Суд при белтпп

  • автор:

Международный арбитражный суд при белорусской торгово-промышленной палате

В Беларуси формирование новой системы организации хозяйственных связей, развитие предпринимательской деятельности закономерно сопровождалось изменением в соотношении форм, способов и порядка разрешения споров между участниками зарождающегося свободного торгового оборота. Первым шагом было преобразование системы госарбитражей, не являвшихся судебными органами, в полноценные суды для разрешения хозяйственных споров, которые интегрировались в судебную систему.

Упрощение порядка участия во внешнеторговом обороте, когда каждый белорусский субъект хозяйствования может выступить стороной во внешнеторговой сделке, актуализировало вопрос об альтернативных формах разрешения гражданских споров, возникающих из международных торговых и иных экономических связей. Как показывает международный опыт, наиболее привлекательным для участников внешнеторговых сделок является рассмотрение споров международным третейским судом (коммерческим арбитражем).

Весной 1994 года при Торгово-промышленной палате Беларуси был создан Международный арбитражный суд (МАС при БелТПП). Это огромный шаг в плане перспективы развития третейского суда в нашем государстве. В то же время для успешного функционирования третейского суда необходима хотя бы минимальная законодательная база, в которой закрепляются важнейшие принципы деятельности арбитража, его взаимодействие с государственными судами и иные вопросы. И такая база была создана в июле 1999г. законом Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде». В основу «белорусского» закона был положен Типовой закон ЮНСИТРАЛ, что, учитывая отсутствие национальных правовых традиций в этой области, является наиболее взвешенным и обоснованным решением. Типовой закон регламентирует порядок рассмотрения на национальном уровне вопросов арбитража. Кроме того, типовой закон, будучи компромиссом различных правовых теорий и взглядов на арбитраж, оставляет большую свободу для толкования его положений с учетом национальной специфики. В пользу подобного подхода к решению проблемы правовой регламентации арбитража говорит и тот факт, что к настоящему времени 18 стран с различным уровнем экономического развития и различными системами права приняли законодательные акты об арбитраже, основанные на Типовом законе.

«Известен случай, когда в 1997 г. белорусское предприятие пыталось исполнить решение, вынесенное МАС при БелТПП, в соответствии с положениями данного соглашения на территории Российской Федерации. И получило отказ на том основании, что к решению не был приложен исполнительный документ»2.

Действительно, согласно статье 8 соглашения «приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны», к которому среди прочих документов должен прилагаться исполнительный документ.

Более того, 1 марта 1996 года за № ОМ-37 было издано информационное письмо Высшего арбитражного суда Российской Федерации «О применении договоров и исполнении решений арбитражных судов других государств». В нем, в частности, сказано, что данное соглашение и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 марта 1993 года, «предусматривают взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским и семейным делам одного государства на территории другого. При этом под судами понимаются государственные (а не третейские) суды, которые правомочны принимать решения, получающие силу закона и подлежащие исполнению на территории государства, то есть суды общей компетенции и арбитражные (хозяйственные) суды».

Как показывает практика, иностранные субъекты хозяйствования более заинтересованы в разрешении возникающих между ними споров именно третейским судом, как более беспристрастным, нежели государственные.

Создание в апреле 1994 года МАС при БелТПП объясняется, во-первых, необходимостью исполнения принятых страной международных обязательств. Как известно, Беларусь является участницей двух международных конвенций в области арбитража: Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года. Во-вторых, существование подобного органа является, как сказано в постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 года № 89 «О Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате», одним «из основных условий осуществления внешнеэкономической деятельности».

Закон «О международном арбитражном (третейском) суде» (не считая конечно постановления Кабинета Министров № 89) является по сути единственным законодательно закрепленным актом, регламентирующим деятельность МАС при БелТПП. В этом постановлении отражены основополагающие моменты и принципы, на которых базируется и которых обязан придерживаться в своей работе МАС при БелТПП.

Помимо норм международного права и вышеуказанных нормативных актов, деятельность МАС при БелТПП регулируется утвержденным Белорусской торгово-промышленной палатой и введенным в действие 12 апреля 1994 года регламентом. Он регламентирует основные процессуальные вопросы организации и компетенции данного арбитражного органа, правила рассмотрения споров и оплату расходов по ним .

В соответствии с законом «О международном арбитражном (третейском) суде» постоянно действующий международный арбитражный суд является негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе. Международный арбитражный суд является юридическим лицом, и вмешательство в его деятельность государственных судов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.

Постоянно действующий международный арбитражный суд создается некоммерческой организацией, главной целью деятельности которой является содействие осуществлению внешнеэкономических связей с иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Международный арбитражный суд имеет свой устав и подлежит государственной регистрации.

Насколько же сегодня в Беларуси необходим арбитражный суд? Без МАС при БелТПП отечественные субъекты хозяйствования оказались бы в очень сложном положении. И это стало бы серьезным препятствием в развитии внешнеэкономических отношений. Но если бы даже не было никакой арбитражной записи, дело, все равно, пришлось бы рассматривать не в иностранном арбитражном суде, а в иностранном гражданском суде — судиться по месту нахождения ответчика.

Надо особо отметить и то, что список арбитров, предлагаемый МАС при БелТПП, является рекомендательным, то есть стороны необязательно должны выбирать арбитров из предложенного списка. Арбитром может быть любое совершеннолетнее дееспособное лицо, которому стороны могут доверить представление их в МАС при БелТПП при разрешении данного конкретного спора.

Таким образом, прямо или опосредовано состав суда целиком формируют сами стороны

Есть и другие обстоятельства, которые сделали международные арбитражные суды во всем мире судами для рассмотрения коммерческий споров и обслуживания внешнеэкономической деятельности экспортно-импортных сделок и споров. Это упрощенная и максимально деформализованная процедура, означающая, как правило, недопустимость обжалований решений по существу спора, что позволяет завершить рассмотрение дела в гораздо более короткие сроки. Причем, арбитражные суды не связаны жесткими процессуальными правилами, цели остаются такими же, как и в любом суде: вынесение законного, обоснованного решения, но без излишнего формализма, в камерной обстановке, которая располагает к доверительной беседе и обеспечивает максимальный эффект. Большую роль также играет конфиденциальность, ведь споры разрешаются обычно в закрытых заседаниях, а не в открытых, как в государственных судах. Любому, кто придет на заседание МАС при БелТПП со стороны, присутствие может быть разрешено лишь в том случае, если не будут возражать стороны.

К числу преимуществ стоит отнести и то, что исполнения решения МАС при БелТПП добиться гораздо легче благодаря Нью-Йоркской конвенции, участниками которой является подавляющее большинство стран мира. Что касается решений Высшего Хозяйственного суда по таким делам, то за рубежом они могут исполняться на условиях взаимности (правда, за исключением СНГ, с также стран, с которыми у Республики Беларусь есть двусторонние соглашения о правовой помощи: Польши, Литвы, Латвии, Китая и Финляндии).

Стоит отметить, что Республика Беларусь является также участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств участников СНГ. Согласно этой Конвенции решения государственных судов стран участниц СНГ должны исполняться в любом государстве СНГ.

Не стоит противопоставлять процедуры рассмотрения дел в арбитражном и хозяйственном судах. Здесь конкуренции быть не должно. Если дело не будет рассмотрено в МАС при БелТПП, оно, как правило, попадает в аналогичный суд за рубежом. В этом случае затраты, связанные с судебным разбирательством, оказываются на порядок выше. Участие в таких процессах белорусских юристов не совсем оправдано еще и потому, что успех дела, помимо знания иностранного языка, во многом определяется знанием особенностей зарубежного законодательства. Услуги же юристов за рубежом стоят очень дорого.

Таким образом МАС при БелТПП является постоянно действуюіим (институционным) независимым органом, осуществляющим правосудие на началах самоокупаемости.

МАС при БелТПП состоит из:

Президиум Международного арбитражного суда состоит из Председателя, его заместителей, Председателя Морской арбитражной комиссии, его заместителя и членов, назначаемых из числа арбитров. Председатель Международного арбитражного суда и его заместители являются также Председателем и заместителями Председателя Президиума. Председатель Международного арбитражного суда назначается Президиумом Белорусской Торгово-промышленной палаты по представлению ее Президента. Заместители Председателя, а также члены Президиума Международного арбитражного суда назначаются Президиумом Палаты по представлению Председателя суда. Председатель арбитражного суда, его заместители и члены Президиума Международного арбитража назначаются сроком на 5 лет.

Президиум арбитражного суда правомочен принимать решения, если в заседании приняли участие не менее трех его членов. Решение президиума считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих

Председатель Международного арбитражного суда и его Президиум имеют право принимать все решения и совершать все действия, которые необходимы для достижения целей Международного арбитражного суда. Заместители Председателя осуществляют те же функции, которые он им делегировал.

Разрешение хозяйственных споров в международном арбитражном суде при белорусской торгово-промышленной палате

Содержание решений международного арбитражного суда при белорусской торгово-промышленной палате

В соответствии со статьей 38 закона «О международном арбитражном (третейском) суде» и ст. 49 Регламента МАС при БелТПП решение по делу может вынести только состав третейского суда, рассмотревшего спор. Коллегиальный состав выносит решение по большинству голосов. Арбитр, не согласный с большинством, пишет особое мнение, которое прилагается к решению.

Решение, по общему правилу, должно быть вынесено в десятидневный срок, а по сложным делам — в двадцатидневный срок, исчисляемый со дня окончания судебного разбирательства.

Решение выносится в письменной форме и подписывается арбитром или коллегиальным составом суда. В решении третейского суда должны быть указаны:

  • 1) дата его принятия, состав третейского суда, место и время рассмотрения спора;
  • 2) наименование сторон и их представителей с указанием полномочий;
  • 3) основания компетенции суда;
  • 4) позиции сторон (их требования и возражения с фактическим и правовым обоснованием);
  • 5) закон, которым суд руководствовался при принятии решения;
  • 6) содержание принятого постановления, включая распределение расходов по делу;
  • 7) обоснование решения, если стороны не договорились об отказе от него. При коллегиальном составе суда ответственность за своевременное и правильное составление обоснования несет председатель суда.

Если Председатель МАС при БелТПП до удостоверения подписей обнаружит в решении какие-либо формальные недостатки, он возвращает решение единоличному арбитру или председателю коллегиального состава суда для устранения этих недостатков. Однако Председатель не имеет права требовать внесения в текст решения таких поправок, которые затрагивают сущность постановления.

В соответствии с Регламентом, истец и ответчик могут обратиться в Международный арбитраж с заявлением об исправлении в вынесенном им решении описок (опечаток), арифметических ошибок, а также о разъяснении решения или о вынесении дополнительного решения в течение тридцати дней после получения решения, если стороны не договорились об ином,. Одновременно с заявлением в суд его копия направляется другой стороне. МАС при БелТПП в течение 15 дней с момента получения заявления об исправлении описок (опечаток), арифметических ошибок или разъяснений решения обязан рассмотреть его и вынести соответствующее определение. А в соответствии с Законом, на это дается 30-дневный срок. Заявление о внесении дополнительного решения должно быть рассмотрено в тот же срок, если соответствующее требование истца заявлено к рассмотрению в ходе разбирательства дела, но не нашло отражения в решении.

Мировое соглашение, достигнутое в ходе судебного разбирательства, подписывается сторонами и арбитром или коллективным составом. На основе мирового соглашения составляется решение Международного третейского суда, которое должно соответствовать требованиям, предъявляемым к решениям арбитражного суда.

Порядок исполнения решений международного арбитражного суда при белорусской торгово-промышленной палате

Добровольному исполнению арбитражных решений способствуют соглашения, которые заключаются между национальными торговыми палатами и арбитражными учреждениями различных стран. Стороны в таких соглашениях обязуются всеми имеющимися в их распоряжении средствами не допустить недобросовестного уклонения от исполнения решений иностранных арбитражей фирмами — членами этих палат и организаций. Определенные указания подобного рода могут также содержаться и в правилах производства или регламентах арбитражных судов. Например, в ч. 2 ст. 57 Регламента МАС при БелТПП сказано, что в случае неисполнения решения президиум по заявлению взыскателя может сообщить об этом любым указанным взыскателем деловым партнером ответчика, а также торгово-промышленным палатам, иным предпринимательским организациям в Беларуси и за границей.

«Как показывает практика, арбитражные решения чаще всего добровольно исполняются теми ответчиками, которые заботятся о сохранении своей деловой и коммерческой репутации. Кроме того, если предприятие ответчика не является убыточным, имеет на счету денежные средства, то в ряде случаев для него экономически более выгодным является добровольное исполнение решения, поскольку впоследствии все издержки, связанные с принудительным приведением его в исполнение, могут быть возложены опять-таки на ответчика»1.

Вновь обращаясь к регламенту МАС при БелТПП, можно сослаться на ст. 56, где сказано, что в случае отказа или уклонения от добровольного исполнения принудительное исполнение вынесенного им решения производится в соответствии с нормами международного права и законодательства РБ

1. Порядок исполнения решений МАС при БелТПП на территории Республики Беларусь

До принятия закона «О международном арбитражном (третейском) суде» порядок исполнения решений МАС при БелТПП регулировался Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О Международном арбитражном суде при Белоусской Торгово-промышленной палате». Постановлением установлено, что в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь решения МАС при БелТПП приводятся в исполнение на территории республики через систему государственных судов в порядке, определенном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 год).

На законодательном уровне положения об исполнении решений МАС при БелТПП было закреплено в разделе V ГПК Республики Беларусь. Так, п. 10 ст. 313 ГПК говорит: исполнению в порядке, определенном настоящим Кодексом, подлежат решения МАС при БелТПП и Морской арбитражной комиссии МАС при БелТПП. Исполнительными документами, служащими основанием для исполнения решений МАС при БелТПП, исходя из п. 1 ст. 314 ГПК являются: исполнительные листы, выдаваемые на основании решений МАС при БелТПП и Морской арбитражной комиссии МАС при БелТПП.

В целях обеспечения оперативности и эффективности исполнения решений хозяйственных судов Республики Беларусь Президент Республики Беларусь 8 октября 1997 года подписал Указ № 507 «О создании службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь».

В соответствии с Указом с 1 января 1998 года в структуре хозяйственных судов создается Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 года Совет Министров Республики Беларусь утвердил Положение о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь.

В соответствии с п. 3 Положения. исполнение решений хозяйственных судов и иных органов по хозяйственным (экономическим) спорам осуществляется судебными исполнителями хозяйственных судов со дня введения настоящего постановления в действие.

Что же касается исполнения решений иностранных судов, то на этот вопрос отвечает п. 9 Положения: «Служба судебных исполнителей в порядке, установленном законом, осуществляет исполение решений иностранных судов и международных третейских судов». Этот пункт относится непосредственно к МАС при БелТПП так как он является международным третейским судом.

Но закон «О международном арбитражном (третейском) суде» закрепил иной порядок, который перечеркнул ранее существующий. Так статья 44 Закона гласит: «Решение постоянно действующего международного арбитражного суда, создаваемого в соответствии с главой 2 настоящего Закона, а также решение международного арбитражного суда для рассмотрения конкретного спора, который находится на территории Республики Беларусь, исполняется в порядке, установленном хозайственным процессуальным законодательством Республики Беларусь».

Если же до принятия Закона и изменений к нему компетенция по исполнению решений МАС при БелТПП регулировалась Гражданским процессуальным законодательством, то после вступления в силу Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (1 июля 1999 года) и изменений к закону «О международном арбитражном (третейском) суде», исполнение решений регламентируется хозяйственным процессуальным правом. Так, положения об исполнении решений иностранных и международных арбитражных (третейских) судов закреплены в Приложении 2 к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь.

В соответствии с Приложением решения Международного арбитражного суда при БелТПП приравнены к решениям иностранных и международных арбитражных (третейских) судов независимо от того, в какой стране они вынесены. Фактически данной нормой законодатель ставит МАС при БелТПП (белорусский суд) в один ряд с иностранными судами, что недопустимо.

2. Порядок исполнения решений МАС при БелТПП на территории иностранных государств

Для принудительного исполнения решения МАС при БелТПП на территории иностранного государства, прежде всего, необходимо получить разрешение компетентных органов той страны, на территории которой такое исполнение испрашивается. В этой связи применяется термин «экзекватурирование», то есть выдача экзекватуры на арбитражное решение. Известным определением данного термина является следующее: в широком смысле слова «экзекватурирование» — это процедура, обычно судебная, имеющая целью придание арбитражному решению исполнительной силы, то есть способности быть приведенным в исполнение с применением, в случае необходимости, принудительных мер со стороны государственных органов по отношению обязанного лица или его имущества». При этом арбитражное решение не пересматривается. Основания для отказа, а признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, перечисленные в статье V Нью-Йоркской конвенции, имеют процессуальный характер.

«Известен случай, когда в 1997 г. белорусское предприятие пыталось исполнить решение, вынесенное МАС при БелТПП, в соответствии с положениями данного соглашения на территории Российской Федерации. И получило отказ на том основании, что к решению не был приложен исполнительный документ»2.

Действительно, согласно статье 8 соглашения «приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны», к которому среди прочих документов должен прилагаться исполнительный документ.

Более того, 1 марта 1996 года за № ОМ-37 было издано информационное письмо Высшего арбитражного суда Российской Федерации «О применении договоров и исполнении решений арбитражных судов других государств». В нем, в частности, сказано, что данное соглашение и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 марта 1993 года, «предусматривают взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским и семейным делам одного государства на территории другого. При этом под судами понимаются государственные (а не третейские) суды, которые правомочны принимать решения, получающие силу закона и подлежащие исполнению на территории государства, то есть суды общей компетенции и арбитражные (хозяйственные) суды».

Таким образом, признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений на территории Республики Беларусь фактически возможно и в отношении тех государств, которые не участвуют в конвенции. Для этого следует установить наличие взаимности на территории этого государства в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории республики. Взаимность в данном случае означает, что условия признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории Республики Беларусь, должны быть в данном государстве не менее благоприятны, чем условия, предусмотренные в конвенции17,c. 72]

Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (МАС при БелТПП) создан 12 апреля 1994 г. во исполнение принятых Республикой Беларусь международных обязательств как одно из необходимых условий осуществления внешнеэкономической деятельности. МАС является полноправным членом Европейской группы арбитражных судов, входит во всемирную систему международных арбитражных (третейских) судов, которые сегодня рассматривают подавляющее большинство международных и значительную часть внутренних экономических споров.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» от 9 июля 1999 г. МАС при БелТПП рассматривает не только международные экономические споры (в них хотя бы одна сторона является иностранной), но и внутренние, в которых обе стороны – белорусские субъекты хозяйствования.

Действующее законодательство дает право каждому субъекту хозяйствования на судебную защиту нарушенного либо оспариваемого права. Заключая договор, стороны часто предусматривают, что в случае возникновения каких-либо разногласий, спор будет передан на разрешение в Международный арбитражный суд при Белорусской Торгово-Промышленной Палате.

К компетенции Международного арбитражного суда относится рассмотрение следующих споров:

1) споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из этих субъектов находится за границей Республики Беларусь;

2) споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Республики Беларусь; споры между участниками упомянутых юридических лиц, споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;

3) споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, расположенными за пределами Беларуси;

4) иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

Юридическое сопровождение в Арбитражном суде

Наша юридическая компания уполномочена представлять интересы резидентов и иностранных клиентов в Международном арбитражном (третейском) суде при БелТПП в Беларуси. Юристы нашей фирмы сопроводят вас на всех процессуальных стадиях: составление искового заявления, представление интересов в суде в ходе разбирательства, исполнение решения МАС в Беларуси и за границей.

Преимущества рассмотрения коммерческих споров в Международном арбитражном суде при БелТПП в Беларуси

Главных преимуществ несколько. Во-первых, процессуальным основанием в разбирательства в МАС является его Регламент, в связи с чем рассмотрение спора проходит в более гибкой форме с отсутствием жесткой процессуальной зарегулированности.

Во-вторых, стороны спора вправе самостоятельно выбрать судей из списка рекомендуемых. Судьями МАС при БелТПП являются авторитетные юристы и ученые с большим практическим опытом. Все споры рассматриваются на основании принципа независимости арбитров, что исключает предвзятое отношение судей к одной из сторон.

Отзывы клиентов

Кто может подать иск в арбитражный (третейский) суд в Беларуси

В МАС при БелТПП могут обратиться с иском любые компании (резидент и нерезидент) в отношении своего контрагента, если спор между ними возник на основе внешнеэкономического контракта либо другого вида экономической связи и если хотя бы один из контрагентов находится за пределами Беларуси. В МАС при БелТПП могут судиться нерезиденты между собой, а также национальные компании между собой, если соглашением между ними в качестве судебного органа выбран Арбитражный суд (арбитражная оговорка).

Срок рассмотрения споров в Арбитражном суде Беларуси

Решение по спору, в котором хотя бы одной из сторон выступает иностранная компания (нерезидент), выносится в течение 6 месяцев. Если же субъектами разбирательства являются белорусские компании, то решение выносится в течение 3 месяцев.

На каком языке происходит судебное заседание, и на каком языке нужно подавать документы в Арбитражный суд

Судебные заседания в МАС при БелТПП проходят на русском языке. Если кто-то из сторон не владеет русским языком, то суд обеспечивает ей услуги переводчиков.

Документы (письменные доказательства) по делу предоставляются в суд на языке оригинала без перевода. Суд вправе по своей инициативе либо по инициативе противоборствующей стороны потребовать оформить их перевод на русский язык.

Виды разбирательств в МАС при БелТПП

Арбитражный суд Беларуси рассматривает споры в общем и упрощенном порядке. Общий порядок аналогичен исковому производству в экономических судах Беларуси и осуществляется с участием сторон спора и применением всех «процессуальных инструментов». Упрощенный порядок аналогичен приказному производству с рассмотрением спора без вызова сторон на основе письменных доказательств. Упрощенная процедура применяется исключительно по разбирательствам между резидентами при сумме требований до 10 000 базовых величин (эквивалентно примерно 123 188$).

Исполнение решений международного арбитражного суда при БелТПП в Беларуси и за границей

На основании решения МАС при БелТПП в отношении белорусской компании (резидента) экономический суд выдает судебный приказ, который, в свою очередь, исполняется напрямую через отдел принудительного исполнения по месту нахождения должника или его имущества по правилам закона «Об исполнительном производстве».

Решение МАС в отношении иностранной компании (нерезидента) исполняется гораздо проще, чем решение экономического суда, поскольку большинство развитых стран мира подписали Нью-Йоркскую конвенцию «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», тем самым установив единые правила исполнения решений международных арбитражных судов на территории любого государства, подписавшего конвенцию.

Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (далее по тексту также МАС при БелТПП) представляет собой постоянно действующим международный арбитражный суд, созаднный согласно Закону Республики Беларусь №279-3 от 09.07.1999 «О международном (арбитражном) третейском суде». Таким образом, МАС при БелТПП является некоммерческой частной организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе. Это означает, что, хотя целью деятельности МАС при БелТПП и не является извлечение прибыли. Государственное финансирование отсутствует и осуществляется самофинансирование за счёт оказания услуг. Деятельность МАС при БелТПП также регулируется Регламентом, утверждённым Постановлением Президиума Белорусской торгово-промышленной палаты.

Основной специализацией МАС при БелТПП являются споры, вытекающие из внешнеэкономической деятельности и иностранных инвестиций. Споры могут возникать между лицами широкого субъектного состава, включая как резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь. Не подлежат рассмотрению в МАС при БелТПП споры, составляющие исключительную подсудность государственного суда.

Основанием для рассмотрения спора в международном арбитражном суде является арбитражное соглашения между сторонами спора. Данное соглашение может быть заключено как предварительно. Когда ещё никакого спора нету, так и непосредственно после возникновения спора. По форме арбитражное соглашение может представлять собой как отдельный документ, так и арбитражную оговорку. Данная оговорка включается в текст основного коммерческого контракта. Предпочтительным является использование арбитражной оговорки, рекомендуемой самим МАС при БелТПП, которая публикуется на его сайте.

Обратимся к вопросу преимуществ МАС при БелТПП как органа, разрешающего коммерческие споры. Здесь стоит сказать, что МАС при БелТПП представляет собой старейший международный арбитражный суд на территории Республики Беларусь. Арбитры, включенные в рекомендательный список данного суда, являются авторитетнейшими профессионалами в области права. Они способны разобраться даже в самом сложном коммерческом споре. Многие из них имеют научную степень в области юриспруденции. Также они включены в авторитетные международные справочники частнопрактикующих юристов.

Вторым несомненным преимуществом МАС при БелТПП является тот факт, что его решение будет находить признание не только на территории Республики Беларусь, но и на территории подавляющего большинства государств мирового сообщества, ратифицировавших Нью-йоркскую конвенцию ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. К сожалению, того же нельзя сказать о решениях государственного белорусского суда, решения которого в отсутствие соответствующего договора могут признаваться только на условиях взаимности. В тоже время критерии взаимности могут быть самыми различными, вплоть до требования о приведении доказательств исполнения решений соответствующего иностранного государства на территории Республики Беларусь.

При возникновении спора, подлежащего разрешению в МАС при БелТПП, необходимо в первую очередь определиться с кандидатурой арбитров (арбитра). По умолчанию, если стороны не договорятся об ином, спор будет рассматриваться тремя арбитрами. Такой состав суда является оптимальным. Однако если цена иска невелика, с целью экономии финансовых ресурсов не лишним будем и соглашение о рассмотрении спора одним арбитром, назначаемым по соглашению сторон. Резидентам Республики Беларусь при рассмотрении спора одним арбитром доступна и упрощённая процедура, не предполагающая устных слушаний, если цена иска не превышает 10 000 базовых величин.

Если спор рассматривается тремя арбитрами, то по одному назначают истец и ответчик, а третьего выбирают эти два арбитра. При отсутствии назначения в течение определённого периода, существует механизм назначения арбитров Председателем МАС при БелТПП. Однако лучше назначить арбитра самостоятельно, так как несмотря на то, что арбитр в любом случае лицо беспристрастное, доверие здесь весьма важно.

Для начала производства по делу в МАС при БелТПП необходимо истцу уплатить арбитражный сбор и направить исковое заявление, требования к которому можно найти в п. 21 Регламента МАС при БелТПП. В частности, в исковом заявлении должна быть указана кандидатура назначаемого арбитра. Исковое заявление будет считаться поданным с момента уплаты арбитражного сбора. Ответчик, в свою очередь, должен предоставить ответ на исковое заявление, с содержанием информации, предусмотренной п. 24 Регламента.

Дело в МАС при БелТПП целесообразно вести с участием представителя, которым может быть как штатный юрист, так и юрист-лицензиат, а также адвокат. Адвокатская монополия не распространяется на третейские суды и международные арбитражные суды. Целесообразней привлекать представителя уже на стадии составления искового заявления, ответа на иск, подбора кандидатуры арбитра. Такая модель поведения позволит избежать ошибок и способствует рассмотрению спора в Вашу пользу.

Юридические услуги при разрешении коммерческих споров в случае наличия арбитражной оговорки в договоре включают:
• изучение документов по спору и подготовка юридического заключения;
• досудебное урегулирование спора;
• составление искового заявления, отзыва на исковое заявление и других процессуальных документов;
• представление интересов в международном арбитраже.

Контактные данные ответственного лица: Скобей Андрей Николаевич, юрист-лицензиат, партнёр ООО “Бориус Консалтинг”, Вы можете связаться с ним по телефону (+37529 1102388) либо по электронной почте (info@legaltime.by).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *