Полицейский контроль за миграцией

  • автор:

Обновлен регламент по осуществлению контроля и надзора за пребыванием, проживанием и трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Приказ ФМС России N 367, МВД России N 807 от 31.07.2015 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и трудовой деятельностью иностранных работников»

Предметом государственного контроля является соблюдение иностранным гражданином правил въезда и выезда, установленного режима пребывания, правил миграционного учета и транзитного проезда через территорию РФ, соблюдение принимающей стороной правил регистрации иностранных граждан по месту жительства, соблюдение работодателями правил привлечения иностранных работников и использования их труда.

Государственная функция осуществляется путем проведения выездных плановых, внеплановых и документарных проверок. Установлены объекты, в отношении которых проводятся проверки согласно принятому Регламенту.

Сформулированы основания принятия решения о проведении проверки, порядок подготовки к проведению проверки и издания распоряжения о ее проведении, порядок непосредственного ее проведения, составления акта по результатам проведенной проверки, ознакомления с ним проверяемого лица (его представителя), собственника (или иного владельца) проверяемого объекта.

Кроме того, закреплены права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору).

Результатом исполнения государственной функции является выявление административных правонарушений в сфере миграции, либо признаков уголовно наказуемых деяний; привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в сфере миграции, выявление и устранение причин и условий, способствовавших нарушению законодательства, выявление оснований для принятия решений о запрете въезда иностранных граждан на территорию РФ, их депортации, либо об отсутствии оснований для принятия таких решений.

В приложении к Приказу приведена контактная информация по структурным подразделениям ФМС России.

Утратившими силу признаны Приказы МВД России и ФМС России от 30.04.2009 N 338/97 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда», с изменениями и дополнениями.

Проверка документов: как себя вести и что делать

Для многих мигрантов в России, встреча с представителями полиции является стрессовой ситуацией. И тут дело не только в документах. В такой ситуации появляется вполне естественное чувство волнения, ведь на кону подобной встречи стоит возможность жить и работать в России. И не секрет, что под воздействием стресса человек может «наломать дров». А вот, чтобы этого не случилось, мы подготовили для вас небольшую, но очень полезную инструкцию того, как вести себя с представителями правопорядка.
Прежде всего, хотелось бы пояснить, что органы полиции выполняют социально значимую для каждого человека функцию в государстве и стоят на страже соблюдения закона и правопорядка. Поэтому к проверке документов органами полиции нужно относиться с пониманием и принимать это как объективную необходимость, с которой хоть раз в жизни сталкивается каждый мигрант.

Проверка документов

Для начала разъясним, что общей целью проверки документов сотрудниками правопорядка является обеспечение общественной безопасности. Соответственно документы могут поверить, если есть явные подозрения или гражданин чем-то схож с лицами, находящимися в розыске. Другими словами, остановить и попросить предъявить документы сотрудники полиции могут кого угодно и когда угодно, если у них есть на это причины.
1. Как себя вести при проверке документов:
Главное правило – без паники и хамства. Уверенный, спокойный и вежливый человек внушает больше доверия.
2. Какие права есть у мигранта при проверке документов:
В соответствии с законодательством при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: назвать свои должность, звание, фамилию, сообщить причину и цель обращения. Мигрант имеет право попросить сотрудника полиции предъявить служебное удостоверение. Тут вновь обращаемся к главному правилу – задаем вопросы спокойно и вежливо.
3. Что делать обязательно:
Каждый раз выходя из дома следует обязательно брать с собой следующие документы:

  • Паспорт
  • миграционную карту
  • «регистрацию»
  • патент с чеками об оплате/трудовой договор для граждан Кыргызстана
  • полис

Наличие этих документов и ваша готовность их продемонстрировать максимально ускорят процесс проверки и сэкономит ваше время и время полицейских.
4. Что НЕ делать:
Не грубить!
Не хамить!
Не пытаться сбежать!
Задержание
Задержать и отвезти мигранта в отделение полиции могут по следующим причинам:

  • отсутствуют или просрочены документы, перечисленные выше в пункте №3;
  • нарушены правила въезда и режима пребывания в России;
  • заявленная цель приезда в РФ не соответствует действительной (к примеру, в миграционной карте указана частная цель, а по факту мигрант приехал на заработки).

В случае выявления нарушения в обязательном порядке составится протокол об административном нарушении.
1. Как вести себя при задержании
— максимально собрано, внимательно и без паники.
2. Какие права есть у мигранта при задержании:

  • право на переводчика, если мигрант плохо говорит по-русски;
  • право на телефонный звонок близким родственникам или близким людям – на этот случай всегда должен быть заранее продуманный вариант, кому позвонить и обратиться за помощью;
  • право быть отпущенным после 48 часов задержания до решения суда

Что обязательно делать при задержании:

  • потребовать копию протокола, без его наличия задерживать человека не имеют право;
  • требовать переводчика, если вы не можете самостоятельно перевести и понять то, что написано в документе;
  • внимательно ознакомиться с тем, что написано в протоколе (если информация изложена неверно – следует дописать всё, как было на самом деле).

Что делать НЕЛЬЗЯ:

  • подписывать протокол, не прочитав его полностью;
  • предлагать или отдавать деньги для скорейшего решения вопроса.

Все эти правила несложно запомнить и соблюдать в нужный момент. Но самое главное – уверенность и спокойствие могут обеспечить только легальные документы и соблюдение миграционных законов. А если у вас появились вопросы или сложности в оформление нужных документов, квалифицированные юристы Компании Мол Булак всегда готовы помочь и оказать бесплатную консультацию по номеру 8 800 555 71 71 (звонок по России бесплатный).

Контроль полиции за соблюдением миграционного законодательства

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115–ФЗ) выделяет иностранного гражданина или лица без гражданства из системы соотношения понятий «человек» и «гражданин», определяя его правовой статус в рамках понятия «человек». Различные авторы считают, что «…за разграничением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следуют различия в правовом статусе индивида, разграничение сферы частных и публичных интересов…».

Думается, приведенная выше позиция не вполне применима к правоотношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Это обусловлено тем, что государство в сфере обеспечения прав и свобод человека не противопоставляет свои интересы правоспособности того или иного лица в зависимости от его государственной принадлежности, а лишь наделяет собственных граждан большим объемом прав, исходя из своих (государственных) интересов и потребностей.

Правовой статус – это нормативное закрепление государством прав, свобод и обязанностей человека, т.е. определение его правовой взаимосвязи с обществом и государством. Он является наиважнейшим элементом политико–правовой связи человека с государством в политической, экономической и социальной сферах.

В данной лекции понятия «правовое положение» и «правовой статус» идентичны и взаимозаменяемы.

К источникам правового статуса человека в Российской Федерации относятся такие нормативные документы, как федеральная Конституция, конституции или уставы субъектов Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, а также международные нормативные правовые акты, участником которых выступает современная Россия. Кроме этого, если лицо, пребывающее в России, не является ее гражданином, то дополнительными законодательными источниками его правового статуса становятся международные договоры и соглашения, заключенные между Российской Федерацией или СССР, чьим правопреемником выступает Россия, и государством его гражданства.

Следует обратить внимание на то, что правовое положение иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, отличается от правового положения иностранцев, находящихся в иных государства.

Например, в Конституциях Болгарии и Словакии, как и России, для иностранцев предусмотрен национальный режим – правовой статус негражданина идентичен правовому статусу собственных граждан государства пребывания, за исключением небольшого количества прав и обязанностей, которые предоставлены исключительно для собственных граждан.

Так, согласно ст.32 Конституции РФ, правом избирать и быть избранными в органы государственной власти обладают исключительно граждане РФ, а ст.59 Основного закона предусматривает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Для Испании характерен режим наибольшего благоприятствования, т.е. предоставление гражданам определенного государства (в основном гражданам иберамериканских государств) более широкого объема прав и свобод, чем гражданам третьих государств, например, подданные Испании могут принимать гражданство некоторых латиноамериканских государств без утраты испанского гражданства.

Наряду с вышеперечисленными существуют специальные режимы, когда некоторыми правами, свободами и обязанностями наделяется лишь четко определенная социальная группа иностранцев. Например, дипломатический иммунитет распространяется только на членов семьи дипломата (ст.37 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)), а на другие социальные группы иностранных граждан не распространяется.

Кроме этого, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства варьируется в зависимости от их принадлежности к определенному государству. Это происходит из–за того, что иностранный гражданин должен подчиняться не только законодательству государства пребывания – российскому законодательству, но, наравне с ним, и государству, гражданином которого он является, что обязывает его неукоснительно соблюдать правовые нормы обоих государств, в результате чего правовой статус иностранного гражданина шире, чем у лица без гражданства.

Следует также отметить, что, соблюдая правовые предписания обоих государств, иностранный гражданин в государстве пребывания должен руководствоваться преимущественно действующим законодательством государства пребывания, так как сочетать права, предоставляемые государствами с различными правовыми системами, зачастую просто невозможно. Например, согласно ст.14 Семейного кодекса РФ, в Российской Федерации не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. В то же время в некоторых арабских государствах многоженство официально разрешено, но законной супругой такого иностранного гражданина в России все равно будет признаваться только одна из жен.

Выходя за рамки теории правосубъектности иностранных граждан в Российской Федерации, существующая правоприменительная практика довольно четко определяет структуру «правового положения иностранных граждан». В мировой конституционной теории и практике общепризнанно, что правовой статус человека состоит из двух основных элементов:

– прав и свобод человека;

– обязанностей человека.

Человек вправе реализовывать свободы, гарантированные ему государством, через соответствующие права, которые закреплены в Конституции РФ, международных договорах РФ и иных нормативных источниках, в основном в законах, но в рамках правового статуса, ограниченного его субъективными обязанностями. Это означает, что права человека, охватывая сферу правовых взаимоотношений лица с российским государством, не только не должны быть, ограждены от незаконного вмешательства и притеснения, но и обязаны неукоснительно соблюдаться самим государством.

Часть 1 ст.55 Основного закона предусматривает, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, т.е. она признает, что содержащийся в Основном законе перечень прав и свобод человека и гражданина не является исчерпывающим.

Таким образом, права, не нашедшие своего отражения в Конституции РФ и в иных национальных законодательных актах, регулирующих миграционное законодательство, могут быть закреплены как в международной, так и во внутригосударственной системах права. Тем более что в настоящее время, в период всеобщей глобализации, укрепления внешнеэкономических, культурных и развития общественных связей между Россией и другими государствами, происходит расширение правового статуса человека и гражданина в результате развития норм не только национального, но и международного законодательства. Этот процесс взаимного обогащения законодательства – важная закономерность, поднимающая планку прав человека и повышающая их уровень.

Деятельность по обеспечению прав и свобод человека в России перестает быть только национальным делом и в последнее время основывается на нормах международного права. В РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч.1 ст.17 Конституции РФ). В Законе о международных договорах РФ 1995 года подчеркивается, что «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств». Этот принцип закрепил соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права.

Данное положение нашло отражение в статье 1 УК РФ, согласно которой установление уголовной ответственности должно быть основано на «…общепризнанных принципах и нормах международного права».

Несмотря на то, что Уголовный кодекс Российской Федерации специальнойответственности за незаконную миграцию и борьбу с торговлей людьми прямо не устанавливает, вряд ли можно согласиться в полной мере с М. Буряк, отмечающей, что «современная правовая база РФ, направленная на борьбу с этим явлением, более чем ограничена».

Так, для борьбы с незаконной миграцией в российском уголовном законодательстве предусмотрена ответственность в рамках таких статей УК, как ст.322 (незаконное пересечение государственной границы РФ), ст.327 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков). Ответственности подлежат также лица, использующие заведомо подложные документы (ст.327 ч.3 УК РФ). В соответствии со ст.322 УК РФ, уголовную ответственность влекут действия по пересечению Государственной границы РФ, совершенные без установленных документов и надлежащего разрешения. Под неустановленными документами в данном случае понимаются как недействительные (просроченные, чужие, неправильно оформленные…), так и фиктивные (поддельные) документы, которыми оформляется пересечение Государственной границы. Указанные преступные действия могут включать в себя использование поддельных документов, что является самостоятельным составом преступления – ч.3 ст.327 УК РФ. При этом собственно подделка соответствующих документов не охватывается незаконным пересечением Государственной границы, и в случае фальсификации таких документов самим нарушителем, его действия должны квалифицироваться дополнительно по ч.1 или 2 ст.327 УК РФ.

Следует отметить, что преступным является незаконное пересечение только охраняемой границы. Преступление считается оконченным с момента пересечения Государственной границы любым способом – пешком, с использованием транспорта, вплавь, на воздушном шаре и в любую сторону, т.е. на территорию РФ/сопредельного государства без установленных документов и надлежащего разрешения. Мотивы и цели пересечения значения не имеют, но могут учитываться как отягчающие или смягчающие обстоятельства.

Вопросы незаконной миграции регулируются также административным законодательством России. Так, в Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. выделена целая глава: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (глава 18 КоАП). Статья 18.1. устанавливает ответственность за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации, что подразумевает нарушение правил пересечения Государственной границы РФ лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении, статья 18.4. за нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу России.

Статья 18.8. регламентирует нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ, то есть несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а равно несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ.

Согласно статье 18.9. ответственности подлежит должностное лицо организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, за нарушение установленного порядка их регистрации, оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

Помимо этого в КоАП РФ 2001 г. появились некоторые новые статьи, которые могут использоваться для борьбы с незаконной миграцией. Например, статья 18.10. устанавливает ответственность за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, статья 18.11. – за нарушение иммиграционных правил, которое может заключаться в уклонении иммигранта от проживания в месте временного содержания при посте иммиграционного контроля, в центре временного размещения иммигрантов, в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе для временного пребывания или нарушении правил проживания в указанных местах во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации.

Нововведением является и статья 18.12. – нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания: неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по новому месту пребывания или месту жительства. Статья 18.13. криминализирует незаконную деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей.

КоАП также запрещает в статье 18.14. незаконный провоз лиц через Государственную границу России. Данное правонарушение состоит в непринятии транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы РФ одним или несколькими нарушителями, а также в непринятии лицом, пересекающим по частным делам Государственную границу Российской Федерации, мер по предотвращению использования управляемого им транспортного средства другим лицом для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями в случае, если указанное деяние не являлось пособничеством в преступлении.

Для борьбы с торговлей людьми могут использоваться несколько статей УК РФ, каждая из которых описывает преступление, которое может составлять часть акта торговли людьми.

Во–первых, это статья 120 УК РФ, предусматривающая ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, то есть понуждение потерпевшего с применением любого физического или психического насилия к изъятию его органов или тканей для трансплантации.

Во–вторых, статья 126 УК РФ: Похищение человека, то есть тайное или открытое деяние в виде завладения (захвата) живым человеком, сопряженное с последующим лишением его свободы. В последнее десятилетие мы стали свидетелями многочисленных фактов похищения людей с их последующим вывозом в Чечню. В ряде случаев, такие лица фактически становились рабами, что в определенной степени опровергает вывод, сделанный известным российским ученым И.И.Карпец, отмечавшем, что российское “уголовное законодательство не содержит упоминания о рабстве” в силу отсутствия социальных корней данного явления.

В–третьих, статья 127 УК РФ: Незаконное лишение свободы, не связанное с похищением, то есть действия, состоящие в лишении личной свободы (свободы передвижения) человека, не связанные с похищением. Способом совершения такого преступления выступает физическое или психическое насилие.

В–четвертых, статья 133 УК РФ: Понуждение к действиям сексуального характера, то есть понуждение лица к половому сношению или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей).

Одно из самых тяжких преступлений в отношении ребенка – торговля детьми. В уголовном законодательстве России имеются нормы по защите ребенка от данного преступного посягательства. Статья 152 устанавливает уголовную ответственность за торговлю несовершеннолетними, то есть куплю–продажу несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им. Незаконный вывоз несовершеннолетнего за границу или незаконное возвращение его из–за границы, а также продажа несовершеннолетнего в целях изъятия органов и тканей для трансплантации являются одними изотягчающих обстоятельств.

Решение многих проблем в области миграции зависит от согласованных действий государств – участников СНГ. Принятые в последние годы документы, к сожалению, не всегда выполняются. Это касается в том числе и Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г., особенно в части сближения и унификации национальных законодательств государств – участников Содружества, направленных на упорядочение государственного миграционного обмена и организации контроля за этими процессами, синхронизации визовой политики в отношении граждан, выезжающих из третьих стран, а также создания межгосударственного координирующего органа в целях объединения усилий в борьбе с незаконной миграцией.

Для обеспечения единых подходов государств – участников СНГ в реализации миграционной политики необходимы подготовка и принятие модельных законов, касающихся проблем миграции, на уровне Mежгосударственного Совета государств – участников СНГ, Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и межпарламентских комиссий по двухстороннему сотрудничеству с парламентами государств–участников, включенных в планы законотворческой деятельности этих организаций. Речь, в частности, идет о возможности принятия таких модельных законов, как «Общие направления миграционной политики государств – участников СНГ», «О правилах пребывания и регистрации граждан на территориях государств – участников СНГ, связанных с миграцией», «О принципах регулирования трудовой миграции», «О правовом положении иностранных граждан» и др.. Многие вопросы реализации миграционной политики могут и должны решаться именно на этом уровне.

Только комплексное решение указанных проблем позволит создать действительно эффективную миграционную политику, которая должна стать составной частью внутренней и внешней политики нашего государства, одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти с целью превращения миграции в позитивный фактор экономического и социального развития государства и общества.

Участие сотрудников полиции в контроле за соблюдением гражданами положений миграционного законодательства

Андрюшкова Евгения Андреевна, декан филиала, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского финансово-юридического университета.

Современное мировое развитие резко усилило миграционные процессы, что обусловлено политическими и социально-экономическими изменениями, происходящими в последние десятилетия. Миграция стала неотъемлемой частью экономического порядка, крупные индустриальные государства не обходятся без привлечения труда мигрантов. По оценкам экспертов, доля иностранных работников в общей численности занятых колеблется от 10 до 25%. Одновременно происходит трансформация миграционных процессов: из вынужденной, хаотичной, вызванной военными, национальными, политическими конфликтами миграция в большинстве случаев эволюционирует в трудовую.

Ключевые слова: внутренняя миграция, миграционное законодательство, труд мигрантов, регистрационный учет.

E.A. Andryushkova

Key words: internal migration, migration legislation, labor of migrants, registration record.

Динамично осуществляющиеся в России социальные, экономические и административные преобразования вызывают необходимость разработки адекватных современным условиям и процессам средств и методов противодействия деструктивным проявлениям во всех областях жизнедеятельности человека, в т.ч. и в сфере миграции.

К настоящему времени Россия является страной назначения для многих мигрантов. Наиболее масштабные миграционные потоки направлены в страну из государств — участников СНГ. Большинство миграционных потоков обусловлены социально-экономической ситуацией в странах Содружества Независимых Государств. Возросшая дифференциация уровня экономического развития и уровня жизни между странами, отдельными регионами внутри государства, неравные возможности в обеспечении эффективной занятости являются основными причинами внутренней и внешней миграции в нашей стране.

Современные угрозы в миграционной сфере создают новые проблемы для всей системы управления миграцией. Это требует совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Особую актуальность приобретают вопросы осуществления контроля за соблюдением миграционного законодательства, которые включают и знание законодательства, и непосредственно сам контроль и надзор, и организацию взаимодействия при осуществлении последних <1>.

<1> См.: Деятельность органов внутренних дел по осуществлению контроля и надзора за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства Российской Федерации: учебное пособие / Л.В. Иванова . Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. С. 3.

При ведущей роли Федеральной миграционной службы правоохранительные органы Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением миграционного законодательства гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Важным звеном системы контроля является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Это подтверждается рядом задач, поставленных перед полицией, в области совершенствования обеспечения миграционного законодательства <2>.

<2> Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы» от 15.01.2013 N 30, Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» от 13.11.2012 N 1162, Приказ МВД России и ФМС России «Об объявлении решений совместного заседания коллегии ФМС России и МВД России» от 09.01.2013 N 5/1, План мероприятий по противодействию незаконной миграции на 2012 — 2014 годы.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» N 3-ФЗ сотрудник полиции обязан «в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации».

К числу основных документов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел по осуществлению полицией контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, можно отнести: Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Социальный институт — регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации — был введен в 1993 г. <3>.

<3> В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) под регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации понимается «государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства».

Органами регистрационного учета являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции <4>.

<4> Далее в тексте — территориальные органы ФМС России.

В процессе регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства задействован также ряд должностных лиц <5>, ответственных за регистрацию. К их числу относятся:

<5> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями и дополнениями).

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Статья 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит основания ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничения свободы передвижения базируются на ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, они должны, как в данном случае, регламентироваться федеральным законодательством, служить признанному общественному интересу и не нарушать запрет на чрезмерные действия.

К таким основаниям относятся:

  • пограничная полоса;
  • закрытые военные городки;
  • закрытые административно-территориальные образования;
  • зоны экологического бедствия;
  • отдельные территории и населенные пункты, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • территории, где введено чрезвычайное или военное положение.

Регистрация гражданина по месту пребывания и месту жительства осуществляется по документам, удостоверяющим личность (п. 28 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N 288).

Такими документами являются:

  • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
  • паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до истечения срока его действия;
  • свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
  • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, при регистрации по месту пребывания.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания <6> производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, за исключением отдельных случаев.

<6> Место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства <7>, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, или непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме и пакетом документов, установленных законодательством.

<7> Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Заявление, а также иные документы могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1 содержатся случаи, в которых осуществляется снятие с регистрационного учета по месту жительства, и основания снятия:

  • изменение места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;
  • призыв на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;
  • осуждение к лишению свободы или принудительным работам — на основании вступившего в законную силу приговора суда;
  • признание безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • смерть или объявление решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
  • выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • изменение гражданином маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением установленного документа;
  • прекращение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;
  • выявление факта фиктивной регистрации <8> гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

<8> Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства — регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Регистрация носит обязательный характер.

В соответствии со ст. 19.15.1, 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков; нарушение Правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния; нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния; нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административных штрафов различных размеров. В ряде случаев, указанных в ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ, граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1 контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета, Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на ФМС России и органы внутренних дел.

Порядок исполнения государственной функции по осуществлению контроля регламентируется целым рядом нормативных правовых актов <9>, основным из которых является Приказ Федеральной миграционной службы, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2013 г. N 338/587 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», а также другими <10>.

<9> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. N 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне», Приказ МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию», Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
<10> Далее — Регламент.

Предметом контроля является соблюдение гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации.

В ходе проверки сотрудники обязаны:

  • проводить проверки на основании распоряжения Министра внутренних дел Российской Федерации, его заместителя по курируемому направлению деятельности, начальника территориального органа МВД России, его заместителя по курируемому направлению деятельности;
  • вручить копию распоряжения о проведении проверки проверяемому лицу;
  • после окончания проверки составлять акт проверки;
  • вручить копию акта проверки проверенному лицу.

Сотрудники имеют право требовать от проверяемого лица:

  • документы, удостоверяющие его личность;
  • документы, подтверждающие законность нахождения проверяемого лица в месте проверки;
  • документы и сведения, установленные законодательством Российской Федерации в сфере регистрационного учета, подтверждающие надлежащее исполнение гражданами и (или) должностными лицами Правил регистрации.

В ходе исполнения государственной функции территориальные органы МВД России осуществляют следующие административные процедуры:

  • принятие решения о проведении проверки;
  • подготовка к проведению проверки;
  • издание распоряжения о проведении проверки;
  • проведение внеплановой выездной проверки;
  • составление акта проверки, ознакомление проверяемого лица с актом проверки;
  • принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в ходе проведения проверки.

По результатам проведенных проверок происходит обмен информацией между территориальными органами ФМС России и территориальными органами МВД России, также возможно проведение совместных проверок. Существует два вида проверок — камеральные и выездные, органы внутренних дел осуществляют в основном выездные проверки.

Также следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, законодателем создана совокупность инструментов по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации положений миграционного законодательства, и от эффективности полиции по их реализации зависит стабильность миграционной ситуации.

Литература

  1. Деятельность органов внутренних дел по осуществлению контроля и надзора за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства Российской Федерации: учебное пособие / Л.В. Иванова . Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *