Регистратор в росреестре

  • автор:

Ускоренная государственная регистрация прав на недвижимость.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (далее — орган по государственной регистрации), обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав установлен Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в частности, правовая экспертиза документов, проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с названным Федеральным законом.

Статьей 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 86.2; далее — Основы) нотариус, удостоверивший сделку, выдавший свидетельство или совершивший исполнительную надпись об оставлении залогодержателем заложенного имущества за собой, на основании которых подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество или сделка с ним, по просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия, представляет заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган по государственной регистрации. Если иное не согласовано с лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выдаваемые органом по государственной регистрации, и передает их указанным лицам.

Документы, необходимые для представления на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляются нотариусу лицами, обратившимися за совершением нотариального действия.

Порядок представления документов на государственную регистрацию установлен вышеназванным Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 16).

При подписании заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также осуществлении иных действий, предусмотренных статьей 86.2 Основ, нотариус выступает от своего имени в интересах лиц, от имени и по поручению которых совершено нотариальное действие. Полномочия нотариуса, предусмотренные статьей 86.2 Основ, осуществляются без доверенности.

В случае представления заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган по государственной регистрации в соответствии со статьей 86.2 Основ в электронной форме нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выданные органом по государственной регистрации, в электронной форме и выдает их лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия, по его просьбе в электронной форме или в форме документов на бумажных носителях посредством удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам.

За совершение нотариального действия по представлению документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним нотариус взимает нотариальный тариф в размере — 1 000 рублей (пункт 12.5 части 1 статьи 22.1 Основ).

Размер нотариального тарифа за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу составляет 50 рублей за страницу документа на бумажном носителе (пункт 12.3 части 1 статьи 22.1 Основ).

Следует отметить, что при подаче заявления нотариусом в случаях, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть также представлены в соответствующий орган по государственной регистрации работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий на подачу заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью.

Представляемые нотариусом или его работником в указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы принимаются органом по государственной регистрации или многофункциональным центром в день обращения и рассматриваются в течение срока, установленного абзацем третьим пункта 3 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

По общему правилу государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом (пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Однако нотариусам предоставлено приоритетное право регистрировать переход прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенных документов.

Так, государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится не позднее чем в течение трех рабочих дней, следующих за днем приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав проводится не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов, необходимых для государственной регистрации прав, и указанного заявления.

Таким образом, для государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов установлен сокращенный срок ее проведения.

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).договор о залоге недвижимого имущества, по которому одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного имущества другой стороны – залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными действующим гражданским законодательством. земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также части зданий, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также части зданий, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.юридически значимое действие, совершаемое нотариусом или уполномоченным должностным лицом в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате.

К оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков

Утверждены
Первым заместителем
руководителя
Росземкадастра
В.КИСЛОВЫМ

Общие положения
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» <*> получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.
———————————
<*> Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 N 28-ФЗ («Собрание законодательства РФ», 10.01.2000, N 2, ст. 149).
В настоящем документе устанавливаются требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и подаваемых заинтересованными правоприобретателями (или уполномоченными ими лицами). Указанные требования распространяются на состав элементов расписок (реквизитов), а также порядок их оформления.
Состав реквизитов
1. Расписка о принятых документах, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков (далее — расписка), готовится на стандартном бланке письма организации и включает следующие реквизиты:
— Государственный герб Российской Федерации (01);
— наименование организации (02);
— справочные данные об организации — авторе (03);
— дата документа (04);
— адресат (05);
— заголовок к тексту (06);
— текст документа (07);
— подпись (08);
— отметка об исполнителе (09).
Требования к содержанию реквизитов
2. Реквизиты 01, 02, 03, 08, 09 оформляются в соответствии с ГОСТами унифицированной системы организационно — распорядительной документации.
3. Датой документа (реквизит 04) является дата приема документов и подписания расписки должностным лицом.
4. При оформлении расписки реквизит «Регистрационный номер документа» на бланке письма не заполняется, т.к. расписка идентифицируется регистрационным номером принятых документов (заявки), указанным в тексте документа.
5. В реквизите «Адресат» указывается заявитель(и), т.е. приобретатель(и) права на земельный участок.
6. Реквизит «Заголовок к тексту» состоит из слов «Расписка о получении документов, представленных для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет».
7. Реквизит «Текст» состоит из соединения связного текста и таблицы. В тексте приводится дата и номер заявки. В таблице приводится перечень документов, представленных для кадастрового учета земельных участков (включая доверенность и квитанцию об оплате копирования (доставки)), и их краткие характеристики в соответствии с заголовками граф. Образец текста приведен в приложении.
8. Факт приема документов в соответствии с перечнем подтверждается подписью должностного лица, принявшего документы. В состав этого реквизита входит наименование должности лица, подписавшего документ; личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
Требования к бланкам
Бланки документов изготавливаются на листах белой (светлых тонов) бумаги формата А4 в порядке, установленном для изготовления документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации <*>.
———————————
<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1995 N 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» («Собрание законодательства РФ», 08.01.96, N 2, ст. 123).
По заключению Минюста РФ в государственной регистрации не нуждается (письмо Минюста РФ от 5 июня 2001 г. N 07/5565-ЮД).

Приложение: Образец текста расписки

Росреестр: что это за организация и чем она занимается?

При проведении сделок с недвижимым имуществом нередко приходится обращаться в Росреестр. Не все граждане понимают, что представляет собой данная служба, кому она подчиняется, какие функции выполняет. Полезно знать, что такое Росреестр и чем он занимается. Тогда будет ясно, в каких случаях стоит идти на прием к специалисту подразделения этого ведомства, а в каких – обращаться в другие учреждения.

Что это такое: расшифровка аббревиатуры

Многие думают, что Росреестр – это полное название регистрационной службы. На самом деле, это сокращенное наименование организации. Иногда используется аббревиатура ФСРКиК. Полное название звучит таким образом: Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии России. Данная организация имеет долгую историю.

В 1997 году Госдума приняла решение о формировании новой российской кадастровой системы, было создано три организации:

  1. Росрегистрация;
  2. Роснедвижимость;
  3. Роскартография.

Эти ведомства решали кадастровые вопросы. Но их работу нельзя было назвать качественной и продуктивной. Нередко дублировалась информация. Также наблюдался бюрократизм. В 2004 году Указом Президента РФ №314 было создано новое ведомство – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Некоторое время она существовала наряду с Роскартографией, Роснедвижимостью и Росрегистрацией. С 2009 года Росреестр заработал как отдельный государственный орган. Он объединил в себе функции трех ведомств.

Официальная дата появления кадастрового учреждения Росреестр – 9 марта 2004 года, а фактическая – 01.03.2009.

Это госслужба или нет?

Многие граждане задаются вопросом, Росреестр является государственным или частным учреждением. Он относится к органу исполнительной власти России. Это важная служба в перечне всех системных образований государства.

Список ее услуг и их стоимость регламентируется федеральными нормативно-правовыми актами (например, Налоговым, Гражданским, Земельным кодексами). Положениями законов РФ также определяются полномочия сотрудников данного учреждения.

Росреестр имеет достаточно простую структуру. Он состоит из главного офиса и территориальных подразделений, которые осуществляют свою деятельность в рамках населенного пункта. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии есть в каждом городе, районе.

Центральный аппарат ведомства расположен в Москве по улице Воронцово Поле, 4а. Уполномоченными лицами Росреестра являются руководитель, заместители и помощники.

Основные функции и полномочия

Не все граждане знают, чем занимается управление Росреестра. Данная организация решает целый ряд задач. В ее ведении находятся ЕГРП, ГРСО, кадастровый учет, каталог географических названий, реестр арбитражных управляющих.

В этой организации хранятся все данные о недвижимом имуществе, расположенном в пределах России и их владельцах. Учреждение контролирует работу госфонда данных о землеустройстве, проведение экспертизы документов касательно определенных объектов.

В соответствии с Положением №457 от 1 июня 2009 года, Росреестр осуществляет такие полномочия:

  • госрегистрация прав на недвижимые объекты и сделок с ними;
  • ведение сводного госреестра арбитражных управляющих;
  • государственный земельный контроль и геодезический надзор;
  • кадастровый учет земель, частных домов, МКД и прочих объектов;
  • ведение ЕГРП;
  • контроль исполнения саморегулируемыми компаниями, выполняемыми экспертную оценку, положений ФЗ №153 от 29 июля 1998 года;
  • лицензирование картографической и геодезической деятельности;
  • создание и контроль местных отделений Росреестра;
  • ведение топографических карт и планов;
  • предоставление сведений о зарегистрированных недвижимых объектах их собственникам по письменному или электронному запросу;
  • проведение экспертизы предоставленных документов правоустанавливающего типа;
  • ведение государственного реестра кадастровых инженеров и т.п.

Специфика работы сотрудников данной службы обязывает их периодически выезжать в населенные пункты по запросу жителей. Сегодня воспользоваться услугами Росреестра можно путем непосредственного обращения в подразделение данной организации или подачи заявления через МФЦ, портал Госуслуги.

Кому подчиняется?

Сегодня Росреестр подчиняется исключительно Правительству Российской Федерации (Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.01.2020), ранее Министерству экономического развития России.

До мая 2008 года эта организация была подведомственна Министерству юстиции РФ.

Росреестру, в свою очередь, подчиняется Кадастровая палата и Федеральный научно-технический центр картографии, геодезии и инфраструктуры пространственных данных.

Мнение эксперта Мария Локшина Эксперт по семейному праву с 2010 года В некоторых случаях служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет деятельность совместно с другими общественными структурами и органами власти (например, с Министерствами сельского хозяйства, образования и науки, обороны, связи и массовых коммуникаций).

Чем отличается Росреестр

При проведении сделок с недвижимостью приходится обращаться в разные организации: Росреестр, Кадастровую палату, Бюро технической инвентаризации. Некоторые думают, что все эти структуры выполняют одни и те же задачи, функции, поэтому не имеет значения, где заказывать ту или иную услугу.

Деятельность этих организаций связана с одной и той же сферой – недвижимостью. Но они выполняют разные функции и задачи. Поэтому нужно знать их основные отличия. Это даст понять, куда и с каким вопросом следует обращаться.

От Кадастровой палаты РФ

Многие граждане задаются вопросом, Росреестр и Кадастровая палата одно и тоже или нет. Некоторые думают, что обе эти организации занимаются выполнением одних и тех же задач. Поэтому не имеет значения то, в какое учреждение обращаться. Но это не так. Росреестр и Кадастровая палата – это разные организации. Их основные схожие и отличительные черты приведены ниже в таблице.

Критерий сравнения Росреестр Кадастровая палата
В состав какой организации входит Отдельный орган исполнительной власти Входит в состав Росреестра
Кому подчиняется Правительство Российской Федерации Росреестр
Тип организации (государственная/коммерческая) Государственная Государственная
Возможность оказания платных услуг и формирование бюджета организации Отсутствует. За оказание услуг взимается государственная пошлина Имеется. ФКП может оказывать платные консультации и услуги, пополняя свой бюджет
Функции, задачи Орган выполняет широкий перечень задач, функций. Занимается вопросами регистрации прав собственности на недвижимое имущество и т.п. Выполняет часть функций Росреестра. Задачи при этом не дублируются. ФКП отвечает за ведение государственного кадастрового учета недвижимых объектов, предоставление сведений заявителям. Принимает и выдает документы, исполняемые Росреестром
Какой реестр используется в работе ЕГРН ГКН (содержит сведения об объектах недвижимости)
Способ формирования документов Реестровые дела ведутся на бумажном носителе Реестровые дела формируются в электронном виде
Статус сотрудников учреждения Штат состоит из госслужащих Сотрудники не имеют статуса госслужащих

Кадастровая палата изначально создавалась с целью повышения эффективности работы Росреестра, его разгрузки.

От БТИ

Нередко возникает у граждан вопрос, БТИ и Росреестр это одно и тоже или нет. Это совершенно разные учреждения. Они отличаются выполняемыми функциями, статусом и рядом других признаков. Понять разницу между этими структурами можно, изучив таблицу ниже.

Критерий сравнения Росреестр Бюро технической инвентаризации
Основные функции, задачи Занимается субъектами права (владельцами недвижимого имущества). Проводит регистрацию сделок купли-продажи, дарения объектов и т.п. Занимается объектами права (частными домами, квартирами, землей и т.п.). Составляет техническую документацию на недвижимость. Оказывает услуги по межеванию участков
Тип организации (государственная/коммерческая) Государственная Коммерческая
Стоимость услуг За оказание услуг взимается государственная пошлина, величина которой регламентируется федеральными нормативно-правовыми актами БТИ может устанавливать свои расценки
Возможность формирования бюджета Нет Есть
Кому подчиняется организация Правительство Российской Федерации Своему учредителю (местным органам власти)

Таким образом, Росреестр – это государственная служба. Она подчиняется Правительству Российской Федерации. Выполняет целый ряд задач и функций. В эту организацию стоит обращаться при необходимости зарегистрировать право собственности на объект, переоформить квартиру на родственника.

Помимо Росреестра существуют и другие учреждения, которые занимаются вопросами недвижимого имущества. К ним относятся БТИ и Федеральная кадастровая палата. Эти структуры имеют существенные отличия от Росреестра.

Сроки получения

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:

1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;

8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;

9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме – в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;

10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;

12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.

Государственное регулирование цен на лекарственные средства

Контроль цен на лекарственные средства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» (далее Положение №782).

Согласно данному документу государство регулирует цены на лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств. Государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства.

«Государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства» (пункт 2 Положение №782).

Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства предусматривает представление производителем или иным юридическим лицом по поручению производителя документов, указанных в пункте 5 Положения №782, согласование и регистрацию предельной отпускной цены, внесение ее в Государственный реестр цен на лекарственные средства, выдачу производителю или иному юридическому лицу по поручению производителя выписки из приказа о регистрации цены по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (пункт 4 Положения №782).

В соответствии с пунктом 5 Положения №782:

«для государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственное средство производитель или иное юридическое лицо по поручению производителя представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития следующие документы, которые предоставляются в 2 экземплярах:

а) заявление о регистрации предельной отпускной цены по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

б) копия документа, подтверждающего наличие лицензии на производство лекарственных средств;

в) копия регистрационного удостоверения на лекарственное средство;

г) данные о международном непатентованном и присваиваемом производителем при государственной регистрации в установленном порядке наименовании лекарственного средства, коде лекарственного средства в соответствии с действующей в Российской Федерации классификацией, форме выпуска, дозировке, количестве в потребительской упаковке и штрих-коде по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

д) обоснование российским производителем предельной отпускной цены на лекарственное средство в рублях за единицу продукции (потребительскую упаковку) на условиях «франко-склад предприятия», содержащее отчетные показатели об объемах реализации продукции за полугодие, предшествующее дате представления предельной отпускной цены на государственную регистрацию, и прогнозируемые на последующее полугодие данные по объемам ее реализации (в натуральном и стоимостном выражении), себестоимости и прибыли, по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам;

е) обоснование иностранным производителем предельной отпускной цены на лекарственное средство в иностранной валюте и в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату регистрации цены за единицу продукции (потребительскую упаковку) на условиях «поставка без оплаты пошлины» с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), с указанием объемов реализации лекарственного средства на территории Российской Федерации за полугодие, предшествующее дате представления предельной отпускной цены на государственную регистрацию (в натуральном и стоимостном выражении в иностранной валюте), объемов продажи данного лекарственного средства в государстве производителя и других государствах, где оно зарегистрировано, размеров ставки ввозной таможенной пошлины на него и сбора за таможенное оформление по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам».

Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. При этом производителю выдается регистрационное свидетельство.

Отпускная цена, по которой производитель продает лекарственное средство, может быть меньше или равна цене государственной регистрации. Реализовывать лекарственные средства по цене, превышающей зарегистрированную, законодательством запрещено.

Кроме того, на лекарственные средства устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки. Их размеры утверждаются актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации в Приказе от 22 октября 2003 года №493 «Об утверждении формы для предоставления данных о размерах установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» утвердило форму для представления данных о размерах установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Производитель или иное юридическое лицо по поручению производителя обязан передать аптечному учреждению накладные и протокол согласования цен, который необходим для правильного определения цены реализации лекарственного средства. В протоколе указываются:

— отпускная цена производителя;

— цена государственной регистрации.

На основании этих цен аптечное учреждение и определяет продажную стоимость лекарственного средства.

Пример 1.

Аптека «Здоровье», находящаяся на территории города Москвы, приобрела следующие лекарственные средства:

— у организации оптовой торговли – корвалол по цене 17 рублей за одну упаковку;

— непосредственно у производителя – уголь активированный по цене 9 рублей за одну упаковку.

Корвалол и уголь активированный входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Вместе с накладными аптеке были переданы протоколы согласования цен на лекарственные средства. Согласно протоколам цена государственной регистрации одной упаковки корвалола равна 18 рублей, цена регистрации одной упаковки активированного угля составляет 10 рублей.

Законодательно были установлены следующие предельные размеры розничных торговых надбавок:

— при прямых поставках от производителя – 35 процентов;

— при поставках через организацию оптовой торговли – 25 процентов;

Розничные цены одной упаковки корвалола и угля активированного были рассчитаны так:

корвалол — 17 рублей + 18 рублей х 25 % = 21,50 рубля,

активированный уголь — 9 рублей + 10 рублей х 35% = 12,50 рубля.

Таким образом, цена, по которой аптека «Здоровье» может продавать одну упаковку корвалола, равна 21,50 рубля, а цена одной упаковки активированного угля составляет 12,50 рубля.

Окончание примера.

В каждом регионе установлены свои правила формирования цен на лекарства, которые отпускаются бесплатно или с 50-процентной скидкой. Например, в городе Москве стоимость таких препаратов (за исключением наркотических) не может превышать 20% от зарегистрированной предельной отпускной цены лекарства. Это установлено Постановлением Правительства города Москвы от 23 апреля 2002 года №303-ПП «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».

Также в Московской области, стоимость средств, которые отпускаются по льготным рецептам, не зависит напрямую от зарегистрированной предельной отпускной цены. Согласно Постановлению Правительства Московской области от 29 декабря 2001 года №457/49 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», в данном регионе предельная розничная надбавка на такие лекарства не может превышать 20%.

Рассчитывая продажную цену лекарства, аптеки прибавляют к его оптовой цене предельную розничную надбавку. Как правило, она зависит от покупной цены лекарства без НДС. Аптеки, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, НДС не платят. Поэтому таким аптекам разрешено исчислять надбавку с учетом НДС.

Пример 2.

Аптека «Здоровье» отпускает лекарства по бесплатным и льготным рецептам. Аптека осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами и, следовательно, применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В октябре аптека приобрела 100 упаковок метронидозола по 115 рублей за упаковку (в том числе НДС по ставке 10% — 10,50 рубля).

Допустим, что предельная розничная надбавка для лекарств, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам, равна 20 процентам. Таким образом, аптека «Здоровье» может установить продажную цену на метронидозол не выше чем 138 рублей 115 рублей + (115 рублей х 20%).

Окончание примера.

Реализуя лекарственные средства по бесплатному рецепту, аптечное учреждение фактически продает их не больному, а местному органу здравоохранения.

Бухгалтерский учет ведется с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с территориальным органом управления здравоохранения».

При продаже лекарств с 50-процентной скидкой в бухгалтерском учете аптечного учреждения нужно показать выручку от продажи лекарственных средств, при которой одна половина приходится на покупателя, другая — на территориальный орган управления здравоохранения.

Более подробно с вопросами, касающимися государственного регулирования цен на лекарственные средства Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Производство и торговля в медицине и косметике».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *