Последняя миля при технологическом присоединении

  • автор:

Последняя миля в электроэнергетике

Понятие «последняя миля» в электроэнергетике России появилось в 2006 году как результат реформы в сфере энергетики. Помимо прочих результатов названной реформы, произошло распределение электрических сетей между федеральной и региональными компаниями: магистральные электросети (с напряжением от 110 кВ) попали в распоряжение Федеральной сетевой компании (ФСК ЕЭС), а распределительные сети отошли соответствующим Межрегиональным распределительным сетевым компаниям (МРСК). В итоге рядовые потребители платили за энергию и ФСК, и МРСК, но в этой схеме было небольшое упущение: ряд крупных потребителей в итоге вышли на прямые договоры с ФСК, что снизило их собственные затраты на электроэнергию, но привело к увеличению тарифной нагрузки на прочих потребителей. Для ликвидации сложившегося дисбаланса законом № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» и были введены так называемые договоры «последней мили» в электроэнергетике. Согласно данным договорам, ФСК передает в аренду межрегиональным сетевым компаниям небольшие участки магистральных сетей или иные объекты электросетевого хозяйства (подстанции, распределительные пункты и т.п.). Как результат – прямые договоры с ФСК для корпораций стали недоступными. По словам действующего министра энергетики Сергея Шматко, механизм «последней мили» в электроэнергетике был разработан во избежание скачкообразных изменений тарифов в энергетике регионов и увеличения нагрузки на конечных потребителей. Договоры «последней мили» в электроэнергетике были введены в качестве временной меры – до утверждения новой политики тарифообразования в рамках реформирования Единой энергосистемы России.

При этом многие эксперты называют «последнюю милю» в электроэнергетике узаконенным пиратством и говорят о непродуманности и неэффективности подобного подхода. По сути, «последняя миля» в электроэнергетике — это форма скрытого налога на промышленность. По некоторым данным, доля дополнительной нагрузки крупных предприятий составляет на сегодня порядка 30% их затрат на электричество. Не случайно в стране начались судебные разбирательства о признании незаконными договоров «последней мили» в электроэнергетике, и о взыскании с МРСК неосновательного обогащения. Например, компании «Русал» в начале 2010 года удалось оспорить порядка 800 миллионов рублей, выплаченных Красноярским алюминиевым заводом в пользу МРСК Сибири в условиях действия договора «последней мили» в электроэнергетике. На возмещение свыше 9 млрд. рублей, уплаченных МРСК Центра, претендует и «Новолипецкий металлургический комбинат», и это далеко не единичные случаи.

Согласно Концепции экономического развития России на период до 2020 года, договоры «последней мили» в электроэнергетике должны функционировать до 2014 года, после чего данный механизм перекрестного субсидирования прекратит свое действие, и тарифы на электроэнергию для населения достигнут рыночного уровня. Понятно, что в случае отказа от механизма «последней мили» в электроэнергетике, недополученные МРСК средства будут распределены по мелким потребителям, и это может привести к резкому росту тарифов, особенно в случае, если в регионе высокая доля крупных потребителей. Поэтому параллельно с этим планируется реализация механизма адресной поддержки малоимущих групп населения, однако, как отмечает председатель комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов, конкретные методы социальной защиты на данный момент не проработаны. Остается рассчитывать, что данному вопросу еще будет уделено внимание в ближайшие два года, пока последняя миля в электроэнергетике еще действует.

Метки: значение электроэнергетики, новости энергетики России, последняя миля, последняя миля в электроэнергетике, современная электроэнергетика, электроэнергетика России 2012, электроэнергетика страны

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике»

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям: нюансы.
Закон расширяет особенности госрегулирования цен (тарифов) на услуги естественных монополистов в электроэнергетике и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
С 1 октября 2015 г. в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт затраты на строительство объектов электросетевого хозяйства (от существующих объектов до присоединяемых устройств и (или) объектов электроэнергетики («последняя миля»)) включаются в размере максимум 50%.
С 1 октября 2017 г. учитываются исключительно затраты на организационно-технические мероприятия по технологическому присоединению, проводимые сетевой организацией (без инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство «последней мили»).
При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства «последней мили», не отраженные с 1 октября 2015 г. в составе платы за технологическое присоединение вышеназванных энергопринимающих устройств, в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике включаются в затраты сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Уточнено, что особенности определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке устройств) по III категории надежности (по 1 источнику электроснабжения) и применения этой платы устанавливает Правительство РФ.

Ростехнадзор разъясняет: Допуск в эксплуатацию электроустановок (энергоустановок) для юр.лиц

Вопрос:

Нужно ли проводить осмотр и получать разрешение на допуск в эксплуатацию вновь проложенной кабельной линии 10 кВ в Ростехнадзоре, если у нас не увеличилась мощность и нет договора на техническое присоединение с энергоснабжающей организацией?

Ответ: Специалистами Управления государственного энергетического надзора подготовлен следующий ответ.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется в случаях, указанных в .

В соответствии с п. 7 (г) Правил получение разрешения органа Ростехнадзора на допуск к эксплуатации является частью процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В случае отсутствия оснований для технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в п. 2 Правил, получение разрешения органа Ростехнадзора на допуск к эксплуатации при перекладке кабеля не требуется.

Вопрос от 28.06.2016:

Нам необходимо провести осмотр по части электрики, объекта в Московской обл., г. Дмитров («Дмитровский молочный завод»). Подскажите пожалуйста как, куда нам необходимо подавать заявление на осмотр объекта?

Ответ: Проведение Управлением мероприятий по допуску в эксплуатацию энергоустановок осуществляется в соответствии с Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 № 212 (далее — Порядок).

Согласно указанному Порядку должностное лицо Управления рассматривает представленное заявление установленного образца, а также документацию на соответствие ее техническим регламентам, проекту, исполнительной документации и техническим условиям, требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов Ростехнадзора и других федеральных органов исполнительной власти, на полноту проведенных наладочных работ и испытаний энергоустановки, правильность оформления протоколов, наличие эксплуатационной и организационно-распорядительной документации, достаточность квалификации персонала и его готовность к эксплуатации энергоустановки.

Учитывая изложенное, Вам необходимо обратиться в Управление с соответствующим заявлением по форме согласно приложению № 1 к Порядку, с приложением комплекта документов, указанных в пункте 5 Порядка.

Вопрос от 28.06.2016:

Требуется ли получение разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки в территориальном органе Ростехнадзора в случае, когда в качестве резервного источника питания вводится в эксплуатацию дизель-генераторная установка мощностью 150КВа/120кВт, обеспечивающая электроснабжение офисных помещений, находящихся в пользовании на правах аренды?

Ответ: Процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства) определяют

В соответствии с п.7г) Правил, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя в случае технологического присоединениям объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) – 18(4) настоящих Правил не требуется.

Предполагаем, что данная электроустановка попадает под п.12(1) Правил. В соответствии с п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок 7-ое изд. управление Ростехнадзора, подразумевает, что электроснабжение электроприемников офисного помещения осуществляется по третей категории надежности.

В соответствии с изложенным выше, получение разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств от органов Ростехнадзора не требуется. Но, если данная дизель-генераторная установка будет использоваться в качестве второго независимого источника питания для электроприемников первой категории (п. 1.2.19 ПУЭ 7-ое изд.), то в соответствии с п.7г) Правил, необходимо получение разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств от органа Ростехнадзора. При этом, в соответствии с п.7, п40(1)-40(10) Правил, необходимо подать заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию, заключить договор и выполнить мероприятия, предусмотренные договором.

Вопрос от 28.06.2016:

В письме энергоснабжающей компании, осуществляющей технологическое присоединение к электрическим сетям указано, что нужно оформить акт о вводе в эксплуатацию электроустановки. Что нужно сделать для получения этого акта?

Ответ: В соответствии с , для осуществления допуска электроустановок в эксплуатацию Вам необходимо предоставить в управление Ростехнадзора заявление установленного образца и перечень прилагаемых документов:

  • технические условия на технологическое присоединение и справка об их выполнении (с отметками сетевой организации);
  • акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;
  • однолинейную схему электроснабжения электроустановки;
  • сертификаты соответствия на электрооборудование (согласно утвержденному перечню продукции, подлежащего обязательной сертификации);
  • копию свидетельства о регистрации электротехнической лаборатории в органах Ростехнадзора, проводившей приемосдаточные или профилактические испытания с перечнем разрешенных видов испытаний;
  • исполнительную документацию (акт технической готовности электромонтажных работ, акты на скрытые работы);
  • приемосдаточную документацию (технические отчеты о проведенных испытаниях и измерениях параметров электроустановок).

Обращаем Ваше внимание, что требование о получении разрешения Ростехнадзора не распространяется на физических лиц, мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 15 кВт.

Вопрос от 28.06.2016:

Прошу Вашей помощи и разъяснения, как получить акт допуска на электроустановки нашей котельной? К кому обратиться в городе Сочи? Протоколы испытаний электроустановок имеются.

Ответ: По результатам рассмотрения сообщаем, что получение разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок, осуществляется в соответствии с требованиями Приказа от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» (далее Приказ № 212).

На основании вышеизложенного, собственнику (представителю по доверенности установленного образца) необходимо подать заявление о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки в территориальное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приложение № 1 Приказа № 212) с предоставлением документов в соответствии с п.5 Приказа № 212.

Вопрос от 23.03.2017:

Наша организация провела реконструкцию здания столовой — замена оборудования РУ-0,4 кВ на современное, замена внутренних групповых сетей и сетей освещения. Схема внешнего электроснабжения и мощность не изменились. Мощность электроустановки 611 кВт. Попадают ли данные работы под сдачу объекта Ростехнадзору?

Ответ: Ответ по данному вопросу подготовлен специалистами межрегионального отдела государственного энергетического надзора.

По поставленному в Вашем обращении вопросу «о сдаче работ по реконструкции столовой, связанных с заменой оборудования РУ-0,4кВ, внутренних групповых сетей и сетей освещения мощностью 611 кВт Ростехнадзору» поясняю следующее:

В соответствии с «новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах».

Кроме этого на основании п. 1.3.11. Правил «Подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение между Потребителем и энергоснабжающей организацией».

Вопрос:

В управление поступило обращение о необходимости получения разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки после проведения модернизации РУ-0‚4кВ, ранее в установленном порядке подключенной к электрическим сетям?

Ответ: В соответствии с п 1.3.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6, новые или реконструируемые электроустановки должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах.

Таким образом, в случае, если указанные электроустановки не являются новыми или реконструированными, и ранее в установленном порядке были приняты в эксплуатацию, разрешение органа госэнергонадзора на допуск их в эксплуатацию не требуется.

Вопрос от 15.04.2017:

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, кто должен пройти оформление и получить акт допуска в эксплуатацию электроустановки после реконструкции или капитального ремонта здания: застройщик, ген. подрядчик, организация в чьё хоз. ведение переходит здание , ….? На данный момент застройщиком получен акт допуска с пометкой «на пуско-наладочные работы» сроком на 3 месяца. Застройщиком проводятся работы до настоящего момента. В течение этого времени здание передано в хоз. ведение от застройщика другому предприятию.

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами отдела по надзору за электроустановками Управления Ростехнадзора.

В соответствии с п. 1.2.6. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, ответственный за электрохозяйство Потребителя обязан обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок.

На основании выше изложенного разрешение на допуск в эксплуатацию оформляется представителем МТУ Ростехнадзора совместно с Потребителем.

Вопрос от 16.05.2017:

В Ростехнадзор поступил вопрос: необходимо ли участие представителя Ростехнадзора в приёмке электроустановок с выдачей разрешения на допуск в эксплуатацию вводных устройств и распределительных сетей строящегося жилого дома?

Ответ: Специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора подготовлен ответ на поступивший вопрос.

В соответствии с , процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии предусматривает получение разрешения органа Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя в установленных случаях.

Согласно п. 84 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (далее — Исчерпывающий перечень), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 403, определена необходимость предоставления разрешения органа Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

Таким образом, при приемке электроустановок жилого дома необходимо получение разрешения органа Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств, в соответствии с требованиями Правил и Исчерпывающего перечня.

Вопрос:

Необходимо ли выдача разрешения на допуск в эксплуатацию вводных распределительных устройств и распределительных сетей многоквартирного жилого дома?

Ответ: Если многоквартирный жилой дом по проектной документации имеет 1-ю или 2-ю категорию надежности электроснабжения, то разрешение на допуск Ростехнадзора необходимо.

Вопрос от 14.12.2017:

Необходимо ли участие представителя Ростехнадзора в приёмке электроустановок с выдачей разрешения на допуск в эксплуатацию вводных устройств и распределительных сетей строящегося жилого дома?

Ответ: В соответствии с , процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии предусматривает получение разрешения органа Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя в установленных случаях.

Согласно , определена необходимость предоставления разрешения органа Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

Таким образом, при приемке электроустановок жилого дома необходимо получение разрешения органа Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств, в соответствии с требованиями Правил и Исчерпывающего перечня.

Вопрос от 29.05.2018:

В настоящее время, в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004, не требуется получение допуска в эксплуатацию электроустановок в Ростехнадзоре для отдельных категорий потребителей .
В связи с этим вопрос: Какие документы должна предоставлять организация в Ростехнадзор в случае, когда не требуется получение допуска в эксплуатацию от Ростехнадзора?

Ответ: В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004 Заявители, технологическое присоединение объектов которых осуществляется:

  • по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно;
  • с максимальной мощностью до 150 кВт включительно по второй категории надежности к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно;
  • сетевая организация в отношении объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) ею в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения объектов заявителя,

оформляют акт о выполнении технических условий и направляют в адрес органа федерального государственного энергетического надзора уведомления о готовности на ввод в эксплуатацию объектов, содержащие сведения о реквизитах, наименовании и местонахождение энергопринимающих устройств заявителя и объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций, максимальной мощности, классе напряжения электрических сетей, информации об ответственном за электрохозяйство (его заместителе).

К уведомлению о готовности на ввод в эксплуатацию объектов прилагаются копии

  • технических условий;
  • акта о их выполнении,
  • проектной документации.

Уведомления направляются заявителем и сетевой организацией в адрес органа федерального государственного энергетического надзора в течение 5 дней со дня оформления акта о выполнении технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения, способом, позволяющим установить дату отправки и получения уведомления.

Объекты, считаются введенными в эксплуатацию с даты направления в орган федерального государственного энергетического надзора уведомления о готовности на ввод в эксплуатацию объектов.

Вопрос от 29.05.2018:

Необходимо получение временного разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки для проведения пусконаладочных работ. Вопрос: на какой срок выдается временное разрешение?

Ответ: Для проведения пусконаладочных работ, если это предусмотрено проектом, выдается разрешение на допуск на период пусконаладочных работ. Срок действия такого разрешения устанавливается исходя из графика проведения пусконаладочных работ на энергоустановке.

Вопрос от 20.08.2018:

Требуется ли при получении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки предъявлять акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, предусмотренного Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212?

Ответ: В связи с внесением изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), требования об оформлении акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон утратили силу.

Следует отметить, что установление границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрено в форме акта об осуществлении технологического присоединения (приложение № 1 к Правилам), который оформляется после выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок.

Таким образом, для получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок не требуется предоставление акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно пункту 88 Правил выполнение заявителем технических условий подтверждается актом о выполнении технических условий. В этой связи, для принятия решения о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, у заявителя может быть запрошен акт о выполнении технических условий.

Вопрос от 12.2018:

Каков порядок допуска в эксплуатацию электроустановки при увеличении мощности электроэнергии с 15 кВт до 20кВт?

Ответ: В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 №212 «О порядке организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» (зарегистрировано Минюстом РФ от 28.04.2008 № 11597), должностное лицо, для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки, рассматривает заявление установленного образца и перечень прилагаемых документов (для физического лица):

  • технические условия на технологическое присоединение и справку об их выполнении;
  • акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;
  • однолинейную схему электроснабжения электроустановки;
  • копию свидетельства о регистрации ЭТЛ в органах Ростехнадзора, проводившей приемо-сдаточные или профилактические испытания, с перечнем разрешенных видов испытаний.

Вопрос от 21.06.2019:

Наша организация выполняет работы по электроснабжению жилого дома в соответствии с проектом. Проект согласован с сетевой организацией и с другими заинтересованными организациями. Необходимо ли получение согласования проектной документации в Ростехнадзоре для дальнейшего получения Акта допуска и ввода объекта в эксплуатацию?

Ответ: В связи с изменениями в статью 48 Градостроительного кодекса РФ отменены некоторые пункты и отдельные положения Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212, в том числе и необходимость согласования проектной документации в Ростехнадзоре. Таким образом, согласование проектной документации по энергоустановкам с органами Ростехнадзора не требуется.

Вопрос от 07.02.2020:

Возможно или нет получение разрешения на допуск в эксплуатацию временных ВЛ-10 кВ, КТП 10/0,4 кВ построенных на основании типового проекта?

Ответ: Процедура технологического присоединения к электрическим сетям регулируется .

В соответствии с п. 2 Правил технологического присоединения — технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется с применением временной или постоянной схемы электроснабжения.

Под временной схемой электроснабжения понимается схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям, заключаемого на период осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств с применением постоянной схемы электроснабжения, либо в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.

Под постоянной схемой электроснабжения понимается схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора.

Особенности временного технологического присоединения определены в разделе VII Правил технологического присоединения (раздел введен постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 737).

Участие органов Ростехнадзора в процедуре технологического присоединения определяется подпунктом «г» пункта 7 Правил технологического присоединения:

  • получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) — 18(4) настоящих Правил не требуется.

В соответствии с п. 13 Правил технологического присоединения «В заявке, направляемой заявителем в целях временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII настоящих Правил, указывается:

  • сведения, предусмотренные подпунктами «а» — «в» и «л» пункта 9 настоящих Правил;
  • запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств;
  • характер нагрузки;
  • срок электроснабжения энергопринимающих устройств по временной схеме электроснабжения (для заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно).

К заявке прилагаются документы, указанные в подпунктах «г» и «д» пункта 10 настоящих Правил, а также информация о реквизитах договора.

Информация о реквизитах договора не предоставляется заявителями, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно.

Для целей настоящих Правил под передвижными объектами понимаются энергопринимающие устройства, предназначенные для эксплуатации с периодическим перемещением и установкой на территориях различных административно-территориальных единиц».

Таким образом, для объектов указанных в пункте 13, т.е. объектов временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII Правил технологического присоединения, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) — 18(4) не требуется.

В случае, если энергопринимающие устройства не попадают под критерии временной схемы электроснабжения, то для получения разрешения на допуск в эксплуатацию возможно повторное применение документации, включенной в Реестр типовой проектной документации, с учетом требований статьи 48.2 Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ) и приказа Минстроя России от 24.09.2015 № 682/пр «Об утверждении методических рекомендаций по использованию типовой проектной документации, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации».

См. также пересекающиеся темы:

  • Допуск в эксплуатацию электроустановок (энергоустановок) для юр.лиц
  • Допуск в эксплуатацию электроустановок (энергоустановок) для физ.лиц
  • Когда не требуется допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств (электроустановок)
  • Допуск в эксплуатацию энергоустановок (тепловых энергоустановок) для юр.лиц
  • Допуск в эксплуатацию энергоустановок (тепловых энергоустановок) для физ.лиц

Хотим подать заявку на подключение мощности в 150 кВт

К сожалению, Вы неверно истолковали процитированный Вами абзац 2 части 2 статьи 23.2 Федерального закона РФ «Об электроэнергетике». Указанная правовая норма имеет, если можно так выразиться, целевое (для электросетевых компаний) назначение. Она никоим образом не предоставляет заявителям каких-либо льгот и освобождений от оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям. Само упоминание в данной правовой норме инвестиционной составляющей, как одной из нескольких составляющих утверждаемого тарифа, служит, главным образом, целям финансового (бухгалтерского) и налогового учёта, осуществляемого электросетевыми компаниями в соответствии с действующим законодательством. Указав инвестиционную составляющую в составе платы за технологическое присоединение в определённом (50%) соотношении к общим расходам, законодатель тем самым только лишь ограничил права электросетевых компаний, представляющих свои расчёты для утверждения тарифов на оплату своих услуг по технологическому присоединению. Таким образом, заявители, присоединяющие энергопринимающие устройства максимальной мощностью до 150 кВт, обязаны производить оплату в полном размере без каких-либо исключений. В части Вашего второго вопроса об отличиях в оплате заявителей, присоединяющих объекты мощностью 200 кВт и 150 кВт, можно отметить, что указанные Вами Правила технологического присоединения к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861) предусматривают для вышеназванных заявителей два разных порядка оплаты. Так, для заявителей, присоединяющих энергопринимающие устройства с максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт (включительно), пункт 16(2). Правил предусматривает оплату в следующем порядке: а) 15% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней с даты заключения договора; б) 30% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 60 дней с даты заключения договора, но не позже даты фактического присоединения; в) 45% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения; г) 10% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения. Заявители, присоединяющие энергопринимающие устройства с максимальной мощностью до 670 кВт (именно в эту категорию и входит указанный Вами объект мощностью 200 кВт), осуществляют оплату за технологическое присоединение в порядке, установленном пунктом 16(4). Правил. Данный порядок предусматривает следующее: а) 10% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня заключения договора; б) 30% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 60 дней со дня заключения договора; в) 20% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 180 дней со дня заключения договора; г) 30% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения; д) 10% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 10 дней со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения.

Сетевая монополия теряет ограничения

Пять лет назад, в конце 2013 года, в России был принят закон о поэтапной ликвидации «последней мили» — одного из видов перекрестного субсидирования в электроэнергетике. В последние месяцы Минэнерго и «Россети» активно занимаются продвижением инициативы, предусматривающей введение аналогичного по принципу механизма. Эксперты предупреждают, что реализация данной инициативы приведет к ухудшению положения отечественных промышленных предприятий и — по цепочке — экономических показателей России.

«Последняя миля» — механизм, при котором крупные потребители, подключенные напрямую к сетям Федеральной сетевой компании (ФСК, сети высокого напряжения), оплачивали дополнительно затраты территориальных сетевых организаций (ТСО, сети более низкого напряжения), услугами которых фактически не пользовались. Ликвидация этого механизма произошла по указанию президента в рамках борьбы с перекрестным субсидированием. Теперь же Минэнерго и «Россети» предлагают поэтапно в полтора раза увеличить тарифы на передачу ФСК для прямых потребителей, а экономия ТСО будет замещена якобы неучтенными сейчас расходами. При этом вышеуказанная инициатива не содержит конкретных обязательств по снижению тарифов для потребителей ТСО.

Как заявлял в интервью в начале октября министр Александр Новак, планируется, что новые правила заработают с 1 июля 2019 года, а дополнительная нагрузка на потребителей ФСК составит до 38 млрд руб. в течение семи лет. В настоящее время бремя перекрестки несут только потребители, подключенные к распредсетям ТСО, а у потребителей, подключенных к ФСК, такой нагрузки нет, утверждают в министерстве. Электропотребление населения растет кратно большими темпами по сравнению с промышленными предприятиями, увеличивая нагрузку на потребителей, подключенных к сетям распределительного комплекса, что стимулирует крупных промпотребителей инвестировать в подключение к ФСК, тариф которой не содержит перекрестки, сообщили в пресс-службе Минэнерго. «Тариф ФСК в три раза ниже среднего по РФ тарифа ТСО на высоком напряжении. Такой экономический перекос создает диспропорции в экономике, тем самым постоянно нагружая оставшихся на распредсетях потребителей нести нагрузку по перекрестному субсидированную», — полагают в министерстве.

Эксперты не согласны с тем, что Минэнерго сравнивает затраты двух абсолютно разных компаний, имеющих различные особенности хозяйственной деятельности, начиная от применяемого оборудования и заканчивая составом потребителей услуг и эффективностью хозяйственной деятельности, одним из индикаторов которой является двукратно меньшая доля потерь в электрических сетях. При этом Минэнерго упускает из виду, что во множестве соседних регионов (имеющих схожие климатические условия, оборудование и состав потребителей) котловые тарифы ТСО могут отличаться в разы — что может свидетельствовать о наличии проблем внутри распределительных сетей монополии.

Потребители категорически не согласны с дифференциацией тарифов ФСК. «Ни к чему, кроме увеличения выручки сетей и ухудшению в связи с этим экономики энергоемких промышленных предприятий эта мера не приведет, — утверждает директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. — Ни о каком справедливом распределении нагрузки по перекрестному субсидированию и снижении нагрузки на малый и средний бизнес здесь говорить не приходится. Энергоемкие промышленные предприятия помимо подключений к магистральным сетям имеют значительные объемы потребления в распредсетевом комплексе. Наш анализ показал, что по 25 наиболее индустриально развитым регионам эта доля составляет около половины общего объема потребления, в то время как по ряду регионов ставка перекрестки для малого и среднего бизнеса имеет отрицательные значения, то есть промышленность субсидирует не только население, но и предприятия и организации, подключенные на низких уровнях напряжения. Доля перекрестки, которую оплачивают энергоемкие промпредприятия, составляет около двух третей от общего объема перекрестки. В случае возврата «последней мили» через дифференциацию тарифа ФСК финансовая нагрузка по перекрестке на промпредприятия возрастет до 74%».

Последний раз данный вопрос обсуждался на прошедшем 6 декабря в Госдуме тематическом заседании экспертных секций комитета по энергетике, в рамках которого участники рассчитывали переубедить Минэнерго и «Россети» пересмотреть свои подходы.

«Дифференциация тарифов ФСК нарушает принципы проведенной реформы и государственного решения по ликвидации «последней мили», а также не учитывает суммарные показатели «Россетей» за период 2015-2017 годов, а именно: консолидированную EBITDА в размере 828 млрд руб. и дивиденды ФСК в размере 54 млрд руб. (80% из которых получают «Россети»), — заметил директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов. — Целесообразно произвести оценку влияния дифференциации тарифов на разных потребителей, с учетом доли электроэнергии в себестоимости продукции и услуг. Энергоемкие потребители пострадают, и это не даст никакого заметного эффекта для малого и среднего бизнеса, для которого цена на электроэнергию не является значимым фактором. Ежегодное снижение ВВП в размере более 60 млрд руб. и налогов более 10 млрд руб. от обременения энергоемких потребителей очевидно не будет компенсировано потребителями, в деятельности которых электроэнергия является «десятым» фактором».

«Важно отметить, что уже сейчас представители Минэнерго и «Россетей» открыто заявляют об использовании возникающей экономии региональных сетей не на снижение тарифов, а на покрытие якобы недоучтенных затрат», — отметил один из участников заседания. В итоге, по его мнению, крупные потребители будут вынуждены строить собственные блок-станции или сокращать электропотребление, что только «закрутит» дальше по спирали проблему перекрестного субсидирования».

В Минэнерго придерживаются собственных оценок. «Указанная инициатива не приводит к наращиванию перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электроэнергии. Более того, указанная инициатива снижает размер перекрестного субсидирования в тарифах распределительного сетевого комплекса за счет включения части перекрестного субсидирования в тарифы ФСК для прямых потребителей. По оценкам Минэнерго, проведенным совместно с ассоциацией «НП «Совет рынка», указанная инициатива не приводит к переходу ценового порога для потребителей, при котором таким потребителям выгодно уходить на собственную генерацию», — сообщили в министерстве.

Однако некоторые потребители продолжают строительство собственной генерации, по-своему оценивают ценовой порог и заявляют о снижении сроков окупаемости данных инвестпроектов с пяти-семи лет до трех-пяти лет в случае реализации инициативы Минэнерго и «Россетей». По информации «НГ», такие планы, в частности, озвучил на заседании 6 декабря представитель «Транснефтьэнерго» — компании, имеющей долю около 1% в энергобалансе страны. Согласно же недавним публикациям СМИ, даже при текущей ценовой нагрузке НЛМК уже планирует строительство на липецкой площадке собственной электростанции мощностью 300 МВт.

«Заявления «Россетей» и регуляторов о возможном снижении тарифов для малого бизнеса — это фикция, — считает Василий Киселев. — По данным сетевой монополии, накопленный объем выпадающих доходов, подлежащих возмещению, составляет около 734 млрд руб. То есть весь объем дополнительных доходов за счет повышения тарифа ФСК, которые планируется поэтапно довести до 38 млрд руб. в год, уйдет на возмещение этой суммы, и никакого снижения тарифов для малого и среднего бизнеса не произойдет. «Россети», кстати, это честно признают, когда указывают возврат «последней мили» в качестве одного из источников финансирования масштабной программы цифровизации электросетевого комплекса. Но если для сетей это дополнительные и совсем не обязательные доходы, то для энергоемких предприятий дифференциация тарифов ФСК, наряду с введением оплаты так называемой модернизации ТЭС и прочими негативными инициативами энергетиков, является мощным стимулом для перехода на собственное энергоснабжение. В итоге предлагаемое решение не только не поможет решению проблемы перекрестки, но в связи с сокращением тарифной базы для ее финансирования приведет к еще большему обострению этой проблемы».

В ФСК инициативу пока комментируют сдержанно. Ее влияние на полезный отпуск компании «зависит от итогового порядка реализации решения и последующей реакции промышленности. В целом в Стратегии развития электросетевого комплекса РФ упоминаются риски перехода крупных потребителей на собственную генерацию при сохранении любых форм перекрестного субсидирования», сообщили в ФСК. Вероятность же консервации части сетевого оборудования или снижения инвестпрограммы зависит от планов конкретных потребителей, заявили в компании: «Инвестпрограмма ежегодно корректируется как вниз, так и вверх под действием самых разных факторов. Наиболее емкие проекты, как правило, связаны не с техприсоединением отдельных предприятий, а с укреплением системной надежности, снабжением инфраструктуры или территорий комплексно».

Таким образом, все заинтересованные участники по-разному оценивают последствия инициативы. Однако, принимая во внимание, что, по данным Росстата, электропотребление не относящихся к населению категорий с 2008 по 2017 год выросло всего на 3%, а чиновникам не удалось полностью выполнить поручения президента по росту экономики, — дифференциацию ФСК возможно принимать только после тщательно проанализированных оценок регулирующего воздействия и только вместе с планом ликвидации перекрестного субсидирования при распределении нагрузки пропорционально обоснованным затратам. По мнению крупных потребителей и экспертов, Минэнерго и «Россети» слишком торопятся увеличить нагрузку электроэнергетики на экономику страны, прежде чем оценить возможные негативные последствия от реализации собственной концепции и своевременно скорректировать ее параметры.

Источник: Независимая Газета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *