Проверка руля

  • автор:

Порядок проверки технического состояния элементов рулевого управления

Перед проверкой технического состояния элементов рулевого управления следует подготовить объект диагностирования:

  1. Установить транспортное средство на горизонтальную ровную площадку с асфальто- или цементобетонной поверхностью.
  2. Установить управляемые колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению.
  3. Перевести рычаг переключения передач (селектор автоматической трансмиссии) в нейтральное положение. Под неуправляемые колеса транспортного средства подложить противооткатные упоры.
  4. Определить наличие или отсутствие гидроусилителя на транспортном средстве; при его наличии — определить способ привода насоса и расположение основных его элементов.

Далее в указанном порядке проверяется рулевое управление без вывешивания колес:

  1. Оценить соответствие всех элементов рулевого управления конструкции транспортного средства.
  2. Осмотреть рулевое колесо на предмет отсутствия повреждений. В случае применения оплетки рулевого колеса следует оценить надежность ее крепления.
  3. Оценить надежность крепления рулевого колеса к валу рулевой колонки, для чего приложить знакопеременные ненормируемые усилия к его ободу в направлении вдоль оси рулевой колонки.
  4. Осмотреть элементы рулевой колонки, находящиеся в кабине автомобиля. Проверить работоспособность устройства регулировки положения колонки (при его наличии) и надежность ее фиксации в заданных положениях.
  5. Оценить надежность крепления рулевой колонки, для чего приложить знакопеременные ненормируемые усилия к ободу рулевого колеса в радиальном направлении в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
  6. Проверить работоспособность устройства, предотвращающего несанкционированное использование транспортного средства и воздействующего на рулевое управление, для чего извлечь ключ зажигания из замка и произвести запирание рулевой колонки.
  7. Оценить легкость вращения рулевого колеса во всем диапазоне угла поворота управляемых колес, для чего повернуть рулевое колесо по направлению движения и против направления движения часовой стрелки до упора. При повороте обратить внимание на легкость вращения без рывков и заеданий, а также отсутствие посторонних шумов и стуков. На транспортных средствах с гидроусилителем рулевого управления проверку осуществлять при заведенном двигателе. После окончания проверки вернуть рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению.
  8. На транспортных средствах с гидроусилителем определить отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса от нейтрального положения при работающем двигателе.
  9. Осмотреть карданные шарниры или эластичные муфты рулевой колонки, оценить надежность их крепления и убедиться в отсутствии не предусмотренных конструкцией люфтов и биений в данных соединениях.
  10. Осмотреть рулевую передачу на предмет отсутствия повреждений и подтеканий смазочного масла и рабочей жидкости (если рулевая передача является элементом системы гидроусилителя). При возможности убедиться в отсутствии люфтов входного и выходного валов или их биения при повороте рулевого колеса. Оценить надежность крепления картера рулевой передачи к раме (кузову) по наличию всех крепежных деталей и отсутствию его подвижности при вращении рулевого колеса в обе стороны.
  11. Осмотреть детали рулевого привода на предмет отсутствия повреждений и деформаций. Оценить надежность крепления деталей друг к другу и к опорным поверхностям. Проверить наличие элементов фиксации резьбовых соединений. Фиксация резьбовых соединений производится, как правило, тремя способами: с помощью самоконтрящихся гаек, шплинта и контровочной проволоки.
    Самоконтрящаяся гайка может иметь либо снабженный пластмассовой вставкой, либо деформированный участок резьбы для обеспечения плотного охвата резьбы винта.

    Рис. Способы фиксации резьбовых соединений рулевого управления:
    а — самоконтрящейся гайкой; б — шплинтом; в — проволокой

    В случае применения шплинтов гайка имеет ряд прорезей в радиальном направлении, а винт — диаметральное отверстие в конечной части резьбы. После затяжки такого соединения шплинт вставляется в отверстие и работает на срез, предотвращая отворачивание гайки.
    Контровочной проволокой фиксируются, как правило, винты, завернутые в глухие отверстия. При этом головка винта имеет диаметральные сверления, в которые вводится проволока. Для фиксации она скручивается в замкнутый контур с охватом какого-либо неподвижного элемента основания и слегка натягивается. Натяжение проволоки при повороте головки винта препятствует его самопроизвольному отворачиванию.

  12. При наличии системы гидроусилителя проверить уровень рабочей жидкости в бачке насоса при работающем двигателе. Этот уровень контролируется по соответствующим меткам и должен находиться в пределах, предусмотренных изготовителем. Оценить состояние рабочей жидкости по визуальным показателям однородности, отсутствию инородных примесей и вспенивания.
  13. При наличии ременного привода насоса гидроусилителя осмотреть приводной ремень на предмет отсутствия повреждений. Определить натяжение ремня по его прогибу от усилия нажатия большого пальца руки в месте, наиболее удаленном от мест контакта ремня со шкивами. При необходимости измерить натяжение ремня с помощью соответствующего прибора.
  14. Проверить наличие не предусмотренных конструкцией транспортного средства перемещений деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности. При этом задается знакопеременное перемещение деталей привода путем поворота рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40.60° в каждую сторону. Люфт в шарнирах определяется путем приложения тыльной стороны ладони к сопрягаемым поверхностям шарнира. При значительном люфте кроме взаимного перемещения деталей шарнира ладонь воспринимает отчетливый стук, возникающий при достижении сопрягаемыми деталями конечного положения. Наличие такого стука не допускается. В шарнире может наблюдаться небольшое взаимное перемещение сопрягаемых деталей, вызванное демпфирующим действием упругих элементов. Такое перемещение может быть предусмотрено конструкцией транспортного средства и не является неисправностью. В отдельных случаях элементы шарнира рулевой тяги выполняют роль управляющего элемента золотникового клапана системы гидроусилителя. Взаимное перемещение в таком шарнире определяется ходом золотникового клапана в обе стороны. Указанный ход может составлять до 3 мм.
  15. Осмотреть устройства, ограничивающие максимальный поворот управляемых колес. Данные устройства должны быть предусмотрены конструкцией транспортного средства и находиться в работоспособном состоянии. Повернуть управляемые колеса на максимальные углы в обе стороны и убедиться в отсутствии касания шин и дисков колес в этих положениях элементов кузова, шасси, трубопроводов и жгутов электрооборудования.
  16. Осмотреть элементы системы гидроусилителя рулевого управления на предмет отсутствия подтекания рабочей жидкости, не предусмотренного конструкцией контакта трубопроводов с элементами рамы и шасси транспортного средства, надежности крепления трубопроводов. Убедиться в том, что гибкие шланги системы гидроусилителя не имеют трещин и повреждений, достигающих слоя их армирования.

Измерить суммарный люфт в рулевом управлении с помощью люфтомера и сравнить полученные значения с нормативными. Проверку транспортного средства, оборудованного гидроусилителем, проводить при заведенном двигателе. Перед началом проверки убедиться, что управляемые колеса находятся в положении, соответствующем прямолинейному направлению движения транспортного средства. Угол поворота управляемых колес измеряется на удалении не менее 150 мм от центра окружности обода колеса. Крайними положениями рулевого колеса при замере суммарного люфта считаются положения начала поворота управляемых колес. Рулевое колесо поворачивают до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес транспортного средства в одну сторону, а затем — в другую до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в сторону, противоположную положению, соответствующему прямолинейному движению. Начало поворота управляемых колес следует фиксировать по каждому раздельно или только по одному из них, дальнему по отношению к рулевой колонке. При этом измеряется угол между указанными крайними положениями рулевого колеса, который и является суммарным люфтом в рулевом управлении.

Проверка технического состояния рулевого управления по ГОСТу

Требования к рулевому управлению

4.2.1 Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления АТС (при его наличии на АТС) не допускается.

4.2.2 Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.

4.2.3 Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений

— легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы…………………………..10°

— автобусы………………………………………………20° — грузовые автомобили…………………………………….25°.

4.2.4 Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС.

4.2.5 Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем АТС (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем АТС. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.

4.2.6 Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.

Методы проверки рулевого управления

5.2.1 Требование 4.2.1 по работоспособности усилителя рулевого управления проверяют на неподвижном АТС сопоставлением усилий, необходимых для вращения рулевого колеса при работающем и выключенном двигателе. Требования 4.2.1 по плавности изменения усилия при повороте рулевого колеса и 4.2.4 по ограничителям угла поворота рулевого колеса проверяют на неподвижном АТС при работающем двигателе посредством поочередного поворота рулевого колеса на максимальный угол в каждую сторону.


5.2.2 Требование 4.2.2 проверяют наблюдением за положением рулевого колеса на неподвижном АТС с усилителем рулевого управления после установки рулевого колеса с положение, примерно соответствующее прямолинейному движению, и пуска двигателя.

5.2.3 Требование 4.2.3 проверяют на неподвижном АТС без вывешивания колес с использованием приборов для определения суммарного люфта в рулевом управлении, фиксирующих угол поворота рулевого колеса и начало поворота управляемых колес. Угол поворота управляемых колес измеряют на удалении не менее 150 мм от центра обода колеса.

5.2.3.1 Управляемые колеса должны быть предварительно приведены в положение, примерно соответствующее прямолинейному движению, а двигатель АТС, оборудованного усилителем рулевого управления, должен работать.

5.2.3.2 Рулевое колесо поворачивают до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес АТС в одну сторону, а затем — в другую сторону до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в противоположную сторону от положения, соответствующего прямолинейному движению. Начало поворота управляемых колес следует фиксировать по каждому из них раздельно или только по одному управляемому колесу, дальнему от рулевой колонки. При этом измеряют угол между указанными крайними положениями рулевого колеса, который является суммарным люфтом в рулевом управлении.

5.2.3.3 Допускается максимальная погрешность измерений суммарного люфта не более 0,5° по ободу рулевого колеса, включающая в себя погрешность измерения угла поворота рулевого колеса и погрешности от влияния передаточного числа рулевого управления АТС и определения начала поворота управляемого колеса для условия линейной зависимости угла поворота управляемого колеса от угла поворота рулевого колеса для максимального передаточного числа рулевого управления эксплуатируемых АТС. АТС считают выдержавшим проверку, если суммарный люфт не превышает нормативов по 4.2.3.

5.2.4 Требования 4.2.5 проверяют органолептически на неподвижном АТС при неработающем двигателе путем приложения нагрузок к узлам рулевого управления и простукивания резьбовых соединений.

5.2.4.1 Требования 4.2.5 к деталям крепления рулевой колонки проверяют визуально и в соответствии с предписаниями изготовителя АТС в эксплуатационной документации.

5.2.4.2 Взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф проверяют посредством поворота рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40-60° в каждую сторону и приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы. Для визуальной оценки состояния шарнирных соединений используют стенды для проверки рулевого привода.

5.2.4.3 Работоспособность устройства фиксации положения рулевой колонки проверяют посредством приведения его в действие и последующего качания рулевой колонки при ее зафиксированном положении путем приложения знакопеременных усилий к рулевому колесу в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке во взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки.

5.2.5 Требования 4.2.6 проверяют визуально на неподвижном АТС.

Диагностика и ремонт системы рулевого управления

Рулевое управление состоит из рулевой колонки с рулевым колесом, рулевого привода и рулевых тяг.

В целях обеспечения безопасности движения автомобиля необходимо проверять состояние рулевого управления при технических осмотрах всех видов.

Под действием ударных нагрузок, трения и других факторов техническое состояние элементов рулевого управления изменяется. Появляются люфты в сочленениях, способствующие повышенному изнашиванию деталей. Изнашивание или неправильные затяжки и регулировки приводят к увеличению силы трения в рулевом управлении, что влияет на управляемость автомобиля и безопасность движения.

Основные неисправности рулевого управления и их причины

При тугом вращении рулевого колеса основными причинами могут быть:

  • – деформация деталей рулевого привода;
  • – неправильная установка углов передних колес,
  • – низкое давление в шинах передних колес;
  • – отсутствие масла в картере рулевого механизма;
  • – повреждение деталей шаровых шарниров, подшипника верхней стойки опоры;
  • – повреждение деталей телескопической стойки подвески.

А для механизмов червячного типа:

  • – перетяжка регулировочной гайки оси маятникового рычага;
  • – нарушение зазора в зацеплении ролика с червяком.

Основными причинами увеличенного холостого хода могут быть:

  • – ослабление болтов рулевого механизма (для рулевых механизмов червячного типа), гаек шаровых пальцев рулевых тяг,
  • – увеличение зазоров в шаровых шарнирах, подшипниках ступиц передних колес.

Проверка рулевого управления

Проверку технического состояния рулевого управления производят по суммарной величине люфта и усилию, необходимому для поворота рулевого колеса. Общая величина люфтов рулевого колеса складывается из величины люфтов в подшипниках ступиц передних колес и соединениях шарнирных тяг, шкворневых тяг, элементов и рычагов рулевого управления.

Один раз в год необходимо проверять состояние рулевых тяг, их наконечников, шарниров и защитных колпачков. В проверке нуждаются все защитные чехлы рулевого механизма. Если под колпачки и чехлы проникает вода, пыль и грязь, то шаровые шарниры тяг быстро изнашиваются. Неисправность колпачка или чехла обнаруживают по утечке смазки из шарового шарнира.

Особенности технического обслуживания рулевого управления с гидроусилителем

Механизм рулевого управления с гидроусилителем отличается высокой надежностью и не требует особого технического обслуживания. Даже при отказе насоса гидравлического усилителя можно продолжать движение.

Первой причиной отказа гидравлического усилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Признаком слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.

Рабочая жидкость является одновременно и смазочным материалом, поэтому очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже установленного уровня, иначе насос может выйти из строя.

При наличии гидравлического усилителя – сервосистемы необходимо периодически проверять уровень масла, он должен быть по верхней отметке. Если нужно долить масло, то эту процедуру необходимо производить медленно, так, чтобы не образовывались пузырьки воздуха.

Также периодически нужно проверять шланги на наличие утечек, истираний, ослабление креплений.

Проверка гидросистемы

Проверка происходит следующим образом:

  1. Перед проверкой гидросистемы проверяется натяжение приводного ремня насоса, проверяется техническое состояние шкива и измеряется давление воздуха в шинах.
  2. Между насосом и приводом подключается манометр для прокачки системы и полного удаления воздуха.
  3. Двигатель запускается, температура рабочей жидкости доводится до 65–80 градусов.
  4. Рулевое колесо нужно поворачивать вправо и влево до упора при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала 1000 об/мин, при этом насос гидроусилителя создает давление 79–85 кгс/см2. В течение всей процедуры кран должен быть открыт во избежание повышения температуры.

Если при закрытом кране давление низкое, то это говорит о неисправности насоса, если высокое – то неисправен предохранительный клапан насоса.

После проверки гидросистемы манометр подлежит отсоединению. При необходимости доливается рабочая жидкость и удаляется воздух из системы.

Стандартные неисправности рулевого управления с гидроусилителем:

  • – повышенный шум при работе рулевого управления по причине разрегулировки рулевого механизма или неисправности насоса;
  • – затрудненное управление автомобилем , возникающее из–за неполадок гидроусилителя – ослабления ремня или низкого уровня жидкости в бачке, из–за неисправности насоса или его клапана;
  • – большой люфт, получающийся в случае изношенности главного и промежуточного валов рулевой колонки, повреждения рулевого механизма или его разрегулировки.

Особенностью работы по ремонту и техническому обслуживанию гидроусилителя является постоянный контроль за попаданием воздуха в систему, который может ее разрушить.

Работы Китайские бренды Мультибренд ВАЗ
диагностика рулевого управления от 315-00 от 270-00 от 180-00

*Данная информация не является офертой, определяемой положениями статей 435, 437 Гражданского Кодекса РФ

Записаться

Genius Speed Wheel 3 Vibration

Рынок игровых рулей меняется небыстро – понадобилось целых три года, чтобы возникла необходимость в новом тестировании (предыдущее мы проводили в далеком 2002 г.). За это время в бюджетном диапазоне появились новые торговые марки, однако никаких принципиальных изменений не произошло – в плане как качества и функциональности манипуляторов, так и их стоимости.

В верхнем же ценовом диапазоне и вовсе наблюдалось затишье – тут по-прежнему царят Logitech и Thrustmaster. До сих пор в Украине не представлена продукция такой известной фирмы, как Saitek. Ну а легендарного комплекта от другой компании, ACT LABS Force RS, наши геймеры не дождались – он был снят с производства, так и не добравшись до нашей страны.

К сожалению, за это время было мало не только новых рулей, но и игр, в которых получилось бы их опробовать. Количество хардкорных автосимов, где необходим качественный контроллер, просто удручает – за последние три года их выпущено настолько мало, что можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. Тем не менее совсем недавно вышли такие серьезные симы, как GT Legends, GTR, FIA GT, играть в которые без руля просто глупо, поэтому, надеемся, наше тестирование придется ко двору.

Что нужно знать при покупке?

Все манипуляторы можно разделить на две основные категории – с под-держкой технологии обратной связи Force Feedback и без оной. Если вкратце, то благодаря наличию Force Feedback игрок может в буквальном смысле слова ощутить все неровности дороги, сотрясение автомобиля при столкновении с препятствиями, а также более реалистичное сопротивление повороту рулевого колеса, чем в случае с обычным контроллером. Технология Vibration Feedback, являющаяся дешевой альтернативой «честной» силовой обратной связи, в рулях себя совершенно не оправдывает.

Следующее, на что имеет смысл обращать внимание, – способ крепления руля к столу. Если у моделей с поддержкой обратной связи вариантов нет – все они оснащены специальными струбцинами, то обычные контроллеры временами сажают на присоски, вследствие чего во время игры такой руль, скорее всего, станет «ездить» по поверхности стола, а в особо жаркие моменты и вовсе может оторваться. Чтобы ладони не скользили, рулевое колесо должно быть выполнено из мягкой резины (или иметь резиновое покрытие) с эргономичными «наплывами» и/или выемками для пальцев. При отсутствии поддержки контроллером Force Feedback следует обратить внимание на упругость пружин у баранки: если они слишком слабые, придется вручную возвращать рулевое колесо в центральное положение.

При оценке педалей необходимо учитывать размер подставки (слишком маленькая будет опрокидываться при чересчур сильном нажатии) и то, скользит ли она по полу. Немаловажны также размер самих педалей и упругость их пружин.

Цена $45

Вердикт

Наличие струбцин; удобное рулевое колесо; очень хорошие педали

Неработающие шифты; малый угол поворота руля

первую очередь обращает на себя внимание более надежное крепление по сравнению с другими недорогими моделями – кроме традиционных присосок, Genius Speed Wheel 3 Vibration использует еще и струбцины. К сожалению, это устраняет только проскальзывание руля, но не отрыв носа торпеды от стола. Также очень приятное впечатление производит площадка с педалями – широкое устойчивое основание, хороший их ход.

Некоторое недоумение вызвали драйверы контроллера – нам так и не удалось заставить работать шифты (судя по их ходу, аналоговые), а также ликвидировать мертвую зону баранки, из-за которой эффективный угол поворота рулевого колеса составляет не больше 150°.

Gembird STR-Shockforce

Цена $37

Вердикт

Переключение между рулем легковушки и грузовика

Общая расхлябанность конструкции; мертвая зона баранки

Основное преимущество STR-Shockforce – возможность изменения угла наклона рулевого колеса, что позволяет получить аутентичное управление в симуляторах грузовиков и ряда других тяжелых транспортных средств (например, в «Дальнобойщиках»). Кроме того, следует отметить достаточно надежное крепление к столу – несмотря на то что у STR-Shockforce отсутствуют струбцины, к столешнице он прилипает довольно крепко. Однако на этом его достоинства заканчиваются. Кнопки вместо шифтов, неаккуратная сборка, проявившаяся в заметных люфтах в местах стыка деталей, неудобные педали, мертвая зона не только в крайних положениях баранки, но и в центральном…

Logitech Formula Vibration Feedback Wheel

Цена $49

Вердикт

Много кнопок; возможность игры с колен

Слабая пружина рулевого колеса; ненадежное крепление к столу

Самая бюджетная модель от Logitech, и это, честно говоря, чувствуется. Vibration Feedback вместо полноценного Force Feedback, присоски вместо струбцин…

Если традиционное крепление к столу вас не устраивает (в нашем случае, например, постоянно отрывалась центральная присоска, и руль заваливался на игрока), можно выдвинуть боковые «крылья» и поставить его себе на колени.

Пружина рулевого колеса довольно слабая, однако сама баранка не вызывает никаких нареканий. Блок педалей хоть и реализован на маленькой площадке, тем не менее, оказывается удобнее в использовании, чем у других аналогичных моделей.

SpeedLink Red Lightning Wheel

Цена $80

Вердикт

Обилие кнопок

Проблемы с калибровкой; неудобные педали; плохое крепление к столу

Руль явно предназначен для самых маленьких игроков – уменьшенный диаметр баранки и крохотные педали окажутся попросту неудобны для взрослого гонщика. Однако высокое расположение рулевого колеса заставляет предположить, что и детям за ним будет не очень комфортно. Впечатляет количество кнопок – их тут целых 12 плюс аналоговые шифты и переключатель видов.

Крепление к столу ненадежно – даже при спокойной езде руль иногда проскальзывает, а в жаркие моменты присоски попросту отклеиваются от стола. Разочаровали также и драйверы – откалибровать руль в них толком так и не удалось, реальный угол поворота составляет около 150о (дальше начинается мертвая зона).

Thrustmaster Enzo Ferrari Wireless

Цена $94

Вердикт

Очень маленькая торпеда; высокое качество исполнения; отличная эргономика

Высокая цена; неполная беспроводность; питание от батареек

Внешне Enzo Ferrari очень похож на довольно старую бюджетную модель 360 Mo-dena – такая же торпеда, такие же педали, практически такое же рулевое колесо (за исключением чуть-чуть иной формы обода и другого набора кнопок).

Беспроводность у Enzo Ferrari Wireless на поверку оказывается неполной – убран только один кабель из двух (соединяющий руль с ПК), а вот провод от педалей к рулю присутствует во всей красе. В целом эта модель производит исключительно хорошее впечатление и выгодно отличается от остальных моделей в своей группе. Прекрасная эргономика, приятный дизайн, очень неплохие педали – еще бы цену пониже…

Gembird Force Feedback Wheel

Цена $49

Вердикт

Огромное количество кнопок

Посредственная эргономика; слабая струбцина

Драйверы, идущие в комплекте с этим рулем, предназначены для… некоего ProPlay Advance FFB Wheel. Впрочем, судя по загрузочной заставке, отличаются две данные модели лишь логотипом в центре рулевого колеса.

Поражает обилие кнопок – вместе с шифтами их насчитывается целых 16. Эргономика баранки не на высоте – хоть ладони и не проскальзывают (спасибо вставкам из шершавого пластика), но держать ее в руках не очень удобно, пальцы плохо обхватывают рулевое колесо, к тому же несколько мешают неудачно расположенные шифты.

К столу руль крепится с помощью струбцины – внешний вид вызывает сомнение в ее долговечности (при закручивании крепежного винта она разгибается почти на сантиметр). В калибровке руль не нуждается, мертвых зон нет ни у баранки, ни у педалей. К сожалению, педали нельзя заставить работать независимо друг от друга – ось у них только одна (это значит, что вы не сможете одновременно газовать и тормозить).

Подставка с педалями широкая и устойчивая, с прорезиненными ножками, предотвращающими проскальзывание на гладком полу. Несмотря на невзрачный вид, педали оказываются удобными – довольно тугие пружины и неожиданно большой ход позволяют достаточно точно регулировать усилие.

Logitech MOMO Racing

Цена $159

Вердикт

Оригинальный дизайн от МОМО; отличное качество сборки; удобные педали

Завышенная цена

Эта модель является упрощенной версией известного MOMO Force – контроллера, выпущенного ограниченным тиражом, в отделке которого использовались кожа и металл, – лучшего игрового руля из когда-либо попадавших в Украину.

К сожалению, со времени своего появления MOMO Racing не только не подешевел, но даже наоборот, поднялся в цене: теперь он в нашей стране стоит столько же, сколько MOMO Force к концу продаж.

Если же не принимать во внимание цену, можно сказать, что MOMO Racing по-прежнему является лидером – великолепное качество сборки и отличная эргономика позволяют назвать его лучшим в этом тестировании. Подставка с педалями широкая и устойчивая, ход у них большой, пружины мягкие, но не слабые. Эффекты обратной связи достаточно сильны даже по умолчанию, плюс есть солидный запас по мощности.

Три крепежных винта намертво прикручивают руль к столу, и сдвинуть его с места просто невозможно. Более того, разработчик продумал «крепление» даже для площадки с педалями – чтобы она не скользила по ковровому покрытию, на обращенной к полу части имеется специальная убирающаяся панель со множеством маленьких шипов.

Logitech WingMan Formula Force GP

Цена $79

Вердикт

Удобная баранка; мощные эффекты обратной связи

Малое количество программируемых кнопок

Этот руль является «старожилом» – он принимал участие еще в прошлом тестировании, проводившемся три года назад. К счастью, игровые манипуляторы не устаревают, как видеокарты или процессоры, поэтому данная модель по-прежнему является вполне актуальной.

Несмотря на маленькие размеры торпеды (из рулей с Force Feedback меньше только Thrustmaster), эффекты обратной связи у Formula Force GP самые сильные среди всех виденных нами моделей. По сути, это единственный руль, у которого отдача по умолчанию кажется чрезмерной, а не недостаточной.

Баранка очень хорошая, эргономичные «наплывы» действительно удобно расположены. Кнопки небольшие и на первый взгляд почти незаметны, однако размещены так удачно, что никаких проблем с их использованием нет. К сожалению, их всего 4, поэтому клавиатуру во время игры придется дер-жать под рукой. Шифты слегка подкачали – они маленькие и довольно тугие, так что переключать передачи ими не очень удобно.

Педали у WingMan FF GP достаточно большие, со средним ходом, но мягкие пружины не лучшим образом сказываются на управлении автомобилем, а сравнительно маленькая площадка хоть и не теряет устойчивости во время игры, с точки зрения удобства использования не является оптимальным вариантом.

SpeedLinkUSB Leather Force Feedback Wheel

Цена $100

Вердикт

Кожаная баранка; хорошая эргономика рулевого колеса; обилие кнопок

Не очень удобные педали; ненадежная на вид струбцина

Рулевое колесо этого контроллера как две капли воды похоже на Gembird Force Feedback Wheel, с одним небольшим, но существенным отличием – в варианте от SpeedLink баранка обшита натуральной кожей, о чем даже упоминается в названии (в которое, судя по всему, решено было просто вынести все основные характеристики контроллера).

Как ни странно, использование кожи самым благоприятным образом сказалось на эргономике рулевого колеса – держаться за него было не только приятнее, но и удобнее, чем за версию от Gembird (главным образом за счет утолщения колеса и скрадывания псевдоэргономических наплывов).

Сила отдачи у этой модели средняя – достаточная для большинства игроков, однако практически не имеющая запаса по мощности (на случай, если кому-то хочется, чтобы руль во время игры буквально вырывался из рук).

Педали обращают на себя особое внимание – настолько необычной конструкции мы еще не видели. По сути, это попытка сделать их более похожими на настоящие, однако не совсем удачная. К тому же из-за такого способа крепления и качающихся рабочих площадок педалей игроку тяжело рассчитать прикладываемое к ним усилие и добиться плавного нажатия без начального рывка.

Thrustmaster Enzo Ferrari FFB

Цена $121

Вердикт

Очень маленькая торпеда; высокое качество исполнения; отличная эргономика

Особых недостатков не выявлено

Внешне эта модель ничем не отличается от Enzo Ferrari Wireless (не считая, конечно, наличия проводов). Примечательно, что создателям удалось вместить моторчики обратной связи в ту же торпеду (пожалуй, самую миниатюрную в нашем тесте). Соответственно все сказанное о беспроводной версии справедливо и в отношении Enzo Ferrari FFB. Обе они, кстати, являются копиями «взрослого» руля от одноименного автомобиля (который, в свою очередь, получил имя от основателя самой компании).

Руль отличает высокое качество сборки, все детали тщательно подо-гнаны. Отдача умеренно сильная, никаких нареканий не вызывает.

По большому счету, если искать, к чему бы придраться, то найти удается лишь два несущественных момента. Во-первых, из-за особенностей дизайна рулевое колесо расположено довольно низко (ось вращения всего на несколько сантиметров выше уровня стола), что может не понравиться некоторым игрокам. И во-вторых, высокие педали, к тому же нажимающиеся не столько вниз, сколько «вдаль», – из-за этого ступни игрока находятся в напряженном состоянии, а при использовании обуви с нескользящей подошвой могут возникнуть проблемы с плавным нажатием на рифленую педаль тормоза.

Технические характеристики игровых рулей

Название Кол-во кнопок Тип отдачи Крепление к столу Угол повор.,° (прибл.) Оценка Цена Продукт предоставлен
Gembird STR- Shockforce 10 VF* Присоски 180 3 37 «Дако», тел. (044) 417-1234
Genius Speed Wheel 3 Vibration 8 VF Присоски+ струбцины 180 4 45 Datalux, www.datalux.ua
Logitech Formula Vibration Feedback Wheel 12 VF Присоски 200 3 49
Speedlink Red Lightning Wheel 12 VF Присоски 270 3 80 «Элетек», тел. (044) 495-2911
Thrustmaster Enzo Ferrari Wireless 10 Нет Струбцины 180 4 94 Entry, www.entry.kiev.ua
Gembird Force Feedback Wheel 16 FF** Струбцины 270 3 49 «Дако», тел. (044) 417-1234
Logitech Formula Force GP 6 FF Струбцины 240 5 79 Datalux, www.datalux.ua
Logitech MOMO Racing 8 FF Струбцины 240 4 159
Speedlink USB Leather Force Feedback Wheel 16 FF Струбцины 270 4 100 «Элетек», тел. (044) 495-2911
Thrustmaster Enzo Ferrari FFB 10 FF Струбцины 180 5 121 Entry, www.entry.kiev.ua
* Vibration Feedback, ** Force Feedback

Как определить наличие люфта в рулевом управлении авто?

Если вы будете ехать на максимальной скорости по прямой трассе, то наверняка заметите, когда имеется люфт рулевого управления. Понять, что данный узел неисправен, вы сможете, если появится постукивание во время резкого поворота рулевого колеса. Стук становится сильнее при езде по неровной дороге. Это говорит о том, что рулевые наконечники и тяги неисправны. Стук отдает в рулевое колесо? Значит, сломалась рулевая планка.

Во время движения появляется биение руля? Скорее всего, пришла в негодность шаровая опора либо сломались рулевые наконечники. Происходит это потому, что износились втулки, подшипник или крестовина.

Посторонние звуки могут появиться, когда вы поворачиваете руль. В первую очередь следует проверить уровень жидкости.

Если вы держите руль прямо, но машину ведет влево или вправо, то следует сделать балансировку колес. Для этого отправляйтесь в ближайший шиномонтаж.

Рулевую планку может заклинить. Тогда руль будет поворачиваться рывками. Если же вам тяжело крутить рулевое колесо, необходимо удостовериться, что усилитель не вышел из строя.

Как определить, есть ли люфт руля? Для этого выполняем следующие действия:

  • Поворачиваем ключ зажигания, оставляем машину на холостом ходу.
  • Проводим проверку гидравлического усилителя.
  • Передние колеса должны быть параллельны продольной оси машины.
  • Начинаем поворачивать руль влево и вправо. Обратите внимание, когда колеса начнут перемещаться. Люфт — это когда вы крутите руль, но колеса не двигаются.

Чтобы узнать максимальное значение суммарного люфта в рулевом управлении, приобретите люфтомер. Например, механический люфтометр К 524 М подойдет как для личного пользования на эстакаде, так и для работы мастеров в автосервисах. Такой прибор позволяет узнать максимальный люфт рулевого управления за пару минут. Вам нужно только установить его, а затем снять. Причем провести тестирование сможет даже неопытный автолюбитель.

Люфтомер

Измерить максимальный люфт рулевого управления можно при помощи этого или любого другого люфтомера. Самое важное – как можно скорее ликвидировать проблему при ее обнаружении.

Максимально допустимые суммарные люфты рулевого управления

Разберемся, что такое максимальное значение суммарного люфта рулевого управления. Данное понятие означает общий угол, отсчет которого начинается, когда руль находится в крайнем левом положении при повороте до крайнего правого положения.

Суть работы суммарного люфта рулевого управления станет понятнее, если рассмотреть конструкцию, а также функционирование систем управления.

Рулевое управление

Как появляется люфт с технической точки зрения? Передача рулевых тяг оборудована штоком. Он закреплен с малым зазором —1-2 мм. Сделано это для того, чтобы исключить сильное трение элементов зацепления системы, а значит, продлить срок их службы.

Зазор необходим, чтобы зацеп находился в определенном положении и не соприкасался с зубцами. Благодаря люфту автовладелец может точно управлять машиной, ощущать, когда происходит изменение направления движения авто. Люфт — это расстояние, которое должен пройти руль до того момента, как автомобиль начнет ехать влево или вправо.

Некоторые уверены, что люфт — это плохо и его нужно устранить. Такое мнение ошибочное, ведь данное явление обеспечивает нормальное управление машиной. Однако существует максимально допустимый люфт рулевого управления. Причем чем больше транспортное средство, тем больше люфт.

Чтобы определить максимальное значение суммарного люфта в рулевом управлении, необходимо выполнить следующие условия:

  • Расположить машину на ровном и твердом покрытии, выставить передние колеса в нейтральное положение.
  • Проверить, чтобы резина не была грязной или мокрой.
  • Произвести запуск мотора (когда проверяется функционирование усилителя привода).
  • Посмотреть, достаточно ли натянут приводной ремень насоса усилителя руля, и проверить уровень рабочей жидкости. Не должно быть отклонений от рекомендуемых производителем показателей.

Узнать максимальное значение суммарного люфта в рулевом управлении можно в Правилах дорожного движения. Кроме того, полученные данные не должны быть больше тех, что указаны в инструкции по эксплуатации вашего авто. Когда производитель не дает особые указания, свободный ход может быть таким:

  • Максимальный люфт рулевого управления на легковом автомобиле — 10°.
  • Максимальный люфт рулевого управления автобуса— 20°.
  • Максимальный люфт рулевого управления грузового автомобиля—25°.

Кроме того, люфт для конкретных моделей авто может отличаться. Например, если у вас ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213, максимальный люфт будет 5°. А если пассажирская «Газель 3302», максимальное значение будет равно 20° (для грузовой модели — 25°).

Был ли материал полезен? Лайк поможет нам создавать больше новых и интересных статей, а подписка на канал позволит вам не пропустить их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *