Положение о приеме детей в 1 класс

  • автор:

Положение о приёме в первый класс

Положение

о порядке приема в 1-й класс

1. Общие положения

    1. Требования данного документа основываются на содержании ст.43 п. 1,2 Конституции Российской Федерации, Законов РФ:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Закона Мурманской области от 28.06.2013 № 1649 – 01 – ЗМО «Об образовании в Мурманской области»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22.01.2014 №32;

  • Санитарно-гигиенических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • Устава школы

    1. Цель положения: организация процесса приема детей в первый класс.

    2. Администрация школы знакомит родителей (законных представителей) с настоящим

Положением, Уставом школы, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации школы, ООП, реализуемыми школой.

2. Правила приема в первый класс

2.1. Прием в школу детей осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

2.2. Школа осуществляет прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, с 01 февраля по 30 июня текущего года.

2.3. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, до 30 августа.

2.4. Для зачисления в первый класс родители (законные представители) детей, предъявляют документы:

  • заявление о приеме в 1 класс;

  • оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя);

  • свидетельство о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (копия);

  • свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.

2.5. Предъявленные родителями (законными представителями) документы регистрируются в журнале приема заявлений, заявителю выдается расписка, содержащая следующую информацию:

  • входящий номер заявления о приеме;

  • перечень представленных документов с отметкой об их получении, заверенный подписью ответственного за прием документов и печатью Учреждения;

  • сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс;

  • контактные телефоны для получения информации.

2.6. Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документы:

  • документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка);

  • документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

2.7. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

2.8. Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в школе на время обучения ребенка.

2.9. Приём закреплённых лиц в школу осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора). Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс независимо от уровня их подготовки. В случае, если ребенок по состоянию здоровья не может обучаться в школе, администрация общеобразовательного учреждения по согласованию с Учредителем организует процесс обучения на дому.

2.11. Прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и письменного заявления родителей (законных представителей) с указанием адреса фактического проживания.

2.12. Иностранные граждане, пользующиеся в Российской Федерации правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации, проживающие на территории города, также могут зачисляться в первый класс для получения начального, а в дальнейшем основного и среднего общего образования. В этом случае документы для зачисления ребенка предоставляются на общих основаниях в соответствии с Уставом школы и данным Положением.

3. Порядок приема детей в 1-й класс.

3.1. Зачисляются в первый класс дети, проживающие на территории района и закреплённой к территории школы.

3.2. Первичное комплектование первых классов проходит до 30 июня, окончательное — проводится до 31 августа текущего года.

4. Работа с родителями (законными представителями)

4.1. Работа с родителями (законными представителями) включает в себя следующие этапы:

  • организационное родительское собрание (февраль, апрель)

  • индивидуальные консультации логопеда, психолога, педагогов (апрель, май)

  • классные родительские собрания ( июнь, август)

5.Контроль над выполнением настоящего положения

5.1. Контроль над проведением приема и формирования первых классов возлагается на

заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

5.2. Общее руководство приема детей в первый класс осуществляет директор школы.

Куда нужно написать, на какой закон опереться, чтобы добиться бесплатной продлёнки?

Только платная продленка.

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.

Консультант Плюс: примечание.

Приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 436 н утвержден Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

12. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов. Порядок направления несовершеннолетних граждан в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов и условия их пребывания в таких учреждениях определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Как регламентирован порядок приема в 10 профильные классы?

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Размещение информации о подготовке органами исполнительной государственной власти области проектов нормативных правовых актов, результатах их независимой антикоррупционной экспертизы, общественного обсуждения, публичных консультаций в рамках оценки регулирующего воздействия

Ответ: Согласно части 6 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

Согласно статье 61 Закона об образовании одним из оснований прекращения образовательных отношений является отчисление в связи с получением образования (завершением обучения).

Таким образом, если Ваш ребенок закончил 9 класс и успешно сдал государственную итоговую аттестацию, то ему должен быть выдан аттестат об основном общем образовании, который подтверждает получение им основного общего образования и он отчисляется из школы. Далее он может подать соответствующие документы о приеме либо в эту же школу, либо в другую для обучения по программе среднего общего образования в соответствии с выбранным профилем обучения.

На федеральном уровне порядок приёма граждан в школу регламентирован приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года № 32 «Об утверждении порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – Порядок). Правила приёма, которые не урегулированы федеральным законодательством, могут уточняться региональными, муниципальными актами, а также правилами конкретной образовательной организации. При этом эти уточнения не могут ухудшать или ограничивать права граждан, которые закреплены на федеральном уровне.

Согласно статье 30 Закона об образовании образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Согласно пункту 6 Порядка организация индивидуального отбора при приеме в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Вологодской области от 24 февраля 2014 года № 122 (ред. от 10.06.2019) утвержден Порядок организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения (далее – Порядок индивидуального отбора).

Согласно Порядку индивидуального отбора отбор обучающихся производится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или осуществляющих профильное обучение. Индивидуальный отбор обучающихся в 10 классы производится ежегодно.

Индивидуальный отбор при приеме в 10 класс осуществляется путем составления рейтинга обучающихся, учитывающего:

— первичные баллы, полученные по итогам государственной итоговой аттестации по математике, русскому языку и по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора;

— баллы, начисленные за индивидуальные достижения обучающегося (наличие аттестата об основном общем образовании с отличием);

— баллы за наличие диплома (дипломов) победителя (призера) олимпиады — для лиц, являющихся победителями (призерами) олимпиад школьников по русскому языку, математике или по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора, победителями (призерами) регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, математике или по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора.

Лица, являющиеся победителями (призерами) заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, математике или по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора, членами сборных команд по русскому языку, математике или по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора, приравниваются к лицам, набравшим максимальный рейтинговый балл.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов в случае выбора ими при прохождении государственной итоговой аттестации экзаменов только по обязательным предметам (русский язык и математика), при составлении рейтинга учитываются итоговые отметки, полученные по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора. Итоговые отметки переводятся в средние первичные баллы в соответствии со шкалой пересчета суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале, утверждаемой приказом Департамента образования области на текущий учебный год.

В случае получения обучающимися одинакового рейтингового балла, если количество заявлений об участии в индивидуальном отборе превышает количество мест в классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или классы профильного обучения, для таких лиц образовательной организацией проводится тестирование по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора, по системе балльной оценки. По результатам тестирования преимущество при индивидуальном отборе имеет обучающийся, набравший наибольшее количество баллов. Порядок проведения тестирования, система оценивания обучающихся утверждаются локальными нормативными актами образовательной организации.

Информация о сроках, времени, месте подачи заявлений, порядке организации индивидуального отбора, порядке тестирования и системе оценивания, работе приемной комиссии и апелляционной комиссии, правилах подачи и рассмотрения апелляций по результатам индивидуального отбора размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 30 дней до начала индивидуального отбора.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Закона об образовании.

А часть 5 статьи 88 Закона об образовании как раз и содержит норму об индивидуальном отборе, следовательно Вашему ребенку может быть отказано в приеме в эту же образовательную организацию, если по условиям отбора он не прошел.

Зачисление в образовательную организацию осуществляется на основании решения приемной комиссии и оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации.

Дополнительный индивидуальный отбор осуществляется в течение всего учебного года в том же порядке, что и индивидуальный отбор, проводившийся в первоначальные сроки, при наличии свободных мест.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

О приеме в 1 класс (если ребенку не 6 лет. 6 мес).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» дает возможность получать начальное образование даже в более раннем возрасте Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

Цитата: 1…Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. А возраст 6 лет и 6 месяцев вполне приемлем, вообще ПМПК не принимает решений когда ребенку пойти учиться. Согласно положениям Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Цитата: 10. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Т.е. заключение ПМПК носит рекомендательный характер а не разрешительно запретительный, ее задача оказать содействие родителям и образовательным организациям по организации образовательного процесса для ребенка, поэтому, учредитель не обязан полностью руководствоваться рекомендациям ПМПК по вопросу принятия ребенка в образовательное учреждение. Что касается ЦПМПК, то ее функция заключается в следующем: Цитата: 11. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 10 настоящего положения основных направлений деятельности, осуществляет:

а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

Т.е. ребенок совсем не обязан проходить обследование еще и в этой комиссии, всё это происходит в первую очередь с согласия родителей на что прямо указывает следующее положение: Цитата: 14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

5-6-7 лет — когда отдавать ребенка в школу? Мнения мам и простой «житейский» тест от учителя

Сегодня у родителей есть выбор: отдать ребенка в школу в 6 лет или 7. И даже пятилетку возьмут в первый класс, если ребенку исполнится 6 лет до 30 сентября. Но готов ли ребенок в 5-6 лет к усвоению учебного материала, к позе «спинка ровная, ручки сложить на парте»? И что ребенок должен знать и уметь, отправляясь в первый класс? Истории мам, мнение педагога и комментарий психолога читайте в статье.

Источник фото: .com

Мария пошла сразу во второй класс

— В 6 лет я пошла в 1 класс, но там провела всего две недели, к маме пришла учительница и сказала:

Заберите ее от меня, она же зевает на уроках!

У моей мамы педагогическое образование, и в 6 лет я уже умела и читать, и считать, и писать. В первом классе мне было делать абсолютно нечего. После небольшого собеседования меня перевели во второй класс. Я училась без проблем, и в отношениях со сверстниками все было гладко, никакой разницы я не ощущала. До 8 класса была отличницей, потом уже немного расслабилась, но все равно трудно мне не было, и я не отставала от одноклассников.

Единственный минус — это то, что рано окончила школу … в 16 лет. Хотелось еще немного побыть ребенком, но пришлось поступать в институт, уезжать в другой город. Все-таки я бы хотела на год дольше в школе учиться.

Дочку отдала в школу в 6 лет в первый класс. Она читала хорошо, считала, писала, но только печатными буквами. Я с дочкой занималась с детства. В три года она уже решала простые примеры, 1+1 или 1+2. В 5 лет читала, поэтому в школу довольно легко пошла. Когда мы пришли в подготовительный класс, за год до школы, нам сказали, что ей нет смысла туда ходить.Дочка учится хорошо, но я считаю, что вопрос со школой нужно решать индивидуально. Некоторые в 8 лет не готовы в школу идти. А некоторые — вундеркинды — и в 5 справятся. Первый класс больше психологически настраивает ребенка на учебу. Учатся, что есть урок и перемена, режим и расписание. Приучаются к самостоятельности и школьным правилам.

Ольга отдала сына в школу в 7 лет, но ему было скучно

— Я занималась с сыном до школы только по желанию, не учила специально читать, писать, считать. Был интерес — занимались. Читать сын научился еще в 4 года, простые слова вроде муха, лужа, вода. Писал печатными буквами, считал хорошо. Но интерес к чтению у него появился летом перед самой школой: он начал читать вывески, заголовки в книгах и пр.

Отправила я его в школу в 7 лет, об этом не жалею, но есть один минус — до 4 класса ему откровенно было скучно в школе, я постоянно задумывалась о том, чтобы «перепрыгнуть» класс, но у нас была хорошая учительница, в общем, я побоялась что-то менять. Возможно, зря.

Валерия пошла в 1-й класс в 5 лет

— Меня не планировали отдавать в школу так рано, так получилось. На тот момент я лишь немного умела читать, тогда всему учили в школе. В школе даже не знали, что мне 5 лет, потом уже спохватились. Сначала хотели приостановить обучение, но я сдала экзамены, и меня оставили учиться.

Не могу сказать, что мне было сложно по успеваемости. Но проблемы были: все одноклассники старше, а в 5 лет дети еще подвижные, хочется крутиться и вертеться.

Я думаю, что лучше идти в школу хотя бы с 6 лет. Я была самой младшей в классе, а в переходном возрасте это сильнее ощущалось. Кто-то быстрее взрослеет, по итогу дети, подростки — все в одном классе. Разный гормональный уровень, разный уровень агрессии.

Если родители планируют отдать ребенка в школу в 5 лет, они должны учитывать эту психологическую разницу.

Совет учителя: не торопитесь!

Как мама и бывший педагог Наталья Колесникович советует не торопиться. Когда ее спрашивают, во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу, она всем советует «тянуть время». Дети могут многое уметь, но не готова в первую очередь их нервная система.

— Приведу простой пример. Мой сын шел в школу, умея читать, считать в пределах первого десятка и писать печатными буквами. С адаптацией в коллективе проблем не возникало, на уроках был активным, продленки у нас не было и, казалось бы, все в норме, ребенок не переживает, все у него получается, сложностей никаких нет, если бы не одно «но»… Приходя из школы, он порой засыпал, едва успев переодеться.

С режимом дня все у нас было нормально, вставать приходилось не очень рано, так как школа была в 5 минутах ходьбы от дома. От дневного сна ребенок несколько лет как отказался. И? Вот он — явный показатель перегрузки нервной системы. Новая обстановка, новый коллектив, новые правила, новое все. Нужно время, чтобы ко всему этому привыкнуть. Как правило, новоиспеченные школьники входят в колею только после Нового года — и это нормально.

Еще сложнее тем, кто не посещал детский сад. Что бы ни говорили, но социализация и коммуникативные навыки имеют немаловажное значение. Умел ли ребенок читать и считать до школы, знал ли английский, владел ли скрипкой – не этим, на мой взгляд, должна измеряться готовность к обучению в школе.

Стоит учесть мотивацию ребенка

Ребенок должен понимать, что в школе нужно будет делать не только то, что тебе хочется, но и то, что просит учитель. Нужно соблюдать определенные правила. Например, сидеть за партой и не вставать до звонка. Хочешь ответить — подними руку и подожди, когда учитель тебя спросит, а не выкрикивай с места. Кажется, мелочи, но многим это дается с трудом. Ребенок должен понимать, когда в приоритете учебная деятельность, а когда можно и поиграть.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики

Несколько лет я сама работала с первоклашками. Скажу по опыту, что разницу между шести- и семилетками можно увидеть, стоит дать детям в руки ножницы: моторика быстро расставит все точки над «i» и покажет, кто готов к школе, а кто не очень. И второй житейский тест — завяжи шнурки. Смех смехом, но в 6-7 лет не все с этим справляются. А все почему? Слабо развита мелкая моторика.

Если мелкая мускулатура слабая, в первом классе будут сложности с освоением письма. Поэтому нужно перед школой максимально делать упор на те виды творчества, где нужна усидчивость и работа с мелкими деталями: пластилин, бисер, отрывная аппликация и др.

Не заставляйте ребенка читать

Если хотите помочь ребенку в овладении навыком чтения, не гонитесь за бессмысленной зубрежкой алфавита, а уделите максимальное внимание развитию фонематического слуха. Научиться читать ребенок сможет быстро, если поймет сам принцип чтения. Родителям лучше не торопить события, чтобы не навредить. А вот играть со словами и учить выделять звуки в словах — нужно как можно чаще.

Я не вижу смысла заставлять ребенка страдать над книгой только ради того, чтобы в первый класс он пошел читающим. Так можно навсегда отбить охоту дружить с книгой. Многих детей заставляют по пять раз повторять прочитанное, пересказывать — этого не стоит делать ни в коем случае. Всему свое время.

Лучше родителям вообще не вмешиваться, не владея методикой обучения чтению. Учителю сложнее переучить, чем научить. В конце первого класса зачитают все — это факт. Конечно, легче и быстрее осваивают программу те, кто пришел в первый класс, уже умея читать, но положительная мотивация и жажда новых знаний сделают свое дело гораздо быстрее и качественнее, чем вырванные мамины нервы и крокодильи слезы маленького страдальца.

Когда точно не стоит спешить

Школа — это в любом случае стресс, для ребенка с любым уровнем подготовки. Поэтому важно отнестись к этому в первую очередь не со стороны своих родительских амбиций, а с позиции максимально комфортного для здоровья ребенка окружения. Если есть малейшие сомнения — лучше не торопиться, пусть ребенок окрепнет физически, остальное — наверстается.

Если у ребенка есть сложности с общением (со взрослыми, со сверстниками, с самим собой и пр.) — это тоже может осложнить адаптацию к школе.

Если есть логопедические проблемы — однозначно не стоит спешить отдавать ребенка в 1 класс, неправильное произношение влечет за собой ошибки и в письменной речи.

6 критериев готовности к школе

Врач-психотерапевт Виктория Валуева выделяет несколько показателей, по которым можно оценить уровень готовности ребенка к школе.

Физиологические критерии. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, хорошо развиты двигательные качества (ловкость, быстрота, сила, скорость, гибкость). Сюда же относим координацию системы «рука–глаз» и ловкость пальцев и рук. Если внимания к физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни будет недостаточно, то ребенку будет сложно адаптироваться к более жесткому школьному режиму. А это значит сниженный иммунитет и постоянные простуды.

Личностная готовность. Если почти каждый ваш день начинается со слов ребенка: «Мама, отведи меня в школу» или «Я хочу быстрее в школу», то это свидетельствует о базовой готовности ребенка к школе, учебной деятельности и учителям. У него появилось желание играть новую роль — роль ученика. Тут родителям важно не уменьшить, а поддержать мотивацию к обучению и желательно обращать внимание ребенка не на внешние атрибуты (красивый портфель или новые фломастеры), а на возможность получать новые знания (узнавать что-то новое и интересное).

Социальная готовность к школе. Если при наличии мотивации ребенок умеет слушать других, чувствует себя членом группы и умеет соблюдать общие правила, это еще один плюс в пользу готовности посещать школу.

Внимание. К 6-7 годам внимание ребенка переходит из непроизвольного в произвольное. Это значит, что он сам может управлять своим вниманием и удерживать его какое-то время. К моменту начала учебного процесса необходимо научить ребенка концентрировать внимание хотя бы на протяжении 15 минут. В большом классе больше раздражителей, чем дома: шорохи, звуки, поэтому способность к концентрации является важнейшей предпосылкой успешного обучения.

Зрелость эмоционально-волевой сферы. К началу школы важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Родители должны донести до ребенка мысль, что даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться на уроке, все же правильнее будет посидеть и послушать учителя. Если мама видит, что во время игры ребенок спокойно и успешно справляется со своими эмоциями, можно говорить о его готовности к школе.

Интеллект. О развитом интеллекте ребенка скажет его пытливый ум, а не просто умение читать, считать, писать буквы, как считает большинство родителей. Интеллектуальный «багаж» — это и дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), и аналитическое мышление, и способность устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Если вы хотите поднять волнующую вас тему или поделиться личной историей для статьи, пишите нам на editor@rebenok.by Ольга Давлетбаева Теги: Все о детях, Личный опыт, Психология, Спорный вопрос, Школа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *