Принцип внепартийности муниципальной службы

  • автор:

Принцип внепартийности муниципальной службы

Принцип внепартийности муниципальной службы Данный принцип является заключительным в перечне, приведенном в ст. 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федера-ции». Суть его заключается в том, что муниципальная служба, как публичная организация, должна быть свободна от контроля отдельных политических организаций и движений. Задачи, выполняемые муниципальными служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений. Муниципальным служащим запрещено использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других обще-ственных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 14 закона), а также создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур (п. 13 ч. 1 ст. 14 закона). В то же время принцип «политической нейтральности» муниципальных служащих неправильно трактуется. Законом не ограничивается свобода сове-сти, мысли и слова. Каждый муниципальный служащий имеет право придер-живаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не исполь-зовать статус служащего внеслужебных целях. Таким образом, запрет имеет целью обеспечить объективность и нейтральность профессиональной муни-ципальной службы в отношении всех граждан, независимо от их политических взглядов и убеждений . Подводя итоги, отметим, что принципы муниципальной службы в целом схожи с принципами государственной гражданской службы, что подчеркивает взаимосвязь этих видов публичной службы.

1.2. Принципы муниципальной службы

Под принципами муниципальной службы следует понимать основополагающие начала, идеи, на которых строится, осуществляется и прекращается деятельность муниципальных служащих по реализации функций местной публичной власти.

Они являются фундаментом общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления по поводу организации управления.

Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) в ст. 4 устанавливает широкий перечень принципов муниципальной службы.

При этом Закон определяет основные принципы. Подразумевается, что могут быть и другие принципы в системе муниципальной службы.

К основным принципам отнесены следующие:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципального служащего;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Следует заметить, что в перечне принципов не закреплены следующие принципы: законности при осуществлении муниципальной службы, который дан в ст. 12 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»; взаимодействия с государственной гражданской службой, который дан в ст. 5 этого же Закона; добросовестности и добропорядочности при осуществлении муниципальной службы.

1. Первый принцип вытекает из Конституции РФ, определившей человека, его права и обязанности высшей ценностью. Задача муниципальных служащих состоит в том, чтобы граждане могли реализовать свои конституционные права и свободы. Местное самоуправление как раз и является тем институтом общества, с помощью которого в значительной степени можно обеспечить реализацию прав и свобод граждан.

2. Второй принцип также вытекает из Конституции РФ. Он обеспечивает возможность любому гражданину независимо от пола, расы, национальности и т. д. поступить на муниципальную службу. При этом гражданин должен владеть государственным языком Российской Федерации.

Данный принцип раскрывается в статьях Закона, устанавливающих требования, необходимые для поступления на муниципальную службу, а также ограничения поступления на муниципальные должности (ст. 9, 13, 16).

3. Третий принцип – один из основополагающих в системе местного управления. Муниципальный служащий обязан владеть искусством организации управления на вверенном ему направлении. Известно, что в большей мере организация работы, подготовка проектов нормативных актов (управленческих решений) осуществляются муниципальными служащими. Поэтому они должны быть хорошо подготовлены профессионально: знать законы и подзаконные акты по своему направлению, а также общего характера, касающиеся местного самоуправления.

Важно также фундаментально изучить свои права и обязанности, изложенные в решениях о распределении обязанностей муниципальных служащих. При подготовке вопросов к обсуждению целесообразно использовать знания специалистов и научный потенциал. А это требует наличия организационных способностей должностного лица и его компетентности. Например, при подготовке проектов плана социально-экономического развития и бюджета необходимо обладать знаниями по организации этой работы. Для этого важно своевременно подготавливать проекты решений о начале и завершении обсуждения данных документов, о доведении их до исполнителей, об осуществлении контроля за их исполнением и т. д.

Профессионализм и компетентность муниципальных служащих определяют результат направлений их деятельности. В настоящий момент не все муниципальные служащие имеют достаточную подготовку в организации управления, вернее – подготовлена лишь незначительная часть.

Связано это с тем, что в учебных заведениях наука организации управления, особенно практическая ее часть, почти отсутствует. Подчас студенты 4-го и 5-го курсов, занимающиеся на факультетах и в институтах или университетах государственного и муниципального управления, либо не владеют, либо плохо владеют знаниями по организации территориального управления, не имеют представления о том, как формируются планы социально-экономического развития и бюджеты, из каких разделов и статей они состоят.

Отсутствие специалистов по этим направлениям приводит к малоуправляемости на территориях, а подчас и к кризисной ситуации. Во избежание таких явлений представляется целесообразным в вузах организовать практические занятия по планированию и бюджетированию в виде деловых игр, на основе сформированных самими студентами проектов планов и бюджетов, решений по управлению муниципальной собственностью и т. д.

Людей нужно учить управленческому делу. В противном случае, не имея профессионально подготовленных кадров, муниципальный сектор не поднять. А это означает, что и страну в целом невозможно вывести на европейский уровень развития. Известное высказывание о том, что «кадры решают все», по-прежнему остается актуальным.

4. Четвертый принцип – принцип стабильности муниципальной службы – впервые появился в законодательстве Российской Федерации. В проект закона его включили в целях обеспечения стабильности для муниципальных служащих.

Изучение опыта в органах местного самоуправления в области кадровых перемещений свидетельствует о частой замене муниципальных служащих с приходом новых руководителей в исполнительно-распорядительных органах и с изменением состава представительных органов. Частые замены аппарата как раз и приводят малопрофессиональных людей в систему муниципальной службы.

В результате за время созыва представительного органа и полномочий должностного лица муниципальные служащие успевают освоить лишь некоторые стороны своей деятельности. На смену им приходят новички, которых нужно обучать. Но проблема состоит в том, что и обучать их некому.

Новый Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) стабильность муниципальной службы закрепляет в правах, обязанностях, гарантиях муниципального служащего, его аттестации в порядке поступления и прохождения муниципальной службы и т. д.

Такой подход позволяет обеспечить преемственность в муниципальной службе, которая, безусловно, является одним из важнейших компонентов науки организации управленческих кадров.

5. Пятый принцип – доступность информации о деятельности муниципальных служащих – означает, что граждане имеют право обратиться в орган местного самоуправления с целью ознакомления с деятельностью муниципального служащего. Орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны предоставить информацию о деятельности муниципального служащего, за исключением сведений конфиденциального характера и служебной тайны.

Данный принцип обеспечивает возможность и гарантии жителей муниципального образования оказывать влияние на процессы управления территорией. Жители узнают, кого и с какими способностями приглашают органы местного самоуправления на муниципальную службу и делают соответствующие выводы при избрании нового состава представительного органа и главы муниципального образования.

6. Шестой принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами определяет сущность муниципальной службы, способствует обеспечению тесной связи местной публичной власти с населением, тем самым сокращая степень разрыва общества с системой публичной власти на всех уровнях. Муниципальный служащий обеспечивает связь выборных должностных лиц и органов местного самоуправления с населением в ходе проведения выборов, референдумов, сходов (собраний) граждан, конференций, при формировании планов и программ социально-экономического развития территории, проведения митингов, демонстраций, осуществления гражданской правотворческой инициативы и т. д. Такой подход дает точное представление о тенденциях развития общественного настроения и способствует правильному формированию планов и бюджета местного самоуправления на перспективу. Например, предварительное обсуждение проектов плана и бюджета на собраниях граждан, в органах общественных объединений, трудовых коллективах позволяет выявить необходимость решения наиболее острых проблем на территории муниципального образования.

Учет мнения населения по таким вопросам обусловлен сущностью самого местного самоуправления, ибо план и бюджет составляют его материальную базу, которая является основой местной публичной власти. Все это нужно уметь организовать и провести. Муниципальный служащий обязан иметь индивидуальный план, разработанный на основе общего плана муниципального представительного и исполнительного органов. Целесообразно использовать системный метод научной организации управленческого труда. План необходимо согласовывать с представителями общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления по своим направлениям.

Так, проведение встреч с населением требует построения определенного графика, в котором должны быть обозначены повестка дня, место, день и время проведения собрания.

Реализация данного принципа в практической деятельности будет способствовать постепенному формированию гражданского общества в Российской Федерации.

В практической деятельности муниципальными служащими не везде или не в полной мере реализуется данный принцип. Связано это в основном с отсутствием способности к организации работы, с недостаточным знанием законодательства и недооценкой потенциала жителей и общественных объединений, а также боязнью служащих перед аудиторией граждан. Этот барьер в состоянии преодолеть только хорошо подготовленные специалисты в области управления территорией. К людям нужно идти с подготовленными документами, с которыми они должны быть заранее ознакомлены, чтобы было что обсуждать.

7. Седьмой принцип – единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы – получает развитие почти в каждой статье Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) Федеральный закон устанавливает основные положения о муниципальной службе, которые должны соблюдаться на всех уровнях при формировании нормативных актов в данном направлении и иметь прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Предназначение этого принципа состоит в создании единого подхода к формированию кадровой политики в системе местного самоуправления.

Сущность его заключается помимо прочего в сочетании общих (основных) положений с особенностями муниципальных образований. Особенности эти, как правило, закрепляются в законах субъектов РФ и нормативных актах, принимаемых на уровне муниципальных образований. Обусловлен такой подход многонациональным составом Российской Федерации. Статья 3 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) предусматривает право субъектов РФ и муниципальных образований на принятие нормативных актов, в том числе с учетом особенностей территориальных образований.

8. Восьмой принцип – принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих – тесно связан с принципом стабильности муниципальной службы. Он развивает положения о стабильности службы в статьях о статусе муниципального служащего. Закон устанавливает права, обязанности и ограничения для муниципального служащего, предусматривая негативную и позитивную его ответственность за порученное дело, а также социальную защиту, защиту от политической конъюнктуры, от произвола руководителей и т. д.

9. Девятый принцип – принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей – раскрывается в ст. 27 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.). Закон определяет только виды дисциплинарной ответственности по основаниям неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. По указанным основаниям работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: объявить замечание; выговор; уволить с муниципальной службы.

Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом. В Законе при этом не указывается, актом какого органа или должностного лица оформляется решение о дисциплинарном взыскании. В пункте 3 ст. 27 имеется отсылочная норма к трудовому законодательству, значит, вопрос о применении и снятии дисциплинарных взысканий решается в соответствии с трудовым законодательством.

Указанный принцип призван обеспечить дисциплину в организации работы и повысить ответственность за порученное дело.

Безусловным достоинством нового Закона является то, что он уравнивает муниципальных служащих со всеми гражданами по применению мер ответственности, устраняется возможность произвола руководителей относительно муниципальных служащих. Решение о дисциплинарном взыскании может быть обжаловано муниципальным служащим в суде.

10. Десятый принцип – принцип внепартийности муниципальной службы – предполагает недопустимость создания партий в системе муниципальной службы и их влияние на деятельность муниципальных служащих. Муниципальные служащие должны осуществлять свою деятельность не испытывая партийного давления и не используя свои возможности для создания приоритетов каким-либо партиям или иным общественным объединениям. Они должны взаимодействовать в равной степени со всеми общественными структурами для улучшения жизнедеятельности людей и формирования гражданского общества. При этом цель должна оправдывать средства ее достижения.

1.2.1 Понятие «муниципальная служба»

1.2.2 Цели, задачи и функции муниципальной службы РФ

2.2.3 Принципы муниципальной службы

1.2.1 Понятие «муниципальная служба»

Понятие «муниципальной службы» сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.

В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили. Но на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были «государственные служащие местных органов государственной власти».

С принятием в 1990-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. Принимаемые органами местного самоуправления, нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих.

До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти — местных Советов и исполнительных комитетов — являлись государственными служащими.

Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» также не использовал понятие «муниципальная служба». Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий — это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте — рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных гражданских служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

Муниципальная служба является механизмом реализации функций и задач органов местного самоуправления. Для их осуществления в муниципальной службе используются достижения различных наук — социологии управления, административного права, политологии, психологии управления, экономических и других наук. На этой основе складывается общая теория муниципальной службы, разрабатывающая пути осуществления этой службы как управленческой деятельности.

Существуют общие черты, характерные для муниципальной службы любой развитой страны:

— муниципальная служба в значительной степени интегрирована в государственный механизм, выполняет многие функции, имеющие общегосударственное значение;

— муниципальная служба функционирует, в конечном счете, под контролем центральной власти;

— исполнительские функции осуществляются профессионалами.

По ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе.

Наверх

1.2.2 Цели, задачи и функции муниципальной службы РФ

Содержание, цели, задачи и функции, разнообразие структур муниципальной службы определены законодательством о местном самоуправления в РФ. Принадлежность муниципальной службы к системе органов местного самоуправления определяет самостоятельность муниципальной службы в системе власти РФ и различия между государственной и муниципальной службами.

Основные цели муниципальной службы:

— муниципальная служба должна стать эффективной структурой социального обслуживания, ответственной перед государством и подотчетной населению;

— муниципальная служба может успешно функционировать на нижних уровнях управления, не дожидаясь команд с «верхних этажей», в соответствии с принципом оперативности управления;

— муниципальная служба способна эффективнее разрабатывать природные, экономические, человеческие ресурсы муниципального образования посредством самоорганизации местных коллективов и профессионального управления.

Основными задачами муниципальной службы являются:

— обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

— обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

— подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

— защита прав и законных интересов муниципального образования.

Более того, с точки зрения задач, эта служба представлена

— в социальном аспекте: это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;

— в политическом: как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;

— в правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования.

Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета.

Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.

Не менее важная функция — это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.

Наконец, важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.

Наверх

2.2.3 Принципы муниципальной службы

Принципы муниципальной службы — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

Принципы муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

Принципы муниципальной службы — это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.

Одним из важнейших событий в развитии местного самоуправления стало принятие Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» © 8-ФЗ от 8 января 1998г., который установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих. В нем указано, что муниципальная служба Российской Федерации основана на следующих принципах:

— верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

— самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

— профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

— ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

— равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

— единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

— правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

— внепартийность муниципальной службы.

Указанные принципы взаимосвязаны. Однако каждый из них отражает определенную закономерность в организации муниципальной службы и деятельности муниципальных служащих.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *