Признание алиментщика безвестно отсутствующим

  • автор:

Отцы и деньги

Как сообщили «РГ» в Федеральной службе судебных приставов, в прошлом году судами признано безвестно отсутствующими 772 должника по алиментам.

Весной прошлого года был принят закон, позволивший судам принимать такие решения на основании материалов, предоставленных судебными приставами. Правда, непосредственно иск подают не приставы, а взыскатели: родные беглого алиментщика, которые должны получить от него деньги.

Перевод алиментщика в статус «пропавшего» позволит назначать его детям пенсии по потере кормильца. А имущество беглых отцов может передаваться в доверительное управление, за счет этого имущества тоже можно будет погашать долги. Если же потерявшийся отец до сих пор прописан в квартире бывшей семьи, его выпишут.

При этом самого факта, что человек просто не отвечает на звонки, недостаточно для принятия такого решения. Процедура гарантирует защиту прав и должника. Материалы от приставов должны подтверждать, что гражданина искали, приняли все меры, но найти его не удалось.

Перевод злостного алиментщика в статус «пропавшего» позволит назначать его детям пенсии по потере кормильца за счет казны

Схема такая: должник объявляется в розыск, пробивается по всем базам. Если в течение года человека не удается найти, тогда приставы официально информируют взыскателей — тех, кто должен получать алименты, — о безрезультатности розыска. При этом людям разъяснят, что у них есть право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим. Тогда бывшая жена вправе подать заявление в суд, а приставы подкрепят иск своими документами. Иными словами, в исчезнувшие запишут лишь тех, кто действительно исчез — из поля зрения семьи и информационных сетей.

Всего же, по данным службы судебных приставов на 1 мая, на исполнении в территориальных органах ведомства находится 826 тысяч исполнительных производств о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, из которых по 78 процентов должниками являются мужчины, по 22 процентов — женщины. Всего же со злостных алиментщиков взыскано 5 миллиардов рублей.

По 54 процентам исполнительных производств возраст должников варьируется от 30 до 40 лет.

«С целью взыскания алиментов к должникам применяется широкий комплекс мер принудительного исполнения. Так, в рамках каждого второго исполнительного производства применяется временное ограничение на выезд из Российской Федерации. Благодаря указанной меры взыскано 2,6 млрд рублей алиментов, — рассказывают в Федеральной службе судебных приставов. — Данная мера наиболее эффективна в Москве, Краснодарском, Красноярском, Пермском краям, Кемеровской, Иркутской, Московской и Челябинской областям».

Еще любопытная цифра: 239 алиментщиков должны своим детям более миллиона рублей.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Инфографика «Рг»/ Александр Чистов/ Владислав Куликов

Признание неплательщика алиментов безвестно отсутствующим. Полная инструкция. Практика.

Должника по алиментам, который не исполняет решение суда и скрывается от приставов, стало легче признать безвестно отсутствующим, а его несовершеннолетним детям теперь может быть назначена пенсия по потере кормильца вместо алиментов. 7 марта 2018 года начал действовать Федеральный закон № 48-ФЗ от 07.03.2018 года «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Теперь получить алименты можно по новым правилам. Закон призван побудить взыскателей обращаться в суд с заявлением о признании должника по алиментам безвестно отсутствующим в случае, если его розыск не дал результатов.

Алименты – новый закон, можно ли получить пенсию по потере кормильца, если отец скрывается и не платит алименты Должниками по алиментам чаще всего являются недобросовестные отцы несовершеннолетних детей. После разрыва отношений с матерью ребенка, зачастую, они прекращают общение с бывшей семьей. Прекращают участвовать в содержании детей, меняют место жительства, перестают официально работать.

Решения судов о взыскании алиментов с таких скрывающихся отцов остаются неисполненными в течение длительного времени, так как службе судебных приставов не удается найти должника, его новое место работы и принадлежащее ему имущество. Выходом из такой ситуации может стать признание должника безвестно отсутствующим, что приравнивается законом к потере кормильца. В этом случае детям должников по алиментам дают пенсию по потере кормильца. Безвестное отсутствие (ст. 42 ГК РФ) Если на протяжении одного года по месту жительства должника по алиментам нет сведений о месте его пребывания, он может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ). Одним из последствий признания должника безвестно отсутствующим (ч. 3 ст. 43 ГК РФ) является возникновение у его несовершеннолетних детей права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца (ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Признание гражданина безвестно отсутствующим проходит в суде по заявлению заинтересованного лица, которое рассматривается в порядке особого производства, по правилам главы 30 ГПК РФ. Кто подтверждает отсутствие (ст. 278 ГПК РФ) Как признать отца ребенка безвестно отсутствующим? До 7 марта 2018 года суды очень часто отказывали в признании должника по алиментам безвестно отсутствующим, так как взыскатели не обращались с заявлением о розыске в органы внутренних дел (как того требовала прошлая редакция статьи). При этом, уже с 1 января 2012 г. функции органов внутренних дел по розыску должников переданы Федеральной службе судебных приставов (Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ), и органы внутренних дел отказывали в приеме заявлений о розыске граждан-должников. С момента принятия закона № 48-ФЗ от 07.03.2018 года, это противоречие устранено. Теперь после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим суд должен направить запрос и в службу судебных приставов о проведенных судебными приставами-исполнителями розыскных мероприятиях (ч. 1 ст. 278 ГПК РФ). Признание без вести пропавшим должника по алиментам Решения о признании должника безвестно отсутствующим принимаются судом по заявлениям заинтересованных лиц. При этом, обычно предполагается, что гражданин жив. Однако в силу тех или иных обстоятельств должник длительно отсутствует по последнему месту жительства. При рассмотрении дела надлежит установить: место жительства должника; отсутствие гражданина по адресу проживания и сведений о его месте пребывания в течение одного года; принятие заявителем мер по розыску должника; невозможность установления места нахождения данного гражданина; наличие обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться и находится в розыске; наличие правовой заинтересованности заявителя о признании гражданина безвестно отсутствующим; наличие материально-правовых отношений между заявителем и должником; другие, заслуживающие внимания, обстоятельства. Таким образом, пенсия по потере кормильца по алиментам может назначаться только после признания судом должника безвестно отсутствующим. А это признание возможно лишь при условии, что ранее проводился розыск должника и местонахождения гражданина установить не удалось. Инструкция признания неплательщика алиментов безвестно отсутствующим По общему правилу, согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», требование о взыскании алиментов должно быть принудительно исполнено в течение 2 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Для этого судебными приставами-исполнителями совершаются исполнительные действия и применяются меры принудительного исполнения до момента установления местонахождения должника, его имущества. Если в результате проведения исполнительно-разыскных действий в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике по алиментам не установлено его местонахождения, судебный пристав-исполнитель обязан проинформировать взыскателя о безрезультатности розыска. При этом должен разъяснить взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим (п. 16 ст. 65 ФЗ об Исполнительном производстве). Таким образом, обращение в суд с возможно лишь после проведения приставом розыска должника. Шаг 1. Обращение к приставу с заявлением о розыске неплательщика алиментов Розыск должника по алиментам, а также его имущества, объявляется судебным приставом-исполнителем по своей инициативе или по письменному заявлению взыскателя (п. 3 ст. 65 ФЗ об Исполнительном производстве). С заявлением о розыске взыскатель может обратиться к приставу (в отдел судебных приставов), в производстве которого находится исполнительное производство по взысканию алиментов. А если исполнительное производство еще не возбуждено, то заявление о розыске может быть подано одновременно с заявлением о возбуждении исполнительного производства. Постановление о розыске должника по алиментам выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Копии постановления о розыске направляется взыскателю и должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Шаг 2. Постановление от пристава Постановлением о розыске его проведение поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство (п. 8 ст. 65 ФЗ об Исполнительном производстве). При вынесении постановления о розыске пристав определит исполнительные действия, которые должны быть совершены, и (или) меры принудительного исполнения, которые должны быть применены при розыске. Постановление пристава об отсутствии должника по алиментам или иное уведомление о безрезультатности розыска могут быть вынесены, если розыскные мероприятия проведены в полном объеме, но в течение одного года со дня объявления розыска или получения последних сведений о должнике не установлено его местонахождения. Судебный пристав-исполнитель в этом случае, информирует взыскателя о безрезультатности розыска и разъяснят взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим. Шаг 3. Подготовка и подача заявления в суд Получив постановление пристава или иное уведомление о безрезультатности розыска должника, взыскатель вправе обратиться в районный суд по своему месту жительства с заявлением (ст. 24, ст. 276 ГПК РФ). Реквизиты для уплаты госпошлины в размере 300 рублей можно выяснить непосредственно в районном суде, к юрисдикции которого относится адрес места жительства взыскателя. А также эти сведения можно узнать на официальном сайте суда в разделе справочной информации или разделе калькулятор госпошлины (если он формирует квитанцию). Заявление можно подать лично через канцелярию суда, либо направить заявление и прилагаемые к нему документы по почте заказным письмом с уведомлением.

Заявление о признании должника по алиментам безвестно отсутствующим должно обязательно содержать (ст. 277 ГПК РФ): цель признания гражданина безвестно отсутствующим: назначение пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетнему ребенку отсутствующего должника по алиментам; изложение обстоятельств, подтверждающих безвестное отсутствие гражданина. В заявлении или приложениях к нему могут содержаться: ходатайства о вызове в суд свидетелей, которые могут сообщить сведения об отсутствующем гражданине; ходатайства об истребовании документов, в том числе об истребовании от ФССП копий материалов розыскного дела и материалов исполнительного производства. К заявлению прилагаются: документы, подтверждающие заявленное требование и полномочия на обращение в суд (копия решения суда или судебного приказа о взыскании алиментов, копия постановления о розыске, копия постановления или уведомления о безрезультатности розыска, копии паспорта заявителя, свидетельства о рождении ребенка, доверенность на представителя); документ (квитанцию) об уплате госпошлины в размере 300 рублей (пп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Заявление подписывается заинтересованным лицом, или его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности. Если заявление подписано представителем, то к нему прилагается нотариально заверенная копия или оригинал нотариально удостоверенной доверенности. Заявления о признании должника по алиментам безвестно отсутствующим Шаг 4. Участие в судебном заседании Судебное рассмотрение дела проходит с обязательным участием прокурора, а также органа опеки и попечительства (для назначения управляющего имуществом гражданина, пропавшего без вести). Заявителю необходимо будет кратко изложить известные ему о должнике сведения и суть своих требований, а также заявить имеющиеся ходатайства. При необходимости, суд заслушает свидетелей. Суд запросит сведения из организаций по последнему известному месту жительства, по месту работы отсутствующего гражданина, а также органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части. А также будут направлены запросы в ФНС, ПФР, Росреестр, ГИБДД, ЗАГС, службу занятости, медучреждения, другие органы и организации с целью получения сведений о должнике. До получения ответов на запросы судебное заседание может быть отложено. Суть поступивших ответов на запросы суд огласит в судебном заседании, и после выслушивания участников процесса и изучения материалов дела, вынесет решение. Шаг 5. Решение суда и обращение в ПФР Если суд удовлетворит заявление, то должник будет официально признан безвестно отсутствующим. Имеющееся имущество должника, требующее управления, будет передано органом опеки и попечительства по договору в доверительное управление. Получив на руки решение суда об о признании должника безвестно отсутствующим можно обратиться с заявлением о назначении страховой пенсии в ПФР. Заявление может быть подано в территориальный орган ПФР по месту жительства законного представителя (родителя или усыновителя) или несовершеннолетнего: при личном приеме в ПФР; через МФЦ (если оказываются такие госуслуги); по почте; через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР. Для оформления заявления понадобится свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Точный перечень документов для назначения пенсии ребенку безвестно отсутствующего должника необходимо уточнить в ПФР. Документы, которые потребуются для назначения пенсии: документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство несовершеннолетнего: паспорт, свидетельство о рождении (для ребенка не достигшего возраста 14 лет); документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия законного представителя или представителя по доверенности (если заявление подписывается ими); подтверждающие родственные отношения с кормильцем: свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении; решение суда о признании должника по алиментам (кормильца) безвестно отсутствующим; документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж кормильца. В случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются (п. 38 (1) Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 19.01.2016 № 14 н). После проверки всех представленных сведений ПФР несовершеннолетнему может быть назначена пенсия по потере кормильца. Таким образом, в обеспечении несовершеннолетнего ребенка, пенсия по случаю потери кормильца заменит алименты. На какую сумму можно рассчитывать Размер пенсии определяется Пенсионным фондом и зависит от того, имелся ли у должника по алиментам хотя бы один день страхового стажа, когда он официально был трудоустроен и за него уплачивались страховые взносы в ПФР. Страховая пенсия Если стаж имелся, то будет назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Ее расчет произведет ПФР. По данным официальной статистики об уровне жизни населения, опубликованной на официальном сайте Росстата (www.gks.ru), средний размер назначенных пенсий по случаю потери кормильца (на одного нетрудоспособного) по состоянию на 01.01.2018 г. составил 8 875,70 рублей. Таким образом, пенсия по потере кормильца вместо алиментов может стать существенным источником содержания для не получающего алименты ребенка. Социальная пенсия Если стажа нет, то будет назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». По данным Росстата, средний размер социальных пенсий по состоянию на 01.01.2018 г. составил 8 806,60 рублей. С 1 апреля 2018 года размер социальной пенсии при потере одного из родителей (кормильца), с учетом индексации в размере 2,9% составит 5 180 рублей 24 копеек в месяц (размер пенсии 5 034 рублей 25 копеек * 1,029). Однако, если размер пенсии в совокупности с другими причитающимися выплатами (ранее назначенными пенсиями, и уже получаемыми социальными выплатами, льготами и иными мерами социальной поддержки) будет ниже прожиточного минимума, то получателю пенсии будет установлена социальная федеральная или региональная доплата к пенсии.

Основания для отмены решения Известны случаи, когда после признания должника по алиментам безвестно отсутствующим, он после длительного отсутствия объявлялся сам или попадал в поле зрения компетентных органов. Объявившийся или найденный гражданин, узнав о принятом в отношении него решении о признании безвестно отсутствующим, как правило, обращается в суд с требованием восстановить его в правах. С заявлением об отмене решения могут обратиться и иные заинтересованные лица, чьи интересы затрагиваются решением (ПФР, органы соцзащиты, органы опеки и попечительства, взыскатель по алиментам и иные лица). В силу ст. 44 ГК РФ и ст. 280 ГПК РФ, в случае явки или обнаружения места нахождения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением по тому же делу отменяет свое ранее принятое решение о признании его безвестно отсутствующим. Важные моменты и рекомендации: как получить алименты по новым правилам Для получения пенсии вместо алиментов, необходимо: Как можно раньше объявить должника в розыск, если он еще не начат, путем подачи заявления в ФССП. Получить от пристава копию постановления об объявлении розыска должника для отслеживания годичного срока проведения поисковых мероприятий. По истечении годичного срока розыска запросить у пристава постановление или иное уведомление о безрезультатности розыска, для целей обращения в суд. В случае необходимости, обжаловать бездействие пристава, решение суда об отказе в признании должника безвестно отсутствующим, решение ПФР и органов соцзащиты об отказе в назначении пенсии и доплат к пенсии. Если после назначения пенсии должник по алиментам объявится или станет известно его местонахождения, следует незамедлительно проинформировать об этом ПФР и другие органы (органы соцзащиты, ФССП, суд), в целях прекращения перечисления денег матери ребенка. Иначе может наступить гражданская ответственность по ст. 1102 ГК РФ – в виде обратного взыскания неосновательно полученной пенсии. И уголовная ответственность по ст. 159.2 УК РФ – за мошенничество при получении социальных выплат. То есть хищение денег путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.

Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Граждане » Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

Если о местонахождении пропавшего гражданина становится известно, суд аннулирует решение о признании его безвестно отсутствующим.

За физическим лицом, о местонахождении которого по адресу регистрации отсутствуют данные за последний год, могут установить статус без вести пропавшего по определению суда, на основании письменного ходатайства лиц, заинтересованных в исходе процесса.

Но если о местонахождении пропавшего гражданина становится известно, судебный орган принимает новое решение, аннулируя предыдущее о признании гражданина безвестно исчезнувшим.

Основания для отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

Причины для аннулирования решения о признании безвестно отсутствующим:

  • появление отсутствующего гражданина по адресу проживания;
  • получение информации о его местонахождении.

Данные причины регламентируются статьями 44 ГК РФ и 280 ГПК РФ.

Статья 280 ГПК РФ гласит, что новое определение суда служит причиной для аннулирования прежде вынесенного о признании человека безвестно отсутствующим.

Процесс судебного разбирательства по такому делу возобновляется (а не запускается вновь) по ходатайству самого гражданина, получившего ранее статус безвестно отсутствующего, или по письменному заявлению лиц, сообщивших о пропаже гражданина по адресу его пребывания.

Отмена управления имуществом гражданина

При признании человека безвестно отсутствующим не исключена процедура установления лица для осуществления управленческих функций движимым и недвижимым имуществом исчезнувшего гражданина.

Такое лицо проходит назначение органами опеки на основании принятого решения суда. Управляющий осуществляет свои действия в рамках доверенного имущества согласно контракту доверительного управления.

Однако в соответствии с нормами статьи 280 ГПК РФ, при явке или получении сведений о местонахождении исчезнувшего лица ранее назначенное управление имуществом аннулируется согласно новому определению суда.

Процесс восстановления прав гражданина при отмене решения о признании его безвестно отсутствующим

Гражданин, за которым закреплен статус безвестно отсутствующего, полностью не теряет своих прав. Тем не менее, его положение как отдельного субъекта определенных правоотношений, не остается неизменным.

Одни из его прав полностью прекращаются, другие приобретают некоторые ограничения, а третьи переходят к другим лицам.

Разновидности прав по способам восстановления можно условно поделить на три категории:

  • восстановление которых производится автоматически, без дополнительного решения суда, по факту явки или получения данных о месте пребывания безвестно отсутствующего;
  • восстановление которых осуществляется дополнительно в соответствии с установленным законодательством порядком;
  • восстановление которых не может быть осуществлено.

К числу первой группы можно отнести следующие категории прав:

  • на пенсионное обеспечение явившегося;
  • на восстановление регистрации по адресу жительства.

Отмена решения о признании человека безвестно отсутствующим служит основательным документом для аннулирования всех правовых последствий, наступивших после вынесения такого решения, в том числе прекращения пенсионного обеспечения и регистрации по месту жительства.

Ко второй категории прав можно отнести процесс восстановления брака безвестно пропавшего.

Согласно части 1 статьи 26 СК РФ при явке или получении сведений о месте пребывания человека, ранее признанного без вести пропавшим, а также после аннулирования соответствующего решения суда, орган ЗАГСа может восстановить брак между супругами по их совместному заявлению.

Закон устанавливает ограничение на возможность осуществления данной процедуры. Так, согласно части 2 статьи 26 СК РФ, брак не подлежит восстановлению по решению суда в случае, если другой супруг вступил в новые гражданские правоотношения.

Каких-либо иных ограничений на восстановление брака действующее законодательство не предусматривает.

Третья категория правоотношений не предполагает возможности восстановления в правах уже после явки без вести пропавшего гражданина. К таким можно отнести прекращение трудовых отношений по причинам, которые находятся вне зависимости от желания сторон.

Пункт 6 статьи 83 ТК РФ регламентирует, что при признании работодателя или работника безвестно отсутствующим, возникает основание для прекращения трудовых отношений.

Восстановление прежних прав по трудовому договору, имеющих место быть до момента исчезновения физического лица, не предусматривается.

Проблема восстановления прав гражданина при отмене решения об объявлении его безвестно отсутствующим

Действующие законы позволяют лицу, получившему ранее статус пропавшего без вести, восстановление своих прав в прежнем объеме.

Тем не менее, уже после своей явки гражданин испытывает некоторые трудности, связанные с нюансами восстановления прав.

Одним из затруднительных моментов является восстановление пропущенного времени, отведенного законом, для принятия наследства при явке исчезнувшего гражданина. Сами по себе обстоятельства отсутствия в течение года и соответствующее судебное решение не являются непоколебимыми причинами для суда.

Согласно положениям части 1 статьи 1155 ГК РФ по ходатайству наследника может быть восстановлено пропущенное время, установленное для принятия по нормам статьи 1154 ГК РФ, если лицо не имело информации о возникновении наследственных прав, а также по другим причинам, заслуживающим внимания суда.

Закон прямо не устанавливает статус безвестного исчезновения как уважительную причину. Решение вопроса о вступлении в наследство будет зависеть от специфики обстоятельств, вызвавших отсутствие (комментарии к статье 1155 ГК РФ).

Таким образом, нахождение отсутствующего гражданина в обстоятельствах, в связи с которыми он не располагал информацией или не имел возможности располагать сведениями о наследстве, а также по другим уважительным причинам, для суда будут являться достаточными основаниями для восстановления пропущенных сроков.

Все решения принимаются судом, исходя из принципов законности и справедливости.

Если при признании за гражданином статуса безвестно отсутствующего сложились обстоятельства, создавшие фактическую и юридическую невозможности заявления о правах на наследство, причины могут быть признаны уважительными и, как следствие, восстановление прав будет произведено в полном объеме.

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Комментарий к Ст. 43 ГК РФ

1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим устанавливаются комментируемой статьей и другими нормами федеральных законодательных актов.

В целях сохранения имущества безвестно отсутствующего на основании решения суда органом опеки и попечительства определяется лицо, которое будет управлять имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Отношения между таким лицом и органами опеки и попечительства оформляются договором доверительного управления.

2. В качестве исключения из общего правила законодатель устанавливает возможность до решения суда органом опеки и попечительства назначать управляющего имуществом отсутствующего гражданина:

— если годичный срок, установленный комментируемой статьей, не истек, но имущество в силу назначения, ветхости и т.п. нуждается в непрерывном управлении;

— как предусмотрено гражданским процессуальным законодательством, на основании ч. 2 ст. 278 ГПК РФ судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Конструкция п. 1 комментируемой статьи позволяет сделать вывод о тех юридических фактах, которые должны быть отражены в судебном решении, в том числе:

— факт необходимости постоянного управления имуществом;

— факт передачи имущества в доверительное управление;

— назначение доверительного управляющего, который определяется органом опеки и попечительства.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи на момент рассмотрения дела имущество может быть передано в доверительное управление органом опеки и попечительства.

На практике имеют место споры, связанные с определением доверительного управляющего из числа родственников или иных лиц . Так, например, если имущество, нуждающееся в управлении, нажито в период брака и принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, а супруг при этом занимается предпринимательской деятельностью, то, безусловно, он должен иметь приоритет при назначении доверительным управляющим. Иное решение органов опеки и попечительства может быть обжаловано в судебном порядке.

———————————
См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 6 января 2004 г. N Ф09-3851/03-ГК. Дело по заявлению о передаче имущества безвестно отсутствующего предпринимателя в доверительное управление направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не указано, каким федеральным законом предусмотрено рассмотрение арбитражным судом дел, связанных с последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим.

Назначение доверительного управляющего иными лицами, например местной администрацией, не имеет правового значения.

На основании договора доверительного управления у доверительного управляющего возникают права и обязанности, предусмотренные ст. 1020 ГК РФ.

Недействительность договора доверительного управления, заключенного в интересах безвестно отсутствующего, порождает соответствующие последствия, связанные с недействительностью юридических действий, осуществляемых в рамках исполнения такого договора .

———————————
См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 6 февраля 2001 г. N Ф09-102/2001-АК. Акционерное общество может нести ответственность за невыполнение законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени.

Отношения, возникающие из договора доверительного управления, регулируются гл. 53 ГК РФ, согласно ст. 1012 которой по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Необходимо учитывать, что договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме, а договор доверительного управления недвижимым имуществом — в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (ст. 1017 ГК).

4. При признании гражданина безвестно отсутствующим закон исходит из того, что гражданин жив и до его появления либо установления факта смерти или объявления умершим:

— с одной стороны, имущество гражданина переходит в доверительное управление;

— с другой стороны, прекращается действие доверенности, выданной гражданином.

На основании ст. 19 СК РФ у супруга гражданина, признанного безвестно отсутствующим, возникает право в упрощенном порядке расторгнуть брак.

Кроме того, за счет имущества безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, а также погашаются задолженности по долгам безвестно отсутствующего. С точки зрения пенсионного законодательства семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» , указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они на иждивении умершего кормильца или нет.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.

В соответствии со ст. 7 Закона о праве граждан на свободу передвижения снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в связи с признанием безвестно отсутствующим на основании вступившего в законную силу решения суда.

Статья 51 НК РФ регулирует обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Данная обязанность исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими, а также обязанности по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанных обязанностей.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве в случае признания должника безвестно отсутствующим исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования либо обязанности допускают правопреемство.

Управление имуществом и восстановление в правах при объявлении лица, признанного безвестно отсутствующим

Управление имуществом безвестно отсутствующего гражданина

В соответствии со ст. 43 ГК РФ имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Указанная норма является принципиально новой для российского гражданского законодательства, так как охрана имущественных интересов граждан, признанных безвестно отсутствующими, ранее осуществлялась с помощью института опеки. Однако опека над имуществом безвестно отсутствующего гражданина обеспечивала надлежащую охрану его имущественных интересов в прежних экономических условиях.

Эффективность опеки над имуществом безвестно отсутствующего гражданина подверглась переоценке законодателем в условиях развития частной собственности. Активное участие граждан в имущественных отношениях объективно вызвало необходимость в правовых нормах, обеспечивающих охрану и защиту имущественных прав граждан от возможных правонарушений. Такими нормами, в частности, являются правила о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.

В статье 43 и главе 53 ГК РФ содержатся нормы о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. ГК РФ не в полной мере регулируют соответствующие отношения, как в силу недостаточности, так и вследствие противоречивости. Других нормативных актов, регулирующих данные отношения, не существует. Хотя даже в п. 3 ст. 43 ГК РФ предусмотрено принятие специального закона, определяющего иные, чем в п. п. 1 и 2 ст. 43 ГК РФ, последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Следует отметить, что в некоторых зарубежных странах действуют специальные законы о безвестном отсутствии. Так, в ФРГ применяется Закон «О безвестном отсутствии», в котором детально урегулированы отношения, связанные с управлением имуществом безвестно отсутствующего гражданина Шишмарева Т.П. Правовой статус управляющих в процессах несостоятельности в России и Германии // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. №7. С. 12..

Следует проанализировать те немногие положения о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, которые закреплены в действующем законодательстве.

Доверительное управление имуществом связано с установлением на основании решения суда безвестного отсутствия гражданина. При этом под безвестным отсутствием можно понимать «совокупность исследованных и установленных судом фактов, дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим» См.: Признание граждан безвестно отсутствующими / под редакцией Поповой Ю.А. М., 1985. С. 15.. Такими фактами являются, во-первых, отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания, во-вторых, с момента, когда о гражданине были получены последние сведения, прошло не менее года См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М., 2005. С. 100.. Если указанные факты не будут установлены, то суд откажет в удовлетворении требования о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Доверительное управление имуществом гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, допускается только при необходимости в постоянном управлении имуществом. Соответственно различается имущество безвестно отсутствующего гражданина, требующее и не требующее постоянного управления.

Инициаторами заключения договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, являются заинтересованные лица, которые при наличии вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим «вправе обратиться в местную администрацию (муниципалитет) с требованием о назначении управляющего и заключении с ним договора доверительного управления имуществом». Такими заинтересованными лицами могут быть супруг, иждивенцы, кредиторы гражданина, признанного безвестно отсутствующим Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом в деятельности органов опеки и попечительства // Государство и право. 2002. № 4. С. 57..

Доверительными управляющими по договору доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, могут быть все лица за исключением государственных органов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений. В качестве доверительного управляющего может выступать также заинтересованное лицо, по заявлению которого гражданин признан судом безвестно отсутствующим (например, родственники безвестно отсутствующего, кредиторы). Определение конкретного лица как доверительного управляющего осуществляется органом опеки и попечительства, который должен учитывать возможность будущего доверительного управляющего обеспечить надлежащее доверительное управление в интересах безвестно отсутствующего и третьих лиц.

С учетом того, что доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, направлено не только на сохранение или приумножение этого имущества в интересах безвестно отсутствующего, но также и на погашение обязательств кредиторов, выдачу содержания иждивенцам отсутствующего гражданина, выгодоприобретателями по такому договору являются безвестно отсутствующий гражданин, а также третьи лица, удовлетворяющие свой имущественный интерес за счет имущества безвестно отсутствующего гражданина, находящегося в доверительном управлении.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

При доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, законодатель не разграничивает имущество на недвижимое и ценное движимое, как при доверительном управлении имуществом подопечного. Поэтому лишь то имущество безвестно отсутствующего гражданина должно передаваться в доверительное управление, в отношении которого установлена необходимость в постоянном управлении. Если орган опеки и попечительства откажет в передаче всего или части имущества в доверительное управление, то заинтересованные лица вправе требовать установления управления над имуществом отсутствующего лица, не переданным в доверительное управление. Гражданское законодательство не использует термин «опека над имуществом» и в п. 1 ст. 32 ГК РФ закрепляет лишь опеку над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Доверительное управление имуществом в качестве самостоятельного договора гражданского права впервые законодательно закреплено в действующем ГК РФ (гл. 53, ст. ст. 1012 — 1026) См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Российская газета 1996. 6 февраля. . По этому договору собственник передает доверительному управляющему имущество для осуществления управления им в интересах учредителя или указанного им лица.

Договор доверительного управления имуществом представляет собой один из самостоятельных типов гражданско-правовых обязательств, урегулированных Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 53). По своей целевой направленности данный договор может быть отнесен к категории гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг, ибо именно в качестве услуги можно квалифицировать осуществление доверительным управляющим управления доверенным ему имуществом в интересах собственника (учредителя доверительного управления) или назначенного им лица (выгодоприобретателя).

Договор доверительного управления имуществом — это такой договор, по которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1 ст. 1012 ГК).

Как видно из определения договора доверительного управления имуществом, данный договор сконструирован как реальный, а это означает, что договор доверительного управления имуществом считается заключенным с момента передачи учредителем доверительного управления соответствующего имущества доверительному управляющему (п. 2 ст. 433 ГК). Таким образом, для возникновения обязательства доверительного управления имуществом требуется сложный юридический состав, состоящий из двух юридических фактов: подписания сторонами соглашения и передачи доверительному управляющему имущества, являющегося объектом указанного соглашения.

Реальный характер договора доверительного управления имуществом имеет определенное значение для квалификации возникающего из него обязательства как обязательства по оказанию услуг, поскольку в круг данного обязательства не входят обязанности учредителя по передаче имущества доверительному управляющему, как это имеет место во всех обязательствах, направленных на передачу имущества: купля-продажа, мена, дарение, аренда, ссуда и другое. Как правильно замечает Л.Ю. Михеева, «данный договор и не мог быть сконструирован как консенсуальный. Предметом его являются действия управляющего, совершение которых без обладания имуществом невозможно» Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом в деятельности органов опеки и попечительства // Государство и право. 2002. № 4. С. 57..

В правоотношении по доверительному управлению участвуют три субъекта: учредитель, доверительный управляющий и выгодоприобретатель. Однако сторонами договора или контрагентами являются лишь учредитель и доверительный управляющий, а выгодоприобретатель должен рассматриваться в качестве третьего лица, поскольку договор заключен в его пользу (ст. 430 ГК РФ). В договорах, заключаемых в силу ст. 1026 ГК РФ, учредитель и выгодоприобретатель совпадать не могут Пьяных Е.С. Сущность и социальная значимость доверительного управления имуществом, возникающего по основаниям, предусмотренным законом // Юрист. 2006. № 1. С 19. .

Учредителем доверительного управления по общему правилу должен быть собственник имущества — гражданин, юридическое лицо, публично-правовое образование.

Напротив, в договорах доверительного управления имуществом, возникающих по основаниям, предусмотренным законом, учредителями управления являются не собственники имущества, а иные лица (органы опеки и попечительства, нотариус, исполнитель завещания).

Таким образом, в указанных случаях учредителями управления являются лица, которым имущество не принадлежит на праве собственности. В связи с этим автор работы, полагает необходимым дополнить нормы Гражданского кодекса РФ о доверительном управлении имуществом по основаниям, предусмотренным законом, правилами о порядке передачи имущества доверительному управляющему, поскольку только с передачей связано возникновение прав и обязанностей сторон (исключение составляет недвижимое имущество: в данном случае необходима государственная регистрация передачи).

Ситуации, когда доверительное управление имуществом вводится по основаниям, предусмотренным законом, как правило, не предполагают использование доверенного имущества для предпринимательской деятельности; напротив, здесь зачастую имеет место целевое использование имущества, что обеспечивается целым рядом ограничений и дополнительных обязанностей, налагаемых на доверительного управляющего при осуществлении последним управления доверенным ему имуществом Колосов Д.Ю. Субъекты договора доверительного управления имуществом // Юрист. 2004. № 10. С. 26. .

При осуществлении доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, должно выполняться дополнительное требование, согласно которому из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего (п. 1 ст. 43 ГК РФ) Петелин В.Д. Правовая природа договора доверительного управления имуществом // Юрист. 2005. № 3. С. 21. .

При таких условиях вряд ли можно рассчитывать на то, что функции доверительного управляющего согласится выполнять профессиональный управляющий — предприниматель или коммерческая организация, которые озабочены получением прибыли (в этом смысл их деятельности). Конечно, в тех немногочисленных случаях, когда объектами доверительного управления по основаниям, предусмотренным законом, являются предприятия, объекты недвижимости либо иное ценное имущество, используемое в коммерческом обороте, а доверительное управление учреждается на длительный срок и сулит солидное вознаграждение, привлечение профессиональных управляющих не составит проблемы. Но это, скорее, исключение из общего правила, основной же круг лиц, которые могут выполнять обязанности доверительных управляющих, должен формироваться из числа ближайших родственников и близких знакомых собственников имущества, в отношении которого учреждается доверительное управление.

Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, и другими нормативно-правовыми актами.

Статья 34 ГК РФ определяет, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Законодатель не дает четкого ответа на вопрос о том, какой именно орган должен быть стороной договора доверительного управления имуществом, заключаемого в порядке ст. 38 ГК РФ См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 года N51-ФЗ // Российская газета 1994. 8 декабря.. Представляется, что орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного все же должен быть единым. Такой подход вместе с тем не исключает временной передачи отдельных полномочий органом опеки и попечительства другим органам и лицам. Полагаем, что в уставе или ином акте, регламентирующем деятельность органов местного самоуправления, должно быть прямо указано на наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

Как было отмечено выше, ст. 72 Конституции РФ См.: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. определено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к совместному ведению России и ее субъекта. Автор работы полагает, что основы деятельности органов опеки и попечительства должны быть заложены нормативно-правовым актом федерального уровня. И главным аргументом в пользу этого служит следующее обстоятельство.

Исполняя предписанные им задачи, органы опеки и попечительства совершают действия, непосредственно создающие или изменяющие субъективные гражданские права физических лиц. И поэтому порядок совершения таких действий, основания для отказа заявителям, вопросы ответственности органов опеки и попечительства следует урегулировать прежде всего законодательством РФ. По крайней мере гражданско-правовая часть таких норм должна быть принята на федеральном уровне, поскольку орган опеки и попечительства не является собственником передаваемого в управление имущества. Поэтому к его положению в данном гражданско-правовом обязательстве не могут быть применены все нормы гл. 53 ГК РФ.

Во-первых, не подлежат применению нормы об ответственности по обязательствам, связанным с доверительным управлением (п. 3 ст. 1022 ГК РФ). Если управляющий имуществом подопечного или безвестно отсутствующего лица допустил возникновение гражданско-правовой ответственности и к нему предъявлено соответствующее требование, то обращение взыскания должно ограничиваться имуществом, закрепленным в управлении, и имуществом самого управляющего.

Во-вторых, учредитель управления в данных случаях не имеет права требовать от управляющего возмещения убытков в порядке п. 1 ст. 1022 ГК РФ. В то же время при управлении имуществом безвестно отсутствующего лица такими полномочиями должны быть наделены лица, обладающие правами требования к отсутствующему лицу. Они не всегда могут быть указаны в договоре доверительного управления как выгодоприобретатели. Однако соответствующее положение, по мнению автора работы, должно присутствовать в нормах гражданского законодательства.

В-третьих, не всегда при прекращении доверительного управления имущество должно быть возвращено учредителю управления. В случае явки безвестно отсутствующего лица имущество возвращается собственнику. Если обратиться к определению сущности опеки и попечительства, то авторы определяют ее как одну из форм «осуществления государственной защиты личности», «способ восполнения дееспособности граждан», «устройство лица, устройство и его судьбы, и судьбы его имущества». Основными задачами органов опеки и попечительства являются обеспечение оптимальных условий жизни социально незащищенных слоев населения, защита их имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов. Сущность опеки и попечительства состоит в закреплении за нуждающимся в социальной заботе гражданином физического лица, осуществляющего широкий круг действий по оказанию помощи, поскольку в обязанности опекуна (попечителя) входит осуществление таких действий, чтобы положение лица не ухудшилось. Вместе с тем опекун (попечитель) не всегда способен содержать комплекс разнородного имущества (например, ценные бумаги, земельный участок, квартира), который находится в собственности безвестно отсутствующего лица. Поэтому законодателем и был введен договор доверительного управления имуществом таких лиц. С введением в гражданское законодательство данного института имущественные обязанности опекунов и попечителей ушли на второй план. Доверительный управляющий становится самостоятельной фигурой, на которую возлагаются функции охраны и приумножения имущества лица, признанного безвестно отсутствующим Никитин Д.Ю. Особенности договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим // Российский судья. 2006. № 10. С. 23. .

Законодатель впервые в ГК РФ решил установить специальный способ охраны имущественных прав подопечных — посредством деятельности доверительного управляющего, а не самого опекуна (попечителя), добавив тем самым в число участников отношений по осуществлению опеки (попечительства) еще один субъект. Доверительный управляющий состоит в самостоятельном договорном обязательстве с муниципальным образованием, от имени которого действует орган опеки и попечительства. Тем не менее цели установления доверительного управления имуществом подопечного близки к целям установления опеки (попечительства), что позволяет включить специальные нормы о доверительном управлении в институт опеки и попечительства.

Нормы о доверительном управлении не перенесены в институт опеки из положений гл. 53 ГК РФ механически. Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующих лиц приспособлено к задачам института, имеет свои особенности, позволяющие определить его как разновидность доверительного управления, обладающую видовыми отличиями.

Орган опеки и попечительства не только учреждает доверительное управление, но и заключает соответствующий договор. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 1026 ГК РФ в этих случаях такому лицу, заключившему договор, принадлежат и права учредителя управления. Однако обращение к тексту главы 53 ГК РФ приводит к выводу, что такие права (по крайней мере, большинство из них) могут принадлежать только собственнику имущества (например, ст. 1018, п. п. 1 — 3 ст. 1022, п. 3 ст. 1024 ГК РФ и т.д.). Властный орган, издавший акт об учреждении управления, никогда не может быть и выгодоприобретателем Вострикова Л.Г. Доверительное управление имуществом собственником и его собственности // Право и экономика. 2004. № 8. С. 31. .

Статус органа опеки и попечительства в таких правоотношениях имеет двойственный характер. С одной стороны, орган опеки и попечительства — это часть механизма власти, наделенного соответствующими полномочиями. С другой — это сторона по договору доверительного управления имуществом, то есть субъект, лишенный властных полномочий, выступающий на равных началах в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК РФ) См.: Опека и попечительство: Теория и практика / под редакцией Михеевой Л.Ю. М., 2004. С. 103..

Основанием возникновения правоотношений, связанных с доверительным управлением имуществом, является договор, гражданско-правовой акт, сделка. В законе указано, что орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления с лицом, определенным этим органом (ст. 43 ГК РФ). Данная формулировка означает, что управляющий должен быть выбран и назначен специальным административным актом (постановлением или распоряжением). Совершенно очевидно, что обязанности управляющего возникнут с момента заключения соглашения (если самим договором не установлено иное).

Вынесению акта о назначении доверительного управляющего должна предшествовать деятельность органа опеки и попечительства по выявлению необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом безвестно отсутствующего лица, поиску лица, на которое могут быть возложены функции доверительного управляющего, проверке соответствия этой кандидатуры указанным в законе условиям (например, наличие лицензии) См.: Гражданский процесс: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное) // под редакцией Треушниковой М.К.. М., 2007. С. 568. .

По действующему российскому законодательству при возникновении отношений по доверительному управлению имуществом безвестно отсутствующего лица предполагается наличие следующих юридических фактов:

— предложение о назначении доверительным управляющим со стороны органа опеки и попечительства, сделанное избранному им лицу (для этого действия законом не предусмотрена какая-либо специальная форма);

— согласие данного лица;

— назначение этого лица в форме постановления или распоряжения;

— заключение договора доверительного управления имуществом;

— решение суда о передаче имущества гражданина в доверительное управление.

Орган опеки и попечительства, назначая доверительного управляющего и заключая с ним договор доверительного управления, исполняет тем самым возложенные на него законом функции по защите имущественных прав безвестно отсутствующих лиц, которые относятся к внутренним функциям государства. Таким образом, в данной ситуации орган опеки и попечительства действует не как самостоятельный субъект права, а как орган, выступающий от имени соответствующего публичного субъекта — муниципального образования. Это связано с тем, что согласно п. 1 ст. 3 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений могут быть только граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Те или иные органы государства или муниципальных образований самостоятельно не участвуют в гражданско-правовых отношениях, они лишь могут в соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени государственных или муниципальных образований приобретать и осуществлять права и обязанности. Правоотношение, возникающее из договора доверительного управления, безусловно, является гражданско-правовым Пьяных Е.С. Органы опеки и попечительства как учредители договора доверительного управления имуществом, возникающего по основаниям, предусмотренным законом // Юрист. 2005. № 4. С. 25..

Доверительный управляющий на основании заключенного договора выполняет следующие основные обязанности:

— управляет имуществом надлежащим образом, т.е. в интересах учредителя (выгодоприобретателя), которые указаны в договоре доверительного управления. Управление выражается в надлежащем осуществлении правомочий владения и пользования имуществом и в случае, предусмотренном договором, — в осуществлении правомочия распоряжения;

— указывает в договорах и иных документах внешнего действия тот факт, что доверительный управляющий действует именно в качестве доверительного управляющего;

— проявляет должную заботливость об интересах учредителя и выгодоприобретателя, в первую очередь о тех интересах, которые указаны в договоре, и во вторую очередь о тех интересах, которые управляющий как профессионал должен оберегать;

— представляет учредителю управления отчет о своей деятельности, который должен быть достоверен, грамотен, надлежащим образом оформлен и прочее;

— своевременно предоставляет выгодоприобретателю положенные ему выгоды от управления;

— осуществляет обязанности, связанные с осуществлением правомочий пользования, владения и распоряжения имуществом.

Специфика положения органа опеки и попечительства создает ситуацию, при которой процесс учреждения доверительного управления регулируется административно-правовыми нормами, а права и обязанности сторон — гражданско-правовыми нормами. Это объясняется тем, что законодатель преследовал цель совершенствования механизмов охраны имущественных интересов безвестно отсутствующих лиц.

Не вызывает сомнений, что необходимо принятие как нового положения об органах опеки и попечительства (что важно не только для доверительного управления), так и иных нормативных актов. В частности, органы опеки и попечительства, как учредители управления, нуждаются в типовых, обязательных для них формах договоров доверительного управления имуществом безвестно отсутствующих лиц. Сам институт доверительного управления в данном случае предназначен для охраны интересов незащищенных участников гражданско-правовых отношений. Именно здесь допустимо императивное регулирование прав и обязанностей доверительного управляющего, сроков действия договора, порядка совершения действий по управлению См.: Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под редакцией Мозолиной В.П. М., 2004. С. 348. .

Существенным недостатком является отсутствие регулирования обязанности органа опеки и попечительства заключать договор доверительного управления. Гражданский кодекс содержит указание на то, что такой договор должен заключаться при необходимости постоянного управления имуществом. Автор работы считает необходимым законодательно закрепить обязанность органа опеки и попечительства назначать управляющего во всех случаях по требованию заинтересованных лиц.

Представляется, что гражданское законодательство должно содержать специальные положения об ответственности органа опеки и попечительства за выбор доверительного управляющего имуществом и за непринятие или несвоевременное принятие мер по назначению управляющего, повлекшее утрату имущества лица или иные убытки.

На основе анализа п. 2 ст. 43 и ст. 37 ГК РФ можно утверждать о возможности установления не опеки, а управления над имуществом отсутствующего лица как до признания его судом безвестно отсутствующим, так и в случае отказа органом опеки и попечительства признать необходимость в постоянном управлении его имуществом. Согласно п. 2 ст. 43 ГК РФ орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания гражданина назначить управляющего его имуществом.

Договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, прекращается вследствие явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, в случае объявления его умершим или установления факта его смерти, а также по основаниям, предусмотренным ст. 1024 ГК РФ.

Анализ действующих правовых норм о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правового и договорного регулирования в этой сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *