Сельскохозяйственное угодье

  • автор:

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения — это теоретическое понятие, которое обобщает их правовую характеристику как объекта земельных отношений.

Анализ действующего земельного законодательства позволяет сделать вывод, что этот режим определяется совокупностью установленных этим законодательством правил их использования, включения в гражданский оборот, охраны, учета, мониторинга. Расскажем обо всех нюансах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Купля-продажа, а также использование сельскохозяйственных земель регулируется Земельным, Гражданским, Налоговым кодексами РФ, законами и подзаконными актами. Желательно изучить законы:

  • Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
  • О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
  • О сельскохозяйственной кооперации и пр.

Помимо основных нормативных актов, использование сельскохозяйственных участков также регулируется приказами Министерства сельского хозяйства РФ (например, министерством разработан Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и другие акты).

Понятие статуса и общая характеристика наделов

Рассмотрим общие характеристики подобных земель и их значение в удовлетворение нужд будущих собственников.

Согласно ст. 77 ЗК РФ участки признаются сельскохозяйственными, если они расположены за пределами города и используются для нужд сельского хозяйства. В состав таких угодий входят:

  1. поля для выращивания агрокультур;
  2. дороги;
  3. лесопосадки;
  4. пруды;
  5. постройки для производства, хранения и первичной переработки зерна, овощей или фруктов.

Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

  1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
  2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли могут быть использованы:

  • для фермерского бизнеса;
  • для личного подсобного хозяйства;
  • постройки дачи;
  • животноводства;
  • сенокошения и выпаса скота;
  • научных исследований;
  • садоводческой деятельности.

Использование участков допускается и для охотничьего хозяйства. Особо ценные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень районной кадастровой стоимости, могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (как рассчитывается кадастровая стоимость ЗУ?).

Собственник данных угодий имеет право собственности на все посевы и посадки, полученную в результате продукцию и доходы от ее реализации.

Полную характеристику земель сельхозназначения и информацию о видах их разрешенного использования вы найдете здесь.

Кто может претендовать на эти угодья?

Купить землю сельскохозяйственной категории могут не только юридические лица, но и граждане, индивидуальные предприниматели. Проблемы с покупкой участков могут возникнуть только у иностранцев (физических и юридических лиц). Им разрешено обладать землей сельскохозяйственного назначения только на правах аренды (о нюансах заключения договора аренды земельного участка сельхозназначения мы подробно рассказывали тут).

Субъекты и объекты прав на земельные участки

Субъектами права собственности на земельные наделы могут быть физлица, сельскохозяйственные компании, кооперативы, образовательные и НИО, некоторые виды общественных объединений при условии, что их деятельность будет связана с сельскохозяйственным производством.

Права на землю могут быть ограничены. Например, физлицам запрещено приобретать наделы в собственность в размере более установленных предельных норм либо использовать их способами, противоречащими назначению. Иностранцам запрещено покупать и продавать участки земель сельскохозяйственной категории.

Объектом права собственности может быть только обособленный участок земли или часть этого надела (ст. 6 ЗК РФ). У участка должен быть свой кадастровый номер, а также все правоустанавливающие документы. Если земля не оформлена, то для начала нужно пройти процедуру постановки ее на кадастровый учет.

Кто является собственником?

Собственником участка может быть физическое или юридическое лицо либо государство. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые законные действия (не противоречащие назначению земли).

Можно ли получить в частную собственность?

Если земля находится в собственности государства, то она может быть куплена гражданином или сельскохозяйственной компанией, фермерами, членами кооператива и другими организациями. Если участок еще не поставлен на кадастровый учет, то:

  1. В местные органы власти нужно подать заявление о предварительном согласовании предоставления земли.
  2. Провести межевание и сформировать пакет документов для регистрации.
  3. Затем подать еще одно заявление и заключить договор купли-продажи.

Если не будет желающих выкупить участок на открытых торгах, то в течение месяца сделка будет оформлена и останется только зарегистрировать права собственника в Росреестре. Выкупить сельскохозяйственную землю можно став участником открытого аукциона. Например, это может сделать ее добросовестный арендатор (согласно ст. 10 закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Земельный участок, выделенный в счет долей, находящихся в муниципальной собственности, может быть продан тем фермерам, которые ее использует без проведения торгов в течение полугода с момента регистрации права на участок. При этом цена устанавливается в размере не более 15% кадастровой стоимости земельного надела.

Подробное описание процесса приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения вы найдете в отдельной статье.

Регулирование оборота

Участок может быть принудительно изъят, если его хозяин не занимается сельским хозяйством, а например, открыл вредное производство или организовал свалку. О том, как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия, мы подробно рассказывали в этой статье.

  • образование участка, который входит в состав искусственно орошаемых наделов и размер которого меньше установленного минимального размера;
  • покупка участка размером более 10% сельскохозяйственных угодий одного муниципального района;
  • неиспользование земельного участка по целевому назначению более трех лет.

У земель сельскохозяйственного назначения есть и другие законодательные ограничения. Перед тем как продать землю нужно направить извещение местным властям с предложением выкупить участок. Только если в течение месяца не будет ответа или придет отказ можно выставлять участок на продажу. Таких ограничений нет с землями других категорий.

Правила и ограничения

Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность на открытых торгах или по заявлению претендента (если участок не оформлен и нет желающих выкупить его на торгах).

Существуют следующие ограничения:

  • нельзя покупать более 10% угодий одного района;
  • запрещено продавать землю без получения предварительного отказа муниципальных властей от покупки;
  • требуется отказ дольщиков от преимущественного права покупки;
  • иностранцы не вправе покупать угодья в собственность.

Преимущественное право выкупа земли, которая принадлежит государству, имеют арендаторы, которые не нарушают условия договора аренды и используют участок по своему назначению.

Если земля находится в частной собственности, то стороны оформляют договор купли-продажи и регистрируют его в Росреестре. Продать посторонним лицам можно только по цене, по которой участок предлагался до этого местным властям.

Особенности использования

Частными лицами

На землях сельскохозяйственного назначения физические лица вправе осуществлять только деятельность, оговоренную ЗК РФ. Речь идет о:

  1. Ведении фермерского хозяйства.
  2. ЛПХ.
  3. Сенокошения.
  4. Огородничества.
  5. Выпаса скота.
  6. Разведения рыбы и пр.

Объекты земельных правоотношений физлиц:

  • земельные участки;
  • земельные доли;
  • права за земельные доли и на земельные участки.

Земля может покупаться-продаваться (с обязательным уведомлением госорганов), сдаваться в аренду и субаренду, а также передаваться в дар, наследство, уставной капитал АО. Физлица имеют равные права с юрлицами в использовании и возможности покупки-продажи земли. Ограничения существуют только для иностранных физлиц, которые не вправе приобретать сельскохозяйственные пашни в собственность.

Коммерческими организациями

Участки земли сельскохозяйственного назначения могут покупать, арендовать и использовать любые коммерческие организации. Все земли, используемые коммерческими организациями, обладают особым правовым статусом как землепользователи земель сельскохозяйственного назначения.

Виды сельскохозяйственных организаций:

  • производственные или потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

В различных сельскохозяйственных организациях могут быть свои особенности правового режима. Например, для фермеров минимальные размеры земельных участков не устанавливаются, если профиль их деятельности: садоводство, овощеводство защищенного грунта, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая важная для развития сельского хозяйства в регионе деятельность.

Сельскохозяйственным организациям участки могут предоставляться в собственность, постоянное пользование или аренду. В случае предоставления надела в собственность члены кооперативов получают право на земельную долю. Невостребованные земельные доли становятся государственной собственностью.

Кооперативами

Кооперативы вправе покупать и продавать земли сельскохозяйственной категории. Согласно закону «О сельскохозяйственной кооперации» сделки кооператива по отчуждению и приобретению земельных участков проводятся только с согласия общего собрания всех членов (ст. 38).

Участников могут в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, обязать продавать производимую ими сельскохозяйственную продукцию или ее часть именно кооперативу, а не другим организациям.

Предприятиями

Право на использование сельскохозяйственных земель имеют и коммерческие предприятия (АО, ООО и другие формы собственности). Это могут быть агрохозяйства, племенные и конные заводы, предприятия по воспроизводству ценных видов рыб и другие компании.

Приобретение и продажа участков для предприятий ведется по тем же принципам: землю можно использовать только для сельскохозяйственных целей и перед продажей участка нужно сначала предложить его местным властям, которые имеют приоритетное право покупки.

Для оформления сделки нужно будет показать доверенность представителя или подтвердить полномочия директора компании. Если для подписания договора по Уставу компании нужно разрешение учредителей, то необходимо будет предоставить и этот документ.

Управление

За состоянием сельскохозяйственных земель ведется постоянный контроль. Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет мониторинг состояния участков, оценивает уровень плодородия почвы. Кроме того, в целях перераспределения участков для сельскохозяйственного производства в РФ существует фонд перераспределения земель.

Этот фонд нужен для установления границ особо охраняемых территорий либо участков с особым правовым режимом.

Мониторинг

Мониторинг осуществляется с целью анализа и оценки качественного состояния плодородной почвы с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг ведется за состоянием:

  • параметров плодородия почв;
  • процессов деградации почвенной среды;
  • за изменением состояния растительного покрова.

Сбор информации ведется местными органами власти. Ведется реестр плодородия почв, готовятся анализ и прогнозы относительно дальнейшего использования сельскохозяйственных угодий. Его цель не допустить порчу ценных угодий, которые можно использовать для выращивания зерна, овощей и других культур.

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой режим использования. Их могут изъять у собственника, если он не использует угодья по назначению или загрязняет ценную почву. Кроме того, продажа возможна только после отказа местных властей от выкупа сельскохозяйственных участков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Название документа: Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (с изменениями на 6 июня 2019 года)
Номер документа: 101-ФЗ Вид документа: Федеральный закон Принявший орган: Государственная Дума Статус: Действующий Опубликован: Российская газета, N 137, 27.07.2002

Парламентская газета, N 140-141, 27.07.2002

Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 29.07.2002, ст.3018

Приложение к «Российской газете», N 31, 2002 год

Ведомости Федерального Собрания РФ, N 24, 21 августа 2002 года

Земли сельскохозяйственного назначения – участки, расположенные за пределами населенных пунктов. Они предназначены для нужд сельского хозяйства. В составе земель таких категорий выделяют сельскохозяйственные угодья, земли для внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, лесных насаждений, предназначенные для защиты земель от негативного влияния природы, антропогенных и техногенных факторов. Также на землях сельхозназначения могут находиться здания, предназначенные для хранения, производства либо первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения реализуется посредством принадлежности участка конкретным лицам, группам лиц или объединениям. Таким образом, это обеспечивается через формы и виды собственности на землю, находящуюся в земельном фонде Российской Федерации. Согласно действующему законодательству, выделяются следующие виды собственности на земли сельскохозяйственного назначения:

  • Частная – власть реализуется определенным собственником, решения принимаются исходя из собственных интересов.
  • Государственная – решение о порядке использования участка принимает государство в интересах общества.
  • Муниципальная – решения о порядке использования участка принимается органами местного самоуправления в интересах муниципального образования.

Основной целью использования земель сельхозназначения является ведение сельскохозяйственного производства и создание защитных лесных насаждений, также земли используются для учебных, научно-исследовательских целей и занятия рыболовством. Такие участки могут находиться в собственности:

  • Некоммерческих организаций.
  • Крестьянских (фермерских) хозяйств.
  • Хозяйственных товариществ и обществ.
  • Казачьих обществ.
  • Общин коренных малочисленных народов.
  • Учебных, учебно-опытных, опытно-производственных, учебно-производственных подразделений научных организаций.

Собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения не могут быть иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, у которых в уставном капитале более 50% составляет доля иностранцев либо лиц без гражданства. Они могут пользоваться участками только по праву аренды.

Общая собственность: долевая и совместная

При общей собственности земельный участок сельхозназначения находится в собственности сразу двух и более лиц. Такая форма применялась для реорганизации совхозов и колхозов, которые существовали в советское время. Собственник доли имеет право на выдел части земельного участка из общей доли. Выделяют два вида общей собственности: долевая и совместная. Этот параметр прописывается в регистрационных документах каждого собственника. Между собой такие формы собственности отличаются тем, что:

  • Общая долевая – подразумевает выделение отдельно доли, размер которой устанавливается заранее.
  • Общая совместная – не предполагает выделения отдельной доли.

Распоряжение участком, находящимся в общей долевой собственности, происходит по соглашению всех владельцев. Спорные вопросы, касающиеся владения, разрешаются в суде. Собственник любой доли имеет право пользоваться общей землей. Если достичь этого не получается, собственник может потребовать от других владельцев компенсации. Все затраты и доходы, связанные с владением земельным участком, делятся между собственниками пропорционально их доле.

Каждый собственник может распоряжаться, закладывать либо продавать свою долю. При продаже или отчуждении он обязан оповестить других собственников о своих намерениях, так как они имеют преимущественное право покупки. Для этого владелец может отправить письмо, в котором прописаны условия продажи. Если в течение месяца другие собственники не выкупят либо же откажутся от отчуждаемой доли, владелец может продавать землю постороннему лицу.

Оформление земли в собственность

Земельные участки сельскохозяйственного назначения представляются физическим и юридическим лицам по результатам торгов. Без торгов получить землю можно в тех случаях, если вы ранее арендовали этот участок либо же через суд. Если участок не имеет границ, необходимо провести межевание. После этого он ставится на кадастровый учет. Когда эти шаги будут пройдены, нужно обращаться в муниципалитет. Вам нужно предоставить следующие документы:

  • Паспорт либо иной другой документ, удостоверяющие личность.
  • Кадастровый план.
  • Заявление о передаче в собственность.
  • Выписка из кадастрового плана.
  • Оплаченные квитанции.

При положительном ответе вам потребует зарегистрировать свои права в Росреестре. Для этого вам придется предоставить заявление, технический и кадастровый паспорта на участок, акт отчуждения муниципальной собственности, оплаченные квитанции, постановление администрации. Решение о выдаче или отказе принимается в течение 2 недель, новое свидетельство регистрируется в Ростреестре.

Моему КФХ принадлежит 35 га улучшенных пастбищ.Для меня выгодно использовать эти пастбища в качестве пашни для извлечения прибыли.Исторически, колхозу было выгодно использовать эти земли для выпаса скота ,используя электроизгородь: пастбища примыкали к МТФ и оросительному водоему из-за которого они подтапливались и были непригодны для частой механической обработки.Колхоз и близлежащую пашню из-за близости МТФ использовал, в основном, для выращивания «зеленой массы».Сейчас водоема нет, подтопление исчезло. Остатки МТФ принадлежат мне в качестве базы для моего КФХ ,а животноводством я не занимаюсь.Хотелось бы использовать свои земли с максимальной отдачей.

С другой стороны к моим угодьям примыкает бывшая таркальная роща, которая использовалась для выращивания молодых побегов деревьев в качестве жердей для ближайшего виоградника, который вырубили при Н.С.Хрущеве.Расположение рощи не имеет стратегического значения, поскольку расположена вдали от склонов и не поперек,а вдоль направления господствующих ветров. В данный момент она служит местом многочисленного гнездовья грачей, которые удивительно изобретательно вредят всем видам с/х культур.Подскажите, пожалуйста, как мне её вырубить не входя в конфликт с законодательством(разорение гнёзд вручную даёт увеличение количества гнёзд, почему-то, в арифметической прогрессии).

Порядок перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой

Необходимость перевода (трансформации) сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой обосновывается природными факторами, экономической целесообразностью дальнейшего их использования в составе других земельных угодий.

Основанием проведения работ по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой могут являться ходатайство собственника земельного участка или землепользователя, поданное соответствующему местному исполнительному органу по месту расположения земельного участка, а также инициатива местного исполнительного органа.

Финансирование землеустроительных работ по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой, проводимых по решению местного исполнительного органа, осуществляется за счет бюджетных средств, а по заявкам собственников земельных участков и землепользователей — за счет их средств.

Перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой может производиться по земельному участку, группе участков, массиву орошения, землепользованию.

Наличие сельскохозяйственных угодий, почвенно-мелиоративное состояние которых требует перевода их в другие виды угодий, предварительно устанавливается на основании изучения имеющихся планово-картографических материалов, проектов землеустройства, мелиоративного строительства, материалов почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических изысканий, солевых съемок, данных земельного кадастра, инвентаризации земель.

Основаниями для перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные являются:

  • — для пашни — несоответствие агропроизводственных почвенных характеристик земель их фактическому использованию, высокий уровень загрязненности токсичными веществами;
  • — для многолетних насаждений — предельный возраст насаждений, их изреженность, неудовлетворительный породный состав, неблагоприятные почвенно-мелиоративные характеристики земель;
  • — для сенокосов — опустынивание земель, вырождение луговой растительности, ухудшение мелиоративного состояния земель;
  • — для пастбищ — сбитость.

При переводе орошаемых земель в неорошаемые помимо учета вышеперечисленных факторов учитываются потеря связи с источником орошения, водонеобеспеченность, техническое состояние внутрихозяйственных оросительных систем, а для земель лиманного орошения — прекращение затопления вследствие перераспределения стока или отсутствия водных ресурсов, техническое состояние сооружений.

При необходимости местные исполнительные органы могут устанавливать и другие показатели перевода ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные: минимальная продуктивность сельскохозяйственных угодий, уровень засоленности, солонцеватости, загрязнения почв и другие критерии, влияющие на качественную характеристику угодий.

Материалы по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой должны содержать:

  • — пояснительную записку с выводами и предложениями;
  • — экспликацию земель, намечаемых к переводу из одного вида в другой;
  • — акт и чертеж полевого обследования с отображением выявленных сельскохозяйственных угодий, подлежащих трансформации;
  • — качественную характеристику земельных участков;
  • — сведения о техническом состоянии оросительной сети, системы лиманного орошения, обводнительных сооружений, а также стоимости основных фондов.

Материалы по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой передаются в уполномоченный орган района для обобщения по району, согласования их с районными органами сельского и водного хозяйства.

Уполномоченный орган района со своим заключением, составленным с учетом предложений органов, перечисленных в пункте 7 настоящей статьи, направляет материалы по переводу:

  • — менее ценных сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой — в районный исполнительный орган для принятия окончательного решения;
  • — орошаемых земель в неорошаемые, неорошаемой пашни в другие менее ценные виды сельскохозяйственных угодий — в уполномоченный орган области для согласования с областными органами сельского и водного хозяйства, охраны окружающей среды.

По результатам согласования уполномоченный орган области обобщает материалы в целом по области и со своим заключением направляет их:

  • — по переводу неорошаемой пашни в менее ценные виды сельскохозяйственных угодий — в районный исполнительный орган для принятия окончательного решения;
  • — по переводу орошаемой пашни в неорошаемые виды угодий — для согласования в центральный уполномоченный орган.

Центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами согласовывает представленные материалы по переводу орошаемой пашни в неорошаемые виды угодий с центральными уполномоченными органами по сельскому хозяйству, охране окружающей среды и со своим обобщенным заключением направляет областному исполнительному органу для принятия окончательного решения по данному вопросу.

Решения о переводе менее ценных сельскохозяйственных угодий в более ценные принимает районный (городской) исполнительный орган с учетом предложений органов, перечисленных в пункте 7 настоящей статьи.

К орошаемым инженерно подготовленным землям относятся инженерно спланированные земли, специально подготовленные для возделывания сельскохозяйственных культур, оснащенные оросительной, коллекторно-дренажной системой и сооружениями, на которых установлена научно обоснованная схема чередования (ротация) сельскохозяйственных культур.

Схему чередования (ротацию) культур на орошаемых инженерно подготовленных землях утверждает местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения). Земельные участки, связанные с единой схемой чередования (ротацией) культур и оросительной коллекторно-дренажной системой, признаются неделимыми. Данное правило распространяется и на земельные участки, распределенные до вступления в силу настоящего Кодекса, из состава орошаемых инженерно подготовленных земель.

Использование ранее распределенных орошаемых инженерно подготовленных земель и признанных неделимыми осуществляется на праве общей (долевой, совместной) собственности (общего (долевого, совместного) землепользования), и выдел доли в натуре не допускается. Участник общей долевой собственности при выходе из состава участников имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками общей долевой собственности либо продажу ее другому лицу в соответствии с правилами, установленными пунктом 2 статьи 55 настоящего Кодекса.

Собственники земельных участков и землепользователи на орошаемых инженерно подготовленных землях обязаны соблюдать установленную схему чередования культур, проводить необходимые мелиоративные и восстановительные работы, в том числе содержать в надлежащем порядке имеющиеся на участке оросительные и коллекторно-дренажные системы.

Нарушение требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи, влечет за собой меры административного взыскания, предусмотренные законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях (нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения), а также может служить основанием для принудительного изъятия земельного участка в соответствии с нормами статьи 93 настоящего Кодекса.

В целях перераспределения земель между производителями сельскохозяйственной продукции формируется специальный земельный фонд за счет земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса. В специальный земельный фонд не включаются участки земель, состояние которых не позволяет выращивать сельскохозяйственную продукцию, соответствующую санитарным нормам и требованиям.

Специальный земельный фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

  • 1) при добровольном отказе от земельного участка;
  • 2) при принудительном изъятии земельного участка в соответствии со статьями 92, 93 и 95 настоящего Кодекса;
  • 3) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства.

Включение земельных участков, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, в состав специального земельного фонда производится по решению исполнительного органа района (города).

Включение в состав специального земельного фонда земельных участков, не используемых по назначению или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан, от государственных землепользователей осуществляется на основании одностороннего решения районного (городского) исполнительного органа.

Решение районного (городского) исполнительного органа может быть обжаловано в порядке, предусмотренном в статье 89 настоящего Кодекса.

До передачи этих земельных участков новым собственникам и землепользователям они используются прежними государственными землепользователями в порядке и на условиях, установленных районным (городским) исполнительным органом.

Использование земель специального земельного фонда осуществляется в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса.

Граждане, вышедшие из состава государственных сельскохозяйственных организаций, земли которых не подлежат разделу, ранее не наделенные правом на условную земельную долю, проживающие на данной территории, а также оралманы имеют первоочередное право на получение земельного участка из земель специального земельного фонда для ведения крестьянского или фермерского хозяйства или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством.

Предоставление земельных участков из специального земельного фонда производится в порядке землеустройства, как правило, единым массивом и с учетом создания удобств в использовании земель.

Сведения о наличии земель в специальном земельном фонде являются общедоступными.

Земли специального земельного фонда учитываются в составе земель запаса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Для ведения крестьянского или фермерского хозяйства земельные участки предоставляются гражданам Республики Казахстан на праве частной собственности или на праве временного возмездного землепользования сроком до 49 лет, а для ведения отгонного животноводства (сезонные пастбища) на праве временного безвозмездного землепользования в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Преимущественным правом получения земельного участка для ведения крестьянского или фермерского хозяйства пользуются граждане, которые будут вести хозяйство на основе личного трудового участия, обладающие специальными сельскохозяйственными знаниями и квалификацией, имеющие практический опыт работы в сельском хозяйстве и проживающие в данном районе, городе, ауле (селе), поселке.

Гражданам, выходящим из состава реорганизуемых государственных сельскохозяйственных организаций, для ведения крестьянского или фермерского хозяйства предоставляются из земель указанных организаций земельные участки, кадастровая оценка которых должна быть на уровне средней по хозяйству (по угодьям).

Граждане, передавшие принадлежащие им права на земельные участки, в том числе права на условные земельные доли в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или в качестве взноса в производственные кооперативы, при выходе из состава участников (членов) для организации крестьянского или фермерского хозяйства либо товарного сельскохозяйственного производства имеют право на выдел (раздел) в натуре доли или пая, включая земельный участок, либо по его желанию на выплату стоимости доли или пая.

При этом выдел земельного участка из состава земель сельскохозяйственной организации, находящихся в залоге, допускается с согласия залогодержателя или с обязательствами, обеспеченными залогом в отношении земельного участка на момент выдела.

Земельный участок, переданный в уставный капитал участником хозяйственного товарищества или членом производственного кооператива только в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения.

Заявление о выходе из состава участников (членов) и о выделе земельного участка подается в сельскохозяйственную организацию.

Местоположение выделяемого в натуре земельного участка в счет доли или пая для организации крестьянского или фермерского хозяйства либо товарного сельскохозяйственного производства, а также возмещение хозяйственному товариществу, производственному кооперативу выбывающим участником (членом) затрат, произведенных на выделяемом земельном участке, определяются в порядке, предусмотренном учредительными документами хозяйственных товариществ, производственных кооперативов или соглашением сторон.

Выдел земельного участка в натуре не производится в период проведения сельскохозяйственных полевых работ, за исключением случая, когда такой выдел производится с согласия сельскохозяйственной организации или участников общей собственности (общего землепользования).

В случае отсутствия порядка выдела (раздела) земельного участка в учредительных документах применяются нормы пункта 4 настоящей статьи.

Примечание

Гражданам, являющимся участниками долевой собственности (долевого землепользования) и выходящим из состава участников для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо товарного сельскохозяйственного производства, земельные участки предоставляются в соответствии с порядком пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности (долевом землепользовании), утвержденным общим собранием участников долевой собственности (долевого землепользования), в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса.

При отсутствии порядка пользования земельным участком заинтересованный участник долевой собственности (долевого землепользования) обязан известить о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли (земельных долей) в письменной форме остальных участников долевой собственности (долевого землепользования) с указанием его предполагаемого местоположения. Вопрос местоположения земельного участка может разрешаться путем проведения согласительных процедур либо на основании решения общего собрания участников общей собственности (общего землепользования) или их представителей. Собрание должно состояться в течение одного месяца с момента уведомления и считается правомочным при участии не менее 50 % участников общей собственности (общего землепользования) или их представителей. Решение принимается простым большинством голосов присутствующих на собрании участников долевой собственности (долевого землепользования) или их представителей и оформляется протоколом. Протокол подписывается всеми присутствующими участниками долевой собственности (долевого землепользования) или их представителями.

В случае, если в течение месяца со дня надлежащего уведомления не поступит возражений от участников долевой собственности (долевого землепользования), предложение о местоположении земельного участка считается согласованным.

Заявление гражданина в местный исполнительный орган и приложенные согласованные материалы о местоположении выделяемого земельного участка являются основанием для предоставления ему права на земельный участок.

За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и имеющими жилой дом в ауле (селе), сохраняется приусадебный земельный участок на праве собственности, который не включается в состав земельного участка крестьянского или фермерского хозяйства.

Гражданам, не являющимся работниками сельскохозяйственных организаций, земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства предоставляются из земель специального земельного фонда и запаса.

Гражданам Республики Казахстан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства предоставляются в частную собственность земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сельских населенных пунктов и земель запаса.

Граждане, являющиеся собственниками земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, вправе в общих интересах объединяться в простые товарищества, садоводческие или иные потребительские кооперативы, правовое положение которых определяется законодательными актами Республики Казахстан.

В тех случаях, когда земельные участки, предназначенные для садоводства или дачного строительства, находятся в раздельной собственности граждан, а земельные участки и другое имущество, предназначенные для удовлетворения общих нужд собственников земельных участков, находятся в их общей долевой собственности, к отношениям между собственниками, связанными общим имуществом, применяются нормы о кондоминиуме.

Работники приватизируемых государственных сельскохозяйственных организаций, а также пенсионеры и лица, занятые в производственной и социально-культурной сферах обслуживания данных организаций и проживающие на их территории, имеют право на условную земельную долю.

Разделу на условные земельные доли подлежат сельскохозяйственные угодья реорганизуемых или ликвидируемых государственных сельскохозяйственных организаций в пределах границ их землепользования, за исключением земельных участков:

  • 1) вошедших в черту населенных пунктов;
  • 2) включенных в состав специального земельного фонда района;
  • 3) подвергшихся сверхнормативному радиационному загрязнению или иным образом представляющих угрозу жизни и здоровью населения;
  • 4) нарушенных при разработке полезных ископаемых и не рекультивированных в состояние, пригодное для использования их по назначению;
  • 5) отгонного животноводства, находящихся во временном землепользовании.

Размер условной земельной доли рассчитывается:

  • 1) в гектарах путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, находившихся в землепользовании сельскохозяйственной организации, на число лиц, имеющих право на условную земельную долю;
  • 2) в балло-гектарах (балл бонитета почвы, умноженный на площадь) путем деления суммы балло-гектаров сельскохозяйственных угодий, находившихся в землепользовании сельскохозяйственной организации, на число лиц, имеющих право на условную земельную долю.

Результаты определения размеров условной земельной доли и список лиц, имеющих право на условную земельную долю, утверждаются решением общего собрания трудового коллектива приватизируемого хозяйства, оформляются протоколом и подлежат утверждению в районном (городском) исполнительном органе.

Право граждан на условную земельную долю удостоверяется свидетельством о праве на условную земельную долю, которое выдается уполномоченным органом города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по месту нахождения земельного участка в течение трех месяцев после утверждения районным (городским) исполнительным органом списка обладателей и размеров условных земельных долей.

Обладатели условных земельных долей в течение одного года с момента получения свидетельства о праве на условную земельную долю обязаны получить в собственность или землепользование земельный участок в счет условных земельных долей в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Указанные лица имеют право оформлять земельные участки в раздельную или общую собственность (землепользование).

При выходе гражданина, являющегося обладателем условной земельной доли, из гражданства Республики Казахстан его права на земельную долю считаются прекращенными.

Для перегона скота сельских товаропроизводителей на сезонные пастбища, к мясокомбинатам и на пункты закупки скота предоставляются земельные участки под скотопрогонные трассы долгосрочного пользования, как правило, по пастбищным угодьям вдоль границ землепользования в размерах, обеспечивающих подножным кормом перегоняемый скот.

Земельные участки под скотопрогонные трассы долгосрочного пользования, предназначенные для перегона скота в пределах одного района, предоставляются районным (городским) исполнительным органом.

Для перегона скота по территории нескольких районов решение о предоставлении земельных участков под скотопрогонные трассы принимает областной исполнительный орган.

Лица, являющиеся землепользователями скотопрогонных трасс долгосрочного пользования, обязаны сооружать на них необходимое количество колодцев, площадок для водопоя и отдыха скота, строений и сооружений, обеспечивающих соблюдение экологических требований и нормальную эксплуатацию трасс, беспрепятственно допускать перегон скота в сроки, согласованные в установленном порядке с уполномоченным государственным органом в области ветеринарии.

Выделение скотопрогонных трасс временного (сезонного) пользования без предоставления земельных участков на праве землепользования производится по правилам сервитута (статья 70 настоящего Кодекса).

Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, подлежат возмещению в доход бюджета в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Эти потери компенсируются помимо возмещения убытков, предусмотренных статьей 166 настоящего Кодекса.

Возмещение потерь сельскохозяйственного производства производится лицами, которым предоставляются сельскохозяйственные угодья из состава всех категорий земель, за исключением земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны.

Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению также при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, находящихся в землепользовании или собственности граждан и юридических лиц.

Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в шестимесячный срок с момента принятия решения о предоставлении права на земельный участок или изменений целевого назначения сельскохозяйственных угодий.

От возмещения потерь освобождаются физические и юридические лица, которым земельные участки предоставляются для:

  • 1) индивидуального жилищного строительства, строительства школ, дошкольных организаций, организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, лечебных заведений и объектов культурно-бытового назначения в границах населенных пунктов;
  • 2) строительства мелиоративных систем;
  • 3) строительства прудовых и озерных рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных заводов;
  • 4) строительства объектов, обеспечивающих охрану окружающей среды, не вызывающих ухудшения состояния прилегающих земельных угодий;
  • 5) лесомелиорации деградированных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами.

Потери не возмещаются также при предоставлении земельных участков государственным природным заповедникам, государственным национальным природным паркам, государственным природным резерватам, государственным региональным природным паркам, государственным зоологическим паркам, государственным ботаническим садам, государственным дендрологическим паркам и государственным памятникам природы, под объекты историко-культурного назначения, а также в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Республики Казахстан.

При изъятии сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, размеры потерь устанавливаются в составе землеустроительного проекта (землеустроительного дела), который является основанием для принятия местным исполнительным органом решения о предоставлении соответствующего права на земельный участок.

Размеры подлежащих возмещению потерь определяются исходя из нормативов, которые обеспечивают освоение новых земель или улучшение угодий до уровня производства сельскохозяйственной продукции на них в объеме не менее получаемого на изымаемых угодьях или ранее получаемого до снижения их качества.

Нормативы возмещения потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Потери возмещаются в полном объеме при изъятии сельскохозяйственных угодий во временное пользование с условием рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные и нелесные угодья.

В случае нанесения плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств юридического или физического лица, которому предоставляется земельный участок, потери возмещаются с зачетом сумм, затрачиваемых на восстановление угодий, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Размеры потерь согласовываются с лицом, заинтересованным в предоставлении ему земельного участка, и оформляются актом, который утверждается решением местного исполнительного органа о предоставлении права на земельный участок.

Размеры потерь, вызванных ухудшением качества земель, определяются в процентах от нормативов пропорционально снижению качества угодий (по кадастровой оценке земель) в случаях, не связанных с переводом их из одного вида в другой.

В случае перевода одних видов угодий в другие в связи с ухудшением их качества размер потерь определяется по разнице нормативов для соответствующих видов угодий.

Компенсация потерь, причиненных ухудшением качества земель в результате воздействия, вызванного деятельностью организаций и граждан, производится в судебном порядке по иску уполномоченного органа области

Рекомендуем

Ставки 1Х2 с ОТ, тотал с ОТ, фора с ОТ в букмекерских конторах. Как рассчитываются эти виды ставок и в как случаях их размещать?

Начинающие игроки могут сперва не догадаться, что означает «с ОТ» в букмекерской линии. На самом деле ничего сложно нет, «с ОТ» — с учетом овертайма. Такие ставки чаще всего букмекер предлагает на баскетбол и хоккей, то есть на те виды спорта, в которых возможен овертайм (дополнительное время, если команды не смогли в основное время определить победителя).

Примеры

1Х2. с ОТ

Допустим, мы поставили на П1 в матче Денвер – Чикаго Буллс, матч закончился вничью, в овертайме Денвер вырвал победу. В таком случае наша ставка сыграет. Если бы Денвер в основное время обыграл Чикаго, наша ставка также сыграла бы.

Тотал. С ОТ

К примеру, ставим тотал больше 199,5 в матче Денвер – Чикаго Буллс. В основное время команды сыграл со счетом 90:90 (всего заработано 180 очков). В овертайме Денвер вырвал победу со счетом 102:99, в таком случае наша ставка сыграет, так как в матче было заработано больше 199.5 очков (102+99=201).

Фора. с ОТ

Делаем ставку Ф1 (-4) на матч Вашингтон – Чикаго Буллс. Игра закончилась победой Вашингтона в основное время со счетом 100:95, при таком результате наша ставка сыграет. Даже если матч закончился бы вничью и в овертайме Вашингтон выиграл со счетом 120:115, наша также ставка сыграла бы.

Угодья разделяют на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные.

Тема: Организация угодий.

Понятие, задачи и содержание организации угодий.

Под угодьями подразумевают участки (массивы) земли, планомерно и систематически используемые для определенных производственных целей, имеющие те или иные качественные различия естественно исторических и других свойств.

Угодья разделяют на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные.

К сельскохозяйственным угодьям относятся земельные угодья , систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции: пашня, многолетние насаждения, залежь, сенокосы и пастбища.

Пашня– самое ценное продуктивное угодье. К ней относятся земли с наиболее плодородными почвами, систематически обрабатываемые под посевы сельскохозяйственных культур, а также чистые пары.

Многолетние насаждения – земли, занятые культурными многолетними насаждениями, предназначенными для выращивания плодово-ягодной продукции или винограда, а также специальных технических и лекарственных культур: плантации хмеля, тута, эфиромаслиничных культур, чая. К многолетним насаждениям не относятся лесные и кустарниковые неплодоносящие насаждения.

Сенокосы– это земельные участки, расположенные на луговых почвах (в основном), на которых травянистая растительность систематически скашивается для заготовки сена, сенажа и травяной муки. К сенокосам также относятся земельные участками с плодородными почвами, где систематически производится обновления многолетних трав (люцерна, костер, мятлик луговой, донник, клевер и др.)

Залежь– земельные участки, которые использовались под пашню и более одного года не занятые посевами сельскохозяйственных культур или под паром. Наличие залежи в хозяйстве признак экстенсивного ведения хозяйства.

Пастбища– участки угодий, систематически используемые для выпаса скота.

Несельскохозяйственные угодья делятся на 2 группы:

1 группа – это земельные угодья пригодные для освоения в сельскохозяйственные угодья и составляющие мелиоративный фонд.

Это кустарники, лиственные редколесья, болота, нарушенные земли, засоленные почвы, а кое-где пески.

К несельскохозяйственным угодьям относятся также дороги, расположенные на территории землевладений и землепользований, служащие для сельскохозяйственного производства.

2 группа несельскохозяйственных угодий состоит из земель занятых постройками, сооружениями, защитными насаждениями, водой, покрытых лесом, болотами и прочими, выбываемых на длительное время из сельскохозяйственного производства или совсем не пригодных для его использования.

Сельскохозяйственные угодья в крае составляют от 20% (таежная, подтаежная зоны) до 80% (степи) общей площади, пашня всего лишь 15-60%

Структура угодий зависит от производственного типа сельскохозяйственных товаропроизводителей, с одной стороны, а с другой стороны определяют их производственный тип.

Ужур: зерновые с развитым животноводством. Животноводство определяется производством кормов, как сопутствующая отрасль.

Приведенная классификация угодий не всегда обеспечивает четкое их разграничение. Так посевы многолетних трав размещаются в полевых севооборотах, а в сенокосо-пастбищеоборотах, как предшественник используются зерновые.

В некоторых регионах России, где удельный вес распаханных земель очень высок, под культурные пастбища (в т.ч. орошаемые) используются пашни.

Главная задача рассматриваемой составной части проекта – установление такого состава, площадей и размещение угодий на перспективу, при которых можно создать необходимые условия для высокопроизводительного использования земли при постоянном улучшении ее плодородия.

Состав угодий, прежде всего сельскохозяйственных, и их площади тесно связаны со специализацией товаропроизводителей.

Исторически сложившаяся структура и размещение угодий есть следствие воздействия природных, экономических условий.

К природным факторам, главным образом относятся:

1. Рельеф.

2. Почвы.

3. Степень увлажнения.

4. Глубина залегания грунтовых вод.

5. Естественная растительность.

6. Климат.

К экономическим:

1. Размещение населенных пунктов.

2. Размещение дорожной сети.

3. Размещение пунктов переработки и реализации продукции.

4. Трудовые ресурсы.

5. Потребность в товарной продукции (спрос).

Посредством мелиоративных, культуртехнических и других работ природные условия могут быть улучшены.

Кроме того, в результате мелиорации и коренного изменения использования земельных угодий возможна их трансформация из одного вида угодий в другой. Меняются и экономические условия.

За счет этого улучшается структура угодий и их размещение. В основе этих изменений лежит повышение интенсивности использования земель при обязательном сохранении и повышении их плодородия.

Крупная концентрация производства недопустима, она, как правило, приводит к ухудшению использования кормовых угодий окраинных пахотных земель.

Исключение составляют: овощеводство, плодоводство, виноградарство, птицеводство.

Переход от фактической структуры угодий к проектной происходит путем частичной трансформации.

Трансформация – это видоизменение (преобразование) угодий, т.е. перевод земель из одного вида в другой.

Раз мы перевели угодья из одного вида в другой, то изменили их размещение, следовательно, трансформация и размещение угодий – задача комплексная.

Повышение интенсивного использования земельных массивов (участков) возможно путем коренного их улучшения, путем производства культуртехнических работ на кормовых угодьях или более сложных мелиоративных мероприятий: орошение, осушение; уборка камней и т.д.

Проведение мероприятий не всегда вызывают трансформацию угодий из одного вида в другой, следовательно, комплексная задача включает также и улучшение угодий.

Три её элемента – установление новой структуры угодий посредством трансформации, их улучшение и размещение тесно связаны в одно целое.

Логическая схема этой центральной части проекта внутрихозяйственного землеустройства выглядит так:

1) современное состояние;

2) улучшение и трансформация угодий;

3) структура и размещение угодий на расчетный срок и в первую очередь (стадийность).

Под организацией угодий подразумевается установление их состава и соотношения, хозяйственно-целесообразное размещение их на территории землевладения или землепользования.

Её цель – повышение интенсивности использования земли для получения максимального количества сельскохозяйственной продукции при сохранении и увеличении плодородия почв, других компонентов природной среды. Запроектированный состав и соотношение (структура) угодий, их размещение на территории должна отвечать следующим требованиям:

1) полное, рациональное и эффективное использование всех земель в соответствии с их природными свойствами;

2) прекращение эрозионных процессов и улучшение ландшафта;

3) соответствие установленной специализации отрасли (отраслей) и их рациональному сочетанию;

4) обеспечение устойчивой кормовой базы для животноводства;

5) минимальные затраты на транспортировку и хранение продукции без потерь;

6) создание благоприятных условий для повышения производительности труда;

7) минимальные капитальные вложения на освоение и коренное улучшение угодий, и повышение интенсивности использования земель, находящихся в обработке, быстрейшая их окупаемость.

Преобразование земельных угодий тесно связано с мелиорацией земель. Наряду с орошением и осушением земель, трансформация обеспечивается проведением культуртехнических и противоэрозионных мелиоративных работ, а также рекультивацией земель.

Мелиоративные работы проводят, как с целью вовлечения в сельскохозяйственное использование новых земель, так и на сельскохозяйственных угодьях. В том и другом случае в гидромелиоративные мероприятия входят культуртехнические работы. Вместе с тем, эти работы во многих случаях проводят на землях, не требующих мелиорации, с целью их улучшения.

Особенно важно обеспечить соблюдение необходимого режима использования земель на эродированных и эрозионно-опасных участках, предотвращение и прекращение процессов, ухудшающих состояние почв, водоемов, растительного покрова, животного мира и атмосферы.

В системе противоэрозионных мероприятий ведущая роль принадлежит организационно-хозяйственным и агротехническим мероприятиям. Из противоэрозионных мероприятий в большей степени с организацией угодий, связаны лесомелиоративные и гидротехнические мероприятия.

При организации угодий необходимо также учитывать строго охраняемые территории и участки ограниченного пользования, государственные заповедники и уникальные ландшафты, места массового отдыха, парки, лесопарки, массивы ценных лесов, живописные местности, видовые площадки и памятные места, места произрастания растений и обитания животных, занесенных в Красную книгу, уникальные участки горных и речных образований, урочища, чащи и другие достопримечательные объекты природы.

| следующая лекция ==>
В характеристике приводится отзыв о служебной, общественной деятельности сотрудника, оценка его деловых и моральных качеств. | Общие сведения об электронных устройствах цифровых и электронно-вычислительных машин и микропроцес­соров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *