Право запроса в конституционный суд РФ имеют

  • автор:

Кто может обращаться в КС РФ

КС РФ компетентен рассматривать несколько видов обращений от разных лиц. Для целей обращений юридических лиц и предпринимателей в КС РФ значение имеют следующие случаи:

Вид обращения Субъекты обращения
Жалоба на нарушение конституционных прав и свобод
  • Граждане, объединения граждан и иные органы и лица (физические и юридические);
  • Уполномоченный по правам человека в РФ.
Запрос о проверке конституционности нормативных актов
  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
  • Правительство РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ
  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
  • Правительство РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Судебный запрос о проверке конституционности закона
  • Суд, рассматривающий дело в котором подлежит применению нуждающийся в проверке закон

Ниже приводятся правила и рекомендации применительно к обращениям юридических лиц в КС РФ, прежде всего, в связи с коммерческими спорами, рассмотренными российскими арбитражными судами.

При этом специфика подобных обращений в КС РФ заключается в том, что, в большинстве случаев, в такой ситуации норма закона должна быть обжалована не сама по себе — в ее буквальном толковании она может быть вполне корректной и ничему не противоречить — а по смыслу, который придается такой норме в правоприменительной практике. Как известно, российские государственные арбитражные суды очень часто придают норме закона новый смысл, который из содержания такой нормы не следует.

Такие обращения в КС РФ, согласно ст. 74 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», допустимы.

Этим обусловлены определенные особенности обращения в КС РФ, которые будут рассмотрены ниже.

Субъекты обращений в Конституционный Суд РФ

Субъекты, имеющие право на обращение в КС РФ с запросами, перечислены в ст. 125 Конституции РФ. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, Палаты Федерального Собрания РФ, ВС РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 96 Закона о Конституционном Суде правом на обращение КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

При подготовке обращения адвокату необходимо учитывать, что основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

При отсутствии соответствующей неопределенности КС РФ вправе отказать в принятии обращения к рассмотрению.

Адвокат должен учитывать, что в законе предусмотрены особые требовании к форме обращения. Так, обращение направляется в КС РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом.

В обращении должны быть указаны:

  • 1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;
  • 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе;
  • 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  • 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  • 5) нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде, дающие право на обращение в КС РФ;
  • 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликовании и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;
  • 7) конкретные, указанные в Законе о Конституционном Суде основания к рассмотрению обращения в КС РФ;
  • 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;
  • 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к КС РФ;
  • 10) перечень прилагаемых к обращению документов.

Во всех случаях обращения, поступающие в КС РФ, подлежат обязательной регистрации в Секретариате суда.

Секретариат КС РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона о Конституционном Суде в случаях, если обращение:

  • • явно не подведомственно КС РФ;
  • • по форме не отвечает требованиям Закона о Конституционном Суде;
  • • исходит от ненадлежащего органа или лица;
  • • не оплачено государственной пошлиной (если заявитель не освобожден от нее).

При этом адвокат должен иметь в виду, что заявитель вправе потребовать принятия КС РФ решения по поднятому вопросу: после устранения указанных недостатков заявитель может вновь направить обращение в КС РФ.

Адвокату необходимо иметь в виду, что на данной стадии судьями КС РФ проводится предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в КС РФ. Заключение судьи (судей) КС РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании КС РФ.

Заканчивается предварительная стадия решением КС РФ по вопросу о принятии обращения к рассмотрению в пленарном заседании, о котором уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.

Отказ в принятии обращения к рассмотрению допускается в случаях, если:

  • 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно КС РФ;
  • 2) обращение в соответствии с требованиями закона не является допустимым;
  • 3) по предмету обращения КС РФ ранее уже вынес постановление, сохраняющее свою силу.

В случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое КС РФ производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. При этом за заявителем сохраняется право отозвать свое обращение до начала рассмотрения дела в заседании КС РФ. В этом случае производство по делу прекращается.

Необходимо иметь в виду, что несоответствие формы обращения, отсутствие обоснованной правовой позиции о нарушенных конституционных правах, недостаточная аргументация несоответствия нормативного правового акта Конституции РФ или неопределенности в ее понимании могут послужить основанием отказа в принятии к рассмотрению данного обращения КС РФ. Поэтому первостепенная задача адвоката состоит в составлении грамотного обращения, что обеспечит ему возможность рассмотрения обращения по существу в заседании КС РФ.

Адвокату также следует учитывать, что в соответствии со ст. 53 Закона о Конституционном Суде стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны являться по вызову КС РФ, давать объяснения и отвечать на вопросы судей. При этом необходимо иметь в виду, что неявка стороны или ее представителя в заседание КС РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Требования КС РФ о предоставлении текстов нормативных актов и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов, о заверении документов и текстов нормативных актов, о проведении проверок, исследований, экспертиз и т.д., обязательны для всех органов, организаций и лиц.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований КС РФ, несут эти органы и организации.

Расходы иных организаций и граждан возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Вопрос о принятии либо непринятии обращения к рассмотрению должен быть решен в пленарном заседании в течение месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, в том числе по ходатайству стороны или ее представителя, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.

Участвуя в процессе рассмотрения дела КС РФ, стороны и их представители вправе давать объяснения с приведением правовых аргументов в обоснование своей позиции, отвечать на вопросы судей и другой стороны, по окончании судебного исследования выступать с заключительной речью. При этом в своих заключительных выступлениях стороны и их представители не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся КС РФ.

В случае если после заключительных выступлений сторон КС РФ признает необходимым выяснить какие-либо дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

По окончании дополнительного исследования стороны и их представители имеют право на повторное заключительное выступление, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Адвокату необходимо иметь в виду, что особенностью конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ является окончательным и обжалованию не подлежит. Закон о Конституционном Суде предусмотрел лишь возможность исправления неточностей в решении суда и разъяс

нения этого решения. Вопросы, связанные с разъяснением решения КС РФ, регламентируются в ст. 83 Закона о Конституционном Суде.

Решение может быть официально разъяснено только самим КС РФ в пленарном заседании или на заседании палаты, принявшей это решение. Основанием для разъяснения служит ходатайство органов и лиц, имеющих право на обращение в КС РФ, либо других органов и лиц, которым решение направлено. Рассмотрение ходатайства происходит с участием органа или лица, заявившего его. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу. По результатам разъяснения решения КС РФ выносится определение. Адвокату необходимо также иметь в виду, что помимо процессуальных правил, включенных в Закон о Конституционном Суде, многие организационные вопросы его деятельности решены в Регламенте КС РФ, принятом пленарным заседанием КС РФ на основании ст. 21, 28 Закона о Конституционном Суде.

В Регламенте подробно определяется процедура избрания Председателя КС РФ, его заместителя и судьи-секретаря КС РФ, уточняются полномочия этих должностных лиц, регламентируется порядок формирования палат КС РФ.

Поэтому адвокату, участвующему в конституционном судопроизводстве, необходимо тщательно изучить как процессуальные нормы Закона о Конституционном Суде, так и Регламент КС РФ, особенно в той его части, которая касается подготовки дел, судебного разбирательства и других вопросов, с которыми он может столкнуться и по которым ему придется высказывать свое мнение или готовить письменное заключение.

Адвокату приходится принимать участие не только в работе КС РФ, но и в конституционных и уставных судах субъектов РФ.

Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации
 

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, основанного на положениях соответствующего международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Приложение. Запрос о толковании пункта 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации

Приложение

к постановлению

Курской областной Думы

от 19 февраля 2004 г. N 862-III ОД

В Конституционный Суд

Российской Федерации

Заявитель: Курская областная Дума

(г. Курск, ул. С. Перовской, 24)

Запрос
о толковании пункта 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации

Курская областная Дума в соответствии с частью 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, статьями 36, 105 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании пункта 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации.

Поводом для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Так, согласно пункту 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

Согласно приведенной норме Конституция Российской Федерации предусматривает передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления с соблюдением необходимых условий.

Полномочия могут передаваться только законом. При передаче полномочий должны выделяться необходимые материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий должна быть подконтрольна государству.

Таким образом, право органов государственной власти наделять отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления конституционно закреплено, но на практике реализовать такое право практически невозможно.

Так, например, согласно статье 37 Основ законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11.02.1993 г. N 4462-1 (с последующими изменениями и дополнениями) в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют завещания;

2) удостоверяют доверенности;

3) принимают меры к охране наследственного имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах.

Законодательными актами Российской Федерации на указанных в настоящей статье должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

Данная норма, изложенная в федеральном законодательстве, предусматривает право органов исполнительной власти совершать отдельные нотариальные действия.

Нотариат согласно статье 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Однако попытки наделить органы местного самоуправления законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения зачастую наталкиваются на противодействие федеральных структур.

На основании изложенного просим дать толкование пункту 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации о праве субъектов Российской Федерации наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, которые предоставлены субъекту Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в том числе по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в частности, возможность наделить законом субъекта РФ органы местного самоуправления государственными полномочиями по совершению нотариальных действий.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» запросы о толковании Конституции Российской Федерации государственной пошлиной не оплачиваются.

Допустимость жалобы в КС РФ?

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

Здесь между ними «И» или «ИЛИ»

Статья 97 Закона о КС РФ предусматривает специальные критерии допустимости конституционной жалобы для субъектов обращения, которые могут считаться условиями допустимости жалобы в узком смысле. При решении вопроса о принятии обращения к рассмотрению проверяется наличие как общих, так и специальных критериев допустимости. Первичной стадией принятия конституционной жалобы к рассмотрению является рассмотрение обращений Секретариатом КС РФ и направление их для предварительного изучения (§ 9 Регламента Конституционного суда Российской Федерации от 01.03.1995 № 2-1/6; далее — Регламент КС РФ). Рассмотрение обращений после их регистрации в установленном порядке осуществляется специалистами соответствующих подразделений Секретариата КС РФ. Регламентом КС РФ детально не регулируются критерии, по которым Секретариат КС РФ принимает решение о несоответствии обращения, так как этот аппарат КС РФ проверяет обращение на соответствие общим требованиям (наличие документов, прилагаемых к жалобе, уплата государственной пошлины и пр.). Согласно ст. 40 Закона о КС РФ в случаях, если обращение явно не подведомственно КС РФ, по форме не отвечает требованиям Закона о КС РФ, исходит от ненадлежащего органа или лица, не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено Законом о КС РФ, Секретариат КС РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона о КС РФ. Заявитель после устранения недостатков, указанных в части второй ст. 40, вправе вновь направить обращение в КС РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *