Посещение учеников на дому классным руководителем

  • автор:

Учителей заставляют ходить по квартирам учеников и проверять бытовые условия. Пока все это происходит только в Набережных Челнах. Но если опыт признают удачным, его могут распространить на всю Россию. Что делать, если к вам в квартиру ломится целый педсовет? Адвокат Жаров рассказывает, как правильнее всего поступить в подобной ситуации.

Если вы ненадолго забыли о государстве, вспомните о нем как можно быстрее, потому что оно вас не оставит без забот. Во всяком случае в Набережных Челнах из учителей из школы №55 обязали ходить по домам в рамках операции “Быт” и смотреть, как живут их ученики. Ну, это к разнообразным конфликтам.

На самом деле 51 статья Конституции, о которой говорит человек в ролике, здесь совершенно не причем. Здесь действует другое правило: мой дом — моя крепость. Какие-то люди, пусть представившиеся и с очень серьезными лицами, пусть их бабушка знает, пришли в вашу квартиру и ломятся в дверь. Что нужно сделать? Правильно, не пускать.

Почему не пускать? Хотя бы потому что нет никакого правового основания для того, чтобы люди эти в квартиру вашу заходили. Если вы хотите встретиться с учителем вашего ребенка у себя дома, то, пожалуйста, приглашайте хоть весь педсовет. Но вообще-то для этого предусмотрено специальное место — рабочее для учителя. Называется “школа”. Поэтому все встречи с педагогами, на мой взгляд, должны происходить именно там. И именно там необходимо разбирать все вопросы и задавать их родителям, если они у учителей появились. А вот выслеживать и подглядывать как живет ребенок, в каких условиях нельзя ни в рамках операции “Быт”, ни в рамках любой другой операции.

Хотя, что тут плохого? Вот, например, давайте проверим в каких условиях живут наши учителя. Доедают ли они? Всё ли у них хорошо дома? Слушаются ли дети? Не пьет ли муж? Давайте соберем бодрый коллектив родителей, учащихся желающих, можно не только старших классов, первоклассников тоже давайте с собой возьмем. А что? Пусть учатся. И заявимся к этой бодрой учительнице, которая просит участников ролика подписать какую-то бумагу о том, что он отказывается от прохождения осмотра. Ну и пусть она тоже что-нибудь подпишет.

Конечно, все понимают, что это абсурд, и к учителям никто ходить не будет. Но в ситуации, когда пришли смотреть на условия жизни вашего ребенка, невольно закрадывается вопрос: “Ну, в сущности что такого страшного? Пускай зайдут, посмотрят. Если я их не пущу, это отразится на моем ребенке, будет с ним что-то плохое”.

Дорогие мои, я устал об этом говорить, но придется повторить еще раз и, видимо, повторю еще, еще, еще раз. Никогда такие вещи на людях не отражаются. Я объясню почему.

Если вы сразу заняли позицию, что есть закон и его нужно в отношениях, по крайней мере, со мной соблюдать, его и будут соблюдать. Если вы где-то пошли на уступки, люди могут удивиться, почему вы не делаете это постоянно. Поэтому приходится выбирать.

Но в любом случае, если вы незаконно проникающих к вам тетенек не пустили на порог, а в данном ролике это, по-моему, сделал даже не родитель, а кто-то другой из членов семьи, то какие могут быть претензии к вашему ребенку?

Ваш ребенок сыт, накормлен, одет, с ним все впорядке. Их просто не пустили домой, когда они незаконно пытались туда проникнуть. Какие могут быть обиды? Я не понимаю.

Исходя из моего жизненного и профессионального опыта, люди, которые отказываются идти добровольцами под нож, как правило, остаются живы и здоровы. А вот те, кто приходят добровольно по вызову, приносят с собой веревочку, табуреточку и мыло, с теми случаются неприятности.

“Ну, хорошо” — возразят мне, — “Но у меня особые условия. Вы рассказываете о каких-то общих принципах, вот в моей конкретной ситуации, наверное, будет по другому. И учительница приятная моему взгляду, и ссорится я с ней не хочу”.

Стоп. Начнем с того, что учительница, если это хороший учитель, должна быть не в восторге от того, что ее гоняют по квартирам учеников. И вот эти вот трое, которые в ролике выполняют группу поддержки, тоже должны поддерживать её не в походах по квартирам, а в том, чтобы отстаивать свои права. Нигде в должностной инструкции учителя не написано, что она имеет право и тем более обязана ходить по квартирам учеников. Нигде. Но такое поступило высокое указание, как правило, устное, и теперь они вынуждены подчиняться этому незаконному требованию. Так помогите учительнице. Чем больше будет отказов, тем больше у учительницы будет аргументов сказать, что извините, пожалуйста, я не буду это делать, потому что это бессмысленно, бесполезно и незаконно. И если таких учителей будет хотя бы парочка на каждую школу, то никаких операций “Быт” и походов по квартирам учеников просто не будет.

Нет никаких уникальных ситуаций. Есть закон, который соблюдают, и есть закон, который нарушают. А припереться к родителям учеников домой — это нарушение закона. Во всяком случае, ваше право — никого никуда не пускать. Чем я рекомендую вам воспользоваться.

И еще один момент. Мне часто говорят: “Ну, а что такого страшного? Ну посмотрят мою квартиру, ну тут же все нормально, напишут нормальный акт”.

Во-первых, никто не знает какими глазами будет смотреть учительница и пришедшие с ней две тетеньки на ваши бытовые условия. Вы не видели, в каких бытовых условиях живет учительница и её две помощницы. Может быть для них нормой является одно, а для вас совсем другое. Это первый пункт. Кто будет смотреть и какими глазами.

И второе. Неизвестно кто и как будет излагать это на бумагу, и что там будет написано, по каким критериям вас проверяют. Может быть проверяют наличие фруктов в холодильнике, и если у вас там недостаточное количество апельсинов, то будет написано отрицательное заключение. Вы же не знаете. И я не знаю. Никто не знает. Тотально незаконная самодеятельная история.

Поэтому в результате вы можете получить акт, в котором будет написано, что родитель недостаточно заботится о своем ребенке. Легко и непринужденно такой акт будет издан, подписан и ляжет в какую-то папочку с непонятными для вас последствиями

А если вы не пустите на порог эту учительницу или сотрудницу органа опеки, вообще кого бы то ни было, кого вы не ждете, то единственное, что могут написать эти люди, что их не пустили на порог. А это не преступление и ничем не может быть наказано.

И из этого понятный совет: если вы кого-то не ждете, не хотите видеть в своем доме, не открывайте дверь. Будут иметь право — сломают. Поверьте, если они имеют право сломать, то проблемы со сломанной дверью самые маленькие, которые у вас есть.

Практика показывает, что нередко учителей обязывают посещать школьников на дому, что вызывает возмущение как учителей, так и родителей. Учителя считают, что это не входит в их должностные обязанности, а родители ссылаются на статью 25 Конституции РФ, согласно которой жилище неприкосновенно, и, следовательно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральными законами, или на основании судебного решения.

В каких случаях учителя посещают детей на дому
Как правило, учителя приходят на дом к ученику в следующих случаях:
— для обучения больных детей на дому;
— для составления акта обследования жилищных условий детей из неблагополучных семей;
— для учета детей, проживающих в микрорайоне школы;
— для изучения классным руководителем условий проживания школьника в семье, особенно детей, стоящих на учете.
Правовые основания для посещения детей на дому
1. Обучение больных детей на дому организуется школой на основании заявления родителей при наличии соответствующих документов и регламентируется нормативным документом субъекта РФ.
Школой совместно с родителями (законными представителями) обучающегося формируются Учебный план, расписание занятий, график контроля, подбор кадров и оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации.
Таким образом, в этом случае посещение ученика на дому осуществляется по воле родителей.
2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 обследование семей проводится органом опеки и попечительства. Если же у органов опеки и попечительства отсутствуют или недостаточно организационных, кадровых, технических и иных возможностей, то отдельные их полномочия могут осуществляться в том числе образовательной организацией, которой в установленном порядке должно быть передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Эти полномочия осуществляются образовательными организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.
Таким образом, для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, оформленное соответствующим договором. Если эти условия не соблюдены, то учителя не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства, а родители могут не допускать их в свое жилое помещение.
Обратим внимание, что в таких случаях акт обследования является не действительным.
3.Согласно п.6 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Порядок учета детей, подлежащих обучению, закрепляется нормативным актом этих органов (письмо Минобрнауки России от 22.10.2014 N 06-974).
Как разъяснялось ранее в письме Минобрнауки России от 21.03.2002 г. № 419/28 -5, источниками сведений о численности детей, подлежащих обучению, могут служить:
— данные о регистрации по месту жительства или месту пребывания ребенка;
— данные переписи детского населения, составленные участковыми педиатрами;
— списки детей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, центрах временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, лечебно — профилактических и других детских учреждениях;
а также списки детей, составленные в ходе проведения обходов микрорайонов школы (дворов, домов, квартир) работниками образовательных учреждений совместно с работниками органов внутренних дел, представителями общественных и других организаций.
Обратим внимание, что обходы микрорайонов школ могут осуществляться учителями совместно с работниками органов внутренних дел, представителями общественных и других организаций. Как видим, в данном случае, если учитель пришел к родителям один, они вправе не приглашать его в свое жилое помещение.
4.Согласно приказу Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 в обязанность классному руководителю вменяется «обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей», установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования). Вместе с тем, в приказе не содержится указания о том, что для этого классный руководитель обязан посещать семьи обучающихся.
Таким образом, родители на вполне законных основаниях вправе не впустить классного руководителя в своё жилое помещение.

Для учителей заметим, что в «Дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» (Приложение к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323) в разделе «Классное руководство» отмечается, что не следует допускать «включения в обязанности классных руководителей составления отчётной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, опеки и попечительства и т. д. (например, составления актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей (законных представителей), состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т. п.)».

P.S. О том, должен или нет классный руководитель посещать семьи учеников для анализа условий их жизни, подробно изложено в статье «Откройте, это ваш классный руководитель!», размещенной на сайте «Педсовет» проект «Юрист для учителя»

Конституция Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423
Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21
Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334
Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 Письмо Минобрнауки России от 22.10.2014 N 06-974 Письмо Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323

Должен ли классный руководитель посещать семьи учеников

Много ведется споров по поводу того, должен или нет классный руководитель посещать семьи учеников для анализа условий их жизни. Давайте взглянем на эту проблему с точки зрения права.

Для работы нам понадобятся

— «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993); — Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» (вместе с «Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства», «Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 N 15610) (далее — Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334); — Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – ПП РФ от 18.05.2009 N 423) ; — Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» (далее — Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21); — Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 «О Методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» (далее — Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16); — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (далее – ПП ВС РФ от 31.10.1995 N 8); — Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу N 33-8973/2017; — Определение Московского городского суда от 31.07.2017 N 4г-8583/2017; — «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (далее – СК РФ).

Классный руководитель может прийти в дом к ученику, если…

Обязанность посещать жилые помещения отдельных обучающихся можно возложить на классных руководителей при соблюдении следующих условий: — Наличие договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства к конкретной образовательной организации; — Наличие устного или письменного обращения (и то и другое должны быть приняты и зарегистрированы в установленном порядке образовательной организацией) в отношении КОНКРЕТНОГО обучающегося; — Такое полномочие должно быть предусмотрено в должностной инструкции классного руководителя (или в ином документе, регламентирующем деятельность классных руководителей); — Посещение осуществляется в отношении КОНКРЕТНОГО обучающегося, по итогам которого составляется акт обследования жилого помещения; — Без договора о передаче полномочий образовательной организации акт обследования жилого помещения не имеет юридической силы, т.е. НЕЗАКОННЫЙ.

Таким образом, пока вам не покажут договор о том, что школе передали полномочия органов опеки и попечительства, вы НЕ ОБЯЗАНЫ посещать ребенка. Более того, следующий документ, который вам должны показать, — это зарегистрированное в установленном порядке письменное или устное обращение, направленное на проверку конкретного ученика. Проверять всех подряд нельзя.

Давайте попробуем разобраться со всем по порядку

Нашел интересное Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 в котором подробнейшим образом описывается откуда возник институт классного руководства и какие основные задачи у классного руководителя. Нашел абзац, который можно притянуть к нашей теме: «…Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность…».

В данном документе указано требование: классный руководитель должен проанализировать условия жизни ребенка. Но не сказано, каким образом. Это ведь может банальный опрос самого ребенка и\или его родителей или классный руководитель должен в окно заглядывать к обучающимся?

Рассмотрим, какие задачи перед классным руководителем ставит Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21. Данный Приказ ставит в обязанность классному руководителю: «…обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей. Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)…» и все.

Приказ НЕ СТАВИТ в обязанность посещение семей обучающихся, он говорит о том, что классный руководитель должен выступать связующим звеном между образовательной организацией и родителями. Вряд ли для установления связи необходимо находиться в квартире родителей обучающегося.

Первым документом, в котором говорится об обследовании образовательными организациями жилых помещений несовершеннолетних, является Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334.

Так согласно п. 2 Приказа обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и далее перечислены конкретные случаи.

Согласно п. 3 Приказа обследование проводится органом опеки и попечительства либо ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в установленном порядке ПЕРЕДАНО ПОЛНОМОЧИЕ органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Обращаю внимание, что образовательной организации должно быть передано полномочие органов опеки и попечительства в установленном порядке. Без такой передачи, все акты осмотра жилого помещения со стороны образовательной организации не будут иметь никакой юридической силы.

В соответствии с п. 4 Приказа ОСНОВАНИЕМ для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные ОБРАЩЕНИЯ юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 Приказа (он указан выше).

Таким образом, образовательная организация (при условии, что ей передали соответствующие полномочия органы опеки и попечительства) НЕ МОЖЕТ по своему усмотрению проверять условия жизни всех детей, для этого должны быть ОБРАЩЕНИЯ. И вот для проверки таких обращений можно организовать посещение ребенка по его месту жительства. Проверять условия жизни всех обучающихся правовых оснований НЕТ. Нет обращения – нет проверки.

Получается, что для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, которое передается в порядке, определенном ПП РФ от 18.05.2009 N 423.

Так в п. 2 Постановления Правительства РФ указано, что в случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства: а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Получается, что на территории субъекта РФ у органов опеки и попечительства должны быть вышеперечисленные проблемы, для того чтобы передать часть своих полномочий образовательным организациям.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ полномочия, предусмотренные пунктом 2 (указано выше), осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с ДОГОВОРОМ, заключенным с органом опеки и попечительства.

Если вышеназванные условия не соблюдены, то сотрудники образовательной организации не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства. И не надо прикрывать это добровольностью, что родители сами впускают и т.д. Такие посещения происходят не в рамках должностных полномочий, по сути являются вашими добровольными визитами вежливости, за которые при этом ваша образовательная организация не имеет права вам выплачивать зарплату.

Что же делать?

При получении распоряжения провести осмотр жилых помещений обучающихся, требуйте в ответ, чтобы администрация предоставила заверенную копию договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства. Ведь без этого договора вы не имеете права посещать обучающихся.

При этом согласно п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 СК РФ (дети родители которых умерли, лишены дееспособности, лишены\ ограничены в родительских правах и т.д.), обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Все, это максимум, что можно сделать. Далее начинают работать органы опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Таким образом, при отсутствии правовых оснований (угрозы жизни и здоровья и т.д.) можно не впускать в жилое помещение сотрудников полиции, что уж говорить об учителях, которые посещают жилые помещения в роли обычных граждан.

Судебная практика

— ПП ВС РФ от 31.10.1995 N 8: «…Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…». В данном постановлении достаточно большой перечень оснований, при наличии которых можно проникать в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, но такого основания как проверка условий жизни обучающегося там нет;

— Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу N 33-8973/2017: «…В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 3 ЖК РФ, проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается на основании судебного решения…».

— Определение Московского городского суда от 31.07.2017 N 4г-8583/2017: «…Согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения…».

Должен ли классный руководитель посещать квартиры учеников?

Для того чтобы начинать дискуссировать на тему, что и кому классный руководитель должен или не должен, нужно определить, а кто же это такой — классный руководитель. С точки зрения Закона, естественно.

Классный руководитель. Кто это такой?

Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751). А кто такой «классный руководитель» чётко указано в Письме Министерства образования Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 480/30—16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»:: «Он — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства». Соответственно, именно классный руководитель защищает интересы учащегося, будучи непосредственным «передатчиком» культуры от общества к ребёнку.

Функции классного руководителя

Далее, в этом же документе находим информацию о деятельности классного руководителя: «Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса».

Далее следуют рекомендации о взаимодействиях классного руководителя с педагогическим составом образовательного учреждения, с медицинскими работниками, с библиотекарем и… с семьёй учащегося. «Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность».

Итак, выделенные фрагменты документа явно свидетельствуют о том, что классный руководитель должен быть в курсе, что происходит в семье ученика. Однако нигде не указано, каким именно образом он должен получить данную информацию. Опрос учеников, анкеты на дом, звонок родителям, сотрудничество с социальными работниками, индивидуальные домашние визиты — вариантов может быть сколько угодно, вплоть до звонков участковым полицейским.

Теперь обратимся к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. N 21 («Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»). Среди прочего функции классного руководителя, которые определяет Приказ, следующие:

«Организационно-координирующие:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;…».

Таким образом, Приказ не обязывает классного руководителя лично посещать семьи учащихся. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, классному руководителю необходимо поддерживать связь с родителями (или опекунами) учеников, но такие встречи могут проводиться и на территории школы, например на родительских собраниях.

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя Купить

Проведение обследования условий жизни. Кто, где, когда

Далее обращаемся к документу, который определяет, кто и зачем должен обследовать условия жизни семей учащихся образовательных учреждений — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. Регистрационный N 15610).

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей находим в Приложении N 2. Согласно п.2, цель проведения обследования — выявление «обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином». А в п.3 описаны организации, обязанные провести такое обследование: «Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей».

Таким образом, совершенно ясно, что образовательная организация ( в нашем случае в лице классного руководителя) вполне в праве проводить обследование условий жизни школьников, но только после официальной передачи полномочий органов опеки и попечительства в установленном порядке. Иные варианты не имеют никакой юридической силы.

Более того, проводить по собственному желанию обследование условий жизни учащихся организации не могут. Согласно п.4, «Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка». Соответственно, с точки зрения закона, в отсутствие обращений и проверок никаких быть не должно.

Таким образом, для проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего образовательная организация должна принять полномочия от органов опеки и попечительства.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» в части «Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» п.2 определяет, что «В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;…»

То есть для официальной «передачи дел» образовательным организациям органы опеки и попечительства должны испытывать некоторые из перечисленных проблем.

Следующий пункт (п.3) Постановления Правительства РФ отвечает на, пожалуй, самый популярный вопрос работников — «А будут ли все эти посещения отдельно оплачиваться?» — «Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства».

Подытожим. Если органы опеки и попечительства не испытывают вышеуказанные проблемы, соответственно официально не передают свои полномочия образовательному учреждению, то и сотрудники этого учреждения не обязаны посещать семьи учащихся. С юридической точки зрения, подобные «визиты» являются добровольными со стороны классного руководителя и, естественно, отдельно не оплачиваются.

Более того, даже при наличии полномочий и соответствующего обращения классный руководитель должен проводить проверку конкретного учащегося, а не всего класса. К тому же, стоит упомянуть, что без соответствующих бумаг семьи учащихся в праве отказать впускать к себе в дом сотрудника школы — «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) гл.2 ст.25: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». #ADVERTISING_INSERT#

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *