Помощь в расследовании преступлений

  • автор:

Использование помощи населения в раскрытии и расследовании преступлений

Как известно, участие населения в борьбе с преступностью не только многократно увеличивает возможности государственных органов, непосредственно решающих эту задачу, но и одновременно является формой воспитания общественного сознания. Если население самостоятельно и организованно, используя законные средства, выступает в защиту своего права жить без постоянной угрозы со стороны преступников – это проявление зрелости общества.

За долгие годы в нашей стране использовались самые различные формы организации общественности для оказания помощи правоохранительным органам – клубы друзей милиции, общество содействия милиции, добровольные народные дружины, опорные пункты охраны порядка, комсомольские оперативные отряды; наряду с этим существовали общественные помощники следователей, сотрудников уголовного розыска, общественные автоинспекторы и т.д. Однако в настоящее время с помощью населения раскрывается лишь незначительное число преступлений.

В условиях формирования правового государства, роста преступности в стране и осознания большинством граждан недопустимости дальнейшей криминализации общества возникает необходимость глубокого переосмысления и восстановления на новой основе практики взаимодействия правоохранительных органов с общественностью и населением. При этом следует руководствоваться разработанными в криминалистике принципами использования помощи общественности и населения в раскрытии и расследовании преступлений. Среди таких принципов необходимо выделить следующие:

  • – представители общественности и отдельные граждане могут оказывать помощь правоохранительным органам исключительно на добровольной основе;
  • – они нс имеют права самостоятельно проводить какие бы то ни было следственные действия;
  • – им нельзя поручать проведение действий, связанных с опасностью для их жизни и здоровья;
  • – следователь или оперативный работник обязан принять все необходимые меры, чтобы предотвратить разглашение сведений, составляющих служебную либо следственную тайну.

Умело организованное взаимодействие правоохранительных органов с населением позволяет решить ряд конкретных задач, имеющих исключительно важное значение для раскрытия и расследования преступлений. Помощь правоохранительным органам со стороны граждан может заключаться в следующем:

  • 1) информирование правоохранительных органов о совершенных преступлениях;
  • 2) выявление по поручению работника органа дознания или следователя лиц, подозреваемых в преступлениях, а также свидетелей и потерпевших;
  • 3) сбор ориентирующей информации (о личности подозреваемых, свидетелей, потерпевших, их образе жизни и т.д.);
  • 4) участие совместно с сотрудниками полиции и под их руководством в розыске и задержании преступников;
  • 5) помощь в проведении следственных действий (участие в качестве понятых, технических исполнителей и т.д.);
  • 6) информирование представителей правоохранительных органов о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений.

Привлекая общественность и отдельных граждан к решению этих задач, представители правоохранительных органов действуют присущими каждой службе специфическими методами. В частности, сотрудники аппаратов уголовного розыска в целях установления контактов, получения от граждан необходимой информации и использовании их помощи в раскрытии и расследовании преступлений практикуют следующие методы:

  • – беседы с населением и постановка конкретных задач по раскрытию преступлений и выявлению лиц, их совершивших;
  • – выборочные опросы лиц, которые по своему социальному положению или характеру работы могут располагать определенными сведениями о преступлении и возможном преступнике;
  • – массовые опросы лиц, проживающих в районе совершения преступления;
  • – обращения за помощью к населению через специальные стенды («Раскрыть преступление», «Их разыскивает полиция», «Обезвредить преступника» и др.);
  • – рассылка но почте жителям определенного региона (микрорайона, поселка, небольшого города) листовок-обращений;
  • – использование средств массовой информации.

Некоторые из названных методов могут использовать

также и следователи. Например, следователь может вместе с сотрудниками уголовного розыска или самостоятельно принять участие в беседах с представителями общественности, чтобы поставить перед ними задачи по раскрытию преступления и выявлению преступника; проявить инициативу в подготовке текстов обращений к населению, помещаемых на специальных стендах, а также передаваемых по местному радио; выступить в средствах массовой информации. В то же время следователи значительно шире применяют такую форму непосредственного общения с населением, как выступления на предприятиях и в организациях по вопросам борьбы с преступностью, главным образом – по результатам оконченных расследованием уголовных дел.

Использование помощи населения при расследовании преступлений

Взаимодействие следователя с общественностью по сути своей представляет использование им помощи граждан в процессе расследования преступлений. Взаимодействие следователя с органами дознания и общественностью в расследовании диктуется прежде всего потребностями практики. Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия. Преступники тщательно продумывают способы совершения преступления, применяют в процессе осуществления своей преступной деятельности новейшие достижения науки и техники. Они стараются действовать таким образом, чтобы как можно меньше оставлять следов. В ряде случаев они намеренно вводят следствие в заблуждение. Полагаться в борьбе с такого рода противоправными деяниями только на собственное умение, собственные силы и средства следователя нельзя. Сплошь и рядом этого оказывается недостаточно для установления истины.

В процессе предварительного следствия нередко возникают объективные трудности в отыскании носителей доказательственной информации. Усилиями одного следователям крайне затруднительно в короткий срок отыскать необходимых свидетелей, потерпевших. Много времени и сил уходит на поиск следователем вещественных доказательств на значительной территории, в водоемах и в других местах. В таких и им подобных случаях следователь вынужден обращаться за помощью к общественности, населению.

Взаимодействие следователя с общественностью является общим условием предварительного следствия. Сочетание возможностей уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, объединение усилий следователя и общественности в наибольшей степени способствует быстрому и полному установлению обстоятельств совершенного преступления, достижению задач правосудия. Использование помощи общественности при производстве предварительного расследования учитывается статистической отчетностью и служит одним из критерием оценки деятельности следователя.

Привлечение общественности к участию в раскрытии преступления предусмотрено ст. 128 УПК. Закон указывает на использование помощи общественности. Это значит, что общественность оказывает содействие в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, а не осуществляет ее самостоятельно. Участие общественности в раскрытии преступлений это добровольная гласная или негласная, основанная на гражданском сознании деятельность общественных организаций или отдельных граждан по оказанию помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений, розыске виновных лиц, в выявлении и устранении причин и условий. Участие общественности может носить единовременный характер или продолжаться в ходе всего расследования. В одних случаях следователь или оперативный работник сам привлекает общественность к содействию в расследовании, в других используют инициативу добровольных помощников, сигнализирующих о совершенных или готовящихся преступных посягательствах.

Население привлекается следователем в следующих целях:

  • — Обнаружение и пресечение преступлений;
  • — Розыск и задержание преступников;
  • — Выявление факторов, характеризующих обвиняемого;
  • — Установление потерпевших и свидетелей;
  • — Розыск похищенного имущества, орудий преступления, вещественных и иных доказательств;
  • — Проведение следственных действий;
  • — Устранение причин и условий, способствующих совершению преступления.

Работа с населением может носить как единичный, так и непрерывный характер. Средства (способы) привлечения населения к активному сотрудничеству:

  • — Обращение к населению (учащимся, пенсионерам, трудящимся) на собраниях по месту жительства, работы или учёбы;
  • — Обращение к объединениям граждан;
  • — Обращение к частным сыскным агентствам;
  • — Обращение по радио, телевидению, через прессу;

Следует иметь в виду, что в любом случае представителям населения нельзя поручать проведение самостоятельных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и действий, входящих в исключительную компетенцию работников милиции, выполнение действий, сопряжённых с опасностью для жизни и здоровья.

  • 1. Помощь общественности в раскрытии преступлений может выражаться: в оказании следователю содействия в установлении обстоятельств совершенного преступления (граждане по просьбе следователя сообщают ему сведения, которыми располагают, помогают в сборе данных, характеризующих личность обвиняемого, и т.д.; в обнаружении носителей доказательственной информации, могущих быть вещественными доказательствами; в представлении доказательств и т.д.
  • 2. Взаимодействие следователя с общественностью в розыске лица, совершившего преступление, осуществляется в преследовании преступника по свежим следам, задержание и доставление его к следователю, в совместном (под руководством следователя) проведении розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения обвиняемого (подозреваемого), скрывшегося от следствия; участии в различного рода мероприятиях, преследующих цель установления и задержания лица, совершившего преступление.
  • 3. Использование помощи общественности в выявлении причин преступления и условий, способствовавших его совершению, имеет важное значение в решении задач уголовного судопроизводства. Используя помощь общественности, следователь может более глубоко разобраться в причинах противоправного деяния, полнее выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и лиц, виновных в возникновении этих обстоятельств.
  • 4. Активную помощь может оказать общественность в реализации намеченных следователем мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Задачей органов предварительного следствия является не эпизодическое, не от случая к случаю использование помощи общественности в расследовании, а установление прочных связей и деловых контактов с населением, постоянное сотрудничество с наиболее активной его частью. Важная роль в деятельности следственного аппарата принадлежит общественным помощникам, а также внештатным сотрудникам полиции.

Результативность взаимодействия следователя и оперативного работника с общественностью достигается при соблюдении следующих условий:

  • 1) строгое выполнение требований закона;
  • 2) недопустимость делегирования представителям общественности процессуальных функций;
  • 3) использование помощи общественности в качестве вспомогательного средства и на строго добровольных началах;
  • 4) привлечение общественности с учетом обстановки, складывающейся при расследовании конкретного дела;
  • 5) недопустимость использования заинтересованных в деле лиц;
  • 6) тщательный инструктаж и контроль действий представителей общественности;
  • 7) возмещение материальных затрат или ущерба, понесенного конкретными представителями общественности;
  • 8) своевременное моральное, а также материальное поощрение общественников, выполнивших данное им поручение.

Успех взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью во многом зависит от правильного руководства взаимодействием со стороны руководителя органа внутренних дел, начальника следственного отдела и начальника органа дознания. Начальник следственного отдела осуществляет ведомственный процессуальный контроль за правильностью, законностью взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью. Он принимает необходимые меры к поддержанию взаимодействия следователя с органами дознания на должном уровне, участвует в подборе общественных помощников следователей, оформлении их. Начальник следственного отдела анализирует состояние указанного вида деятельности, выявляет положительные и отрицательные тенденции, обеспечивая всемерное распространение первых и устранение вторых. В необходимых случаях принимает участие в обсуждении данных, полученных оперативным путем, а также в мероприятиях по их реализации. Начальник следственного отдела оказывает методическую помощь следователю в организации взаимодействия с органами дознания и общественностью, использовании наиболее рациональных способов и средств привлечения общественности к участию в расследовании.

Начальники органов внутренних дел призваны обеспечить эффективное взаимодействие следователей с органами дознания, а также общественностью по каждому уголовному делу. Они несут полную ответственность за правильную организацию взаимодействия. В этих целях руководители органов внутренних дел способствуют деловому сотрудничеству различных служб, установлению необходимых контактов с общественностью. Они следят за тем, чтобы, с одной стороны, следователи не перелагали своей работы на органы дознания, а с другой — чтобы органы дознания не превышали своих полномочий, не вмешивались в деятельность следователей. Министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел краев и областей, начальники органов внутренних дел на транспорте и начальники горрайорганов внутренних дел организуют планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий аппаратами следствия и дознания по преступлениям, представляющим большую общественную опасность и сложность для раскрытия, принимают необходимые меры к реализации намеченных поручений и указаний следователей. Руководители органов внутренних дел в силу своего должностного положения имеют большие возможности в организации использования для раскрытия преступления средств массовой информации, мобилизации большого числа людей для производства отдельных видов следственных действий по приостановленному уголовному делу, осуществляемых в розыскных целях.

Несмотря на то, что большая часть обвиняемых, скрывавшихся от следствия, своевременно разыскивается и привлекается к уголовной ответственности, руководителям органов внутренних дел известно, что в розыскной работе следственных и оперативных аппаратов имеются некоторые недостатки. Не всегда в случаях избрания меры пресечения, не связанной с лишением свободы, об этом информируются участковые инспекторы, отделы кадров по месту работы обвиняемого, паспортные столы, военкоматы. В ныне существующей системе учета преступления, совершенные лицами, скрывшимися от следствия, почему-то считаются раскрытыми. Это приводит к тому, что работники органов дознания нередко самоустраняются от осуществления необходимых мероприятий по розыску скрывшихся обвиняемых. Представляется, что данная система нуждается в некотором изменении. До тех пор, пока по делу ведется следствие, его нельзя считать раскрытым, даже если кому-нибудь из подозреваемых избрана мера пресечения или предъявлено обвинение.

Сущность взаимодействия при розыске скрывавшегося обвиняемого заключается в том, что:

  • 1) оно может осуществляться как в процессе предварительного расследования, так и по приостановленному уголовному делу;
  • 2) при его осуществлении деятельность следователя и органа дознания направлена на установление местонахождения лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, независимо от того, скрылся обвиняемый до или после предъявления ему обвинения;
  • 3) правовым основанием для организации розыска является соответствующее постановление следователя о поручении розыска органу дознания. Такое постановление может быть вынесено в процессе предварительного расследования, а также и одновременно с приостановлением уголовного дела;
  • 4) следователь и по его поручению работник органа дознания до приостановления уголовного дела вправе осуществлять необходимые розыскные и следственные действия, направленные прежде всего на проверку сообщения о неизвестности местонахождения обвиняемого; во-вторых, на осуществление взаимосвязанных мероприятий по розыску скрывшегося обвиняемого;
  • 5) после приостановления уголовного дела следователь и работник органа дознания вправе осуществлять только розыскные действия, которые проводятся на основе совместно разработанного плана.

Соотношение понятий «раскрытие» и «расследование» преступлений

В правовой науке понятие раскрытия преступления относится к числу таких, по поводу которых многолетняя дискуссия пока еще не привела к общепризнанному результату. В науке уголовного процесса — именно в ней развернулась в основном эта дискуссия — существует несколько точек зрения на содержание понятия раскрытия преступления. Не приводя аргументации их сторонников, поскольку это делалось уже многократно и достаточно подробно, ограничимся лишь перечислением «сосуществующих» позиций.

Раскрытие преступления — понятие оперативно-розыскное, означающее, что преступник найден. Все остальное — «скорее характеризует стадию расследования преступления, чем раскрытие его, ибо оно уже раскрыто (преступник найден)».

Раскрытие преступления — установление данных о преступлении и виновном в его совершении в таком объеме, который позволяет предъявить обвинение. Момент раскрытия связывается с моментом вынесения постановления о предъявлении обвинения.

Раскрытие преступления — установление всех обстоятельств предмета доказывания, что является основанием для окончания предварительного расследования и составления обвинительного заключения.

Раскрытие преступления — весь процесс производства по делу, завершающийся вступлением в законную силу приговора суда; раскрытое преступление — преступление, по, которому приговор вступил в законную силу.

Все изложенные позиции, трактуя понятие раскрытого преступления, связывают момент раскрытия с определенным процессуальным решением — от принятия следователем дела к своему производству до вступления в силу приговора суда. Но понятие раскрытия преступления, определяющее момент, когда преступление может считаться раскрытым, имеет существенное значение и для криминалистики, поскольку должно ориентировать в решении вопроса о периодизации этапов процесса расследования, а, следовательно, и в решении вопроса о структуре частной криминалистической методики и содержании ее частей.

А. Н. Васильев полагал, что «под раскрытием преступления принято понимать лишь обнаружение преступления и установление виновных, что является главным в расследовании преступлений». Практически то же самое писал С. П. Митричев: «Раскрыть преступление — это значит установить факт события преступления и лицо, виновное в его совершении». По существу этими и некоторыми еще подобными высказываниями и ограничивалось отношение криминалистов к понятию раскрытия преступления. Довольствуясь процессуальными решениями вопроса, криминалисты связывали с ними обычно и свои представления о периодизации процесса расследования. Так, И. М. Лузгин, производя структурный анализ расследования, выделил в нем два этапа: от возбуждения уголовного дела до предъявления обвинения и от предъявления обвинения до завершения расследования и принятия окончательных решений по делу. Однако в последнее время появились высказывания о необходимости формулирования собственно криминалистического понятия раскрытия преступления.

Таким образом, криминалистическое понятие раскрытия преступления, как нам представляется, может быть определено так: это — деятельность по расследованию преступления, направленная на получение информации, дающей основание к выдвижению версии о совершении преступления определенным лицом после того, как все иные взаимоисключающие ее версии будут проверены и отвергнуты.

Криминалистическое понятие раскрытия преступления необходимо для успешного решения задач частнометодического характера: определить направление расследования на разных его этапах, решить вопрос о задачах каждого этапа и т. п. Для подтверждения достаточно сравнить задачи начального этапа расследования преступления, совершенного в условиях полной очевидности, т. е. такого, которое нет необходимости раскрывать, и преступления неочевидного, когда нет еще данных о виновном.

Расследование преступлений прошлых лет

Доклад Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. на Международной научно-практической конференции в Академии Следственного комитета Российской Федерации на тему «Раскрытие и расследование преступлений серийных и прошлых лет».
Добрый день,
уважаемые коллеги!
С самого первого дня образования Следственного комитета мы постарались изменить привычные стереотипы деятельности отечественной правоохранительной системы, введя в обязанности наших следователей и криминалистов не только расследование уголовных дел, но и раскрытие преступлений, что раньше, по довольно распространенному мнению, было прерогативой лишь органов дознания.
Также с момента образования Следственного комитета бы сделан акцент на обеспечении должного криминалистического сопровождения предварительного следствия, а также раскрытии преступлений, в том числе совершенных в прошлые годы.
Таким образом, раскрытие особо тяжких преступлений следственным путем в тесном взаимодействии с органами дознания и с использованием новейшей криминалистической техники нам удалось внедрить в повседневную практику следственных подразделений.
Во многом благодаря этому подходу в течение 2016 года уровень раскрываемости особо тяжких преступлений против личности продолжал неуклонно повышаться.
По итогам 12 месяцев 2016 года раскрываемость убийств составила 91% (АППГ – 89%, 2014 г. – 82,7%), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, – 94 % (АППГ – 93 %, 2014 г. – 89%), изнасилований – 97 % (АППГ – 96%, 2014 г. – 94%).
Своевременно были раскрыты: в г. Москве – убийство малолетней Мещеряковой; в Красноярском крае – убийство семьи Савченко; в Иркутской области – убийство семьи Черниговых и разбойное нападение на ветерана Великой Отечественной войны Кирильчик; в Самарской области – убийство Павловой и её несовершеннолетнего сына, убийство семьи Гошта, убийство Вашуркиной и покушение на убийство её супруга; в Нижегородской области – убийство новорожденного ребенка; в Кемеровской области – убийство малолетней Вечкановой; в Челябинской области – убийство несовершеннолетней Поповой; в Республике Хакасия – убийство малолетней Байкаловой и многие другие резонансные преступления.
Но наши усилия направлены и на раскрытие преступлений, совершенных в прошлые годы.
И здесь нельзя обойти вниманием ведущее значение в организации этой работы следователей-криминалистов.
Вся многолетняя, а это – более 60-ти лет, история криминалистической службы в системе органов прокуратуры, а затем в системе Следственного комитета показывает, что следователи-криминалисты играют особую роль в организации раскрытия преступлений, совершенных в условиях неочевидности, в техническом обеспечении следственной деятельности, в повышении профессиональных знаний и навыков следователей.
На сегодняшний день сформированы все условия для дальнейшего повышения качества работы следователей-криминалистов. Их полномочия закреплены в уголовно-процессуальном законе.
Криминалисты изучают уголовные дела о преступлениях прошлых лет, проверяя полноту выдвинутых версий и степень их «отработки», эффективность розыска лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов следствия, результативность использования базы оперативных и криминалистических учетов.
Так, при непосредственном участии сотрудников Главного управления криминалистики при проверке лиц, проводивших сантехнические, сварочные и иные работы в домах г. Междуреченска (Кемеровская область), расположенных в районе совершенного в 2007 году убийства несовершеннолетней Бахтуровой, установлен Л., который был дактилоскопирован и проверен по базе АДИС «Папилон». Отпечаток пальца руки Л. совпал со следом, оставленным на ленте скотч, которым была связана потерпевшая, а выводы молекулярно-генетической экспертизы подтвердили совпадение ДНК-профиля Л. с ДНК-профилем биологических следов, оставленных при контакте с Бахтуровой. Убийца, скрывавшийся от правосудия почти 10 лет, был изобличен.
В ряде случаев установлению лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, способствовала грамотная организация расследования, а также применение современной криминалистической и поисковой техники, экспертного оборудования.
Так, при непосредственном участии наших криминалистов раскрыто убийство в Челябинской области несовершеннолетней Поповой: осмотром видеозаписей камер наружного наблюдения в районе совершения преступления установлен маршрут следования потерпевшей с неизвестным молодым человеком. Проведенный в Главном управлении криминалистики анализ телефонных соединений по всему маршруту движения потерпевшей позволил установить жителя г. Челябинска Ш. При обыске по месту его проживания обнаружена одежда со следами крови потерпевшей, что подтверждено результатами генетической судебной экспертизы. С учетом полученных доказательств Ш. дал признательные показания в убийстве.
Одним из основных направлений следственно-криминалистической деятельности является аналитическая работа.
Ее результаты позволяют в последующем выявлять серийность преступлений.
В 2016 году с участием наших сотрудников раскрыт ряд серийных преступлений, вызвавших повышенный общественный резонанс: 6 эпизодов убийств граждан Таджикистана на территории Забайкальского края, серии преступлений (14 эпизодов) против половой неприкосновенности в г. Санкт-Петербурге и серии изнасилований (7 эпизодов) в 2015 году в Калужской области. Выявлены дополнительные эпизоды по серии убийств и безвестного исчезновения граждан в Брянской и Смоленской областях.
Нами в постоянном режиме осуществлялся мониторинг происшествий и преступлений в отношении несовершеннолетних (малолетних), в том числе связанных с их безвестным исчезновением.
Чётко организовано незамедлительное реагирование на каждый факт особо тяжкого преступления в отношении детей, совершенный в условиях неочевидности. Практически сразу организуются выезды следователей и криминалистов центрального аппарата в целях полного, всестороннего и объективного установления всех обстоятельств происшедшего. Так, только в 2016 году криминалистами осуществлено почти 500 целевых выездов по конкретным преступлениям.
Уважаемые коллеги!
Немного отойдя от заявленной темы, не могу не остановиться на тревожащей всех нас проблеме детских суицидов. Вопрос гибели наших детей не может оставаться без внимания следственных органов.
Мной в августе 2016 года было издано распоряжение, на основании которого нашими следователями и криминалистами проводилась целенаправленная деятельность в рамках межведомственной рабочей группы по совершенствованию государственной политики в сфере предупреждения детских суицидов, спровоцированных неустановленными лицами в сети Интернет. При получении информации о возможном совершении суицидов несовершеннолетних принимались меры к их предотвращению.
Так, предотвращены попытки суицида в Краснодарском крае малолетней Буренковой А., в Московской области – малолетней Зиконовой, детей из г. Санкт-Петербурга и Республики Башкортостан, а также попытка массового суицида несовершеннолетних, который должен был состояться 26.12.2016.
Со всеми подростками, состоящими в «группах смерти», на которых оказывалось психологическое давление со стороны администраторов указанных групп, проведен комплекс профилактических и предупредительных мероприятий, направленных на пресечение возможных попыток совершения ими самоубийств. К работе с подростками были подключены их родители, работники образования, органов внутренних дел, психологи и социальные службы, которые оказывали необходимую квалифицированную помощь.
Для эффективного предотвращения действий администраторов «групп смерти» следует ввести уголовную ответственность за склонение к совершению самоубийства, в частности, путем распространения соответствующей информации с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
К такому выводу пришли члены созданной по нашему предложению в августе прошлого года межведомственной рабочей группы, в которую наряду с сотрудниками Следственного комитета вошли представители Роскомнадзора, Минобрнауки, Минздрава, ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. К работе группы также привлекались представители МВД России, Роспотребнадзора, Министерства связи и массовых коммуникаций, ряда других ведомств и организаций.
На заседаниях рабочей группы обсуждались вопросы законодательного запрета склонения к совершению суицидов, выработки комплексных мер по их профилактике и выявлению признаков суицидального поведения, совершенствования межведомственного обмена информацией и внесудебного порядка блокировки опасных ресурсов.
В связи с проработкой той же темы депутатами российского парламента совместная работа велась и на площадке законодательного органа государства.
Благодаря активной позиции заместителя Председателя Государственной Думы Ирины Анатольевны Яровой, возглавляющей рабочую группу по вопросам противодействия деятельности, связанной со склонением несовершеннолетних к суициду и пропагандой насилия среди них, разработан законопроект о внесении изменений в действующие Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в части установления дополнительных механизмов противодействия суицидам. Все правоохранительные и другие государственные органы выступили в этом вопросе единым фронтом, поддержав такую инициативу.
Следственным комитетом 22 февраля 2017 года согласован официальный отзыв Правительства Российской Федерации, которым указанный проект федерального закона поддержан.
В этом месяце законопроект внесен в Государственную Думу.
На состоявшемся 9 марта 2017 года заседании расширенной коллегии МВД России инициатива поддержана Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Он призвал правоохранительные органы активно пресекать действия хозяев, создателей и администраторов сайтов, пропагандирующих суицид, назвав их деятельность деструктивной и преступной.
Только все вместе, всем обществом мы сможем победить это зло.
Уважаемые коллеги!
В современном обществе, живущем в эпоху технологического подъема, органы следствия неизбежно должны использовать самые современные технологии для раскрытия преступлений.
И тут у нас есть определенные успехи.
Нашими криминалистами успешно проводится анализ и обработка биллинговой информации, восстановление и извлечение удаленной информации из цифровых электронных устройств, осуществляются поисковые мероприятия с использованием криминалистических источников света, гидролокаторов, нелинейных локаторов, металлодетекторов, георадаров, другой криминалистической и специальной техники, а также мероприятия по активизации памяти участникам предварительного следствия, составлялись субъективные рисованные портреты подозреваемых.
В прошлом году активно использовались возможности автоматизированного программного комплекса «Сегмент», позволяющего автоматизировать процесс анализа биллинговой информации.
Так, анализ биллинговой информации эффективно применен для установления участников преступления и закрепления доказательств по уголовному делу об убийстве сотрудника полиции Гошта и членов его семьи.
В ходе расследования этого преступления нашими специалистами на основании анализа биллинговой информации и информации с камер фиксации автотранспорта «Автодория» и «Поток» составлены схемы передвижений лиц, совершивших убийство, установлено наличие устойчивой связи между ними и их причастности к преступлению.
В результате анализа более 2 миллионов телефонных соединений при помощи АПК «Сегмент» по уголовному делу об убийстве Ашрафова (Республика Башкортостан) и изучения данных об абонентах установлены лица, совершившие данное преступление.
Одним из наиболее востребованных направлений в следственной практике остается использование технических возможностей по восстановлению и изъятию данных при осмотре цифровых информационных носителей.
Применение при осмотре изъятых носителей информации комплексов «Мобильный криминалист» позволило восстановить, извлечь и улучшить электронную информацию по уголовному делу о совершении насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней Коробовой.
Эффективно использовалась криминалистическая техника при проведении поисковых мероприятий для обнаружения предметов, имеющих доказательственное значение.
При использовании гидролокатора бокового обзора по уголовному делу о безвестном исчезновении Усова в районе грузового порта в г. Кирове обнаружен автомобиль с трупом потерпевшего.
По уголовному делу об убийстве Оленева нашими специалистами при помощи металлодетекторов и магнитометра в реке Большая Просница (Кировская область) обнаружены части орудия преступления –гладкоствольного ружья и боеприпасы к нему.
В ходе поисковых мероприятий в Смоленской области по уголовному делу о серии убийств граждан с целью завладения их квартирами при помощи металодетекторов и магнитометра обнаружено орудие преступления – молоток.
В 2016 году продолжилось развитие нового направления – использования возможностей космической фотосъемки при расследовании преступлений. В Главном управлении криминалистики создана точка удаленного доступа к внутренней сети Роскосмоса для получения данных дистанционного зондирования поверхности Земли.
В связи с обращениями следственных подразделений Следственного комитета получены 52 космических снимка, которые следствием использованы для установления обстоятельств преступлений как доказательства по уголовным делам.
Нами проводится активная работа по развитию криминалистической психологии. Для расследования уголовных дел используются возможности психологов и специалистов в области активизации памяти и составления рисованных портретов преступников.
Участие специалистов-психологов в психологическом сопровождении расследования уголовных дел в текущем году позволило раскрыть ряд особо тяжких преступлений.
Например, мероприятия по активизации памяти потерпевших и использование изготовленных с их слов субъективных портретов лиц, совершивших преступления, дали возможность в совокупности с другими доказательствами установить ряд сексуальных насильников: К., совершившего изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении потерпевшей К.; С., совершившего аналогичные преступления в отношении потерпевшей Г. (Ульяновская область); обвиняемого Г., совершившего в 2010 году изнасилование недееспособной К., а в 2012 году – изнасилование малолетней Г. (Пермский край).
В результате активизации памяти свидетелей и применения субъективных рисованных портретов установлены ранее судимый Б., который дал признательные показания об убийстве Лазаревой (Краснодарский край), а также З., которому предъявлено обвинение в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть Рочева (Архангельская область).
Активно внедряются в следственную практику и новые технические средства.
В 2016 году нашими криминалистами организована апробация двух роботизированных станций для производства молекулярно-генетических экспертиз.
Прорабатывались вопросы внедрения в следственную практику образцов высокотехнологичного оборудования – глубинного детектора, подповерхностного обнаружителя, радара-обнаружителя людей за преградами, прибора для восстановления отпечатков обуви, металлодетектора, специализированного фонаря с УФ-излучением, лазерного 3D сканера.
Регулярное обновление и широкое применение технических средств в расследовании – один из путей качественного и эффективного осуществления следственной деятельности, неотъемлемое условие её успеха.
При этом все подразделения криминалистики территориальных следственных органов оснащены современными образцами высокотехнологичного оборудования лучших мировых производителей.
Это позволяет результативно решать весь спектр задач, стоящих перед следственными органами Следственного комитета Российской Федерации.
Уважаемые коллеги!
Современные технологии у нас служат не только для непосредственного раскрытия преступлений, но и для обучения своих собственных сотрудников.
Для обучения следователей в учебных кабинетах, которые имеются во всех следственных органах, применяются программы «Виртуальный осмотр места происшествия», «Виртуальный обыск».
Использование указанных программ наглядно демонстрирует имеющиеся навыки сотрудников следственных органов при проведении указанных следственных действий, помогает устранить имеющиеся недостатки.
В помощь, особенно начинающим, следователям создаются учебные видеофильмы.
Так, сотрудниками следственного управления по Хабаровскому краю подготовлен видеофильм, содержащий ознакомительную информацию о поисковых средствах, имеющихся в распоряжении отдела криминалистики.
В Республике Тыва подготовлен видеофильм «Применение источников криминалистического света, а также использование цианакрилатной камеры при производстве следственных действий».
Помимо этого, Главным управлением криминалистики разработана и направлена для внедрения в следственные органы типовая программа стажирования следователей «Осмотр места происшествия: работа со следами, процессуальное оформление».
Данная программа предназначена для повышения уровня знаний сотрудников, имеющих стаж работы до одного года.
Обучение предполагает усвоение следователем особенностей тактики осмотра места происшествия по различным категориям и способам совершения преступлений, получение навыков работы с техническими средствами для выявления, фиксации и изъятия следов, формирует умение построить версии, а также грамотно процессуально оформить следственные действия.
Разработан практический комплекс – программное приложение «Реконструкция места происшествия», предназначенный для составления схематических планов для фиксации хода и результатов следственных действий (для мобильных устройств).
В отличие от обычного (рисованного) плана места происшествия программа содержит наборы условных моделей для наиболее часто применяемых при составлении плана объектов, позволяет составлять простые и развернутые планы места происшествия в различных масштабах, которые могут быть привязаны к конкретным географическим координатам как через приемники GPS/Глонасс, имеющиеся в устройстве, на котором установлен комплекс, так и путем использования внешних приемников систем глобального позиционирования.
Убежден, что, идя в ногу со временем, используя как современные технологии, так и проверенные временем методы нам удастся существенно укрепить профессиональное ядро следственных работников и обеспечить его дальнейшее развитие.
Уверен, что инициативность, энергия и огромный творческий потенциал следователей и криминалистов позволит нам успешно справляться с любыми вызовами преступности.
Благодарю за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *