Предпринимательское право

  • автор:

Система предпринимательского права

Отрасль права устанавливает режим юридического регулирования однородных отношений. Система предпринимательского права имеет свою уникальную структуру норм права, регулирующих экономические отношения, отличающуюся от других отраслей права.

Система отрасли предпринимательского права — это совокупность взаимосвязанных норм права, регулирующих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, образующих целостность отрасли, внутри которой формируются институты и подотрасли (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Схема системы отрасли предпринимательского права

Подотрасль предпринимательского права — это крупная группа правовых норм, состоящая из институтов предпринимательского права, регулирующая часть отношений, составляющих предмет отрасли.

Подотрасль обособляется историческим путем с развитием регулирования соответствующей сферы (области) экономических отношений. К подотраслям предпринимательского права можно отнести коммерческое право, торговое право, корпоративное право, инвестиционное право, конкурентное право и др. Не следует с подотраслью нрава отождествлять актуальные на современном этапе институты нрава (например, акционерное право).

Институт предпринимательского права — это группа правовых норм, регулирующая отдельные вопросы либо блок отношений, входящих в предмет отрасли.

Существуют межотраслевые институты и институты отрасли нред- принимательского права. К межотраслевым институтам можно отнести институт собственности или ответственности, нормы которого содержатся в различных отраслях права, в том числе предпринимательском, гражданском, земельном, семейном и т.д. Отраслевыми институтами предпринимательского права признаются институт предпринимательского договора, предпринимательской ответственности, малого и среднего бизнеса, саморегуляции и т.д.

Некоторые институты перерастают в подотрасли права. Например, институт корпоративных отношений с развитием корпоративной формы предпринимательства образовал подотрасль предпринимательского права — корпоративное право. Развитие источников права, регулирующих конкурентную среду, от института отрасли предпринимательского права создало подотрасль конкурентного права.

Большинство институтов предпринимательского права в силу своей правовой природы и входящих в них норм права находятся на стыке смежных институтов. Так, институт саморегуляции пересекается с институтом малого и среднего бизнеса, поскольку для получения правосубъектности (для ведения отдельных видов деятельности) хозяйствующим субъектам необходимо обладать членством в СРО (в сфере строительства, проектирования, аудита и т.д.).

Вопрос о формировании подотраслей и институтов отрасли предпринимательского права настолько же глубокий, как спор о содержании системы права. С развитием экономических отношений осваиваются новые отрасли производства (реального сектора экономики) и сферы услуг, что обусловливает формирование качественно новых институтов предпринимательского права (например, институт промышленной энергоэффективности, весьма распространенный в Европе). Новые подходы к формам ведения предпринимательства и системному регулированию экономических отношений в ряде случаев образуют новые подотрасли предпринимательского нрава.

Учитывая реальное состояние правового регулирования экономических отношений в России, образована следующая система предпринимательского права как отрасли права на современном этапе, состоящая из общей и особенной частей.

Общая часть включает в себя следующие вопросы:

  • 1) понятие и предмет предпринимательского права;
  • 2) принципы отрасли предпринимательского права;
  • 3) методы правового регулирования предпринимательства;
  • 4) источники правового регулирования предпринимательства;
  • 5) общие положения о субъектах экономической деятельности;
  • 6) формы предпринимательства (индивидуальная и коллективная; государственно-частное партнерство и др.) и требования, предъявляемые к экономической деятельности;
  • 7) правовой режим имущества субъектов экономической деятельности;
  • 8) приватизация государственных и муниципальных предприятий;
  • 9) предпринимательско-правовые обязательства, в том числе предпринимательские договоры;
  • 10) ответственность в предпринимательских отношениях;
  • 11) расчеты в предпринимательской деятельности;
  • 12) формы правового регулирования экономической деятельности: государственное регулирование (антимонопольное, техническое, валютное, тарифное, ценовое и т.д.) и саморегулирование;
  • 13) государственная поддержка предпринимательства (малый и средний бизнес, гарантии и льготы в предпринимательской деятельности и т.д.);
  • 14) особые экономические зоны и зоны территориального развития;
  • 15) правовые основы учета и отчетности результатов экономической деятельности (порядок, принципы и форма ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности);
  • 16) организация правовой работы у субъекта предпринимательства.

Особенная часть посвящена правовому регулированию отдельных сфер

экономической деятельности (с учетом статуса участников рынка и правового режима осуществления конкретного вида деятельности), в частности: инвестиционная, строительная, инновационная, транспортная, связи, химическая, автомобилестроение, топливно-энергетическая, добыча полезных ископаемых, финансовая (в том числе кредитная), внешнеэкономическая, торговая, сельскохозяйственная, образовательная, медицинская, аудиторская, оценочная и иные сферы. Практически каждая из упомянутых сфер экономики составляет институт предпринимательского права, поскольку объединяет множество норм права, регулирующих группу однородных экономических отношений.

Система предпринимательского права как научной и учебной дисциплины образует следующую структуру, состоящую из общей и особенной частей.

Общая часть включает в себя следующие вопросы:

  • 1) понятие, предмет и система предпринимательского права;
  • 2) история становления и развития предпринимательского права;
  • 3) научные школы предпринимательского права;
  • 4) принципы отрасли предпринимательского права;
  • 5) методы правового регулирования предпринимательства;
  • 6) источники правового регулирования предпринимательства;
  • 7) общие положения о субъектах экономической деятельности;
  • 8) формы предпринимательства (индивидуальная и коллективная; государственно-частное партнерство и др.) и требования, предъявляемые к экономической деятельности;
  • 9) правовой режим имущества субъектов экономической деятельности;
  • 10) приватизация государственных и муниципальных предприятий;
  • 11) предпринимательско-правовые обязательства, в том числе предпринимательские договоры;
  • 12) ответственность в предпринимательских отношениях;
  • 13) расчеты в предпринимательской деятельности;
  • 14) формы правового регулирования экономической деятельности: государственное регулирование (антимонопольное, техническое, валютное, тарифное, ценовое и т.д.) и саморегулирование;
  • 15) государственная поддержка предпринимательства (малый и средний бизнес, гарантии и льготы в предпринимательской деятельности т.д.);
  • 16) особые экономические зоны и зоны территориального развития;
  • 17) правовые основы учета и отчетности результатов экономической деятельности (порядок, принципы и форма ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности);
  • 18) организация правовой работы у субъекта предпринимательства.

Особенная часть предпринимательского права как научной и учебной

дисциплины посвящена правовому регулированию указанных выше сфер экономической деятельности.

Многообразие видов экономической деятельности отражено в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Анализируя существующую модель экономики, полагаем вполне обоснованным и целесообразным вновь вернуться к идее принятия Предпринимательского кодекса России.

Исторически, в 50—60-х гг. XX в. была научно разработана система хозяйственного права как отрасли права, включающая в себя общую и особенную части. Общая часть была посвящена правовым формам и методам руководства хозяйства, правовому положению хозяйственных органов, правовому режиму имущества, правовым формам планирования хозяйственной деятельности, хозяйственного расчета, хозяйственным обязательствам, правовым формам создания и внедрения повой техники, правовому регулированию кредитования и расчетов, ответственности и разрешению хозяйственных споров, а особенная часть включала вопросы правового регулирования промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, материально-технического снабжения, торговли, коммунально-жилищного хозяйства, хозяйственной деятельности, социальнокультурных учреждений1.

В общую часть системы хозяйственного права как научной и учебной дисциплины добавлялись: предмет и система хозяйственного права, история хозяйственного права и его науки, организация правовой работы в народном хозяйстве .

В монографии «Хозяйственное право» В. В. Лаптев отмечает, что в процессе развития и углубленного исследования проблем построения системы хозяйственного права выявилась необходимость разделить ее на три части. Из общей части выделились две подгруппы: общие положения и положения о правовом регулировании функциональных видов деятельности в социалистической экономике (планирование, ценообразование, расчеты, правовая работа в народном хозяйстве и др.). В общие положения вошли такие вопросы, как правовые формы и методы руководства экономикой, субъекты хозяйственного права, правовой режим имущества, правовые формы хозяйственного расчета и экономического стимулирования, хозяйственные обязательства, ответственность, защита прав и интересов. Второй раздел — «Правовое регулирования функциональных видов деятельности» — состоял из правового регулирования планирования, научно-технического прогресса в народном хозяйстве, обеспечения качества продукции, материально-технического снабжения и сбыта, ценообразования, финансирования, кредитования и расчетов, правовой работы в народном хозяйстве. Третий раздел был посвящен правовому регулированию отдельных отраслей народного хозяйства, включая промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговлю и общественное питание, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание1. Представленная система отражала сущность отрасли предпринимательского права во всех значительных аспектах. Большинство упомянутых положений легло в основу Хозяйственного кодекса Украины, коллектив разработчиков которого возглавил

В. К. Мамутов.

Используя трехзвенную структуру отрасли, в начале XXI в. И. В. Дойников в целях разграничения общих вопросов отрасли права, регулирования экономики и специфики регулирования отдельных видов экономической деятельности предлагает делить систему предпринимательского права как отрасли права на три части: общую, особенную и специальную, состоящие из 30 тем. Общая часть включает: понятие и источники предпринимательского права, торговое право зарубежных стран, общие положения о субъектах, правовое положение частных предпринимателей, кооперативов, субъектов государственного и муниципального предпринимательства, объединений хозяйствующих субъектов, правовой режим имущества хозяйствующих субъектов, несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов, правовые основы приватизации и национализации государственного имущества, предпринимательские (хозяйственные) сделки, коммерческое представительство, ответственность в сфере экономической деятельности. Особенная часть посвящена вопросам правового регулирования монополистической деятельности на товарных рынках, качества продукции, ценообразования, инвестиционной деятельности, расчетов, бухгалтерского учета, статистической отчетности и аудиторской деятельности. Специальная часть устанавливает правовое регулирование хозяйственной деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, капитальном строительстве, транспорте и связи, энергетике, финансово-кредитной сфере, в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве, информационной и инновационной сферах, социальной сфере (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм), ВЭД, в свободных экономических зонах . Пожалуй, единственное сомнение вызывает включение в систему российского предпринимательского права темы «торговое право зарубежных стран», поскольку это больше составляет предмет сравнительного правоведения с довольно большим объемом материала и можно говорить только об обзоре отдельных элементов правового регулирования торгового оборота в зарубежных странах.

С переходом к рыночной экономике В. В. Лаптев в учебном курсе предпринимательского права выделил 18 разделов: понятие предпринимательского права, предпринимательское законодательство, субъекты (общие положения), индивидуальные предприниматели, предприятия (общие вопросы), организационно-правовые формы предприятий, производственные кооперативы, производственно-хозяйственные комплексы, правовой режим имущества, приватизация государственных и муниципальных предприятий, предпринимательские договоры и иные обязательства, биржевая торговля, поставка продукции для государственных нужд, государственное регулирование предпринимательской деятельности, инновационной деятельности, инвестиционной деятельности, иностранных инвестиций, ответственность. Последовательность такого построения курса подчеркивает актуальность вопросов правового регулирования предпринимательства 90-х гг. XX в., на которых было сконцентрировано внимание научного сообщества. Переход к рыночным отношениям побудил ученых-хозяй- ственников исследовать правовое положение субъектов предпринимательства: предприятий, индивидуальных предпринимателей и производственно-хозяйственных комплексов (предпринимательских объединений). Трансформирование государственной собственности в частный капитал посредством приватизации государственных и муниципальных предприятий стало важным элементом развития экономики. Создание правовых основ регулирования инвестиционной и инновационной деятельности способствовало развитию реального сектора экономики.

Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов» в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между органами государственной власти и органами местного самоуправления выделил отдельную группу НПА — актов о «хозяйственной деятельности» (код 090.000.000), наряду с «гражданским правом» (код 030.000.000). Официально признается система предпринимательского права как отрасли законодательства, состоящая из актов о промышленности (код 090.010.000), геологии, геодезии и картографии (код 090.020.000), об использовании атомной энергии (код 090.030.000), о строительстве (код 090.040.000), градостроительстве и архитектуре (код 090.050.000), сельском хозяйстве (код 090.060.000), транспорте (код 090.070.000), связи (код 090.080.000), космической деятельности (код 090.090.000), торговле (код 090.100.000) и др. Налицо система НПА о хозяйственной деятельности.

Говоря о курсе хозяйственного права как учебной дисциплине кафедры предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии, В. С. Мартемьянов выделял две части: общие положения и правовое обеспечение отдельных сторон хозяйственного механизма. В первую часть курса (общие положения) вошли следующие темы: понятие хозяйственного права, источники хозяйственного права, хозяйственное правоотношение, субъекты хозяйственного права, право на имущество субъектов хозяйственного права, разгосударствление и приватизация как предпосылки создания необходимых рыночных структур, государственное регулирование экономики в условиях рынка, сроки в хозяйственном праве, санкции и ответственность в хозяйственных отношениях, законность и правовая работа в народном хозяйстве, правовое регулирование рассмотрения хозяйственных споров. В особенной части хозяйственного права рассматривались вопросы правового обеспечения отдельных видов хозяйственной деятельности: производственной деятельности собственника и предпринимателя, реализация продукции и товаров, научно-технической, инвестиционной деятельности и иные1. Видится научно обоснованным разделение основ правового регулирования и отдельных видов экономической деятельности, поскольку последние включают в себя совокупность норм права из общей части предпринимательского права, применяемых к конкретному виду экономической деятельности с учетом потребностей государства и общества.

И. В. Ершова, продолжая традиции кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени

О. Е. Кутафина, полагает возможным использовать курс предпринимательского права (учебной дисциплины) за основу системы законодательства о предпринимательской деятельности, разделяя его на две части: первая часть курса посвящена предпринимательской деятельности и праву на ее осуществление, субъектам, правовому режиму имущества, общим и специальным требованиям, предъявляемым к предпринимательской деятельности, и др., а вторая часть раскрывает правовые режимы инвестирования, финансирования и кредитования, информационное обеспечение предпринимательской деятельности, правовые основы инновационной деятельности, правовые формы выхода предпринимателя на рынок, включая рекламу, цены и внешнеэкономическое сотрудничество, оформления финансовых результатов предпринимательской деятельности, включая отчетность, оценку, аудит .

Приведенный обзор научных подходов к системе предпринимательского права свидетельствует о том, что данная отрасль права выступает реальным «живым» регулятором экономики исходя из качественных характеристик складывающихся общественных отношений.

Под системой предпринимательского права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.

Предпринимательское право РФ — это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм. Эти нормы группируются по институтам. Институт предпринимательского права — совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так, например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах предпринимательского права так же, как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед институтом.

Система предпринимательского права характеризует его структуру как отрасль права, отрасли законодательства, научной и учебной дисциплины.

Институты предпринимательского права

предпринимательский право институт принцип

Предпринимательское право, как и другие отрасли права, подразделяются на Общую и Особенную части. В развернутом виде система предпринимательского права, как учебного курса, содержит следующие институты:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

  • 1. Введение в предпринимательское право
  • 2. Предпринимательские правоотношения
  • 3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятия
  • 4. Разгосударствление и приватизация государственной и муниципальной собственности
  • 5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики
  • 6. Защита имущественных прав и интересов предпринимателей (хозяйствующих субъектов)

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

  • 7. Правовое регулирование функциональных видов народного хозяйства
  • 8. Правовое регулирование монополистической деятельности
  • 9. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг
  • 10. Правовое регулирование ценообразования
  • 11. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
  • 12. Правовое регулирование расчетов и кредитования
  • 13. Правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита
  • 14. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Правовое регулирование осуществляется действиями определенных субъектов, состав и численность которых зависят от его стадий и форм реализации права.

В осуществлении правового регулирования на всех его стадиях в государственно организованном обществе участвуют самые разнообразные субъекты, численность которых измеряется от единиц (законодатели) до десятков, сотен тысяч и миллионов лиц (правоприменители, исполнители и т.д.), выступающих в разных значениях. Можно говорить о единичных и множественных, единоличных и коллегиальных субъектах правового регулирования в сочетании этих их качеств.

Например, на стадии правотворчества в форме референдума в масштабах всего государственно организованного общества принимают участие миллионы дееспособных граждан (электорат) как единый народ – единственный источник и носитель власти в демократическом обществе, т.е. сложный единолично-множественно-коллегиальный субъект; или правотворчество осуществляется законодательными органами как автономно-единичными (в субъектах Федерации) и одновременно множественными (в масштабах Федерации) коллегиальными субъектами либо президентом государства как единично-единоличным субъектом.

Особенно масштабная, но разрозненная численность дееспособных множественных и единоличных (граждане, должностные лица) или множественных и коллегиальных (органы управления коммерческих и некоммерческих организаций и др.) либо единично-коллегиальных (Счетная палата, Правительство РФ) субъектов правового регулирования постоянно проявляется и наблюдается на стадии правореализации в её непосредственных формах – соблюдении, исполнении и использовании норм права, к примеру, в области гражданско-правовых отношений розничной купли-продажи, либо брачно-семейных и трудовых, предпринимательских и управленческих, в том числе контрольных, отношений в различных их вопросах. Десятки и сотни тысяч разнообразных множественных, единоличных и коллегиальных субъектов права участвуют в правоприменительной деятельности как опосредованной форме реализации норм права, но при этом разрозненно в виде судов, других участников судебных процессов, включая граждан, юридических лиц, а также правоохранительных органов, иных исполнительных органов власти, их должностных лиц и др. Это же можно сказать и в отношении стадии правозащиты в масштабах всего государственно организованного общества.

Вместе с тем надо заметить, что в регулировании отдельных видов общественных отношений и их случаев число его субъектов ограничивается единицами. Например, в правотворческой деятельности на общегосударственном уровне к таким субъектам, как отмечено, относятся только единично-коллегиальные высшие законодательный и исполнительный (в пределах их компетенции) органы государственной власти, а также субъекты права законодательной инициативы, к которым в Российской Федерации законодательно относятся в особенности и высшие судебные органы. Следует здесь сказать, что такие субъекты правового регулирования в своем существовании характеризуются процедурно-правовым единством, являясь коллегиальными органами власти и управления (парламент, правительство) либо, наоборот, единоличными органами власти (президент, министр, король).

Множественными (в масштабах государства) коллегиальными субъектами правотворчества выступают и органы местного самоуправления, а также коллегиальные органы управления юридических лиц (собрания участников, акционеров, членов), а множественными единоличными субъектами правореализации являются в них единоличные исполнительные органы (главы муниципальных образований, генеральные директоры).

Автономно-единичные и множественные (в масштабах государства), единоличные либо коллегиальные субъекты правового регулирования действуют в конкретных правовых отношениях, возникающих в правоприменении и правозащите.

Все субъекты правового регулирования обладают определенным правовым статусом, выражающим закрепленные за ними правовыми нормами правомочия (функции), права, обязанности и меры ответственности, применяемые к ним, совокупность которых относится к их компетенции. Правовой статус данных субъектов показывает их место и роль в жизнедеятельности государственно организованного общества и в самом её правовом регулировании.

В теории права вопрос о субъектах правового регулирования обычно не рассматривается особым образом, что вряд ли правильно, особенно с точки зрения системы (механизма) правового регулирования, в которой эти субъекты признаются её значимыми элементами. В частности не существует обстоятельно разработанной и широко признаваемой классификации именно субъектов правового регулирования в целом. Имеются лишь отраслевые исследования данных субъектов применительно к стадиям правового регулирования, например, правотворчеству, правоприменению и правоохранительной деятельности.

Субъектами правового регулирования являются ,так или иначе, все члены и институты гражданского общества, органы государства, их должностные лица.

На начальной стадии правового регулирования – в правотворчестве (включающем в себя законотворчество, подзаконное правотворчество, муниципальное и локальное правотворчество) существует определенный ряд его субъектов. Прежде всего, субъектом законотворчества, как отмечено, является весь народ в лице составляющих его дееспособных граждан (в демократических государствах). Другим субъектом законотворчества выступает высший законодательный орган государства (парламент, конгресс, федеральное собрание и т.д., а также монарх и может быть президент государства), а в федерациях как форме государственного устройства – еще и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, наделённые законодательными правомочиями в пределах предмета (вопросов) ведения этих субъектов Федерации.

В ряде национальных правовых систем (например, США, Великобритании) к субъектам законотворчества (в формах принятия, изменения или отмены действия законов либо их норм права, иных нормативных правовых актов) относятся и высшие судебные органы, которые де-юре осуществляют в той или иной степени названные формы законотворчества, в особенности в порядке судебного контроля за законодательством, включая собственно законы.

К субъектам законотворчества следует отнести и субъектов права законодательной инициативы, которая является начальным этапом законодательного процесса. Законодательно установленные перечни этих субъектов различны в разных государствах, хотя в них могут быть и имеются субъектные совпадения.

Субъектами подзаконного правотворчества в масштабах всего общества являются государственные органы исполнительной власти (президент, правительство, кабинет министров, министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах их компетенции, в т.ч. правотворческой).

К субъектам муниципального правотворчества относятся органы местного самоуправления в пределах их компетенции, а также население муниципальных образований, принимающее на местном референдуме или сходе нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

К субъектам локального правотворчества относятся органы управления юридических лиц (например, общие собрания акционеров или участников обществ с ограниченной ответственностью, членов кооператива), принимающие уставы этих юридических лиц либо нормативные положения, регулирующие вопросы внутренней организации и внутренних отношений этих юридических лиц. Кроме того, здесь правотворческими субъектами выступают и особые субъекты трудовых отношений – администрации предприятий (работодатели) и органы представительства их трудовых коллективов (работников), принимающие коллективные договоры, нормативно и в то же время локально конкретизированно регулирующие социально-трудовые отношения в этих предприятиях.

Наиболее сложным является вопрос о субъектах международно-правового регулирования, связанного с принятием и действием международных нормативных актов и договоров, выраженных в них общепризнанных принципах и нормах международного права, которые, согласно конституциям некоторых государств, например, Российской Федерации, входят в их правовую систему. В этом случае субъектами могут выступать как высшие законодательные, так и высшие исполнительные органы власти, ратифицирующие и принимающие (заключающие) международно-правовые акты и договоры, содержащие данные принципы и нормы.

Для всех субъектов правотворчества характерно наличие у них определённойправотворческой компетенции, в пределах которой они законно могут осуществлять правовое регулирование. Исключением здесь можно считать народ как субъект правотворчества и единственный источник власти в демократических государствах. В этом значении у народа не должно быть компетенционных ограничений в правотворчестве, т.е. он должен быть вправе свободно принимать законы по любым вопросам жизнедеятельности государственно организованного общества, включая и конституционные. Но это не всегда и не везде в современном мире осуществляется таким образом; в этом вопросе существуют определенные и порой не бесспорные с точки зрения определения народа как единственного источника власти ограничения, например, в отношении организации и оснований проведения общенародного референдума.

Перечень названных субъектов правового регулирования на стадии правотворчества будет неполным, особенно для англосаксонской правовой системы, если к их числу не отнести еще и судебные органы, создающие судебный прецедент и нормативную судебную практику как источник права. Это относится и к правовым позициям и положениям, вырабатываемым конституционными (и им подобными) судами государств, а также Европейским судом по правам человека.

В некоторых национальных правовых системах к субъектам правового регулирования на стадии правотворчества можно отнести ученых-правоведов и богословов, вырабатывавших доктринальные правовые положения и религиозные толкования, ставшие и являющиеся правовыми регуляторами. Теоретически это признается в отношении романо-германской и мусульманской (иджма) правовых семей, а также иудейской, индусской, отчасти японской и им подобных правовых систем.

В отношении же правовых обычаев, существующих в качестве источника права во многих национальных правовых системах, включая российскую, можно также отметить наличие относительно определенного субъекта их создания. Таким субъектом являются социальные сообщества, включая профессиональные, предпринимательские, которые вырабатывают правила-обычаи своих отношений, становящиеся затем с санкции (одобрения, признания, разрешения) государства правовыми обычаями. Но вряд ли весь народ можно относить к таким субъектам, поскольку весь он одновременно и повсеместно не имеет, да и не может иметь, отношение к выработке названных определенных обычаев, зачастую имеющих региональный, локальный или казуальный характер.

На стадии правореализации, как отмечено ранее, выявляется громадное разнообразие и множественность участвующих субъектов правового регулирования. К таким субъектам относятся как государственные органы исполнительной и судебной власти, особо контрольно-надзорные органы, например, органы прокуратуры, санэпидемнадзора, так и юридические лица в виде коммерческих и некоммерческих организаций, включая общественные и религиозные организации, учреждения, фонды, политические партии, а также физические лица – дееспособные граждане данного государства, апатриды (а иногда и бипатриды) и иностранные граждане на территории этого государства.

На стадии правозащиты субъектами правового регулирования являются государственные правоохранительные органы (органы внутренних дел, надзорные органы, например, органы прокуратуры, госгортехнадзора, санэпидемнадзора, а также органы государственной безопасности и судебные органы). К числу этих субъектов относятся также и граждане данного государства, апатриды, иностранные граждане, религиозные и общественные объединения граждан, а также юридические лица, подпадающие под уголовную и/или административную юрисдикцию данного государства.

Для субъектов правового регулирования в целом, как уже отмечалось, характерно наличие определённого правового статуса именно для названных стадий, особенно для стадии правозащиты, на которой субъекты наделяются и имеют особый – процессуальный – статус (истца, ответчика, третьего лица, заявителя жалобы, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, обвинителя, защитника и т.д.). Данная стадия и её субъекты во многом совпадают со стадией правореализации в форме правоприменения, особенно судебного, и ее субъектами.

Таким образом, некоторые субъекты правового регулирования (государственные органы исполнительной власти, судебные органы (в некоторых правовых системах)) являются в отдельных своих видах как бы «сквозными», относительно едиными для всех стадий правового регулирования, осуществляя в той или иной степени и правотворческую, и правореализующую, и правоохранительную деятельность в прямой форме или в форме взаимовлияния, взаимодополнения. Данное обстоятельство, как представляется, в значительной мере обеспечивает единство правового регулирования. Однако действительное и полное обеспечение такого единства составляет теоретическую и практическую проблемы правового регулирования, которые при этом имеют постоянный характер, отражающий реальное (фактическое) постоянное изменение праворегулируемых общественных отношений.

Названные субъекты правового регулирования осуществляют его на всех стадиях в отношении определенных объектов, которые отличаются от предмета правового регулирования – общественных отношений, нуждающихся в таком регулировании. Это отличие заключается в том, что данные объекты правового регулирования являются материальными либо духовными, иными благами, по поводу чего или в связи с чем конкретно возникают и реализуются общественные отношения. И эти объекты имеют свою форму объективного существования – материальную (телесную) или духовную (идеальную). В этом качестве они входят в предметы отраслевого праворегулирования. В связи с этим они и называются нами отраслевыми предметными объектами правового регулирования.

Предметными объектами гражданско-правового регулирования являются материальные блага в виде имущества (движимого и недвижимого), нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, личная и семейная тайна, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства и места пребывания, имя и др.), результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, селекционные достижения), информация (служебная и коммерческая, иная тайна, ноу-хау), работы с их результатами и услуги. Иначе эти объекты называются объектами гражданских прав.

Предметными объектами уголовно-правового регулирования являются также материальные и нематериальные блага и иные объекты, например, общественный порядок, порядок управления, банковская или врачебная, адвокатская тайна и т.д. в соответствии с уголовными кодексами (законами) определенных государств.

Предметным объектом земельно-правового регулирования являются земельные участки и земли, налогового праворегулирования – доходы и расходы, имущество в их денежной и натуральной формах и взимаемые с их учетом налоги и сборы, а также, соответственно, другие отраслевые предметные объекты.

Сами по себе объекты составляют самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Так или иначе они участвуют в правовом регулировании и оказывают на него существенное влияние, например, в выборе способов правового регулирования и даже определении его пределов.

В Республике Беларусь, согласно закону «О предпринимательстве» допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

— частное предпринимательство – предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

— коллективное предпринимательство – предпринимательская деятельность, осуществляемая предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

— предпринимательство без образования юридического лица – предпринимательская деятельность одного физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо нескольких таких лиц на основе договора о совместной деятельности (простого товарищества);

— предпринимательская деятельность с образованием юридического лица – предпринимательская деятельность коммерческой организации либо некоммерческой организации в силу необходимости осуществления такой деятельности для достижения целей деятельности последней.

Субъектами предпринимательской деятельности являются:

— организации, в том числе юридические лица, простые товарищества и объединения юридических лиц (хозяйственные группы, концерны и пр.);

— индивидуальные предприниматели.

3. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности.

Субъект предпринимательской деятельности имеет следующие права:

— право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь. Это право обеспечивается нормой права, запрещающей отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности вида хозяйственной деятельности, избранной организацией или предпринимателем;

— право создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

— право привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц. Для индивидуальных предпринимателей это право ограничено указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Согласно данному указу индивидуальный предприниматель вправе использовать для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) одновременно в совокупности не более четырех торговых объектов (торговых мест на торговых объектах, являющихся самостоятельными торговыми объектами), торговых мест на рынках, объектов, в которых индивидуальные предприниматели оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии);

— право участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

— самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом).

Для индивидуальных предпринимателей это право ограничено указом Президента «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Согласно данному законодательному акту индивидуальный предприниматель вправе привлекать для осуществления своей деятельности не более трёх физических лиц как на основании трудовых, так и на основании гражданско-правовых договоров, в том числе и заключаемых с юридическими лицами. Данные физические лица должны являться близкими родственниками индивидуального предпринимателя;

— устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

— открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

Субъект предпринимательской деятельности имеет следующие обязанности:

— выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);

— заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях — коллективные договоры в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов;

— предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

— производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;

— соблюдать права и законные интересы потребителей;

— выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;

— соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами и иными субъектами права, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования.

Порядок и способы легализации субъектов предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо и приобретает соответствующий статус индивидуальный предприниматель.

Кроме того, государственная регистрация преследует цели сбора информации, на основе которой происходит осуществление государственного контроля хозяйственной деятельности, в частности выполнения условий занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства; проведения налогообложения; получения государственных сведений статистического учета и для осуществления мер регулирования экономики. Открытая информация о субъектах предпринимательской деятельности из государственных ресурсов предоставляется в установленном порядке всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления.


Процедура легализации юридического лица напрямую связана с организационной формой ее осуществления.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

а) заявление о государственной регистрации;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии со ст. 12 Закона о регистрации при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующие органы представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что:

— представленные учредителем документы соответствуют предъявляемым требованиям;

— сведения, содержащиеся в учредительных и иных документах, представленных для государственной регистрации, а также в заявлении о государственной регистрации, достоверны;

— при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда) на момент государственной регистрации;

— в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Заявление удостоверяется подписью заявителя, с указанием его паспортных данных или, в соответствии с законодательством РФ, данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на заявлении должна быть заверена нотариусом. Форма заявления и требования по его оформлению утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

5) документ об оплате государственной пошлины.

Документы могут быть представлены уполномоченным лицом непосредственно или направлены по почте (отправлением с объявленной ценностью и описью вложения). Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных Законом о регистрации.

Законом устанавливается срок регистрации — не более пяти рабочих дней со дня поступления документов в регистрирующий орган.

В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации, отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) в случае, если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или если юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные Законом о регистрации. Оно может быть обжаловано в судебном порядке.

Особенности процедуры государственной регистрации отдельных организационно-правовых форм юридических лиц, требования, предъявляемые к содержанию их учредительных документов, размеру и порядку формирования уставного (складочного) каптала (фонда) содержатся в законах регламентирующих этот вид юридического лица.

В теории предпринимательского права принято классифицировать порядок создания юридических лиц и выделять такие его виды: 1) нормативно-явочный порядок; 2) распорядительно-регистрационный порядок; 3) разрешительный порядок и сравнительно недавно сформировался новый 4 вид – законодательный порядок.

Нормативно-явочный порядок — наиболее часто применяемый способ создания юридического лица. Сущность этого порядка регламентирована законом о регистрации и состоит в фиксации уполномоченным органом факта создания юридического лица в соответствии с требованиями действующего законодательства о соответствующей его организационно-правовой форме.

Распорядительно-регистрационный порядок предусмотрен для создания юридических лиц на базе государственной или муниципальной собственности. Исполнительный орган полномочный распоряжаться государственным или муниципальным имуществом принимает соответствующее распоряжение о создании юридического лица и утверждении его устава. И в дальнейшем субъект регистрируется в установленном законом порядке.

Разрешительный порядок предусматривается для создания ряда субъектов предпринимательства (например, банки, страховые организации) обладающих исключительной правоспособностью и участие которых в предпринимательской деятельности возможно лишь при наличии лицензии на занятие этим видом деятельности.

Законодательный порядок предусмотрен ст. 7.1, 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 г № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010г.) «О некоммерческих организациях» при создании государственных корпораций и государственных компаний в отношении каждой из которых принимается специальный закон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *