Суд СССР

  • автор:

Верховный Суд СССР

Верховный Суд СССР — высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года.

Создание

См. также: Верховный революционный трибунал при ВЦИК

Вопрос о необходимости создания единого для всего Союза ССР высшего судебного органа встал сразу после образования СССР в декабре 1922 года, поскольку статья 12 Договора об образовании СССР предусматривала учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда СССР «с функциями верховного судебного контроля».

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принимает первое Положение о Верховном Суде СССР, определившее статус, компетенцию и порядок деятельности данного суда.

Конституция СССР 1924 года в главе 7 («О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик»; в 1935 году название этой главы было изменено и изложено в следующей редакции: «О Верховном Суде и Прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик») закрепила место и роль Верховного Суда в системе органов государственной власти СССР.

Компетенция

Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы:

  • дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  • дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  • разрешение судебных споров между союзными республиками;
  • рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Позже, 14 июля 1924 года, ЦИК СССР принял Постановление, именовавшееся «Наказ Верховному Суду СССР», которым уточнил и конкретизировал полномочия и порядок деятельности Верховного Суда СССР.

Структура

Первоначально (по Положению 1923 г., Конституции и Наказу 1924 г.) Верховный Суд СССР работал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий;
  • Военной и Военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд имел право также создавать специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК СССР, СНК СССР, Председателя и членов Верховного Суда СССР, Прокурора СССР, его заместителя и старших помощников.

Председатель Верховного Суда и его члены назначались Президиумом ЦИК и им же могли быть освобождены от должности. В состав Пленума Верховного Суда входили также по должности четыре председателя верховных судов союзных республик и председатель Объединённого Государственного Политического Управления при СНК СССР. Также в работе Пленума обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместитель.

В 1926 году упраздняются военно-транспортные трибуналы и Военно-транспортная коллегия Верховного Суда СССР, а Верховный Суд СССР провозглашается кассационной инстанцией по делам, рассмотренным военными трибуналами; в том же году к компетенции Верховного Суда отнесено толкование общесоюзного законодательства.

24 июля 1929 года ЦИК и СНК СССР принимают новое Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которым, в частности, Верховному Суду СССР было предоставлено право законодательной инициативы и возложена обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В 1931 году образуется Коллегия Верховного Суда СССР по транспортным делам и определяется новый состав пленарных заседаний Суда — Председатель Верховного Суда СССР, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного Суда СССР и четыре члена, назначаемые Президиумом ЦИК СССР, в число которых входит один представитель ОГПУ.

В 1935 году вносятся изменения в Конституцию СССР, затронувшие и вопросы Верховного Суда СССР. В частности, была уточнена структура Суда. По новому закону Верховный Суд СССР действовал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Судебно-надзорной коллегии;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий;
  • Военной коллегии;
  • Коллегии по транспортным делам;
  • Водной транспортной коллегии;
  • Спецколлегии.

Кроме того, Верховный Суд получил право непосредственной отмены судебных актов верховных судов союзных республик, противоречащих общесоюзному законодательству (согласно ранее действовавшим нормами он мог лишь опротестовывать такие акты в адрес союзного ЦИК).

Конституция СССР 1936 года определила Верховный Суд СССР как высший судебный орган. На Верховный Суд СССР, согласно Конституции, возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет, также в состав Суда входили по должности председатели верховных судов союзных республик (ст. 105 Конституции).

16 августа 1938 года на основании Конституции СССР принимается Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», которым были внесены изменения в структуру Верховного Суда СССР (создана Железнодорожная коллегия и упразднены Коллегия по транспортным делам и Спецколлегия).

В годы Великой Отечественной войны происходят некоторые изменения в структуре Верховного Суда. Так, были образованы Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии (в связи с введением военного положения на транспорте), являвшиеся кассационной и надзорной инстанциями по делам военных трибуналов соответственно железнодорожных водных путей сообщения. Также, в 1944 году, создаётся Судебная коллегия по делам лагерных судов в качестве кассационной и надзорной инстанции по делам, рассмотренным созданными тогда же лагерными судами (специальные суды, действовавшие в системе ГУЛАГа).

В 1949 году Судебная коллегия по делам лагерных судов Верховного Суда СССР ликвидируется с передачей кассационных функций трибуналам войск МВД.

Председатели

См. также

  • Список Председателей Верховного Суда РСФСР и РФ
  • Список Председателей Верховного Суда КазССР и Казахстана

Примечания

  1. См.: Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 года № 3045-1 «Об упразднении Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда СССР и Прокуратуры СССР».
  2. 1 2 Постановление VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 года «По докладу о конституционных вопросах»
  3. Смыкалин А. Довоенный период развития советской судебной системы // Российская юстиция. — 2002. — № 6.
  4. Постановление VI Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 года «По докладу о конституционных вопросах»
  5. Появилась в связи с упразднением ОГПУ
  6. 1 2 Яцкова А. История советского суда // «Отечественные записки». — 2003. — № 2.
  7. Лысов В. А. Карательная политика Советского государства и особенности судопроизводства по государственным преступлениям в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.): историко-правовое исследование. Автореф. дис… к.ю.н. — Краснодар, 2008.
  8. Петров Н. История империи «ГУЛАГ». Статья 11
  9. Звягинцев А., Орлов Ю. Неизвестная Фемида. Документы, события, люди. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 340. — ISBN 5-224-04224-0
Институты государственной власти и управления СССР
Глава государства
Коллегиальный глава СССР

Всесоюзный съезд Советов (1922—1936) • Центральный Исполнительный Комитет СССР (1922—1938) • Верховный Совет СССР (1936—1988) • Президиум Верховного Совета СССР (1936—1988)

Индивидуальный глава СССР

Председатель Верховного Совета СССР (1988—1990) • Президент СССР (1990—1991)

Органы при главе СССР

Вице-президент СССР (1990—1991) • Президентский совет СССР (1990) • Совет безопасности СССР (1990—1991) • Совет Федерации СССР (1990—1991) • Государственный Совет СССР (1991) • Политический консультативный совет при Президенте СССР (1991)

_
Советы
Союзные органы

Всесоюзный съезд Советов (1922—1936) • Центральный исполнительный комитет СССР (1922—1938) • Верховный Совет СССР (1936—1991) • Съезд народных депутатов СССР (1989—1991)

Республиканские органы
Местные органы

Краевой совет народных депутатов • Областной совет народных депутатов • Совет народных депутатов автономной области • Совет народных депутатов автономного округа • Районный совет народных депутатов • Городской совет народных депутатов • Поселковый совет народных депутатов • Сельский совет народных депутатов • Исполком

Правительство
Союзные органы
Высшие органы
Центральные органы

Народные комиссариаты СССР • Министерства СССР • Государственные комитеты СССР • Государственные агентства СССР

Ведомства при Правительстве СССР

Инспекции • Комиссии • Комитеты • Советы • Управления • Прочие органы

Республиканские органы

Правительство республики Союза ССР • Правительство автономной республики

Местные органы

Исполком • Совнархоз

Cуды
Союзные органы
Конституционный суд

Комитет конституционного надзора СССР (1989—1991)

Суды общей юридикции

Верховный Суд СССР (1923—1992) • Специальное судебное присутствие Верховного Суда СССР

Специализированные

Военная коллегия Верховного суда СССР • Военный трибунал • Высший Арбитражный Суд СССР (1990—1992) • Суд чести (СССР)

Республиканские органы

Верховный суд республики Союза ССР • Cуд автономной республики

Местные органы

Краевой суд • Областной суд • Суд автономной области • Окружной суд • Народный суд • Народный судья • Товарищеский суд • Военный трибунал

Прочие органы
Органы прокуратуры

Прокуратура Верховного Суда СССР (1923—1933) • Прокуратура СССР (1933—1946) • Генеральная прокуратура СССР (Генпрокуратура, 1946—1992)

Органы народного контроля

Комитет народного контроля СССР (КНК, 1965—1990) • Группа народного контроля • Пост народного контроля

Чрезвычайные органы

Государственный комитет обороны (ГКО, 1941—1945) • Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП, 1991) • Специальный комитет по использованию атомной энергии

В связи с образованием СССР (декабрь 1922 г.) был создан Верховный Суд ССС. Глава 7 Конституции СССР 1924 г. посвящалась именно ему. К компетенции Верховного Суда СССР относилось разрешение судебных споров между союзные республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Он действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

Кроме того, на Верховный Суд были возложены задачи, близкие к задачам Конституционного Суда. Так, по требованию ЦИК СССР он давал заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения соответствия их Конституции. Кроме того, он давал руководящие разъяснения Верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства. Верховный Суд СССР также рассматривал, опротестовывал перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного суда СССР постановления, решения и приговоры Верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному, законодательству и когда затрагивались интересы других республик. Как суд первой инстанции он принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума. 1 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР утвердил «Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик», подробно регулировавшее структуру, компетенцию этого суда. Основные положения Конституции СССР 1924 г. о Верховном Суде СССР вошли в данное постановление.

Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик», согласно которым основными задачами суда являлись: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка ею установленного, защита интересов и прав трудящихся и их объединений, укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности.

На территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский суд (или соответствующий ему суд) и верховный суд (в автономных республиках — главный или высший суд). Отступление от этой системы судебных учреждений в зависимости от национально-культурных условий союзных или автономных республик и особенностей их административно-хозяйственного деления допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению ЦИК союзной республики. При ЦИК СССР состоял Верховный Суд СССР. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК автономных республик и местными (областными и губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний.

26 мая 1922 г. ВЦИК принял нормативный акт об адвокатуре. Впервые после Октября 1917 г. в стране создавалась профессиональная адвокатура. Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции. Их утверждал губисполком, а представлял отдел юстиции. Были должности в государственных учреждениях и предприятиях. Руководил коллегией избираемый на общем собрании президиум. Статья 8 «Положения о судоустройстве РСФСР» от 31 октября 1922 г. гласила, что в целях обеспечения трудящимся юридической помощи при разрешении гражданских споров и предоставления защиты в уголовном суде при губернских судах под их наблюдением действовали коллегии защитников. В «Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик» подтверждалось учреждение коллегии защитников для оказания юридической помощи населению, в том числе в целях выполнения задач судебной защиты (ст. 17). Таким образом, задачи адвокатуры очерчивались довольно широко. Интересный факт имел место в связи с учреждением адвокатуры. Возник вопрос, могут ли по этическим соображениям, т.е. защищать преступников, быть адвокатами коммунисты. В специальном документе за подписью секретаря ЦК РКП (б) разъяснялось, что коммунисты могут трудиться в качестве адвокатов.

Неудачная попытка большевиков ликвидировать, сломать старые конструкции организации судебной власти сменяется политикой синтеза идеологических принципов большевиков и частичного восстановления правовых принципов в ее организации. Восстанавливается прокуратура, адвокатура, но сохраняется и принцип зависимости судебной власти от распорядительной, от Советов. Не имея четкого представления об образе суда в период социализма, большевики делали попытки нащупать оптимальную для диктатуры пролетариата форму организации суда.

По Конституции СССР 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании срок на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. Конституция закрепила весьма важные принципы организации и деятельно судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законе открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрен исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим язык полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался.

Глава X Конституции РСФСР 1937 г. «Суд и прокуратура» полностью соответствует главе IX Конституции СССР 1936 г. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР, Верховными судами автономны республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей, судами национальных округов, судами административных округов специальными судами СССР, создававшимися по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Для пресечения преступлений на транспорте в 1930 г. были учреждены железнодорожные линейные суды. В 1934 г. создаются водно-транспортные суды. Большое внимание судам было уделено в Конституции СССР 1936 г. В августе 1938 г. Верховный Совет СССР принял закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», котором нашли отражения и Конкретизацию принципы организации деятельности суда, зафиксированные в Конституции. Ст. 2 Закона устанавливала, что правосудие в СССР имело своей задачей защиту всяких посягательств: а) установленного Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного устройства СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности; б) без политических, трудовых, жилищи и других личных и имущественных прав и интересов граждан, гарантированных Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик; в) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и ин общественных организаций. Правосудие в СССР имело своей задачей, говорилось в Законе, обеспечение точного и неуклонного исполнен советских законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами СССР. Советский суд не только карал преступников, но имел своей задачей исправление и перевоспитание их.

Согласно ст. 5 Закона правосудие в СССР осуществлялось на началах единого и равного для всех граждан суда независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности. В Законе нашли отражения принципы выборности судей, вовлечение широких масс трудящихся в отправление правосудия, рассмотрение дел в судах с участием народных заседателей. Система судов была построена применительно к существовавшему политико-административному делению страны: народный суд (в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел; областной, краевой, окружной суд, суд автономной области и Верховный суд автономной республики. Последние избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их подсудности, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения народных судов. Верховный суд союзной республики являлся ее высшим судебным органом и избирался Верховным Советом союзной республики сроком на 5 лет. Он рассматривал особо важные уголовные и гражданские дела, имел право принять к своему производству любое дело, отнесенное к компетенции любого суда на территории данной республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных и соответствующих им судов. Верховный суд мог пересматривать уголовные и гражданские дела в порядке надзора.

Все перечисленные выше суды входили в судебную систему, которая действовала на территории союзной республики. Общесоюзными судами являлись Верховный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды. Верховный Суд по Закону являлся высшим судебным органом советского государства и избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. Он имел право отменить при­говор или решение любого суда и давать руководящие разъяснения по вопросам судебной практики. Специальными судами в рассматриваемый период являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Эти специальные суды действовали на тех же принципах, что и все другие суды СССР. II сессия Верховного Совета СССР избрала Верховный Суд СССР, и в течение 1938-1939 гг. была перестроена вся судебная система на территории СССР. В Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, вошедших в состав СССР в 1940 г., в соответствии с Конституциями этих республик была установлена следующая судебная система: народный суд, уездный суд, Верховный суд республики. Такая же судебная система была создана в Молдавской ССР.

В начале Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Назначение председателей, их заместителей и членов военного трибунала производилось Народным комиссаром юстиции СССР. Председатели военных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели право временно отстранять председателей, их заместителей и членов нижестоящих трибуналов с последующим утверждением НКЮ СССР. Расширялась подсудность военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Для работников транспорта вводилась военная дисциплина, они объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте до конца войны. Дела о преступлениях на транспорте рассматривались в военных трибуналах и по законам военного времени.

После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. В местностях, где ранее существовало военное положение, восстанавливались обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Были также восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией и Законом о судоустройстве выборы в народные суды, которые не успели провести до войны, были проведены теперь, притом непосредственно населением. Учитывая, что осуществление правосудия требовало определенного жизненного опыта Указом Президиума Верховного Совета СССР 16 сентября 1948 г. установлен возрастной ценз для народных судей и народных заседателей в 23 года.

Большую роль в улучшении работы суда сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г., установивший ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии были образованы при областных, краевых, Верховных Судах СССР, союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и в приравненных к ним специальных судов.

В 1945-1947 гг. военные, трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые вершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и других злодеяния. В 1946-1947 гг. Военная коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дела атамана Семенова, атамана Краснова, генерала Шкуро и других лиц, которые активно боролись против Советской власти после Великой Российской революции и в годы Великой Отечествен войны.

Установление монополи государства во всех сферах экономической деятельности, ликвидация политической оппозиции и создание авторитарного режима вождя ВКП (б) И.В. Сталина создает условия для злоупотребления в использовании императивных норм права. Открывается эпоха двойной формальности и правового нигилизма. Политическая целесообразность полностью стала подменять законность и любые представления о справедливости. Мощь государства стала высшей ценностью. Органы правосудия превратились в органы террора. Широко практиковалась деятельность внесудебных органов по вынесению приговоров обвиняемым.

В феврале 1957 г. в связи с тем, что в работе транспортных судов не содержалось таких специфических признаков, которые давали бы основания выделять эти суды в особую судебную систему, а также в силу сокращения объема их деятельности транспортные суды были упразднены. Рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные, краевые, областные суды, Верховные суды союзных и автономных республик.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия, принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномочия, объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзорные функции Верховного Суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.

Устанавливалось, что рассмотрение судебных дел в порядке надзора, как правило, должно заканчиваться в судебных органах союзных республик. Верховный Суд СССР мог истребовать дела, приговоры и решения по которым вступили в силу, только в том случае, если они 6ыли рассмотрены в порядке надзора в Верховном суде союзной республики. Пересмотр дела в Верховном Суде СССР мог иметь место лишь случае противоречия постановлений Верховных судов союзных республик общесоюзному законодательству или при нарушении этими постановлениями интересов других республик.

Сокращение надзорных функций давало возможность Верховному Суду СССР уделять больше внимания изучению и обобщению судебной практики, более тщательно разрабатывать руководящие разъяснения судебным органам, заниматься вопросами совершенствования законодательства и судопроизводства. Верховному Суду СССР принадлежало право законодательной инициативы, а также право входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежавшим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР. Верховный Суд СССР действовал в составе: Пленума Верховного Суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.

Верховный Суд состоял из Председателя Верховного Суда СССР, заместителей Председателя Верховного Суда СССР, членов Верховного Суда СССР и народных заседателей, избиравшихся Верховным Советом СССР, а также председателей Верховных судов союзных республик, являвшихся членами Верховного Суда СССР по должности.

В декабре 1958 г. в соответствии с Основами законодательства о су­доустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий народных судей увеличен с 3 до 5 лет. Это преследовало цели обеспечения возможности народному судье лучше изучить условия района, способствовать стабилизации судебной практики, повышению качества судебной работы. Согласно Основам народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих — по воинским частям.

Основы установили подотчетность народных судов непосредственно перед избирателями, всех других судов — перед Советами, их избравшими. Основы предусмотрели также образование Пленумов Верховных судов союзных республик, что было направлено на обеспечение более квалифицированного руководства с их стороны деятельностью судебных органов, учет специфических условий республик при осуществлении правосудия.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о военных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясь едиными для всех судов принципами правосудия, трибуналы строились применительно к организационной структуре армии. Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов, организационное руководство ими осуществлялось непосредственно Военной коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

В 70-е годы происходит дальнейшее развитие правовых норм их организации и деятельности. Это было осуществлено в Конституции СССР 1977 г. и в новых законах о Верховном Суде СССР, о прокуратуре, о государственном арбитраже, адвакатуре. При этом в названных законах первостепенное значение в деятельности вышеперечисленных органов придавалось обеспечению охраны социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, строгому соблюдению законности.

В соответствии с новой Конституцией СССР в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принял законы о Верховном Суде СССР, о Прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. Принятые законы определяли правовой статус каждого из вышеперечисленных звеньев системы правоохранительных органов.

Верховный Суд СССР — высший судебный орган государства, осуществлял надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Всей своей деятельностью он был призван обеспечить правильность применения законов, при осуществлении правосудия на высший судебный орган возлагалась обязанность изучать и обобщать судебную практику, осуществлять анализ судебной статистики и давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства.

Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР был обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применявших закон, по которому давалось разъяснение.

В рассматриваемый период были установлены конституционные основы государственного арбитража в СССР (ст. 163) Конституции СССР. Основной задачей органов государственного арбитража являлось разрешение в пределах их компетенции хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств. Арбитраж был призван обеспечивать правильное и единообразное соблюдение законодательства в области народного хозяйства. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определялись Законом государственном арбитраже в СССР.

Система органов государственного арбитража состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных ре публик, государственных арбитражей краев, областей. Советом Министров союзной республики по согласованию с Государственным арбитражем СССР могли образовываться государственные арбитражи город автономной области, автономного округа.

Провозглашение совершенствования советской модели социализма и курса Перестройки предполагало ряд преобразований. Изменениями к Конституции СССР от 1 декабря 1988 г. начинается реформа судебной системы. Появляется структура, похожая на конституционный суд — Комитет конституционного надзора. И хотя этот орган не входил в систему судебных, его целесообразно упомянуть в этом разделе. Меняются порядок замещения судей и сроки их полномочий. Теперь судей избирали вышестоящие Советы, а срок их полномочий увеличивался до 10 лет. Это, по мнению инициаторов новшества, должно было способствовать большей независимости судей. Впоследствии принимается целый ряд нормативных актов, направленных на повышение авторитета суда, придание большей значимости судебной власти.

Таким образом,неудачная попытка большевиков ликвидировать, сломать старые конструкции организации судебной власти сменяется политикой синтеза идеологических принципов большевиков и частичного восстановления прежних правовых принципов в организации судебной системы. Восстанавливается прокуратура, адвокатура, но сохраняется и принцип зависимости судебной власти от распорядительной, от Советов. Не имея четкого представления об образе суда в период социализма, большевики делали попытки нащупать оптимальную для диктатуры пролетариата форму организации суда.

Важнейшие основные принципы и элементы судебной власти в СССР закреплялись в Конституциях 1924, 1936, 1977 гг. Изменения структуры и полномочий системы организации судов связаны с развитием железнодорожного транспорта и учреждением в 1930 г. линейных железнодорожных судов, деятельностью в 30-х гг. чрезвычайных судов троек и двоек, выходящих за пределы конституционной системы судов. Важные изменения произошли в годы Великой Отечественной войны, когда было введено «Военное положение», создавались военные трибуналы, в том числе для военных преступников.

Толчком для правовых преобразований в области организации суда являлось разоблачение культа личности Сталина. Судебный процессуальный произвол, правовой нигилизм стал опасен для самой политической большевистской элиты страны. Он привел к многочисленным безвинным жертвам, несправедливой фальсификации уголовных дел. Такое положение дискредитировало власть коммунистической партии в глазах собственного населения и глазах представителей зарубежного коммунистического и социалистического движения, являлось мощным аргументом против СССР. Сужаются полномочия Верховного Суда СССР и расширяются права Верховных Судов союзных республик. Однако особенные формы организации суда, социалистической формы, придумать так и не удалось. Происходит медленный дрейф в сторону «буржуазной» правовой модели судебной системы, который и завершается в современную эпоху, в начале XXI в.

Верховный суд СССР

Статьи и очерки о деятельности за 1924-1974

В книге помещены статьи и очерки, в которых освещена деятельность высшего судебного органа страны на протяжении 50 лет его существования; показано, как Верховный Суд СССР, осуществляя возложенные на него функции, содействовал решению задач, стоящих перед Советским государством на различных этапах его развития, боролся за укрепление социалистической законности.

Часть книги посвящена рассказу о работниках Верховного Суда СССР и описанию некоторых процессов, проведенных коллегиями Верховного Суда СССР.

Издание рассчитано на широкий круг практических работников органов суда, прокуратуры, адвокатов, а также студентов и преподавателей юридических вузов.

ВЕРХОВНЫЙ СУД СССР —

ВЫСШИЙ СУДЕБНЫЙ ОРГАН СТРАНЫ.

ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

50 ЛЕТ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

Л. Н. СМИРНОВ, Председатель Верховного Суда СССР

19 апреля 1924 г., открывая первое Пленарное заседание Верховного Суда СССР, его председатель Н. Винокуров говорил, что руководящей нитью всей деятельности верховного органа советского правосудия должны стать ленинская национальная программа, заветы великого основателя Советского государства В. И. Ленина.

Учреждением Верховного Суда СССР в основном была завершена советская судебная система, начало которой было положено ленинским декретом №1 о суде, сломавшим до основания старый буржуазно-помещичий суд, и последующими декретами, сформулировавшими важные принципы деятельности судебных органов Советского государства. Старая, глубоко ненавистная трудящимся судебная система царской России была сломана от ее верхнего звена — Правительствующего сената до мировых судов. Основным звеном советской судебной системы стал народный суд, привлекший к осуществлению правосудия самые широкие массы трудящихся, ставший для них школой государственного управления, суд, осуществивший в своей деятельности идеи подлинной социальной справедливости.

В. И. Ленин определил важнейшие направления деятельности советского суда, задачи и принципы организации и деятельности суда как органа первого в мире государства трудящихся. В числе этих принципов должно быть особо выделено строжайшее соблюдение социалистической законности.

Социалистическая законность — принцип, внутренне присущий Советскому государству. Это положение неоднократно подчеркивалось В. И. Лениным, даже в самые тяжелые периоды существования Советского власти.

Вся история советского суда, вся деятельность органов советского правосудия с момента их создания и по сегодняшний день связана с ленинскими декретами о суде, с ленинскими положениями, которые определяют деятельность судов и органов прокурорского надзора, деятельность советского законодателя.

Работа советского суда основана на незыблемом ленинском принципе социалистической законности. Л. И. Брежнев на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа г. Москвы напомнил о ленинском принципе социалистической законности. Он говорил об общеобязательной силе закона для всех независимо от положения, чина, ранга, о социалистической законности и правопорядке как основе нормальной жизни общества и его граждан. «Вот почему, — подчеркнул Л. И. Брежнев, — необходимо усилить пропаганду советских законов, всемерно поднимать их авторитет, воспитывать всех в духе уважения к закону, к праву… Укрепление законности, упрочение социалистического правопорядка — это, таким образом, общегосударственная, общепартийная задача»1.

Л. И. Брежнев говорил и о другом важнейшем и обязательном для каждого должностного лица, для каждого советского гражданина принципе. Этот принцип является, как писал В. И. Ленин, «абсолютно обязательным». «Пока закон является действующим, — считал Владимир Ильич, — никто не вправе его обойти… Советский закон охраняет социалистическую собственность, интересы общества и государства, он охраняет права граждан, и всякое нарушение законов, чем бы оно ни мотивировалось, наносит большой ущерб обществу, его гражданам, нашему общему делу»2.

Строжайшее соблюдение социалистической законности при рассмотрении и разрешении любого дела — это обязанность советского суда, без абсолютного выполнения которой немыслимо дальнейшее совершенствование судебной деятельности.

Отмечая 50-летие Верховного Суда СССР, мы вновь перечитываем высказывания В. И. Ленина о социалистической законности, о суде, анализируем судебную практику и проверяем с позиций, намеченных Лениным, задачи судебной деятельности. И мы не можем не согласиться с одним из основоположников советской юстиции и соратников Ленина — Н. В. Крыленко, который писал: «Так далеко предвидеть мог действительно только гениальный ум Ленина… Наше дело — умело, как следует, сейчас прочесть и понять соответствующие страницы у Владимира Ильича»3.

За годы существования Союза ССР структура и компетенция судов, их взаимоотношения между собой и с другими государственными органами, материальное и процессуальное законодательство претерпели изменения, в некоторых случаях весьма существенные. Однако главное, что всегда характеризовало советский суд, — это то, что, будучи органом Советского государства, он стоял на страже его интересов, защищал и проводил в жизнь советские законы.

К моменту образования СССР в союзных республиках, вошедших в состав Союза, — РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республике (в состав которой входили Азербайджан, Армения и Грузия) — существовала система судов, созданная на основе ленинских принципов и действовавшая в соответствии с законодательством каждой республики.

К числу этих принципов следует отнести выборность судей, осуществление правосудия коллегиально, как правило, с участием народных заседателей, национальный язык судопроизводства, предоставление обвиняемому права на защиту.

Создание единого союзного государства в форме добровольного объединения равноправных республик выдвинуло настоятельную необходимость образовать и единый общегосударственный судебный орган с функциями надзора за законностью, судебного надзора, с правом рассмотрения по первой инстанции дел исключительной важности.

Таким органом стал Верховный Суд СССР, созданный в соответствии с Договором об образовании Союза Советских Социалистических Республик, принятым I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г., и первой Конституцией СССР, утвержденной II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.

В отдельной главе Конституции определялись компетенция Верховного Суда СССР, его структура, состав и порядок комплектования. Порядок его работы регламентировался Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г., а также Наказом, утвержденным ЦИК СССР 14 июля 1924 г.

В январе — феврале 1924 года был сформирован состав Верховного Суда, и 19 апреля состоялось 1-е Пленарное заседание.

Как указывалось выше, образованием Верховного Суда СССР завершилось формирование всей советской судебной системы, задачи, принципы организации и деятельности которой разработал и теоретически обосновал В. И. Ленин.

Сложившаяся система судебных учреждений, задачи и принципы организации судов были закреплены в Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик, утвержденных постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. К таким задачам Основы относили:

а) ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного;

б) защиту интересов трудящихся и их объединений;

в) укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности трудящихся и их правовое воспитание;

НАРОДНЫЙ СУД

НАРОДНЫЙ СУД – советский суд, избираемый непосредственно населением района. Будучи основным звеном советской судебной системы, Н. с. осуществляет социалистическое правосудие, рассматривая уголовные и гражданские дела, возникающие в районе его деятельности, кроме дел, отнесённых законом к ведению других судов (см. Правосудие социалистическое, Суд советский).

Созданный революционным пролетариатом России в первые же дни Великой Октябрьской социалистической революции, Н. с. является органом диктатуры рабочего класса, орудием в борьбе с преступными посягательствами на интересы Советского государства и советского народа, в борьбе за соблюдение социалистической законности и искоренение пережитков капитализма в сознании людей. Вместе с другими органами государственной власти Н. с. как часть социалистической надстройки активно содействует укреплению и развитию социалистического базиса. Задачи Н. с. и вся его деятельность определяются задачами Советского государства. С изменением задач Советского государства в главных фазах его развития изменялись и задачи Н. с. Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила вместе со всем государственным аппаратом царской России и всю систему царской юстиции с её буржуазно-помещичьим судом. «Суд, – писал В. И. Ленин,– был в капиталистическом обществе преимущественно аппаратом угнетения, аппаратом буржуазной эксплуатации. Поэтому безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения, а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно. На место старого суда она стала создавать новый народный суд, вернее, советский суд, построенный на принципе участия трудящихся и эксплуатируемых классов, – и только этих классов, – в управлении государством» (Соч., т. 27, стр. 191). Перед новым, советским судом встали задачи борьбы против эксплуататоров, пытающихся восстановить своё господство, и воспитания трудящихся к дисциплине. Первый декрет Советской власти о суде, изданный 24 ноября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 4, ст. 50), отнёс к компетенции Н. с. рассмотрение уголовных дел, по которым могло быть назначено наказание не более 2 лет лишения свободы, и гражданских дел по искам на сумму до 3 тыс. руб. Для борьбы против контрреволюционных сил с целью принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а также для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц тем же декретом были учреждены рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Декрет о суде № 1 заложил основы советской судебной системы.

Последующее советское законодательство было направлено на дальнейшее укрепление Н. с, как основного звена судебной системы, на расширение его компетенции. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г. № 26, ст. 347) предусматривал создание окружных Н. с. для рассмотрения дел, превышающих компетенцию местного Н. с, а также организацию областных Н. с. и верховного судебного контроля. Члены окружных Н. с. избирались местными Советами.

Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. (СУ РСФСР 1SI8 г. № 52, ст. 589) значительно расширил компетенцию местных Н. с, возложив на них рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о некоторых тяжких преступлениях, рассмотрение которых было отнесено к ведению окружных Н. с. Местным Н. с. предоставлялось право применять в качестве меры наказания лишение свободы до 5 лет. На них возлагалось также рассмотрение всех гражданских дел по искам до 10 тыс. руб. «Положение о народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г. (СУ РСФСР 1913 г. Л»° 85, ст. 889) учреждало единый Н. с. в составе одного постоянного народного судьи и 2 или 6 очередных народных заседателей, в зависимости от характера дела. К компетенции Н. с. было отнесено рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением дел, подсудных революционному трибуналу.

«Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 г. (СУ РСФСР 1922 г. № 69, ст. 902) ликвидировало раздвоение советской судебной системы на систему революционных трибуналов и систему Н. с. Была установлена единая судебная система: 1) Н. с, 2) губернский суд, 3) верховный суд. Военные и военно-транспортные трибуналы были сохранены как специальные суды. Основное место в этой судебной системе занимал Н. с, который рассматривал уголовные и гражданские дела в составе народного судьи и 2 народных заседателей. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. 29 октября 1924 г. были приняты «Основы судоустройства СССР и союзных республик». Этот общесоюзный закон закрепил демократические принципы организации и деятельности советского суда.

Конституция СССР закрепила и расширила демократические основы организации и деятельности советского суда. Изданный на её основе Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик развил положения, содержащиеся в гл. IX Конституции. Н. с. принадлежит важная роль в деле охраны социалистической собственности, личной собственности граждан, политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав граждан СССР, имущественных прав колхозов, а также государственных, кооперативных и иных общественных организаций. К Н. с, как рассматривающему подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, в первую очередь относится указание Закона о судоустройстве о воспитательной роли советского суда, о том, что всей своей деятельностью суд воспитывает граждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правилам социалистического общежития (ст. 3 Закона).

Согласно ст. 21 Закона о судоустройстве, Н. с. рассматривает дела: о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан – об убийствах, нанесении телесных повреждений, производстве незаконных абортов, незаконном лишении свободы, изнасиловании, злостном неплатеже алиментов, оскорблении, хулиганстве, клевете; об имущественных преступлениях – разбое, кражах, мошенничестве, вымогательстве; о служебных преступлениях должностных лиц – злоупотреблении властью, превышении власти, бездействии власти, бесхозяйственности, подлогах,обвешивании, обмеривании, превышении цен; о преступлениях против порядка управления – нарушении избирательного закона, злостном неплатеже установленных законом налогов и сборов, отказе от выполнения государственных поставок и повинностей, уклонении от призыва и от обязанностей военной службы, нарушении законных распоряжений органов власти; хражданские дела по искам об имуществе, по искам, связанным с нарушением законов о труде, об уплате алиментов, о наследстве – и другие уголовные и гражданские дела, отнесённые законом к его ведению. К компетенции Н. с. отнесено рассмотрение всех дел о преступлениях, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», за исключением дел о крупных хищениях. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., на Н. с. возложено рассмотрение в порядке примирительного разбирательства дел о расторжении брака.

Вся организация и деятельность Н. с. построена на подлинно демократических началах. Н. с. (народные судьи и народные заседатели) избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Народным судьёй и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню выборов 23 лет. Не могут быть избраны в народные судьи и народные заседатели лица, имеющие судимость (см. Выборность судей).

Одним из конституционных принципов деятельности советского суда, выражающим его подлинно демократический характер, является обязательное участие в отправлении правосудия народных заседателей. Рассмотрение всех уголовных и гражданских дел в Н. с. производится в составе народного судьи и 2 народных заседателей. Народные заседатели участвуют как в подготовительных, так и в судебных заседаниях Н. с. При исследовании доказательств и при разрешении всех вопросов по делу они пользуются такими же правами, как и судья. При вынесении приговора или решения народные заседатели на равных правах с судьёй простым большинством голосов решают вопросы виновности подсудимого, назначения ему наказания, удовлетворения иска.

Народный судья единолично осуществляет следующие функции: по поступившим жалобам и заявлениям он выносит постановления о возбуждении уголовного преследования либо об отказе в этом; в случае необходимости направляет заявления или жалобы следственным органам для расследования; назначает дела к слушанию, делает распоряжения о вызове в суд сторон и представителей их интересов, свидетелей, экспертов. Народный судья председательствует в заседаниях Н. с. и организует всю его работу, руководит работой канцелярии, судебного исполнителя, проводит приём посетителей, обращает к исполнению приговоры, решения и определения суда и т. д. В соответствии с Законом о судоустройстве (ст. 19) в случае временного отсутствия народного судьи (болезнь, отпуск и т. д.) исполнение обязанностей судьи на время его отсутствия возлагается» районным Советом депутатов трудящихся на одного из народных засет дагелей. Народный заседатель исполняет в этих случаях все функции народного судьи.

В соответствии с Законом о судоустройстве (ст. 29) народные судьи систематически отчитываются перед избирателями в деятельности Н. с. Отчёты народных судей являются одним из важнейших демократических принципов советской судебной системы. Они обеспечивают живую связь народных судей с трудящимися и контроль широких масс за деятельностью Н. с. Народный суд является судом подлинно демократическим по своим задачам, составу, по формам и методам своей деятельности и верно служит интересам народа. Он не имеет ничего общего с буржуазным судом (см. Суд буржуазный), с т. н. местными судами капиталистических стран, которые, как и все буржуазные суды, глубоко чужды народу, являются орудием беспощадного подавления трудящихся, служат интересам «денежного мешка».

Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.

Истинно народный суд

http://www.fontanka.ru/2014/11/05/080/ :
Новороссия отринула старый порядок и на его обломках строит новый мир. Основанный на русской духовности и народной законности. Суды становятся подлинно народными. В Луганской республике смертный приговор был вынесен простым голосованием в доме культуры районного центра Алчевска. Руководил отправлением правосудия полевой командир Алексей Мозговой, лидер батальона «Призрак». Он призвал население «вспомнить, что мы русские» и объявил, что возрождение русской духовности в Новороссии начнётся с женщин.
– Патрулям будет дан особый приказ: всех девушек арестовывать, которые будут находиться в кабаках. Всех, я сказал! – заявил Алексей Мозговой. – Женщина должна быть хранительницей очага, матерью. Хочешь остаться честной и преданной своему мужу – сиди дома, вышивай крестиком. Дома села, пирожочков напекла, отпраздновала 8 Марта… Пора вспомнить, что мы русские! Пора вспомнить о своей духовности!
Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев, автор учебника «Основы православной культуры», говорит, что такое толкование «русской духовности» – это тоже православие.
– Мне горько это говорить, но это тоже – православие, – объясняет священник. – Со словом «православие» очень разные вещи ассоциируются. Оно очень разное, это православие, у разных людей. Мне бы хотелось видеть православие с человеческим лицом. Но у меня с этими людьми разные представления о православии.
Между тем слова о «русской духовности», которая вот-вот воцарится для начала в отдельно взятом районе ЛНР, а потом, видимо, распространится на всю Новороссию, были распространены прессой в отрыве от контекста. Это несильно, но всё-таки искажает восприятие. На самом деле сказано это было в судьбоносной ситуации: когда население райцентра Алчевска Луганской народной республики вовсю реализовывало своё право на власть. И занималось отправлением правосудия.
Первый народный
«Первый народный суд», – сообщало объявление, расклеенное на стенах в городе Алчевске бывшей Луганской области, а ныне – Луганской народной республики. Желающие приглашались к 15.00 в ДК «Химик». Правосудие, как следовало из объявления, должно было свершиться под руководством бригады ополчения «Призрак».
«Пойманы преступники, несколько лет насиловавшие женщин в нашем городе. В бригаде «Призрак» Алексея Мозгового уверены – таких преступников должны судить люди. Правосудие будет свершаться публично. Сегодня никто не избегнет наказания из-за непорядочности следователей, продажности прокурора или жадности судьи. В Новороссии справедливость будет вершить народ», – было сказано в объявлении.
На суд в ДК пришло 340 человек (количественный состав судей выяснился при подсчёте голосов). Участники процесса в камуфляжной форме расположились на сцене. Подсудимых ввели, заломив им руки за спиной.
– Все доказательства собирали люди, у которых сейчас лица частично закрыты, – сообщил председательствующий (он сидел в центре стола и так себя называл).
Действительно, рядом с ним сидели и стояли представители следствия с «частично закрытыми» лицами. Некоторые отправляли правосудие с автоматами.
– Я зачитаю то, что собрано нашими работниками… – продолжал председательствующий, – …сотрудниками.
И зачитал, что к бойцам ополчения в разные дни в сентябре этого года обратились 4 гражданки. Одна жаловалась на насильственные действия сексуального характера, которые совершил в отношении неё боец народного ополчения.
– Да, он был нашим народным ополченцем, – с прискорбием констатировал председательствующий.
Как следовало из заявления первой потерпевшей, предполагаемый насильник привёз её к себе на квартиру «с целью подарить мобильный телефон». Они выпили водки, покурили конопли, потом обвиняемый предложил потерпевшей «заняться сексом, заведомо зная о её несовершеннолетии». Потерпевшая отказалась, но он её запугал фиктивным звонком другому, ещё более опасному, насильнику. Потерпевшая не сопротивлялась, так как «находилась в состоянии шока». Наутро обвиняемый подарил ей обещанный телефон и отвёз «к месту её пребывания».
На второго подсудимого было подано 3 заявления. Причём в двух случаях потерпевшие вспомнили о преступлениях 4- и 6-летней давности. Одна потерпевшая сообщила, что в 2010 году подсудимый насиловал её и один раз избил. Другая рассказала, что в 2008 году подсудимый «путём обмана завлёк её в квартиру и стал принуждать к сексу». А в 2011-м он же её же «заставил переодеться в другие женские вещи», повёз на машине по городу, во время поездки периодически насилуя. А затем «заставил вступить в половую связь с неизвестным в качестве проститутки, заплатив 100 гривен».
Оба подозреваемых после задержания опознаны потерпевшими. Вина подтверждается собранными доказательствами (которые не оглашались в процессе) и собственноручно написанными признательными показаниями обвиняемых.
– Прошу приговорить согласно законам военного времени к высшей мере наказания – расстрелу, – заявил председательствующий. – Решение предлагается вынести народу Новороссии путём голосования – простым большинством голосов.
К народу Новороссии, сидящему в зале, обратился и сам Мозговой.
– Сегодня у вас есть первый шанс действительно проявить себя как активное гражданское общество с активной позицией и с правом слова. У вас есть шанс воспользоваться этим. Также у вас есть шанс разделить полноту ответственности за всё происходящее. Каждый из нас должен внести определённую лепту.
Вспомнить о духовности…
Желающим «внести лепту» выдавали микрофон. Вина подсудимых не обсуждалась, речь шла только о наказании. Большинство было всё-таки за то, чтобы расстрелять. Хотя бы одного. Сами подсудимые просили дать им возможность «умереть на фронте в бою, дать шанс с ненавистью бить народного врага». И клялись «искупить вину кровью».
– Мы – власть! – объявил из зала представитель народа. – Мы хотим жить по-новому. Выйдите, хоть один человек, скажите: я этого человека хочу оправдать! Не бойтесь, вас никто не прибьёт. Преследований никаких не будет, – он повернулся к сцене. – Не будет преследований, да? Если человек скажет своё мнение?
– Это наше честное слово! И твёрдое слово! – донеслось со сцены.
Подняли с места отца первого подсудимого. И тот усомнился в моральном облике потерпевшей.
– У кого есть такая дочь, которая может сама прийти жить к чужому мужику одинокому? – спросил он у народа Новороссии.
Из народа (без микрофона) послышался голос: «Чего она туда пошла?»
Вот после этого, поскольку морально-нравственные качества потерпевших вдруг стали угрожать вынесению справедливого приговора, Мозговой и объявил, как должно теперь вести себя «женское население» Новороссии.
– Пора вспомнить, что мы русские! Пора вспомнить о своей духовности! – призвал он.
…И искупить кровью
Из 340 судей в зале за расстрел первого подсудимого высказались 164, против – 37. Остальные не голосовали.
– Этому человеку народ города Алчевск сохраняет жизнь! – объявил председательствующий.
Суд постановил в наказание направить ополченца обратно в ополчение – «искупать кровью».
Второй подсудимый не был представлен суду как ополченец.
– Расстрел! – ревел зал. И хлопал в ладоши.
Женщина в пальто с меховым воротником заголосила, перекрывая рёв и аплодисменты: «Люди, пожалуйста, милосердия, я вас прошу!» На неё набросилась другая – с криком «Сволочь такая!». Народные судьи достали фотоаппараты.
– Проси прощения перед смертью! – крикнул кто-то подсудимому.
– Я прошу прощения, – вяло пробормотал тот. – Пожалуйста. Я умоляю.
– Решение принято! – объявил Мозговой, а народ Новороссии опять захлопал в ладоши и даже засвистел.
У историков видеозапись этих событий вызвала вполне конкретные ассоциации.
– Сейчас ноябрьские дни, и мы вспоминаем, что большевики начали не с чего-то, а с полной отмены законодательной системы, – напоминает Леонид Млечин. – Они отменили не один, не два, не десять законов, а полностью законодательную систему вообще. И создали революционные трибуналы, председатели которых должны были руководствоваться революционным чутьём. В прямом смысле: если человек считал, что перед ним преступник, то преступник должен был быть расстрелян. И привело это к катастрофе.
По словам историка, такие сцены «происходят в тот момент, когда на какой-то территории разрушается система государственного управления».
Луганский «народный суд», надо сказать, не отрицает, что прежняя система у них разрушена. Её в ходе процесса несколько раз заклеймили. Народ строит новую – свою собственную. «Я хочу, чтобы вы поняли, зачем мы проводим этот суд, – говорил Мозговой «народным судьям» в начале процесса. – Пускай даже юридическая общественность заявит, что это несовершенная форма с точки зрения юриспруденции и так далее. Но это зато совершенная форма с точки зрения народовластия!»
– Советская Россия во многом была такой же пиратской республикой, как эти республики, – говорит Николай Сванидзе. – Но в Советской России через какое-то время установились законы. Жёсткие, кровавые, варварские – но законы. Согласно которым тоже стали убивать людей, может быть, не меньше, чем в то время, когда законов не было. Но установилась некая законная конструкция.
Адвокат Андрей Тындик не считает, что такое судопроизводство временно «затыкает дыры» в республике, где действовавшая система права разрушена.
– Я не могу поддержать подобные вещи – ни как юрист, ни как человек, – говорит он. – Это, конечно, типичный суд Линча. Видимо, когда эти нестабильные территории сталкиваются с отсутствием права, с отсутствием нормально действующих судов, они затыкают дыры таким способом. Может быть, со временем у них появится правовая система. Но то, что проходила в этом смысле наша страна, оставило у нас тот след, о котором мы до сих пор вспоминаем с содроганием: это трибуналы, знаменитые «тройки» и так далее.
Между тем организаторы суда в Алчевске, судя по их заявлениям, как раз планируют созданную в ДК «Химик» правовую систему сохранить. И даже распространить на всю Новороссию. «Надеюсь, благодаря проведению таких народных судов бардака в наших городах, да и вообще, скажем так, на территории свободных народных республик, будет меньше», – сказал соучастникам процесса Мозговой. Позже на его странице в «Фейсбуке» появился «правовой анализ» судебного процесса со ссылкой на некоего «практикующего юриста с опытом следственной работы» Андрея Козлова: суд был проведён «в соответствии с соблюдением общепризнанных норм международного права».
И в нашей стране, не исключает писатель Виктор Шендерович, такой метод судопроизводства может многим прийтись по душе.
– Очень скоро такие видеоплёночки станут нашей действительностью, – опасается он. – Людям это может понравиться чрезвычайно. Эта революционная бросающаяся в голову кровь, эта возможность решать человеческие судьбы и прекращать человеческие жизни, возможность держать в страхе людей – всё это мы проходили. И я думаю, что сейчас мы идём к этому прямой наводкой ещё раз. Мы почти пришли уже – если вы посмотрите празднование вчерашнего Дня народного единства. Очень хорошо, что такая плёнка появилась. Мы должны понимать, с кем имеем дело. На что променяли некоторое количество миллиардов долларов, статус России как европейской державы. На что мы променяли – и на кого променяли. И такого рода плёночка должна была хоть как-то аукнуться в нашей памяти. Но, кажется, не аукнулась.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *