Принятие законов в РФ

  • автор:

Законодательный процесс в РФ

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту’ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат. veto — запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето — когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено2/, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса — обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.


Вступление в силу законов (стр. 1 из 2)

1. Вступление в силу законов

В праве это, момент с которого закон начинает действовать, применяться на практике. В РФ федеральные конституционные законы, федеральные законы, актыпалат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актамипалат не установлен другой порядок вступления их в силу. В РФ правила вступление в силу законов и опубликования законов установлены ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актовпалат Федерального Собрания».

Согласно ч. 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации государство в лице его органовобязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации закона — федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.

Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой — запрет, обращенный к любому правоприменителю, — не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания в печать, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Конституция и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Существуют обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов.

1. Официальное опубликование

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке. Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА. В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.Официальные источники опубликования: «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», дополнительно с 26.10.1999 — «Парламентская газета». Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В пункте 12 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

— гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

— гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

— механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций — типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты;

— персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

— действие которых исчерпывается однократным применением;

— срок действия которых истек;

— оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

д) акты рекомендательного характера.

е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативные акты Банка России, устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

изменение процентных ставок;

размер резервных требований;

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

прямые количественные ограничения;

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Статья 105

Конституционное право Европейских стран

Зарубежное конституционное право

Конституционное право РФ

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

К содержанию книги: Конституционное право России

История политических и правовых учений История отечественного государства и права

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН «Конституционное право зарубежных стран: Америка и Азия»

Демократическое конституционное право. С конца 80-х гг. в …

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право, …

Конституционно-договорный характер РФ.

См.: Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. С. 256; …

Конституционное право зарубежных стран в той или иной форме …

Действительно, логичнее, чтобы студенты изучили сначала общую теорию конституционного права, а затем конкретику – конституционное право России и других …

Конституция РФ. Референдум РФ. Назначение референдума РФ. Право …

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право, . …

учебный курс — курс конституционного права, который, наряду с …

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994; Государственное право …

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

3. Государство и право России после февральской буржуазно-демократической революции … 2. Конституция 1918 г. — первый основной закон российской республики …

Отрасли права. Конституционное право. Определение конституционного …

Конституционное право очень многих государств, включая Россию, исходит из того, что государственная власть действует на центральном и иногда также на …

Россия — полупрезидентская республика, в которой доминируют …

Чиркин В.Е. Конституционное право. Россия и зарубежный опыт. С. 285-292. И после всего этого автор делает общий вывод, что «Россия — полупрезидентская, …

Конституция РФ — Основной Закон российского общества и государства …

В главе II Конституция РФ закрепляет трудовые права граждан. Среди … Конституция РФ гарантирует каждому работнику право на вознаграждение . …

КОНСТИТУЦИЯ РФ. Разработка и принятие Конституции РФ.

Впервые в истории России Конституция была принята путем референдума, что определяет ее высокую легитимность. К содержанию книги: Конституционное право …

Написание отдельных наименований, слов и словосочетаний

Географические и административно-территориальные названия

С прописной буквы пишутся все слова, входящие в состав географических и административно-территориальных названий, кроме служебных слов и родовых наименований (гора, город, залив, море, мост, озеро, остров, площадь, побережье, река, улица, шоссе и т.д.), употребляемых в прямом значении.

Например: Европейская Россия, Западная Сибирь, Черное море, остров Новая Земля, озеро Байкал, канал имени Москвы, Большой Каменный мост, Ленинский проспект.

Нарицательные существительные, входящие в состав географических и административно-территориальных названий пишутся с прописной буквы, если они употребляются не в прямом значении и называют объект условно.

Например: города – Лодейное Поле, Советская Гавань, Вятские Поляны; проливы – Карские Ворота, Золотые Ворота.

Наименования воинских и ученых званий, титулов, должностей, профессий в составных географических и административно-территориальных названиях пишутся с прописной буквы.

Например: улица Академика Миллионщикова, проспект Маршала Жукова, площадь Космонавта Комарова.

Части сложных географических названий, соединенные дефисом, пишутся с прописной буквы.

Например: Переславль-Залесский, Западно-Карельская возвышенность, Центрально-Чернозёмный район.

Служебное слово в середине сложного географического названия пишется со строчной буквы и соединяется с другими частями названия двумя дефисами.

Например: Комсомольск-на-Амуре, Ростов-на-Дону.

Написание названий субъектов Российской Федерации установлено Конституцией Российской Федерации.

В названиях республик все слова пишутся с прописной буквы.

Например: Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика.

Слова «автономная область», «автономный округ», «край», «область» в названиях субъектов Российской Федерации пишутся со строчной буквы, остальные слова – с прописной.

Например: Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ставропольский край, Калужская область.

Названия предприятий, учреждений, организаций, объединений

В названиях учреждений, организаций единичного характера, обществ, научных, учебных и зрелищных заведений, политических партий с прописной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, а также первое слово включаемых в них названий других учреждений и организаций.

Например: Челябинский металлургический комбинат, Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», Международный фонд славянской письменности и культуры, Российская академия медицинских наук, Столичный институт переводчиков.

С прописной буквы пишется первое слово в кавычках в названиях, состоящих из родового наименования или названия, указывающего специализацию, и наименования, ставшего именем собственным и заключенного в кавычки.

Например: научно-производственное предприятие «Стрела», издательство «Наука», закрытое акционерное общество «Новый век», общество с ограниченной ответственностью «Экотехнология».

Наименования структурных подразделений учреждений и организаций, не являющиеся именами собственными, пишутся со строчной буквы.

Например: департамент информационных технологий, управление делами, отдел кадров, ученый совет, экономический факультет.

Должности, звания

Названия должностей, воинских и почетных званий, ученых степеней пишутся со строчной буквы.

Например: министр, председатель, заслуженный деятель культуры, лауреат Государственной премии, академик, доктор наук, профессор, генерал, адмирал.

Названия высших государственных должностей в официальных документах пишутся с прописной буквы.

Например: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Генеральный прокурор.

Высшее звание Российской Федерации пишется с прописной буквы – Герой Российской Федерации.

Названия документов

Наименования следующих нормативных правовых актов пишутся с прописной буквы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РСФСР (название);
  • Закон Российской Федерации (название);
  • Федеральный конституционный закон (название);
  • Федеральный закон (название);
  • Указ Президента Российской Федерации (название);
  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (название).

Наименования кодексов Российской Федерации пишутся с прописной буквы.

Например: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации.

Наименования документов, начинающиеся со слов «основы законодательства» пишутся с прописной буквы.

Например: Основы законодательства Российской Федерации о культуре.

Наименования следующих нормативных правовых актов пишутся со строчной буквы:

  • распоряжение Президента Российской Федерации (название);
  • постановление Правительства Российской Федерации (название);
  • распоряжение Правительства Российской Федерации (название);
  • постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (название);
  • постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (название).

Наименования нормативных правовых актов во множественном числе пишутся со строчной буквы.

Например: конституции республик, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Наименования проектов нормативных правовых актов пишутся со строчной буквы.

Например: проект федерального конституционного закона…, проект указа Президента Российской Федерации…

Названия документов без предшествующего, стоящего вне названия родового слова (устав, положение, инструкция и т.п.) пишутся с прописной буквы.

Например: Генеральный план Российской Федерации, Правила внутреннего трудового распорядка.

Вид документов с предшествующим родовым словом, не включенным в заголовок, пишется со строчной буквы.

Например: технологическая инструкция «Нанесение атмосферостойких покрытий», стандарт «Аудит в условиях компьютерной подготовки данных».

При подготовке материала были использованы следующие источники и литература:

  • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Справочник школьника. Орфография и пунктуация. – М.: Махаон, 2005. – 224 с.;
  • Инструкция по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденная приказом Ростехнадзора от 23 октября 2006 г. № 928;
  • Правила оформления документов в Правительстве Оренбургской области, утвержденные распоряжением Губернатора Оренбургской области от 06 февраля 2006 г. № 40-р.

Общество с ограниченной ответственностью как пишется с большой буквы

Имена прилагательные, образованные от личных имен, фамилий, кличек при помощи суффиксов -ов ( -ев ) или -ин и обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, напр.: Рафаэлева Мадонна, Шекспи-ровы трагедии, Гегелева «Логика», Далев с. Пример: 1)Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» (с изменениями и дополнениями) (в тексте закона) Ответ справочной службы русского языка. Скажите, пожалуйста, возможно ли с точки зрения русского языка возникновение тройных кавычек? Чиновник сказал:» В соответствии с «Федеральном законом о преобразовании «Название предприятия&quot. Такая ситуация возможна, могут использоваться кавычки второго, третьего, четвертого и т. Скорее, так: в соответствии с Федеральным законом «Название закона&quot. Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Не в сочетании с полным официальным названием закона корректно написание строчными буквами: рамочныйфедеральный закон, новый федеральный закон лежал на столе. Подскажите пожалуйста наименование лица «главный федеральный инспектор по Курганской области&quot. «) Хочется понять, является ли это ошибкой, следует ли в тексте федерального закона исправлять букву на соответствующий значок? При наличии технической возможности заменять N на № необходимо. Разъясните, пожалуйста, в каких случаях федеральный закон (положение, решение, постановление и пр.) пишутся с большой буквы? № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации. Ответ справочной службы русского языка Добрый день!

Приказ как пишется с большой буквы

почему.
хотя смотрю К+ министерство пишет с большой. Потому что юридически корректно «Министр обороны Российской Федерации», «Губернатор Московской области», «Постановление Правительства Российской Федерации» и «Председатель Правительства Российской Федерации».

Позиция по этому вопросу совершенно однозначна: поскольку мы составляем документы на государственном языке Российской Федерации – русском, – то и руководствоваться следует правилами русского языка. А они гласят следующее:

Правила написания официальных наименований ч. 6

  1. С прописной буквы пишется первое слово и имена собственные в названиях законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, международных договоров и соглашений, а также документов, принятых конгрессами, совещаниями международных организаций и учреждений: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», Итоговый документ Венской встречи, Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Предшествующее сложное прилагательное, образованное от названий стран, заключивших договор, пишется со строчной буквы: российско-французский Договор о сотрудничестве.

Со строчной буквы пишется наименование проекта законодательного акта: проект федерального конституционного закона «О…», проект указа Президента Российской Федерации «О…», проект закона города Москвы «О …».

  1. С прописной буквы пишется название документа (устава, положения, регламента, инструкции и др.), если оно составляет одно целое с заголовком к документу: Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, Устав Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Программа развития малого предпринимательства, Инструкция по документационному обеспечению управления.

  1. Со строчной буквы пишется название документа, имеющее заголовок, заключенный в кавычки, за исключением названий, указанных в п. 1: постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 91 «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации», инструкция пользователя «Ввод информации в базу данных «Учет персонала»».

  1. При первом упоминании названия документа в тексте приводится его дата, регистрационный номер и заголовок к тексту или наименование органа, утвердившего его, и дата утверждения: в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»…; в соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества, утвержденным Советом директоров общества 20 декабря 2001 г. При повторном упоминании документа в тексте допустимо ограничиваться упоминанием одного названия, без указания даты и номера: в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»…

При упоминании в тексте Конституции Российской Федерации, кодексов Российской Федерации, а также конституций (уставов) субъектов Российской Федерации дата их принятия и номер, как правило, не приводятся: Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Устав города Москвы.

В текстах многостраничных документов после первого полного наименования документа вводится его сокращенное наименование в скобках, далее в тексте документа используется сокращенное наименование документа, которое пишется с прописной буквы: 1.1. Инструкция о документационном обеспечении управления Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее – Инструкция) разработана в соответствии с…

«Согласно»: запятая нужна или нет?

В текстах официально-делового стиля часто можно встретить слово «согласно», которое при расстановке знаков препинания вызывает много вопросов. Чтобы разобраться со всеми вопросами, нужно выяснить, какой частью речи выступает это слово в предложении, и обозначить случаи, когда перед «согласно» ставится запятая, а когда – нет.

Какая это часть речи?

«Согласно» в разных предложениях может выполнять разные роли:

1 Краткое прилагательное среднего рода, образованное от прилагательного «согласный». В предложении оно выполняет роль сказуемого.

Муниципальное образование согласно с новыми правилами.

2 Наречие – отвечает на вопрос «как?» и в предложении выполняет роль обстоятельства.

Дочка предложила испечь пирог, и мама (как?) согласно кивнула: «Давай».

3 Производный предлог, при помощи которого вводится в предложение обстоятельственный оборот.

Арендатор вносил платежи (как?) согласно договору.

«Согласно договору» – обстоятельственный оборот.

Согласно Гражданскому Кодексу, считаю требования истца не подлежащими удовлетворению.

Согласно чему или чего?

Неправильное согласование предлога «согласно» с зависимым от него существительным является частой ошибкой. Это слово согласуется с существительным только в дательном падеже (согласно чему?): согласно закону, согласно приказу, согласно сведениям.

Когда запятая ставится?

В ряде случаев обособление оборотов с производным предлогом «согласно» факультативно, то есть оборот может выделяться запятыми, а может – нет. Это зависит от авторского замысла. В случае желания автора обособить оборот, в устной речи он будет интонационно выделяться паузой.

Например, нужна ли запятая после оборота со словом «согласно», если он стоит в начале предложения, зависит от автора.

Согласно условиям договора, поставка угля будет осуществляться ежеквартально.

Или:

Согласно условиям договора поставка угля будет осуществляться ежеквартально.

Оба варианта написания верны.

При этом можно выявить несколько закономерностей, когда обстоятельственный оборот обособляется запятыми:

1 Если оборот разделяет подлежащее и сказуемое.

Погодные условия за последние десять лет, согласно полученным от синоптиков данным, сильно изменились.

2 Если оборот находится не в начале и не в конце предложения.

В связи с этим, согласно новым правилам предприятия, прошу предоставить мне дополнительные три дня ежегодного оплачиваемого отпуска.

3 Если оборот несёт значение причины того, о чём идёт речь в предложении, при этом он достаточно распространён.

Фермерские хозяйства, согласно новым законодательным актам о развитии внутреннего рынка сельского хозяйства, в несколько раз повысили уровень производства молока.

В данном предложении оборот «согласно новым законодательным актам о развитии внутреннего рынка сельского хозяйства» поясняет, почему предприятия повысили уровень производства молока, – в связи со вступлением в силу новых законов. При этом оборот в достаточной мере распространён и поэтому выделяется запятыми.

4 Если сочетание «согласно которому(ой)» стоит в начале придаточной части сложноподчинённого предложения:

Директор издал приказ, согласно которому пятерым работникам были назначены премии.

Когда запятая не ставится?

1 Обстоятельственный оборот со словом «согласно» не обособляется, если он входит в состав сказуемого либо тесно связан с ним по смыслу.

Расчёт страховки был сделан согласно приложению к договору.

В данном примере речь идёт не о том, что расчёт был сделан, а что он был сделан именно согласно приложению. Обстоятельственный оборот в данном примере входит в состав сказуемого и обособлению не подлежит. Обычно в таких предложениях оборот невозможно опустить без потери смысла.

Расчёт страховки был произведён.

В данном предложении первоначальный смысл не сохранился, а значит, оборот был частью сказуемого и не должен обособляться запятыми.

2 Выступая в роли краткого прилагательного, «согласно» запятыми не обособляется.

Руководство школы согласно с утверждённой Министерством образования программой обучения.

3 Наречие «согласно» также не требует обособления.

Петя предложил на выходных покататься на велосипедах в парке, и родители (как?) согласно кивнули.

Больше примеров для усвоения материала

«согласно данным»

Согласно данным метеобюро, в выходные ожидается сильный циклон.

Или:

В выходные, согласно данным метеобюро, ожидается сильный циклон.

«согласно которому»

По итогам собрания был составлен протокол, согласно которому решение было принято единогласно.

«согласно приложению»

Согласно приложению к договору, штрафные санкции составляли 2% от покупной стоимости за каждый день просрочки.

Или:

Согласно приложению к договору штрафные санкции составляли 2% от покупной стоимости за каждый день просрочки.

Штраф был оплачен (как?) согласно приложению к договору.

«согласно закону»

Согласно областному закону № 135, вводятся новые меры поддержки многодетных семей.

Или:

Согласно областному закону № 135 вводятся новые меры поддержки многодетных семей.

Губернатор действовал (как?) согласно областному закону.

«согласно договоренности»

Согласно достигнутой договорённости, стороны вернули друг другу всё полученное по сделке.

Или:

Согласно достигнутой договорённости стороны вернули друг другу всё полученное по сделке.

Стороны, согласно достигнутой договорённости, вернули друг другу всё полученное по сделке.

«согласно сведениям»

Согласно сведениям, полученным от ЦБ РФ, курс доллара понизился.

Курс доллара понизился согласно сведениям, полученным от ЦБ РФ.

«согласно которой»

Мы прочитали статью, согласно которой к вопросам пунктуации возможен двойной подход.

«согласно договору»

Согласно договору, покупатель обязан внести сумму до конца текущего месяца.

Или:

Согласно договору покупатель обязан внести сумму до конца текущего месяца.

Покупатель должен внести сумму согласно договору.

«согласно информации»

Согласно поступившей от журналиста информации, консульство помогло нашим туристам добраться до родины.

Или:

Согласно поступившей от журналиста информации консульство помогло нашим туристам добраться до родины.

Статья была разработана согласно поступившей от журналиста информации.

«согласно условиям договора»

Согласно условиям договора, заёмщик не вправе передавать свои права по договору другим лицам.

Или:

Согласно условиям договора заёмщик не вправе передавать свои права по договору другим лицам.

Заёмщик не вправе, согласно условиям договора, передавать свои права по договору другим лицам.

Заёмщик исполнял свои обязанности согласно условиям договора.

«согласно приказу»

Все работники, согласно приказу директора, должны находиться на рабочих местах до 17.30.

Согласно приказу директора, все работники должны находиться на рабочих местах до 17.30.

Или:

Согласно приказу директора все работники должны находиться на рабочих местах до 17.30.

Все работники действовали (как?) согласно приказу директора.

«согласно плану»

Всё шло согласно плану.

Согласно плану, строительство дома должно завершиться к концу текущего года.

Или:

Согласно плану строительство дома должно завершиться к концу текущего года.

«согласно статистике»

Согласно статистике, уровень рождаемости в стране в последние годы серьёзно снизился.

Или:

Согласно статистике уровень рождаемости в стране в последние годы серьёзно снизился.

Отчёт составлен (как?) согласно статистике.

Ведомство, согласно собранной им статистике, разработало новые стратегии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *