Предоставление земельных участков в Московской области

  • автор:

Содержание

Как бесплатно получить землю в Подмосковье

Жители Московской области могут получить земельный участок в безвозмездное пользование. Кто может получить землю в безвозмездное пользование в Подмосковье и на какие цели она выдается, читайте в материале портала mosreg.ru.

Законодательные основания

Источник: Фотобанк Московской области

Предоставление земли в безвозмездное пользование в Московской области, как и по всей стране, регулируется Земельным кодексом РФ. Согласно ему, безвозмездно гражданам могут быть переданы участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также земли, которыми владеет организация на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Читайте, как построить дачу в Московской области: выбор участка и разрешение >>

Кто может получить участок

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Право на получение земельного участка в безвозмездное пользование имеют как физические, так и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Земля выдается следующим категориям граждан и организациям:

1. Специалисты

Граждане, которые имеют определенное образование и трудятся на основном месте работы по соответствующей специальности. Земельный участок предоставляется специалистам только для ИЖС и ЛПХ.

Специалист получает землю в безвозмездное пользование на срок до шести лет.

2. Работники

Единого списка категорий работников, которым положены служебные наделы земли, нет. Как правило, земля предоставляется работникам транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, предприятий охотничьего хозяйства и природных заповедников и национальных парков. Служебные земельные наделы предоставляются работникам в безвозмездное пользование. Срок безвозмездного пользования служебным наделом равен сроку трудового договора с работником.

3. Бюджетные организации

К этой категории относятся:

  • казенные предприятия;
  • центры исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные).

Бюджетные организации могут получить землю в безвозмездное пользование только на один год.

4. Некоммерческие организации (НКО)

Получить землю в безвозмездное пользование могут три группы НКО:

  • НКО, созданные гражданами для ведения огородничества или садоводства, земля предоставляется сроком до 5 лет;
  • НКО, созданные гражданами, в целях жилищного строительства, срок устанавливается отдельными федеральными законами;
  • НКО, созданные субъектами РФ, в целях жилищного строительства.

5. Религиозные организации

Религиозные организации могут получить в бесплатное пользование землю в двух случаях:

  • если земля предоставляется для размещения зданий и сооружений религиозного и благотворительного назначения (на срок до 10 лет);
  • если на земле находятся здания, которыми религиозные организации владеют на праве безвозмездного пользования (на срок, пока религиозная организация владеет зданием или сооружением).

6. Наниматель служебного жилья

Гражданин имеет право на безвозмездное пользование участком, на котором размещается служебное жилье, на срок, пока не расторгнут договор найма служебного жилого помещения в виде жилого дома.

Узнайте, как оформить градостроительный план земельного участка в Московской области >>

На какие цели

Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев

Земельный участок в безвозмездное пользование выдается для следующих целей:

1. Под ИЖС, ЛПХ или КФХ

Земля под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) выдается на срок не более 6 лет. На такой земле гражданин может построить дом, завести личное подсобное хозяйство или заниматься бизнесом в виде крестьянского (фермерского) хозяйства.

Получить участок ИЖС, ЛПХ или КФХ могут все жители Московской области.

2. Для сельскохозяйственной деятельности на лесных участках

Земля на лесных участках предоставляется только для осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд. Под сельхоздеятельность как вид бизнеса по данному основанию получить участок в безвозмездное пользование не получится. Безвозмездно пользоваться землей по данному основанию можно сроком до 5 лет.

3. Для охото-, лесо-, с/х и иного использования

Гражданин или организация могут получить землю для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного пользования, которое не предусматривает строительства зданий и сооружений на участке. Для этих целей предоставляются участки, выделенные для нужд обороны и безопасности, которые временно не используются. Перечень земельных участков, которые можно получить в безвозмездное пользование, утверждают федеральные органы власти. Он публикуется на официальных сайтах федеральных органов власти в течение двух недель с момента утверждения. Получить такой участок можно сроком до 5 лет.

4. Взамен изъятого земельного участка

Если гражданин или организация владели земельным участком на праве безвозмездного пользования и этот участок изъяли для государственных или муниципальных нужд, то вместо изъятого участка безвозмездно предоставят другой.

Читайте, как прописаться на даче в Московской области >>

Как получить участок

Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Осипова

Заявление на получение земельного участка можно подать через региональный портал госуслуг РПГУ, в том числе, через специально организованное рабочее место в МФЦ. Его может подать только гражданин или организация, претендующие на участок.

Заявление рассматривается в 15 рабочих дней. Результат услуги выдается только в бумажном виде в МФЦ.

Если желанный участок еще не сформирован, то заявителю необходимо подать документы на предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Сделать это можно также через портал РПГУ.

Узнайте, какие законодательные изменения коснутся дачников Подмосковья >>

Ложь на mosreg Московской области о безвозмездном пользовании землей.

(обзор обновлен 06 января 2020 года)

На сайте mosreg ru правительства Московской области наткнулся на занятную статью.

Материал называется – Как бесплатно получить землю в Подмосковье.

Обратите внимание.
Статья опубликована на официальном сайте правительства МО портал mosreg.ru. Дата публикации: 25 августа 2017 года.

Ссылка на статью внизу поста.

Меня удивило следующее.

mosreg Московской области сообщает, что получить участок в безвозмездное пользование могут все жители МО.

Мне часто приходится слышать неправду от чиновников.

Во многих случаях даже понятны цели подобных заявлений.

Однако, с публикацией на сайте mosreg ситуация иная. Мне абсолютно не ясно,

зачем mosreg вводить жителей Московской области в заблуждение о безвозмездном пользовании.

Попробуем разобраться вместе.

В первом абзаце спорной статьи утверждается следующее.

Жители Московской области могут получить участок в безвозмездное пользование.

Статья состоит их 4-х разделов:

  • законодательные основания,
  • кто может получить участок,
  • на какие цели,
  • как получить участок.

В разделе «Законодательные основания» сказано следующее. Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование регулируется Земельным кодексом.

В данном аспекте с mosreg не поспоришь. Так и есть.

В самом деле, статья 39.10 кодекса допускает получение участка в пользование безвозмездно.

Вопрос только в следующем. Какое отношение к этому имеют жители Московской области?

Идем дальше.

В разделах «Кто может получить участок» и «На какие цели» mosreg перечисляет 6 категорий граждан и организаций. Они имеют право на безвозмездное пользование землей.

Остановимся пока только на одной категории, к которой могут относиться жители Подмосковья.

Такой категорией являются Специалисты.

По мнению, Правительства МО, специалисты — это граждане, которые имеют определенное образование и трудятся на основном месте работы по соответствующей специальности.

Таким специалистам земельный участок предоставляется на срок до шести лет только для ИЖС и ЛПХ.

В целом, я согласен с Правительством Московской области. Потому что в кодексе действительно установлено, что граждане, работающие в определенной местности по определенной специальности могут иметь право на получение земли под ИЖС и ЛПХ в безвозмездное пользование. См. подпункт 7 пункта 2 статьи 39.10 ЗК.

Так в чем заключается обман mosreg?

Лукавство состоит в том, что в спорной статье заявлено дословно следующее:

Получить участок ИЖС, ЛПХ или КФХ могут все жители Московской области.

Иными словами. Правительство Московской области заявило, что любой житель МО может получить участок в безвозмездное пользование. Цель получения: под ИЖС, ЛПХ или КФХ.

Разоблачить обман mosreg очень просто.

Достаточно прочитать подпункт 7 пункта 2 статьи 39.10 ЗК, в котором говорится следующее.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для ИЖС или ведения ЛПХ в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

Из дословного содержания кодекса видно, что получить земельный участок под ИЖС и ЛПХ можно:

  • только в тех муниципальных образованиях, которые определены законом субъекта РФ,
  • и только гражданам, которые работают в этих муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта РФ.

Иными словами. Безвозмездное пользование светит только гражданам, живущим в регионах, где приняты соответствующие законы. Эти законы устанавливают муниципальные образования и специальности, где дают участки в безвозмездное пользование.

Вопрос:

Приняты ли в Московской области законы о безвозмездном пользовании землей?

Ответ отрицательный.

Московская область на сегодняшний день не принимала такие законы.

На момент публикации статьи (25 августа 2017 года) таких законов тоже не было.

Очень сомневаюсь, что правительство МО не знает об отсутствии принятых законов.

Для справки.

Обычно, законы о безвозмездном пользовании землей принимают регионы заинтересованые в притоке населения. Впервую очередь в притоке людей в муниципальные образования (районы, села, деревни, поселки и т.д.).

Точнее сказать, регионы заинтересованые в притоке граждан, имеющих ценные для развития региона специальности.

Москва и Московская область, как пылесос, втягивают в себя население, убегающее со всей страны.

Принимать дополнительные стимулирующие законы для притока населения, у чиновников абсолютно нет смысла.

Вывод.

Сладкие тексты на официальных сайтах органов власти целесообразно проверять в первоисточнике.

Бесплатные земельные участки для инвалидов

Одна из мер государственной поддержки социально незащищённых категорий населения, призванная улучшить условия проживания – предоставление земельных участков инвалидам и семьям, воспитывающим детей с ограничениями по здоровью. На полученном наделе разрешено возводить жилые строения и гараж, вести подсобное хозяйство, а также заниматься выращиванием овощей и фруктов.

Кто имеет право на получение земельного участка

Воспользоваться преимущественным правом бесплатного оформления участка земли могут:

  • Инвалиды 1 группы;
  • Инвалиды 2 группы;
  • Инвалиды 3 группы.

Существуют некоторые правила:

  1. Причина приобретения группы по инвалидности не имеет значения, однако она должна быть присвоена на постоянной основе;
  2. Заявитель должен состоять в муниципалитете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  3. Изначально участок будет предоставлен в аренду, а после начала строительства можно будет переоформить территорию в собственность.

Воспользоваться своим правом можно единожды. Если выделенный ранее участок оказался непригодным для использования по причине стихийного бедствия (оползень, землетрясение и пр.), то можно подать новый пакет документов с просьбой выделить другой земельный надел.

Обязательным в этом случае станет справка о невозможности возведения здесь частных построек.

Если семья воспитывает ребёнка с ограниченными возможностями

Родители (законные представители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, также могут воспользоваться этой льготой. Но действовать в данном случае они будут исключительно в интересах несовершеннолетнего льготника, а не от себя лично.

Право безвозмездного получения участка земли предоставлено родителям детей, возможности здоровья которых ограничены вследствие таких причин:

  • Тяжёлое заболевание;
  • Дефект с рождения;
  • Перенесённая травма;
  • Ограничения в передвижении, общении, самообслуживании;
  • Необходимость особого ухода.

Если семья является многодетной, то нужный участок ей будет выделен абсолютно бесплатно. Если же особый ребёнок в семье один и других детей нет, то родители (законные представители) имеют право претендовать на выкуп земельного надела без аукциона.

Если в семье проживает два и боле инвалида-льготника

Каждый член семьи, обладающий правом льготного предоставления земли, может им воспользоваться независимо друг от друга. Так, если родитель с группой инвалидности получил от администрации земельный участок, то ребёнок с ограниченной дееспособностью также может воспользоваться этим правом:

  • Через родителей до достижения им 18 лет;
  • Самостоятельно после достижения совершеннолетия.

Региональные особенности и федеральные программы

Федеральная программа позволяет лицам с ограниченной дееспособностью получить земельный надел под строительство в 2020 году на выгодных условиях:

  • Без участия в торгах;
  • Без оплаты расходов по межеванию и постановке на кадастровый учёт;
  • Без оплаты государственной пошлины.

Региональные власти самостоятельно принимают нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок выделения и оформления земельных участков льготным категориям.

Перед сбором документов необходимо ознакомиться с земельной политикой в том субъекте РФ, где проживает заявитель.

Так, в Москве и Московской области публикуются отдельные предложения для инвалидов по земельным участкам, на которые не претендуют другие граждане. Если претендентов на первоочередное выделение больше, чем наделов, то из заявителей формируется отдельная очередь, продвижение которой зависит от появления в границах муниципалитета соответствующих требованиям законодательства участков.

Нормативные акты для получения льготы

Порядок получения и оформления положенного по закону льготного земельного надела регламентируется пакетом нормативных актов, представленных в таблице.

Нормативный акт Название Реквизиты документа Краткая суть
Федеральный закон О социальной защите инвалидов в РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ Предоставление участка безвозмездно либо по сниженной стоимости
Постановление Правительства О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг от 27.07.1996 №901 Условия оформления регламентированы региональными нормами

Пошаговая инструкция оформления земельного участка

Алгоритм оформления льготного земельного участка достаточно простой и, как и в 2017 году, состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка комплекта документов;
  2. Передача пакета в администрацию муниципалитета;
  3. Рассмотрение заявления на комиссии;
  4. Принятие постановления о выделении земельного участка;
  5. Получение разрешительной документации для оформления права и начала строительства.

Выделяемые наделы должны быть размежеваны и поставлены на кадастровый учёт. Оплачивать эту процедуру заявителю нет необходимости, освобождён он и от уплаты государственной пошлины за оформление права собственности в Росреестре.

Пакет документов

Комплект бумаг, собираемых для льготного оформления земли, не требует дополнительного обращения в какие-либо структуры.

В состав базового пакета входят:

  • Заявление;
  • Паспорт заявителя;
  • Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
  • Справка МСЭ о присвоении группы инвалидности.

Поскольку выделение участка происходит в границах муниципалитета, то к заявлению прилагают справку с места регистрации, подтверждающую проживание в данном районе.

Если обращаются действующие в интересах ребёнка-инвалида взрослые, то дополнительно будут приложены:

Базовый комплект документов – ориентир, полагаться только на него не стоит: в субъектах РФ могут действовать региональные правила с расширенным перечнем.

Составление заявления

Заявление не имеет унифицированного бланка, поэтому оформляется в свободной форме с соблюдением требований к данному виду документов:

  • В шапке указывают полное наименование адресата, например, “Главе посёлка Кировский Камызякского района Астраханской области”;
  • Персональные данные заявителя, в том числе адрес и номер телефона;
  • В тексте обращения излагают причины ходатайства о выделении земельного надела, расположенного по определённому адресу и предназначенного под ИЖС;
  • В просительной части излагают просьбу о выделении его на безвозмездной основе и без аукциона;
  • Перечисляют прилагаемые документы;
  • Проставляют дату и подпись.

В органах государственной власти ряда регионов дают свой образец заявления.

Способы обращения

Документы направляются в местную администрацию. Возможны следующие варианты:

  • Личный визит в канцелярию;
  • Отправка заявления и пакета приложений к нему в электронном виде;
  • Передача комплекта документации через сотрудника органов соцзащиты, ухаживающего за инвалидом-пенсионером.

Сроки рассмотрения

По положению срок рассмотрения составляет 30 календарных дней. В течение этого периода происходит проверка достоверности указанных в заявлении сведений. Однако на практике ответ от администрации приходит спустя две недели после обращения.

По уважительным причинам администрация вправе продлить срок выдачи решения ещё на 15 дней (до 45 в общей сложности). Заявителя обязаны письменно уведомить о причинах длительного рассмотрения вопроса.

Что делать в случае отказа

Решение комиссии не всегда бывает благоприятным. К числу распространённых причин отказа относят:

  • Неполный пакет документов;
  • Недостоверность указанных сведений;
  • Повторное обращение без уважительной причины;
  • Наличие в собственности у заявителя другого земельного участка;
  • Отсутствие пригодных для выделения наделов;
  • Отсутствие правил выделения участков льготным категориям на территории поселения.

Если в первых двух случаях достаточно внести корректировки и обратиться повторно, то в последних трёх случаях без судебного разбирательства не обойтись. Чиновники на местах полагают, что указывают вескую причину, но федеральная льгота должна быть предоставлена вне зависимости от наличия правил и иных параметров.

Для обжалования необходимо в течение трёх месяцев обратиться в канцелярию суда, куда приносят иск, приложив копию отказа и сопутствующие делу документы. По решению суда муниципалитет будет обязан реализовать право инвалида и выделить ему участок под строительство или ведение ЛПХ в установленный законом срок.

Отказ может и не подлежать судебному рассмотрению, если претендент на льготный земельный участок:

Как инвалиду получить земельный участок — подробно о порядке предоставления и оформлении

Кто имеет право получить землю бесплатно?

Для того чтобы получить участок, предназначенный для инвалидов, человек должен обладать 1,2 или 3 группой инвалидности. При этом главным условием является присвоение инвалидности на постоянной основе.

Если нетрудоспособность временного характера, то решение о выдаче человеку земли определяется администрацией района с учётом поставленного медиками диагноза и материального положения человека.

В большинстве случаев, МСЭ устанавливает ограничения в трудоспособности сроком на год, поэтому если временно нетрудоспособный человек встал в очередь на землю, которая продвигается больше года и за это время не получил повторного свидетельства о нетрудоспособности, то его имеют право снять с очереди.

В отдельной статье вы можете узнать обо всех нюансах получения земельного участка для детей-инвалидов.

Куда нужно обратиться?

Людям с ограниченными физическими возможностями, для получения земельного участка следует обратиться в исполнительный комитет администрации, расположенной рядом с их местом жительства. После предоставления всех необходимых документов и выбора участка инвалидом, муниципальные власти должны подготовить земельные надели к безвозмездной передаче. Подготовка участка выполняется за денежные средства, взятые местного бюджета.

Подготовка земельных участков заключается в их размежевании и постановке на кадастровый учёт. Если участок неразмежеван и не установлен на кадастровый учёт, то он не может быть выдан в пользование инвалиду.

СПРАВКА! Земли выдаются в пределах города, но если в желаемом районе отсутствуют свободные земельные участки, то могут предложить землю в другом районе или, вообще, за городом.

Условия использования

Предоставление земельных участков инвалидам 1, 2 и 3 группы бесплатно осуществляется только в том случае, если они планируют использовать землю для следующих действий:

  • постройки жилого помещения или дачи;
  • ведения садового или огородного хозяйства;
  • постройки гаража или других необходимых в быту помещений;
  • ведения подсобного хозяйства (ЛПХ).

После выдачи земли в аренду, на протяжении первых 3 лет нужно начать строительство на участке, иначе землю могут забрать, а инвалид потеряет своё право на одноразовое получение земли.

Порядок действий по получению бесплатного надела

Для получения земельного участка бесплатно, инвалид или представляющее его лицо должны выполнить следующие действия:

  • обратиться в исполнительный комитет администрации, размещённой по месту жительства;
  • составить заявление о просьбе предоставить землю инвалиду, выписывается на имя главы администрации;
  • приложить к заявлению заранее собранный пакет документов.

ВАЖНО! Ожидать решение администрации о выделении участка следует в период от 15 до 30 дней.

Сбор документов

При оформлении документации для получения земельного участка инвалидом нужно собрать следующие документы:

  • справка, удостоверяющая наличие у человека инвалидности, выдается на основании заключения МСЭ;
  • справка о составе семьи инвалида, обязательно, прилагаются копии паспортов совершеннолетних членов и копии свидетельств о рождении, членов семьи, которые не достигли 14 лет;
  • справка о совокупных доходах семьи, дополнительные справки, подтверждающие растраты денежных средств на уход за престарелыми или больными родственниками;
  • свидетельство ИНН;
  • если инвалид самостоятельно не в состоянии осуществлять сбор документов, то необходима заверенная у нотариуса доверенность, выданная инвалидом своему представителю.

Написание заявления

Для получения земельного участка инвалид или его представитель обязаны написать заявление на имя главы администрации, расположенной по месту жительства. Сам текст заявления должен быть ориентирован на просьбу, а не на требование.

После написания названия документа осуществляется оформление его основной части, в которой присутствует следующая информация:

  1. указание того, что заявитель входит в социально незащищённую группу населения и обладает определённой группу инвалидности, полученной согласно решению МСЭ (обязательно нужно указать дату освидетельствования);
  2. требуется указать причину, по которой в семье заявителя появились финансовые трудности, в результате чего семья не обеспечена жильем или продуктами питания;
  3. указывается просьба предоставить землю без очереди, на основании льгот, присутствующих у инвалидов;
  4. осуществляется обоснование притязаний на безвозмездную передачу участка из земель, которые принадлежат муниципальному образованию;
  5. указываются планы заявителя на использование земельного участка.

Указанные в заявлении сведения опираются на указанные выше документы.

Обращение в инстанцию

При желании безвозмездно получить землю, инвалид должен обратить в исполнительный комитет местной администрации. При этом у него на руках уже должны быть все указанные выше документы. Заявление пишется непосредственно в администрации.

Обращение в инстанцию возможно следующим образом:

  • при личном посещении;
  • через доверенное лицо (в этом случае инвалид должен написать доверенность, которая в дальнейшем заверяется у нотариуса);
  • в некоторых округах уже присутствует возможность написания заявления в электронном формате, после чего человек отправляет заявление на электронную почту организации.

Ожидание ответа

Рассмотрение заявления на получение земельного участка происходит в период от 15 до 30 календарных дней. При наличии у администрации уважительной причины, срок рассмотрения может быть увеличен до 45 дней.

Получение

После получения инвалидом решения о выделении ему участка, он должен получить в Росреестре кадастровый паспорт земли, а затем зарегистрировать собственное право на землю. Только при выполнении этих действий инвалид на законных основаниях становится владельцем участка.

Стоимость оформления

Все работы, связанные с оформлением земельного участка, исполкомом проводятся бесплатно. Оплата необходима только для регистрации уже полученного земельного участка в Росреестре. Она осуществляется в форме государственной пошлины, цена которой, для начальной регистрации объекта составляет 2 тысячи рублей для граждан других категорий.

ВНИМАНИЕ! Что касается инвалидов, то согласно перечню льготников, присутствующему в ст. 333.33 НК РФ, лица с группой инвалидности, освобождены от уплаты этой государственной пошлины.

Что делать, если вам отказали?

Существует только две причины, по которым может быть осуществлен отказ в выдаче инвалиду земельного участка:

  1. отсутствие свободных земельных участков, в указанной инвалидом местности;
  2. инвалид уже один раз получал земельный участок в безвозмездное пользование.

Если администрация указывает другие причины отказа, то их можно считать незаконными и инвалид имеет полное право для дальнейших разбирательств обратиться в прокуратуру или суд. Но прежде чем посетить эти организации обязательно нужно взять в администрации, расположенной по месту жительства – письменный отказ в выделении земельного участка.

Если заранее ознакомиться со всеми нюансами выдачи земельного участка инвалидам, то можно обезопасить себя от отказов в выдаче земли на незаконных основаниях. К тому же следует внимательно подходить к вопросу сборов документации, поскольку отсутствие любого из документа является основанием для отклонения заявления, в результате чего придётся ждать ещё несколько месяцев.

О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области (с изменениями на 26 декабря 2019 года)

О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ

О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области

(с изменениями на 26 декабря 2019 года)

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 26 мая 2011 года N 1/158-П

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства.
(Статья в редакции, введенной в действие с 14 июля 2012 года Законом Московской области от 2 июля 2012 года N 86/2012-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 15 иая 2019 года Законом Московской области от 8 мая 2019 года N 80/2019-ОЗ..

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

1) многодетная семья — лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее — одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц);

2) члены многодетной семьи — супруги либо одинокая(ий) мать (отец) и их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы);

3) заявитель — один из родителей, усыновитель, отчим (мачеха), представляющий интересы членов многодетной семьи в отношениях, регулируемых настоящим Законом.

2. В составе многодетной семьи не учитываются дети:

1) находящиеся на полном государственном обеспечении;

2) в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;

3) в отношении которых отменено усыновление;

4) находящиеся под опекой и попечительством, в том числе дети, находящиеся в приемных семьях.
(Статья в редакции, введенной в действие c 13 ноября 2012 года Законом Московской области от 25 октября 2012 года N 158/2012-ОЗ.

Статья 3. Ведение учета многодетных семей в целях настоящего Закона

1. Ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет (далее — заявление о постановке на учет).

2. Для постановки на учет один из родителей, с которым проживают дети, либо одинокая мать (отец) подает заявление о постановке на учет в орган местного самоуправления городского округа Московской области по месту своего жительства с указанием цели использования земельного участка в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.

3. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые не сняты с учета по основаниям, указанным в статье 6_1 настоящего Закона, и отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления о постановке на учет:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;

6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

4. В случае, если один из членов многодетной семьи, отвечающей условиям, установленным частью 3 настоящей статьи, имеет на праве аренды земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, право на бесплатное получение в долевую собственность в равных долях такого земельного участка имеют все члены многодетной семьи в случае, если размер земельного участка соответствует размерам, установленным статьей 4_1 настоящего Закона.

5. Решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом принимается на основании заявления о постановке на учет, а также документов и сведений, подтверждающих соответствие многодетной семьи условиям, установленным частью 3 настоящей статьи.

Перечень и порядок предоставления документов и сведений определяются Правительством Московской области.

6. Орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области в течение месяца принимает решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом.

О результатах рассмотрения орган местного самоуправления городского округа Московской области направляет заявителю уведомление о принятом решении либо мотивированный отказ заказным письмом с уведомлением о вручении, а также электронным сообщением по адресу, указанному в заявлении о постановке на учет.

7. Информация о постановке на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков размещается органами местного самоуправления городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

8. Основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в части 3 настоящей статьи, или предоставление недостоверных сведений.

9. Отказ в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ.

Статья 4. Нормы бесплатного предоставления земельных участков

Статья 4. Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям

1. Земельные участки предоставляются в порядке очередности многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

2. Порядок ведения очереди многодетных семей утверждается органами местного самоуправления городских округов Московской области.

3. Предоставление земельных участков осуществляется по заявлениям многодетных семей (далее — заявление о предоставлении земельного участка) на основании решений органов местного самоуправления городских округов Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Форма и требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка утверждаются органами местного самоуправления городских округов Московской области.

4. Органы местного самоуправления городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона (далее — Перечень земель).

В Перечне земель указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера. Перечень земель публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, размещается органами местного самоуправления городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области уведомляет многодетные семьи, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков, об утверждении Перечня земель.

Порядок уведомления многодетных семей утверждается органами местного самоуправления городских округов Московской области.

Уведомление должно содержать срок предоставления многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка.

6. В случае выбора земельного участка из Перечня земель многодетная семья обращается в орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка.

7. Многодетные семьи, которые не желают получать земельный участок, указанный в Перечне земель, вправе отказаться от предлагаемых земельных участков путем подачи заявления об отказе в предоставлении земельного участка.

В данном случае земельный участок предлагается следующей в очереди многодетной семье.

Отказ многодетной семьи от предлагаемых органами местного самоуправления городских округов Московской области земельных участков не является основанием для снятия многодетной семьи с учета.

8. Земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно.

9. Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях.

10. Органы местного самоуправления городских округов Московской области направляют в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области, отчеты о предоставлении многодетным семьям земельных участков.

Форма отчета о предоставлении многодетным семьям бесплатно земельных участков и сроки предоставления устанавливаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным Правительством Московской области.

Информация о предоставленных бесплатно земельных участках многодетным семьям размещается органами местного самоуправления городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, а также в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ.

Статья 4_1. Нормы бесплатного предоставления земельных участков

1. Предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,10 га.

В случае, если размер земельного участка меньше предельного минимального размера, установленного абзацем первым настоящей части, и при этом предоставлено письменное согласие заявителя на получение такого земельного участка, то размер земельного участка считается предельным минимальным.

2. Предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,15 га.
(Статья дополнительно включена с 11 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ)

Статья 4_2. Основания для отказа в предоставлении земельных участков многодетным семьям

1. Основаниями для отказа в предоставлении многодетной семье земельного участка в собственность бесплатно являются:

1) нарушение порядка очередности предоставления земельных участков;

2) непредоставление многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка в срок, указанный в уведомлении органа местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области;

3) подача многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка, не отвечающего требованиям, установленным органом местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области;

4) земельный участок является ограниченным в обороте (в случае обращения многодетной семьи с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в аренде у одного из членов многодетной семьи согласно части 4 статьи 3 настоящего Закона).

2. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно принимает орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области в течение десяти рабочих дней со дня выявления оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, о чем в течение двух рабочих дней со дня принятия решения уведомляет многодетную семью заказным письмом с уведомлением о вручении с указанием оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Принятие органом местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области решения об отказе в предоставлении земельного участка не является основанием для снятия многодетной семьи с учета.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно может быть обжалован членами многодетной семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 11 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ)

Статья 5. Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям (утратила силу)

(Статья утратила силу с 14 июля 2012 года —
Закон Московской области от 2 июля 2012 года N 86/2012-ОЗ. —
См. предыдущую редакцию)

Статья 6. Ведение учета многодетных семей в целях настоящего Закона (утратила силу с 11 января 2020 года)

(Устратила силу с 11 января 2020 года — Закон Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ.

Статья 6.1. Основания снятия многодетной семьи с учета

1. Снятие многодетной семьи с учета производится по одному из следующих оснований:

1) предоставление многодетной семье земельного участка в соответствии с настоящим Законом;

2) выход из гражданства Российской Федерации одного или более членов многодетной семьи при условии несоответствия понятию многодетной семьи, установленному настоящим Законом;

3) перемена места жительства членов многодетной семьи в случае выезда за пределы Московской области, а также изменение адреса места жительства в связи с изменением границ Московской области;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Законом Московской области от 14 ноября 2013 года N 134/2013-ОЗ.

4) лишение родительских прав или ограничение в родительских правах родителя(ей) при условии несоответствия понятию многодетной семьи, установленному настоящим Законом;

5) приобретение членами многодетной семьи земельного участка площадью 0,06 га и более на территории Московской области;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2019 года Законом Московской области от 28 ноября 2019 года N 244/2019-ОЗ.

6) заявление о снятии с учета.

2. Решение о снятии многодетной семьи с учета принимается органом местного самоуправления городского округа Московской области, принявшим решение о постановке многодетной семьи на учет в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2019 года Законом Московской области от 28 ноября 2019 года N 244/2019-ОЗ.

3. Решение о снятии многодетной семьи с учета орган местного самоуправления городского округа Московской области направляет заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении, а также электронным сообщением по адресу, указанному в заявлении о постановке на учет в течение месяца с даты принятия такого решения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2019 года Законом Московской области от 28 ноября 2019 года N 244/2019-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 287/2019-ОЗ.

4. Решение о снятии многодетной семьи с учета может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена c 13 ноября 2012 года Законом Московской области от 25 октября 2012 года N 158/2012-ОЗ)

Статья 6.2. Финансирование мероприятий при предоставлении земельных участков многодетным семьям

При предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
(Статья дополнительно включена c 13 ноября 2012 года Законом Московской области от 25 октября 2012 года N 158/2012-ОЗ)

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области
Б.В.Громов

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *