Пятидневка в школе 2018

  • автор:

Российские школы будут постепенно отказываться от уроков в субботу, но переход на пятидневку не коснется десятых и одиннадцатых классов. Это лишь одна из новостей, которые касаются миллионов учеников и их родителей, и которые приходили сегодня во время и после Всероссийского родительского собрания. Его в преддверии Дня знаний провела министр образования и науки Ольга Васильева. Вопросы ей поступали в том числе по видеосвязи из регионов; кто-то ради общения приехал в Москву сам.

У Александры Усенко восемь детей — двое собственных и шестеро приемных. Ее дети учатся в начальной, средней школах, а кто-то уже и в старших классах. Одновременно. На Общероссийское родительское собрание приехала из Краснодара специально — услышать из первых уст о грядущих изменениях. Модератор встречи Яна Чурикова сама озвучила вопрос, находящийся в родительском топе: как изменится Единый госэкзамен?

«Какие планируются изменения в процедуре проведения ЕГЭ в ближайшие три года?» — задала вопрос модератор Общероссийского родительского собрания Яна Чурикова.

«Сразу хочу сказать, что будет в этом году: физика, химия, биология — тестовые задания с готовыми ответами будут сняты, то есть это совсем другой подход. Первый раз в этом году будет устная часть — русский язык и литература», — пояснила министр образования.

Если опыт признают успешным, подумают и о выпускных классах. Ведь сколько было разговоров о преимуществах старой, не тестовой системы, когда школьник излагал свой ответ лично учителю.

Следующий вопрос из зала о наболевшем перед 1 сентября.

Вопрос: «Сейчас разработано очень много действительно хороших рабочих тетрадей, но приходится же покупать родителям за свои деньги, и это стоит недешево. Есть ли возможность все-таки у школы обеспечивать рабочими тетрадями, а не только учебниками?»

«Если сама школа включает тетрадь в образовательный перечень, то она должна его обеспечить, то есть в этом случае волюнтаризма не допускается», — пояснила Ольга Васильева.

В собрании участвовали и регионы. Родители и учителя из Якутии, Иркутска, Астрахани задавали свои вопросы при помощи видеотрансляции. Всего 10 субъектов. Беспокойство высказали представители Северной Осетии: в их школах сокращаются ставки логопедов. А речевых проблем у нынешних детей много.

«Школа сама принимает решение по штатному расписанию, будет ли у нее логопед в штатном расписании. Чаще всего не бывает. Что на сегодняшний день есть и что может нам в решении этой проблемы помочь: на сегодняшний день в стране есть девять с половиной тысяч консультационных центров, в которых такая помощь оказывается», — сообщила министр.

Говорили и о контроле качества образования — его будут проверять в четвертых и девятых классах по всей стране. И о том, что надо минимизировать различия в программах: при переезде из одного региона в другой школьники часто сталкиваются с совершенно новыми учебными планами.

А во время видеомоста с Иркутской областью прозвучало пожелание помочь со школьным питанием для социально незащищенных семей.

Вопрос: «Может ли государство хотя бы софинансирвать завтраки и обеды в школьной столовой?»

«Питание для детишек из многодетных семей, детишек-сирот, детишек из неполных семей, попавших в трудные условия, от понедельника по пятницу в нашей Московской области есть. Здесь, чтобы вы правильно меня поняли, большая тяжесть ложится на регионы. Каждый регион, включая Ваш, Иркутский регион, должен принимать эти решения самостоятельно», — пояснила Ольга Васильева.

К министру образования, вступившей в должность 19 августа, сейчас внимание повышенное. Всем — учителям, родителям, даже самим ученикам — важно понять: что за преобразования впереди? Так, родители несколько раз поднимали тему трудового воспитания в школах. Сейчас школьники больше ведут конспекты, а раньше сами и готовили, и стругали, и шили, и сверлили.

Вопрос: «В моем советском школьном прошлом были такие вещи, как, во-первых, урок труда, который плавно перетекал в учебно-производственный комбинат для старшеклассников. Те навыки, которые я получила в свое время, например, у меня квалификация швеи-мотористки, у супруга — электромонтажника, почему дети не работают руками?»

«Сейчас этот предмет, который мы с вами так любили и называли «труд», и который давал нам те самые навыки, которые мы пронесли через всю жизнь, это «технологии». В 2017 году он будет запущен. Все, что касается «делать руками» и что действительно надо делать руками, потому что не только высокие технологии — будущее, где кнопки, кнопки, кнопки, это замечательно, но руками мы должны уметь делать и научить его всему», — ответила министр.

Общероссийское родительское собрание шло около двух часов. Примерно столько же, сколько длятся обычные классные собрания в школах. Знакомство с министром образования состоялось, впереди новый учебный год, который, к слову, наступит уже послезавтра.

Из года в год ученики и родители в разных регионах России задают один и тот же вопрос – будет ли введена пятидневка в школах страны, и, судя по всему, в 2019-2020 году данная проблема будет стоять также остро, а дебаты между сторонниками и противниками учебы по субботам, не утихнут.

Предлагаем разобраться, почему на сегодняшний день во многих школах России не введена такая желанная для многих пятидневка, а также узнать, какой прогноз для решения данного вопроса в 2019-2020 году.

Норма закона

Согласно закону РФ «Об образовании», рабочий график для определенного учебного заведения устанавливается по решению администрации и педагогического коллектива с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.

Это значит, что только руководство школы, лицея или гимназии вправе решать, будут ли проводиться в учебном заведении уроки по субботам и для каких классов будет установлена 5-дневная, а для каких 6-дневная учебная неделя. Решение принимается не директором единолично, а всем педагогическим коллективом с учетом:

  • возможной учебной нагрузки на детей при разных графиках работы;
  • общего количества предметов, изучаемых в младшей, средней и старшей школе;
  • заполняемости учебных кабинетов;
  • штата учителей предметников и их нагрузки;
  • наличия деления классов на группы на определенных уроках.

Пятидневка в школах – За и Против

Пятидневная рабочая неделя считается приоритетной и рекомендована всем учебным заведениям, если существует реальная возможность выстроить такой график работы.

Сторонники пятидневки приводят такие аргументы в поддержку своей позиции:

  1. У ребенка должно быть более одного дня на отдых, что бы отвлечься от учебы и заняться своим хобби.
  2. Два выходных подряд – это возможность больше общаться детям и родителям.
  3. Пятидневка не нарушает график семьи, ведь для большинства работающих родителей суббота – выходной день.
  4. Имея два свободных дня подряд, семьи смогут организовать совместный отдых, поездки на дачу или к родственникам.
  5. Исходя из производственного календаря, именно 5-дневная неделя позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами, которые предоставляют государственные праздники и действующая система переноса «красных дней календаря», припадающих на выходные.

Эти заявления близки каждой российской семье, ведь никому не хочется вставать «чуть свет» и собирать ребенка в школу, когда ты сам выходной и можешь дольше понежиться в кровати. Да и детям крайне тяжело отправляться на учебу зная, что вся семья в этот день дома и отдыхает. Но, представленные аргументы хороши для идеального формата семьи, в которой родители заботятся о детях, интересуются их развитием и досугом, прикладывают усилия для того, что бы каждый день сына или дочери был наполнен яркими эмоциями, новыми впечатлениями и познавательной активностью.

Говоря о том, что ребенок должен как можно больше времени проводить дома, мы забываем, что существует масса семей, в которых дети на выходных не отходят от компьютера или телевизора и попросту надолго остаются без присмотра взрослых. Вспомните, когда последний раз вы были со своим ребенком в музее? Задумайтесь, как обычно проходят выходные в вашей семье? Честно ответьте себе на вопрос – а изменилось бы что-то, кроме возможности выспаться в субботу?

Кому необходима шестидневка?

Для многих общеобразовательных учебных заведений РФ 5-дневная рабочая неделя является нормой. Но, отменить субботу для всех учебных заведений России одним указом невозможно, ведь существует достаточно много гимназий, лицеев и специализированных школ, в которых ребята помимо базовых предметов изучают ряд дополнительных дисциплин, что существенно увеличивает учебную нагрузку. В таких школах даже при условии 6-дневной учебной недели у детей ежедневно стоит в расписании по 7 уроков. Что бы освободить субботу зачастую мало просто доставить 8-е уроки, а необходимо еще урезать часы на преподавание какого-то предмета, что уже идет вразрез с основным документом, регламентирующим образовательный процесс.

И уж конечно, не может идти речь о пятидневке в тех немногих школах, где ввиду нехватки учебных аудиторий еще сохранилась вторая смена.

Если представить, что пятидневка стала обязательной в школах России в 2019-2020 году, то учащимся специализированных школ и гимназий пришлось бы столкнуться с такими серьезными проблемами, как:

  1. Усилившаяся нагрузка, ведь готовить ежедневно пришлось бы по 8 уроков (некоторые предметы в таких школах преподаются 3-4 раза в неделю, и фраза «учить на выходных» тут не применима).
  2. Практически полное отсутствие свободного времени на протяжении учебной недели.
  3. Невозможность посещать кружки и секции в других образовательных учреждениях, ведь 8 урок обычно заканчивается около 16:00 (в зависимости от начала первого урока), а ребенку по нормам необходимо как минимум перекусить, прежде чем отправиться на музыку, танцы или спортивную тренировку.
  4. Кружки в школе будут проводиться на 9 уроке (что для многих учащихся будет означать уже не 8, а все 9 уроков подряд).
  5. Возрастающая психологическая нагрузка, ведь очевидно, что в таких условиях ребенок просто физически будет не в состоянии успеть выполнить все задания и выкроить хоть немного времени на отдых.

Обсуждая вопрос учебного графика, родители редко вспоминают о людях, которые учат их ребят в школах, но не стоит забывать и об этой стороне вопроса. Учитель тоже человек, и провести яркий, интересный и насыщенный 7-й или 8-й урок ему также сложно, как и ребятам воспринимать новый материал по физике или математике в конце рабочего дня. В результате пострадает качество обучения, что, естественно, недопустимо для занимающих высокие позиции гимназий, лицеев и школ и углубленным изучением профильных предметов.

На самом деле, учителя, которым приходиться читать предметы в субботу, тоже сталкиваются с рядом проблем и прежде всего это:

  • отсутствие у детей необходимого настроя, особенно на первом уроке;
  • частые прогулы без уважительной причины, что создает серьезную проблему, если урок проходит 1 раз в неделю;
  • собственно, необходимость работать в субботу, что автоматически означает либо разорванный график выходных, либо только 1 выходной в неделю, что является нарушением, но имеет место в сегодняшних реалиях.

Возможен ли компромисс?

Стремясь оптимизировать учебный процесс, многие учебные заведения утверждают разные графики работы для начальной, средней и старшей школы, устанавливая для 1-4 классов 5-дневный график обучения, а для старших (как правило, профильных) классов – шестидневку.

Стремясь облегчить для ребят субботу, на этот день стараются выносить неоцениваемые предметы, дисциплины творческого цикла и физкультуру. Во многих школах последний день рабочей недели объявляют «днем без формы», что особенно нравится детям, ведь позволяет проявить свою индивидуальность. В субботу часто проводят школьные мероприятия и экскурсии, что объединяет коллектив и наполняет жизнь школьников яркими красками.

Быть ли пятидневке в 2020 году?

Как бы ни хотелось ученикам, родителям и учителям, получить свой законный выходной, в 2019-2020 году, как и ранее, будут два типа школ:

  1. Общеобразовательные, в которых предметы преподают на уровне «стандарта», и можно безболезненно установить 5-дневную учебную неделю.
  2. Специализированные, в которых старшие классы (а иногда и малыши) однозначно будут учиться по субботам.

Что делать родителям?

На самом деле, родителям необходимо серьезно относиться к выбору школы, оценивая не только интерьер учебных кабинетов и близость к дому, а и другие важные аспекты:

  • наличие специализации в старшей школе;
  • график обучения для 1-4, 5-9, а также старших классов;
  • дополнительные возможности, которые предлагает школа – кружки и секции.

Если уже так получилось, что ребенку предстоит учиться по субботам, лучшее, что могут сделать родители – это поддержать его и правильно настроить. Ни в коем случае нельзя каждый раз проявлять недовольство рабочим графиком и школой в целом. Лучше дайте сыну или дочери понять, как вы гордитесь тем, что он учится в хорошей школе и получает достойное образование, обязательно акцентируйте внимание на каждых, пусть даже самых незначительных с точки зрения взрослого человека, достижениях.

А если чувствуете, что и вы и ребенок совершенно не готовы преодолевать такие сложности, то просто подберите школу с 5-дневным графиком обучения, ведь каждый из нас имеет право выбора. Это избавит вас от лишнего стресса… по крайней мере на тот период, пока не придет время задуматься о близости ЕГЭ и качестве образования, полученного ребенком.

Последние новости

С 1 апреля 2019 года школы Башкрии начали постепенно переходить на 5-дневку, как заявил врио главы региона Радий Фаритович Хабиров. При этом после перехода учебных заведений на пятидневную систему обучения школьников зарплата учителей не изменится, а все работники будут предупреждены минимум за 2 недели до нововведения.

Какие сложности могут возникнуть:

  • Учащиеся во 2, 3 и 4 классах не должны иметь в учебном графике более 5 уроков в день;
  • Дети, учащиеся в 5 и 6 классах не должны получать более 6 уроков в день;
  • Ученики с 7 по 11 классы не должны быть нагружены более чем 7 уроками в день;
  • Математика не должна являться первым или последним уроком в графике. Предмет не должен проводиться также после физкультуры и по субботам;
  • Ограничения коснулись и физики и химии, а также русского языка. Учителя-предметники не могут вести 3 урока подряд без промежуточных окон.

Личный опытМы добились введения пятидневки в иркутской школе с помощью соцсетей

О том, что школы страны будут планомерно переводиться на пятидневную систему обучения, министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила еще в прошлом году. В Москве и Санкт-Петербурге пятидневка уже скорее норма, тренд подхватили регионы центральной части России. И по закону все, кажется, довольно просто: вопрос о том, пять или шесть дней в неделю будут заниматься учащиеся, решается родителями, педагогическим советом и администрацией школы. Препятствий для введения пятидневки официально никаких нет. На деле родители, как правило, сталкиваются с категоричным отказом директоров школ обсуждать эту тему. The Village поговорил с мамой второклассницы из обычной иркутской школы: Яне Варшавской совместно с другими родителями школьников удалось добиться введения пятидневной учебной недели с помощью депутатов и соцсетей.

Замкнутый круг

Борьба за пятидневку в нашей 18-й школе в микрорайоне Юбилейный шла три года. Те, кто ее начинал, уже перевели своих детей в другие школы. Наша школа, это не секрет, довольно слабая, особенно старший блок.

Как водится, сначала родители подошли к директору с предложением перейти на пятидневное обучение. Директор идею не поддержал, и активисты пошли в городской департамент образования, потом в областной минобр и дальше начали писать в Москву. Но поскольку по закону решение о переходе на пятидневку принимается школой, ответы пришли соответствующие. Юридически это замкнутый круг: федеральные чиновники отправляют к региональным, региональные спускают на город, городской департамент говорит: «Все решает школа», а директор школы снова ссылается на городской департамент, который не дает прямого указания. Так продолжалось два года.

Я услышала об этом на одном из собраний. В этот момент в школе в очередной раз сменился директор – в плохой школе они всегда часто меняются, отчасти она потому и плохая, что нет постоянного крепкого хозяйственника. Школа, к слову, правда очень запущенная: у нас там грибок, очень плохая вентиляция и масса других сложностей. Если смотреть результаты выпускников, наши очень мало поступают в вузы. Так вот, когда моя дочь Ева была в первом классе, я услышала об этой проблеме на одном из собраний.

Видео со страницы «Мы — за пятидневку!» в Facebook. Дети рассказывают, как провели бы субботу, если бы не нужно было идти в школу.

Эффект соцсетей

Я не собиралась идти с флагами и возглавлять какое-то движение. Просто предложила родителям: у меня много подписчиков в соцсетях, давайте я освещу эту проблему. На тот момент моя дочь училась пять дней, и меня это напрямую не касалось. Более того, мне не известно ни одного исследования, которое на основе статистики доказывало бы, что пятидневка – это очень хорошо, а шестидневное обучение – совсем плохо. Таких данных нет. Учителя говорят только о посещаемости: при пятидневке дети меньше болеют. Это логично: за два выходных они успевают подлечиться, посещаемость растет. Никакой другой статистики нет, и я родителям всем говорю: я боролась не за пятидневку. А за право родителей выбирать и принимать решения.

Сначала написала всем причастным чиновникам и не получила ответа. Поговорила с тишиной. Поняла, что руки у меня развязаны, и рассказала о проблеме на своей страничке в Facebook. И вот тогда я увидела, насколько это актуальный вопрос: было очень много репостов, лайков и комментариев. Я удивилась, сколько людей ведут эту борьбу, пытаются, и все безуспешно.

Что меня тогда встревожило: при высокой актуальности проблемы и большой вовлеченности общественности, аргументы против пятидневки везде совершенно разные. В одной школе говорят, что в этом случае снижается зарплата учителей. В другой заявляют, что дети недополучают знаний. В третьей находят еще какие-то доводы. Словом, после этого моего поста порталом www.irk.ru был организован круглый стол — они тоже увидели, как сдетонировала тема. Присутствовали я и еще одна мама ученика нашей школы, представители областного министерства образования и департамента образования Иркутска. Учителя школы участвовать отказались. Это был бенефис представителя городского департамента образования, которая рассказывала нам, какие мы, родители, недалекие и темные люди, как вредим своим детям. В этот момент я увидела систему, поняла, с чем мне придется взаимодействовать. Поняла, что договориться скорее всего не смогу, придется действовать разными методами. После этого появилась страничка «Мы за пятидневку», которая сразу получила массу подписчиков, сотни просмотров и лайков. И я начала последовательно публиковать все наши шаги, вынося историю на всеобщее обозрение.

Работа в кулуарах

Всем, конечно, очень не понравилось такое освещение в интернете. И таким образом нам удалось добиться негласного соглашения с директором – сейчас я могу об этом говорить, потому что директор уже не работает в нашей школе – о переходе на пятидневное обучение. Это был апрель 2016 года. Каково же было наше удивление, когда в сентябре мы пришли в школу, а там уже новый директор! Никаких подписанных документов у нас нет – все договоренности были устными. Реакция нового директора была ожидаемой: какая пятидневка?

Настроения продолжать все это у меня, скажу честно, уже совершенно не было. Тем более что многие активисты перевели своих детей в другие школы, и я осталась одна. Но тут появилась еще одна мама, переехавшая из центральной части страны, которая была в невероятном удивлении: как, там везде пятидневка, а тут почему нельзя? И мы вместе продолжили – соцсети, видео, посты.

По закону вопрос о переходе на пятидневку решают три стороны: администрация школы, учителя и родители. Если две стороны «за», тогда это можно пробить. И учителя поддержали нас, родителей. Мне сейчас звонят родители из разных школ и спрашивают, как нам это удалось, с чего начать. И я говорю: «Формально – вот с этого и с этого, но дело в другом: вы должны в кулуарах понять, будут вас поддерживать или нет». Потому что учителей прессуют ужас как. Директор одной из школ, имеющая большой авторитет, на совещании директоров школ объявила, что ни одного учителя из 18-й, как разносчика этой «заразы», в свой коллектив не возьмет.

Депутат и поколение потребителей

Репортажи о нас в иркутских СМИ шли и шли, был создан родительский комитет. И к решению проблемы подключилась депутат Законодательного собрания Иркутской области Анастасия Егорова. С этого момента формат общения с властью качественно изменился. В тех кабинетах, откуда нас отправляли восвояси, ответить то же самое Егоровой уже не могли. Причем она даже не писала запросы, она просто поговорила с теми, кто мог это решить, несколько раз встречалась с Бердниковым (Дмитрий Бердников – мэр Иркутска, прим. ред.), говорила: «Ну вы же понимаете — надо».

Параллельно с известным креативщиком и маркетологом Сергеем Мядзелецем мы сняли на видео опрос людей на улицах, родителей школьников. Мнение практически единое – все за пятидневку. Мы провели количественно-качественное исследование в школе, таких исследований в принципе нет ни у кого больше. Причем мы спрашивали в разрезе проблемы: на что школьнику не хватает времени, как бы вы организовывали досуг ребенка, если бы было два выходных дня? Мы выяснили вещи, о которых никто не говорит. Например, что родители не успевают воспитывать детей в плане помощи в семье. Еле-еле мы находим время на дополнительное образование, потому что ответственные родители понимают, что общего образования недостаточно, потом идут кружки и секции. А от домашних обязанностей ребенка освобождаем, потому что он очень устает. Так мы растим поколение потребителей.

Видео со страницы «Мы — за пятидневку!» в Facebook. Опрос иркутян: горожане предпочли бы, чтобы их дети-школьники учились пять дней в неделю.

Пятидневка будет?

Когда подключилась городская администрация и дело на контроль взял мэр, все сдвинулось с мертвой точки. Сегодня у нас есть приказ о переходе на пятидневную учебную неделю, но лишь в единственной школе — № 18.

Кроме того, в нашей школе снова сменился директор, так что, возможно, это не конец истории. Надеюсь, что придет человек, готовый договариваться. У меня есть идея предложить школе организовать программу дополнительного образования по субботам, чтобы кружки и секции могли давать в школе бесплатные мастер-классы с целью привлечь к себе детей. А для школьников это будет хорошая возможность узнать что-то интересное, выбрать занятие по душе. И это снимает проблему детей из малообеспеченных семей, о которой часто говорят: если будет пятидневка, эти дети, у которых нет возможности посещать кружки, получат больше времени для улицы. В таком формате все ребята будут заняты. Это есть в Москве и в Питере, и мы можем перенимать такой опыт.

Но у меня до сих пор нет ответа на вопрос, который мне задают родители из других школ: как добиться введения пятидневной учебной недели? Сейчас наш прецедент не получает продолжения. Позиция городского департамента образования остается прежней. Авторитетные директора школ четко заявили педагогическим коллективам: про пятидневку ни слова. И наш опыт не дает другим никакого алгоритма. Официально-то все просто – пожалуйста, собирайте подписи, потом проводится педсовет, и если педагоги «за» — директор готовит приказ. Но учителя во время совещания, конечно, смотрят на позицию директора, и на этом все заканчивается.

Аргументов нет

Но главное, нам так и не удалось выяснить, из-за чего и чиновники, и школы так сопротивляются переходу на пятидневку. Пазл у меня в голове не сложился. Аргумент про уменьшение зарплаты учителей мы отмели – нет, она не уменьшается. Еще нам говорили, что если учебная программа изначально была рассчитана на шесть дней в неделю, то перейти на пятидневку, например, со второго класса уже нельзя. Наш опыт показывает, что это не так, но теперь то же самое говорят родителям в других школах. Остается одна версия: чиновникам не хочется шевелиться, что-то менять и принимать ответственность за решение. Если бы везде была шестидневка, а тут в Иркутской области началось движение за пятидневку – я бы понимала нежелание идти навстречу. Но федеральное министерство образования дало «зеленый свет», объявив, что планомерно школы будут переходить на пятидневку. Это давно тренд по стране, и, казалось бы, — надо включаться, быть впереди, подхватывать хорошие веяния. В Москве и Питере пятидневка. В Усолье-Сибирском пятидневка. В Пивоварихе! Почему у нас было не пойти на эти нововведения, которые поддерживаются на федеральном уровне?

Победили систему

Я боролась не за пятидневку. Я боролась против позиции «мнение родителей ничего не значит, только педагоги и чиновники знают, что для ваших детей лучше». Если бы отстаивание шестидневного обучения было подкреплено блестящими качественными результатами, никто не задавал бы вопросов. Но таких результатов нет. И тогда ради чего загружать детей шесть дней в неделю, если мы, теряя воспитание дома, ничего не приобретаем взамен? В гимназиях и лицеях, где ведется углубленное изучение предметов, где детям не требуются дополнительные занятия, вполне оправдана шестидневная система. И это выбор родителей.

Систему мы, кажется, победили. И я считаю это началом своей взрослой жизни. Я никогда не сталкивалась с государственным и муниципальным административным аппаратом. Сначала была пианисткой. Потом бизнес-тренером. Я никогда не зависела от системы: плачу налоги, делаю свое дело и не интересуюсь политикой. И в первые недели этой истории у меня было непонимание: как жить-то дальше, когда решения принимают чиновники, которые совершенно не готовы и не хотят строить гражданское общество? Тем не менее, я благодарна Анастасии Егоровой за помощь и главе департамента образования Иркутска Александру Костину, который взял на себя ответственность и поддержал нас, принял непопулярное решение. Очень надеюсь, что Иркутск сможет стать городом, где введение пятидневной системы обучения станет обычной практикой и этот эксперимент будет удачным.

Фотографии: обложка — фото из личного архива Яны Варшавской

4 причины, почему учиться по субботам бессмысленно

В этом году я заканчиваю школу. Семь лет из одиннадцати я учусь по шесть дней в неделю. Получается, что у меня нет нормальных выходных, зато есть переутомление. Вот, что я об этом думаю.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Нет полноценных выходных

Номинально один выходной всё-таки есть — воскресенье. Но де-факто на выходной он похож мало. В понедельник начинается новая неделя, а вместе с ней — 37 уроков, консультации, репетиторы. Ко всему нужно готовиться. Время есть только в воскресенье. Колесо сансары даёт оборот.

2. Психологический барьер

Суббота традиционно воспринимается как выходной. Трудно заставить себя выйти из дома, когда вся семья крепко спит и не реагирует на волны возмущения, исходящие от несчастного школьника. В школе по субботам заниматься не очень продуктивно: атмосфера выходного дня действует и на учеников, и на учителей. Из-за этого медленный темп работы, опоздания, пропуски под невнятными предлогами: «болела голова», «сидел с младшим братом», «ходил на УЗИ. А, в прошлую субботу уже было УЗИ? Ну, тогда кровь сдавал», массовые паломничества в кабинет классного руководителя со справками и записками от родителей по понедельникам.

3. Мешает учёбе

Увеличенная учебная нагрузка мешает сосредоточиться на профильных предметах. Учитывая, что и у тех, кто учится по пять дней, она достаточно большая (максимально — 34 часа в неделю), то нас, жертв шестидневки с нашими 37 уроками, можно только пожалеть. Нельзя объять необъятное: если увеличивать время, отводимое на профильные предметы, то остальные нужно сократить до установленного ФГОС.

4. Переутомление

Старшеклассники — тоже люди (хотя чем ближе к ЕГЭ, тем больше сомнений возникает по этому поводу). В одиннадцатом классе поступление в вуз — главная цель. Но иногда внутренний абитуриент затихает, и хочется простых радостей: провести больше времени с семьёй, сходить на выставку или в кино, встретиться с друзьями, выспаться. Шестидневная учебная неделя с половинкой выходного сокращает этот список до последнего пункта. И это зачастую не удаётся, потому что нужно готовиться к ЕГЭ и делать домашнее задание. Два выходных позволят если не уменьшить нагрузку, то, по крайней мере, рационально её распределить.

Как это прекратить

Радикально: сократить количество уроков до 34 в неделю и переходить на пятидневку. В идеале — позволить в старших классах самостоятельно расставить приоритеты. Например, уменьшить число обязательных предметов до минимума и дать возможность выбора профильных предметов
из списка. И обязательно — два выходных в неделю.

10 главных изменений в новом учебном году

10 неправильных способов мотивировать ребенка

«Дети выходят из школы полными нулями»

Пятидневка в школах России 2020 – последние новости, почему Путин так и не принял закон, а дети продолжают учиться с увеличенной нагрузкой.

Уже несколько лет идет обсуждение закона об обязательном переходе всех школ России на пятидневное обучение. Власти не хотят решать этот вопрос в едином порядке, оставляя решение за администрацией учебных заведений, что влечет за собой настоящий кризис в системе образования.

В последние годы в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и некоторых других городах школы перешли на новый 5-дневный график добровольно (или по решению местных властей), но в большинстве городов дети по-прежнему учатся 6 дней в неделю, не имея достаточно времени на отдых, занятия творчеством, подвижные игры, полноценный сон и общение с родителями.

6 дней в неделю в три смены работает около 11 000 школ в России:

  • Первая смена: с 8:00 до 12:00;
  • Вторая смена: с 13:00 до 16:30;
  • Третья смена: с 17:00 до 20:00;

Проблема наиболее актуальна в крупных городах, где благодаря ипотеке выросло много новостроек, а вот новые школы не открыли. Там, в дополнение к шестидневному обучению, ввели еще и обучение в 3 смены. Особенно сильно пострадал Краснодар, где нехватка школ привела к созданию на параллели десятков первых классов. Страшно представить, какую нагрузку испытывают учителя в этих школах, и что там будет с ученикам, например, в случае эпидемии.

СВЫШЕ 90% ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАШЕГО САЙТА ВЫСТУПАЮТ ЗА ПЯТИДНЕВКУ В ШКОЛАХ РОССИИ!

С приходом нового Министра образования Сергея Кравцова проблема остается в прежнем статусе. С 1 сентября 2020 никакого единого закона принимать не планируют, хотя политики, родители и учителя продолжают настаивать на введении 5-дневного графика. Никак не высказывается за нововведение и Путин, хотя в России неоднократно собирали подписи за данную реформу.

Растят рабов, а не ученых

Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных средних учреждений, например, православных гимназий, технических, кадетских школ, где у детей вообще нет выходных.

Ребят не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.

Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.

В художественных и музыкальных школах пустые классы — дети не выдерживают дополнительной нагрузки.

Недостатки пятидневки в школах России:

Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.

Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.

Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.

По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.

Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.

Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.

Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.

Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Недостаток №5: Экономические факторы.

Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, низкому уровню грамотности. Российские выпускники не знают ни одного иностранного языка, что вызывает лютое удивление даже в ближнем зарубежье.

Школа в Швеции

В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек получает высшее профильное образование, а если хочет учится дальше – может получить диплом магистра.

Школа в России

В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству — налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят — стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность — сделали бы и воскресение учебным днем.

Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю.

Продление образования на 1 год и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решило бы эту проблему.

И снова урок в европейской школе…

Правительству необходимы военные, полицейские и простые работяги, чтобы строить себе дворцы и обеспечивать свою безопасность. Тогда как экономика страны испытывает жесткую нехватку ученых, программистов, агрономов, электронщиков и инженеров.

Весна 2020. В Башкирии переход на пятидневку показал успешные результаты. Глава региона Радий Хабиров отметил, что школьники начали высыпаться, больше заниматься спортом.
Зима 2020. Депутат Гордумы города Екатеринбурга рассказал о показателях перехода на пятидневку. По его словам, в школах при переходе на 5-дневный режим поднимается успеваемость. А родители, прошедшие анкетирование, в 93-95% хотят перехода на данный график, чтобы видеть своих деток по выходным.
Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции. Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.
Июль 2019. Ярославль присоединяется к пятидневке! Подключили начальную школу, сейчас на очереди 5-7 классы, остальные параллели будут введены выборочно. Движение в России, определенно, укрепляет позиции.
Май 2019. Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила за шестидневную неделю обучения. Она отметила, что только при таком графике «возможно углубленное изучение предметов». Так что курс на сохранение крайне неудобной формы обучения диктуется свыше. Апрель 2019. Ульяновск, Мурманск, Уфа — процесс внедрения пятидневки в школах РФ идет, но медленно. Инициативу родителей тормозит правительство. Вводятся дополнительные обсуждения, рассмотрения, тогда как на носу выпускные экзамены, и у детей нет лишнего дня для самостоятельной подготовки. Март 2018. Педагоги Нового Уренгоя оценили преимущества пятидневной формы обучения. По их словам, эффективность обучения повысилась — ученики стали организованнее, приходят на новую неделю отдохнувшими. Из 18 школ в городе 10 перешли на 5-дневку. Февраль 2019. В Башкирии вводят пятидневку, правда в ущерб национальному языку. В Сургуте общественники подали петицию о переходе на пятидневное обучение в городе. Январь 2019. Во многих городах России прошли открытые голосования по поводу введения пятидневки в школах. В Красноярске 35% школ уже перевели на 5 дней обучения, в Самаре перешли более 70% школ, продолжаются слушания в Сыктывкаре, Сургуте, Ульяновске.

Теги: пятидневка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *