Соблюдение требований законодательства

  • автор:

Условия труда на рабочем месте

Обновление: 15 августа 2017 г.

Трудовым законодательством установлено право каждого работника на условия труда на рабочем месте, которые бы соответствовали нормам охраны труда и требованиям, определенным действующим в организации коллективным договором. Рассмотрим, что эти условия представляют собой и какие нормы их регламентируют.

Условия труда

Условия труда (назовем их ниже УТ) согласно ч. 2 ст. 209 ТК РФ представляют собой сумму факторов производственной среды и трудового процесса, влияющих на работоспособность и здоровье сотрудника.

Работодатель обязан создавать своим работникам безопасные и нормативно обоснованные УТ на каждом рабочем месте, а также предоставлять о них достоверную и полную информацию (ст. ст. 22 и 212 ТК РФ).

Рабочее место ст. 209 ТК РФ определяет как место, прямо или косвенно контролируемое работодателем, на котором:

  • сотрудник обязан присутствовать;
  • или на которое ему следует прибыть в связи с его трудовой деятельностью.

Определение УТ

Выявляются УТ по результатам их специальной оценки (далее – СОУТ), необходимость проведения которой установлена ст. 212 ТК РФ и Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее – Закон N 426-ФЗ).

СОУТ состоит в проведении приглашенной работодателем независимой специализированной организацией анализа состояния УТ на заранее определенных рабочих местах для:

  • выявления на них вредных/опасных производственных факторов;
  • оценки их воздействия на сотрудника;
  • определения степени отклонения их значений от нормативных;
  • оценки эффективности использования средств индивидуальной и коллективной защиты.

В силу ст. 209 ТК РФ вредными и опасными УТ признаётся комплекс производственных факторов, воздействие которого может привести к возникновению заболевания или травмированию работника.

Результат проведения СОУТ – установление классов (или подклассов) УТ на рабочих местах (ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

В зависимости от степени вредности/опасности УТ делятся на четыре класса (ст. 14 Закона N 426-ФЗ):

  1. оптимальные;
  2. допустимые;
  3. вредные;
  4. опасные.

Безопасные и допустимые УТ

УТ первого класса считаются оптимальными и безопасными для работника; на его рабочем месте отсутствуют вредные/опасные факторы, отрицательно влияющие на здоровье.

УТ второго класса – допустимые, то есть вредные факторы присутствуют, но воздействуют на работника в пределах установленной нормы. Работник при таких УТ восстанавливается к началу следующего рабочего дня.

Вредные и опасные УТ

К третьему классу относят вредные УТ – когда уровень воздействия вредных факторов выше допустимого.

Внутри третьего класса выделяют четыре подкласса (в зависимости от нарастающего уровня воздействия):

  • вредные УТ первой степени: работник не успевает восстановиться;
  • вредные УТ второй степени: при работе в таких условиях более пятнадцати лет возможно появление профессиональных заболеваний легкой степени тяжести без потери способности к труду;
  • вредные УТ третьей степени: при работе в таких условиях вероятно приобретение профзаболевания легкой/средней тяжести с потерей профессиональной трудоспособности;
  • вредные УТ четвертой степени: могут повлечь тяжелые формы профзаболеваний с потерей общей трудоспособности работника.

Четвертый класс, самый высокий, – это опасные УТ. Работа в них угрожает жизни работника и несет большой риск возникновения острых профзаболеваний.

Установление класса (подкласса) УТ, помимо мер по охране труда, влияет на размер дополнительного тарифа страховых взносов, вносимого работодателем в Пенсионный фонд РФ: чем лучше условия труда, тем размер отчислений ниже.

Условие об УТ в трудовом договоре с работником

СОУТ, заменившая собой с 2014 года аттестацию рабочих мест, должна быть проведена поэтапно до 31 декабря 2018 г. во всех организациях и на всех рабочих местах, за исключением надомных и дистанционных.

Затем она проводится не реже чем каждые пять лет; в некоторых случаях возможна и внеплановая СОУТ (ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

УТ на рабочем месте согласно ст. 57 ТК РФ, а также гарантии и компенсации за работу с вредными/опасными УТ вместе с их характеристиками обязательны для внесения в трудовой договор.

Этой нормой не предусмотрены какие-либо отсрочки до проведения СОУТ.

Если на момент заключения трудового договора этих сведений нет, то недостающее вносится позже непосредственно в текст трудового договора либо добавляется как неотъемлемое приложение.

ISO 14001:2004 заметно уточняет требования ISO 14001:1996 к идентификации и контролю соблюдения требований законодательства и других экологических требований. Задача элемента состоит в:

— обеспечении доступа к действующим законодательным и нормативным требованиям, в том числе, добровольно принятым организацией;

— конкретизации требований для организации, то есть соотнесении требований законодательства с деятельностью предприятия;

— периодической оценке соответствия.

Доступ к законодательным и нормативным актам сегодня наиболее часто обеспечивается путем подписки на регулярно обновляемые базы законодательных документов. К сожалению, региональные подразделения специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды не только не информируют природопользователей заблаговременно о новых или изменяющихся требованиях, но нередко сами имеют ограниченный доступ к ним. Впрочем, ситуация начала постепенно изменяться. В настоящее время Министерство природных ресурсов регулярно публикует в разделе «Документы» на своем сайте в Интернете (http://www.mnr.gov.ru/) не только новые нормативные акты, но и проекты готовящихся документов, сведения об утверждении документов Минюстом. В настоящее время компанией Гарант (http://www.garant.ru/) поддерживается в открытом доступе база новых (поступивших в течение последних двух недель) законодательных документов всех ведомств, а также субъектов РФ.

Организации необходимо не только выявить требования, предъявляемые к ее деятельности, но и разработать процедуру, обеспечивающую своевременное уведомление о новых и изменившихся требованиях и их использование.

Хотя для многих российских организаций трудна и первая задача, решения ее одной недостаточно. Необходимо

— определить, к каким элементам деятельности, продукции и услуг (учитывая не только экологические аспекты, но и организационные процедуры, такие, как получение лицензий и разрешений, и т. п.) относятся требования;

— определить конкретное значение требований, в том числе, оцениваемые показатели;

— установить собственные контрольные показатели и разработать процедуры по контролю соблюдения установленных требований;

— разработать процедуры, обеспечивающие соблюдение установленных требований, или определить цели, задачи и мероприятия по достижению соответствия;

— обеспечить осведомленность лиц, деятельность которых связана с этими требованиями, об их содержании и процедурах, обеспечивающих их соблюдение;

— внедрить разработанные процедуры или реализовать планы действий по достижению соответствия.

Такая система позволит ответственным специалистам, руководителям организации знать и контролировать соответствие предъявляемым требованиям, то есть позволит действительно обеспечить соответствие своей деятельности требованиям природоохранного законодательства, кодексов и договоров.

К разработке процедур получения доступа к требованиям законодательства и нормативных актов и ведению регистров требований целесообразно привлечь юридический отдел и отдел охраны окружающей среды.

При сертификации на соответствие требованиям ISO 14001 организации необходимо будет продемонстрировать, что она осуществила или планирует осуществить действия для обеспечения соответствия предъявляемым законодательным и нормативным требованиям. К сожалению, это означает, что даже те требования, выполнение которых нецелесообразно с экологической и экономической точек зрения, должны, в конечном счете, соблюдаться. В России, где требования природоохранного законодательства иногда избыточно строги, практика его применения несовершенна или усложнена, а пересмотр их идет крайне медленными темпами, это может оказаться препятствием для сертификации (но не успешного внедрения) СЭМ.

Планирование (цели, задачи, мероприятия), программа системы экологического менеджмента

Экологическая цель Общая экологически значимая цель (показатель), согласующаяся с экологической политикой, устанавливаемая организацией для достижения. ISO 14001:2004 Экологическая задача Детализированное требование к результативности, применяемое к организации или ее частям, которое вытекает из экологических целей и которое должно быть поставлено и выполнено для того, чтобы достичь этих целей. ISO 14001:2004

Экологические цели определяются на основе приоритетов экологической политики, приоритетных (значимых) экологических аспектов и других требований.

Экологические цели должны определяться по возможности в измеримых показателях, ставиться на конкретные сроки и быть достижимыми, то есть соответствовать ресурсам и возможностям организации. Цели должны быть экологически значимыми, то есть относиться, в первую очередь, к воздействию на окружающую среду и/или к приоритетным экологическим аспектам. Преимущественно цели следует ставить на период долгосрочного планирования (3-5 лет). При этом, естественно, могут ставиться и цели, которые организация способна достичь за более короткое время; в период внедрения и первые годы функционирования СЭМ они могут преобладать.

Разработка экологических целей и задач взаимосвязана. Экологические цели ставятся с учетом возможностей организации по их достижению — то есть с учетом возможностей отдельных подразделений, результативности мер по контролю отдельных аспектов. Экологические задачи целесообразно формулировать как требования, выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей. Экологические задачи могут быть детализацией целей в отношении подразделений, отдельных экологических аспектов; могут определяться как этапы достижения цели (в том числе, на период среднесрочного планирования -1 год), как необходимые условия ее достижения. Очевидно, что задачи по достижению конкретных экологических целей могут ставиться только тем подразделениям, деятельность которых связана с соответствующей проблемой. Более того, вовлечение подразделений в достижение поставленных целей может быть неодинаковым и постепенным. При этом экологические задачи должны

— быть конкретными и выполнимыми;

— описывать результаты, а не действия;

— быть измеримыми;

— предусматривать точные сроки выполнения;

— находиться в сфере контроля предприятия.

Разрабатывать экологические цели на этапе внедрения СЭМ в большинстве случаев будет группа экологического менеджмента (включая представителей высшего руководства и функциональных направлений); рекомендуется также привлекать специалистов и руководителей среднего звена. В дальнейшем, в ходе функционирования СЭМ, цели могут разрабатываться под руководством координатора СЭМ и представителя высшего руководства с участием специалистов подразделений и руководителей среднего звена. Цели пересматриваются в ходе анализа со стороны руководства.

В зависимости от поставленных целей и навыков сотрудников организации, разработка экологических задач на этапе внедрения СЭМ также может вестись группой экологического менеджмента с использованием консультаций со специалистами предприятия или наоборот, быть поручена специалистам подразделений при общей координации специалистов в области СЭМ.

Для достижения экологических целей и решения экологических задач разрабатываются единая программа экологического менеджмента или отдельные программы по достижению каждой из целей. Программа экологического менеджмента включает мероприятия по решению поставленных задач и структурирована по экологическим целям и задачам. В описание мероприятий в программе входит перечень необходимых действий, описание ожидаемых результатов и контрольных показателей, требуемых ресурсов, сроков выполнения и проверки, ответственности за осуществление и контроль выполнения мероприятий, указания на связанные мероприятия, а также на экологическую задачу или задачи, на решение которых направлено данное мероприятие.

В разработку мероприятий программы необходимо максимально вовлекать те подразделения, которые должны будут их выполнять. Мероприятия могут включать действия, не приводящие к непосредственному улучшению результативности, но связанные, например, с мониторингом, обучением и т. п. В то же время, мероприятия также должны быть ориентированы на достижение определенных измеримых результатов. Параллельно с разработкой целей и задач необходимо создавать систему показателей результативности, которые позволят контролировать достижение поставленных целей.

После разработки всех мероприятий необходимо составить программу экологического менеджмента, оценивая наличие ресурсов на выполнение всей программы, согласованность мероприятий (в том числе, с планами производственной деятельности и т. п.), необходимость и достаточность мероприятий для достижения поставленных целей.

Экологические цели, так же как и экологические задачи и программа СЭМ, должны быть согласованы с финансовыми, снабженческими и кадровыми службами предприятия и утверждены высшим руководством.

Соблюдение требований природоохранного законодательства

   Все мы знаем, что соблюдение хозяйствующими субъектами норм и требований экологического законодательства является обязательным. Довольно часто юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, не знают или игнорируют эти требования.
   В данной статье хотелось бы коротко отразить основные требования природоохранного законодательства для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья производственная и (или) иная деятельность приводит к образованию отходов производства и потребления, и меры административной ответственности за нарушение этих требований.
   1. Частями 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено следующее:
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
   Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
   Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, в соответствии с требованиями статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
   2. В соответствии с требованиями статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей сред» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду) обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
   Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
   Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за:
   - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
   - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
   - хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
   3. В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
   Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, в соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток; на юридических лиц – от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
   Сброс вредных (загрязняющих веществ в водные объекты без специального разрешения, в соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
   4. Частями 1 и 3 статьи 14 федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности, которых образуются отходы I – V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.
   На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I – IV классов опасности.
   Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в соответствии с требованиями статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
   5. Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
   Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в соответствии с требованиями статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
   6. В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и представлять отчетность.
   Сокрытие или искажение экологической информации, в соответствии с положениями статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
   7. В соответствии с требованиями частей 7, 8 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления, которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы представляют в уполномоченный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
   Сокрытие или искажение экологической информации, в соответствии с положениями статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
   Любую информацию по соблюдению природоохранного законодательства для руководителей организаций различных отраслей, а также для лиц, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, можно запрашивать в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) субъекта Российской Федерации – по месту нахождения организации.

экология

Проверка соблюдения требований санитарного законодательства: теперь по новому регламенту

Проверка соблюдения обязательных требований — довольно волнительная процедура как для проверяемых, так и для проверяющих. Избежать недоразумений в таких ситуациях обычно помогает неукоснительное соблюдение соответствующего регламента всеми участниками проверки.

Права и обязанности проверяющих и проверяемых

С 30.09.2012 проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства должны проводиться в соответствии с новым Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее ― Административный регламент). В соответствии с Административным регламентом проведение таких проверок возложено на органы Роспотребнадзора и должностных лиц указанных органов, к которым относятся:

  • руководитель Роспотребнадзора, начальники управлений и отделов в составе управлений Роспотребнадзора, их заместители;
  • советники, консультанты (в том числе ведущие), специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) Роспотребнадзора;
  • руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, руководитель Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, их заместители;
  • начальники отделов, их заместители, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту;
  • начальники, их заместители, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;
  • начальники отделов, их заместители, консультанты, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальных отделов.

В целях надлежащего проведения проверок вышеперечисленные должностные лица наделяются соответствующими полномочиями — правами и обязанностями. Так, указанные должностные лица имеют право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке от проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию и документы, необходимые при проведении проверки, а также относящиеся к предмету проверки (являющиеся объектами проверки) образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей и производственной среды;
  • беспрепятственно (при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о назначении проверки) посещать территорию и объекты проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проводить их обследования, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия, связанные с проверкой;
  • производить отбор образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений, а также измерения факторов среды обитания, досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов (в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов);
  • привлекать к проведению проверки экспертов, экспертные организации (с соблюдением установленных на этот счет ограничений);
  • выдавать проверяемым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства и (или) о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения указанных требований на соответствующих территориях и объектах;
  • вносить в установленном порядке предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства;
  • вызывать в органы Роспотребнадзора должностных лиц проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по находящимся в производстве указанных органов делам, получать от них необходимые объяснения и документы (как подлинники, так и их копии);
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями проверяемыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства, а также рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

При проведении проверки должностные лица органов Роспотребнадзора не вправе:

  • проверять соблюдение требований санитарного законодательства, не относящихся к полномочиям органа Роспотребнадзора, от имени которых действуют эти должностные лица;
  • осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (кроме случаев, предусмотренных законодательством), превышать сроки проведения проверки;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не относящихся к предмету проверки (не являющихся объектами проверки), а также изымать оригиналы таких документов;
  • производить отбор образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами (либо действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений);
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • осуществлять выдачу проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписаний (предложений) о проведении проверочных мероприятий (исследований, измерений и т. п.) за их счет.

При проведении проверок должностные лица органов Роспотребнадзора обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований санитарного законодательства;
  • соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также сроки проведения проверки;
  • проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о ее проведении и в соответствии с ее назначением, только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, копии указанного распоряжения, а в случае, предусмотренном законодательством, и копии документа о согласовании проведения проверки;
  • не препятствовать руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету (объекту) проверки;
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченных представителей проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ознакомить их с положениями Административного регламента, иных нормативных актов, содержащих требования к проведению проверки;
  • в установленном порядке предоставлять руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету (объекту) проверки;
  • по окончании проверки в установленном порядке знакомить руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с ее результатами, а также оформить запись о проверке в журнале учета проверок (при наличии последнего у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя);
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений проверяемыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, не допуская при этом необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых;
  • не требовать от проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании со стороны проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В свою очередь, проверяемые юридические лица, их уполномоченные представители, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители в период проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету (объекту) проверки;
  • получать от органа Роспотребнадзора, должностных лиц органа Роспотребнадзора информацию, которая относится к предмету (объекту) проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа Роспотребнадзора;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством;
  • на возмещение вреда, причиненного должностными лицами органа Роспотребнадзора при осуществлении проверки.

В период проверки проверяемые юридические лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители обязаны:

  • предоставить доступ должностным лицам органов Роспотребнадзора на территории и объекты, подлежащие проверке, к проверяемым транспортным средствам и перевозимым ими грузам, а также запрашиваемые указанными лицами сведения и документы по вопросам соблюдения в процессе осуществления своей деятельности требований санитарного законодательства;
  • обеспечить присутствие лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства, либо лично присутствовать при проведении проверки.

Общие вопросы организации проверок соблюдения требований санитарного законодательства

Проверка проводится на основании распоряжения органа Роспотребнадзора о проведении проверки. В распоряжении за подписью руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора, удостоверенной оттиском печати органа Роспотребнадзора, указываются:

  • наименование органа Роспотребнадзора;
  • фамилии, имена, отчества (последние — при наличии), должности должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (при проведении проверки комиссией первым указывается должностное лицо, возглавляющее комиссию);
  • наименование проверяемого юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его нахождения;
  • цели, задачи, предмет (объект) проверки, правовые основания и срок ее проведения (в днях или часах);
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • проведенные мероприятия в рамках проверки.

Общий срок проведения проверки соблюдения требований санитарного законодательства не может превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства не может превышать (в течение года): 50 часов — для малого предприятия, 15 часов — для микропредприятия. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен посредством издания нового распоряжения руководителя органа Роспотребнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов (продление сроков внеплановой проверки не допускается), а копии указанного распоряжения, представляемые (направляемые) уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, заверяются оттиском печати издавшего его органа Роспотребнадзора.

Проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), указанным(и) в распоряжении о проведении проверки. В случае отсутствия по уважительной причине должностного лица органа Роспотребнадзора, являющегося единственным указанным в распоряжении лицом, уполномоченным на проведение проверки (например, в связи с болезнью, привлечением к иным неотложным служебным мероприятиям и т. п.), руководителем органа Роспотребнадзора либо его заместителем издается новое распоряжение о проведении проверки с указанием в нем иного должностного лица, уполномоченного на проведение проверки. Заверенная оттиском печати копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений) вручается под роспись должностным лицом (должностными лицами) органа Роспотребнадзора, проводящим (проводящими) проверку, руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. По требованию руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностное лицо (должностные лица) органа Роспотребнадзора обязано (обязаны) также представить информацию об органе Роспотребнадзора, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях, если последние привлекаются к проверке (в целях подтверждения полномочий).

Проверки плановые и внеплановые

Плановые проверки разрешается проводить не чаще одного раза в три года на основании разрабатываемых органами Роспотребнадзора ежегодных планов. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо со дня окончания проведения его последней плановой проверки (в отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года).

О проведении плановой проверки руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, их уполномоченные представители уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения плановой проверки (направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом).

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Выездная проверка (плановая и внеплановая) проводится в случаях, когда поставленные перед проверяющими цели и задачи не могут быть выполнены посредством документарной проверки. Начинается она с предъявления служебного удостоверения должностным лицом (должностными лицами) органа Роспотребнадзора и обязательного ознакомления руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя:

  • с распоряжением (приказом) о проведении проверки;
  • полномочиями проводящего (проводящих) проверку должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора;
  • целями, задачами, основаниями, сроками и условиями проведения проверки;
  • видами и объемом проверочных мероприятий;
  • составом экспертов, представителями экспертных организаций — в случае если они привлекаются к проверке.

Во время проведения плановой проверки:

1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих права и обязанности проверяемых лиц, документах, используемых при осуществлении ими их деятельности и связанных с исполнением ими требований санитарного законодательства, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов Роспотребнадзора. К указанным документам относятся:

  • правоустанавливающие и учредительные документы;
  • приказы (распоряжения) о назначении лиц, ответственных за обеспечение соблюдения требований санитарного законодательства, их должностные инструкции и др.;
  • имеющиеся в органе Роспотребнадзора предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия — если такие предписания ранее выдавались проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
  • материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях — если такие дела ранее были возбуждены в отношении проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения территорией (объектом) на законных основаниях;
  • техническая (технологическая) документация, связанная с вопросами обеспечения соблюдения требований санитарного законодательства;
  • лицензия проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя — если им в процессе осуществления своей деятельности выполнялись работы, подлежащие лицензированию;
  • сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

2) выполняется оценка соответствия деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям санитарного законодательства с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

  • обследование (визуальный осмотр) территории (объекта);
  • отбор образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
  • проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований санитарного законодательства с фактами причинения вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного органом Роспотребнадзора предписания об устранении нарушения требований и (или) несоответствия таким требованиям;

2) наличие решения органа власти (управления) об установлении особого санитарно-эпидемического режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган Роспотребнадзора:

  • сведений о вводе юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем объекта в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта и др.;
  • обращений, заявлений и других документов о фактах нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований санитарного законодательства при использовании (эксплуатации) объектов, об осуществлении деятельности (проведении работ), влияющей на санитарно-эпидемиологическую безопасность юридического лица, индивидуального предпринимателя, о несоответствии объектов требованиям санитарного законодательства, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения эпидемии либо влекут причинение такого вреда, возникновение эпидемии;

4) распоряжение руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о проведении внеплановой проверки, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится проверка, уведомляются органом Роспотребнадзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (в случаях, предусмотренных законодательством, такое уведомление не требуется).

Перед проведением внеплановой проверки должностными лицами органов Роспотребнадзора должны быть выполнены те же действия, что и при проведении плановой проверки. Кроме того, поскольку проведение внеплановой проверки в случаях, предусмотренных подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012), допускается только по согласованию с органом прокуратуры (по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), то руководителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, их уполномоченному представителю предъявляется также надлежащим образом оформленная копия решения прокуратуры о согласовании внеплановой проверки. По результатам внеплановой проверки выполняется оценка соответствия деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям санитарного законодательства.

Документирование итогов проверки

По окончании плановой (внеплановой) проверки должностными лицами органа Роспотребнадзора составляется акт, в котором указываются:

  • наименование органа Роспотребнадзора;
  • дата, время и место составления акта проверки;
  • дата и номер распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора;
  • наименование проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований санитарного законодательства, их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • фамилии, имена, отчества (последние — при наличии) и должности должностных лиц Роспотребнадзора, проводивших проверку;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
  • сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • подписи должностных лиц, проводивших проверку;
  • иные сведения, существенные для объективного отражения результатов проверки.

К акту проверки могут прилагаться протоколы, объяснения лиц (работников проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя), на которых возлагается ответственность за нарушение требований санитарного законодательства, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы (их копии). Второй экземпляр акта вручается уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя под расписку об ознакомлении (либо об отказе в ознакомлении с актом проверки).

Если до составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных расследований, экспертиз, то подготовка документа завершается в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения проверочных мероприятий. Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие охраняемую законом тайну, оформляются (и в дальнейшем обрабатываются) с соблюдением требований, предусмотренных в отношении таких сведений законодательством.

Сведения о произведенной проверке фиксируются в соответствующем журнале учета. В случае отсутствия журнала учета проверок отметка об этом включается в акт проверки.

При выявлении нарушений требований санитарного законодательства, лица, проводившие проверку, обязаны:

  • выдать предписание об устранении выявленных нарушений (с указанием сроков устранения);
  • принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими территорий, объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред уже фактически причинен, то должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять меры:

1) по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя путем направления материалов дела об административном правонарушении в суд в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ);

2) отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота;

3) доведению до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица Роспотребнадзора вправе в соответствии с предписанием обязать проверяемое юридическое лицо, индивидуального предпринимателя:

  • устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований;
  • прекратить реализацию не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • провести дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
  • выполнить лабораторные обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и организовать медицинское наблюдение за такими гражданами;
  • провести работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган Роспотребнадзора письменные возражения (с приложением обосновывающих документов или их копий). Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе также обжаловать решение и действия (бездействие) должностного лица, принятое или осуществленное по результатам проверки, в орган Роспотребнадзора, выдавший распоряжение о проведении проверки, либо вышестоящему должностному лицу, органу Роспотребнадзора, а также в суд.

Ответственность за нарушение требований санитарного законодательства

Административная ответственность юридических и должностных лиц, а также граждан за нарушения требований санитарного законодательства (правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения) предусмотрена ст. 6.3–6.7 КоАП РФ. В качестве административного взыскания (в зависимости от тяжести проступка, условий его совершения и т. п.) в отношении виновных могут быть применены предупреждение, штраф или административное приостановление деятельности.

Уголовная ответственность должностных лиц, а также граждан за нарушения требований санитарного законодательства (санитарно-эпидемиологических правил) предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации. В зависимости от тяжести проступка, условий его совершения и т. п. виновные могут быть приговорены к штрафу, обязательным или принудительным работам, ограничению либо лишению свободы или лишению права заниматься определенной деятельностью (занимать определенные должности).

Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации виновные в нарушении требований санитарного законодательства могут быть привлечены к дисциплинарной или (и) материальной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности устанавливается соответствующими нормативными актами, а также действующими у работодателя локальными нормативными актами.

Утвержден Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *