Работа лаборантом в школе

  • автор:

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ

ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиональная деятельность лаборанта (фельдшера-лаборанта) требует особого отношения к работе. Это, прежде всего, высочайшая ответственность за проводимые исследования, творческое отношение к работе, профессионализм.

Область деятельности лаборанта (фельдшера-лаборанта) — это учреждения практической медицины и научно-исследовательские организации. В республике создана и функционирует широко разветвленная сеть учреждений здравоохранения: больницы, диспансеры, поликлиники, учреждения скорой медицинской помощи, специализированные центры, учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, диагностические центры, санитарно-эпидемиологические учреждения, учреждения профилактической медицины и др.

Фельдшер-лаборант при необходимости может работать по смежным и родственным специальностям: лаборантом, рентген лаборантом.

В основе трудовой деятельности лаборанта (фельдшера-лаборанта) — проведение общеклинических, биохимических, гематологических и цитологических лабораторных исследований; санитарно-гигиенические исследования объектов внешней среды; микробиологическая диагностика возбудителей инфекционных заболеваний и др. Проведению исследований предшествует забор и доставка исследуемого материала, приготовление растворов, реактивов, специальных фиксаторов, питательных сред, дезинфицирующих средств, подготовка химической посуды, аппаратуры (центрифуги, термостат, поляризационный аппарат, колориметр) и другой лабораторной техники.

В функции лаборанта (фельдшера-лаборанта) входит также ведение учетной и отчетной документации, составление заявок на реактивы, реагенты, материалы, лабораторную аппаратуру и др. применяемое оборудование.

Уровень квалификации лаборанта (фельдшера-лаборнта) определяется квалификационной категорией, которая присваивается по результатам аттестации его на соответствие профессионально-должностным требованиям согласно Положению об аттестации среднего медицинского персонала.

Рабочее место, орудиЯ труда и условия труда

Организация рабочего места и условия труда лаборанта (фельдшера-лаборанта) зависят как от типа учреждения, в котором осуществляется трудовая деятельность, так и от профиля проводимых исследований (клинико-диагностические, бактериологические, гистологические, санитарно-гигиенические).

Условия труда при работе в ряде учреждений (туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделах, кабинетах, ожоговых и гнойных отделениях, онкологических, гематологических учреждениях, психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических отделениях и др.), выполнении исследований с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием характеризуются как опасные и тяжелые и оцениваются 6-8 и более баллами. Работа в этих условиях дает право на льготное пенсионное обеспечение.

Рабочее место лаборанта (фельдшера-лаборанта) должно соответствовать типовым требованиям и оснащено необходимой технологической и организационной оснасткой: лабораторный стол, лабораторное оборудование (аппаратура) по профилю проводимых исследований, мединструментарий, пробирки, научно-техническая и другая справочная документация.

Лаборанту (фельдшеру-лаборанту) выдается спецодежда — халат, перчатки.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Разряд и тарифный коэффициент устанавливаются в соответствии с присвоенной по итогам аттестации категорией: высшая — 13, первая — 12, вторая 11, без категории — 10 разряд.

РЕЖИМ работы и возможность профессионального роста

В зависимости от профиля учреждения работа лаборанта (фельдшера-лаборанта) может быть организована по пяти-, шестидневной и непрерывной рабочей неделе. При круглосуточном режиме работы учреждения (больницы, станции скорой и неотложной медицинской помощи, госпитали и др.) работа лаборанта (фельдшера-лаборанта) осуществляется по утвержденному графику в пределах установленной рабочей недели.

По мере повышения квалификации, прохождения курсов специализации и усовершенствования лаборант (фельдшер-лаборант) может занимать должности: рентгенолаборанта, старшего лаборанта (старшего фельдшера-лаборанта), помощника санитарного врача и др.

Требования к качествам РАБОТНИКА

-нормальное функционирование верхних и нижних конечностей;

-хорошее зрение и адекватное цветоощущение;

-отсутствие тяжёлых хронических заболеваний;

-важны функции зрительного восприятия;

-функция внимания, его устойчивость;

-наблюдательность;

-координация движения рук;

-терпение, внимательность, аккуратность, добросовестность,

-осторожность и пунктуальность, точность, ловкие руки.

общительность, доброта, мышечно-суставная чувствительность.

Способности, интересы и склонности

Лаборант (фельдшер-лаборант) должен быть способен к кропотливой работе. Человеку, желающему избрать эту деятельность, надо прежде всего любить химию, иметь склонности к практической работе в этой области.

Медицинские противопоказания

-Хронические заболевания органов дыхания (с частыми обострениями).

-Ревматизм в активной фазе.

-Цирроз печени.

-Хронические заболевания почек.

-Заболевания верхних и нижних конечностей.

-Нервно-психические заболевания.

-Резко выраженные заболевания кожи.

-Стойкое снижение слуха (учитывается степень).

-Снижение остроты зрения (учитывается степень).

-Некоторые глазные заболевания.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Минское медицинское училище № 1 (г. Минск, ул.Долгобродская, 41);

Пинский государственный медицинский колледж (Брестская область, г. Пинск, ул. Рокосовского, 6);

Полоцкое государственное медицинское училище им. З. М. Туснолюбовой-Марченко (Витебская область, г. Полоцк, ул. Ленина, 49).

Гомельский государственный медицинский институт (г. Гомель, ул. Ланге, 5);

Гродненский государственный медицинский институт (г. Гродно, ул. М.Горького, 80);

Минский государственный медицинский университет (г. Минск, проспект Дзержинского, 83).

«Вскрытия — это лишь десятая часть нашей деятельности»

Мила Васьковская выросла в семье врачей (отец — хирург, мать — терапевт) и с самого детства держала в руках не только книжки со сказками, но и медицинскую литературу. Сначала она планировала пойти в следователи, но желание реализовать не удалось: в год поступления девочек не набирали, а значит, необходимо было выбрать другой путь. Так наша героиня и попала в медучилище. Уже на практике она заинтересовалась гистологией — изучением строения тканей человека. Сегодня Мила работает фельдшером-лаборантом в Городском клиническом патологоанатомическом бюро. Нам удалось познакомиться с ней благодаря нашим друзьям из проекта По делу, которые занимаются организацией бесплатных открытых лекций с различными специалистами. Не смогли посетить мероприятие или не успели о нём узнать? Адукар расскажет всё самое интересное из первых уст!

Для встречи с Милой было выбрано атмосферное местечко — Музей истории медицины Беларуси

С чего начиналось развитие патологической анатомии у нас в стране?

Кафедра патологической анатомии была открыта в Беларуси в 1913 году, до этого у нас этой науки официально не было. Потихоньку она стала развиваться. Раньше почти при каждой больнице было патологоанатомическое отделение, сегодня Городское клиническое патологоанатомическое бюро — большая единая служба, с которой связаны 39 столичных поликлиник и 11 больниц — весь город. Наша служба работает в нескольких направлениях. Прежде всего, это постановка диагнозов, контроль за лечением — биопсийная часть работы . Аутопсийная часть работы (вскрытие) — это контроль за постановкой диагнозов врачами, а также развитие науки. Аутопсии важны для врача в плане образования, это большая интеллектуальная работа с учебниками. Почти все книги — на английском языке.

Также на нашей базе студенты проходят практику по патанатомии (из мединститута — два раза, из медколледжа — один). Из медиков в патологоанатомическом бюро работают только врачи-патологоанатомы и фельдшера-лаборанты.

В большинстве случаев наше место работы называют моргом. Это неправильно. Морг — помещение для хранения трупов. Работа с аутопсиями — лишь десятая часть нашей деятельности. Всё остальное — исследование тканей живых людей. Но об этом мало кто знает.

Чем интересна профессия фельдшера-лаборанта?

В гистологии всегда найдётся что-то занятное. Например, когда ты встречаешь то, о чём читал в учебниках, но никогда не видел. Год за годом знания накапливаются. Человек — это как неразгаданная Вселенная, сколько организмов — столько тайн.

Работник патологоанатомического бюро — какой он?

У нас работают очень разные по характеру люди. Но от всех требуется аккуратность и пунктуальность, внимание к мелочам, пространственное мышление. «Не получилось и ладно», — так нельзя. Потому что у нас в руках человеческие жизни. Какое бы у тебя ни было настроение, — грустное, весёлое — ты садишься и работаешь. И работаешь всегда качественно. Это негласное правило всего коллектива. Халтуры у нас не бывает.

Конечно, каждый человек имеет право на ошибку. Просто цена ошибки повара одна, цена ошибки врача другая. Но они оба — профессионалы. Везде человеческий фактор. Надо это понимать и отличать от халатности.

Взгляд на лабораторию изнутри

Для патологоанатомов и фельдшеров-лаборантов важны и коммуникативные способности, если дело касается общения с практикантами. Важно объяснить будущим специалистам, что биологический материал — это не просто кусок мяса. Это может быть биопсия чьего-то близкого человека. Небольшой совет: если вы амбициозная личность, которая стремится вперёд, не надо идти в фельдшера-лаборанты. Хотите добиться высот — идите во врачи, там ограничений нет. Человек со средним образованием не имеет права вести научную деятельность, для этого нужно высшее.

Расскажите о этапах Вашей работы.

Проходит диагностическая или лечебная операция и берётся биологический материал. Он поступает к нам из больницы, к нему прилагается карточка пациента и предположительный диагноз врачей, которые брали эту биопсию. Материал приходит в таком виде, в каком хирург его удалил. Например, присылают желудок, в котором рак. Треть, две трети или весь — как врачи посчитали нужным. Кстати, никакие материалы, взятые на операциях, не выбрасываются, — всё посылается на гистологическое исследование. Это позволяет не пропустить никакой патологии.

Первый этап — это вырезка. Работают три человека. Доктор-патологоанатом стоит у вытяжного лабораторного шкафа, потому что весь материал приходит в формалине. Он, конечно, промывается, чтобы сильно не пахнуть, но всё равно, формалин — это яд. И сидят два фельдшера-лаборанта. Один записывает макроописания под диктовку доктора, второй — этикетирует материал. Потом это всё вносится в компьютер и остаётся на карточке, которая уйдёт с ответом в больницу. Информация распечатывается и хранится в бюро. Это важная медицинская документация, которая имеет юридическую силу.

Необходимо взять тот фрагмент биологического материала, который диагностически важен и подойдёт нам для гистологической обработки. Врач вырезает нужные кусочки. Например, аппендикс. С него классически берётся три кусочка. Всё это завязывается и получается небольшой кулёчек с материалом.

К слову, вот так выглядит аппендикс под микроскопом

Нумерация биопсий сквозная годичная, каждый год мы начинаем с номера один, на бирке указывается и количество взятых кусочков. У нас есть архив, где по номеру можно найти материал. Всё с подозрением на онкологию маркируется специально и хранится отдельно долго-долго.

Какой следующий этап?

Вырезка заканчивается обычно к двум часам дня. После материал фиксируется в 10% растворе формалина. Затем нужно выждать 18 часов. Процесс этот длительный, торопиться нельзя. Фиксация помогает максимально сохранить прижизненное состояние тканей.

Утром материал достаётся из фиксатора и помещается в специальный аппарат «гистологический процессор» карусельного типа. На всём постсоветском пространстве его называют «дунькой». Мы сами создаём под него программы, в зависимости от типа материала. Этот этап называется проводкой. Нам надо получить парафиновый блок, который потом будем резать.

Вот так выглядит сама «дунька»

Вырезка, фиксация, проводка — что дальше?

У нас огромная комната, где три «островка» из рабочих столов, за каждым — около 11-ти человек. В металлические кассеты мы кладём материал, заливаем его парафином. Когда тот застыл, вынимаем получившиеся формы и переворачиваем. Эти парафиновые блоки нужно порезать. Резка происходит на специальных аппаратах «микротомах», толщина срезов — 2−3 микрона. Очень мелкий материал, такой как гастробиопсия (кусочек слизистой желудка, который берётся во время фиброгастродуоденоскопии), режется в виде цепочки из 15−20 серийных срезов.

Далее следует окрашивание. Оно проводится двумя красителями — гематоксилином (довольно дорогой, добывается из коры кампешевого дерева, которое растёт в Центральной Америке, на полуострове Юкатан в Мексике, на Ямайке) и эозином (анилиновый краситель).

Всеобщий восторг вызвали фото, сделанные с помощью микроскопа. На снимке изображён инфаркт. Мышечные клетки, на которые как будто наступили, и они размазались, — это умирающие кардиомиоциты. Граница — это лейкоциты, которые пришли на борьбу с мёртвой тканью «Бабочки в животе!» — первая догадка зала о том, что изображено на снимке. На самом деле так выглядят в поляризованном свете соли мочевой кислоты

Как к вашей профессии относятся окружающие? А со стереотипами приходится бороться?

Все относятся хорошо. А со стереотипами, конечно, приходится бороться. Все штампы из кино. Здоровый мужик-патологоанатом, который ест везде один несчастный бутерброд, пьяный санитар… Такую работу мало ценят. Когда человек умирает в страшных мучениях, он выглядит, мягко говоря, не очень. Хотят ли родственники видеть его таким? Конечно, нет. Но кто-то ведь должен сделать умершего красивым. А это работа наших санитаров. Они не пьяницы (как показывают в фильмах), а образованные люди, помогающие врачу на вскрытии, знающие анатомию и патологию, умеющие привести в порядок покойного, чтобы человек и после смерти выглядел достойно. Это требует специальных знаний и умений.

В вашей практике наверняка было много интересных случаев. Расскажите о них.

Запомнился такой. У молодого человека 24-х лет под черепом выросла какая-то опухоль. Ему сделали операцию и удалили эту опухоль в капсуле и пластину черепа над ней. Но оказалось, что никакая это не опухоль, а доброкачественное образование. Ещё на моей памяти была больная, у которой за жизнь было четыре разных вида опухоли.

Мы проводим срочные биопсии во время операции на микротомах-криостатах. Ответ даётся в течении 15−20 минут, на его основе хирургами принимается решение об объёме операции. И если подозрение на злокачественную опухоль не подтверждается — всегда радуешься, что кому-то повезло.

Мы все работаем с чувством глубокого уважения к своему труду. Вся наша деятельность направлена на здоровье человека, на его жизнь. И мы испытываем гордость за то, чем занимаемся.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Лаборант

Работа лаборантом — это узкоспециализированное направление деятельности, где подготовка и профессиональные обязанности специалистов зависят от сферы применения знаний и навыков. Именно об этой, на первый взгляд простой и понятной профессии, мы сегодня и предлагаем поговорить.

Если успешность мужчины во многом зависит от женщины, которая находится рядом с ним и помогает ему во всех его начинаниях (а иногда и направляет на правильный путь), то успех в работе ученого, медика или педагога в определенной степени зависит от качества работы лаборанта.

Название профессии подразумевает, что лаборант выполняет ряд рутинных технических задач, анализов и экспериментов в лабораторных условиях. Он может работать в различных областях, включая судебную экспертизу, здравоохранение и производство.

В целом же это узкоспециализированное направление деятельности, где подготовка и профессиональные обязанности специалистов зависят от сферы применения знаний и навыков. Именно об этой, на первый взгляд простой и понятной профессии, мы сегодня и предлагаем поговорить.

Кто такой лаборант

Лаборант или лабораторный техник – научно-технический сотрудник лаборатории медицинского, учебного или научного учреждения. Он выполняет практическую работу в области научных исследований, разработок и анализа. Достаточно часто лаборанты работают в тесном сотрудничестве с учеными-естествоиспытателями и инженерами в исследовательских, опытно-конструкторских и производственных лабораториях.

Впервые лаборанты появились в клинических лабораториях незадолго до первой мировой войны. В течение военного времени и в последующие годы возникла критическая нехватка подготовленных лабораторных кадров. Чтобы выйти из этой кризисной ситуации, патологи нанимали молодых женщин, которые после обучения на месте могли делать простые лабораторные анализы.

Сегодня лаборанты работают с самым современным и сложным лабораторным и компьютерным оборудованием в контролируемых условиях. Они планируют работу и эксперименты, оценивают результаты, проводят качественный и количественный анализ (спектроскопия, хроматография, гравиметрия, титриметрия, фотометрия) на неорганических и органических веществах. Поэтому подготовку специалистов по этому направлению, при всем желании, невозможно провести «на месте» (особенно, если речь идет о лаборанте, которому будет работать в бактериологических лабораториях или проводить опыты с радиоактивными веществами).

Потенциальные работодатели лаборантов:

  • Экологические агентства;
  • Специализированные исследовательские организации;
  • Университеты;
  • Больницы и клиники;
  • Банки крови;
  • Государственная служба;
  • Водные компании;
  • Фармацевтические компании;
  • Химические компании;
  • Производства пищевых продуктов и напитков;
  • Лаборант медицинской лаборатории.

Роль лаборанта разнообразна. Помимо технических аспектов она включает существенный канцелярский элемент. Для отбора проб и тестирования требуется вести документацию по результатам работы. Дополнительно к записям отдельных результатов специалисты должны иметь всю систему данных на своих местах работы, отслеживать и регистрировать входящие и исходящие лабораторные отчеты и регулярно составлять статистические отчеты.

Среди основных обязанностей лабораторных техников можно выделить:

  • забор и подготовка/тестирование образцов;
  • подготовка и обслуживание лабораторного оборудования;
  • составление химических растворов;
  • создание запасов «культуральных сред» (используются для выращивания микроорганизмов при тестировании образцов);
  • флеботомия/венепунктура;
  • маркировка и сортировка образцов тканей;
  • разделение крови на фракции;
  • подготовка и анализ материалов контроля качества;
  • ведение запасов расходных материалов;
  • стерилизация оборудования;
  • утилизация химических или биологических отходов;
  • ввод данных пациентов в компьютерные системы;
  • создание письменных отчетов и устных обзоров о результатах тестирования;
  • ведение и регистрация записей.

Карьера лаборанта – это, прежде всего, работа с пробирками, микроскопами и высокотехнологическим оборудованием. Но поскольку существует несколько типов лабораторных технологий, то среди большого выбора специализаций каждый сможет найти наиболее подходящую.

Какими личностными качествами должен обладать лаборант

Главный критерий, определяющий настоящего специалиста – у сотрудника лаборатории должен присутствовать интерес к науке. Несмотря на то, что он выполняет менее сложные или углубленные лабораторные работы, чем технолог, и не проводит самостоятельно исследования как таковые, ему необходим достаточный запас знаний в области химии, биологии, биохимии, микробиологии и физики.

Компьютерная грамотность включает знание соответствующего программного обеспечения (программное обеспечение электронных медицинских записей, лабораторная информационная система), умение пользоваться базами данных, электронными таблицами и программами обработки тестов.

Лаборанту, которому приходится работать с мельчайшими веществами и сложным техническим оборудованием, необходимо хорошее зрение, ловкость и физическая выносливость. Он должен обладать сильными аналитическими способностями, навыками критического мышления, ориентированностью на детали (небольшие изменения в показаниях теста могут повлиять на его интерпретацию). Поскольку в лабораторных условиях работают и другие специалисты, эффективные коммуникативные навыки – очень важное качество.

Преимущества профессии лаборант

Работа лаборанта очень важна как для развития прогресса, так и для каждого отдельно взятого жителя нашей планеты. Во многих случаях его работа ведет к сохранению здоровья человека. От работы лабораторного техника во много зависит качество проводимых в лаборатории исследований, что не может не вызывать у специалистов законного чувства гордости.

При этом обучение специальности довольно несложное, а работа приносит глубокое чувство удовлетворения тем, кто любит науку и готов помогать другим. В среднем по России заработная плата лаборанта относительно скромная (25 000 рублей), но профессия открывает возможности для дальнейшего обучения и роста карьеры, например, к технологу лаборатории. Если же лаборант работает с вредными веществами, то он может рассчитывать на доплату «за вредность», что может стать существенной прибавкой к зарплате.

Преимуществом профессии можно считать и тот факт, что лаборант всегда может найти работу, поскольку специалисты этой сферы деятельности стабильно востребованы. Кроме того, с развитием технологий ожидается расширение рынка труда для лабораторных техников. Этот фактор предполагает больше гибкости при принятии решения, в каком конкретном учреждении хотелось бы работать или специализироваться. При этом специализация может привести к увеличению потенциала заработка в течение карьеры.

Недостатки профессии лаборант

Работа лаборанта относится к достаточно сложным сферам деятельности, особенно если специалисту приходится общаться с требовательными врачами или работать с ядовитыми веществами.

Если же говорить об условиях труда лабораторного техника, то это долгие часы интенсивной концентрации и нахождение в одном положении. В зависимости от потребностей работодателя возможен ненормированный график.

Профессия включает многие риски. Лаборант может соприкасаться с потенциально инфекционными физическими жидкостями через случайные проколы кожи иглой или пролития образцов и таким образом он постоянно подвержен риску заболевания. Специалист может подвергнуться воздействию опасных химических веществ, выделяющих вредные пары и неприятные запахи, готовя образцы для анализов, обрабатывая отходы и стерилизуя оборудование.

Где можно получить профессию лаборант

Несмотря на то, что профессия лаборант считается второстепенной, обучение этой специальности может стать хорошим началом для карьерного роста. Тем более, что начать работу можно сразу же после окончания средне-профессиональной образовательной организации. Чтобы поступить в колледж, на базе которого готовят лаборантов, ученику средней школы необходимо особое внимание уделить таким предметам, как биология, микробиология, химия, математика и информатика.

Однако нужно понимать, что средне-специального образования будет недостаточно, если вы захотите, например, работать в крупных исследовательских лабораториях или стать технологом. Для продвижения по карьерной лестнице и трудоустройства на высокооплачиваемую должность вам не обойтись без высшего образования.

При поступлении в ВУЗ лучше всего выбрать очную программу обучения, которая дала бы возможность получить практический опыт в лабораторных условиях, чтобы уже на начальном этапе можно было применять теоретические познания и в дальнейшем совершенствовать свои навыки. Даже небольшой практический опыт делает соискателя более привлекательным кандидатом в глазах работодателя.

Лаборанты, имеющие среднее профессиональное образование, зачисляются на второй курс профильных университетов.

Лучшими образовательными учреждениями, которые готовят специалистов лабораторной диагностики, являются:

  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Тувинский государственный университет
  • Курский государственный медицинский университет МЗ РФ
  • Усть-Илимский филиал ВСГТУ

Должностная инструкция лаборанта кабинета биологии в школе

Должностная инструкция
лаборанта кабинета биологии

1. Общие положения должностной инструкции лаборанта кабинета биологии.
1.1. Данная должностная инструкция лаборанта кабинета биологии в школе разработана в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года; на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998г №37 в редакции от 27 марта 2018г; с учетом требований ФГОС основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Лаборант кабинета биологии назначается и освобождается от должности непосредственно директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности лаборанта кабинета биологии его должностные обязанности могут быть возложены на других лаборантов или учителя биологии, который несет ответственность за помещение.
1.3. Лаборант кабинета биологии в обязательном порядке должен иметь среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, а также специальную подготовку по установленной программе и минимальный стаж работы по профилю два года.
Лицо, которое не обладает специальной подготовкой и необходимым стажем работы, но имеет достаточный практический опыт, может качественно и в полном объеме выполнять возложенные на него должностные обязанности, в порядке исключения может быть назначено на должность лаборанта кабинета биологии.
1.4. При поступлении на работу лаборант знакомится с должностной инструкцией лаборанта кабинета биологии в школе, выполняет работу под руководством учителя биологии, или другого сотрудника образовательного учреждения, который ответственен за кабинет биологии.
1.5. В своей профессиональной деятельности лаборант кабинета биологии руководствуется Конституцией Российской Федерации, ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся школы; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, руководящими, нормативными и справочными материалами по тематике своей работы.
1.6. Лаборант кабинета биологии также руководствуется Уставом и локальными актами учреждения, настоящей должностной инструкцией лаборанта по биологии в школе, приказами и распоряжениями директора образовательного учреждения, трудовым договором.
Лаборант кабинета биологии всегда неукоснительно соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.7. Лаборант кабинета биологии должен знать:

  • решения органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка;
  • организационно-распорядительные документы, а также положения, инструкции, методические и другие нормативные документы по ведению лабораторного хозяйства;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • классификацию, назначение и характеристики учебного оборудования по биологии и реактивов (в соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий учебного оборудования и реактивов для общеобразовательных школ»);
  • специфику требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего, среднего общего образования в рамках предмета биологии;
  • свойства веществ и правила обращения с ними, правила обращения со всеми видами ТСО, используемыми в кабинете биологии.
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов биологии и подсобных помещений.
  • порядок снабжения кабинета биологии учебным оборудованием и реактивами. Прядок ведения учетно-отчетных и инвентаризационных документов.
  • порядок размещения учебного оборудования и реактивов в кабинете биологии, правила хранения приборов, наглядных пособий, материалов, реактивов;
  • основные требования к самооборудованию кабинета (к самодельным средствам обучения, наглядным пособиям, наборам для лабораторных работ, наборам раздаточного материала и др.); порядок проведения профилактического и текущего ремонта учебного оборудования;
  • порядок проведения демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ по биологии;
  • основы трудового законодательства, инструкцию по охране труда лаборанта биологии;
  • правила охраны труда, санитарии, гигиены, пожарной безопасности;
  • лаборант строго соблюдает инструкцию по охране труда лаборанта кабинета биологии.

1.8. Лаборант должен строго соблюдать инструкцию по охране труда лаборанта кабинета биологии, быть обучен и иметь навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.


скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
69 инструкций с учетом законов на 15 мая 2019 г
2. Функции лаборанта кабинета биологии.
Основными функциями, выполняемыми лаборантом кабинета биологии, являются следующие:
2.1. Наладка и поддержание имеющегося лабораторного оборудования и ТСО кабинета биологии в исправном состоянии.
2.2. Осуществление подготовки лабораторного оборудования и технических средств обучения к их использованию при проведении практических, демонстрационных и лабораторных работ в кабинете биологии.
2.3. Правильное хранение и рациональное использование химических реактивов и препаратов в кабинете биологии и лаборантской.

3. Должностные обязанности лаборанта кабинета биологии
Лаборант кабинета биологии выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Занимается анализом результатов использования лабораторного оборудования и ТСО, наличия ТСО и перспективных возможностей технического оснащения своего рабочего места для максимального повышения эффективности работы.
3.2. Вносит различные предложения по своевременной корректировке существующих инструкций по охране труда и технике безопасности и по выполнению лабораторных и практических работ, по совершенствованию технической оснащенности своего непосредственного рабочего места.
3.3. Координирует деятельность учеников образовательной организации при выполнении лабораторных и практических работ по биологии, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.
3.4. Соблюдает требования данной должностной инструкции лаборанта кабинета биологии школы, инструкций по охране труда и пожарной безопасности в кабинете биологии.
3.5. Контролирует:

  • исправность ученических рабочих мест, имеющихся розеток и освещения;
  • исправность лабораторного оборудования кабинета биологии;
  • безопасность используемых в кабинете биологии приборов, технических и наглядных средств обучения, оборудования, реактивов и препаратов;
  • наличие и исправное состояние индивидуальных средств защиты;
  • соблюдение учениками образовательного заведения установленных правил поведения в кабинете биологии;
  • следование учащихся правилам техники безопасности и инструкций по выполнению практических и лабораторных работ, по использованию ТСО, имеющихся реактивов и препаратов;
  • наличие необходимых медикаментов в аптечке.

3.6. Проводит корректировку хода выполнения практических и лабораторных работ в соответствии с существующими инструкциями, правильности использования ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.
3.7. Лаборант кабинета биологии принимает участие:

  • в разработке необходимых инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ в кабинете биологии;
  • в формировании заказа на техническое оснащение рабочего места;
  • в сборе и обработке материалов, которые получены в процессе проведения различных исследований в соответствии с утвержденной программой работ;
  • в проведении учебных экспериментов;
  • в составлении и соответствующем оформлении документации по выполняемой работе.

3.8. Консультирует учащихся школы во время выполнения ими лабораторных и практических работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования кабинета биологии, реактивов и препаратов.
3.9. Лаборант кабинета биологии занимается обеспечением:

  • правильности хранения применяемого лабораторного оборудования и препаратов;
  • правильности маркировки и хранения имеющихся реактивов;
  • правильности утилизации реактивов и препаратов, которые уже были использованы;
  • подготовки, проверки и простой регулировки применяемого оборудования (приборов, аппаратуры, технических средств обучения) к проведению экспериментов согласно имеющейся документации по эксплуатации;
  • работающих лиц в кабинете биологии и учащихся образовательной организации необходимым лабораторным оборудованием, реактивами, препаратами и тому подобное.
  • сбора по окончании лабораторных работ используемого лабораторного оборудования, химических реактивов, раздаточного материала, проверки его количества и исправности.
  • приведения в надлежащий порядок имеющегося лабораторного оборудования после проведения лабораторных, практических, а также демонстрационных работ;
  • мойки и тщательной чистки лабораторного оборудования и приборов с соблюдением соответствующих инструкций по эксплуатации;
  • помещения отработанного материала и химических реактивов в специальную тару для отходов и по необходимости их безопасную нейтрализацию.

3.10. Лаборант кабинета биологии выполняет:

  • тщательную подготовку используемых приборов, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов к проведению лабораторных и практических работ по биологии;
  • осуществление систематического контроля исправности, регулировки и необходимой настройки имеющегося лабораторного оборудования и ТСО;
  • учет расходования применяемых реактивов и препаратов;
  • учет, обработку, систематизацию и оформление в соответствии с существующими методическими рекомендациями результатов проводимых испытаний и экспериментов;
  • работу с различной литературой в соответствии с установленным заданием;
  • вычислительные и графические работы, которые непосредственно связаны с проводимыми исследованиями и экспериментами.


скачать: пакет Инструкций для кабинета Биологии
32 инструкции с учетом законов на 14 августа 2019 г
4. Права лаборанта кабинета биологии.
Лаборант кабинета биологии имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные распоряжения ученикам школы во время проведения практических и лабораторных работ по биологии, при использовании ТСО, имеющегося лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.
4.2. Представлять к дисциплинарной ответственности учащихся общеобразовательного учреждения за нарушение техники безопасности и утвержденных инструкций по проведению лабораторных и практических работ в кабинете биологии, а также за проступки, которые каким-либо образом дезорганизуют учебно-воспитательную деятельность, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
4.3. Принимать активное участие в разработке различных инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ в кабинете биологии.

4.4. Непосредственно участвовать в разработке изменения технологии проведения экспериментов, практических и лабораторных работ в кабинете биологии.
4.5. Вносить дельные предложения по совершенствованию технической оснащенности своего рабочего места, а также по изменению технологии проведения экспериментов и лабораторных работ в кабинете биологии.
4.6. Получать от руководства и использовать информационные материалы и существующие нормативно-правовые документы, которые нужны для исполнения своих должностных обязанностей.
4.7. Требовать от учеников школы соблюдения утвержденных Правил поведения для учащихся, выполнения Устава учебного заведения, Правил поведения и требований техники безопасности в кабинете биологии.
4.8. Периодически повышать свою квалификацию.

5. Ответственность лаборанта кабинета биологии.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без наличия уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы, его заместителей и иных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкции лаборанта по биологии, в том числе за неиспользование прав, которые предоставляются данной инструкцией, приведшее к серьезной дезорганизации образовательной деятельности, лаборант кабинета биологии несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение своих трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено немедленное увольнение.
5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, установленных санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности лаборант кабинета биологии привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены существующим административным законодательством.
5.3. За виновное причинение учебной организации или участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих непосредственных должностных обязанностей, а также прав, которые предоставляются настоящей должностной инструкцией лаборанта в кабинете биологии, сотрудник несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью школьника, лаборант кабинета биологии освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».


скачать: пакет Инструкций по Охране труда для Школы
232 инструкции с учетом законов на 14 августа 2019 г
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Лаборант кабинета биологии:
6.1. Осуществляет работу по утвержденному директором общеобразовательного учреждения графику, исходя из 40-часовой рабочей недели, соблюдает свою должностную инструкцию лаборанта по биологии в школе.
6.2. Планирует свою профессиональную деятельность на каждый учебный год и каждую четверть под руководством преподавателя биологии, план деятельности представляет на утверждение директору школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, внимательно знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически проводит обмен информацией по вопросам, которые входят в его компетенцию, с учителями биологии и другими сотрудниками школы.
6.6. Занимается исполнением должностных обязанностей других лаборантов, старшего вожатого, секретаря в период их временного вынужденного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение данных профессиональных обязанностей осуществляется в соответствии с существующим законодательством о труде и Уставом на основании приказа директора общеобразовательного учреждения.

Должностную инструкцию лаборанта по биологии разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/

MO

  • Поиск
  • Все вузы России
  • Вузы Москвы
  • Вузы Санкт-Петербурга
  • Дистанционное образование
  • Отзывы о вузах
  • Рейтинги вузов
  • «Лучший вуз России»
  • Выбираем образование
  • Юридическое образование
  • Как стать успешным юристом
  • Профессия экономист
  • Экономика и финансы
  • IT-технологии и телекоммуникации
  • Программирование
  • Профессия психолог
  • Религиозное образование
  • Культурное образование
  • Медицинское и фармацевтическое образование
  • Специальности
  • Специальности вузов
  • Подбор по профессии
  • «Лучшие программы вузов»
  • Поступление
  • Словарь абитуриента
  • Образование за рубежом
  • Поступление в вуз
  • ЕГЭ
  • Итоговое сочинение (изложение)
  • Олимпиады для поступления
  • Все о втором высшем образовании
  • Все о высшем образовании
  • Поиск
  • Все колледжи России
  • Колледжи Москвы
  • Колледжи Санкт-Петербурга
  • Дистанционное образование
  • Специальности
  • Специальности колледжей
  • Подбор по профессии
  • Поступление
  • Поступление в колледж
  • Все об образовании в колледже
  • Словарь абитуриента
  • Рейтинги
  • «Лучший колледж России»
  • Рейтинги колледжей
  • Рейтинги специальностей
  • Поиск
  • Курсы подготовки
  • Курсы повышения квалификации
  • Дистанционное образование
  • Виды курсов
  • Бизнес-курсы
  • Компьютерные курсы
  • Подготовка к экзаменам
  • Курсы развития личности
  • Иностранные языки
  • Курсы мастерства
  • Творчество и хобби
  • Детский отдых
  • Учебным заведениям
  • Подключайтесь к каталогу
  • Поиск
  • Программы ДПО
  • Дистанционное образование
  • Курсы повышения квалификации
  • Профессиональная переподготовка
  • О дополнительном образовании
  • Все о дополнительном образовании
  • Послевузовское образование
  • Второе высшее образование
  • Учебным заведениям
  • Подключайтесь к каталогу
  • Поиск
  • Программы МВА
  • General MBA
  • Specialized MBA
  • Mini-MBA
  • DBA
  • О MBA
  • Все о бизнес-образовании
  • Дополнительное образование
  • Подключайтесь к каталогу
  • Поиск дистанционных программ
  • Высшее образование
  • Среднее профессиональное
  • Курсы подготовки
  • Бизнес-образование. MBA
  • Подробнее
  • Формы дистанционного обучения
  • Все о дистанционном образовании
  • Поиск описаний
  • Специальности вузов
  • Специальности колледжей и техникумов
  • Поиск вуза по специальности
  • Как выбрать специальность
  • Подбор по экзаменам ЕГЭ
  • Подбор по профессиям
  • Рейтинги
  • Рейтинг отраслей науки
  • «Лучшие программы вузов»
  • Рейтинг специальностей вузов
  • Рейтинг специальностей ссузов
  • Отрасли образования
  • Юридическое образование
  • Экономика и финансы
  • IT-технологии и телекоммуникации
  • Медицинское образование
  • Культурное образование
  • Религиозное образование
  • Поиск описаний
  • Справочник профессий
  • Выбор профессии
  • Как выбрать профессию
  • Тесты на выбор профессии
  • Статьи о выборе профессии
  • Какие бывают профессии
  • Эссе о профессиях
  • Один рабочий день
  • Интервью со специалистами
  • Сочинения о профессиях
  • Рейтинги
  • Рейтинги профессий. TOP-300
  • Выбираем профессию вместе
  • Другие рейтинги профессий
  • Тесты для школьников
  • Тесты по школьным предметам
  • Тесты на выбор профессий
  • Психологические тесты
  • Тесты по школьным предметам для 8-11 классов
  • Русский язык
  • Математика
  • Биология
  • Обществознание
  • История
  • Химия
  • Информатика
  • Физика
  • Литература
  • География
  • Физкультура
  • МХК
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Татарский язык
  • Татарская литература
  • Технология
  • Экономика
  • ОБЖ
  • Астрономия
  • Объявления репетиторов
  • Каталог репетиторов
  • Бесплатная регистрация
  • Полезное
  • Педагогическое сообщество
  • Учителю о сайте
  • Тесты для ЕГЭ и ГИА
  • Уроки по профориентации
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *