Полномочия РФ в области земельных отношений

  • автор:

Содержание

Статья 9 ЗК РФ. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Новая редакция Ст. 9 ЗК РФ

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

4) установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Комментарий к Статье 9 ЗК РФ

Субъектами права, реализующими полномочия Российской Федерации, могут быть Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, а также отдельные федеральные органы исполнительной власти.

Федеральное Собрание РФ, принимая акты земельного законодательства, реализует многие из перечисленных в комментируемой статье ЗК полномочия Российской Федерации, которые связаны с нормотворческой деятельностью.

Значительное число полномочий Российской Федерации реализует Правительство РФ. Например, упомянутые в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи полномочия Российской Федерации по установлению основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений Правительство РФ реализует через принятие соответствующих распоряжений (распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 года N 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 — 2017 годы» <77>), а полномочия по разработке и реализации федеральных программ использования и охраны земель (подп. 6 п. 1 ст. 9 ЗК) Правительство реализует через принятие постановлений (Постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 года N 922 «О федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 — 2020 годы» <78>).
———————————
<77> СЗ РФ. 2012. N 12. Ст. 1425.

<78> СЗ РФ. 2013. N 43. Ст. 5554.

Среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия Российской Федерации в сфере земельных отношений, — Министерство экономического развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и т.д. Так, в Постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2006 года N 689 «О государственном земельном надзоре» <79> установлен порядок осуществления государственного земельного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.
———————————
<79> СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.

По праву собственности Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью.

Другой комментарий к Ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Перечисленные в комментируемой статье полномочия Российской Федерации реализуют соответствующие федеральные органы государственной власти, к компетенции которых действующее законодательство относит вопросы регулирования земельных отношений. Основой осуществления полномочий Российской Федерации в области земельных отношений являются положения Конституции РФ, имеющие принципиальное значение для развития всего земельного законодательства.

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений ЗК относит к числу полномочий Российской Федерации. В концентрированном виде федеральная политика в данной сфере выражается в форме принятия федеральных законов, что прямо предусмотрено в ч. 3 ст. 36 Конституции, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, т.е. Земельного кодекса РФ.

Установление ограничений прав лиц, использующих земельные участки на различных титулах, также отнесено к компетенции Российской Федерации. Публичные интересы, связанные с обеспечением рационального использования и охраны земель, окружающей среды, определяют необходимость установления ограничений хозяйственной деятельности и использования земель. В соответствии с п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ или иным федеральным законом.

Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности и использования земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий.

Под оборотоспособностью понимается возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от одного лица в порядке универсального правопреемства (в форме наследования или реорганизации юридического лица). Оборотоспособность — это возможность распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам. Применительно к сфере земельных отношений оборотоспособность земельных участков представляет собой возможность их собственников определять юридическую судьбу земельных участков, т.е. распоряжаться ими в пределах, установленных законом — ЗК.

Основное отличие оборотоспособности земельных участков от оборотоспособности иных объектов гражданских прав заключается в том, что земельное законодательство устанавливает определенные пределы и ограничения распоряжения земельной собственностью. Ограничения оборотоспособности земельных участков — это также прерогатива федеральных органов государственной власти (см. комментарий к ст. 27 ЗК РФ).

Осуществление ряда функций управления в сфере использования и охраны земель также отнесено к полномочиям Российской Федерации. К ним относится мониторинг земель. Согласно ст. 67 ЗК РФ мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Порядок осуществления мониторинга земель устанавливается Правительством РФ. Положение об осуществлении государственного мониторинга земель утверждено постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846.

К числу важнейших управленческих функций относится государственный земельный контроль. Государственный земельный контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами за соблюдением земельного законодательства, норм, правил и требований по охране и использованию земель всеми организациями, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами (ст. 71 ЗК РФ). Положение о государственном земельном контроле утверждено постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689.

Порядок проведения работ по землеустройству регулируется ст. 68 и 69 ЗК РФ и Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве». В ст. 1 названного Закона землеустройство определяется как мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Согласно ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий), а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, — также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

На федеральном уровне устанавливается порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, в том числе путем выкупа. Основания изъятия земельных участков установлены в ст. 49 ЗК РФ, а в ст. 55 ЗК РФ — условия и порядок изъятия земельных участков. Кроме того, к компетенции федеральных органов государственной власти непосредственно относится осуществление данной функции в тех случаях, когда возникает необходимость изъять земли для федеральных нужд.

К числу полномочий Российской Федерации ЗК также относит разработку и реализацию федеральных программ по использованию и охране земель. Общие положения, касающиеся порядка разработки федеральных программ, предусмотрены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В частности, ст. 1 названного Закона определяет программу социально-экономического развития РФ как комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Статья 4 данного Закона предусматривает, что прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ и подлежит опубликованию.

2. Наряду с указанными выше полномочиями ЗК наделяет Российскую Федерацию правом управлять и распоряжаться теми землями, которые находятся в федеральной собственности (ст. 17 ЗК РФ). Содержание права собственности, независимо от того, какое имущество является объектом права собственности, определено в ст. 209 ГК РФ и сводится к правомочиям владения, пользования и распоряжения, причем объем и содержание этих правомочий имеет определенную специфику.

Правомочие управления всеми землями независимо от того, в чьей собственности они находятся, основано на праве территориального верховенства государства, а право распоряжения землями — на праве собственности Российской Федерации. Исходя из этого вряд ли обосновано наделение Российской Федерации как собственника федеральных земель правомочием управления, что не соответствует основам гражданско-правового регулирования отношений собственности. Это замечание относится также и к полномочиям субъектов РФ, а также органов местного самоуправления (ст. 10 и 11 ЗК РФ).

Земельныйэксперт

Полномочия в области земельных отношений

5301

Законодательство РФ в области земельных отношений устроено таким образом, что права на управление и образование новых территорий четко разграничены и распределены между самим государством, его субъектами и муниципалитетами.

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений распределяются в зависимости от строгой иерархической структуры подчиненности. Другими словами, каждый управленческий орган имеет свои права и конкретные функции, главным распорядителем выступает РФ.

К примеру, муниципалитет вправе получить от кадастровой службы федеральной принадлежности все необходимые статистические данные и аналитику, планировать их дальнейшую рациональную эксплуатацию. В свою очередь, государство вправе запросить отчет о деятельности службы.

Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Права государства вытекают из основного законодательного документа – Конституции РФ. В акте содержится несколько положений, согласно которым и производится распределение прав по управлению земельной собственностью страны. В частности, это прописано в ст. 71 Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации в области земельных правоотношений имеются следующие:

  1. Контролирование границ государства и его территорий.
  2. Управление субъектами страны, включая формирование органов управления.
  3. Формирование единого свода данных, который включает в себя геодезические и картографические материалы по территории страны.
  4. Осуществление земельного реформирования.
  5. Регулирование и соблюдение прав граждан на владение земельными участками.
  6. Разработка основ землепользования.
  7. Выполнение контролирующих функций по отношению к земельному режиму и охране территорий в рамках деятельности Росприроднадзора.

Каждый из пунктов дает государству право на пользование и распоряжение теми объектами земли, которые состоят в федеральной собственности. В целом полномочия РФ являются общими и заключаются в распределении обязанностей по управлению государственной территорией уже на уровне регионов. Российская Федерация вправе распоряжаться только землями целевого назначения, обозначенными в перечне:

  • паев сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • земельных зон природопользования — водных, лесных фондов запаса;
  • промышленных земельных зон, связанных энергетикой, транспортом, обороной и безопасностью.

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений

Полномочия региональных образований:

  1. Изъятие земельных участков посредством выкупа для использования государством, в частности, самим регионом.
  2. Составление и разработка необходимых программ для дальнейшего использования прилегающих территорий и их охраны.
  3. Другие полномочия, которые не относятся к правам государства и местных органов власти.

По закону, субъекты могут распоряжаться только теми земельными наделами, которые располагаются в пределах региона. Публичные субъекты также входят в сферу деятельности и контролирования данного органа. Помимо выполнения главных функций, регионы должны:

  • вести кадастр недвижимости и земель;
  • гарантировать сохранность в первоначальном состоянии земельных зон, а также следить за их целевой эксплуатацией;
  • выполнять перевод земли из одного типа в другой;
  • периодически производить мониторинг земель;
  • регистрировать права на участки и все действия, сделки с их участием;
  • производить кадастровую оценку земли;
  • планировать дальнейшее применение площадей.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Согласно ст. 130 Конституции РФ, администрация поселения имеет право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью, в том числе территорией населенного пункта.

Поскольку земельный налог относится к местным, то ответственность за эксплуатацию территорий несет не только налоговая служба, но и администрация региона. В целом в список прав и обязанностей представителей городской управы входят:

  • реализация государственных законодательных актов и контроль их исполнения;
  • распределение и пользование территориями, которые принадлежат непосредственно местному образованию;
  • выдача населению всех необходимых бумаг о земельном наделе;
  • изъятие и эксплуатирование зон, расположенных в пределах муниципального образования;
  • разработка необходимых программ, предназначенных для охраны и разграничения территорий;
  • издание актов для контроля правоотношений в сфере действия земельного законодательства;
  • проверка целевого использования площадей.

Муниципалитет вправе распоряжаться только теми участками, которые находятся на территории самого образования.

Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами власти субъекта РФ

Независимо от расположения на иерархической лестнице, все вышеперечисленные органы управления могут перераспределить права и обязанности между собой. Порядок данной процедуры описан в ст. 10.1 Земельного кодекса РФ.

К примеру, по статье закона муниципалитет может быть наделен правами в области охраны окружающей среды, запрета использования лесного фонда, воспроизводства лесов и планирования дальнейшей эксплуатации земельных наделов, принадлежащих городу или поселению.

Порядок перераспределения указан в ч. 1.2 ст. 17 ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия могут предоставляться на срок не меньше периода действия прав представительного органа власти. Обычно закон начинает действовать с нового финансового периода.

Государственным органам не могут быть отданы права на составление местного бюджета, поддержания правопорядка, а также изменения границ зоны муниципального образования.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Сфера земельных правоотношений регулируется земельным кодексом и Конституцией РФ.
  2. Государственные органы распоряжаются всеми территориями страны, регулируют границу субъектов федерации, контролируют исполнение федеральных законов.
  3. Субъекты России обладают правом распоряжаться только собственными территориями, изымать их у граждан в связи с необходимостью, учитывать, планировать дальнейшее использование, представлять все необходимые документы.
  4. Муниципалитет может распоряжаться земельными зонами в пределах поселения. В их полномочия входят распоряжение и контролирование использования территорий, разработка законов и программ, предназначенных для охраны имеющихся площадей.
  5. В некоторых случаях полномочия по управлению землями и близлежащими территориями могут перераспределяться между органами власти, субъектами федерации и местным руководством.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по полномочиям в области земельных отношений

Вопрос: Здравствуйте, разъясните мне, пожалуйста, может ли город забрать мой земельный участок просто так? Все дело в том, что я являюсь владельцем по праву собственности небольшого участка земли на берегу реки. Место очень живописное и мне неоднократно предлагали его продать. Месяц назад я получил письмо от органов местного самоуправления, где было сказано, что я должен передать свою землю в полное владение муниципалитета в связи с государственной необходимостью. Если данное решение незаконно, подскажите, что мне делать дальше? Аркадий.

Ответ: Здравствуйте, Аркадий. Согласно ст. 130 Конституции РФ, городские органы власти имеют достаточно полномочий для того, чтобы изымать земли у населения, если это связано, например, с прокладыванием новой дороги или постройкой крупного промышленного предприятия. Однако, даже в этом случае, собственнику имущества компенсируется стоимость участка по рыночной цене.

В вашем случае, во-первых, нарушен порядок изъятия земли, а во-вторых, не объяснены причины этого действия. Таким образом, вы имеете полное право обратиться в суд и опротестовать требование муниципалитета.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Участники земельных отношений
  2. Объекты земельных отношений
  3. Категории земель в РФ
  4. Виды земельных отношений

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

  • +7 (800) 550-38-47 — Россиия

  • +7 (499) 553-09-05 — Москва

  • +7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Статья 2. Земельное законодательство

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации

Статья 5. Участники земельных отношений

Статья 6. Объекты земельных отношений

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Глава I.1. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 11.1. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Статья 11.2. Образование земельных участков

Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 11.4. Раздел земельного участка

Статья 11.5. Выдел земельного участка

Статья 11.6. Объединение земельных участков

Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Глава II. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Статья 12. Цели охраны земель

Статья 13. Содержание охраны земель

Статья 14. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами

Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

Статья 16. Государственная собственность на землю

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Глава IV. ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (СЕРВИТУТ, ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ), АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

Статья 22. Аренда земельных участков

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками

Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Статья 25. Основания возникновения прав на землю

Статья 26. Документы о правах на земельные участки

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение

Статья 36. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков

Глава V.1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков

Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно

Статья 39.5 введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 1 марта 2015 года. С этого же срока подпункт 6 статьи 39.5 изложен в новой редакции Федеральным законом от 29.12.2014 N 487-ФЗ.

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов

Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование

Статья 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме

Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка

Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение

Глава V.2. ОБМЕН ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НАХОДЯЩИЙСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Глава V.3. УСТАНОВЛЕНИЕ СЕРВИТУТА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 39.23. Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.4. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, МЕЖДУ СОБОЙ И ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Глава V.5. БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПЕРЕДАЧА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ В СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

Статья 39.32. Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности

Глава V.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТА, ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА

Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений

Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации

Статья 39.37. Цели установления публичного сервитута

Статья 39.38. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута

Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута

Статья 39.40. Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута

Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута

Статья 39.42. Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута

Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута

Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута

Статья 39.45. Срок публичного сервитута

Статья 39.46. Плата за публичный сервитут

Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута

Статья 39.48. Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом

Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута

Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков

Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

Статья 43. Осуществление прав на земельный участок

Глава VII. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка

Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком

Статья 48. Основания прекращения сервитута

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 50. Конфискация земельного участка

Статья 51. Реквизиция земельного участка

Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

Статья 55. Утратила силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

Статья 56. Ограничение прав на землю

Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

Глава VII.1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.9. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.10. Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.11. Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления

Глава VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПРИ УХУДШЕНИИ КАЧЕСТВА ЗЕМЕЛЬ, ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости

Статья 57.1. Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий

Статья 58. Утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

Глава IX. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

Статья 59. Признание права на земельный участок

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Статья 62. Возмещение убытков

Статья 63. Утратила силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

Глава X. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ И ОЦЕНКА ЗЕМЛИ

Статья 65. Платность использования земли

Статья 66. Оценка земли

Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Статья 67. Государственный мониторинг земель

Статья 68. Землеустройство

Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства

Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Глава XII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья 71. Государственный земельный надзор

Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства

Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений

Статья 72. Муниципальный земельный контроль

Статья 72.1. Общественный земельный контроль

Статья 73. Утратила силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 234-ФЗ.

Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Статья 80. Фонд перераспределения земель

Глава XV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

Статья 86. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

Статья 88. Земли промышленности

Статья 89. Земли энергетики

Статья 90. Земли транспорта

Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности

Статья 93. Земли обороны и безопасности

Глава XVII. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 97. Земли природоохранного назначения

Статья 98. Земли рекреационного назначения

Статья 99. Земли историко-культурного назначения

Статья 100. Особо ценные земли

Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Статья 101. Земли лесного фонда

Статья 102. Земли водного фонда

Статья 103. Земли запаса

Глава XIX. ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 104. Цели установления зон с особыми условиями использования территорий

Статья 105. Виды зон с особыми условиями использования территорий

Статья 106. Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий

Статья 107. Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий

Земельный кодекс (ЗК) РФ считается главным нормативно-правовым источником земельного законодательства в нашей стране. Занимается отношениями, касающимися использования и охраны российских земель, которые считаются основой жизни и деятельности народов, что живут на соответствующей территории. Устанавливает приоритет охраны земли, как ведущего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйствах перед использованием земельных участков в качестве недвижимого имущества. Утверждает, что владение, распоряжение и пользование землёй могут производиться собственниками участков свободно, но при одном условии — это не должно вести к ущербу окружающей среды. Регламентирует такие вопросы, как бессрочное пользование участком, возникновение, прекращение и ограничение прав на землю, пожизненное наследуемое владение земельной территорией, оценка земли, мониторинг территории, землеустройство и др.

Земельный кодекс РФ был принят 28.09.2001 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *