Сын 16 лет не хочет учиться

  • автор:

Сын 16 лет ничего не хочет делать и учиться

Здравствуй, Светлана. Помогите и спасите!!! Я просто в тупике. У меня огромная проблема с сыном. Ему 16 лет, учится в 11-ом классе, достаточно коммуникабельный парень, но не со мной. Крайне редко удается поговорить просто «по душам» То минимальное общение дома почти всегда заканчивается ссорой, повышением голоса, обидами, непониманием.. К школе отношение просто никакое, целыми днями компьютер и гулянки; вроде бы понимает, что в этом году нужно поступать, но абсолютно ничего для этого не делает, да и не только для поступления, он просто посещает школу, не более того.Глядя на него создается впечатление, что ему просто все равно.. Стыдно сказать, я забрала у него шнур от компьютера,в 16 лет и наказание.. И еще одна проблема — это отношение ко мне. Чтобы ни попросила, в результате: а) ты ничего не говорила; б) не успел; в) забыл. И когда пытаюсь развить одну из этих тем, то начинаем ругаться. Пыталась не обращать внимание, надеялась проснется совесть..Ничего не просыпается (( С мужем мы развелись 6 лет назад, к Алексею-сыну он спокоен был всегда. Мои просьбы повлиять на Алексея не оставлял без внимания, разговаривал, но так, чтобы остаться хорошим для него. И когда говорила сыну, что обращусь к отцу, слышала ответ: «Обращайся, он меня все равно поймет» И еще, когда пытаюсь отстоять свою точку зрения или добиться желаемого результата от него, а делать это приходится путем запретов, потому что по-хорошему он меня не слышит, слышу от него: «Ну и что ты этим добьешься?!» И я понимаю что НИ-ЧЕ-ГО, ни по-хорошему, ни по-плохому…Остается просто закрыть глаза на все..
Я знаю, что выход есть в любой ситуации. И очень надеюсь, что наш случай не исключение.. Но, увы, я его не вижу..
Очень надеюсь на Вашу помощь.
Заранее спасибо.

Евгения, Иркутск, россия, 33 года

Крисько Светлана

Детская и подростковая психология, арттерапия, семейная психотерапия, тренинги.

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Евгения.

В этом возрасте невозможно действовать запретами и угрозами, они уже должны научиться нести ответственность за свою жизнь, скоро они будут в ней. Поэтому вам необходимо научиться говорить с ним правильно и отдать ему в руки ответственность за свою жизнь. 1. В конфликте говорите о своих ощущениях и чувствах в этот момент — это называется «Я-высказывание».Ни в коем случае не произнесите ТЫ и ДОЛЖЕН. 2. Скажите ему о том что хорошее вы чувствуете к нему, о своей любви и т.д. Только очень искренние вещи говорите. 3. Теперь можете говорить о своих страхах, о последствиях и т.д 4. И в конце отдайте ему ответственность за ту ситуацию о которой говорили. И никогда не берите её назад, даже если он начнет вас провоцировать. Полюбите себя. займитесь собой. своим личностным ростом, своей успешностью и тогда он сам вернется к вам после 22 лет с любовью и благодарностью.

С уважением, Крисько Светлана, Психологический Центр «Мой Тренинг».

Подросток не учится и лежит на диване. Но это не значит, что вы должны кормить его с ложки

Пора ли паниковать, можно ли как-то поднять подростка с дивана и как вести себя родителям, если ребенок не думает о будущем и не хочет учиться, рассказывает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.

– Впереди – 10-й или даже 11-й класс, а подросток лежит, смотрит в потолок и говорит, что ничего не хочет, учиться не хочет, поступать никуда не хочет. Какие могут быть причины?

Екатерина Бурмистрова

– Причин может быть много, и с каждой ситуацией надо разбираться отдельно. Подростковый возраст очень нестабильный. Возможно, его накрыла несчастная любовь. Возможно, он с чем-то не справился, заваливает предмет, и ему нужен репетитор.

Если подросток лежит и смотрит в потолок не один день, а неделю и больше, нужно разбираться, выяснять причину.

– Но все-таки какие основные причины того, что «я ничего не хочу» – достаточно распространенное явление среди подростков?

– Если мы говорим про семьи с подростками, живущими в больших городах, и про тех, кто взрослеет у очень внимательных, мотивированных родителей, очень часто подростки ничего не хотят, потому что они просто не успевают захотеть. Мы, боясь что-то упустить в их развитии, предупреждаем их желания. Особенно желания образовательные и те, что связаны с хобби. Он еще толком не успел захотеть, желание еще до конца не вызрело, а мы раз – и реализовали все.

Например, ребенок думает о программировании, задумался о хорошем компьютере, два года ходит на занятия – это одно, а другое – походил неделю, а к воскресенью компьютер купили. Результат может быть для человека не очень ценным из-за того, что на его достижение потребовалось совсем не много времени, а его не перехитришь.

Я не говорю о том, что нужно каждое желание мариновать и тогда хороший результат будет гарантирован. Но не учитывать это тоже нельзя.

Еще один момент заключается в том, что сегодня у подростка очень насыщенная информационная среда – много занятий в школе, много дополнительных занятий. Соответственно, может не возникать желания только потому, что ничего уже не нужно, слишком всего много, до перегруза.

Третье – это то, что взросление происходит в довольно защищенной среде, без экономических и социальных катаклизмов. Поэтому дети часто растут инфантильными. Они не то что не хотят заниматься чем-то, каким-то хобби, они в целом не очень что-то хотят. У них не развита воля, они привыкли, что где можно не напрягаться, лучше не напрягаться.

Они внимательно выбирают, что им подходит, а что не подходит, и очень ориентированы на заботу о себе. Вроде бы звучит плохо. Но в то же время именно эта способность, немного направленная в другую сторону, даст им возможность отказаться от ненужного: это меня не интересует; а вот у меня нет этого драйва; а вот мне это тяжело, у меня это не пойдет. Так что есть шанс, что они все-таки выберут то, что их заинтересует по-настоящему.

Последняя причина, очень важная – зависимость от интернета, от соцсетей есть у гораздо большего количества подростков, чем мы думаем. Человека, который имеет зависимость, сидит все время в компьютере, в телефоне, сосредотачивается в том, виртуальном мире, все остальное интересует гораздо меньше. Это отдельный разговор про природу зависимости и способы работы с ней, но это явление распространено гораздо больше, чем мы думаем.

– Могут ли родители отличить, что ребенок ничего не хочет из-за каких-то проблем в воспитании или из-за того, что у него депрессия?

– Один из признаков депрессии – как раз отсутствие желания. Если ребенок ничего не хочет, при этом у него есть другие признаки депрессии, например вялость, постоянная усталость, обязательно нужно показать его психиатру. Подростковые депрессии, увы – явление распространенное, и причины их роста не установлены. Говорят и про повышенную учебную нагрузку, и про ту же самую зависимость, и про то, что дети мало двигаются. Но факт остается фактом. Так что если подозреваете депрессию – нужно идти к грамотному психиатру. Если вы с этим пойдете к психологу, психолог вам не скажет, есть ли у вас депрессия, это не компетенция психолога, он все равно отправит к психиатру.

Не учится, не работает – запирать ли холодильник

– Я читала в одном из сообществ, что поднять подростка с лежанки и уговорить что-то сделать без скандала требует много сил и эмоций. Это так?

– Я вообще не понимаю про уговорить в этом смысле. Почему требуются уговоры и эмоции? Может быть, был авторитарный стиль воспитания, когда слишком многое решает мама, и то, что подросток лежит на диване – это сопротивление? Надо что-то менять для того, чтобы можно было начать диалог. Если вы водите ребенка за ручку, а ребенку 17 лет, вы, конечно же, можете столкнуться с сопротивлением.

У человека после 14-15 лет либо есть своя мотивация что-то делать, либо нет. Если своей мотивации нет, ее в ручном режиме через уговоры запустить нельзя. Это воспитательная ошибка.

Если вы уговариваете подростка идти к репетитору или уговариваете его помочь принести картошку, значит, вы не перешли на следующую ступень отношений, застряли в детстве. Когда он был маленький, его приходилось уговаривать съесть ложку манной каши, теперь вот уговоры продолжаются.

– Бывает, в ответ раздается и грубость…

– Конечно, это оборона. Потому что уговоры – неработающая модель. Вы его уговариваете, как будто он маленький, а он огрызается. Мне кажется, до подростка нужно донести: уговаривать тебя мы не будем, ты можешь нас попросить, чтобы мы тебе оплатили репетитора, но, если ты не поступаешь, мы тебе не оплачиваем обучение на платном. Мы не кормим тебя и не поим, ты просто идешь работать. Это называется выставление границ.

– Сейчас, кстати, стало трендом позволить ребенку после школы «искать себя». Как долго можно позволять это?

– Мне кажется, границы нужно выставлять сразу, воспринимая выросшего ребенка как самостоятельного человека, который должен включить свой двигатель, возможно, совершать свои ошибки. Но если нет четко проставленных границ, ему будет трудно делать выбор.

Современные подростки, выросшие, к счастью, в достаточно стабильном обществе, не понимают, что для простой обычной жизни требуются усилия.

И родителям, и ребенку с самого начала нужно понимать – когда он вырастет, кормить себя он будет сам. То есть, пока ребенок учится, его материально поддерживают; если он не учится, его перестают поддерживать.

– Но если родители это поняли не сразу, ребенок после школы «ищет себя», не учится и не работает, что делать? Не холодильник же на замок запирать…

– На замок не запирать, но выросший ребенок не сможет поехать на долгожданный фестиваль, вы ему не купите новые кроссовки, у него не будет нового девайса, вы не будете оплачивать отдых, развлечения.

Лучше заранее, пока ребенок растет, без эмоций доносить до него эту мысль: «Когда человек взрослеет, он продолжает оставаться ребенком для семьи, но по сути он уже не ребенок. На правах ребенка он остается, пока учится, получает образование. Если это не так, то, значит, ты такой же, как мы, взрослый, тебе нужно будет работать, для того чтобы оплачивать транспорт, интернет». Обычно такие спокойные разговоры, которые ведутся с ребенком, пока он еще растет, очень понятны и доходчивы.

Сегодня многие семьи приходят к тому, что современные изнеженные мальчики должны пойти в армию, и только после этого они приходят в сознание, понимают ценность и важность учебы…

Я знаю, что чем выше материальный уровень семьи, тем чаще бывают трудности с мотивацией. Зачем ребенку готовиться, трудиться, поступать, ведь если он не поступит на бюджет, пойдет на платное? У семьи есть деньги, он привык развлекаться, он получает удовольствие от жизни.

– Подводя итог: нельзя подростка уговорить встать с дивана и начать что-то делать? Тогда что нужно делать?

– Это просто не работает. Да, тревоги, переживания родителей понятны. Но если лечить аппендицит капустными листьями, будет ощущение, что мы что-то делаем, но аппендицит от этого не пройдет. Это не тот способ, который помогает. Уговоры, они для дошкольников: для трехлеток, четырехлеток – привлечь внимание, уговорить, замотивировать. С подростками совершенно иначе. Это их жизнь, их сознание, их выборы.

Родителям тоже надо учиться, находить какой-то промежуточный вариант между «делай, что хочешь, ты нам не нужен» и «делай, как мы сказали», договариваться, выставлять границы, но не в острый момент отношений, а заранее, лет с 13-14.

Если ребенок просит, ему можно и нужно помочь найти репетитора. Можно и нужно помочь организовать режим, с которым он не будет выгорать. Но важно, чтобы это была не только ваша инициатива, а прежде всего ребенка, а вы уже подхватываете. Чтобы он думал: «Мне нужно в этот институт, ради этого я готов что-то делать». А не: «Это вы меня определили, а я, так и быть, согласился».

Когда мы применяем к подростку то, что работает с дошкольником, мы сильно ошибаемся и сильно портим отношения. Главное, как я сказала, это ни к чему не ведет. Надо учиться договариваться, как мы делаем это со взрослыми людьми.

Вчера Госдума приняла очередные поправки в Закон «Об образовании». Народные избранники предлагают новый порядок отчисления детей из школы. Теперь бросить учебу можно уже в 15 лет! Нужно только согласие родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и местного органа управления образования. Правда, родителей вместе с чиновниками обяжут в течение месяца найти для недоросля занятие по душе, то есть трудоустроить.

Как мне объяснили в Комитете Госдумы по образованию и науке, такой порядок и раньше действовал в системе образования. Просто теперь школа не сможет самостоятельно отчислить ребенка за неуспеваемость или плохое поведение. Для этого необходимо создать комиссию из педагогов, специалистов органов опеки и родителей школяра.

Поправки, по мнению депутатов, помогут справиться с подростковой преступностью. Прилежные ученики не будут попадать под тлетворное влияние своих неблагополучных сверстников. А те, кто не хочет учиться, тоже вздохнут спокойно: теперь можно бросить ненавистную школу и заняться куда более интересными вещами. Законно.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Дмитрий РАСТИМЕШИН, юрист, редактор вкладки «Документы» газеты «Первое сентября»:

— По большому счету ничего не меняется. Порядок отчисления детей из школы не стал ни проще, ни сложнее. Госдума в очередной раз продемонстрировала, что вместо решения принципиально важных вопросов депутаты заняты имитацией бурной деятельности, обсуждая абсолютно бесполезные поправки.

Андрей РЯБЦЕВ

ВОПРОС ДНЯ

Что будет, если подросток перестанет учиться?

Ксения СОБЧАК, телеведущая:

— Конечно, иногда люди вынуждены бросать школу, чтобы заработать. Но лучше все-таки совмещать учебу и бизнес, потому что ту базу, которая закладывается в школе, уже никогда не восполнишь.

Игорь МЕЛЬНИК, девятиклассник московской школы № 1211, 14 лет:

— Ну и правильно депутаты решили! Классно теперь все будет. Меня уже школа достала. Вот доучусь год и работать пойду.

Юрий СТОЯНОВ, телеведущий «Городка»:

— Наш парламент постоянно работает с опозданием. Он узаконил то, что существует на самом деле: огромное число детей уже давно не учится, а те, кто учится, находятся на уровне, на котором я был в 13 лет. Это ужасно…

Сергей САМОЙЛОВ, советник Президента РФ, бывший директор детдома:

— Школу в 15 лет бросают, как правило, те, кому не на кого опереться в жизни. Как бывший детдомовец могу сказать: «ранняя взрослость» редко когда приводит к чему-то хорошему…

Виктор РЫБИН, солист группы «Дюна»:

— Если в 15 лет бросить школу, то в 16 лет можно бросить университет, в 17 — аспирантуру, в 18 — Академию госслужбы… А в 19 тебя заберут в армию и там вправят мозги!

Наталья ГАЛИЦКАЯ, учитель математики

158-й московской школы:

— И что это изменит? Всегда так было: кто не хотел, тот и не учился. А теперь дети вполне законно смогут вместо школы торговать с родителями на рынке.

Владимир ВИНОКУР, сатирик:

— Ничего хорошего не будет. У нас и так образование хромает. Знаете, что получится: если сейчас в «дедовщине» в армии министр обороны винит телевидение, то вскоре вину, видимо, свалят на школу.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования РФ (1998 — 2004 гг.), ректор Российского университета Дружбы народов:

— Новая поправка в закон только разрешает школам освобождать от обучения 15-летних, но вовсе не обязывает их это делать. Нововведение не должно стать поводом для выдворения из школ трудных подростков.

Марина, Москва, читатель сайта WWW.KP.RU:

— В том-то и дело, что ничего не будет — ни работы, ни денег. Ничего!

Подросток хочет бросить учебу. Что делать?

Как я хотела бросить школу

Мой восьмой класс закончился весьма трагически для меня. Я ушла из одной из самых сильных школ Петербурга из-за травли. Амбиции были побеждены простым человеческим желанием учиться спокойно, без постоянной борьбы и противостояния насмешкам. Если честно, уже после восьмого класса, к концу которого я, кстати, и пришла к неформальному имиджу, мне хотелось бросить учебу. Ну а что? После восьмого класса можно идти в поварской техникум, который мне в шутку порекомендовала мама, когда моя успеваемость упала настолько низко, насколько не падала никогда. Тогда у меня появилась мечта: я хотела делать пирсинг и татуировки, совмещая это все с работой фотографа. Меня завораживало то, что человек берет свое тело и рисует на нем, как на холсте, а фотографию я воспринимала как процесс созерцания человеческого тела. Мои, несомненно, романтичные мечты не имели ничего общего с реальностью: только «хочу» и красивая картинка, образ.

В тот раз маме удалось меня отговорить. Она аргументировала свою точку зрения тем, что бросить учебу я смогу в любой момент, а наверстывать упущенное будет сложнее. Ее доводы показались мне логичными, и я дала образованию второй шанс. Мой девятый класс протекал в атмосфере максимальной гуманитарности, в абсолютном любовании словом и искусством слова. К концу года происходящее мне порядком осточертело, и я твердо решила-таки бросить учебу, заработать в сфере общепита на курсы тату-мастера и пирсинг-мастера и заниматься тем, чем мне заниматься нравится. Сейчас я понимаю, что причины моего желания были иными, но о них позже.

Изображение с сайта

Чем ярче будет ваша сосредоточенность именно на образовании, тем более сильное сопротивление вы получите.

Мама отговорила меня и в этот раз, и ее аргументом были мои очевидные способности к точным наукам. Я мечтательно подумала о больших зарплатах айтишников и решила остаться. После десятого класса уходить не было смысла – что я, зря целый год томилась в школе? Зато к концу одиннадцатого класса, который тоже выдался достаточно сложным, я поняла, что не хочу поступать в вуз. И вот здесь моим родителям сказать было нечего. Я готовилась к поступлению в технический вуз, но вдруг воспряла духом и начала писать со страшной силой, вспомнила, как писала с самого детства, вспомнила, как фанатично строчила репортажи в детском кружке начинающих журналистов, и почувствовала, насколько я люблю слово и насколько хорошо мне удается владеть им. И родители сдались. Я не поступила. Я даже не стала подавать документы. И сейчас я нигде не учусь. Однако только сейчас я прервала учебу сознательно. Предыдущие два раза были не желанием бросить учебу. Все было гораздо сложнее.

Почему многие подростки хотят бросить учебу

Протест

В подростковом возрасте происходит переосмысление ценностей и приоритетов, и в какой-то момент этого переосмысления ребенок просто отрицает все то, что ему прививали изначально. «Плохие» мамка с папкой хотят, чтобы ребенок выучился? Получите, распишитесь – ребенок бросает школу. «Плохие» родственники хотят, чтобы деточка получила высшее образование? Опять же, получите – деточка пойдет в самый плохой техникум, какой только сможет найти, а еще лучше – пойдет работать в фастфуд-ресторан. Чем ярче будет ваша сосредоточенность именно на образовании, тем более сильное сопротивление вы получите. Это работает так же, как давление. И работает это подобным образом не только с подростками. Просто подростки сильнее боятся манипуляций и чужого влияния.

Усталость

Одиннадцать лет человек почти каждый день встает, надевает неудобную и некрасивую школьную форму, собирает полторы тонны учебников и идет на семь-восемь часов к людям, которые на него кричат и требуют постоянного интеллектуального напряжения. Кто угодно устанет. Я, например, устала, а моя подруга устала еще сильнее – она поступила в достаточно престижный вуз, а потом передумала и забрала оттуда документы. Настолько ее утомила постоянная учеба. Подобное происходит из-за весьма неграмотного отношения родителей к образованию чада. Если вы настаиваете на походе в школу даже в случае, если ребенок плохо себя чувствует или испытывает очень сильное отторжение и усталость, если вы ругаете и гнобите за оценки, если вы ставите школу во главу угла, то добро пожаловать: ваш ребенок, скорее всего, ненавидит школу, и он, вероятнее всего, попытается уйти из нее как можно раньше. Он просто решит, что у него нет сил на еще какой-то ЕГЭ, какие-то занятия, какую-то подготовку. Не легче ли пойти учиться в техникум? Ребенок будет думать не о будущем, а о том, как сохранить свои нервы. А вот еще вариант: может, ребенок сам себя нагрузил, устроившись, как я, на две работы. Естественно, при такой колоссальной нагрузке никаких ресурсов на дальнейшую учебу не будет. Будет бесконечное истощение, постоянное напряжение, которое кончится только тогда, когда ребенок осознает, что больше не может, а осознает он в самый последний момент – я, например, не так давно ушла со второй работы, а весь одиннадцатый класс пахала, как ломовая лошадь .

Дискомфорт

Если вашего ребенка травят, если он сталкивается с агрессией со стороны учителя – вряд ли он захочет задержаться в школе подольше. И его можно понять. В этом случае нелюбовь к школе и нежелание учиться понятно и закономерно, и виной тому – невнимательность родителей, а также подход «Да нормально, всех гнобили». Нет, гнобили не всех, и такая ситуация ненормальна. Однако намерение ребенка бросить учебу в подобном случае является лишь следствием, которое несложно устранить. Травля не просто мешает, она уничтожает ребенка . И убивает желание и возможности учиться.

Изображение с сайта

Техникум – это не приговор, не «быдло» и не низкий уровень.

Стоит ли переубеждать ребенка

Давление никогда не поможет вам – наоборот, оно сработает против вас. Аргументы, которые вы приведете ребенку, будут в первую очередь производными от вашего личного опыта и вашей личной точки зрения. Давления не должно быть ни в коем случае – оно сведет на нет все старания . Поэтому данный момент требует максимальной осторожности. Убедив ребенка, вы можете сломать его судьбу, и в результате вы будете обвинены во всех смертных грехах, причем абсолютно справедливо. Однако если вы не переубедите ребенка, на вас тоже потом могут посыпаться все шишки, а их будет много, и ребенок, опять же, будет прав. Все дело в том, что не существует общего подхода. Так как понять, стоит ли настаивать на том, чтобы ребенок оставался в школе? Давайте разберемся.

Когда ребенка стоит переубеждать и как это сделать

Приходит к вам дитя и объявляет, что все, после девятого класса в школу возвращаться оно не собирается. Не разводите панику! Поговорите словами через рот. Чтобы понять, насколько серьезны намерения вашего ребенка, спросите, куда он собирается поступать и собирается ли вообще. Затем – почему конкретно он хочет уйти. Если он не знает, куда будет поступать, если отвечает размыто типа «ну куда-нибудь поступлю», а уходит из школы, потому что «задолбала эта школа», – значит, переубеждать стоит, причем немедленно. Ребенок хочет не учиться в техникуме, он просто не хочет возвращаться в школу и продолжать учебу. Получается, он пытается таким образом бежать от того, что ожидает его в школе. Выясните, что ему не нравится: программа, одноклассники, учителя, нагрузка. Объясните, что в техникуме может быть еще сложнее и что стоит просто сменить обстановку.

А потом вместе составьте план действий. Вместе сядьте и распределите нагрузку: когда – репетитор, когда – дополнительные занятия, в какие дни обязательно-обязательно нужно быть в школе. Есть время – есть возможность восполнить свои ресурсы. Времени нет – ребенок постоянно утомлен.

Поговорите с учителями, которые смеют обижать вашего ребенка. Поговорите с родителями одноклассников, которые травят. Позвольте ребенку, например, три раза в месяц прогуливать день в школе, чтобы он не чувствовал себя постоянно принужденным, постоянно задавленным. Позвольте не соблюдать дресс-код – это ни на что не повлияет, разве что учителя могут сделать пару замечаний, но, если честно, на это стоит плевать с высокой колокольни – кроме вреда

Когда ребенку нужно позволить действовать самостоятельно

Однако техникум – это не приговор, не «быдло» и не низкий уровень. Например, моя близкая подруга – студентка училища. И поступление туда – лучшее решение в ее жизни, ведь она учится в музыкальном училище и делает поразительные успехи. Она решила туда поступать еще за несколько лет до окончания музыкальной школы, она готовилась к поступлению, она мечтала туда поступить, и она поступила. Она ушла после девятого класса не потому, что ей не хотелось больше учиться в школе, а потому, что ее мечта требовала именно поступления в это училище. И моя подруга знает, куда будет поступать дальше и где сможет работать, если не поступит. Она продумала свое будущее, и для нее поступление в училище – важный шаг на пути к цели, а не бегство от ненавистной обстановки.

Итак, если ребенок может дать толковое объяснение тому факту, что он хочет уйти после девятого класса, если он сможет убедительно рассказать, почему выбрал именно такой путь, если в его рассуждениях будет какая-то система, если будет видно, что он действительно продумал свои следующие шаги, – радуйтесь: ваш ребенок взрослеет. И не нужно ему препятствовать.

Если подросток не хочет учиться…

Грубит, лжет, прогуливает школу, убегает из дома… Несносный подросток. Как с ним справиться?

…Если бы папе Леше несколько лет назад сказали, что будет вытворять Антон в пятнадцать лет, Алексей бы просто рассмеялся. Это их-то Антошка, который в младших классах занимался бальными танцами, а потом — футболом, хорошо учился, радовал маму и папу примерным поведением, будет бродяжничать и после 9-го класса бросит школу?! К сожалению, случилось именно так. Потянулись месяцы ничегонеделания. Пробовали устроить парня на работу, но это показалось ему скучным. Антон болтался целыми днями с друзьями, иногда у них ночевал, иногда куда-то уезжал. Ничем не занимался. И поражал безграничной необязательностью: чего ни попросишь, вроде, не отказывал, но не выполнял. Казалось, он не жил, а безвольно плыл по течению, как упавший в воду листок.

Иногда родителям звонили Антошкины друзья и жаловались, что он взял взаймы деньги и не возвращает. Родители возмущались, но долги сына раздавали… Однажды в день оформления квартирной сделки они всей семьей должны были прийти к нотариусу в заранее назначенное время, о чем сто раз родители напомнили сыну. И он действительно был дома, только на полчаса вышел к приятелю, соседу по подъезду, а вернулся… через два дня. Отец — красноречивый адвокат — не нашел слов, чтобы оценить поступок сына, а просто вытащил из брюк ремень и выдрал парня…

Что же заставляет вести себя так, будто они с ума посходили?

Точка зрения эндокринолога

Такое поведение принято объяснять поиском своего места в обществе. Подростки хотят получить права взрослых, но не спешат взять на себя их обязанности, да и не могут, потому что не готовы. Все это так. Но есть и другие причины — биохимические.

Любовь Самсонова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии детского и подросткового возраста ГОУ ДПО РМАПО Росздрава:

«Одна из причин, по которым подросткам трудно учиться, — дефицит йода. Им страдают 80-90% населения России — те, кто живет вдали от моря. Йод не вырабатывается в организме, не накапливается, он каждый день должен поступать с пищей и расходоваться на синтез гормонов щитовидной железы. Эти гормоны регулируют работу всех систем организма, в первую очередь, центральной нервной системы. Недостаточно гормонов — снижается память, ухудшается наглядно-образное мышление, рассеивается внимание. Подросткам йода требуется больше, у них очень высока скорость всех обменных процессов. Безволие, лень, утомляемость — это опять-таки нехватка йода, он определяет не только интеллектуальную работоспособность, но и физическую.»

Что делать родителям?

Используйте йодированную соль. И обязательно давайте подростку йодид калия. Он должен получать не менее 200 мкг йода в сутки каждый день в течение всего полового созревания, то есть на протяжении 3-5 лет.

Точка зрения психиатра

Анатолий Северный, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦ психического здоровья РАМН, президент Ассоциации детских психиатров и психологов:

«У мальчика неустойчивый тип характера. Такие подростки зависимы, идут на поводу у окружения. Интересов, кроме как «потусоваться», у них нет.

К тому же парень явно переживает кризис мотивации — состояние, которое у подростков отмечается часто, но, к сожалению, мало изучено. Ребенок обычно хочет того, чего хотят и ждут от него родители. Ему важно получить одобрение мамы и папы. В подростковом возрасте эта мотивация сменяется собственной. Теперь он должен реализовать то, что хочет сам. Но если родительская мотивация уже отвергнута, а собственная еще не созрела, подростку ничего не хочется, он делает то, что делает его ближайшее окружение: идет за тем, кто позовет, живет «за компанию»…

Что делать родителям? Ждать, пока у ребенка возникнет собственная мотивация. Но не сложа руки, а постоянно предоставляя ему возможность попробовать себя в каком-нибудь деле.

Cоветы психолога

Мария Радионова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологического консультирования МГППУ:

  • Наберитесь терпения. Закончится гормональная перестройка, уйдут импульсивность, раздражительность, агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться. Но останавливайте любые проявления неуважения к себе! Не превращайтесь в безропотную жертву.
  • Продолжайте любить ребенка, который ведет себя сейчас так скверно, всячески показывайте ему, что вы не махнули на него рукой, а верите, что он хороший и способен на хорошие поступки. Ему не менее трудно, чем вам.
  • Как можно чаще говорите по душам, без угроз и обвинений. Даже если вы не разделяете взглядов сына или дочери, выслушайте чужую точку зрения.
  • Старайтесь сохранять спокойствие. Потому что гарант спокойствия в отношениях с ребенком — именно вы, человек взрослый.
  • Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения». Не думайте о глобальных катастрофах в перспективе: «станет наркоманом», «пойдет на панель»… Рассматривайте каждый конкретный день, плюсы и минусы вашего общения сегодня. И обсуждайте их, сохраняя уважение к подростку.

Марина Кирина
Консультанты: Любовь Самсонова,
Анатолий Северный, Мария Радионова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *