Право ребенка жить и воспитываться в семье

  • автор:

Право ребенка жить и воспитываться в семье

Право жить и воспитываться в семье — одно из важнейших прав ребенка, содержащихся в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации (Далее – СК РФ). Исключительно семейное воспитание позволяет нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное воспитание ребенка. Как подтверждается практикой, общественные же формы воспитания не могут заменить ребенку семью.

Положения СК РФ о праве ребенка на семейное воспитание корреспондируются с п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, говорящей нам, о том, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, является место жительство их законных представителей, усыновителей или опекунов. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе выбрать место своего жительства с согласия своего законного представителя, при этом право на совместное проживание с родителями сохраняется. При раздельном проживании родителей место жительство ребенка определяется соглашением между ними. Никто не может воспрепятствовать праву ребенку жить вместе с родителями — ни государственные органы, ни частные лица.

Для обеспечения обсуждаемого права, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних.

Исключение из этого права может быть только в исключительных случаях, например, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. С учетом важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК РФ необходимых процедур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению исходя из наилучших интересов ребенка.

Несовершеннолетний гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из Российской Федерации, но, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей. Если же несовершеннолетний выезжает из России без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из страны. В случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка: право знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Оно неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития.

Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных детях). В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка.

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, то есть осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором воспитания ребенка.

Михаил Красильников

СК РФ, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 54 СК РФ

1. Первый пункт комментируемой статьи определяет такое важное и часто используемое понятие, как «ребенок». Это необходимо, поскольку детьми называются не только несовершеннолетние, но и взрослые лица, это понятие отражает родственную связь. При этом несовершеннолетние лица (не достигшие 18 лет) — объект особой защиты семейного законодательства, и также граждане с ограниченной дееспособностью. Эти факторы обусловливают необходимость разграничения понятия «дети» и «совершеннолетние дети». Однако при этом детство, с точки зрения закона, — это всегда период возрастного развития от рождения до достижения 18-летнего либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле.

2. Рассматриваемое право включает в себя несколько составляющих. Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества. За всю историю развития человечества не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношений СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная — передача ребенка на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в тех случаях, когда подобное устройство в семью ребенка не представляется возможным, он передается на воспитание в детские учреждения.

Семейное воспитание ребенка предполагает его воспитание в собственной семье, которую составляют прежде всего его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. Однако при нарушении прав ребенка в семье возможно применение такого государственного воздействия, как ограничение или лишение родительских прав. Право знать своих родителей тесным образом связано с правом жить и воспитываться в семье. Согласно ст. 7 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для России с 15 сентября 1990 г.) каждый ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно <1>. Если ребенок воспитывается в полноценной семье, то не возникает никаких сложностей. Иначе обстоит дело в случае, если ребенок был найден или воспитывается матерью, а отец неизвестен. В подобных ситуациях право ребенка знать своих родителей влечет необходимость установления отцовства (материнства) в судебном порядке. Законные представители ребенка, государственные и муниципальные органы, организации, занимающиеся розыском, должны содействовать ребенку в розыске своих родителей. До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о соответствии праву ребенка знать своих родителей тайны усыновления и тайны биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного оплодотворения.

———————————

<1> Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

Право ребенка на заботу со стороны родителей предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Заботой о ребенке считается всемерная поддержка и оказание ему всех видов помощи: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т.п. Правом на совместное проживание со своими родителями ребенок обладает даже в том случае, если проживает на территории другого государства. В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Исключением из общего правила о праве ребенка на совместное проживание с родителями являются случаи, когда это противоречит интересам ребенка, например если родители причиняют вред физическому и психическому здоровью ребенка.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (ред. от 28.03.2008), устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания <1>. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется. Каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. По сути, это право конкретизирует обобщающее понятие — право ребенка жить и воспитываться в семье.

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

Данное право корреспондируется с правом и обязанностью родителей воспитывать своих детей. В частности, родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Важное значение в становлении личности имеет обеспечение интересов ребенка, под которыми понимается удовлетворение его жизненно важных потребностей. Соблюдение этого права позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей. Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими членами семьи также оказывает существенное влияние на развитие полноценной личности. При воспитании ребенка должно исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Другой комментарий к Ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Данное определение соответствует понятию «ребенок», закрепленному в ст. 1 Конвенции о правах ребенка.

Нормы международного права и СК РФ признают ребенка самостоятельной личностью. Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств; они принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Следует отметить, что понятие «ребенок» неоднозначно. Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ст. ст. 21, 26 — 28 ГК РФ и зависит от возраста ребенка, а также соответствующими статьями СК РФ. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак — п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация — ст. 27 ГК РФ) не означает, что несовершеннолетнего нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе, например при прекращении алиментных обязательств родителей и детей (см., например, комментарий к ст. 120 СК РФ). Вместе с тем полагаем, что следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что понятия, применяемые в СК РФ и ГК РФ: «несовершеннолетний» и «ребенок», — не всегда следует рассматривать как тождественные, поскольку первое должно связываться только с возрастом субъекта, второе — указывать на отсутствие у лица полной дееспособности в гражданском и семейном праве <1>.

———————————

Следует отметить, что ребенок как субъект семейных правоотношений наделяется как личными неимущественными, так и имущественными правами, которые предусмотрены не только гл. 11, но и иными нормами СК РФ, а также иными правовыми актами, в частности ГК РФ, Законом об основных гарантиях прав ребенка, Законом об опеке и попечительстве, международными актами. Что же касается обязанностей, то в силу возраста несовершеннолетнего они определены лишь нормами нравственности, поскольку принудить его к их исполнению при помощи закона нельзя

Таким образом, к личным неимущественным правам детей действующее законодательство относит:

2. Поскольку в семье закладываются предпосылки нормального развития ребенка как личности, его духовного и нравственного созревания, п. 2 комментируемой статьи закрепляет, что одним из важных прав, гарантированных ребенку, является право жить и воспитываться в семье. Предоставленное ребенку право означает, что ребенок может проживать вместе со своими родителями, что согласуется с п. 2 ст. 20 ГК РФ, устанавливающим местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. По достижении 14-летнего возраста несовершеннолетние с согласия своих законных представителей вправе избирать место своего жительства. При раздельном проживании родителей место жительства ребенка определяется соглашением родителей.

Если соглашение между родителями, с кем из них будет проживать ребенок, не достигнуто, данный спор разрешается в судебном порядке (см. комментарий к ст. 65 СК РФ). Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Право ребенка жить и воспитываться в семье также включает в себя право ребенка знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на совместное с ними проживание; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей гарантировано ст. 7 Конвенции о правах ребенка. Оно тесно связано с правом ребенка на заботу родителей и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей, удостоверенном в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 47 СК РФ). Однако в силу различных причин данное право может быть ограничено, например, если ребенок найден или подкинут. Исключением также являются: тайна усыновления (см. комментарий к ст. 139 СК РФ), тайна применения методов искусственной репродукции человека (см. комментарий к ст. 52 СК РФ).

Право ребенка знать своих родителей и право на их заботу неразрывно связаны с правом детей на совместное проживание с родителем, создающим наиболее благоприятные условия для проявления надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Полагаем, что забота родителей ребенка заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д. (т.е. в обеспечении разнообразных интересов детей). Однако право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77 СК РФ), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарий к ст. ст. 69, 73 СК РФ).

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих полноценное в физическом и нравственном аспектах развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором надлежащего воспитания ребенка.

Согласно п. 2 комментируемой статьи, при отсутствии родителей, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании их недееспособными и в иных случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ. При этом согласно ст. 123 СК РФ предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, таким как передача ребенка на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство).

Если вам нужна помощь Адвоката

Cвязаться с адвокатом:

Статья 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Новая редакция Ст. 54 СК РФ

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

1. По вопросу, касающемуся применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В СК впервые в нашей стране появились специальные нормы, посвященные правам ребенка, которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Аналогичная норма содержится в Конвенции о правах ребенка (ст. 1). Основным законом, конкретизирующим меры по защите прав ребенка, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.

2. Хотя в названии комментируемой статьи говорится только о праве ребенка жить и воспитываться в семье, в п. 2 этой статьи также говорится о таких правах, как право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается приоритетное право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Указанная норма предполагает его проживание, прежде всего, в собственной семье, которую составляют его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя), патронат и др. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. В последнем случае приоритет также отдается детским домам семейного типа.

При отсутствии родителей, лишении родительских прав или в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в соответствии с принципом приоритетного семейного воспитания. Среди форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, приоритетной является усыновление (удочерение).

Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). Это право ограничено, прежде всего, тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был подкинут. Спорным является вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека. Наконец, следует учитывать, что для обеспечения тайны усыновления от ребенка могут скрывать имя его настоящих родителей.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особые защиту и помощь. Принцип приоритетного воспитания, кроме всего прочего, предполагает необходимость должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Право детей на заботу со стороны родителей заключается не только в получении содержания, но и в оказании моральной поддержки (например, в случае возникновении конфликтной ситуации).

Право на совместное проживание заключается в том, что ребенок должен жить вместе с обоими или одним из родителей. Это право конкретизируется в ряде других правовых актов. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 Семейного кодекса РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Вместе с тем не всегда совместное проживание с родителями является благом для ребенка. Поэтому право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарии к ст. 69, 73).

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями. Это право ребенка одновременно является правом и обязанностью его родителей (см. комментарий к ст. 63).

Кроме того, ребенок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В чем конкретно заключаются эти права, законодатель не указывает. Эти нормы носят декларативный характер, поскольку уважение человеческого достоинства ребенка не исключает применения наказаний.

1. В п.1 ст.54 СК РФ сформулировано определение ребенка. Единственным критерием квалификации лица в качестве ребенка является возраст.Лицо утрачивает статус ребенка по достижении восемнадцати лет. Приобретение полной гражданской дееспособности в связи со вступлением в брак (п.2 ст.21 ГК РФ) или в порядке эмансипации (ст.27 ГК РФ) не влияют на его статус ребенка в смысле СК РФ.

2. Право ребенка жить и воспитываться в семье включает в себя его право знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

3. Об обеспечении права ребенка на воспитание в семье в случае утраты им родительского попечения см. главу 18 СК РФ.

СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Обязанность же родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей фигурирует самостоятельно в разделе, предназначенном для правового регулирования алиментных обязательств.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения, нашедшая свое воплощение в п.1 ст.63 СК РФ.

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.

Право на воспитание заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Государство же призвано оказывать родителям всяческую помощь в осуществлении этого права.

Пункт 1 ст.63 СК, не ограничиваясь провозглашением прав и обязанностей родителей, конкретизирует, какими именно правами и какими обязанностями они обладают:

-на воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Кроме того, родители имеют:

-право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (ст.68 СК). Предоставление такого права напрямую связано с возможностью самому воспитывать своих детей. И если почему-либо это невозможно, родители (один из них) могут обратиться в суд с иском о возврате им несовершеннолетнего;

-право на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем (п.1 ст.66 СК).

Кроме права на общение с ребенком, проживающим отдельно от него родитель вправе участвовать в его воспитании в любой форме (посещать учебное и любое другое детское учреждение, где находится несовершеннолетний, заниматься вместе с ним спортом и т.д.). Степень участия родителя в воспитании определяется конкретными обстоятельствами, характером взаимоотношений не проживающих вместе родителей.

Пункт 1 ст. 65 СК предусматривает следующее правило: «Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию».

К правам родителей, не проживающих вместе с ребенком, относится право на получение информации о несовершеннолетнем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. (п.4 ст.66 СК).

Пункт 1 ст. 65 СК содержит перечень действий и поступков родителей – воспитателей, которые они совершать не вправе. Сюда входит:

1. причинение вреда физическому и психическому здоровью детей (здесь внимание сосредоточено на нежелательном конечном результате поведения родителей как воспитателей);

2. причинение вреда нравственному развитию ребенка (этот запрет преследует аналогичную цель);

3. применение способов воспитания, связанных с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком. Так СК ставит правовую преграду на пути применения к детям антипедагогических по своей сути приемов воспитания. Эта преграда выражается в существовании категорического запрета совершать действия, представляющие разную степень опасности для воспитания несовершеннолетнего;

4. оскорбление или эксплуатация детей. Причем оскорбление может быть нанесено как словом, так и действием. Под эксплуатацией следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка любого возраста.

Зафиксированные в п.1 ст.65 СК правовые предписания – это не только модель правомерного поведения родителя как воспитателя. Всякое отступление от сформулированных в данной правовой норме требований чревато лишением, ограничением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Учитываются всякого рода отступления от закона и при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.

Право родителей на воспитание ребенка тесно связано с их обязанностью аналогичного содержания. Но если содержание права на воспитание отличается предельной краткостью, то иначе обстоит дело с перечнем обязанностей, перечисленных в ст.63 СК. В их круг входит забота о здоровье, его физическом развитии, которое во многом зависит от качества питания несовершеннолетнего, чистоты окружающей природной среды и т.п., а также о психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Такая забота предполагает существование достаточно сложных источников формирования несовершеннолетнего как личности. Один из них заключается в самом родителе, его жизненном кредо, духовных ценностях, которые он хочет передать своим детям. От этого во многом зависит внутренний мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремлению к знаниям, способность управлять своими чувствами и т.п. Все это, в конечном счете, определяет духовный, нравственный облик будущего гражданина.

Знакомство с содержанием родительских прав и обязанностей по воспитанию своих детей позволяет сделать вывод, что существующие на этот счет требования теснейшим образом связаны с нормами нравственного порядка и правилами педагогики. Но это не единственная черта прав и обязанностей родителей как воспитателей.

Наиболее существенные особенности родительских прав и обязанностей зафиксированы в разных по своему назначению положениях СК. Их можно обобщить следующим образом:

7. родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей п.1 ст.61 СК). Этот тезис распространяется и на родительские права и обязанности по воспитанию ребенка. Тем более, что об этом говорится в п.2 ст.38 Конституции РФ. Поэтому СК всякий раз адресует свои предписания не одному, а обоим родителям. Кроме того, все нормы семейного права, имеющие конкретное содержание, как правило, предназначены для обоих родителей;

8. родительские права относятся к числу прав, ограниченных временем. Они возникают при рождении ребенка и прекращают свое существование по достижении им совершеннолетия, т.е. 18 лет. Данное правило имеет исключения. Это случаи досрочной регистрации брака в соответствии с п.2 ст.21 ГК и п.2 ст.13 СК, а также эмансипации несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет (ст.27 ГК). Разумеется, родительские права (обязанности) прекращают свое существование, если обладатель этих прав (обязанностей) или его ребенок умирает;

9. при осуществлении родителями своих прав, исполнении ими своих обязанностей приоритет имеют интересы ребенка (п.1ст.65 СК. Это положение принципиального характера развивается в конкретных нормах семейного права. Особое значение оно имеет, когда между интересами родителей (одного из них) и интересами ребенка возникают или могут возникнуть противоречия;

10. родители имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на воспитание своего ребенка (п.1 ст.63 СК). Отступление от такого требования допускается лишь в предусмотренных законом случаях, которые касаются главным образом ситуаций, когда на чашу весов положены интересы несовершеннолетнего и лиц, осуществляющих его семейное воспитание (в число таких лиц могут находиться и те, кто управомочен заменить родителей: опекун или попечитель, родитель-воспитатель в приемной семье и др.).

Кроме прав и обязанностей родителей, связанных с семейным воспитанием ребенка, СК предусматривает более общие права и обязанности, а именно: защищать права и интересы своих детей.

В законодательствах различных стран, регулирующих родительские правоотношения, присутствует термин «охрана». При его использовании предполагается, что родителю принадлежит естественное право на охрану своего ребенка, а государство вмешивается в ее осуществление лишь в исключительных случаях.

Законодательство РФ содержит механизм лишения родительских прав как способа их утраты и меры семейно-правовой ответственности за нарушение родителем прав своего ребенка, за попрание его интересов. Лишение родительских прав применяется строго индивидуально и только в отношении несовершеннолетнего ребенка.

Также СК РФ предусматривает отобрание детей у родителей независимо от лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Оно применяется, как и лишение родительских прав, только в интересах ребенка.

Это требование содержать своих детей закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения) и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной и натуральной форме.

Закон предусматривает возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме (ст. 83 Семейного кодекса РФ). В этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя из максимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств, влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего.

При установлении размера твердой денежной суммы алиментов судьи должны исходить из учета материального и семейного положения лиц, которые должны платить алименты. Поэтому размер алиментов должен устанавливаться в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с действующим законодательством средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке, присуждаются до достижения детьми совершеннолетия. Однако, если несовершеннолетний, на которого по судебному приказу или по решению суда взыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса РФ), выплата средств на его содержание в соответствии с п. 2 ст. 120 Семейного кодекса РФ прекращается.

Иски лиц, с которых взыскивается алименты на детей, а такие иски об изменении размера алиментов подсудны суду по месту жительства ответчика (взыскателя).

Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Такие дети всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создания приемной семьи предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем семьи, в которых отсутствует один из родителей (неполные) не могут создавать приемную семью.

Приемная семья — это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.

Родители-воспитатели, желающие взять детей в свою семью должны заключить договор с органами опеки и попечительства. Этот договор должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условие содержания этого ребенка, условия воспитания и образования ребенка, права и обязанности родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основание и последствия прекращения такого договора.

Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. В соответствии с Положением о приемной семье в нее могут передаваться дети (ребенок) оставшиеся без попечения родителей:

1. дети-сироты;

2. дети, родители которых неизвестны;

3. дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

4. дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Важно, что при передаче ребенка в приемную семью на воспитание орган опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка. Обязателен учет мнения ребенка при его передаче в приемную семью, а если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо его согласие.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, именно (по случаю потери кормильца или инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством РФ на счета, открываемые на имя ребенка в банковском учреждении.

За ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Контроль за использованием и сохранностью имущества (в том числе и жилого помещения) ребенка должны обеспечивать органы опеки и попечительства.

Находясь в приемной семье, ребенок имеет право поддерживать личные контакты с кровными родителями, другими родственниками, если это не противоречит его интересам и нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком допускаются только с согласия приемных родителей.

Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их количество будет увеличиваться по мере создания государством условий для их нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие определенных льгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям.

РОДИТЕЛИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – в чем заключаются родительские права;
  • – в чем состоят родительские обязанности;
  • – что сам факт раздельного проживания родителей ущемляет права родителя, который постоянно со своими несовершеннолетними детьми нс находится;
  • – что родительские права имеют приоритетный характер в разрешаемых спорах о воспитании;
  • – что родители несут семейно-правовую ответственность за нарушение прав, интересов своих несовершеннолетних детей;
  • – что исполнение судебных решений по спорам о детях относится к одной из наиболее сложных процессуальных процедур;

уметь

  • – раскрывать сущность родительских прав;
  • – определять назначение родительских обязанностей;
  • – занимать в спорах о детях профессионально грамотную позицию;
  • – находить способы сохранения для ребенка семьи, родителей;

владеть

  • – знанием основ детской и возрастной психологии родителей и детей, о которых спорят;
  • – профессиональными навыками примирения сторон в спорах о детях;
  • – методом медиации – способом реагирования на разногласия, связанные с семейно-правовыми конфликтами.

Содержание родительских прав и обязанностей

Забота родителей о своих несовершеннолетних детях – это не просто моральный долг каждой матери, каждого отца. Они как никто другой призваны оберегать своего ребенка, кормить и растить его. Необходимость осуществления такой заботы находит свое отражение в ч. 2 ст. 38 Конституции, где сказано о правах и обязанностях родителей. Другими словами, их права и обязанности по степени своей важности возводят в разряд конституционных положений. Поэтому заметное место в СК занимают, прежде всего, права и обязанности родителей. Причем под правами понимается предоставленная государством возможность действовать, поступать определенным, желательным, одобряемым обществом образом. В сущности речь идет об обязанности в совершении родительских действий, обеспечивающих нормальную жизнь ребенка. К числу таких действий относится принятие мер по недопущению нахождения несовершеннолетних детей в ночное время без сопровождения родителей в общественных местах. Получается, что права и обязанности – это две стороны одной медали, поскольку выполняя обязанность, его носитель осуществляет свое право.

Любой человек, живущий в обществе и подчиняющийся его законам, обладает правами и наделяется обязанностями, предусмотренными разными отраслями законодательства и имеющими разную правовую принадлежность. Что же касается родителей, то их права и обязанности предусмотрены семейным законодательством, призванным регулировать семейные правоотношения, подвластные закону, т.е. СК. В случае, если родители выступают в ином качестве (стороны в договоре, автора художественного произведения и т.п.), их правовые отношения регулируются гражданским, трудовым законодательством и т.д.

Исходя и предусмотренного ч. 2 ст. 38 Конституции равенства прав и обязанностей родителей, согласно п. 1 ст. 61 СК они имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Причем равенство родительских прав и обязанностей сохраняется, даже если мать и отец проживают но разным адресам. Правда, когда один из них находится постоянно в другом месте, его воспитательное воздействие на несовершеннолетнего сводится к минимуму. О фактическом равенстве в таких случаях, как правило, говорить не приходится. Не влияет на равноправие родительских прав, обязанностей и расторжение брака родителей.

Другой отличительный признак родительских прав и обязанностей в их срочном характере. Они возникают в момент рождения ребенка и продолжаются, по общему правилу, до его совершеннолетия, т.е. 18 лет. Исключение составляют случаи:

  • – вступления в брак до 18-летнего возраста, когда согласно п. 2 ст. 21 ГК лицо приобретает дееспособность в полном объеме. Но имеется в виду брак, заключенный в установленном законом порядке. Так называемый гражданский брак правового значения не имеет;
  • – объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, эмансипированным, в результате чего он становится полностью дееспособным (ст. 27 ГК).

По достижению совершеннолетия детей о существовании родительских прав и обязанностей говорить не приходится (за исключением ситуации, когда достигший совершеннолетия сын (дочь) нетрудоспособен и материально нуждается). Когда же у достигших совершеннолетия детей возникает не только моральный долг заботиться о своих родителях, но и в определенных случаях обязанность материально их поддерживать, происходит своеобразная трансформация в виде передачи обязанностей одного поколения другому.

Чтобы защитить несовершеннолетних родителей, СК наделяет их правами:

  • – на совместное проживание с ребенком;
  • – участие в его воспитании.

Вместе с тем п. 2 ст. 62 СК дифференцирует права и обязанности несовершеннолетнего родителя следующим образом: несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, вправе осуществлять свои родительские права по достижении ими возраста 16 лет. Поскольку речь идет о совсем юных родителях, их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями. Если между опекуном ребенка и его несовершенными родителями (родителем) появятся какие-либо разногласия, их разрешают органы опеки и попечительства. Такие разногласия возникают чаще всего в ситуации, когда опекун намерен отдать ребенка на усыновление, а несовершеннолетняя мать против. Возможна и противоположная ситуация: несовершеннолетняя мать за усыновление, а опекун не хочет отдавать ребенка лицам, желающим стать усыновителями. В любом случае при решении столь больного вопроса последнее слово за органами опеки и попечительства.

Несовершеннолетние родители, состоящие в браке, который им разрешен, став полностью дееспособными, осуществляют свои родительские права, выполняют свои родительские обязанности без всяких ограничений.

СК наделяет несовершеннолетних родителей целым рядом других прав. Имеется в виду право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, требовать по достижению ими возраста 14 лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке. Но если с годами возникнет желание не согласиться с решением суда, установившим материнство, отцовство, ссылка на незрелость своей позиции в прошлом считается несостоятельной.

Вообще фигура несовершеннолетнего родителя с правовой точки зрения не отличается определенностью, так как он – и родитель, и ребенок одновременно. Поэтому возникает много вопросов, например, о возможности лишения родительских прав несовершеннолетнего родителя, ограничения его прав в судебном порядке, сохранения алиментных обязательств в случае, когда такой родитель еще нс может иметь и нс имеет средств к существованию. Все эти вопросы приобретают особую остроту, поскольку так называемые гражданские браки среди несовершеннолетних – далеко не редкое явление.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что СК широко освещает родительские права и обязанности личного характера , что объяснить легко. Имущественных прав гражданина как родителя практически не существует. Тем более что «ребенок не имеет права собственности на имущество родителей. Родители не имеют права собственности на имущество ребенка» (п. 4 ст. 60 СК). К сказанному добавляется: «Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию».

Другое дело, права и обязанности личного характера. Их особенности, как всяких других прав (и обязанностей), заключаются в том, что они:

  • – напрямую связаны с личностью их обладателя;
  • – неотчуждаемы.

Отказаться от родительских прав, выполнения родительских обязанностей при всем желании нельзя. Их можно утратить только в результате лишения родительских прав в судебном порядке, частично после ограничения родительских прав судом.

Перестают действовать родительские права и обязанности после усыновления ребенка в установленном законом порядке, но они сохраняются у одного из родителей в результате усыновления отчимом (мачехой), после чего семья становится полной. При передаче несовершеннолетнего на полное государственное обеспечение не состоящая в браке женщина полностью не утрачивает своих родительских прав и обязанностей. Она по-прежнему обязана проявлять заботу о своем ребенке и вряд ли может быть освобождена от уплаты алиментов на его содержание.

И, наконец, родительские права и обязанности перестают существовать после смерти, признания умершим его обладателя. Фактическая их утрата, например, из-за пребывания в местах лишения свободы, не прекращает родительских прав (обязанностей).

Статья 63 СК к личным правам родителей относит:

  • – право воспитывать своих детей, которое заключается в формировании его жизненной позиции, привитии трудовых навыков и т.д.;
  • – право выбора (с учетом мнения детей) образовательной организации и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. Это означает, что при решении вопросов, связанных с дальнейшим обучением, развитием ребенка, последнее слово остается за родителями, а не директором школы, педагогом, воспитателем. К их советам полезно прислушаться, но не воспринимать их как обязательную директиву.

Говоря о личных правах родителей, СК подчеркивает, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (абз. 3 п. 1 ст. 63), что означает: во-первых, в любых спорах о детях первенство принадлежит родителям, а не родственникам, претендующим на воспитание несовершеннолетнего. Пальма первенства в споре, связанном с воспитанием, по закону принадлежит родителям, а не, например, бабушке, дедушке и др., как бы они ни любили ребенка; во-вторых, родители нс просто имеют право на воспитание своих несовершеннолетних детей, им принадлежит право на их личное воспитание. В этом суть родительского права. Она не искажается, если родители используют помощь дошкольной или общеобразовательной организации, медицинской организации. Но передача несовершеннолетнего на полное государственное попечение должна объясняться уважительными причинами, когда родительские права все-таки сохраняются.

Сопутствующие родительским нравам обязанности личного характера призваны способствовать реализации права на воспитание несовершеннолетних детей в собственной семье. К числу таких обязанностей относится забота:

  • – о здоровье ребенка;
  • – о физическом, психическом, духовном, нравственном развитии ребенка, что в переводе на повседневный язык означает участие родителей в процессе семейного воспитания несовершеннолетнего, которое позволяет достичь желаемой как для государства, так и родителей цели – формирования всесторонне развитой личности. В этой части СК отличается определенной декларативностью: государство не вмешивается в процесс семейного воспитания, а с помощью закона лишь определяет общие контуры поведения родителей как воспитателей. И только тогда, когда налицо ярко выраженное, ощутимое отклонение от должного поведения родителя как воспитателя, представляющее реальную угрозу для ребенка, допустимо государственное вмешательство в дела семейные, связанные с воспитанием несовершеннолетнего, цель которого – спасти ребенка и предотвратить такие поступки, которые наносят, способны нанести непоправимый вред его личности.

Чтобы усилить профилактический эффект семейно-правовых предписаний, адресованных родителям, согласно абз. 2 п. 1 ст. 65 СК при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Подобного рода правило по сути своей есть продолжение абз. 2 п. 2 ст. 63 СК, где говорится о родительских обязанностях. Но степень его абстрактности минимальна, а потому помогает при необходимости определить характер нарушения прав ребенка, меру его тяжести.

Кроме прав и обязанностей личного характера родители вправе и обязаны защищать права и интересы своих детей в более широкой, чем семейное воспитание, сфере. Здесь могут возникать разного рода проблемы не только личного, но и имущественного характера, когда несовершеннолетний полностью или частично недееспособен. Тогда в его защиту предстоит выступить родителям (одному из них), поскольку защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (абз. 1 п. 1 ст. 64 СК). Если каждый из родителей по-своему понимает интересы своего ребенка, то предстоит ориентироваться на точку зрения того, кто непосредственно занимается воспитанием несовершеннолетнего. Что же касается процедуры самой защиты, то родители, будучи законными представителями своих несовершеннолетних детей, выступают в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами без специальных на то полномочий, т.е. без доверенности, ограничиваясь предоставлением свидетельства о рождении ребенка. Вместе с тем при осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Полноценное семейное воспитание предполагает сохранение полезного контакта ребенка с родственниками как близкими (бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами), так и иными лицами, находящимися в более отдаленной степени родственной с ним близости. Обеспечить сохранение такой связи – обязанность родителей. В случаях их отказа от предоставления общения с ребенком СК позволяет органам опеки и попечительства вмешаться в возникший конфликт и вынести решение (постановление), обязывающее к выполнению п. 1 ст. 67 СК. Мало того, выполнению этой обязанности способствует и п. 3 ст. 67 СК, который позволяет в случае неподчинения решению органов опеки и попечительства обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Такого права СК не предоставляет другим родственникам. Им оказывается помощь лишь в административном порядке, т.е. только органами опеки и попечительства.

  • Права и обязанности родителей (законных представителей) содержит ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 Л» 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в число которых входит право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *