Россия это правовое государство

  • автор:

Добавлено в закладки: 0

Что такое верховенство права? Описание и определение термина.

Верховенство права – является одним из основных элементов правового государства, обозначающий подчиненность всех актов правоприменения и подзаконных актов закону. Верховенство закона обозначает иерархичность законодательства. Все подзаконные нормативно-правовые акты соответствуют нормам закона, которые имеют высшую юридическую силу, а также требованиям нормативно-правовых актов соответствуют все правоприменительные акты. Верховенство закона гарантирует защиту, которая обеспечена основным законом страны, включая все права и свободы человека если в стране присутствует Верховенство закона это подтверждает присутствие в стране соответствующих ценностей и приоритета в развитии правoвого государства.

Современная философия права подразумевает, что верховенство права противопоставлено идее, что некоторые должностные лица или органы власти поднимаются выше закона либо обладают чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществляют произвол. Методика верховенства права подразумевает, что нормы должны быть опубликованы, стабильны и предсказуемы в своём применении. Важным требованием является доступность системы правосудия и её независимость от исполнительной и законодательной ветвей власти. Таким образом судья выносит решение основываясь только на фактах и законах. Доктрина в современном варианте говорит, что у членов общества должна быть возможность создавать и изменять законы, регулирующие их поведение.

Концепция верховенства права

Обратим внимание на две основные концепции верховенства закона: формальную и содержательную. По английской традиции их называют «тонкой» и «толстой», в их основе лежат теории правового позитивизма и естественного права, соответственно. Если посмотреть рационально, то верховенство закона не дает оценки справедливости самих норм, а скорее устанавливает процедурные атрибуты, которыми должна обладать правовая система. Этот подход ставит во главу угла эффективность и предсказуемость работы системы, а не отвечает на этические вопросы об её ответственности за результат. Более расширенные с дополнениями трактовки верховенства права могут выдвигать требования к содержанию законов. Они подразумевают фундаментальные права человека, которые, по утверждениям этих концепций, происходят из высших неписаных принципов законности, морали и справедливости. Данные трактовки особенно получили распространение после Нюрнбергского процесса, который вынес приговор руководству нацистской Германии, признав их преступниками, хотя формально они действовали согласно своим законам, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Поэтому термины «верховенство закона» и «верховенство права» – разные, так как Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует применять первое понятие к формальной трактовке, а второе – к содержательной.

Таким образом, понятия «правовое государство» и «верховенство права» на законном основании заняли место не только в теории, но и в правовой системе России. Однако эти понятия и, те которые вытекают из них правовые стандарты производства правосудия и правила поведения судей вызывают много вопросов.
Самым главным представляется вопрос: «правовое государство», «верховенство» права — останутся лишь красивыми словами, мечтами многих поколений, которые оторваны от жизни, не имеющие никаких реальных возможностей, либо — основание, на котором будет создаваться конституционный строй государства и его правовая система, определяться статус личности в государстве, а также будут действовать все ветви государственной власти? Если сказать коротко: эти понятия останутся в мечтах, написанными на бумаге или должны воплощаться в жизнь?
На эту тему имеется немало серьезных научных исследований.

Признаки верховенства права

Обратим снимание на опыт зарубежных государств, обьявивших себя правовыми и посмотрим, как у них реализована Концепция правового государства.
Признаков правового государства очень много и они очень широки. В качестве самых важных, определяющих все остальные, следoвало бы выделить три:

  • приoритетность прав и интересов личности над правами и интересами государства;
  • связь государства и права;
  • приоритетность права над закoном.

Первый признак четко выражается в Конституции РФ, рассматривая положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Посмотрев на содержание этих конституционных положений, можно прийти к выводу, что в Конституции РФ приоритет отдается человеку, его правам и свободам перед государством, государство обязывается служить интересам человека.
Это значит, что Конституция РФ, обязывает законодателя издавать, а суды — применять только правовые законы. Закон может признаваться правовым, только при условии, что он отвечает целям и задачам, которые определены Конституцией РФ. Правовым может называться закон, который возведен в степень нравственности, разумности и справедливости. Законы и другие нормативные акты,кото не отвечающие целям и задачам Конституции РФ, не могут признаваться источниками права.
Конечно, то что в Конституции РФ указано, что Россия — это правовое государство, это скорее — цель, к которой нужно стремиться, чем действительный факт. Правовое государство не может быть создано одним лишь голосованием по поводу принятия Конституции РФ, поскольку для этого недостаточно самых хороших и справедливых законов, а необходимо обеспечить соответствующий уровень правопорядка, жизни людей и реальное соблюдение их прав и свобод. Однако это обстоятельство вовсе не лишает указанное положение практического значения и необходимости основывать на нем, соизмерять с ним законодательные и правоприменительные акты.

Принцип верховенства права

Конституционное положение «Россия — правовое государство» при всей его декларативности не только может, но и должно реально действовать, как должны действовать и применяться все другие положения Конституции РФ. Его практическое значение должно проявляться в том, чтобы:

  • деятельность всех органов государственной власти и их должностных лиц была подчинена праву;
  • принимаемые в Российской Федерации законы, указы и другие нормативные акты не противоречили праву;
  • правоприменительная практика судов обеспечивала защиту нарушенных прав, пресечение неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц, юридических и физических лиц, а также исключала возможность применения противоречащих праву законов, указов и других нормативных актов.

Принципы и критерии, основываясь на которых суды в требуемых случаях разграничивают право и закон, обеспечивают действие права и его верховенство над законом, создают правовую основу для разрешения тех или иных дел, содержатся в ст. ст. 1, 2, 7, 17, 18, 55 и некоторых других статьях Конституции РФ.

Это означает,что то, что в Конституции РФ сказано, будто Россия — правовое государство, не стоит рассматривать только как цель; это, занимается определением границ поля, в котором могут действовать органы государственной власти, должностными лицами и которые они не имеют права переходить, это — границы правового поля, кроме того, создаются критерии, в которых должны оцениваться деятельность органов государственной власти, качество и содержание законов, правоприменительная практика.

Законность верховенства права

Таким же образом, обращая внимание на указанные постановления Пленума Верховного Суда РФ, судам общей юрисдикции должно быть разрешены коллизии между федеральными законами, с одной стороны, и общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Рoссийской Федерации — с другой.

Судебная практика знает немало примеров разрешения судами дел основываясь на прямом применении положений Конституции РФ, принципы, которые общепризнаны, и нормы международного права, международные договора Российской Федерации, то есть позитивного подхода судов к реализации принципа верховенства права, осуществляя правосудие.

Таким образом, в Российской Федерации на кoнституционном уровне существуют юридические основы, на которых могут действовать суды, основываясь на принципе верховенства права. Согласно ч. 1 ст. 120 Конституции РФ суд является независимым и подчиняется только Конституции и федеральному закону. Это положение, учитывая изложенное выше, требует утoчнения: судья подчиняется не любому федеральному закону, а лишь тому, который не противоречит Конституции РФ, oбщепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. В суде нельзя слепо, бездумно и бездушно применять любой закон; его важнейшая задача, которая вытекает из Конституции РФ, защищать человека от произвола, от ошибок, глупостей, злонамерений законодателя.
Учитывая это, необходимо произвести серьезную корректировку в понимании принципа законности в судопроизводстве, ведь законность может быть очень разная.

Проблемы верховенства права

Жизнь показала, что только одних, пусть и самых совершенных юридических основ будет мало для того, чтобы суды и вправду стали носителями судебной власти, которые способны осуществить настоящее правосудие, а не были второстепенными государственными органами, как это было раньше; чтобы судьи на самом деле были независимыми и подчиненялись только Конституции РФ и законам, то есть чтобы суды и судьи везде и на самом деле могли основать свою деятельность, руководствуясь принципом Верховенства права.

Основной проблемой в реализации принципа верхoвенства права является для подавляющего большинства граждан невозможность выплатить. Понятно, что любое наказание, и самое строгое в том числе, должно быть разумным и исполнимым. В РФ же получается, что отбыть самое строгое уголовное наказание (пожизненное заключение) — возможно, а самое мягкое (штраф) — нет.

Выводы

Такое явление вызывает сложно обьяснить. Уголовная ответственность за клевету была установлена, но в то же время считалась мертворожденной (практически не применялась) по следующей причине.Так как клевета – это распространение заведомо ложных сведений, которые порочат честь и достоинство другого лица или его репутацию, то загвоздка в этом определении. Получается, лицо, которое распространяет сведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию другого лица, может понести уголовную ответственность за клевету только в тoм случае, когда будет доказано, что оно знало или сознательно допускало, будто сведения, которые он распространяет, являются ложными. Однако вся сложность в том, что доказать это практически невозможно, точно так же, как и опровергнуть утверждение обвиняемого в том, что он был убежден в достоверности указанных сведений либо добросовестно заблуждался в этом.

Верховенство права и права человека

В своем докладе «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» (А/59/2005) Генеральный секретарь отметил, что «необходимо избавляться от нужды и страха, но этого недостаточно. Все люди имеют право на достойное обращение и уважение» . Залогом обеспечения людям такого достойного обращения и уважения является осуществление в полном объеме прав человека, а их защиты — верховенство права.

Основой для обеспечения свободы жить в достойных человека условиях служит международная система прав человека, а также принципы международного гуманитарного права, международного уголовного права и международного беженского права. Эти основополагающие элементы нормативно-правовой базы являются дополнительными сводами правовых норм, направленных на достижение общей цели: защиту жизни, здоровья и достоинства людей. Верховенство права — это механизм развития и защиты нашей общей нормативно-правовой основы. Она содействует созданию системы, в которой властные полномочия осуществляются в соответствии с согласованными правилами, гарантирующими защиту всех прав человека.

Согласно определению Генерального секретаря, верховенство права обусловливает необходимость того, чтобы процессуальные действия, деятельность учреждений и основные нормы соответствовали концепции прав человека, включая основные принципы равенства в соответствии с законом, ответственности по закону и справедливости в деле защиты и охраны прав (S/2004/616, пункт 6). В обществах невозможно обеспечить верховенство права, если не обеспечена защита прав человека, и наоборот, защита прав человека не может быть обеспечена в обществах без эффективного верховенства права. Верховенство права — это механизм осуществления прав человека, содействующий претворению принципа прав человека в жизнь.

Обеспечение верховенства права является неотъемлемым элементом работы по закреплению экономических, социальных и культурных прав в национальных конституциях, законах и положениях. Когда права защищены законом или обеспечивается иная правовая защита таких прав, верховенство права, в случае несоблюдения таких прав или неправомерного использования государственных ресурсов, предоставляет средства правовой помощи.

Хотя нормативно-правовую основу принципа верховенства права обеспечивают согласованные на международном уровне права человека, нормы и стандарты, он должен быть тесно связан с национальным контекстом, включая его культурные, исторические и политические реалии. Поэтому государства действительно имеют свой особый национальный опыт в области развития своих систем верховенства права. Тем не менее, как это подтверждено в резолюции 67/1 Генеральной Ассамблеи, существуют общие элементы, вытекающие из международных норм и стандартов.

Верховенство права и права человека представляют собой два аспекта одного и того же принципа — свободы жить в достойных человека условиях. Вследствие этого верховенство права и права человека неразрывно связаны между собой. Такая неразрывная связь в полной мере признавалась государствами-членами со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится о необходимости того, «чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения». В Декларации тысячелетия государства-члены согласились не жалеть усилий для укрепления верховенства правопорядка и обеспечения уважения всех признанных на международном уровне прав человека и основных свобод. В Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года государства-члены признали, что верховенство права и права человека относятся к универсальным и неделимым основным ценностям и принципам Организации Объединенных Наций. В Декларации совещания на высоком уровне по вопросу о верховенстве права государства-члены подчеркнули, что права человека и верховенство права взаимосвязаны и подкрепляют друг друга.

Поощрению верховенства права активно содействует Совет по правам человека. Советом был принят ряд резолюций, которые непосредственно относятся к вопросам прав человека и верховенства права, в том числе об отправлении правосудия; о целостности судебной системы; и о правах человека, демократии и верховенстве права. Советом по правам человека было создано несколько механизмов специальных процедур, непосредственно относящихся к вопросам верховенства права, таких, например, как Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов, Специальный докладчик по вопросу о содействии установлению истины, правосудию, возмещению ущерба и гарантиям недопущения нарушений, Независимый эксперт по вопросу о содействии установлению демократического и справедливого международного порядка и Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите прав человека в условиях борьбы с терроризмом.

Критика и ценность правового государства

Одним из распространённых аргументов против правового государства было утверждение, что если власть принадлежит «правильным» людям, то нет нужды их ограничивать или к чему-то обязывать. Такой точки зрения придерживался, в частности, один из основателей утилитаризма Иеремия Бентам.

Анархисты отрицают способность каких-либо государственных институтов сколько-нибудь значительно ограничивать власть лиц, которые ей обладают. По мнению Карла Маркса и других левых идеологов, в капиталистическом обществе законы служат исключительно инструментом правления буржуазии. Следует отметить, что некоторые современные марксисты не согласны с подобными оценками. Главным предметом внимания законности являются правовые процедуры, и поэтому она может быть фундаментом для развития как в направлении рыночной экономики, так и в направлении социального государства. В то же время низшие классы часто имеют ограниченный доступ к правовым институтам, что приводит к отклонениям от идеала равноправия.

Сторонники технократии, начиная с сен-симонизма, считают, что правление должно осуществляться наиболее компетентными в своей области специалистами, которые не диктуют свою волю или подчиняются вышестоящей воле, а руководствуются научными принципами. С исчезновением произвола власти также исчезает необходимость в верховенстве права, место которого занимает верховенство знания.

Почему необходимо, чтобы в правовом государстве существовало разделение властей? объясните.

СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА​ Политические права и обязанности граждан РФСоциальные права и обязанности граждан РФсррооооооооооооооочнооооооо даю 15 баллов Составить рассказ о видах своего труда, используя следующий план: 1. Чем вы занимаетесь, когда трудетесь дома? Для чего вы трудетесь дома? 2. В каких видах общественного, полезного труда вы могли бы учавствовать или учавствовали? 3. В чём вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников? Помогите пожалуйста Составьте пожалуйста синквейн к слову Бюджет!!​ Помогите пожалуйста, срочно надо ​ Охарактеризуйте статусный портрет Юлия Цезаря по плану Жануарларга тан касиеттер жаратылыс тану 5сынып​ Как называют вспомогательные средства находящиеся в распоряжении политиков​ Ребят, нужна ваша помощь! Представьте себе, что ожили персонажи картины «Всё в прошлом». Составьте диалог от имени этих персонажей. Что потрясло Мухаммеда в этой история?​

Проблемы правового государства

Проблемы становления правового государства всегда волновали величайшие умы человечества. С древних времен и до настоящего времени актуальными остаются вопросы:

  1. Что есть правовое государство?
  2. Когда возникла идея правового государства?
  3. Какового назначение и значимость правового государства?

Во все времена юристы, философы и историки пытались провести классификацию такого сложного явления как правовое государство.

Понятие и условия становления правового государства

Определение 1

Правовое государство – это особенное государство, где созданы условия для обеспечения свобод и прав человека и гражданина, в котором не допустимо злоупотребление властью.

Основополагающим условием для становления правового государства является сформированное гражданское общество.

Так же к условиям формирования правового государства относят:

  • Государственное управление в соответствии с законодательством,
  • Всеобщее равенство перед законом,
  • Независимость суда,
  • Система разделения властей,
  • Правосудие,
  • Действенный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проблемы построения правового государства

Говоря о проблемах построения правового государства ученые указывают на то, что приоритетными задачами выступают материальные ценности. Конечно же, это верно, но вызывает большие вопросы. То есть правовое государство должно строиться со смешением в социальную сторону. Правовое государство возникнет только там, где в обществе произошли существенные культурные, правовые и политические изменения.

Формирование правового государства означает, что происходит становление не только формальное, но также и реальное господство законов во всех областях жизни.

Современная Россия провозглашена правовым государством (в Конституции РФ). Для формирования правового государства были приложены существенные усилия, однако утверждать, что в нашей стране развита идея правового государства – нельзя. Для создания правового государства необходимо выполнить ряд существенных условий, которые определят дальнейшие преобразования.

В первую очередь обязательно нужно достичь высокого уровня правовой культуры населения, искоренить правовой нигилизм, провести моральное оздоровление граждан. Сами граждане должны стремиться выполнять законодательство. На практике в современной России происходит разочарование в государственном управлении, люди стремиться обойти законы для своей выгоды. В правовом смысле больше половины населения не образована.

Как уже говорилось, важным является создание единого внутреннего законодательства, которое не противоречило бы самому себе. Проблема заключается в том, что совершенствование законодательства происходит слишком медленно.

В правовом государстве население в основном должно быть представлено средним классом. На деле же в настоящее время произошло сильное расслоение на богатых и бедных, средний класс остался размытым.

Также существенной проблемой выступает отсутствие действенного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Граждане не могут рассчитывать на защиту своих нарушенных прав и законных интересов.

Исходя из перечисленных проблем следует сделать вывод, что Российская Федерация не является правовым государством. К реализации данной теории должны стремиться все страны мира. Но недостаточно объявлять себя правовым государство, нужно усиленно работать в данном направлении.

Замечание 1

Подводя итог следует сказать, что доктрина правового государства так и остается всего лишь доктриной. Она красиво звучит, однако ни одна страна мира не является в полной мере правовым государством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *