Статья о пожарной безопасности

  • автор:

Кто несет ответственность за пожарную безопасность

Действующее законодательство предусматривает несколько возможных наказаний или штрафных санкций, главным образом, административных, за невыполнение требований по защите от возникновения пожара. Но прежде чем подробно описать их, необходимо определиться с другим, не менее важным вопросом. Он заключается в определении того, кто несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности.

Ответственный за пожарную безопасность в арендуемом помещении

В большинстве случаев действующие в настоящее время нормативные акты четко определяют, кто и за что отвечает при выполнении требований законодательства, связанного с защитой от огня. Однако, один вопрос до сих пор вызывает неоднозначное толкование юристов. Он связан с определением тех лиц или хозяйствующих субъектов, кто несет ответственность за пожарную безопасность в том случае, когда помещение или здание находится не в собственности, а в аренде у хозяйствующего субъекта.

Существующая на данный момент практика трактует требования законодательства следующим образом. Во-первых, в ст. 38 ФЗ №69-ФЗ четко прописана ответственность за нарушения пожарной безопасности следующих юридических и физических лиц:

  • собственник объекта. Данное обстоятельство является вполне логичным и не вызывает вопросов;
  • руководители соответствующих подразделений государственной исполнительной власти и выбранных органов местного самоуправления. В перечень их функций включен контроль над соблюдением хозяйствующими субъектами, действующими на их территории, требований законодательства по рассматриваемому вопросу. Поэтому соответствующую ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет, притом вполне логично, каждый руководитель территориального органа власти;
  • лица, которые на законном основании владеют, пользуются или распоряжаются объектом защиты. Именно под данную категорию попадают арендаторы зданий или помещений.
  • Несмотря на то, что они напрямую не указаны в законе, большинство специалистов по юридическим вопросам считают это вполне четко прописанным условием.

Исходя из основных моментов вышесказанного, следует вполне однозначный вывод, что арендатор несет ответственность за пожарную безопасность помещения, здания или сооружения, которым пользуется, распоряжается или владеет.

При этом обязательно следует обратить внимание на еще одно немаловажное обстоятельство. Требования законодательств дают прямой ответ и на другой вопрос, несет ли арендодатель ответственность за пожарную безопасность объекта защиты? Да, безусловно, причем в не меньшей степени, чем хозяйствующий субъект, взявший помещений или здание в пользование по заключенному арендному договору.

Кто несет ответственность за пожарную безопасность в целом на предприятии

Требования существующего на данный момент законодательства четко определяют, что ответственность за пожарную безопасность на предприятии несет, прежде всего, его непосредственный руководитель, а также специально назначенный сотрудник, ответственный конкретно за данное направление работы. К нему предъявляются следующие обязательные требования:

  • стаж работы в организации не менее 3-х лет;
  • принадлежность к руководящему составу хозяйствующего субъекта;
  • утверждение приказом по предприятию, подписанным руководителем.

Еще одним дополнительным, но при этом обязательным условием назначения ответственным является прохождение соответствующего обучения. Его курс обычно составляет не менее 72 часов и включает не только изучение основных требований по рассматриваемой теме, но и правил оказания необходимой медицинской первой помощи, основ охраны труда и организации безопасного производства и т.д.

К числу обязанностей ответственного за противопожарную безопасность на предприятии относятся следующие вопросы:

  • проведение предусмотренного законодательством обязательного инструктажа;
  • контроль над соблюдением руководством и рядовыми сотрудниками правил и требований, предписанных законодательством о пожарной безопасности;
  • проверка наличия и правомерности необходимых удостоверений, которые должны быть у всех ИТР, а также у некоторых представителей рабочих профессий;
  • организация обучения и проведение аттестаций по рассматриваемой тематике;
  • проведение учений и тренировок;
  • разработка всей необходимой документации, включая инструкции и планы эвакуаций;
  • контроль над состоянием средств и систем сигнализации и пожаротушения.

Такой внушительный список обязанностей, которые возложены действующим законодательством на ответственного сотрудника на предприятии, показывает, какое серьезное значение придается вопросам, связанным с обеспечением требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Ответ на следующий немаловажный вопрос, какую ответственность несет ответственный за пожарную безопасность, содержится в соответствующих разделах КоАП России. Он предусматривает два основных вида наказания:

  • приостановка деятельности нарушившего закон предприятия. Это наказание встречается на практике чаще всего. Его срок составляет 90 суток и определяется ст. 3.12 упомянутого выше Кодекса;
  • наложение штрафа. Данный вид ответственности также используется в реальной жизни достаточно часто. Он определяется ст. 20.4 КоАП и составляет весьма существенные суммы:
  1. для юридических лиц предусматриваются санкции в размере от 150 до 200 тыс. руб. при первом нарушении, от 200 до 400 тыс. руб. при повторном;
  2. для занимающих ответственные должности лиц: от 15 до 30 тыс. руб. при первом нарушении, от 30 до 60 тыс. руб. в случае повторного.

Следует учитывать и то обстоятельство, что ответственность за нарушение требований и обязательных предписаний в области пожарной безопасности, предусмотренных действующим законодательством, может быть не только административной, но, в ряде случаев, и уголовной. В частности, ст. 219 УК РФ предусматривает возможность возбуждения дела в случае нанесения тяжкого и особо тяжкого вреда жизни и здоровью человека. В этом случае наказание может составлять до 5 лет лишения свободы, если нарушение пожарной безопасности привело к гибели одного физического лица. В случае двух и более смертей срок по решению суда может составить максимум 7 лет. Дополнительным наказанием является запрет заниматься определенными видами деятельности.

Компания «ТРИО» предлагает свои услуги по обучению и переподготовке лиц, назначенных приказом по предприятию ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Кроме того, опытные и квалифицированные сотрудники фирмы окажут необходимую помощь в разработке инструкций и других предусмотренных законодательством обязательных документов, а также выполнению всех видов проектных, монтажных и строительных работ, связанных с системами сигнализации, пожаротушения и огнезащитой.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 535-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 345-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 172-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2004 г. N 38-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца двенадцатого статьи 17, который вступает в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 января 1998 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 апреля 1996 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Актуальность законодательства о противопожарной ответственности

Сегодняшнее российское законодательство весьма строго относится к тем лицам, которые своей халатностью привели к появлению пожарной ситуации на контролируемом объекте или же создали существенный риск развития такой ситуации. В большинстве случаев нарушения выявляются в ходе плановых или экстренных проверок специальной комиссией. Но, к сожалению, нередки случаи, когда степень ответственность имеет и отягощённые обстоятельства, приводя не только к наложению денежных взысканий, но и к уголовному преследованию. В свете последних трагических событий в Кемерово стаёт вопрос о профилактики такой работы на местах. По этой причине будет целесообразно ознакомиться с нарушениями и их последствиями для руководителей и ответственных лиц организаций.

Кто несёт ответственность за пожарную безопасность?

Определим: «А кто же несёт ответственность за нарушение пожарной безопасности и входит в круг лиц, несущих персональную ответственность за исполнение противопожарных мероприятий?» Ответ на этот вопрос даёт статья 38 ФЗ «О пожарной безопасности»:

  • категория лиц, чья внутренняя профессиональная обязанность — это полное обеспечение ПБ (Пожарной Безопасности);
  • непосредственно собственники имущества;
  • арендаторы имущества и площадей (включая квартиросъёмщиков и временных пользователей торговых площадей);
  • руководящий состав местного муниципалитета, работающий в соответствующих профильных комитетах;
  • компетентные, должностные лица.

Штраф за нарушение пожарной безопасности

Начнём с административной ответственности. Регулирует эту сторону КОАП РФ, а именно статья 20.4. Здесь стоит разделять несколько типов требований предъявляемых к объекту со стороны мероприятий противопожарной безопасности. Более детально коснёмся каждой из этих частей:

  • состояние эвакуационных маршрутов, а также путей и выходов аварийных — является обязательным элементом внутренних, профилактических мероприятий. Кроме этого в эту группу стоит отнести и исправность технического состояния таких систем как — экстренное оповещение, противодымная защита. Сюда же стоит отнести и управление системами автоматического пожаротушения. В случае несоблюдения надлежащих правил профилактики в отношении должностных лиц выписывается штраф не превышающий 15000 тысяч рублей (минимальная планка — 6000). Немного иные штрафные санкции предусмотрены для индивидуальных предпринимателей (отсутствие образования ЮР — Юридического Лица) — не менее 30000 рублей. Для юридических лиц в границах 150-200 тысяч рублей;
  • выявленные неполадки внутреннего, пожарного водовода, неправильная эксплуатация электрического оборудования и установок, отсутствие в установленных местах средств тушения пожара (первичной группы) — вся эта группа грозит должностному, ответственному лицу денежным взысканием в размере 6000-15000 тысяч рублей. В этом же случае юридическое лицо будет обязано заплатить сумму до 200000. Предпринимателям же без образования ЮР: минимально — 20000, а максимально 30000 рублей.

Повторное нарушение требований пожарной безопасности

В соответствии с законом наложение штрафных санкций предусмотрено и при повторном игнорировании выявленных нарушений. Здесь суммы при составлении акта проверки заметно возрастают:

  • предприниматели без образования юридического лица 40000-50000 тысяч рублей;
  • должностные лица организаций и предприятий, где проводилась надзорная проверка — 20000-30000 рублей;
  • юридическое лицо 200000-400000 рублей;
  • гражданские лица не более 5000 рублей.

Особо стоит отметить, что комиссия может не только потребовать от ответственного исполнителя выплаты штрафной компенсации, но и использовать более существенные методы воздействия. К их числу относится и временная, административная приостановка работы организации или фирмы на срок до 90 дней. Снято это ограничение может быть только в случае выполнения всех требований согласно выставленным предписаниям административного протокола.

Административные санкции в случае существенного урона имуществу и здоровью человека

Остановим внимание и на случаях, когда нарушение внутреннего, противоправного режима приводят к нанесению урона (или полному уничтожению) материального имущества третьей стороны или даже вред здоровью человека (средней тяжести), работающего на производстве (промышленному, деловому, офисному) или не имеющего отношения к нему. При таком раскладе размеры денежного взыскания будут выглядеть следующим образом:

  • должностные, ответственные лица — 40000-50000 тысяч рублей;
  • юридические лица — до 400000 рублей. Но в случае смерти человека или причинения ему тяжкого вреда здоровью штраф будет увеличен до 1000000 рублей с одновременным остановкой деятельности ответчика до 90 суток (с продлением срока) на время экспертиз и разбирательств;
  • граждане — не более 5000 рублей.

Ответственность поставщика и исполнителя работ по противопожарной охране объекта

Несет административную ответственность и поставщик специального оборудования или защитных систем для конкретного типа объектов. Сюда же относится и фирма, берущая на себя полномочия проводить монтаж противопожарных модулей. Они обязаны предоставлять полное техническое сопровождение относительно используемых при работах материалах — а именно их эксплуатационных характеристиках и устойчивости к высокотемпературному нагреву и возможности выделения в окружающий воздух вредных, токсичных веществ. В качестве примера можно привести материалы, использующиеся для отделки внутренних стен, обшивки здания (особенно на пути следования эвакуационных маршрутов).

Если такая информация не предоставляется (или по факту оказывается не соответствующей действительности), то размер штрафов будет выглядеть так:

  • лица юридические 90000-100000 рублей;
  • ответственные, должностные лица 15000-20000 рублей.

Дисциплинарное взыскание

Что касается внутреннего, процессуального режима, то руководство организации или предприятия может использовать собственные инструменты порицания для нарушителей. В этих случаях ответственное за соблюдение правил ПБ (Пожарной Безопасности) лицо может получить выговор или лишиться своей заработной платы в полном или частичном объёме.

Уголовная ответственность

Как уже говорилось выше — куда более серьёзные последствия ждут нарушителя, когда в ходе пожара страдает человек. Если быть более детальным, то Уголовный Кодекс в соответствии со статьёй 219 говорит о следующем:

  • причинение вреда здоровью человека — штраф не менее 80000 рублей или отбывание срока в заключение до 3 лет. При этом ограничивается возможность занимать определённые, должностные посты после завершения тюремного срока;
  • смерть человека в результате неосторожности. Лишение свободы на 5 лет, а также невозможность занимать должностной пост до 3-х лет;
  • смерть двух или более лиц. Лишение свободы на срок до 7 лет.

Помните, что лучше ответственно подходить к исполнению своих профессиональных обязанностей, чем попасть под прицел системы правосудия!

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ст. 38 Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

В организациях и на предприятиях персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (предприятия). Ответственность за обеспечение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, а также должностных лиц в пределах их компетенции и граждан. За нарушение правил пожарной безопасности должностные лица и граждане подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

К дисциплинарной ответственности работодателем могут быть привлечены работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных трудовых обязанностей в сфере пожарной безопасности. Дисциплинарная (материальная ответственность) предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации (статьями 1, 3, 6, 22, 37, 66, 81, 90, 192, 193-195, 220, 236-250, 277, 346, 357, 406, 409, 414, 419).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности. Основной статьёй, устанавливающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушители могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:

  • для граждан — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • для должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия этого режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие:

  • привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов;
  • запрет на посещение гражданами лесов;
  • принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Нарушение требований особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, частями 3–8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены иные составы административных правонарушений в сфере пожарной безопасности:

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека;
  • неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно;
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

Кроме административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие более тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность — ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, за которым закреплена обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека предусмотрен:

  • штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период до шести месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности, или запрета на выполнение определенной деятельности на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, виновное лицо наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В связи с изложенным, всем лицам следует помнить о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, так как их нарушение может повлечь не только причинение крупного материального ущерба и смерть людей, но и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Документы, проверяемые государственным инспектором РОНД МЧС:

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

2. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе

3. Учетная карточка юридического лица (банковские реквизиты, юридический и фактический адреса, телефон, факс, и.т.п.).

4. Устав юридического лица.

5. Документ, удостоверяющий личность законного представителя юридического лица.

6. Документы подтверждающие полномочия (протокол собрания учредителей, решение и т.п.), удостоверяющие служебное положение.

7. Декларация пожарной безопасности на здание, зарегистрированная в РОГПН.

8.Техническая документация, проекты по системам водоснабжения, противопожарной защиты, копии договоров и лицензий на право оказания услуг и проведение работ по вопросам пожарной безопасности:

  • монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарной автоматики зданий;
  • работы по очистке систем вентиляции;
  • работы по огнезащитной пропитке конструкций здания;
  • монтаж и обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты здания.

9. Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами, иными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

10. Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры с арендаторами (если таковые имеются) или свидетельство о собственности. План земельного участка (землеотвод).

11. Журнал учета проверки оборудования ВПВ – с отметками о проведенных включениях пожарных насосов 1р/мес. и задвижек с электроприводом установленных на магистрали ХВ вокруг водомерного узла – 1р/6 мес (при наличии).

12. Заключение по расчету результатов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте – в здании, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией (при наличии).

13. Документы и удостоверения, подтверждающие прохождение обучения руководителей и специалистов по программе пожарно-технического минимума.

14. Сертификаты соответствия на установленные противопожарные двери, облицовочный материал, огнезащитную пропитку (ОЗП) конструкций здания.

15. Планировку и экспликацию помещений здания, заверенную в БТИ.

16. Копии последних, действующих приказов и распоряжений о:

  • назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности в организации.
  • противопожарном режиме в организации.
  • создании Пожарно-технической комиссии.
  • создании добровольной пожарной дружины (ДПД).

17. Копии актов (1р/мес) проверок противопожарного состояния здания ППК.

18. План мероприятий по устранению нарушений мер пожарной безопасности, выявленных при проверке здания силами ППК.

19. Инструкции по пожарной безопасности.

20. Акты испытания с фактическим пуском воды из пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (ПК ВПВ) 2 раза/год (весна, осень) и наличие схемы обвязки насосов в насосной станции (при наличии).

21. Акты перемотки пожарных рукавов в ПК (не реже чем 1 раз в год) (при наличии).

22. Журналы инструктажа по ПБ с отметками инструктажей (не реже чем 1р/год).

23. Журнал учета огнетушителей.

24. Испытания пожарных лестниц и ограждений кровли (1 раз /5 лет).

25. Акт очистки и дезинфекции системы вентиляции здания (1раз/год).

26. Акт приемки систем автоматики противопожарной защиты здания в эксплуатацию и Акт комплексной проверки работоспособности данных систем в здании (1р/3 мес).

27. Акт перезарядки огнетушителей.

28. Копии договоров-контрактов с организациями

29. Акт приемки работ по огнезащитной пропитке (ОЗП) конструкций здания.

30. Акт проверки качества огнезащитной пропитки (ОЗП) конструкций здания (не реже чем 1 раз/6 мес).

31. План – График выполнения противопожарных мероприятий на год.

Виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности

В Российской Федерации существует три меры пресечения нарушений в области ПБ – это дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Мы предлагаем разобраться: кто и за какие деяния может понести то или иное наказание.

И так, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – это правовой аспект обеспечения ПБ в организациях и на производстве. Он предусматривает привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной или же уголовной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ПБ. Иными словами, нести ответственность за халатное отношение к мерам предосторожности в области пожарной безопасности может, как любой сотрудник организации, так и ее руководитель.

Дисциплинарное взыскание за нарушение соответствующих требований пожарной безопасности возлагается на работника (на должностное лицо) работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдению этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение (в случае, если имеются соответствующие основания).

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010г. №195-ФЗ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Такому виду ответственности подлежит должностное лицо в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

За совершение таких правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор могут привлекаться к административной ответственности в таких случаях:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека;

2. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;

3. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;

4. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники;

5. Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

6. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

7. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;

8. Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора;

9. Реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации.

Уголовное наказание должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности, присуждается, согласно постановлениям Статьи 219. Нарушение требований пожарной безопасности:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека;

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что на сегодняшний день, к сожалению, нарушения правил пожарной безопасности на предприятии – это не редкость. Зачастую это минимальные нарушения, однако, следует помнить, что даже незначительные несоответствия требованиям ПБ могут стать причиной масштабного пожара, который влечет за собой потерю имущества, а иногда и человеческие жертвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *