Процессуальная норма

  • автор:

Материальные и процессуальные нормы права

Материальные и процессуальные нормы права — материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов, а процессуальные нормы устанавливают правила реализации норм материального права.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права

Материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов права.

Материальные нормы отвечают на вопрос, что регулируют нормы права?

Пример материальных норм права

1) Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. (п. 1 ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Принудительный труд запрещен (ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации)

3) Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. (ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации)

Процессуальные нормы права устанавливают правила реализации материальных норм права.

Процессуальные нормы регулируют вопрос, «как реализуются нормы права?»

Примеры процессуальных норм права

1) Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. (ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации)

Пример

«Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) состоит из разделов:

Вопросы применения норм материального права

Вопросы применения норм процессуального права

Связаные темы

Процессуальное действие — предусмотренное нормами процессуального права действие, совершаемое участниками производства по делу.

Процессуальный срок — промежуток времени, установленный законом или назначенный судом для совершения определенных процессуальных действий.

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

2.2. Процедурные нормы

Процедурные нормы — наиболее многочисленный вид процессуальных норм права.

Вопрос о сфере действия процедурных норм до настоящего времени глубоко не исследован и остается спорным. Так, В.С.Аракчеев52 считает, что

52 Аракчеев В.С.

Процедурно-правовые нормы: понятие и значение в регулировании трудовых отношений: Автореф.дис .… канд.юрид.наук. — Томск, 1981.

процедурные нормы выполняют только регулятивную функцию. В.Н.Скобелкин53 возражает и говорит о трех:

а) правотворческой;

б) правореализационной;

в) правоохранительной.

Думается, следует согласиться со вторым автором. Примером осуществления охранительной функции может служить ст. 99 ТК РФ «Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя (сверхурочная работа)», устанавливающая запрет на привлечение к сверхурочным работам женщин, имеющих детей в возрасте от трех до четырнадцати (детей инвалидов — до шестнадцати лет) и инвалидов без их согласия.

Перечисленные функции присущи праву вообще, следовательно, процедурные нормы, являясь частью правовых норм, в целом должны воспринимать и те функции, которые выполняются правом. Здесь уместно будет говорить о соответствии целого и части.

Охранительный аспект подчеркивается требованием того, что инвалиды с их согласия могут привлекаться только к работе, не запрещенной для них по медицинским показаниям.

Ст. 248 ч. 1 ТК РФ предусматривает издание распоряжения администрации (локального нормативного акта) о возмещении ущерба, причиненного предприятию, организации, учреждению, если сумма, подлежащая удержанию, не превышает среднего месячного заработка.

В приведенных статьях имеет место издание нормативного акта, следовательно, осуществляется правотворческая функция.

Говоря о правотворчестве, можно найти примеры, выпадающие из привычного представления о нормативных актах. Речь идет о правовой природе постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации.

53 Скобелкин В.Н. Обеспечение трудовых прав рабочих и служащих (Нормы и правоотношения). -М., Юрид.лит., 1982.

Известно, что Пленумы Верховного Суда не правомочны издавать законы, однако руководящие постановления Пленумов обязательны для судов России.

Чтобы разобраться, проанализируем следующие предположения: 1.

Наличие в системе права элементов прецедента. 2.

Превышение Пленумами установленных полномочий.

3. Делегирование законодательных функций Государственной Думой Верховному Суду.

Согласиться с первым предположением трудно уже в силу различия основополагающих принципов двух основных систем права. Прецедентная система допускает законотворчество любым судом, в том числе и низового звена. Такое положение противоречит Конституции России, которая право создавать законы относит к компетенции высших органов власти в государстве.

Таким образом, это допущение неприемлемо ввиду его противоречия основному закону Российской Федерации — Конституции.

Рассматривая второе предположение, можно отметить, что превышение полномочий незаконно, а потому незаконны и не могут иметь юридической силы решения, вышедшие за пределы полномочий.

В данном случае возникает сложность: решения Верховного Суда имеют огромное значение для единообразного понимания и применения законов, служат укреплению правопорядка и повышения авторитета права.

Если признать деятельность Верховного Суда и его Пленума незаконной, то она не может поддерживать и укреплять закон. В действительность мы имеем противоположное.

Посылка явно не согласуется с выводом, при верности вывода и рассуждения, подтверждаемых практикой, следует признать неверной посылку.

Остается последнее — фактическое делегирование законодательной функции Пленуму Верховного Суда Российской Федерации Государственной

Думой Российской Федерации.

Этот вывод объясняет и юридическую природу постановлений Пленумов и функции, которые выполняют указанные постановления, и другие виды деятельности высших судебных органов российского государства.

При подобном раскладе выявляется несоответствие формы и содержания. Видимо, пришло время признать наличие законотворческой функции за Постановлениями Пленумов Верховного Суда России.

Причиной неудобства создавшегося положения нам видится отсутствие процедуры придания нормативной силы постановлениям Пленумов Верховного Суда.

Несмотря на указанные затруднения Постановления Пленумов Верховного Суда играют важную роль в совершенствовании правоприменения.

Следует отметить, что новый Трудовой кодекс РФ содержит намного больше норм, относящихся как раз к понятию нематериальных процедурных норм трудового права, чем ранее действовавшее трудовое законодательство.

Проследим развитие следующего принципа трудового права: каждый человек имеет право на свободный труд. Его осуществление достигается за счет других отношений: организационных, процедурных и процессуальных.

К организационным относятся отношения, которые определяют, кто имеет право приема на работу, какие документы необходимы для этого.

Ст. 65 ТК РФ «Документы, предъявляемые при заключении трудового договора» является организационной, подготавливающий дальнейшее экономное и эффективное развитие возникающего отношения по трудоустройству.

Сам порядок приема на работу регламентируется уже процессуальными процедурными нормами.

Весьма значительное число организационных норм трудового права содержится в главе 11 ТК РФ «Заключение трудового договора». В основном, они содержится в нормах, адресованных работодателю, так как обязанность надлежащим образом оформить прием на работу возложена именно на него.

Нельзя сказать, что они не устанавливаются для работника, ведь последний является наиболее заинтересованной стороной.

Приведенная глава описывает центральную процедуру трудового права — прием на работу. Это достаточно сложное и поэтапное структурное образование, состоящее из более дробных процедур, значение которых состоит в организации всех необходимых условий для достижения результата основной.

Рассмотрим элементы этой процедуры: 1.

Определение требований к гражданину как потенциальному работни ку. 2.

Гарантии при заключении трудового договора. 3.

Необходимые для заключения договора документы. 4.

Форма договора о труде.

Форма локального нормативного акта, узаконивающего возникшее отношение. 6.

Круг лиц, имеющий право на заключение договора со стороны работодателя.

Форма извещения работника о решении администрации. 8.

Особые условия, трактуемые как заключение трудового договора — фактическое допущение к работе. 9.

Установление, согласно которому фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора независимо от надлежащего оформления возникших трудовых отношений.

10. Гарантия права на заключение трудового договора работнику, при глашенному в порядке перевода.

Таким образом, в одной главе сконцентрирован целый ряд процедурных моментов, устанавливающий порядок заключения трудового договора.

То же самое правоотношение по заключению трудового договора может получить дальнейшее развитие и перерасти в юрисдикционное при отказе в

приме на работу.

При этом совершенно не будет иметь значения, правомерно или нет отказано гражданину в приеме на работу. Достаточно, если потенциальный работник сочтет отказ незаконным и обратится в суд или в другие управомо-ченные органы. Само обращение за разрешением возникшего спора к субъектам, обладающим юрисдикционными полномочиями, уже переводит отношения из области процедуры (обычный порядок заключения трудового договора) в область процесса.

В случае, когда судом или другим органом обратившемуся будет разъяснена неправомерность его притязаний, или наоборот, удовлетворены его требования, имеет место юрисдикционное разрешение противоречия.

Отказ работника от принудительного обязывания заключить с ним трудовой контракт никак не повлияет на процессуальную форму прекращения отношения, оно все равно найдет свое завершение в рамках процесса.

В то же время неправомерный отказ от заключения трудового договора не обжалованный работником, не порождает дальнейшего развития отношения и оно прекращается в рамках процедуры.

Новый Трудовой кодекс ввел новую и очень интересную процедуру, заменившую ранее действовавшую процедуру нормативно обязательного согласования — учет мнения профсоюзного органа. По своей сути он остается согласовательной процедурой, однако, без степени императивности. В настоящее время работодателю предоставлен новый вид процедуры: обход обязательности мнения профсоюзного органа. Указанная процедура регламентируется ст.ст.372, 373 ТК РФ с определением сроков совершения конкретных действий, несоблюдение которых имеет собственные правовые последствия.

Так, при увольнении работника по сокращению штатов необходимо выяснить мнение профсоюзного комитета, если он создан на данном предприятии, учреждении, организации. Если действует несколько профсоюзов, необходимо запросить мнение того, в котором состоит работник.

Вернемся к ст. 67 ТК РФ, в которой имеет место упоминание согласования. Сама проблема согласований достаточно интересна. Именно в трудовом

праве, как ни в какой другой отрасли, ему придается большое значение. При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников может быть предусмотрена необходимость согласования заключения договора с соответствующими лицами или органами, не являющимися стороной трудового договора.

Согласование не является однородным, можно выделить следующие его виды: 1.

Между администрацией и гражданином, желающим заключить трудовой договор. 2.

Между администрацией и работником. 3.

Между администрацией и должностными лицами или органами, не являющимися стороной трудового договора. 4.

Между сложными участниками правоотношения.

Между администрацией и работником может иметь место соглашение относительно срока увольнения, когда работника не устраивает общепринятый срок предупреждения о прекращении работы, а администрация ничего не имеет против.

Между сложными участниками правоотношения согласование может иметь место, например, при ведении переговоров об условиях заключения коллективного договора.

Несколько слов необходимо сказать о сроках в согласовании.

Некоторые виды согласования имеют определенные сроки, другие не имеют, сроки третьего вида определяются наступлением обусловленных самим соглашением или законом обстоятельств.

Так, например, учет мнения профсоюзного комитета при увольнении работника по сокращению численности или штата работающих (по ст. 81 п.2 и ТК РФ) должен быть доведен до работодателя в течение 7 дней с момента получения профсоюзным комитетом проекта приказа и копий документов об увольнении. В приведенном примере важен не только срок, в течение которого комитет должен отреагировать на действия работодателя. Требуется и

соблюдение дополнительного условия — мнение должно быть выяснено предварительно. Ведь трудно говорить о соблюдении порядка действий заинтересованных лиц при последующем получении мнения профсоюзного органа ввиду невозможности определения точки течения срока.

Та же статья устанавливает и другие случаи, в которых необходимо выяснение мнения профсоюзного органа при так называемых «невиновных» основаниях увольнения работников.

Сама процедура учета мнения профсоюзного органа при увольнении работника также имеет ряд процедурных моментов: —

мнение по поводу увольнения по конкретному основанию; —

мнение профсоюзного органа оформляется письменно (протоколом за седания или выпиской из него); —

профсоюзный орган на данном заседании должен обладать правомочи ем по принятию решения); —

право профсоюза предпринять дальнейшие действия в случае, если ра ботодатель не сочтет его мнение достаточно обоснованным;

-право работодателя не принимать во внимание мнение, выраженное с нарушением установленных сроков или немотивированное.

Достижение согласия при ведении переговоров об условиях заключения коллективного договора может быть обусловлено юридическим фактом: внесением в текст договора требуемого.

Достижение, например, соглашения между членами трудового коллектива и администрацией о воздерживании от проведения забастовок и решения всех спорных вопросов путем переговоров на срок действия коллективного договора, зависит от срока действия этого договора и по времени равно ему.

С истечением срока действия коллективного договора истечет и срок соглашения о беззабастовочном решении проблем.

Как и подавляющее количество действий, согласование может быть и

неправомерным. Например, достигнутое согласие об отказе от части прав,

предоставляемых работнику законом, считается юридически ничтожным, не влекущим никаких последствий для субъекта, его нарушившего.

Особое положение в свете сроков различных видов согласований занимает согласование между руководителями о переводе работника из одного учреждения, организации, предприятия в другое. Ни Трудовым кодексом, ни иными нормативными актами эта процедура окончательно не урегулирована. Нигде не сказано, в течение какого времени один руководитель должен ответить на обращение другого. Более того, не существует обязанности отвечать.

Должен ли на эти отношения распространяться месячный срок, который дается для получения ответа гражданам, обратившимся с жалобой, просьбой? Но ведь речь идет об отношениях между руководителями, то есть должностными лицами. Если учесть то обстоятельство, что в отношениях, возникающих между должностными лицами, несомненно, есть интерес гражданина, то надо признать: последний участвует в соглашении между руководителями опосредованно и провести параллель по срокам все же сложно.

Таким образом, отношение о переводе работника из одного предприятия на другое по соглашению между руководителями может существовать неопределенное время. Из этого возникает проблема времени, в течение которого будет действительно согласие руководителя на перевод. Так как трудовое законодательство ответа не дает, логично предположить, что работник вправе рассчитывать на общий срок давности — три года. Следовательно, рассматриваемое отношение все же имеет свой срок существования, который, по принципу исключения, равен общему сроку давности.

Но на этом проблема перевода работника по согласованию между руководителями не исчерпана. Как явствует из ст. 64 ТК РФ, работнику, приглашенному в порядке перевода, не может быть отказано в заключении трудового договора. Как же должен поступить руководитель, приглашающий работника? Из закона следует, что он должен либо в течение трех лет сохранять вакантную должность, на которую приглашается работник в порядке перевода, либо назначить кого-нибудь временно (на срок до трех лет) исполняющим

обязанности. Если на это место будет принят другой работник, его следует уволить по п.2 ст.83 ТК РФ. Освобождение должности осуществляется любым способом — увольнением либо переводом на другую работу с согласия работника, которого можно считать невинно пострадавшим.

Как мы видим, отсутствие четкой процедуры перевода работника из одного предприятия, учреждения, организации в другое по соглашению между руководителями порождает неопределенность, может привести к конфликту.

Известно, что одной из сложнейших проблем трудового права является соблюдение законности при расторжении трудового договора по инициативе администрации. С целью исключения возможных нарушений закона именно в этой области необходима тщательно разработанная процедура. Понимая сложность ситуации, законодатель уделил ей много внимания.

Уже с самого начала процедура регламентируется. Так, администрация должна решить, проводить сокращение численности или штата работающих. Решение должно обуславливаться производственными возможностями предприятия.

Если речь идет о сокращении штата, следует остановиться на конкретной штатной единице, по которой будет проводиться сокращение. Далее определяется количество человек, подлежащих высвобождению и занимающих эту должность. Нельзя забывать, что в этом случае не могут быть сокращены работники, занимающие другие должности.

При этом у администрации есть право произвести перестановку (перегруппировку) работников в пределах однородных профессий и должностей с переводом более квалифицированных работников, чья должность сокращается, на другую, уволив с нее менее ценного для предприятия. При этом требуется согласие переводимого. Такие переводы возможны в силу того, что проведение мероприятий по сокращению численности или штата осуществляется и для укомплектования наиболее квалифицированными кадрами. Проведение перестановки является правом, но не обязанностью администрации.

Если проводится сокращение численности, то в первую очередь устанавливается количество человек, которые будут уволены по сокращению численности работающих и лишь после этого определяются конкретные кандидатуры.

Закон, регулируя комплекс правоотношений по сокращению трудящихся, требует, чтобы они были извещены исключительно в письменной форме под расписку и не менее, чем за два месяца. Можно предположить, что немалый срок в два месяца установлен в интересах работника, чтобы он мог подыскать другую работу. Однако само выражение «не менее, чем за два месяца» является оценочным и не позволяет точно установить необходимое время предупреждения. Между тем, трудовое право является очень формализованным, и правильное применение сроков является одним из элементов правомерности увольнения работника. В противном случае работник, независимо от содержания отношения по освобождению от работы, приобретает право восстановления на прежнем рабочем месте. В такой ситуации возникает необходимость оценки возможности увольнения лица, предупрежденного об увольнении через два, три месяца, через полгода.

Опять встает вопрос о сроках в трудовом праве, которые и в этом случае не оговорены.

Видимо, вновь придется обратиться к общему давностному сроку -трехлетнему. Но за такой период работник вправе посчитать, что у администрации отпала необходимость в проведении сокращения и он может отказаться от подысканной работы.

Если есть вакансия, то требуется исполнитель. Ни один работодатель в современных условиях не сможет позволить себе такое количество времени ждать специалиста, даже в случае острой нужды именно в нем.

Кроме того, как быть с правилом, согласно которому если ни одна из сторон не настаивает на расторжении срочного трудового договора по истечении времени его действия, он считается заключенным на неопределенный

срок. Можно возразить, что в данной ситуации речь идет именно о срочном

контракте, но ведь начало отсчета времени предупреждения о предстоящем увольнении реально переводит отношения в область срочных.

Поставленный вопрос рассмотрен только с позиций трудового законодательства, а ведь есть еще и производственный аспект проблемы, нестабильность кадров приведет к нестабильным экономическим показателям, может надолго нарушить производственный процесс.

Всего два слова в тексте нормативного акта порождают массу неудобств как для одной, так и для другой стороны трудового отношения. Администрация, не осуществившая увольнение предупрежденного работника через два месяца, вынуждена подстраховываться и вновь предупреждать работника о предстоящем еще через два месяца высвобождении. Еще более все усложняется, если после предупреждения о грядущем сокращении штата или численности работающих администрация убеждается в том, что деятельность сокращаемого необходима в течение большего времени, чем два месяца. Если не уволить уже предупрежденного, процедуру предупреждения надо повторить «на всякий случай», если все же провести сокращение, а затем на то же самое место принять кого-нибудь временно, уволенный может посчитать, что сокращение проведено только с целью избавиться от него лично и обратиться в суд с иском о восстановлении на работе. Трудно представить, как администрация сможет доказать, что это не так.

Но на эпизоде предупреждения процедура сокращения не оканчивается.

Администрации вменено в обязанность совершить хотя бы попытку иного трудоустройства своего работника: ему необходимо предложить все вакантные должности и работы, не противопоказанные работнику по состоянию здоровья и которые он может выполнять в рамках полученного образования. Понятно, что нельзя сокращаемому предлагать вакантную должность, требующую специального образования. Сложнее, если такую специальность можно приобрести в рамках переподготовки или переквалификации в пределах какого-либо срока. Неизвестно, будет ли такой срок сам по себе иметь

какое-то значение. Сроки переподготовки работника в нормативных доку-

ментах не оговариваются, существует что-то примерное только для реализации отношений по переподготовке лиц, состоящих на учете в органах занятости и трудоустройства. Кроме того, неизвестно, должно ли предприятие оплатить переобучение своего работника. Гораздо экономичнее пригласить на свободную должность человека, владеющего необходимыми навыками.

В целом можно сказать, что процедурные процессуальные нормы права направлены на решение конкретных управленческих ситуаций. Они создают возможности сторонам отношения выяснить существующие проблемы, определить свою позицию и с возможно меньшими имущественными и моральными потерями решить вставшую задачу.

Несомненным достоинством процедурных норм права является их очень демократичный характер, что не совсем обычно для норм права, устанавливаемых жестко. В рамках существующего процессуального правоотношения стороны могут согласовать свои действия, сделав взаимные уступки и отказавшись от немедленного перенесения разногласия в судебные инстанции.

Организационное отношение предоставляет предусмотренную самим законом возможность реализовать права и исполнить обязательства, что гораздо предпочтительнее. Юрисдикционная форма разрешения проблем требует значительных затрат времени и средств на реализацию. Кроме того, практика показывает, что в рамках судебного разбирательства не всегда удается достичь желаемого результата с абсолютной точностью. Этому препятствует целый ряд моментов. Так, сторона судебного процесса должна четко и однозначно сформулировать свои требования и притязания, так как именно они и будут предметом рассмотрения. Необходимо убедительно показать, какой порядок осуществления действий должен привести к желаемому результату. Иными словами, необходимо максимально четко изложить всю последовательность действий, иначе суд может не указать в решении порядок совершения действий, и обязанное лицо получит возможность действовать по своему усмотрению. Если такое усмотрение не будет удовлетворять получателя исполнения по судебному решению, это ничего не изменит, и надо будет

снова обращаться в суд. Между тем, в рамках процедурной реализации прав или исполнения обязанностей, стороны имеют возможность оперативно влиять на последовательность совершения действий или их характер, смысл. Таким образом, можно однозначно утверждать, что процедурное отношение является не только более экономичным по сравнению с юрисдикционным, но и предоставляет участникам более широкие возможности.

Можно приводить массу примеров использования законодателем процедурной формы. Однако совершенно очевидно, что процедура применяется во внесудебных действиях, имеющих признаки правовых отношений. Это выборы депутатов, назначение на должность, установление правомочий и компетенции органов и должностных лиц. Регламенты организаций, в том числе, осуществляющих законотворческую деятельность, также основаны именно на процедурных нормах. Характеризуются процедурные нормы полным наличием всех признаков, присущих правоустановлению. Так, нарушение регламента принятия решения является основанием к отмене этого решения независимо от содержания, которое может быть беспорочным.

Некоторые правоведы настаивают на том, что юридические процедуры должны относиться только к материальному праву. Так, И.М. Зайцев и Н.А. Рассахатская утверждают, что юридические процедуры всегда составная часть материального права, так как регламентированы они материально-правовыми нормами в отличие от процессов, регулируемыми нормами процессуальных отраслей права.54

Со столь категоричным утверждением вряд ли можно согласиться, так как приведенные примеры из трудового права не дают такой возможности.

Интересные взгляды на процедурные нормы имеет С.М. Яковенко.55 Автор выделяет главную цель правовой процедуры, которая заключается, по мнению автора, в реализации основной, то есть материальной нормы. Вме-

55 Яковенко О.В. Правовая процедура. Дис .… канд.юрид.наук. — Саратов, 1999.

сте с тем однозначно ограничить процедуру и процесс указанный автор не полагает возможным, так как эти два понятия — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но, тем не менее, не идентичные.

Процедурные нормы выступают основой протекания юридического процесса, который шире и может включать в себя какую-либо комплексную процедуру. В зависимости от конкретных условий правореализации процедуру можно рассматривать и как самостоятельную, предписанную нормами права последовательность совершения определенных действий, и как часть глобального юридического процесса.

Соотношение процедурных и процессуальных норм устанавливается через введение понятия «макропроцедура» и «микропроцедура», где «микропроцедура» и есть непосредственно процедурные нормы, дальнейшая реализация которых порождает «макропроцедуру» — процесс.

О.В. Яковенко выделяет признаки юридической процедуры, которые еще раз подтверждают, что это нормы права, установленные для достижения определенной цели56.

В целом можно сказать, что процедурные нормы должны отвечать некоторым признакам.

В отличие от всех других норм служебного характера они имеют неограниченное число вариантов применения, так как конкретные способы применения зависят от усмотрения субъектов отношения и их творческого потенциала.

Процедурным нормам, как никаким другим, присущи признаки самореализации, истоки которой следует искать в общих принципах самостоятельных действий в свою защиту, иными словами, процедурные нормы являются мерами самозащиты прав.

Процедурные нормы, независимо ни от чего, продолжают оставаться нормами служебными, следовательно, они не должны выходить за рамки, ус-

56 Там же. С. 43-44.

тановленные их назначением, то есть, они должны быть соотносимы со всеми другими правовыми средствами разрешения конфликта. Более того, процедурные нормы должны быть направлены на достижение общей цели пра-вореализации — разрешения спора.

Одной из весьма существенных проблем, определяемых в отношении процедурных норм, является проблема санкций. Однако эта проблема была рассмотрена в первой главе, и нет дополнительных оснований, по которым нормы права, даже если по классификации они относятся к служебным нормам, должны привести к признанию санкций не существующими. Другое дело, что особенности санкций процессуальных норм все-таки существуют. Они могут иметь какие-то особые формы, применяться в особом порядке. Например, следует считать санкцией в жилищном праве признание ордера недействительным или в трудовом праве санкцией будет отмена решения по трудовому спору.

Правовая система Республики Беларусь

Главная / Государство и право / Правовая система

Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.

В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства. В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 33) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.

Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

Отрасль права — основное структурное подразделение системы права Республики Беларусь, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. С учетом некоторых изменений, происшедших в последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Конституционное право — отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. Конституционное право является базовой отраслью для всех других отраслей права: их нормы основываются на конституционных положениях, конкретизируют, развивают эти положения. Основным источником конституционного права является Конституция Республики Беларусь, которая обладает высшей юридической силой. В случае расхождения других нормативных правовых актов с Конституцией действует Конституция.

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормами гражданского права определяется правовое положение физических и юридических лиц, закрепляются различные виды собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения регулируются нормами Конституции Республики Беларусь, и другими соответствующими этим законодательным актам нормативными правовыми актами.

Административное право — системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение. Содержатся нормы административного права главным образом в Конституции Республики Беларусь и в , а также в других законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов.

Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, то есть деятельности по сбору и распределению денежных средств. Нормами этой отрасли права устанавливаются налоги и сборы, порядок их взимания в бюджет, регулируются взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных, других государственных органов и организаций по поводу принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, отношения в сфере денежного обращения, осуществления валютных операций и др. Нормы финансового права содержатся в статьях раздела VII Конституции Республики Беларусь, , , в законах о республиканском бюджете, в декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и др.

Земельное право — система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда Республики Беларусь, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т.п. Земельные отношения регулируются соответствующими нормами Конституции Республики Беларусь, , другими законодательными и подзаконными актами.

Трудовое право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Основными источниками трудового права являются Конституция Республики Беларусь, , другие законодательные и подзаконные нормативные акты.

Семейное право как отрасль национального права регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Его нормы определяют порядок вступления в брак и его прекращения, регулируют личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, устанавливают порядок регистрации актов гражданского состояния и др. Нормы семейного права содержатся в Конституции Республики Беларусь, в , других актах законодательства.

Уголовное право как отрасль права объединяет нормы, которые определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Единственным источником уголовного права является , который основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Уголовно-исполнительное право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. Основным актом, содержащим нормы уголовно-исполнительного права, является .

Уголовно-процессуальное право — это система правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. Ими регулируется деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжалования и т.п. Правовым актом, содержащим нормы уголовно-процессуального права, является .

Гражданско-процессуальное право — отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам. Его нормы регламентируют деятельность судов, всех других участников гражданского процесса, устанавливают подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебных решений, их обжалования, исполнения и др. Источниками гражданско-процессуального права являются и .

Система права, формирующаяся на объективной основе, обусловливает внешнюю структуру — форму национального права. Правовые нормы, составляющие содержание отраслей и институтов права, обязательно приобретают и внешнее выражение в виде статей нормативных правовых актов, то есть проявляются в формулировках действующего законодательства. С учетом этого обстоятельства формируется система законодательства, которая определяется как системная совокупность нормативных правовых актов, располагаемых (группируемых) в соответствии с отраслями права и целями государственного управления в той или иной сфере общественных отношений.

Таким образом, система права страны и система национального законодательства неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления — права. Так, гражданскому праву как отрасли права соответствует гражданское законодательство, административному праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д.

В этом смысле система права и система законодательства в основном совпадают. Но между ними возможны и расхождения. Предмет регулирования отраслей законодательства может быть не столь однороден, как предмет отрасли права. Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.п.). Такие нормативные акты объединяют в себе нормы различных отраслей права, что с практической точки зрения не может быть признано в должной мере рациональным.

Таким образом, в систему законодательства входят две группы отраслей. В первую, основную группу входят отрасли законодательства, которые формируются на основе отраслей права. Другую группу составляют так называемые комплексные отрасли законодательства, образуемые посредством сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Это хозяйственное, экологическое, аграрное и тому подобное законодательство. Однако и эти отрасли законодательства обладают известной степенью единства, поскольку регулируют определенную сферу общественных отношений и обеспечивают решение важных управленческих задач.

Будучи, как правило, обусловленной системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему права. Это влияние особенно заметно в процессе кодификации законодательства. Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.

Нормы процессуального права

Понятие и признаки норм процессуального права

Определение нормы процессуального права, как основополагающего нормативно-правового предписания, определяющего основы и признаки юрисдикционной деятельности, в современной правовой доктрине формулируется, в наиболее общем виде, следующим образом:

Определение 1

Норма процессуального права – общеобязательное нормативно-правовое предписание, устанавливающее оптимальный порядок реализации и защиты материально-правовых норм.

При этом, для формирования целостного и исчерпывающего представления о специфике норм процессуального права, представляется целесообразным подробнее остановиться на анализе особенностей соответствующих норм:

  1. Своеобразие содержащегося в норме процессуального предписания, обусловленное характером и назначением функций соответствующих норм. Иными словами, в отличие от материально-правовых норм, назначение которых заключается в непосредственном регулировании поведения субъектов правовых отношений, функцией процессуальных норм выступает регулирование общественных отношений, складывающихся в процессе реализации соответствующих положений материального права. Кроме того, для норм процессуального права характерен процедурный характер, заключающийся в определении целесообразного порядка осуществления нормотворческой, правоприменительной, контрольной, и иной государственно-властной деятельности;
  2. Особенности адресатов – процессуальные нормы, помимо прочего, обязательны для субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями на реализацию материально-правовых предписаний. При этом соответствующие предписания сформулированы по модели категорического повеления, обязательного для субъектов правоприменительной юрисдикционной деятельности;
  3. Процессуальные нормы постоянно находятся в тесной взаимосвязи с разнообразными приемами и способами, используемыми государственно-властными органами в процессе реализации предоставленных им юрисдикицонных полномочий;
  4. Для процессуальных норм характерно особое значение, заключающееся в необходимости совершенствования деятельности различных государственно-властных органов, вовлеченных в юрисдикционный процесс.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура процессуальных норм и их значение

Наряду с признаками, обозначенными выше, особенности процессуальных норм тесно взаимосвязаны с их структурой, для которой, несмотря на трехзвенное строение, аналогичное структуре норме материального права, характерны некоторые отличительные черты:

  • В диспозиции процессуальной нормы находят свое отражение все обозначенные выше признаки и особенности, обусловленные спецификой процессуальной деятельности юрисдикционных органов;
  • В гипотезу нормы процессуального права включаются условия и обстоятельства, при наличии которых может быть реализована норма материального права. При этом особенности соответствующих условий обуславливаются содержанием и проявлениями тех материально-правовых норм, в связи с необходимостью исполнения и защиты которых инициируется юрисдикицонная деятельность государственно-властных органов. Зачастую содержание гипотезы правовой нормы продиктовано тем, о какой стадии правоприменительной деятельности идет речь в каждом конкретном случае;
  • В санкции процессуальной нормы указываются невыгодные последствия, обуславливаемые возможностью применения государственного принуждения, в качестве реакции на невыполнение обязательного предписания, включенного в диспозицию. При этом аналогично элементам структуры процессуальной нормы, указанным выше, специфика санкций, прежде всего, продиктована производной природой процессуальных норм.

Пример 1

Говоря о конкретных примерах санкций процессуально-правовых норм, не характерных для положений материального права, могут быть названы: отмена правоприменительных актов, вынесение которых сопровождалось нарушением общеобязательных процедурных предписаний, признание недействительности (юридической ничтожности) действий, не соответствующих требованиям диспозиции соответствующей нормы, и т.д.

Кроме того, продолжая характеристику процессуальных норм представляется необходимым обратить внимание на то, что для соответствующих нормативно-правовых предписаний характерно особое значение, проявляющееся как в нормотворчестве, так и в правоприменении, заключающееся в совершенствовании деятельности различных организаций и органов, наделенных государственно-властными полномочиями, и участвующими, в этой связи, в социальном управлении. Поскольку именно качественное процессуальное упорядочение обеспечивает возможность достижения состояния законности, принятия обоснованных и справедливых решений, и т.д.

Классификация видов норм процессуального права

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существуют разнообразные классификации видов норм процессуального права, способствующие более детальному изучению содержания и особенностей процессуальной деятельности государственно-властных органов в целом.

Так, в зависимости от направленности нормативно-правового воздействия могут выделяться:

  • Обязывающие нормы, устанавливающие обязанность лица, по совершению определенного рода активных действий;
  • Запрещающие нормы, в содержании которых находит отражение обязанность лица, воздержаться от совершения определенных действий;
  • Управомочивающие нормы – то есть предписания, предоставляющие субъектам спорного правоотношения набор субъективных прав, позволяющих по собственному усмотрению решать вопрос о совершении или не совершении определенных действий.

Замечание 1

При этом следует обратить внимание на то, что обозначенные виды норм процессуального права взятые воедино, образуют, так называемую, категорию регулятивных предписаний, наряду с которыми в теории права выделяются охранительные процессуальные нормы, регламентирующие применение принудительных мер защиты участников процесса со стороны государственно-властных органов и их должностных лиц.

Раздел 9. Основы процессуального права

Тема 9.1. Общая характеристика процессуального права и регулируемых им отношений

Процессуальные нормы и процессуальное право

В юридической науке принято деление норм права на материальные и процессуальные. Это разделение коренится в терминологии гражданского права, в котором четко выделяются нормы, регулирующие имущественные, т.е. собственно материальные, отношения, поскольку их объектом являются материальные ценности (в договорах купли-продажи, займа, аренды и т.п.).

По аналогии «материальными» стали именовать и иные нормы гражданского и других отраслей права (семейного, трудового, уголовного, административного и др.), определяющие права и обязанности субъектов в таких правоотношениях, объектом которых являются нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь человека, право на отдых, почетные звания и проч.) либо действия (трудовая деятельность, выполнение служебных обязанностей и т.п.).

Вместе с тем в некоторых отраслях права были выделены и такие нормы, которые регламентируют порядок, процедуры деятельности, направленной на охрану соответствующих норм материального права (например, порядок решения споров участников гражданских правоотношений или применение мер государственного при­нуждения к лицам, совершившим преступление, и т.п.). Эти нормы стали называть «процессуальными».

Таким образом возникло разделение всех правовых норм на нормы материального права, регулирующие содержание правоотношений, и процессуальные нормы, регламентирующие порядок охраны материально-правовых норм от нарушений. Эти нормы «вторичны», они являются формой реализации норм материального права.

Нормы процессуального права регламентируют юрисдикционный, т.е. правоохранительный, процесс, который осуществляется в правоприменительной форме специально управомоченными орга­нами (судом, прокуратурой и проч.) в случаях совершения преступ­лений и других правонарушений или «спора о праве», когда сторо­ны правоотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей и обращаются в суд.

Все процессуальные нормы входят в три чисто процессуальные отрасли (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право) и две материальные (конституционное и административное право), являясь их составными частями.

Наряду с ними существуют и нормы, регулирующие процедуру иных форм государственно-властной, правоприменительной дея­тельности, которые также связаны с реализацией норм материаль­ного права, но не имеют юрисдикционного характера (например, регистрация брака, выдача разрешения на хранение оружия, правотворческая деятельность и проч.). Эти нормы обычно называют «процедурными» и относят к материально-правовым.

Следует отметить, что такие процедуры могут «перерасти» в юридический процесс. Это связано с тем, что в большинстве случа­ев у лиц, чьи права и законные интересы нарушены, возникает возможность обжаловать в суд соответствующее решение практи­чески любого государственного органа (об этом будет сказано позже), и после подачи такой жалобы начинается уже юрисдикционная, процессуальная деятельность.

Все нормы процессуального права обладают следующими общи­ми признаками:

— они адресованы прежде всего компетентным органам и должностным лицам, наделенным полномочиями по осуществлению государственно-властной деятельности в правоохранительной сфере (суду, прокуратуре, милиции и др., их работникам);

— они регламентируют юридический процесс, т.е. порядок правоприменительной деятельности указанных субъектов, связанный с обеспечением законности, обоснованности и эффективности принимаемых ими решений.

Понятие процессуального права

Все процессуальные нормы в комплексе могут рассматриваться как единое межотраслевое образование — процессуальное право, что, помимо общих признаков всех этих норм, о чем говорилось выше, определяется также следующими обстоятельствами:

единством предмета правового регулирования (деятельность прежде всего компетентных государственных органов и должност­ных лиц, наделенных властными юрисдикционными полномочиями);

единством метода правового регулирования (императивный характер большинства правовых предписаний, отношений власти— подчинения между большинством субъектов);

единством целей (обеспечение законности, обоснованности, эффективности как самого юрисдикционного процесса, так и его результатов, т.е. надлежащей реализации соответствующих мате­риально-правовых норм);

особым составом субъектов процессуальной деятельности (ор­ганы и должностные лица, обладающие властными полномочиями в правоохранительной сфере, среди которых высшее положение занимает суд, правомочный во всех случаях принимать окончатель­ное решение);

наличием общих для всех видов юридического процесса прин­ципов.

Таким образом, процессуальное право можно определить как совокупность (систему) правовых норм, регламентирующих по­рядок, форму юрисдикционной правоприменительной деятель­ности компетентных государственных органов и должностных лиц, направленной на реализацию норм различных отраслей материального права.

Источники процессуального права

Нормы процессуального права содержатся в различных источ­никах. Рассмотрим основные из них.

1. Конституция России. Конституция закрепляет наиболее важ­ные положения, имеющие значение для всех сфер социальной жизни, в том числе и для процессуальной деятельности. Речь идет, в частности, об основах конституционного строя, о важнейших пра­вах и обязанностях граждан, об основах федеративного устройства России, о системе высших органов государства, их компетенции, о правомочиях суда, прокуратуры и проч. Велика роль конституцион­ных принципов, как общеправовых, так и чисто процессуальных (о них будет особый разговор).

Важно, что конституционные нормы имеют прямое действие, т.е. могут применяться непосредственно по конкретным делам.

2. Международные соглашения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России общепринятые принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При расхожде­нии положений закона России и международного договора приме­няются нормы договора.

В этой связи важную роль в процессуальном праве играют нормы Всеобщей декларации прав человека, принятой Организа­цией Объединенных Наций в 1948 г., Пакта о гражданских и по­литических правах, Пакта об экономических, социальных и куль­турных правах, принятых Организацией Объединенных Наций в 1966 г., и др.

Многие вопросы процессуальной деятельности решаются дого­ворами о правовой помощи, заключенными Россией с рядом госу­дарств (Китай, Венгрия, Финляндия, ряд государств, входящих в Содружество Независимых Государств, — всего около 30), а также Минской конвенцией, заключенной в 1993 г. между странами, вхо­дящими в Содружество.

3. Законы. Среди законов необходимо прежде всего выделить кодексы: Уголовно-процессуальный (УПК), Гражданский процес­суальный (ГПК), Арбитражный процессуальный (АПК), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и др. Они определя­ют круг участников юридического процесса, их права и обязаннос­ти, порядок отношений между ними, процедуру производства раз­личных процессуальных действий, принятия решений и т.п.

Надо иметь в виду, что многие кодексы приняты в 60—70-х гг. и, хотя за прошедшее время в них вносилась масса исправлений и дополнений, они во многом устарели. Сейчас ведется работа по подготовке новых кодексов.

Процессуальные нормы содержатся и в других федеральных законах: федеральные конституционные законы «О Конституци­онном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Россий­ской Федерации», Федеральный закон «О Прокуратуре Россий­ской Федерации» и др., которые устанавливают компетенцию соот­ветствующих органов, порядок их деятельности и т.п.

Законы субъектов Российской Федерации являются источни­ком права только в конституционном и административном про­цессе.

4. Подзаконные нормативные акты. В целом подзаконные нор­мативные акты в регулировании юридического процесса большой роли не играют: все основные вопросы решаются на законодатель­ном уровне. Тем не менее иногда (например, в случаях, требующих быстрого решения) используется и подзаконное регулирование. Можно, в частности, назвать Указ Президента РФ от 14 июня 1994г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который действовал до 1997 г., или «Временное положение о порядке обращения взыс­кания на имущество организаций», утвержденное Указом Прези­дента РФ от 14 февраля 1996 г.

Принципы юридического процесса

Процессуальные принципы — основные идеи, начала, отра­жающие наиболее существенные черты и свойства юридического процесса, обеспечивающие его единство и достижение стоящих перед ним целей. Эти принципы либо прямо закреплены в законо­дательстве, либо вытекают из содержащихся там положений. Они образуют основу, фундамент всех процессуальных норм, обеспечи­вают законность и эффективность деятельности соответствующих органов, обоснованность принимаемых решений.

Основные из этих принципов закреплены в Конституции РФ. Часть из них имеет общеправовой характер, т.е. они относятся ко всем отраслям, институтам и нормам права (неотчуждаемость ос­новных прав и свобод человека, их непосредственное действие, равенство всех перед законом и судом и др.). Другие же принципы характерны именно для юридического процесса в целом или от­дельных отраслей процессуального права. Рассмотрим некоторые из них, имеющие наиболее существенное значение для процессу­альной деятельности.

Принцип приоритетности прав человека (ст. 2 Конституции РФ). Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обя­занность государства. Вся деятельность органов, осуществляющих процессуальную деятельность, должна строиться на основе этих положений.

Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Соблюдать правовые предписания обязаны все участники общественных отно­шений, однако совершенно нетерпимы нарушения закона в работе государственных органов, особенно тех, которые осуществляют правоохранительную деятельность, сами следят за исполнением за­конов другими субъектами, правомочны применять меры государ­ственного принуждения. Это определяет необходимость высокой правовой культуры таких лиц и существования системы контроля и надзора за их работой (о ней будет сказано ниже).

Принцип свободы и неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции РФ). Этот принцип заключается в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в порядке и на основаниях, установ­ленных законом.

Принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 23, 24 Конституции РФ). Частная жизнь людей, их личная и семейная тайна неприкосновенны. С учетом этого организуется весь ход юридичес­кого процесса.

Закон обеспечивает также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права может иметь место только в установленных законом случаях.

Принцип государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ). Из этого принципа вытекает важнейшая обязанность всех государственных органов: рассматривать защиту прав личности в качестве одной из основных целей своей процессуальной деятельности.

Принцип права на жалобу (ст. 33 Конституции РФ). Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуаль­ные или коллективные обращения в любые государственные орга­ны. Это определяет обязанность этих органов рассматривать соот­ветствующие обращения и принимать по ним законные и обосно­ванные решения.

Принцип судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Все решения, все действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объеди­нений, должностных лиц могут быть гражданами обжалованы в суд. Следовательно, любые юридические процедуры могут завершить­ся как юридический процесс.

Поскольку основой всех видов юридического процесса является правосудие, общепроцессуальный характер приобретают принци­пы, относящиеся к организации и деятельности суда.

К ним относятся следующие:

Принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Его суть состоит в том, что все наиболее важные, а в подавляющем большинстве случаев и окончательные решения могут приниматься только судом и только в форме осуществления правосудия.

Принцип независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Судьям, а также народным и присяжным заседателям при осущест­влении правосудия должна быть обеспечена полная независимость, никто не может оказывать на них давление, подчиняются они толь­ко закону.

Принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). При осуществлении правосудия суд выступает как независимый от кого бы то ни было арбитр, а стороны процесса (прокурор и защитник, истец и ответчик) имеют равные права и состязаются между собой, представляя доказательства, высказывая соответствующие доводы и проч.

Наряду с названными можно указать и на другие принципы, имеющие существенное значение для юридического процесса: не­сменяемость судей, неприкосновенность судей, гласность судеб­ного разбирательства и др.

Структура юридического процесса

Структура юридического процесса может рассматриваться с не­скольких позиций. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения содер­жания и развития процесса.

Как уже указывалось, юридический процесс является комплекс­ным образованием, включающим пять самостоятельных, обладаю­щих своими особенностями процессов: конституционный, уголов­ный, гражданский, арбитражный и административный. Различия между ними обусловлены прежде всего теми особенностями, кото­рыми обладают соответствующие отрасли материального права.

Необходимо учитывать и следующие обстоятельства.

Во-первых, отраслей материального права намного больше, чем процессуальных. Поэтому правоохранительная деятельность в слу­чае отсутствия «своего» процессуального права неизбежно осу­ществляется по процедурам одного из существующих юридичес­ких процессов. Во-вторых, в рамках одной отрасли материального права различные нормы обладают особенностями, которые требуют определенных различий в процедуре их обеспечения. В-третьих, нередко возникает необходимость учесть особенности и конкрет­ных дел.

Это приводит к тому, что в рамках одной процессуальной отрас­ли, одного вида юридического процесса появляются различные виды процессуального производства. Так, в гражданском процессе существуют: исковое производство, связанное с рассмотрением споров участников правоотношений; производство по делам, воз­никающим из административно-правовых отношений; особое про­изводство, которое связано с необходимостью судебного удостове­рения каких-либо фактов, по которым нет споров (например, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим), и др. В уголовном процессе выделяются производст­ва: общее (наиболее распространенное), по делам несовершенно­летних, по применению принудительных мер медицинского харак­тера и др.

Содержание юридического процесса можно рассмотреть и сдругих позиций, отметив определенные юридические комплексы,входящие во все процессуальные производства. Тогда можно на­звать следующие элементы процесса: процессуальные правоотно­шения, процессуальное доказывание и процессуальные акты (все эти элементы будут рассмотрены ниже).

Важное значение имеет выделение стадий юридического про­цесса, отражающих его развитие во времени. По каждому делу процесс в установленных случаях начинается (это делается по ре­шению управомоченных органов), развивается также на основе закона, соответствующим образом проходя те или иные стадии, и находит в результате определенное завершение. К вопросу о стади­ях мы еще вернемся.

Доказательства и доказывание

Доказательства — это любые фактические данные, на основа­нии которых компетентные органы или должностные лица в пред­писанном законом порядке устанавливают обстоятельства, имею­щие значение для разрешения дела.

Процесс собирания и оценки доказательств называется доказы­ванием.

Процессуальная деятельность в значительной степени состоит в собирании доказательств и принятии на их основе соответствующих процессуальных решений. Содержание юридического процесса во многом сводится к доказыванию. При этом от того, насколько достоверно и полно установлены обстоятельства дела, зависят обоснованность, законность и справедливость принимаемого по нему решения, обеспечение прав и законных интересов граждан. От эф­фективности доказывания, которая является «сердцевиной» юридического процесса, зависит его эффективность в целом.

Процессуальное доказывание включает следующие компоненты:

предмет и пределы доказывания (что именно и в каком объеме должно быть установлено);

субъектов и бремя доказывания (кто участвует в доказывании и на кого из них возлагается обязанность доказать те или иные обстоятельства);

средства доказывания (откуда и каким путем могут быть получе­ны доказательства).

Применительно к предмету доказывания закон определяет, какие обстоятельства должны быть установлены для принятия того или иного решения. При этом требования к степени доказанности определенных обстоятельств возрастают по мере развития процесса. Так, для возбуждения уголовного дела необходимы лишь «достаточные данные, указывающие на признаки преступления», а к моменту вынесения приговора должны быть достоверно установлены все обстоятельства этого преступления, в том числе виновность определенного лица в его совершении.

Субъекты доказывания делятся на три группы:

1) субъекты, на которых закон возлагает обязанность доказать определенные обстоятельства (в уголовном процессе, например органы, проводящие расследование, а в судебном заседании прокурор обязаны доказать виновность обвиняемого в совершении преступления; в гражданском процессе истец и ответчик доказывают те обстоятельства, на которые они ссылаются в подтверждение или опровержение исковых требований, и т.п.);

2) субъекты, правомочные оценивать доказательства и принимать на этой основе процессуальные решения (суд — во всех вида процесса; органы расследования и прокурор — в уголовном процессе до передачи дела в суд и проч.);

3) субъекты, представляющие доказательства (свидетели, эксперты и др.).

Процессуальный закон дает перечень тех источников, из кото­рых могут быть получены доказательства. Для всех видов процесса это — показания свидетелей, заключения экспертов, веществен­ные доказательства, документы, в том числе и протоколы, фикси­рующие производство процессуальных действий. Некоторые виды процесса знают и иные, специфичные для них источники доказа­тельств (например, показания обвиняемого и потерпевшего в уго­ловном процессе).

Во многих случаях законодательно устанавливают и формы, спо­собы получения доказательств: процедура допроса свидетеля, поря­док назначения и производства экспертиз и др.

Важное значение имеет закрепление в законе процедуры и критериев оценки доказательств. Так, определен порядок оценки доказательств составом суда в совещательной комнате при выне­сении приговора по уголовному или решения по гражданскому делу.

Применительно к оценке доказательств, по существу, действует ряд правил. В частности, ни одно доказательство не имеет заранее установленной силы; все они оцениваются управомоченным субъ­ектом по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, на основании закона и своего правосознания.

Процессуальные документы

Одним из важнейших свойств юридического процесса является документальное закрепление его хода и результатов. Достигается это посредством законодательно установленной системы процессу­альной документации.

Процессуальные документы можно разделить на четыре группы:

1. Решения, которые принимаются компетентными органами и связаны с направлением процесса. Среди них следует выделить: а) исходные, с которых начинается юридический процесс (прото­кол об административном правонарушении, постановлении о воз­буждении уголовного дела, определение судьи о подготовке граж­данского дела к судебному разбирательству и проч.); б) промеж­уточные, направляющие дальнейшее развитие процесса (постанов­ления о привлечении в качестве обвиняемого, о назначении экспер­тизы, о производстве обыска и др.); в) завершающие, в которых фиксируется результат процесса в целом или его наиболее существенных этапов (обвинительное заключение, приговор суда по уго­ловному делу, решение суда по уголовному делу, решение суда по гражданскому делу и др.).

2. Документы, исходящие от других участников процесса и порождающие права и обязанности государственных органов (заяв­ления и сообщения о преступлениях, жалобы, исковые заявления, ходатайства и др.).

3. Документы, фиксирующие результаты отдельных процессу­альных действий (протоколы допросов, осмотров и т.п.). Напомним, что эти документы являются источником доказательств.

4. Документы, носящие технико-информационный характер (представление следователя об устранении причин преступления, опись документов, находящихся в деле, и др.).

Ко всем процессуальным документам, особенно к входящим в первую группу, закон предъявляет довольно жесткие требования с позиций их содержания, оформления и процедуры принятия. Существенные нарушения этих требований (особенно применитель­но к приговорам, решениям и определениям судов) могут повлечь отмену соответствующих решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *