При посещении

  • автор:

Визит в семью — основа социального сопровождения

Мясникова Юлия Васильевна

Результат всей длительной работы специалистов с семьей во многом зависит от первого визита.

Кроме того визит в семью является основой социального сопровождения граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и представляет собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь.

Перед походом в семью специалист должен ответить на вопрос: «А зачем я иду в семью?». Ответ на этот вопрос означает умение грамотно формулировать цель, которая является ориентиром для Ваших действий в семье. Если специалист идет «налаживать конструктивные отношения», то его поведение и слова будут это выражать. Если же цель похода в семью — узнать, почему ребенок не посещает школу, то вопросы будут другими.

Цели посещения семьи:

  • диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
  • контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций;
  • адаптационно-реабилитационные – оказание конкретной социальной, посреднической, психологической помощи

Каждый специалист должен сформулировать не только цель, но и показатели, которые необходимо отслеживать при посещении семьи и связывать с целью посещения семьи.

Показатель – это:

  • Причина, по которой Вы идете в семью.
  • Объекты наблюдения в семье.
  • Описание, характеристика состояния семьи в данный момент, на основании чего Вы планируете цели работы с семьей.

Основная задача первых встреч

  • Знакомство и установление ровных отношений, позволяющих продолжить взаимодействие.
  • Нужно показать родителям, что визит специалиста — в интересах ребенка для оказания помощи и поддержки.
  • Первые шаги специалиста в работе с семьей направлены на осознание существующих проблем.

Знакомство с членами семьи на дому создает, с одной стороны, психологическое преимущество для них – они находятся на «своей территории» и чувствуют себя более защищено. С другой стороны, определенные преимущества имеет и специалист: он может определить, в каких отношениях находятся члены семьи, как они относятся к своему ребенку, как ребенок относится к родителям, другим членам семьи. Однако здесь возможны и варианты социально-неблагополучного поведения, стремления показать ситуацию как более благополучную, чем она есть на самом деле.

Неблагополучная семья часто ведет замкнутый образ жизни, члены семьи имеют ограниченный круг общения. Такая семья настороженно относиться к внешним специалистам. Члены семьи, длительное время, находясь в трудной жизненной ситуации, воспринимают свой образ жизни как единственно возможный. Причем такая ситуация может быть для них более удобной, чем какие-либо перемены, вызванные вмешательством специалистов. Это определяет трудности в работе с семьей на первых этапах. Такие семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения в отношении к посещающим:

  • Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.
  • Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.
  • Неучастие: во время посещения семьи занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.
  • Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии специалиста; обвиняют специалистов в том, что происходит в семье, или в том, что они вмешивается в их жизнь.

С чего начинается посещение семьи? Ответ прост – с налаживания контакта.

Задача первого визита: снятие страха и напряженности у семьи.

1. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.

2. «Социальная беседа»: если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.

3. Содержательная часть:

  • Объясните, что хорошего может получить семья от общения с Вами. Семья может принять Ваше объяснение, а может и нет.
  • Спросите, в какой помощи семья нуждается и согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
  • Обязательно проверьте, как члены семьи Вас поняли и как восприняли.
  • Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
  • Оцените качество контакта с семьей.

4. Выслушайте ответы и примите их за основу вашего будущего диалога. Запомните, что ответы семьи могут Вам и не понравиться, но они должны быть для Вас тем, на чем придется строить диалог (налаживать отношения). Поэтому не стоит «рисовать семье ее светлое будущее при условии, если она откажется от своих глупых установок».

И не стоит забывать, что налаживание контакта – это не «пустая трата времени», а необходимый компонент плодотворного сотрудничества.

В процессе первой беседы необходимо фокусировать внимание на ключевой проблеме. Социальный педагог, кроме того, должен мотивировать членов семьи на изменения. Это дает собеседникам новый взгляд на себя и свои возможности, придает клиенту уверенность в возможности самому изменить ситуацию к лучшему. При этом следует использовать ключевые слова: этим ты показал(-а), что можешь…, ты проделал(-а) большую работу.

При работе с семьей, при обсуждении проблемы, важно преодолеть так называемую «мертвую точку». Например, можно построить диалог следующим образом:

1) высказать свое отношение к ситуации (я беспокоюсь…);

2) подчеркнуть сильные стороны собеседника (…т.к. вы хотите быть хорошим родителем для своих детей…);

3) описать негативное поведение (…но вы пьете слишком много…);

4) возможные последствия (…и вследствие этого больше отдаляетесь от детей и вводите их в заблуждение…).

В процессе общения, социальный педагог будет получать много информации, касающейся семьи. Иногда попадаются такие разговорчивые семьи, что задачей специалиста будет «не утонуть» в потоке информации. В диалоге с семьей необходимо замечать многие мелочи и детали, а затем решать: придавать им значение или нет.

Во время беседы нужно обратить внимание на:

  • внешний вид,
  • поведение,
  • мимику,
  • жесты,
  • интонации,
  • другие особенности речи.

Во время беседы могут возникать и непредвиденные ситуации:

Социальный педагог должен быть психологически готов к такому развитию событий, при котором запланированная цель визита и актуальная ситуация несовместимы, т.е., возникает непредвиденная ситуация. При возникновении напряженной ситуации во время визита:

  • Приостановите обсуждаемую тему.
  • Предложите сделать паузу (например. Скажите о необходимости позвонить и т.д.).
  • Сохраняйте спокойствие на протяжении всей ситуации. Не продолжайте решение проблемы, начните с активного слушания.
  • При дальнейшем обсуждении используйте «я — сообщения» вместо «ты — сообщения». Считается, что при этом вы говорите больше о себе (например о мыслях и чувствах в сложившейся ситуации и меньше анализируете семью, чем можете снизить накал ситуации).
  • Проанализируйте возможность переместить кого-то из членов семьи (например, поменять местами) или удалить на время (на нейтральное/безопасное место, в том числе вне дома), особенно если их агрессивность направлена друг против друга.
  • Побеседуйте индивидуально с каждым членом семьи.
  • Покиньте семью, если Вы считаете, что ситуация для Вас становится физически опасной, или семья просит Вас об этом.

Возможно ли избежать непредвиденной, критической ситуации?

Да, но только в том случае, если вообще не встречаться с семьей. Хотя подобное развитие событий – это скорее, исключение, чем правило. И отнюдь не ежедневный опыт. Это просто может случиться, поэтому следует быть к этому готовым.

Фразы, препятствующие разговору (не рекомендуется произносить в беседах)

1. Распоряжения. Приказания («Вы должны…» или «Вам при­дется…» или «Вам надо будет…»).

2. Предостережения. Угрозы («Вам лучше…» или «Если Вы не.., тогда…»).

3. Нравоучения. Проповеди. Наставления («Это Ваш долг…» или «От Вас требуется…» или «Вам стоило бы…»).

4. Советы. Рекомендации. Предложения («Я бы сделала так…» или «Почему бы Вам не…» или «Мой Вам совет…»).

5. Аргументация. Логические убеждения («Факты таковы…» или «Позвольте Вам сказать…»).

6. Осуждение. Критика. Обвинение («Вы не правы» или «Вы ленивы» или «Вы поступаете глупо»)

7. Унижения. Стереотипы. «Ярлыки» («Ты просто ис­порченный ребенок» или «Вы постоянно так поступаете» ).

8. Интерпретация. Анализ. Диагностика («Ваша проблема в том, что…» или «Вы постоянно поступаете так, потому, что…»).

9. Восхваление. Положительная оценка ( «Вы хороший человек» или «Я согласен» или «Это правильно»).

10. Ободрение. Утешение («Это не так уж плохо» или «Не пе­реживайте, Вам скоро станет легче»).

11. Расспрашивание. Исследование. Допрос («Зачем» или «Почему» или «Кто» или «Что» или «Где» или «Как»).

12. Уход. Отвлечение, Ирония и сарказм («Давайте не будем говорить об этом сейчас» или «Забудьте об этом»).

План посещения детей на дому

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Семья — основа воспитания ребенка».

Цель: Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснение им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми. Социально-бытовые условия ребенка.

Рекомендации:

Воспитание нужно начинать с личного примера – только он даст ребёнку понятие о том, что можно, а что нельзя. Если у малыша что-то не получается или он не сразу понимает суть воспитательных мер, то не нужно отчаиваться и переходить к более строгим методам. Это не сработает, да ещё и обидит ребёнка. Важно, чтобы воспитание проходило ненавязчиво, в спокойной обстановке – так маленький человек лучше усвоит уроки родителей. Родителям стоит уяснить, что нельзя наказывать ребёнка из-за каких-то несущественных мелочей или просто от плохого настроения!

Для успешного воспитания родителю нужно участвовать в жизни ребёнка, интересоваться его делами, выслушивать его переживания, давать советы. Нельзя пускать всё на самотёк, надеясь на детский сад и школу. Основы хорошего воспитания исходят из семьи, поэтому очень важно уделять детям достаточно внимания!

ОКТЯБРЬ

Тема: «Предметно-развивающая среда дома».

Цель: Провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка. Ознакомление с материальным уровнем жизни семьи, его психологическим климатом особенностями поведения ребенка в семье; Определения уровня педагогической культуры родителей; Выявление трудностей, испытуемых родителями;

Рекомендации:

Главное и основное правило развивающей среды дома – доступность, это значит, что все развивающие материалы, которые Вы используете, должны соответствовать возрастным и психо-физиологическим особенностям ребёнка. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда.

НОЯБРЬ

Тема: «Соблюдение режима дня ребенка в домашних условиях».

Цель: Рассмотреть одно из основных составляющих крепкого здоровья – режим дня. Сформировать понятие о режиме дня дошкольника; Показать важность его соблюдения; Дать рекомендации по составлению режима дня.

Рекомендации:

Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни. Отступление от режима допустимо лишь в пределах 30 минут. Соблюдение режима дня постепенно вырабатывает у ребёнка активное стремление выполнять режим самостоятельно, а это способствует формированию организованности, самодисциплинированности. У детей формируется чувство времени, умение экономить его. Несоблюдение режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребёнка в детском саду в понедельник: наблюдается повышенная возбудимость, или наоборот – утомлённость, вялость, ребёнку хочется подольше поспать днём.

ДЕКАБРЬ

Тема: «Профилактика ОРЗ и ОРВИ».

Цель: Побеседовать с родителями о профилактике простудных заболеваний; Сформировать активную позицию по отношению к собственному здоровью и здоровью детей; Вызвать интерес к сохранению здоровья, особенно в условиях распространения гриппа, в осенне-зимний период. Дать рекомендации о мерах предосторожности и профилактики гриппа и ОРВИ.

Рекомендации:

Имеются общие рекомендации по профилактике гриппа и ОРВИ, которые в любом случае снизят риск заражения:

— Избегать резкого перепада температур между улицей и помещением.

— Чаще мыть руки с мылом. Стараться реже подносить их к лицу.

— Надевать защитную маску в местах скопления людей, особенно во время эпидемий.

— Многократно проветривать помещение.

— Регулярно делать влажную уборку.

ЯНВАРЬ

Тема: «Жилищно-бытовые условия».

Цель: Определение социального статуса семьи и ознакомления с жилищно-бытовыми условиями; Выявление особенностей поведения ребенка; Проанализировать отношения взрослых и ребенка в семье;

Рекомендации:

При посещении не обнаружено нарушений санитарно-гигиенических норм. Ребенку созданы все условия. В квартире тепло, уютно, ребенок обеспечен питанием, одет число, опрятно.

Все члены семьи хорошо контактируют друг с другом, взаимоотношения положительные.

Явных признаков неблагополучия при посещении квартиры не обнаружено.

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Особенности поведения ребенка в семье».

Цель: Побеседовать с родителями о взаимоотношениях ребенка и родителей, о методах поощрения и наказания, о совместных делах родителей и детей.

Рекомендации:

Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может.

МАРТ

Тема: «Педагогические условия для формирования КГН для развития самостоятельности ребенка».

Цель: Изучение условий формирования простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры; Обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры дома; Формировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной; Заинтересовать родителей достижениями ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков.

Рекомендации:

С раннего детства ребенку необходимо прививать навыки ухода за собой, своими вещами, игрушками. Начиная с самых элементарных, с постепенным их усложнением и предоставлением малышу большей самостоятельности.

Начинать, нужно не торопя, и не нервируя ребенка и себя, с умения одеваться и раздеваться. Для этого, прежде всего определите место, где всегда должна находиться одежда ребенка. Обучая – разговаривайте, объясняйте, что вы делаете.

С 2 лет приучаем ребенка не только самостоятельно одеваться, но и воспитываем у него привычку содержать в порядке и одежду: подтянуть колготки, одернуть платье, замечать развязавшийся шнурок, не вытирать руки об одежду, пользоваться носовым платком (чистый платок должен быть в пальто и рубашке – ото ваша забота!) .

Не забывайте приучать ребенка мыть руки перед едой, если сходил на горшок. Одновременно с привитием навыков самообслуживания, учите ребенка вежливости: «Здравствуйте, досвидания, спасибо, пожалуйста, извините» — все эти слова должны стать для него привычными. Вырабатывать у детей КГН необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть посильны и выполнимы.

АПРЕЛЬ

Тема: «Роль игрушки в жизни ребенка».

Цель: Расширить кругозор, познакомить с особенностями и видами игрушек. Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в жизни ребенка. Определить наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам. Обратить внимание на размещение игрушек, их состояние, какими игрушками ребенок любит играть дома.

Рекомендации:

Каждая игрушка рассчитана на определенный возраст. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр. Ребенок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым. Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Необходимо научить ребенка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать всякий раз по-новому. Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребенок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.

МАЙ

Тема: «Безопасность дома».

Цель: Определить, какие безопасные условия созданы дома. Оберегают ли ребенка от опасности. Сформировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности. Расширять представления о предметах, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту. Повышение компетенции родителей по вопросу формирования основ безопасности жизнедеятельности детей в домашних условиях.

Рекомендации:

Помогите ребенку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему, создав все необходимые условия для его безопасности.

В первую очередь с ребёнком нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными. Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами.

Еще одно из главных условий безопасности ребенка — это его к вам доверие. Что бы с ним не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать.

Родителям необходимо создать ребёнку благоприятные условия в жилище, используя всевозможные защитные механизмы, приспособления и соблюдая самим правила пожарной безопасности.

Анкета для родителей об определении социального статуса семьи

Анкета.

Уважаемые родители либо взрослые их замещающие! Прошу вас принять участие в анкетировании (все пункты анкеты обязательны для заполнения).

  1. Сведения о ребёнке:

Фамилия, имя, отчество ________________________________________

Дата рождения_____________№ телефона ребёнка __________________

2.Сведения о домашнем адресе:

адрес фактического места проживания_____________________________

адрес регистрации (прописки)_____________________________________

3. Сведения о родителях либо взрослых их замещающих:

— Ф.И.О. мамы (либо её замещающей)______________________________,

— место работы________________________________________________,

— должность_______________________________, № телефона__________

— образование: среднее, среднее специальное, высшее, несколько высших, ниже среднего (подчеркните)

— Ф.И.О. папы (либо его замещающего)____________________________,

— место работы________________________________________________,

— должность_______________________________, № телефона__________

— образование: среднее, среднее специальное, высшее, несколько высших, ниже среднего (подчеркните)

4. Сведения о статусе семьи (подчеркните нужное):

— полная, неполная, с мачехой, с отчимом, ребёнок проживает в семье родственников (укажите с кем, степень родства)__________________

— многодетная (трое и более детей до 18 лет): да, нет.

Если «да», то укажите количество детей, имена, возраст, занятость _____

— ежемесячный доход семьи (в перерасчете на одного члена семьи):

выше прожиточного минимума,

ниже прожиточного минимума,

соответствует прожиточному минимуму (прожиточный минимум 11 000 руб.)

Благодарю вас за участие и надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Кл. руководитель_________________

Анкета.

Уважаемые родители либо взрослые их замещающие! Прошу вас принять участие в анкетировании (все пункты анкеты обязательны для заполнения).

  1. Сведения о ребёнке:

Фамилия, имя, отчество ________________________________________

Дата рождения_____________№ телефона ребёнка __________________

2.Сведения о домашнем адресе:

адрес фактического места проживания_____________________________

адрес регистрации (прописки)_____________________________________

3. Сведения о родителях либо взрослых их замещающих:

— Ф.И.О. мамы (либо её замещающей)______________________________,

— место работы________________________________________________,

— должность_______________________________, № телефона__________

— образование: среднее, среднее специальное, высшее, несколько высших, ниже среднего (подчеркните)

— Ф.И.О. папы (либо его замещающего)____________________________,

— место работы________________________________________________,

— должность_______________________________, № телефона__________

— образование: среднее, среднее специальное, высшее, несколько высших, ниже среднего (подчеркните)

4. Сведения о статусе семьи (подчеркните нужное):

— полная, неполная, с мачехой, с отчимом, ребёнок проживает в семье родственников (укажите с кем, степень родства)__________________

— многодетная (трое и более детей до 18 лет): да, нет.

Если «да», то укажите количество детей, имена, возраст, занятость _____

— ежемесячный доход семьи (в перерасчете на одного члена семьи):

выше прожиточного минимума,

ниже прожиточного минимума,

соответствует прожиточному минимуму (прожиточный минимум 11 000 руб.)

Благодарю вас за участие и надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Кл. руководитель_________________

Памятка по заполнению акта посещения семьи

Советы психолога при посещении семьи.

  • Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  • В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  • Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  • Старайтесь настолько укрепить доверие членов семьи, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  • Не ставьте на семье крест.
  • Не загоняйте членов семьи в угол, поставив в затруднительное положение.
  • Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  • Диалог с конфликтными родителями начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  • В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  • Умейте смотреть на вещи глазами родителей, ребенка.

Возможные варианты заполнения актов посещения при различных семейных ситуациях.

Цели посещения:

  • контроль над выполнением родителями пунктов плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;
  • обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;
  • контроль над соблюдением безопасных условий проживания несовершеннолетнего;
  • контроль за выполнением родителями рекомендаций по созданию безопасных условий проживания несовершеннолетнего;
  • наблюдение за внутрисемейным микроклиматом;
  • контроль за ведением родителями трезвого образа жизни; отслеживание изменений внутрисемейного микроклимата;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • социально-педагогическое просвещение родителей;
  • отслеживание изменения в ЖБУ проживания семьи, внутрисемейного микроклимата, создания условий проживания несовершеннолетнего;
  • отслеживание изменений во внутрисемейной обстановке;
  • контроль за местонахождением и занятостью несовершеннолетнего в период каникул;
  • социальное расследование ситуации в семье по запросу (КДН, сектора по охране прав детства, ИДН), по обращению соседей, родственников и др.

Условия проживания (медико-санитарные условия жизнедеятельности):

  • санитарно-гигиенические условия удовлетворительные (поддерживается порядок, спальное место и постельное бельё содержатся в опрятном виде, для ребёнка организовано игровое пространство);
  • длительное отсутствие ремонта жилища. Состояние жилища неудовлетворительное, ветхое. Не производится необходимый текущий ремонт. В стенах и на потолке трещины, подтеки и т.п. Не выполняются санитарно-гигиенические требования по несовершеннолетнего ребёнка, в связи с чем вопрос об отношении родителей к выполнению обязанностей по воспитанию ребёнка целесообразно рассмотреть на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних;
  • на основании вышеизложенного, комиссия считает, что родители ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию и материальному содержанию малолетнего сына, который проживает в неблагоприятных условиях. В связи с этим необходимо ходатайствовать перед Советом по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (педагогическим советом) о признании несовершеннолетнего Иванова Ивана Ивановича, 01.01.2002 г.р., находящимся в социально опасном положении;
  • на основании вышеизложенного, комиссия пришла к выводу, что несовершеннолетний проживает в условиях, которые несут угрозу жизни и здоровью ребёнка, в связи с чем необходимо ходатайствовать перед КДН о признании его нуждающимся в государственной защите и помещении на государственное обеспечение;
  • на основании вышеизложенного, комиссия отмечает положительную динамику во внутрисемейной ситуации и считает целесообразным продолжить социальный патронат семьи с целью дальнейшего контроля за условиями проживания, воспитания и обучения несовершеннолетних детей.

Примечание: данная памятка носит рекомендательный характер, при заполнении документов к каждому конкретному случаю подходить индивидуально.

Варианты рекомендаций:

  • обратиться за консультацией к врачу-наркологу, (при систематическом злоупотреблении родителями спиртных напитков) пройти лечение от алкогольной зависимости в Полоцкой областной психиатрической больнице;
  • конструктивно решать спорные вопросы;
  • создать благоприятные безопасные условия проживания несовершеннолетних: убрать спички, зажигалки, мелкие, режущие и острые предметы в недоступное для несовершеннолетнего место;
  • соблюдать правила пожарной безопасности: приобрести и установить АПИ, отремонтировать печь, убрать скрутки в электропроводке;
  • родителям обратиться в ТЦСОН для постановки на учет по безработице либо трудоустроиться в течение определённого срока;
  • произвести косметический ремонт помещений;
  • привести состояние жилого помещения в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями;
  • своевременно погашать задолженность по коммунальным услугам;
  • обратиться за консультацией к юрисконсульту СПЦ за правовой консультацией;
  • с целью восстановления детско-родительских отношений обратиться за консультацией к психологу.

7. Заключение (должно соответствовать с целью посещения):

  • комиссия считает, что на момент посещения для несовершеннолетнего созданы необходимые условия для проживания, воспитания и обучения: организовано спальное место, имеется место для игр и приготовления уроков, постельное бельё и детская одежда в опрятном состоянии, игрушки и книги в достаточном количестве;
  • на основании вышеизложенного, комиссия пришла к выводу, что на момент посещения внутрисемейная ситуация не вызывает опасения, обстановка спокойная, благополучная;
  • комиссия пришла к выводу, что родителями уделяется недостаточно внимания воспитанию и содержанию

температуре и исправны розетки, выключатели, (холодильник, телефон, электроплита), печь. Спички в доступном для детей месте, электроприборы размещены близко к шторам, деревянным конструкциям и т.п.;

  • условия проживания неудовлетворительные (оборванные обои, лампочки без плафонов, затхлый запах в квартире, запах мочи, помещения не проветриваются, накурено, плесень на стенах, паутина, пыль, отсутствует чистое сменное бельё, детская одежда в неопрятном состоянии (недостаточное количество детской одежды, отсутствиеодежды и обуви по сезону), нет условий для осуществления гигиенических процедур);
  • требуется косметический ремонт помещений;
  • требуется ремонт жилой комнаты;
  • дом (квартира) не приготовлен к зимнему периоду: в недостаточном количестве (или отсутствуют) дрова, печь дымит и требует ремонта (печь в неисправном состоянии), окна не утеплены (отсутствуют стёкла в оконных рамах);
  • антисанитарное состояние кухни (грязная и битая посуда, её отсутствие, пищевые отходы, запах испорченных продуктов, пепельница с окурками на кухонном столе);
  • неудовлетворительное состояние ванной и туалетной комнат (текут трубы, забиты сливы, разбита, неисправна сантехника, грязь, резкий запах, отсутствие гигиенических принадлежностей: нет мыла, зубных щёток, полотенец и т.д.);
  • уборка жилого помещения, территории и мест общего пользования проводится нерегулярно и некачественно, низкое качество мытья окон, пола, посуды, одежды. Постельное и столовое белье грязные, жилые помещения и приусадебная территория в частном секторе захламлены;
  • уборка жилого помещения не проводится. Состояние мест общего пользования (в частном секторе также и окружающей территории) неудовлетворительное. Переполненные мусорные урны, гниющие остатки пищи, выраженный запах. Застарелые следы копоти и жира на мебели, грязные окна, пол, посуда, постельное белье не используется, жилые помещения и приусадебная территория в частном секторе захламлены;
  • крайне неудовлетворительное санитарное состояние жилья. Имеются реальные прямые угрозы здоровью проживающих: грязный пол, устойчивый запах мочи, гниющие остатки пищи, бытовые паразиты, переполненные мусорные урны. Места общего пользования не убираются.

Социально-экономические условия жизнедеятельности:

  • финансовые средства семьи ограничены. Бюджет планируется неэффективно. Родители временно не работают или работают на низкооплачиваемой работе, оплата их труда, иные доходы не всегда позволяют полноценно содержать ребенка;
  • тяжелое финансовое положение семьи. Постоянные финансовые, трудности, в том числе связанные с безработицей одного или обоих родителей. Длительныепериоды нехватки средств для полноценного содержания ребенка;
  • семья не способна жить экономически самостоятельно, постоянно нуждается в финансовой и иной материальной помощи, полностью зависима от поддержки государственных социальных служб и благотворительных организаций;
  • у семьи есть серьезные материальные трудности. Семья временно живет на детские пособия. Родители берут деньги в долг, задерживают оплату коммунальных услуг в течение двух – трех месяцев;
  • семья постоянно живет на детские пособия, пенсии по потери кормильца, которые являются основным источником дохода семьи и расходуются на самое необходимое, в том числе иногда не по назначению. Расходование средств не связано с девиантным поведением старших членов семьи. Семья имеет задолженности по коммунальным платежам от шести и более месяцев;
  • пособия на ребенка, пенсии по потери кормильца являются единственным источником дохода семьи. Расходуются на алкоголь и иные потребности взрослых. Из дома выносятся вещи и продукты. Семья длительно не оплачивает коммунальные услуги и не предпринимает никаких попыток их погасить. Существует реальная угроза выселения.

родителем; либо наоборот — постоянно требует контакта: провоцирует ссоры, оскорбляет и игнорирует родителей.

Физическое и эмоциональное насилие по отношениюк несовершеннолетнему:

  • для родителей характерно ругань и сквернословие по отношению к ребенку, запугивание наказанием, неумышленное проявление родителями физического насилия и т.п. Родители дают адекватную оценку своему поведению, видят его недостатки, раскаиваются;
  • родители применяют физические наказания без тяжелых физических последствий. Часто проявляются в поведении родителей унижения и оскорбления ребенка, пренебрежение запугивание, угрозы. Свое поведение родители оправдывают. Предъявление к ребенку требований по хозяйству, требования ответственности не соответствуют возрасту. Ребенок боится возвращаться домой;
  • систематическое применение к ребенку физических наказаний, унижений и оскорблений, проявляющихся в наличии у ребенка физических травм и депрессивных состояний. Ребенок является свидетелем насилия или жестокого обращения по отношению к близким ребенку людям, домашним животным. Наносится вред физическому, психическому и интеллектуальному развитию ребенка.
  • Сексуальное насилие над ребенком:
  • для родителя характерна смена половых партнеров, ребенок имеет доступ к порнографическим материалам (журналы, видео, сайты), отсутствует адекватное сексуальное образование ребенка;
  • родители допускают обнажение перед ребенком, часто меняют половых партнеров, ребенку демонстрируются порнографические материалы. Имеет место совместный просмотр продукции порнографического характера;
  • родители допускают совершение полового акта в присутствии ребенка, со стороны родителей или лиц из их окружения имеют место сексуальные домогательства к ребенку, половой акт с ребенком, сексуальная эксплуатация ребенка, вовлечение ребенка в проституцию и производство порнографической продукции.

наказаниям.

  • для родителей характерно ругань и сквернословие по отношению к ребенку, запугивание наказанием, неумышленное проявление родителями физического насилия и т.п. Родители дают адекватную оценку своему поведению, видят его недостатки, раскаиваются;
  • родители применяют физические наказания без тяжелых физических последствий. Часто проявляются в поведении родителей унижения и оскорбления ребенка, пренебрежение запугивание, угрозы. Свое поведение родители оправдывают. Предъявление к ребенку требований по хозяйству, требования ответственности не соответствуют возрасту. Ребенок боится возвращаться домой.

Психологические состояния и эмоциональные отношения родителей и ребенка:

  • родители обращают внимание на эмоциональное состояние ребенка, знают интересы ребенка, тепло относятся к нему, переживают за него, защищают и хвалят, однако могут унизить при посторонних, повысить голос, пригрозить наказанием. Присутствует позитивный контакт с ребенком (поглаживание, прикосновения, взгляд), выражают позитивные чувства к ребенку в разговоре. В основном позитивное отношение ребенка к родителям, прежде всего, матери. Потребность в постоянном контакте с ней. Возникающие разногласия с родителями являются поводом для длительных капризов и обид ребенка;
  • родителей не заботят проблемы и интересы, эмоциональные состояния ребенка, они ругают и унижают его при посторонних, могут ударить. Родители не выражают позитивные чувства к ребенку. Наблюдается эмоциональная отстраненность родителей от ребенка. Ребенок демонстрирует страх и потребность в контакте, одобрении, позитивном эмоциональном отношении. Противоречивое эмоциональное отношение к родителям, прежде всего, матери. Ребенок может выглядеть обиженным, уклоняется от физического контакта с

Состояние здоровья ребенка, обеспечение медицинских профилактические осмотров и ухода:

  • состояние здоровья ребенка в целом удовлетворительное (по медицинской карте). Медицинский уход и профилактический осмотр обеспечиваются;
  • состояние здоровья ребенка неудовлетворительное. Частые болезни ребенка. Возможно наличие хронического заболевания спровоцированного условиями жизни (кожные заболевания, педикулез, чесотка). Не выполняются рекомендации врача (подтверждается документом из медицинского учреждения). Есть признаки задержки физического развития ребенка. Родители не обеспечивают профилактический осмотр ребенка. Осмотр производится только благодаря усилиям сотрудников учреждений здравоохранения и образования;
  • имеются прямые угрозы здоровью ребенка. По поводу болезней ребенка родители не обращаются за медицинской помощью. В доме отсутствуют медикаменты для оказания доврачебной медицинской помощи. Есть признаки истощения и задержки физического развития ребенка, наличие или последствия травм у ребенка, видимых признаков запущенных заболеваний.

Питание:

  • продукты питания имеются в достаточном объеме, питание разнообразное. Запас продуктов обеспечивает потребности ребенка в полноценном систематическом питании;
  • ребенок обеспечен горячим питанием дома. Продукты питания имеются в ограниченном объеме, питание однообразное. Запас продуктов не обеспечивает потребности ребенка в полноценном систематическом питании;
  • дома питание ребенка скудное, за питанием ребенка родители не следят. Ребенок берет из столовой с собой хлеб впрок домой перед каникулами и выходными днями. Нет приготовленной еды для ребенка дома;
  • дома ребенок питается некачественными продуктами или живет впроголодь. Продукты в доме появляются эпизодически, ребенок самостоятельно добывает пищу, вынужденно может питаться у соседей, воровать продукты. У ребенка имеются признаки истощения.

Обеспеченность ребенка необходимой мебелью для занятий, сна, питания:

  • для несовершеннолетнего оборудована комната с необходимой мебелью, имеется спальное место (чистое постельное белье), стол для выполнения домашних заданий (полки для книг и канцелярских принадлежностей), шкаф (одежда аккуратно сложена), уголок для игр (полка для игрушек) и другое;
  • мебель, постельные принадлежности имеются в ограниченном объеме, нет места для занятийигр, покупку новой мебели и иных предметов быта затруднительны;
  • мебель, постельные принадлежности имеются в существенно ограниченном объеме и состоянии, не обеспечивающем потребности ребенка. Ребенок-подросток делит спальное место с другими членами семьи, нет места для занятий, игр, принятия пищи. Отсутствуют необходимые предметы мебели;
  • отсутствуют постоянное спальное место ребенка, необходимая мебель, предметы быта, что приводит к нарушению физического и психического здоровья ребенка.

Обеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями:

  • для несовершеннолетнего одежда и обувь имеются в необходимом объеме, по сезону, в соответствии с возрастом и полом;
  • одежда, обувь, школьные принадлежности имеются в необходимом объеме, однако ребенок часто одет вне связи с сезоном, возрастом и полом;
  • одежда, обувь, школьные принадлежности имеются в ограниченном объеме, отсутствуют некоторые необходимые предметы одежды, школьные принадлежности, используются одежда, и предметы не соответствующие возрасту, полу, сезону, изношенные и неопрятные;
  • ребенок не обеспечен одеждой, обувью, школьными принадлежностями в соответствии с возрастными и сезонными потребностями.

Педагогическая компетентность родителей (поведение родителей при наблюдениях, при проведении бесед и консультаций):

  • родители адекватно реагируют на рекомендации специалистов, обещают их исполнять;
  • родители обращают внимание на эмоциональное состояние дочери, тепло относятся к ней, защищают и хвалят. Присутствует позитивный контакт с ребенком (поглаживание, прикосновения, взгляд), выражают позитивные чувства к ребенку в разговоре;
  • родительское воспитание носит несистематический характер, члены семьи затрудняются определить воспитательные требования и последствия их нарушений (отсутствует контроль за просмотром ребенком телепередач, за проведением свободного времени, соблюдением режима дня). Родители или чрезмерно требовательны к детям, или предъявляют противоречивые воспитательные требования, не знают и/или не хотят знать об окружении ребенка (компании его друзей). Организация режима дня ребенка несистематическая или слишком жесткая, избыточно регламентированная. Ребенок может бесконтрольно смотреть телевизор, сидеть за компьютером;
  • родители практически не занимаются воспитанием ребенка. Воспитание сводится к жесткому контролю или полному отсутствию контроля над поведением ребенка. Взрослые члены семьи не соблюдают воспитательных требований. Родители некритичны к своему поведению, неверно интерпретируют поступки и особенности поведение ребенка. Не умеют определить возрастные потребности ребенка, не знают индивидуальных особенностей ребенка, отказываются от выполнения педагогических рекомендаций. Организация режима дня ребенка отсутствует. Иногда предъявляются родительские требования соблюдения своевременного приема пищи, просмотра телепередач, отхода ко сну;
  • родители не занимаются воспитанием ребенка. Отсутствует родительский контроль, воспитательные требования. Меры воспитательного воздействия сводятся в основном к

Справка посещение семей, находящихся в социально-опасном положении

В Татарстане создана государственная информационная система

«Социальный регистр населения Республики Татарстан».

Подсистема «Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан» обеспечивает взаимодействие ведомств и учреждений региона по выявлению и последующей реабилитации социально опасного положения несовершеннолетних. Сотрудники ведомств выявляют детей, находящихся в социально опасном положении, и создают соответствующую сигнальную карту. На ее основе формируется акт обследования семьи и материально-бытовых условий проживания ребенка. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает решение о постановке на учет. Муниципальный социально-реабилитационный консилиум разрабатывает программу реабилитации и контролирует ее выполнение представителями межведомственной рабочей группы, анализирует результаты выполнения программы и назначает, при необходимости, дополнительные этапы прохождения реабилитации. В настоящий момент подсистему задействуют 52 муниципальных образования, около 2 000 учреждений и более 5 500 пользователей.

Школьный психолог составляет план работы, согласно алгоритму ,рекомендованному МОиН РТ. Согласно плану по направлению психопрофилактика были посещены семьи, находящиеся в социально-опасном положении по МБОУ «СОШ №» по приказу на начало учебного года

Справка о посещении семей. УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ.

Семья (мать, сын Миша, отчим) проживает в 2 квартире. В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи. Имеется у подростка отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире сделан, шкаф для хранения одежды.

Во время посещения все члены семьи были доброжелательны, заинтересованы визитом. Во время беседы идут на контакт, ответы на вопросы полные. Отношения с другими членами семьи хорошие, доброжелательные. Поручениям родителей подросток выполняет неохотно.

Выводы:

1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные

2. Уход и надзор за подростком, выполняется не в полном объеме, иногда Миша уходит к деду и отцу без разрешения. Родительские обязанности осуществляется не всегда в полном объеме.

3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения. Конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, не всегда осуществляется контроль за выполнением дом.заданий,

Рекомендации:

1. Обеспечить контроль за внеурочной деятельностью подростка

2. Уборка квартиры, комнаты ребенка с участием подростка.

3. Помощь в подготовке дом.заданий, контроль выполнения.

Мария

Семья (мать, дочь Маша) проживает в 4 комнатной малосемейке, занимает одну комнату. В квартире неуютно. Материальное состояние семьи удовлетворительное.

Выводы:

1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные

2. Мама бросила курить, помогает Маше с выполнением домашних заданий.

3. Постоянно интересуется успехами дочери у классного руководителя.

Рекомендации:

1. Посещение мамой родительского университета в течении года в ГЦДТ

2. Трудовое воспитание: уборка комнаты, приготовление еды подростком.

3. Помощь в подготовке дом.заданий продолжить,

Руслан

Семья (мама , сын Руслан, дедушка и сожитель мамы) проживает в двухкомнатной квартире.

В квартире грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя. Мама не работает. Работает иногда сожитель мамы. Ремонта в квартире давно не было.

Выводы:

1.Жилищно-бытовые условия неудовлетворительные

2.Не выполняются родительские обязанности

3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения, конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, контроль за выполнением дом.заданий не осуществляется.

Рекомендации:

1. Маме постоянно интересоваться успехами Руслана в школе (звонить классному руководителю, приходить в школу на родительские собрания) Купить все необходимые принадлежности для школы.

2. Вместе с подростком убирать квартиру, у мальчика должны быть обязанности по дому.

3. Помогать в выполнение домашних заданий, контроль выполнения заданий к ОГЭ.

4.Контроль посещения сыном дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ.

Наиль

Семья (отец, сын Наиль, сестра Алина с ребенком, старший сын) проживает в общежитие, занимает одну комнату.

В комнате присутствуют неприятные запахи, не убрано.

Выводы:

1.Жилищно-бытовые условия неудовлетворительные

2. Выполнение родительских обязанностей осуществляется не всегда в полном объеме (папа не авторитет для детей)

3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения стили родительского воспитания не дают положительных результатов, контроль за выполнением дом.заданий не осуществляется.

Рекомендации:

1. Посещение папой родительского университета в течении года в ГЦДТ, изучить стили воспитания подростков

2. Осуществлять раз в неделю уборку комнаты совместно со всеми членами семьи

3. Ежедневно помогать Наилю в подготовке дом.заданий

Исполнитель педагог-психолог: Вафина В.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *