Следователь по ДТП

  • автор:

Проведение следственного эксперимента по делу о ДТП

Поскольку важно установить фактические значения обстоятельства ДТП, иногда возникает необходимость в проведении следственного эксперимента. Следственный эксперимент в принятии законного решения по делу данной категории и установлении виновного лица занимает значительное место. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия. В то же время, практика расследования ДТП свидетельствует, что в связи со специфичностью данной категории уголовных дел, одним из основных источников доказательств по ним является заключение автотехнической экспертизы, исходные данные для проведения которой следователь берет из протоколов осмотра места происшествия и транспортных средств, показаний очевидцев и участников происшествия. Наряду с названными источниками исходных данных для проведения автотехнической экспертизы не последнее место занимает следственный эксперимент. Это связано с динамичностью и быстротечностью дорожно-транспортных происшествий, затрудняющих их точное и полное восприятие. В качестве объектов изучения по уголовным делам о ДТП выступают обстоятельства, которые могут быть проверены только экспериментальным путем.

Обычно следственный эксперимент проводят для установления и проверки видимости, скорости движения пешеходов и некоторых иных фактов.

При расследовании нарушений правил безопасности движения следственный эксперимент, как правило, проводится на проезжей части дороги, где продолжается движение. Следователь, готовясь к эксперименту, должен исключить опасность причинения вреда его участникам и окружающим.

Проверка опытным путем обстоятельств, связанных с заносом, экстренным торможением, определением технической возможности предотвращения наезда, восстановлением взаимного положения объектов, находящихся в движении непосредственно перед столкновением, опрокидыванием и т. п. недопустима.

При подготовке следственного эксперимента следователь должен решить вопросы:

а) допустимо ли производство эксперимента в дорожных условиях, в которых произошло расследуемое событие;

б) будет ли нарушен ритм транспортного и пешеходного движения;

в) как обеспечить его безопасность;

г) какие средства регулирования движения следует использовать на время эксперимента;

д) какие вероятные результаты он может дать.

Следственный эксперимент должен проводиться в условиях, аналогичных проверяемому событию, в то же время суток и в том же самом месте. Однако на практике, в силу разных причин, это не всегда выполнимо. Поэтому его можно проводить в иное время суток, ранним утром (если проверяемое событие было днем), либо поздно ночью (если оно произошло при искусственном освещении). Это время наиболее удобно, т. к. транспортное и пешеходное движение незначительны.

Способы проведения следственного эксперимента заключаются в следующем:

  1. воспроизводство действий участников ДТП;
  2. воспроизводство обстановки и обстоятельств происшествия;
  3. проверка и уточнение данных, полученных при осмотре (ах);
  4. проверка и уточнение показаний участников и очевидцев происшествия.
  5. Если не установлен механизм происшествия и картина произошедшего неочевидна, необходимо воспроизводство действий участников ДТП. Примером такой ситуации может послужить ДТП, при котором в наличии только водитель, а потерпевший (пешеход) скончался и очевидцев происшествия не установлено. При воспроизводстве действий участников ДТП моделируется механизм самого происшествия. В данном случае следует:

  1. проанализировать заключения СМЭ и трасологической экспертизы обуви потерпевшего, сделать вывод о положении потерпевшего пешехода относительно транспортного средства в момент ДТП и его направлении движения;
  2. проанализировать протоколы осмотров мест ДТП и ТС, сделать вывод о направлении транспортного средства, месте наезда и точки соприкосновения транспортного средства с пешеходом;
  3. на месте происшествия, с использованием причастного к ДТП транспортного средства и статиста, установить видимость пешехода с места водителя в тех дорожных условиях, в которых произошло ДТП.Из кабины водителя вместе с водителем автомобиля наблюдают двое понятых, зрение которых должно соответствовать требованиям, предъявлямым к зрению водительского состава.
  4. Воспроизводство обстановки и обстоятельств происшествия необходимо в случае:
  5. Комплекс перечисленных действий дает возможность установить видимость препятствия (пешехода) с места водителя, путь движения пешехода, время нахождения его в зоне видимости водителя, и самое важное – определить место возникновения опасности.
  1. если протокол осмотра и показания участников и очевидцев ДТП не несут достаточной информации о механизме ДТП;
  2. не очевидны данные о видимости препятствия с места водителя, в протоколе осмотра отсутствуют сведения о препятствии на проезжей части и вблизи нее;
  3. в материалах дела отсутствуют сведения о направлении движения пешехода и пройденном им пути до места наезда.
  4. Для устранения таких пробелов необходимо на месте происшествия с участниками и очевидцами ДТП, согласно их показаний, установить:
  1. направление движения и положение транспортного средства до момента ДТП и во время его совершения;
  2. положение препятствия в момент ДТП, которое было убрано с места до приезда СОГ;
  3. определить с места водителя видимость препятствия и пешехода, путь движения пешехода в зоне видимости и темп его движения.Комплекс проведенных следственных действий дает возможность установить механизм происшествия, видимость с места водителя, путь пешехода, темп его движения.

Проверка и уточнение показаний участников ДТП и очевидцев проводятся в случае, если возникли неустранимые противоречия в показаниях указанных лиц, которые не удалось устранить в ходе проведения очных ставок. При выезде на место происшествия всем участникам следственного эксперимента предлагается изложить свою версию события, с фиксацией показаний в протоколе следственного эксперимента и схеме, составляемой вместе с протоколом. Происходит своего рода наложение данных, полученных от разных участников эксперимента, друг на друга. После чего, для проведения технических расчетов, назначается и проводится автотехническая экспертиза, заключение которой позволяет говорить о соответствии, либо несоответствии показаний некоторых участников расчетам эксперта и в дальнейшем судить о правдивости и объективности показаний. Данное действие помогает уличить лжесвидетелей, которые в ходе предварительного следствия отказываются от данных ими ранее ложных показаний.

Проверка и уточнение данных, полученных при осмотре (ах), прежде всего необходимы, когда в ходе проведения предварительного расследования возникают противоречия между сведениями, содержащимися в документах, составленных при выезде на место СОГ, и показаниями очевидцев и участников ДТП. Ход действий и их содержание зависят от перечня выявленных противоречий и особенны для каждого конкретного случая.

Результаты фиксируются в протоколе следственного эксперимента и составленной к нему схеме.

Криминалистика : учебник / под ред. Е. П. Ищенко. М. : Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М., 2008. С. 691–711.

Расследование дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. В. А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. – М. : Изд. Экзамен, 2008.

Тактика отдельных следственных действий при расследовании ДТП

Осмотр места происшествия

До выезда на место происшествия следует позаботиться об оказании помощи пострадавшим, подготовке технических средств осмотра, приглашении необходимых специалистов (судебного медика, криминалиста, автотехника и т.п.), охране места происшествия. При организации осмотра места происшествия следует иметь в виду, что имеющиеся следы могут быть уничтожены погодными факторами, участниками дорожного движения, заинтересованными лицами. Поэтому движение следует полностью или частично перекрыть, место происшествия оцепить, неустойчивые следы накрыть, избегая соприкосновения с их поверхностью.

На стадии общего осмотра с учётом показаний очевидцев нужно определить границы осмотра и его порядок. Рекомендуется начинать осмотр с участка, на котором находилось транспортное средство непосредственно перед появлением факторов, создавших аварийную ситуацию. Если выявить эту точку невозможно, то начинать следует от места наезда, столкновения и т.п. В процессе детального осмотра устанавливаются взаимное расположение объектов, следов, их состояние. По ходу осмотра производятся необходимые измерения.

Важным элементом следственного действия является осмотр следов транспортного средства. При осмотре следов колёс измеряется длина следа (отдельно качения, скольжения и т.п.), в случае, если автомобиль крылся необходимо измерить ширину колеи, длину колеса и по возможности – базу автомобиля. Следы описываются в протоколе, фотографируются, с них изготавливаются слепки, зарисовки.

Если происшествие окончилось смертью пострадавшего, то осмотр места происшествия включает в себя осмотр трупа. При этом фиксируется его положение по отношению к предметам обстановки, транспортному средству, поза, состояние одежды, телесные повреждения.

Осмотр транспортного средства является важным элементом ОМП. Желательно, чтобы данный осмотр проводился с участием специалиста – автотехника. При осмотре фиксируется тип, марка, номерной знак автомобиля. Важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения. Осуществляется тщательный поиск следов, появившихся в процессе ДТП – кровь, волосы, частицы мозгового вещества, волокна ткани от одежды потерпевшего, частицы покрытия объектов, с которыми контактировало транспортное средство, в том числе следы лакокрасочного покрытия другого автомобиля (при столкновении). Как правило, осмотр начинают с той части транспортного средства, которая находилась в контакте с другими объектами (чаще это передняя часть автомобиля).

При осмотре кабина фиксируется положение переключателей источников освещения, указателей поворота, ручного тормоза, рычага переключения скоростей. Осуществляется поиск следов рук, ног, микрочастиц с одежды водителя и пассажиров, их волос и крови, особенно если есть основания полагать, что водитель и пассажиры также получили повреждения.

В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются планы и схемы.

Допросы свидетелей

В качестве свидетелей по делам о ДТП могут выступать очевидцы события, знакомые и родственники потерпевших, сослуживцы водителя – профессионала, сотрудники милиции, первыми прибывшие на место происшествия, медицинские работки, оказывавшие помощь пострадавшим.

Основное внимание необходимо обратить на допрос очевидцев, поскольку их показания, как правило, наиболее объективны. Следует выявить максимальное количество очевидцев прямо на месте происшествия. Свидетелями могут оказаться водители и пассажиры транспортных средств, находящиеся на дороге во время ДТП, пешеходы, местные жители. Очевидцы могут быть установлены и с помощью средств массовой информации. Как показывает практика, в тех случаях, когда очевидцы сами приходят к следователю через некоторое время после ДТП, то, как правило, ими оказываются люди, пришедшие по просьбе заинтересованной стороны с целью дать искажённые показания. Чаще всего, данные «очевидцы» вообще отсутствовали на месте происшествия. При подозрении на сговор с кем-либо из заинтересованных лиц, показания должны проверяться особенно тщательно.

Неблагоприятное воздействие на показание очевидцев могут оказать быстротечность и эмоциональность события, поэтому при допросе целесообразно применять приёмы, направленные на активизацию мыслительных процессов и памяти. Этому способствую предъявление схемы и фотографий с места происшествия, допрос на месте происшествия.

При допросе очевидцев необходимо выяснить вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге, каким образом участники происшествия реагировали на возникшую аварийную ситуацию (подавались ли звуковые сигналы, производилось ли торможение, снижалась ли скорость, изменялось ли направление движения и т.п.), о положении объектов после аварии. Если в происшествии участвовал пешеход, нужно выяснить, в каком месте и когда он появился на дороге, куда направлялся, где произошёл контакт с транспортом, где оказался пешеход после наезда. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, где какие события происходили. В этом случае целесообразно произвести проверку и уточнение показаний на месте.

Знакомые и родственники пострадавших допрашиваются о том, с какой целью, куда и в каком состоянии направлялся пострадавший, каково было его здоровье, не страдал ли он физическими и психическими недостатками.

От сослуживцев водителя могут быть получены сведения о его личности, деловых и моральных качествах, уровне профессионализма, добросовестности, состоянии транспортного средства перед выездом и т.п.

Медицинские работники оказывавшие помощь пострадавшим допрашиваются о состоянии потерпевшего, его положении к моменту их прибытия, о том, не говорил ли он что-либо. Особенно важной данная информация может оказаться в случае смерти потерпевшего.

Работников милиции, которые первыми прибыли на место происшествия необходимо допросить о первоначальной обстановке происшествия, о том какие изменения и с какой целью вносились и т.п.

Судебно-медицинское освидетельствование подозреваемого

Данное действие производится с целью установления алкогольного или наркотического опьянения водителя или пешехода. Производится освидетельствование в психоневрологических диспансерах, поликлиниках, больницах, амбулаториях, а при их отсутствии в обычных лечебных заведениях. В процессе освидетельствования устанавливается сам факт употребления алкоголя или наркотических средств, их количество, давность употребления, степень опьянения. При этом используется осмотр, экспресс тесты, также у подозреваемого могут быть отобраны образцы крови и мочи для их биохимического исследования.

Допрос подозреваемого и обвиняемого

Содержание допроса подозреваемого и обвиняемого диктуется предметом доказывания, то есть, при допросе последовательно должны быть выяснены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Тактика допроса зависит от позиции, занятой допрашиваемым. В большинстве случаев, обвиняемые склонны к даче правдивых показаний, однако стремятся облегчить свою участь, ссылаясь на различные обстоятельства: плохое состояние дорожного покрытия, ухудшенную видимость, нарушения со стороны потерпевшего и т.п. Если подозреваемый или обвиняемый даёт правдивые показания, не следует «успокаиваться», так как по прошествии какого-то времени, при обнаружении неполноты расследования он может изменить свою позицию. Вся тактика допроса и последующие действия должны быть направлены на подтверждение информации, полученной от подозреваемого, в первую очередь, путём приобщения к делу объективных доказательств.

Если обвиняемый не признаёт вину, при его допросе следует использовать приёмы, основанные на эмоциональном воздействии, обращении к его лучшим личностным качествам, обострении чувства сострадания к потерпевшему и его родственникам. Когда данные приёмы оказываются бесполезными, необходимо приступить к разоблачению лжи путём предъявления собранных доказательств и других приёмов, уместных в данной ситуации.

Особенности назначения экспертиз

Судебно-медицинская экспертиза в настоящее время назначается по всем делам о ДТП, поскольку состав преступления предусматривает только те случаи, когда авария влечёт за собой гибель людей или причинение вреда их здоровью – тяжкого или средней тяжести. На разрешение данной экспертизы ставятся следующие вопросы:

  1. Какова причина и время наступления смерти?
  2. Каково количество, характер, локализация, степень тяжести и механизм образования повреждений на теле пострадавшего?
  3. Какие повреждения образовались во время аварии, а какие до неё?
  4. В каком положении находился пострадавший во время наезда?
  5. Носят ли повреждения прижизненный или посмертный характер?
  6. Какое или какие повреждения привели к смерти пострадавшего?
  7. Не страдал ли пострадавший какими-либо заболеваниями на момент аварии?
  8. Не находился ли пострадавший в состоянии алкогольного или наркотического опьянения либо под воздействием сильнодействующих средств?

В большинстве случаев для выяснения обстоятельств дорожного происшествия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На её разрешение как правило, ставятся следующие вопросы:

  1. Какие повреждения имеются на транспортном средстве, когда они образовались в процессе аварии или до неё?
  2. Каков механизм образования данных повреждений?
  3. С какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием?
  4. Имел ли водитель возможность при данных условиях видимости, состоянии дорожного покрытия, скорости движения предотвратить происшествие путём торможения?
  5. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства и дорожной обстановкой способствовали ДТП?

В распоряжение экспертов, кроме транспортных средств и вещественных доказательств предоставляются материалы уголовного дела: протоколы осмотра места происшествия, вещественных доказательств, допросов очевидцев и других свидетелей, заключение судебно-медицинской экспертизы, фото и видео материалы. Часто эксперту необходимо самому – осмотреть место происшествия.

Для исследования частиц смазки, топлива, лакокрасочного покрытия и т.п. может назначаться криминалистическая экспертиза материалов веществ и изделий (КЭМВИ). Эта же экспертиза проводится в целях исследования волокон, обнаруженных на деталях транспортного средства и произошедших от одежды потерпевшего.

Из криминалистических экспертиз наиболее часто назначается трасологическая экспертиза для идентификации транспортного средства, установления целого по частям (при исследовании осколков стеклянных элементов транспортного средства), направления движения транспортного средства, идентификации подозреваемого по следам рук и т.п.

В некоторых случаях могут быть назначены комплексные экспертизы: медико-криминалистическая, автотехническая и судебно-медицинская.

Следственный эксперимент

Следственный эксперимент является достаточно распространённым следственным действием при расследовании данной категории уголовных дел. Проводится он чаще всего для определения границ видимости с мета водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определённого места или конкретным лицом, для определения возможности заноса транспортного средства, ослепления водителя светом фар встречного транспорта, возможности образования отдельных видов следов при определённом положении транспорта и препятствий и т.п.

При проведении следственного эксперимента следует стремиться с наиболее точному воспроизведению обстановки и условий происшествия. В то же время необходимо принять меры строжайшего обеспечения безопасности участников эксперимента и окружающих граждан. Участок дороги, где проводится эксперимент должен быть надёжно ограждён и охраняем. Опыты должны планироваться так, чтобы не причинить вреда участникам эксперимента. С этой целью в ряде случаев следует пригласить специалиста, который поможет произвести необходимые расчёты и консультации.

Особенности методики расследования преступлений против безопасности и эксплуатации автотранспорта обуславливаются неосторожной формой вины субъектов преступления. Криминалистическая характеристика отличается наличием таких элементов, как виды и механизм ДТП, а также особенностями личности виновного. Программа действий следователя включает в себя действия, обязательные для любой следственной ситуации (осмотры места происшествия и транспортных средств, назначение судебных экспертиз, освидетельствования, допросы участников ДТП и очевидцев). В усложненных ситуациях производятся действия по розыску водителя и транспортного средства, назначаются комплексные судебные экспертизы, проводятся очные ставки.

Автомобильная авария нуждается в тщательном изучении множества нюансов для принятия решения о виновных, наказании и возмещении вреда. Это происходит в рамках расследования дела о ДТП. Его проводит сотрудник ГИБДД или следователь. Особенности процесса зависят от обстоятельств происшествия и последствий.

Особенности расследования ДТП

Особенности расследования дела о ДТП зависят от его обстоятельств:

  • живы ли и могут ли давать показания его участники;
  • были ли очевидцы события;
  • информативен ли осмотр места аварии, автомобилей, или нужно проводить экспертизы.

Иногда уже после выезда по адресу, составления протокола картина происшествия ясна. В иных случаях (гибель или побег одного из участников, противоречивые показания оставшегося в живых, свидетелей, отсутствие последних) нужны дополнительные меры для выяснения ситуации:

  • выполнение автотехнической экспертизы;
  • установление и поиск сбежавшего водителя, его задержание по горячим следам;
  • идентификация транспорта, участвовавшего в аварии;
  • проведение повторного осмотра места аварии;
  • судебно-медицинская, криминалистическая экспертизы;
  • более детальное изучение вещественных доказательств;
  • поиск очевидцев, если они не объявляются сами;
  • повторные допросы очевидцев;
  • следственный эксперимент;
  • анализ данных, полученных от видевших событие, участников, в результате экспертиз.

Рекомендуем прочитать об оформлении ДТП аварийным комиссаром. Из статьи вы узнаете о том, кто такие аварийные комиссары, их обязанностях, преимуществах оформления ДТП специалистом.

А подробнее о том, в каких случаях лишают прав за ДТП.

Группа разбора ГИБДД

Группа разбора формируется в ГИБДД из сотрудников, специализирующихся на расследованиях обстоятельств автоаварий. Они должны рассмотреть предлагаемые им материалы дела, добыть новые данные, чтобы установить:

  • как произошло событие;
  • кто в нем виновен;
  • какие правила и законы были нарушены водителем.

Группа административной практики может много сделать для прояснения обстоятельств аварии. Но иногда полицейские просто уговаривают водителя признать себя виновным, хотя это не так. У автомобилиста есть шанс избежать ошибки. Ведь решение группы не является окончательным, его можно обжаловать.

Дознаватель после ДТП

Дознаватель из ГИБДД вступает в расследование после ДТП, если выезжавший на место инспектор не выявил виновного. Этот сотрудник устанавливает дополнительные обстоятельства, вызывает участников, свидетелей, беседует с ними, принимает предъявленные водителями доказательства, назначает при необходимости экспертизы. Собственно, дознаватель – один из членов группы разбора. Он может закрыть дело, выявив виновного, либо передать его в суд.

Следователь по ДТП

Следователь работает по ДТП, если в происшествии серьезно пострадали или погибли люди. Тогда им заводится не административное, а уголовное дело. В компетенцию следователя также входят:

  1. выезд на место с целью осмотра, изъятия вещественных доказательств;
  2. оформление результатов процедуры;
  3. установление нескольких версий события;
  4. их проверка, то есть допросы участников, свидетелей, назначение экспертиз, следственных экспериментов, очных ставок;
  5. составление обвинительного заключения;
  6. отправка дела в суд.

Рассмотрение ДТП

Рассмотрение дела о ДТП включает в себя:

  1. выезд инспектора на место аварии, фиксацию и документирование обстоятельств ее совершения (протоколы осмотра, справка, выявление и опрос свидетелей, схема, фото), взятие объяснений с участников;
  2. анализ дознавателями информации из бумаг, составленных сотрудником ДПС, схемы происшествия, разъяснений водителей, актов медосвидетельствования;
  3. явку автомобилистов, попавших в аварию, для дачи показаний группе разбора ГИБДД, если на месте нельзя определить виновного и вынести постановление о нарушении, уплате штрафа;
  4. назначение и выполнение экспертиз, которые дадут ответы на возникшие в ходе рассмотрения вопросы (этот этап присутствует не всегда);
  5. оформление итогов анализа в виде постановления.

Водители-участники имеют право дополнять свои объяснения, спрашивать о непонятном, настаивать на привлечении к делу специалистов, записывать происходящее. Если кто-то не согласен с оформленным постановлением, его можно обжаловать в течение 10 дней после получения копии. За этим обращаются в суд или к вышестоящему руководству инспекции.

Как происходит разбор ДТП в ГИБДД

Разбор ДТП в ГИБДД с участием сформированной с этой целью группы происходит в несколько этапов:

  1. сотрудники сначала без участия виновной и пострадавшей сторон изучают документы по аварии;
  2. оповещают о дате и месте проведения дальнейшей процедуры водителей;
  3. в назначенное время их приглашают в кабинет, где дают возможность еще раз описать собственное видение ситуации;
  4. автомобилисты предоставляют доказательства своей правоты (фотографии, видео, свидетельские показания), могут требовать назначение экспертизы;
  5. ответ на ходатайство группа разбора должна дать тут же и в письменном виде;
  6. если назначается экспертиза, ждут ее заключения, после чего устанавливается виновник;
  7. оформляется постановление.

Водителей могут пригласить на группу разбора по одному или вместе. Второй вариант больше похож на очную ставку, но нарушения закона в этом нет. Иногда так проще и точнее устанавливается истина.

Порядок расследования ДТП по административному и уголовному нарушению

Порядок расследования дела о ДТП по административному нарушению состоит из:

  1. осмотра инспектором ГИБДД места, автомобилей;
  2. составления протоколов;
  3. оформления постановления о нарушении, если один из автомобилистов признал вину;
  4. передачи документов в группу разбора или дознавателю, когда оба водителя считают себя потерпевшими;
  5. изучения этой инстанцией обстоятельств аварии;
  6. вынесения постановления;
  7. исполнения его виновником или обжалования им решения.

Если есть погибшие или тяжело пострадавшие, сотрудник ДПС вызывает на место следственную группу, так как уже рассматривают уголовное дело. Осмотр и фиксация обстоятельств аварии производятся криминалистом, следователем. Последний открывает уголовное дело, в рамках которого допрашивает участников, свидетелей, назначает экспертизы. По его поручениям работают дознаватели. Когда виновный в аварии установлен, дело передают в суд.

Сроки расследования аварии

После ДТП может остаться только материальный ущерб. В этом случае дело рассматривают в рамках административного расследования. За какое время ответственное лицо должно закончить процесс, установлено разделом 5 статьи 28.7 КоАП:

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Но если за этот период не удалось обнаружить все обстоятельства происшествия, расследование может быть продлено. Это регламентируется той же статьей закона:

  • нет пострадавших, но дело остается невыясненным, значит, его изучение может идти еще 1 месяц;
  • в аварии был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, возможно, процесс разрешат продлить до полугода.

Решение принимается вышестоящим начальником сотрудника ГИБДД, который ведет дело об административном нарушении. Последний подает для этого письменное ходатайство.

При наличии тяжело пострадавших или погибших авария рассматривается в рамках уголовного дела. Здесь сроки расследования другие:

  • 2 месяца с момента открытия дела;
  • он может быть продлен до 3 месяцев вышестоящим руководством;
  • в особо сложных случаях следствие разрешают вести до года.

Все это регламентируется статьей 162 УК РФ.

Расследование ДТП без пострадавших

Авария, после которой приходится лишь подсчитывать имущественный урон, изучается иначе, чем при наличии пострадавших. Но подобные ДТП бывают не менее запутанными. Поэтому в процессе расследования проводят:

  • Осмотр места происшествия. Оно начинается с точки, где есть следы ДТП, или с участка, по которому двигались ТС. Учитываются особенности местности, расположение имеющихся там предметов, знаки, бордюр, деревья, состояние дорожного покрытия.

Начальную точку осмотра выявляют при опросе очевидцев происшествия. У них выясняют положение машин и препятствий на пути до аварии, реакцию участников на обострение ситуации на дороге, места ТС после случившегося. Все имеющие отношение к ДТП следы анализируются, производятся нужные измерения. Специалисты изучают частицы краски, автомобильных жидкостей, детали ТС, отметины колес. Последние не только фотографируют, с них делают слепки.

Детально осматривается транспорт участников. Исследуют все повреждения, определяется последовательность их возникновения. Устанавливается, какие части авто первыми получили дефекты. Полученные в результате осмотра сведения вносят в протокол. После составляется схема происшествия с условными обозначениями всех деталей и привязкой к местности.

  • Опрос участников. Он может происходить не на месте аварии, а уже в отделе ГИБДД. Каждый водитель пишет объяснения. А сотрудник ГИБДД в это время оформляет справки о ДТП, заполняет часть протокола. По совокупности полученной информации инспектор определяет виновного, что и фиксирует в документе.

После внесения туда всех сведений оба участника расписываются в документе, если согласны с имеющейся в нем информацией. Затем они получают копии протокола, справку о ДТП. И через короткое время виновному приходит постановление об уплате штрафа либо повестка в суд, где будет слушаться дело об административном правонарушении.

  • Работа группы разбора. Отсутствие возможности установить виновника сразу требует его выявления в подразделении ГИБДД, на территории которого произошла авария. В процедуре участвуют сотрудники службы, а также участники ДТП. Решение выносится максимум через 15 дней после поступления материалов дела, а судом – в течение 2 месяцев.

Во время расследования могут проводиться различные экспертизы. Их делают как по назначению суда, так и по желанию одного из участников ДТП и за его счет.

О том, как провести экспертизу автомобиля после ДТП, смотрите в этом видео:

Порядок расследования с пострадавшими

Когда в аварии есть травмированные или погибшие, расследование включает в себя большее количество этапов:

  • Осмотр места ДТП. Процедура проводится так, как было рассказано выше. Но помимо автомобилей и их деталей, предметов обстановки исследуются пятна крови, одежда пострадавших. При наличии погибшего происходит осмотр тела. Изучаются его поза, одежда, характер ее дефектов и повреждений кожи, иных органов.

Во внимание принимается положение трупа относительно других элементов, находящихся на месте аварии. Если есть нехарактерные для данного ДТП травмы, выясняются причины их появления.

  • Следственный эксперимент. Этот этап расследования предполагает воссоздание условий, в которых произошло ДТП. Он покажет, что видели и слышали участники аварии в критический момент, могли ли ее спровоцировать внешние факторы. Проведение следственного эксперимента нужно для установления возможностей образования повреждений ТС при обстоятельствах, описываемых свидетелями, названной ими скорости.

Процедура выполняется на огороженном участке, где в зону действия не попадут посторонние объекты или люди. Воссоздание ситуации происходит по предварительно выполненным расчетам, чтобы участники эксперимента не пострадали.

  • Экспертизы. Исследования проводятся разными специалистами, если иные методы не дали ответов на имеющиеся вопросы. С их помощью устанавливают место аварии, направление движения ТС, особенности появления следов. Вычисляется также вид ДТП (опрокидывание, наезд или столкновение машин), если нет иных возможностей сделать это. Эксперты получают доступ к документам дела, любым другим материалам.

Иногда специалист выезжает на место аварии, изучает автомобили, их отдельные детали, агрегаты. При наличии пострадавших проводят также судебно-медицинскую экспертизу. С ее помощью устанавливают положение тела до аварии, траекторию его движения в момент ДТП. Эксперт-медик выявит особенности водителя, которые могли способствовать возникновению происшествия, например, сниженный слух, проблемы со зрением.

Проведенные мероприятия помогут следователю составить полную картину аварии, выявить влияние на ее возникновение внешних условий, личностных особенностей участников. Но иногда их недостаточно, приходится использовать дополнительные меры в расследовании. Например, разыскивать виновника происшествия или его же вместе с машиной.

В некоторых ДТП помимо выявленных участников может обнаружиться еще один, который уехал или ушел с места. Необходимо искать его по названным очевидцами приметам, идентифицировать машину, доказывать причастность к аварии.

Важную часть в расследовании занимают допросы участников и свидетелей. Следователь должен выявить имеющиеся в их показаниях несоответствия, откровенную ложь и подтасовку фактов, безосновательное сваливание вины на погибшего.

О том, как проводят следственный эксперимент при ДТП, смотрите в этом видео:

Служебное расследование ДТП

В аварии попадают не только водители на личных авто, но и те, что управляют служебным транспортом. В таких случаях расследованием в рамках административного или уголовного дела не ограничиваются. Проводят и служебное, которое не отменяет необходимости участия полиции или следователя. Его цель – выяснить обстоятельства аварии и роль в ней работающего в фирме водителя. Это нужно потому, что часть ответственности за ДТП может пасть и на руководство предприятия.

Процедура регламентируется Приказом Минавтотранса РСФСР №49 от 26.04.1990 г. и имеет определенный порядок:

  • Водитель служебного автомобиля может позвонить на место работы сразу после ДТП. Сотрудник организации приезжает прямо туда.
  • Он может опросить свидетелей, увидеть подробности места аварии. Ему разрешается выполнить фотосъемку и видео обстановки, автомобилей.

  • По результатам этих действий уполномоченным сотрудником оформляется часть акта расследования ДТП на предприятии. Помочь ему обязаны и сотрудники ГИБДД информированием об относящихся к случившемуся сведений. От них же представитель организации, которой принадлежит один из автомобилей-участников, получает копии протокола, справок и других документов по делу.
  • Материалы направляются в комиссию, созданную в организации.
    На их основе полностью заполняется акт расследования ДТП на предприятии.
    В него вносят сведения о членах комиссии и участниках аварии, а также транспортных средствах. В документе описывают обстоятельства происшествия, состояние дороги, относящейся к ней инфраструктуры. Учитывают также погодные условия, в которых произошла авария, освещенность участка.

Не менее важны сведения о водителе, пройденном им до поездки медосмотре, квалификации работника, дисциплинированности или ее отсутствии. Это тоже указывают в акте вместе с описанием состояния служебного авто, годом выпуска.

  • На основании выводов расследования устанавливают причину ДТП. Затем необходимо определить перечень действий, которые помогут избегать подобного в будущем. Это тоже указывают в акте.

Если водитель виновен, наказанию могут подвергнуться и ответственные лица предприятия. Им инкриминируют соответствующие статьи КоАП или УК РФ.

Служебная процедура должна завершиться в течение 5 дней. О ее результатах оповещают каждого работника предприятия.

Расследование ДТП на предприятии

Расследование ДТП, проводимое на предприятии, должно начаться сразу после того, как о событии станет известно, по письменному приказу руководителя. Процедура длится до 5 дней. Если пострадали люди, период служебного выяснения может быть увеличен. Как это происходит:

  1. представитель организации, сотрудник которой попал в аварию, приезжает туда, где она случилась;
  2. он должен поговорить со свидетелями, полицией, сделать фото места происшествия;
  3. сотрудники ГИБДД передают ему копии документов, имеющих отношение к событию;
  4. дальше к делу приступает комиссия предприятия по расследованию, которая рассматривает обстоятельства аварии, выявляет соблюдение или нарушение водителем ПДД, учитывает погодные, дорожные условия, прочие нюансы;
  5. ею составляется акт, который может быть использован потом в суде, если до него дойдет дело.

Водителю служебного авто следует сообщить на службу о ДТП сразу после произошедшего, чтобы сотрудник фирмы мог приехать и осуществить необходимые для расследования действия. Это важно для самого участника аварии. Ведь предприятие заинтересовано в объективном рассмотрении и не позволит напрасно обвинить своего водителя.

Административное расследование ДТП

Административное расследование по поводу ДТП – это действия полиции, направленные на выяснение его обстоятельств, когда:

  • нанесен вред имуществу;
  • установлен легкий либо средней тяжести урон здоровью участников;
  • между последними есть разногласия в определении виновного.

Оно начинается после оформления определения о деле. А этот документ составляется, когда место происшествия осмотрено инспектором, опрошены участники, очевидцы, сделаны фото и видеосъемка. Определение представляет собой заполненный бланк, где указывают:

  • дату и должность составившего его сотрудника;
  • причину возбуждения дела;
  • обстоятельства, вызвавшие эту необходимость;
  • статью закона, которая должна быть применена в данном случае.

Копии документа получают потерпевший и виновник ДТП.

Дальше расследованием занимается отдел дознания. Из его сотрудников формируется группа разбора, которая изучает протоколы, акты, показания свидетелей, беседует с ними. Это подразделение может назначить экспертизы, обязательно вызывает для объяснений участников аварии. Если в ходе ДТП причинен вред здоровью, полицейские обращаются за справками и заключениями в медучреждение. На все это нужно от 3 суток до 30 дней.

В исключительных случаях период административного расследования может быть продлен по ходатайству ведущего дело в адрес вышестоящего руководителя. Если в ДТП нет раненых, период увеличивают еще на 1 месяц.

При наличии пострадавших административное расследование может длиться до полугода. Его итогом становится протокол о соответствующем нарушении закона, если оно было совершено водителем. Документ направляют в суд. При отсутствии административного проступка выносится постановление о прекращении дела.

Как вести себя в ГИБДД при разборе

Водителю следует вести себя при разборе аварии в ГИБДД так, как позволяет ему ст.25.1 КоАП РФ:

  • требовать материалы дела для рассмотрения;
  • объяснять свое видение ситуации, причины аварии, иные имеющее к ней отношение нюансы;
  • предъявлять выполненные на месте фотоснимки, видео с регистратора, другие доказательства, настаивать на их рассмотрении;
  • явиться на разбор с адвокатом;
  • требовать проведения экспертизы или привлечения к разбирательству свидетелей;
  • ознакомиться с постановлением административной группы и подписать его;
  • опротестовать документ у руководства ГИБДД или в суде.

Можно также прийти на разбор, но не давать показаний против себя. Право предоставляется ст.51 Конституции РФ. Игнорировать необходимость явки не следует. Разбор может состояться без участника аварии, как и принятие решения, но в этом случае он не повлияет ни на то, ни на другое. В целом важно вести себя не как наблюдатель или заранее виновный, а как полноправный участник процедуры, не поддаваться давлению полицейских.

Сокрытие ДТП

Сокрытие такого серьезного происшествия, как ДТП, сотрудниками инспекции – повод для обращения потерпевшего в прокуратуру. К полицейским, не желающим регистрировать аварию и заниматься ее расследованием, грозят как минимум ч.1 ст. 285 и ч.1 ст.286 УК РФ:

Использование должностным лицом … полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан…, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан…, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

Наказание может быть и строже, если при этом применялись угрозы, насилие, оружие, или участник аварии получил в результате действий полицейских тяжкий вред.

Но и для автомобилиста, скрывшегося с места ДТП, тоже есть санкция. Она прописана в ч.2 ст.12.27 КоАП. Это лишение ВУ на 1-1,5 года или арест на 15 суток.

Рекомендуем прочитать о трасологической экспертизе при ДТП. Вы узнаете о том, когда есть необходимость в трасологической экспертизе, особенностях ее проведения после ДТП.

А подробнее о том, куда звонить при ДТП.

Расследование дел об авариях может быть длительным и сложным. Участникам нужно контролировать как все делается, чтобы защитить свои интересы еще на этой стадии. Они имеют такое право по статье 25.1 КоАП. Это поможет в суде, если решения по делу придется ждать от него.

Дознание по ДТП после оформления первичных документов (стр. 1 из 3)

Правильное оформление документов на месте ДТП позволяет сократить число посещений ГИБДД и страховой компании (СК) для получения страхового возмещения.

При возникновении ДТП причастным к нему водителям следует:

остановить автомобиль;

включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, связанные с происшествием, записать данные свидетелей ДТП;

вызвать сотрудников ГИБДД и, если это необходимо, «Скорую медицинскую помощь»;

совместно заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией;

сообщить друг другу данные о страховых полисах ОСАГО (серию и номер полиса, дату выдачи, наименование, адрес и телефон страховой компании);

уведомить, если возможно, свою страховую компанию о случившемся, согласовать дальнейшие действия, позвонив в круглосуточную диспетчерскую службу (или аналогичную, если такая имеется в СК);

оформить и получить на месте аварии от сотрудника ГИБДД справку об участии в ДТП по установленной форме.

Достаточно часто на месте происшествия сотрудник ГИБДД не принимает решения о при- влечении к административной ответственности кого-либо из водителей, участников ДТП. Такое решение принимается в группе административной практики подразделения ГИБДД по результатам разбора обстоятельств случившегося при выявлении факта административного правонарушения

1. Разбор происшествия в ГИБДД

Работа должностных лиц на месте ДТП завершается составлением целого ряда первичных процессуальных документов: протокола осмотра места происшествия, протокола осмотра транспортных средств, протокола осмотра трупа (при его наличии), справки по ДТП, схемы ДТП, объяснений причастных к аварии лиц (а также потерпевших и свидетелей), рапортов сотрудников ДПС, выезжавших на происшествие, актов медицинских освидетельствовании водителей — участников происшествия. Весь пакет перечисленных документов передается старшим должностным лицом, выезжавшим для “оформления” ДТП, в дежурную часть подразделения ГИБДД территориального УВД (в случае отсутствия человеческих жертв и тяжких травм) либо сразу в дежурную часть ОВД, УВД, ГУВД для регистрации по единой книге происшествий.

Как правило, уже на следующий день материал с присвоенным ему номером поступает либо к дознавателю ГИБДД для рассмотрения дела об административном нарушении — в случае отсутствия квалифицирующих признаков ст. 264 УК РФ, либо в следственный отдел ОВД, УВД, ГУВД к следователю, специализирующемуся на данной категории уголовных дел. Таков общий порядок.

Поскольку сейчас мы рассматриваем тот вариант разрешения обстоятельств ДТП, который относится к прерогативе дознания, остановимся сначала на том, с чем обычно сталкиваются причастные к ДТП водители, приглашенные к дознавателю ГИБДД.

По общему правилу, предусмотренному ст. 257 КоАП РСФСР, на рассмотрение дел об административных правонарушениях предусмотрен пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело протокола (постановления об административном нарушении) и других материалов дела. Попутно отмечу, что протокол об административном нарушении водителем—участником ДТП конкретных положений ПДД составляется далеко не всегда, а если составляется, то нередко содержит что угодно, только не указание вида нарушения. И это понятно, ибо на месте аварии, даже при тщательно проведенном осмотре места происшествия, не всегда можно точно определить причины случившегося, а значит и объективно назвать допущенные нарушения конкретных пунктов действующих ПДД.

Кроме этого, пятнадцатидневный срок, отпущенный административным законодательством для принятия постановления по делу, не всегда соблюдается, ибо почти автоматически продляется в силу ряда объективных обстоятельств: проведения судебно-медицинской экспертизы, назначения и проведения автотехнических исследований, неявки кого-либо из причастных к аварии лиц и т.п. Такова сложившаяся практика, хотя непосредственно административным законодательством продление сроков рассмотрения дел данной категории не предусмотрено.

Итак, вы получили приглашение явиться в подразделение ГИБДД для разбора ДТП — устное по телефону или повесткой. Думается, не стоит становиться на формальную позицию и настаивать на вызове только официальной повесткой, как того советуют многие юристы. Кроме раздражения и неприязни в свой адрес вы ничего не вызовете. Вместе с тем обращение к квалифицированному адвокату за советом перед посещением дознавателя имеет прямой смысл. Более того, возможно, будет целесообразным заключить с ним соглашение на ведение вашего дела. Тогда к дознавателю вы сможете идти уже не один. Напоминаю, ст. 250 КоАП предусматривает участие адвоката в рассмотрении административного дела. Здесь все зависит от вашего решения и финансовых возможностей.

Направляясь на разбор ДТП в подразделение ГИБДД, нужно быть готовым к тому, что придется давать повторные объяснения по существу произошедшего. Хорошо, если вы помните свои первоначальные объяснения и неукоснительно следуете изложенным выше советам. Иначе у вас могут появиться проблемы, особенно если по каким-либо причинам по отношению к вам уже возникла некая предвзятость со стороны должностного лица, сидящего в кресле напротив. Отстоять свою позицию и добиться правды можно, лишь опираясь на закон и знания своих прав.

Общаясь с причастными к ДТП водителями, дознаватели ГИБДД, как правило, не позволяют “заглянуть в папку с делом”, т.е. лишают их возможности восстановить ситуацию аварии на основании собранных на месте происшествия документов, в том числе схемы места ДТП, которую иногда демонстрируют фрагментарно “из-под обшлага кителя”. Водителей заставляют “вспоминать все начистоту”. Это делает невозможным проведение независимых автотехнических исследований, если, конечно, участники ДТП еще на месте аварии не скопировали себе составленную выездным дежурным ГИБДД схему ДТП. Подобный подход может быть на руку вашему “противнику” по происшествию.

Нередко всех причастных к ДТП водителей приглашают к дознавателю в одно и то же время, фактически сводя “разбор аварии” к одной большой очной ставке. По общению — его характеру, тональности, направленности — всегда можно сделать вывод о том, насколько объективно дознаватель пытается вникнуть в суть происшествия. Любые сомнения с вашей стороны в компетентности или подозрения в заинтересованности должностного лица должны выражаться в жалобе вышестоящему начальству либо прокурору. При этом ваша жалоба должна содержать не одни лишь эмоции по поводу предвзятого к вам отношения, а четкие формулировки, подтверждающие изложенное в жалобе мнение. Это могут быть конкретные высказывания дознавателя по поводу происшествия, реплики и даже действия, говорящие о заинтересованности должностного лица в определенном исходе дела.

Специально хочется обратить внимание на то, что значительное количество споров по ДТП не может быть разрешено без проведения автотехнических исследований, которые могут назначаться как дознавателем, так и производиться независимо самими участниками ДТП. В последнем случае, правда, никто не может заставить дознавателя приобщить заключение специалиста в области автотехники к материалам административного дела. Таков закон. Сами же дознаватели стараются не назначать никаких исследований, ибо их результаты могут совсем не совпадать с собственным мнением человека в форме о причинах ДТП. Кроме того, проведение автотехнических исследований возможно лишь с привлечением либо нештатных специалистов — а им нужно платить, либо в экспертных учреждениях системы МВД — а они всегда перегружены работой. Проводить или нет независимые автотехнические исследования по материалам аварии — решать только вам (желательно, чтобы вы посоветовались перед этим с адвокатом). И хотя дознаватель и не примет то, за что вы заплатите приличные деньги, утешением для вас может служить возможность приобщить консультативное мнение специалиста (так обычно именуется этот документ) к жалобе на неудовлетворяющее вас постановление органа дознания. Попутно сообщим, что в Москве, например, автотехнические исследования и экспертизы проводят несколько экспертных учреждений, в том числе Экспертно-крими-налистический центр МВД РФ, МАДИ, Бюро независимой экспертизы “Версия”.

Процесс дознания по делу об административном правонарушении завершается составлением постановления по делу, которое должностное лицо под расписку вручает водителю, признанному нарушителем нормы права (в нашем случае — действующих ПДД).

Постановление должно объявляться немедленно по окончании дознания/рассмотрения дела (ст. 263 КоАП). Срок вручения копии в соответствии с названной статьей закона — три дня. Потерпевшему, по его просьбе, также может быть вручена копия постановления.

Статья 247 КоАП РСФСР, а также п. 4 Приказа министра внутренних дел РФ № 329 от 1 июня 1993 г. обязывают орган дознания разъяснять нарушителю его права, предусмотренные законодательством, разрешать знакомиться с материалами дела, пользоваться помощью адвоката, делать из материалов дела выписки, обжаловать постановление по делу.

Таким образом, заявления должностного лица о том, что нарушителю изучать материалы дела “не положено”, поскольку они, якобы, предназначены “для служебного пользования”, — ни что иное, как грубое нарушение положений закона. Незамедлительная жалоба прокурору, думается, сделает свое дело, и материалы дознания будут представлены вам в полном объеме.

2. “Решение о виновности”

Учитывая положения Конституции РФ о том, что виновность в России устанавливает только суд, фактическое решение органа дознания по существу ДТП, названное автором “решением о виновности”, в административном праве носит название постановления.

Сроки расследования уголовного дела о ДТП

На страницах нашего сайта мы уже касались вопросов длительности проведения доследственных проверок по фактам ДТП и рассказывали о причинах, по которым до возбуждения уголовного дела материал может неопределенно долго болтаться в статусе «отказного».

В нашей сегодняшней статье мы также будем говорить о сроках, но на этот раз речь пойдет о расследовании уголовных дел о ДТП по ст. 264 УК РФ.

Согласно статье 162 УПК РФ, предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Однако, это вовсе не означает, что все уголовные дела расследуются не более двух месяцев. Вовсе нет. По факту, многие дела могут расследоваться месяцами и даже годами, поскольку, в этой же статье УПК РФ предусмотрена возможность продления сроков предварительного следствия на неопределенно долгий период, который может превышать 12 месяцев.

И как раз-таки именно «автодорожные» уголовные дела считаются одними из наиболее «долгоиграющих», т.е., расследуются в течение весьма длительного времени.

Разумеется, расследование далеко не всех уголовных дел о ДТП затягивается на большой срок. К примеру, не слишком сложные дела по ч. 1 ст. 264 УК РФ довольно часто уходят в суд в пределах двухмесячного срока и даже быстрее. А вот расследование уголовных дел о сложных ДТП с большим количеством погибших или пострадавших, к тому же, произошедшие при неочевидных обстоятельствах, могут затягиваться на долгие месяцы и даже годы.

Чаще всего, причиной длительного расследования уголовных дел от ДТП становится необходимость проведения сложных автотехнических, либо комплексных экспертиз. Иногда камнем преткновения становится и судебно-медицинская экспертиза, производство которой может затянуться по причине длительного лечения пострадавших.

Впрочем, уголовные дела о ДТП, в отличие от многих других категорий дел, не терпят спешки и суеты. Для того, чтобы установить объективную картину аварии, следователям требуется немало времени.

Процедура продления сроков расследования уголовного дела о ДТП ничем не отличается от аналогичной процедуры по любому другому уголовному делу. При необходимости увеличить срок расследования, следователь выносит письменное постановление-ходатайство, в котором излагает мотивы продления срока и обращается с ним к руководителю следственного органа, который и выносит соответствующее решение.

Это важно: следователь, в производстве которого находится уголовное дело, не вправе самостоятельно продлить срок его расследования. Это вправе сделать только вышестоящий руководитель. При этом, срок следствия до 3 месяцев может продлить руководитель следственного органа, в котором трудится следователь, от 3 до 12 месяцев – руководитель следственного органа по области (республике, краю), а свыше 12 месяцев – только руководитель Следственного департамента МВД РФ

Учитывая, что продление сроков следствия свыше 12 месяцев связано с поездкой к высокому начальству в Москву и «разбором полетов», на практике, многие следователи предпочитают всеми правдами и неправдами избежать такого развития событий и прибегают к различным процессуальным хитростям, позволяющим продолжить расследование без продления его сроков в Следственном департаменте МВД. Например, по истечении 12-месячного срока следствия выносится формальное решение о приостановлении следствия, которое тут же отменяется руководителем СО или надзирающим прокурором. Такой «финт» позволяет на вполне законных основаниях (ч. 6 ст. 162 УПК РФ) получить еще целый месяц срока расследования без всяких поездок к высокому начальству. При необходимости эта процедура повторяется нужное количество раз.

Полезная информация: в срок расследования уголовного дела не входит то время, в течение которого оно было приостановлено

Что делать, если по вашему мнению, сроки расследования необоснованно затягиваются?

Обращаться с жалобой в прокуратуру или суд, указав на нарушение требований ст. 6.1 УПК РФ, обязывающей проводить расследование в разумные сроки.

Если вам требуется правовая помощь, по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел о ДТП, вы можете получить консультацию у юристов на нашем сайте, воспользовавшись этой формой обратной связи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *