, данный вопрос занимает центральное место. Мог бы этот вопрос занимать такое же центральное место, например, сто лет назад, перед началом Первой мировой войны, или же этот вопрос приобрел актуальность в условиях глобализирующегося мира?

Любой ответ на данный вопрос будет неполным по той простой причине, что никем и ничем не установлено то мерило, по которому можно было бы определить нижний предел соответствия международного права всем основным потребностям международного сообщества на любом этапе его развития, будь то в период до Первой мировой войны или же в начале XXI в. В дополнение к сказанному следует иметь в виду два важных обстоятельства: во-первых, международное право – явление динамичное и нередко прогрессивное, непрерывное развитие которого невозможно измерить без соответствующих практики и опыта, приобретение которого требует значительных временных затрат; во-вторых, международное право не поспевает за многочисленными процессами, идущими во всех сферах международного взаимодействия, особенно в нынешних условиях, когда предметный охват международного права все время расширяется, увеличивается круг тех, к кому оно обращено. Поиск адекватного ответа на поставленный вопрос осложняется и тем обстоятельством, что, с одной стороны, всеми осознаются положительные и отрицательные последствия процесса глобализации, но при этом, с другой стороны, международное сообщество не демонстрирует адекватную готовность к решительным действиям, оно как бы плывет по течению и довольствуется констатацией негативных сторон процесса глобализации вместо того, чтобы искать реальные пути и средства их предотвращения или преодоления. Доказательством такого порой безразличного, поверхностного отношения к угрозам и вызовам современности является провал международного сообщества в достижении восьми Целей развития тысячелетия (ЦРТ), а также принятие новых семнадцати Целей устойчивого развития (ЦУР)8 при отсутствии реального источника финансирования, направленного на их достижение. Такая же картина наблюдается по отношению к проблеме изменения климата, несмотря на проведение представительной международной конференции по данному вопросу в Париже в декабре 2015 г. Не все государства, особенно экономически развитые, которые в большей степени загрязняют атмосферу выбросами углекислого газа, готовы выделить определенную часть своего ВВП, что в совокупности составит сумму, способствующую достижению успеха в этом благородном деле. Возникают сомнения в том, что решения парижского саммита будут исполнены успешно, ведь уже раздаются голоса о том, что будет повторена участь Киотского протокола.

Роль международного права в национальном законодательстве Республики Казахстан

Деятельность таможенных органов базируется сегодня на законодательной базе, отвечающей современным условиям, приняты другие важные документы. Делается все возможное, чтобы максимально упростить процедуры таможенного контроля и оформления, тем самым сделать нашу экономику более привлекательной для иностранных и отечественных инвесторов. Ведется жесткая борьба с проявлением коррупции в собственных рядах. Таможенная служба достойно представляет Казахстан на передовых рубежах нашей страны. Таможенное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Таможенного Кодекса, принятого в 2003 году, а также нормативно-правовых актов, принятие которых предусмотрен настоящим кодексом.

Таможенный Кодекс Республики Казахстан определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Республике Казахстан и направлен на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, активизацию связей казахстанской экономики в системе мировых экономических отношений и либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Таможенное дело в Республике Казахстан включает в себя порядок иконтроля, применения таможенных режимов, взимания таможенных платежей и налогов, ведения борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела и другие средства реализации таможенной политики, основанные на властных отношениях между государством и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую и иную деятельность.

Сфера таможенного дела — область государственного регулирования по применению таможенного дела при реализации таможенной политики Республики Казахстан.

Отношения, затрагивающие сферу таможенного дела, не урегулированные настоящим Кодексом, регулируются иными законодательными актами Республики Казахстан.

В Республике Казахстан осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Казахстан.

Таможенная политика относится к ведению центральных исполнительных органов Республики Казахстан в пределах их полномочий. Основными целями таможенной политики Республики Казахстан является стимулирование развития экономики и защита экономических интересов Республики Казахстан, обеспечение эффективного таможенного контроля и иные цели, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

Согласно статье 8 Таможенного Кодекса: все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат таможенному контролю.

Таможенный контроль осуществляется таможенными органами Республики Казахстан в порядке и формах, установленных Таможенным Кодексом.

Таможенные органы Республики Казахстан государственные органы, в пределах своей компетенции участвующие в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляющие таможенное дело в Республике Казахстан, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан .

Становление казахстанского таможенного права происходит на фоне функционирования международного таможенного права, возникшего посредством выделения его из международного публичного права. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций решением от 12 сентября 1990 г. Провозгласила период 1990-2000 гг. Десятилетием международного права, подчеркнув при этом строгую обязательность международного права для всех государств. Обеспечение такого правопорядка предполагает примат права в политике, приоритет международных обязательств над внутренними международно-правовых принципов и норм.

Вопросам международного таможенного права посвящены работы Н.С. Барчуковой, Ф. Мартенса, Б.М. Угарова, К.Г. Борисова и др.

М.А. Сарсембаев отмечает, что: «… таможенное дело и его правовое регулирование не могут находится только в пределах внутренней компетенции государства; таможенное дело регулируется на международной арене государства; таможенное дело регулируется на международной арене международно-правовыми нормами, которые заложены в целом ряде таможенных конвенций, подписанных государствами, в том числе Казахстаном. Можно говорить, что в системе международного права находится отдельная отрасль — международное право».

Продвижение Казахстана в мировое сообщество в той или иной степени будет сопровождаться международным экономическим сотрудничеством и международной экономической интеграцией.

По определению К.Г. Борисова, «международное таможенное право представляет собой обобщенные правила и обязательства государств мирового сообщества, координирующие и регулирующие отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений».

Большое значение в рамках международного таможенного права придается осуществлению национальной политики государств, каждое из которых старается закрепить ее в таможенном законодательстве, определив при этом направленность на охрану своего экономического суверенитета, поскольку от этого зависит согласование в дальнейшем принципов и норм международных отношений.

Международные экономические отношения базируются на общих принципах международного права в целом и принципах международного таможенного права в частности, таких, как уважение национальной независимости и суверенитета; невмешательство во внутренние дела; неприменение силы или угрозы силой; полное равноправие; уважение национальных интересов и права каждого народа распоряжаться своей судьбой; взаимная выгода, недискриминация, наибольшее благоприятствование и др.

Суверенитет Казахстана, в частности экономические суверенитет и безопасность, означает его свободу в выборе форм и путей сохранения и защиты своей национальной экономики от какого либо вмешательства со стороны других государств и их экономической деятельности.

Направленность экономической безопасности, как определяется казахстанским законодательством, связывается с:

  • — обеспечением экономической независимости и недопущением экономической изоляции Казахстана от мировой экономической системы;
  • — сохранением и укреплением ресурсно-энергетической основы экономики страны;
  • — максимальным уменьшением степени уязвимости экономики государства, связанной с воздействием возможных отрицательных факторов, возникших в геополитическом окружении;
  • — обеспечением взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и международными финансовыми институтами, приоритетности направления внутренних, внешних кредитных ресурсов и инвестиционных возможностей на восстановления и развитие отечественной экономики;
  • — непревышением предельно допустимого уровня дефицита государственного бюджета и укреплением его доходной части;
  • — недопущением увеличения внешнего долга против размеров установленных законом о республиканском бюджете, и угрожающего дисбаланса в социально-экономическом развитие регионов Казахстана;
  • — увеличение доли казахстанских товаропроизводителей в экономике страны при условии поощрения конкуренции и ограничения монополизма и обеспечением экономического роста.

В настоящее время международное право, как универсальная, особая правовая система, призванная обслуживать отношения между суверенными государствами и независимыми от государственного суверенитета международными объединениями (международными организациями), все более плотно и явно «впитывается», вторгается в ткань внутригосударственной правовой системы. Понятно, что не учитывать международно-правовые нормы на внутригосударственном уровне практически невозможно и неправильно, так же как и не учитывать национально-правовые нормы государств в процессе создания международно-правовых, что характеризует тесную взаимосвязь и взаимозависимость международного и национального права.

Международное право объективно влияет на законотворческую деятельность государств. Принимаемые государствами новые международно-правовые обязательства обязательно учитываются на внутригосударственном правовом уровне, порой требуют внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а в некоторых случаях — принятия новых национальных правовых норм. В этой связи, признавая важность международно-правового регулирования отношений между субъектами на внутригосударственном уровне, во многих государствах законодательно признанно верховенство норм международного права. Как известно, Конституция Республики Казахстан 1995 года установила следующее:

  • 1. действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств республики, а также нормативных Постановлений Конституционного Совета и Верховного суда Республики.
  • 2. международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона (ст. 4).

Таким образом, на высшем юридическом уровне установлен примат норм международного права, содержащихся в ратифицированных Казахстаном международных договорах. А также установлено, что такие нормы могут быть применены на территории Казахстана как непосредственно, так и посредством включения их в специальные законодательные акты.

Несколько особенно поступил российский законодатель, определив все международно-правовые принципы и нормы в качестве составной части своей правовой системы. Так, в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Выше приведенное характеризует в некоторых случаях схожесть, а в некоторых — различия в правовом определении места и роли международного права во внутригосударственной правовой системе некоторых государств. Такое положение имеет место быть по причине того, что само международное право (право международных договоров) оставляет на усмотрение государств выбор и право самостоятельно определять свое отношение к нормам международного права на национальном правовом уровне, но при этом требует выполнения конечной цели — все международные правовые обязательства, независимо от того, в какой форме они выражены (обычные или договорные) и независимо от способа их признания (подписание, подтверждение, ратификация международного договора) должны добросовестно соблюдаться государствами.

Таким образом, международное право, а, конкретно, признанные Казахстаном международные договоры, образуют особую категорию источников соответствующей казахстанской отрасли права — международно-правовые источники.

Казахстан является участником большого количества международных договоров, регулирующих соответствующие аспекты таможенной деятельности. Признание Казахстаном некоторых важнейших универсальных международных договоров в этой сфере, в заключение которых республика не принимала участие, произошло путем присоединения к таким договорам. Так, Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 года (№ 2275) осуществлено присоединение Казахстана к такому важному в таможенной сфере международному договорному акту универсального характера, как Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), принятой в Женеве 14 ноября 1975 года.

Большая часть региональных и двусторонних таможенных договоров была заключена Казахстаном после приобретения государственной независимости. При этом, разработчиком и инициатором заключения многих таких договоров выступала именно Республика Казахстан.

Следуя смыслу части 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан международные обязательства, содержащиеся в таких договорах, признаются действующим правом республики. То есть, нормы таких договоров по своему статусу и характеру приравнены к нормам внутреннего законодательства, но, при этом, Конституция определила приоритет норм ратифицированных Казахстаном международных договоров перед нормами национального законодательства .

Таким образом, международно-правовые источники таможенного права — совокупность юридически обязательных и рекомендательных международно-правовых норм, соответствующим образом признанных республикой, одновременно с национальным таможенным законодательством регулирующих таможенную сферу, дополняющие и обогащающих казахстанское таможенное право.

Учитывая специфику регулируемых таможенным правом отношений и, в частности, такие аспекты, как ввоз на таможенную территорию Республики Казахстан товаров и транспортных средств либо вывоз с такой территории товаров и транспортных средств с применением специальных таможенных режимов, можно смело заявлять о непосредственной близости именно этой отрасли права международному праву, о ее непосредственной взаимосвязи с международным правом.

В современном мире существуют две общепризнанные правовые системы — национальная правовая система государств и международно-правовая система. Под международным правом, как правило, понимают систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества .

Определяя международное право как особую правовую систему, существующую параллельно с системами национального права различных государств, оговаривается, что на каждом этапе развития международных отношений международное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии.

Таким образом, международное право — это универсальная правовая система, нормы которой:

  • а) создаются путем соглашения между государствами;
  • б) регулируют международные отношения и связанные с ними внутригосударственные общественные отношения;
  • в) соблюдаются добровольно государствами и наряду с этим обеспечиваются мерами индивидуального или коллективного принуждения;
  • г) отражают характер и уровень политической борьбы на международной арене .

Само международное право принято подразделять на: публичное и частное. При этом под публичным международным правом принято понимать само международное право, а международное частное право обычно определяется как право, нормы которого регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным или международным элементом. При этом, международное частное право также определяют как составную часть внутренней правовой системы каждого государства .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *