Политическая ситуация на сегодняшний день

  • автор:

Уровень социально-экономического неравенства в России снижается, но все еще остается недопустимо высоким. Об этом в ходе дискуссии «Неравенство как барьер экономического роста» на Всемирном экономическом форуме в Давосе в среду, 22 января заявил бывший министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, богатые в России имеют на руках в 15,6 раза больше средств, чем бедные.

Орешкин считает, что глобальная ситуация с неравенством между странами за последнее время улучшилась за счет активного роста таких развивающихся экономик, как Китай и Индия. При этом глобальное неравенство сейчас находится на максимуме с 1930—1940-х годов. На сегодняшний день очень мало стран, в которых бы снижался внутренний уровень неравенства.

«Россия, слава богу, является одной из таких стран. Несмотря на то что у нас сохраняется недопустимо высокий уровень неравенства, начиная с 2012 года коэффициент Джини (измеряющий неравенство — ред.) в России плавно сокращается», — цитирует экс-министра РБК.

Хотя это происходит «недостаточно быстро и недостаточно сильно», но движение в правильном направлении есть, констатировал он.

Орешкин также выразил мнение, что исправить ситуацию помогли принятые в 2012-м майские указы президента по зарплатам в сфере образования и здравоохранения.

Напомним, 21 января стало известно, что Орешкин и еще 13 чиновников, входивших в предыдущий состав кабмина, покинут состав правительства. На давосском форуме, по словам самого экс-министра, он участвует «в качестве члена российской делегации». Модератор сессии Фёдор Лукьянов, открывая дискуссию, представил Орешкина как просто экономиста.

— Вообще существуют разные методики определения неравенства, — поясняет экономист, редактор телеграм-канала Politeconomics Хазби Будунов.

— Если рассматривать неравенство с точки зрения потребления, то в нулевые годы и до 2015 года потребление нижних слоев российского населения росло за счет роста доходов и потребительского кредитования. С точки зрения распределения доходов, неравенство нарастает. В целом реальные доходы россиян, по данным Росстата, падали несколько лет подряд. Свыше 70% финансовых и нефинансовых активов страны находится в собственности 5% граждан.

«СП»: — Орешкин считает уровень неравенства недопустимо высоким? Согласны? Где вообще границы допустимости?

— Действительно, неравенство доходов в нашей стране находится на очень высоком уровне, сравнимом со странами Африки. По индексу Джини неравенство в России находится на уровне в 38%-40%, считается, что такой уровень негативно влияет на экономический рост. В социальных европейских государствах индекс Джинни находится на уровне 20%-25%.

«СП»: — Орешкин отметил, что этот показатель в мировом масштабе достиг максимальных значений с 30−40-х годов XX века. Как на этом фоне можно говорить об улучшении?

— Вероятно, Орешкин имеет в виду снижение неравенства в 20 веке после Второй мировой войны. Благосостояние большинства народов мира, несомненно, увеличилось по сравнению с прошлыми эпохами. Однако после Великой рецессии 2008 года темпы роста мировой экономики даже не приблизились к докризисным. Неравенство усугубляется, нарастает социальное напряжение по всему миру.

«СП»: — А насколько, по-вашему менялась ситуация в России за 30 лет капиталистического эксперимента?

— О результатах капитализма в России недвусмысленно говорят данные Bloomberg и NBER об изменении реальных доходов населения с 1989 по 2016 годы: реальные доходы нижних 50% населения упали за этот период на 20%, реальные доходы 1% увеличились на 429%.

«СП»: — Орешкина говорит, что в России ситуация потихоньку меняется, что переломить негативную тенденцию помогли принятые в 2012-м майские указы президента. Но они же по многим позициям не выполнены, и по некоторым данным, именно это стало причиной ухода медведевского правительства. Кстати, сам Орешкин в новое правительство не вошел, каким видится его будущее?

— Думаю, в какой-то мере национальные проекты оказали положительное влияние на экономику, по крайней мере, в период до 2015 года, когда цены на нефть были высокими. Выступая на Гайдаровском форуме 15 января, Максим Орешкин продемонстрировал приверженность прогрессивным экономическим взглядам. Но, конечно, не стоит ожидать от человека, занимавшего высокий пост, критику работы правительства. Скорее всего, как уже писали в СМИ, Орешкин станет помощником президента по экономическим вопросам вместо Белоусова. Думаю, он и дальше будет заниматься вопросами экономического развития страны.

— Орешкин является достаточно влиятельным представителем так называемых «системных либералов», поэтому за его будущее можно не беспокоиться, — продолжает разговор политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

«СП»: — Он утверждает, уровень социально-экономического неравенства в России снижается. Как-то не очень вяжется с тем, что мы видим вокруг.

— Орешкин говорит исключительно о коэффициенте Джини, который характеризует главным образом неравномерность распределения доходов. В этом отношении ситуация, скорее всего, действительно несколько улучшилась, поскольку части бюджетников подняли заработную плату, а доходы многих представителей малого бизнеса упали.

Но для социальной стабильности в России наибольшую угрозу представляет не неравенство доходов (хотя оно, как верно заметил Орешкин, остается недопустимо высоким), а концентрация национального богатства в руках относительно небольшой группы лиц, тесно связанных друг с другом.

Согласно тому же коэффициенту Джини, на который ссылается Орешкин, социально-опасными принято считать значения свыше 0,8. Если брать не распределение доходов (здесь у России коэффициент около 0,45), а неравномерное распределение богатства, то реальные показатели в России, скорее всего, близки к критическим значениям.

«СП»: — Можно ли согласиться с тем, что майские указы по зарплатам в сфере образования и здравоохранения помогли снизить уровень неравенства?

— Они помогли не исправить, а несколько улучшить ситуацию, снизив неравномерное распределение доходов. При этом, если брать не отдельные социальные группы, а население страны в целом, то доходы, как вынуждена была признать власть, даже несколько упали.

«СП»: — Каков ваш прогноз на будущее? Новому правительству удастся что-то изменить?

—Нет, принципиальные изменения возможны только в случае смены социально-экономического курса и системы распределения социальных благ. Добиться каких-то временных улучшений, может быть и удастся, но я бы не слишком полагался на это.

Политик, член Федерального Политического Совета «ПАРТИИ РОСТА», управляющий партнер инвестиционной группы «К5» Дмитрий Тарасов считает, что рост процента финансового распределения государственного бюджета, полученного с налогов, должен происходить сбалансировано. Тогда расслоение удастся сгладить.

«В наше время все преференции отдаются силовому сектору. К примеру, финансирование органов прокуратуры и следствия выросло на 20 миллиардов, почти на 20 процентов. На 6 процентов было повышено финансирование Росгвардии, на целых 242 миллиарда рублей. Суммарно на силовиков, госаппарат и скупку иностранной валюты правительство потратило 9,396 триллиона рублей, это 51% от расходов бюджета!».

«А теперь взглянем на социальные сферы: рост трат на образование с 2018 года составляет 0,2 процента, на медицину 0,7 процентов, на жилищную инфраструктуру 0,7 процентов. О чём это может нам говорить? О том, что правительству необходимо делать основной упор на ту сферу, где проблемы стоят острее всего», — говорит Дмитрий Тарасов.

Также Тарасов уверен, что: «ни одно государство и цивилизация в целом не придёт к процветанию, пока люди в нём не могут достойно пользоваться государственными благами».

Также и трансферы регионам попали под сокращение на 92 триллиона. Тарасов уверен, что сокращение происходит из-за того, что регионы не могут расходовать выделяемый бюджет по причине халатного отношения руководства к назначаемым проектам, распределению бюджетных средств, а также из-за отсутствия механизмов распределения бюджетных средств. На это, по мнению политика, влияют различные региональные особенности и практические трудности, которые не позволяют регионам должны образом выполнять свои обязанности.

По отдельным регионам показатели невыполнения «майского указа» о повышении заработных плат медицинским работникам оказались особенно высокими. «В пяти не самых отдаленных регионах в половине больниц вообще не выполнили майский указ о повышении заработной платы медицинским работникам, где заработная плата была ниже средней по региону. Это преступная халатность!», — считает Тарасов из «ПАРТИИ РОСТА».

Экономический кризис: Карт-бланш Мишустину холодильники бедных не наполнит

Новости экономики: Пушков предупредил о скором крахе неолиберальной экономики

Приветствуем. Сегодня мы расскажем о политических событиях, способных произойти в 2018-м году.

Наверное, читатели уже давно заметили накал обстановки произошедший за последние годы, и в 2017-м году произошло достаточно много событий увеличивших общее напряжение. В случае России, напряжение создается за счет агрессии Украины, политики которой подогревают своих граждан в антироссийском настроении, а также за счет санкций накладываемых Евросоюзом и США. В похожей ситуации находятся и некоторые другие страны, многие из которых за последний год противопоставили себя всему окружающему миру, приняв меры по самообороне и демонстрируя свою военную мощь.

Примером могут служить Корея активно совершенствующая атомное оружие, а также Китай невообразимыми темпами укрепляющий свою экономику и стремящийся занять лидирующее положение в мире, что не может оставить равнодушными государственных деятелей других стран. Безусловно другие государства взирая на эти торопливые приготовления тоже начинают принимать меры безопасности, или наоборот стремятся показать свою боеспособность в целях устрашения потенциального противника. Однако здесь политики и военные деятели совершают ошибку: военные парады и заявления о своей подготовленности к войне действуют как красная тряпка для быка, подначивая силы тонкого плана которые организуют на Земле военные противостояния.

Чтобы удостовериться в негативном эффекте от демонстрации силы, достаточно посмотреть на активность проявленную в отдельной стране глазами управляющих соседних стран. С их точки зрения, если такая страна занимается активными приготовлениями к войне, то ее оборонительная позиция вполне может перерасти в агрессивную и привести к наступлению. Запуская внутри себя процесс приготовления, система такого государства активирует мощную энергию питаемую многими глобальными эгрегорами заинтересованными в военных действиях. Поэтому если такая страна не испытает на себе внешнего военного удара, то избыток собранной энергии заставит вложить ее в какой-то другой конфликт, или самой напасть на внешнего агрессора.

В качестве подтверждения достаточно вспомнить Великую Отечественную Войну, в которой агрессором стала Германия, однако сейчас уже известно, что Сталин заранее готовился к этой войне и планировал сам напасть на Гитлера. Исходя из этого, внимание государства направленное на военный сектор и приводящее к повышению боеготовности, повышает вероятность военных действий. Если посмотреть на события 2017-го года, то становится очевидным что подобная активность многих стран должна вылиться либо во множество частных конфликтов, либо же дать начало третьей мировой войне.

Скорее всего, 2018-й год еще не станет ареной для разворачивания таких событий, но внешнеполитическая обстановка будет накаляться. Как было сказано в прошлой статье, одна из форм противостояния между государствами получающая особенное распространение в современное время – это холодная война. Вполне возможно, 2018-й год станет явным проявлением холодного противостояния, и это может также сказаться на России. Санкции накладываемые Западом могут ужесточиться, что приведет к необходимости российских политиков искать новые пути внутреннего развития. Противостояние с западными странами также может способствовать укреплению российской экономики, так как подобный конфликт не приведет к трате ресурсов, скорее наоборот, России придется увеличивать эффективность внутренних процессов и благодаря этому повысить свой ВВП.

Холодная война также может начаться в отношениях Китая и Америки, которые будут соревноваться за первенство в сфере экономики. Речь будет идти о том, какая валюта будет иметь мировое господство – американский доллар или китайский юань. Безусловно, доллар является общепринятой валютой и еще нескоро заменится какой-либо другой денежной единицей, и с первого взгляда на эту роль не очень подходит китайская валюта, еще не имеющая широкого оборота и не внушающая доверия. В связи с этим, юаню не так просто заместить доллар, и скорее всего на это потребуются многие годы. Однако возможно значительно ускорить этот процесс путем подрыва экономики США, и здесь у КНР развязаны руки.

Для ослабления позиции доллара достаточно вытеснить Америку из множества внешнеэкономических процессов, и Китай активно прорабатывает это направление, занимая мировое господство во многих сферах, оставляя США далеко позади себя. Вследствие этого юань становится все более стабильным и надежным денежным средством, а доллар наоборот постоянно подвержен риску инфляции вследствие отсутствия реальных экономических процессов, которыми могла бы быть подкреплена его ценность.

Как известно, экономика США во многом основана на кредитной системе, и многие кредиты выделены США зарубежным станам в надежде впоследствии влиять на их внутренние экономические процессы. Чаще всего такие денежные вливания заключались в закупке доллара другими государствами, которые были заинтересованы построить свою экономику на весьма стабильной валюте. Однако в настоящее время доллар стремительно теряет свой авторитет, и поэтому страны-партнеры США уже не решаются на очередную покупку американских денежных знаков. Кроме того, многие страны не в состоянии возместить свои долги США, так как в условиях мирового кризиса их внутренние процессы испытали значительный спад. Такая тенденция привела к тому, что Америка лишилась большей части своего капитала, и ее экономика буквально обезвожена.

В противоположность этому, в восточных странах происходит бурное развитие, и они постоянно собирают на себе все большее внимание, что способствует заключению новых торговых соглашений укрепляющих их экономику. Получается, что в настоящее время США оказалась в экономической изоляции вследствие недоверия к ее денежной валюте, а восточные державы наоборот обретают все больший авторитет и начинают плотнее контактировать со всем остальным миром. Все это приводит к стремительному смещению центра тяжести на Восток, и Америка весьма быстро теряет контроль над мировыми процессами.

С первого взгляда, такая ситуация не обязательно должна вести к войне, однако стоит учитывать напряженное состояние США, которая привыкла поддерживать свои внутренние процессы путем влияния на общую экономическую ситуацию. Такая потребность вполне объяснима, так как значительная часть капитала США находится за пределами ее границ, поэтому для укрепления своей экономики ей приходится повышать свой мировой авторитет. В том случае, если у Америки не получится это осуществить путем налаживания торговых отношений, то ей ничего не останется кроме как развязать военный конфликт, с помощью которого она могла бы оказать влияние на восточные державы.

Поводом для военного наступления может стать агрессия Кореи, которая своим атомным оружием создает риск не только для США, но и для всего мира. Интервенция на корейскую территорию может быть оправдана необходимостью обезвредить опасное оружие, являющееся угрозой для всей планеты. Подобный повод уже привел к нападению Америки на Ирак, и сейчас может активироваться все та же программа, уже отработанная США. Предотвратив атомную войну, Америка может превратить КНДР в свой плацдарм для расширения влияния на остальные восточные страны. Скорее всего, она не решится напасть на Китай, однако будет способна распространять свой захват на небольшие государства граничащие с Северной Кореей. Такое постепенное распространение влияния США введет Китай в напряжение, и возможно это государство само совершит первый шаг и развяжет войну, стремясь блокировать американскую интервенцию.

Стоит учитывать, что экономика восточных стран обеспечивается за счет сложного хитросплетения торговых связей между этими государствами, и мощь Китая обеспечивается значительной поддержкой всех соседних государств. Если Америка начнет устанавливать контроль над этими небольшими странами, то в конечном итоге сможет оказывать влияние на экономику Китая. При этом Американские политики будут стремиться подорвать целостность процессов китайского государства, создавая серию сбоев ведущих к разделению этой державы на отдельные республики. В случае такой раздробленности значительная часть силы Китая уйдет на внутреннюю конкуренцию, в результате чего он стремительно начнет терять свои позиции на мировом рынке.

Так или иначе, крепость экономики КНР связана с весьма жестким социалистическим режимом, с помощью которого китайские политики способны удерживать четкий курс развития и стимулировать активное продвижение по этому пути. В случае распада Китая на отдельные небольшие государства этот путь развития окажется неосуществим, так как каждая республика начнет тянуть в свою сторону. Китай на долгое время может оказаться захвачен вопросами передела власти, так как каждая республика будет стремиться получить господство над остальными. Подтолкнув Китай на бесцельное внутреннее противостояние, Америка может ослабить своего главного конкурента на многие десятилетия, и тогда ее мировое лидерство снова станет неоспоримо.

Ввиду эффективности такой стратегии и сложности современного положения США, вероятность обострения ее конфликта с Китаем очень вероятна. 2018-й год может стать началом первых событий по захвату Америкой Востока, что спровоцирует агрессию Китая с целью выгнать интервента за пределы той зоны, которая является основой для его экономических процессов. Вполне возможно, США не будет разворачивать масштабных военных действий и ограничится вторжением в Северную Корею в целях обезвреживания атомного оружия. Такие действия приведут к открытым угрозам Китая по отношению к США, но начало военной кампании против Америки маловероятно. Скорее всего, активные действия Америки на Востоке заставят Китай принять подготовительные меры, направленные на укрепление своих позиций в соседних странах.

Между Китаем и небольшими восточными государствами может создаться единый военный и торговый союз, который ополчится против внешнего врага закрепившегося в Корее. Такой союз объединяющий значительную часть восточных стран пока не создается вследствие отсутствия конкретного лидера, который мог бы решать основные вопросы внутри этого объединения. Кроме Китая на эту позицию претендует Индия, а также богатые нефтяные государства, такие как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Вполне возможно, что в случае вторжения Америки на Восток эти нефтяные державы постараются перехватить инициативу у Китая, оправдывая право на лидерство своей экономической мощью. Эти страны определяют мировые цены на нефть, а значит их ключевое влияние на глобальные экономические процессы неоспоримо.

С другой стороны, если сравнивать нефтяные государства и Китай по количеству денежных ресурсов, то их позиции примерно равны. Кроме того, преимущество Китая заключается в огромной численности населения, которое обеспечивает активный экономический рост, несравнимо превосходящий развитие нефтяных государств. Экономика нефтяных стран отличается завидной стабильностью, однако удерживая крепкие позиции этой сфере, они не предполагают какого-либо расширения в других областях. Китай же бурно развивается во множестве направлений, и даже если инициатива временно будет отдана нефтяным магнатам, рано или поздно она может перейти в руки Китая.

Проводя этот анализ мы хотим показать, что союз восточных стран может отличаться крайней нестабильностью, и в нем долгое время могут наблюдаться противостояния, ослабляющие его мощь. С учетом внешней угрозы исходящей от США, решение таких внутренних вопросов совершенно неактуально, однако привычные программы связанные со стремлением к власти могут занять все внимание политиков. Силы тонкого плана неявно поддерживающие эти процессы, будут стремиться быстрее уладить внутренние конфликты, так как угроза США будет более чем реальной. Для разрешения противостояния между экономическими лидерами Востока, потребуется третья сила которая могла сбалансировать их отношения, и скорее всего ею станет Россия.

Предпосылки для вступления России в такой союз существуют уже сейчас, и налаживание отношений между Российской федерацией и Китаем являются этому подтверждением. Причиной для объединения этих государств являются обоюдные интересы, связанные с возможностью России укрепить свою экономику за счет колоссальной активности Китая, а Китай при этом получает возможность расширить свое влияние на бескрайние просторы России, частично заняв ее территории. В случае создания такого союза на территории России может развернуться активное производство во многих сферах, и работниками на таких предприятиях станут граждане Китая, которые за счет этого обретут новое место жительства. Поэтому переселение китайцев в Россию будет осуществлено на вполне законных основаниях и не будет являться вторжением.

Промышленные предприятия будут созданы на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири, и эти процессы практически не затронут европейскую часть России. Политики вашей страны будут заинтересованы в укреплении восточных областей Российской Федерации, так как именно с этой стороны будет распространяться угроза США. Союз с КНР будет не только экономическим, но и военным, и граждане Китая получившие возможность жить на Дальнем Востоке будут мобилизованы в любой момент, если Америка развернет войну против восточных стран.

Стоит учитывать, что значительная часть Азии принадлежит России, при этом плотность населения в этой зоне крайне мала, что создает риск легкого захвата этих владений. Поэтому как только Америка проявит свою активность на Востоке, Россия предпримет меры собственной безопасности, стремясь в кратчайшие сроки укрепить свою восточную границу. Обеспечить достаточную защиту собственными ресурсами ей практически невозможно, так как большая часть экономических возможностей сосредоточена в европейской части. Смещение внимания на восток может привести к сбою множества внутренних процессов, которые в настоящее время отличаются немалой хрупкостью. Экономика вашей страны сейчас поддерживается за счет удержания весьма жесткого режима развития, осуществляемого под строгим надзором государства.

Такие процессы являются весьма инертными вследствие большого количества участвующих в них людей, а также широкого территориального охвата. Ввиду этого, вашему государству практически невозможно перестроить свою экономику, в рамках которой главным экономическим центром является Москва с прилегающими к ней территориями. Следовательно, для укрепления восточной части страны необходимо создать параллельный процесс развития, инициатором которого скорее всего станет Китай, граждане которого получат возможность поселиться в городах Дальнего Востока.

Вполне возможно, миграция китайцев приведет к созданию еще одной азиатской столицы, а возможно – нескольких многомиллионных городов расположенных в восточной части вашей страны. Создание нескольких мегаполисов более вероятно, так как их положение будет обусловлено созданием крупных производств, которые с экологической точки зрения выгоднее распределить более равномерно. Кроме того, создание целой сети населенных пунктов выгодно с позиции обороны, что позволит создать плотный фронт защиты.

Вполне возможно, 2018-й год станет моментом заключения нового экономического договора России и Китая, что повлечет за собою создание первых промышленных центров на Дальнем Востоке. Такие производства скорее всего не будут связаны с нефтяной отраслью, и эту прерогативу Россия оставит за собой. Сильной позицией Китая является производство электроники, и возможно российские территории станут пространством для расширения этих возможностей. При этом, вполне возможно, китайцы на долгое время станут главной рабочей силой, а граждане России получат возможность работать на этих предприятиях в качестве офисных работников и управляющих, обеспечивающих взаимодействие этих предприятий с государственными структурами.

Ввиду этого, среди граждан нового союза может наметиться расслоение, и российское государство будет стремиться поддерживать своих исконных жителей, а Китай – стимулировать своих граждан занять лидирующее положение. Эти внутренние противоречия могут разрешиться только в случае грамотного выстраивания политических отношений. Внешняя угроза со стороны Америки будет веским предлогом решить большинство недопониманий, и поэтому союз России и Китая может реализоваться вполне гармонично.

Объединение этих двух государств сделает их неоспоримым лидером на Востоке, и в случае создания глобального объединения восточных стран инициатива в управлении будет отдана этим двум державам. Однако нефтяные державы могут не согласиться с таким господством, для которых Россия является основным конкурентом, так как экономика вашей страны в значительной степени построена на экспорте нефти. Вследствие этого, нефтяные государства могут обособиться от Восточного союза, стремясь сохранить свою экономическую независимость, и будут поддерживать этот союз только в военных вопросах.

С другой стороны, вследствие активного расширения возможностей России и укрепления ее позиций на Востоке, нефтяные страны не смогут полностью изолироваться от нее. Скорее всего, Китай станет той третьей силой, которая будет балансировать отношения между Россией и восточными нефтедобывающими странами, и такой тройственный союз окажется весьма сбалансированным. В то же время, являясь посредником в дипломатических отношениях между Россией и нефтяными государствами, Китай может обрести наибольшую власть, и очень быстро сможет занять ключевую позицию в решении большинства вопросов. Скорее всего, российские политики постараются предотвратить такой дисбаланс, и ради этого вступят в активные переговоры с нефтяными государствами с целью создать единое экономическое объединение. В случае успешной реализации этой кампании будет создан глобальный нефтяной союз, который станет бесспорным монополистом в этой области и будет диктовать курс развития всей мировой экономики.

С учетом поддержки китайской промышленности, такое соглашение обретает неоспоримую мощь, и на этом фоне притязания США покажутся смешными. Каждый член такого тройного союза станет источником уникальных возможностей. Китай предоставит этому объединению рабочую силу и обеспечит стремительный экономический рост всех входящих в него государств. Восточные нефтедобывающие страны могут обеспечить стабильность экономических процессов путем инвестиций в молодую промышленность. Россия может предоставить свободные территории на которых развернутся эти экономические процессы, при этом получит возможность направлять их в нужное для себя русло.

С другой стороны, приток новой рабочей силы из Китая может рассматриваться российскими гражданами как захват, что может привести к возмущению множества людей живущих на территории Дальнего Востока. Кроме того, выходцы из Китая могут получить право бесплатного обучения в российских ВУЗах, и возможно китайцы составят подавляющий процент российских студентов. Безусловно, обучение китайцев на территории России будет оплачиваться их государством, и эта деятельность станет важнейшей статьей дохода для вашей страны. С первого взгляда, работники российской сферы образования могут быть возмущены такой ситуацией, не желая становиться обслуживающим персоналом для китайцев. С другой стороны, такая тенденция имеет немало достоинств, и кроме экономической выгоды для государства, еще один положительный аспект заключается в новой точке соприкосновения россиян и жителей Китая. В таком союзе между двумя нациями россияне будут играть роль просветителей, а китайцы с присущей им любознательностью будут с интересом знакомиться с богатым научным наследием вашей страны. Стоит также учитывать богатство китайской культуры, поэтому выходцы из Китая найдут множество возможностей разнообразить быт россиян. Для сплочения двух народов может быть организовано множество тематических мероприятий, на которых граждане нового союза смогут приобщиться к новой для них культуре. Такой взаимный интерес поможет россиянам снять напряжение связанное со стремительным переселением китайцев в некоторые районы России и поддержит общую гармоничную атмосферу внутри экономического союза.

Таким образом, 2018-й год может стать моментом начала объединения двух мировых держав – России и Китая. Такой союз имеет множество уникальных достоинств, и кроме взаимной экономической выгоды, может обеспечить гармоничное личностное развитие россиян и китайцев. Достоинством китайской цивилизации является ее уникальная древняя культура, особенности которой смогли закрепиться в быте современных китайцев. Однако жители этой страны оказались особенно подвержены влиянию технологий, вследствие чего их восприятие постоянно сужается до возможностей электронных устройств. По сути, в настоящее время граждане Китая превращаются в простых пользователей смартфонов и планшетов, забывая про свое древнее наследие, способное обогатить их внутренне.

Причиной для активного захвата сознания китайцев является стремительный расцвет технологий, происходящий внутри их страны. Китай является лидером в производстве электроники, при этом сами китайцы являются основными пользователями этих приборов. По сравнению с китайцами, россияне значительно отстают в скорости освоения электронных технологий, и это является немалым достоинством жителей вашей страны. Россияне освобождены от столь сильного воздействия техногенных информационных полей, которыми подвергаются китайцы, и поэтому на уровне чувств ваша нация остается более независимой.

В настоящее время жители России еще не встали на путь безвозвратного порабощения технологиями, а для граждан Китая точка невозврата уже пройдена. Однако если между этими странами будет установлено тесное и гармоничное сотрудничество, то китайцы способны в значительной степени освободить свое сознание от захвата технологиями.

Такая возможность открывается благодаря тому, что Россия может играть роль просветителя для граждан Китая, так как для обеспечения новых промышленных процессов потребуется множество новых специалистов во множестве областей. Для осуществления этих масштабных целей министерство образования России может кардинально пересмотреть свою программу, в том числе и включить новые актуальные области, касающиеся личностного развития и расширения кругозора специалиста. Главный недостаток современных технологий – в сужении круга интересов человека и его нежелании контактировать с окружающим миром. В том случае, если российское образование поможет китайским студентам гармонично взаимодействовать не только с россиянами, но найти множество новых интересов в разных областях жизни, то эти люди смогут обводиться от неимоверного давления технологий. Россияне же могут стать теми, кто будет вдохновлять китайцев своим примером, восхищая богатствам собственных интересов и практичностью в решении многих жизненных ситуаций.

Так или иначе, россияне являются носителями богатого духовного потенциала, который пока является их неоцененным достоинством вследствие отсутствия взгляда со стороны, что не позволяет русскому человеку оценить свои уникальные качества. Но в тот момент, когда начнется тесное общение с представителями другой культуры, россияне получат новую точку зрения на самих себя и смогут прочувствовать свой душевный потенциал. Поэтому возможно, союз двух держав приведет не только к экономическому расцвету, но и к духовному обогащению представителей обеих культур. С другой стороны, возможен обратный эффект: активное развитие промышленности будет способствовать освоению россиянами инновационной электроники, вследствие чего они могут лишиться последней свободы на уровне своего сознания, которой пока ещё обладают. Поэтому будущее российско-китайского союза во многом зависит от тонких нюансов, которые стоит учитывать уже сейчас, в момент создания первых шагов по сближению двух государств и их жителей.

Главным стимулом для объединения России и Китая является внешняя угроза со стороны США, и необходимость принятия оперативных мер может привести к отсутствию внимания политиков к тонким аспектам развития людей. Однако поддержкой в благополучном разрешении этого вопроса может стать энергетическая обстановка 2018-го года. В это время в поле Земли повысится интенсивность тонких энергий, которые будут способствовать восприимчивости людей к любым информационным полям, в том числе создающимся посредством технологий. В этом году многие люди могут почувствовать неблагоприятный эффект оказывающийся электроникой на их сознание, и они будут искать возможность разнообразить свою жизнь теми занятиями, которые не подразумевают всецелого погружения в виртуальную реальность.

Россияне могут ощутить такую потребность особенно остро, так как они пока не подвержены тотальному захвату электроникой. Вследствие этого, граждане России могут не столь активно осваивать новомодную технику, которой может оказаться заполнен внутренний рынок вашей страны, и тогда эти товары будут отправлены на экспорт. Безусловно, российскому государству стоит поддержать граждан своей станы в освобождении от засилия технологий, и в случае грамотного выстраивания сотрудничества с Китаем это вполне возможно. Если в условиях бурного расцвета промышленности россияне смогут сохранять внутренний баланс и не подвергнутся полному захвату технологиями, то их душевный потенциал способен получить дальнейшее раскрытие, что приведет к обогащению представителей обоих наций. Благодаря этому российско-китайский союз станет не только мировым экономическим лидером, но и оазисом духовного совершенствования для всего человечества.

Безусловно, такой путь будет осуществляться в течение нескольких десятилетий, но первые шаги могут быть сделаны уже в 2018-м году. Кроме политических и экономических предпосылок для создания такого объединения, в этом году могут сложиться благоприятные энергетические условия, поддерживающие чуткость людей к своим внутренним потребностям, что позволит обеим сторонам учесть многие тонкие вопросы, создав наиболее гармоничный дипломатический союз.

С уважением,

Драконовые.

Главные политические тренды 2018 года

Санкции

Тема санкций, которая вот уже несколько лет доминирует в международной политике, стала наиболее актуальной в 2018 году. Причина тому — решение президента США Дональда Трампа возобновить и даже ужесточить санкции против Ирана. Более того, под удар попали и те, кто нарушает ограничительные меры, сотрудничая с Тегераном.

Реклама

В 2015 году президент Ирана Хасан Рухани добился того, что не удавалось его предшественникам, — снятия значительной части санкций, введенных еще в 2006-м.

Сотрудничество, впрочем, продлилось недолго: в мае Вашингтон объявил об одностороннем выходе из так называемой ядерной сделки, заявив, что Иран не выполняет ее условия. Так в отношениях двух стран начался новый этап конфликта, а экономика Ирана подверглась новым ударам.

Подобный шаг не встретил одобрения со стороны международного сообщества, а Евросоюзу пришлось разрабатывать меры по защите своих компаний в Иране от санкций США.

Досталось в этом году от Вашингтона и Пекину. Китай поплатился за покупку 10 российских истребителей Су-35, а также оборудования для ракет класса «земля — воздух», применяемых в зенитных ракетных комплексах С-400. Таким образом, Пекин стал первым, к кому Соединенные Штаты применили санкции за сотрудничество с Россией.

Санкционная политика продолжает действовать, даже когда отношения стран начинают улучшаться. Ярким примером являются связи КНДР и США. В этом году Вашингтон не вводил новых мер против Пхеньяна. Более того, в июне состоялась встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына. Американский лидер, к слову, заявлял позже, что отношения с КНДР после саммита прекрасные, а президенты «влюбились друг в друга». Тем не менее, ограничения против Пхеньяна продолжают действовать, хотя, например, российский президент Владимир Путин недавно заявлял, что санкции в отношении Северной Кореи нужно постепенно ослаблять.

А вот о послаблениях антироссийских санкций пока говорить нельзя. Напротив, в 2018 году ограничительные меры только усиливались.

Самым серьезным моментом стало отравление экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Великобритании. Ответственность за этот инцидент Лондон возложил на Россию, обвинив ее в применении химического оружия, не представив, правда, никаких доказательств, что привело к новым санкциям.

Тогда же Вашингтон заявил, что через 90 дней санкции будут расширены, если Россия «не прекратит химическую программу». Впрочем, отведенное время уже истекло, а новостей о второй части санкционного пакета пока не поступало. Пожалуй, обновлений стоит ждать уже после Нового года, когда начнет работу новый состав конгресса.

Химическое оружие

В истории с отравлением Сергея Скрипаля и его дочери наблюдается еще один тренд: вопросы применения и запрета химического оружия. Запад убежден: Москва применила нервно-паралитическое средство «Новичок» в Солсбери, которое якобы было произведено на территории военной научно-исследовательской базы в закрытом городе Шиханы под Саратовом. Россия опровергает подобные обвинения и требует доказательства, а также доступа к расследованию.

Параллельно с этим Москве приходилось отбиваться от еще одних обвинений, связанных с применением химоружия. В Сирии, как утверждают западные лидеры, был проведен ряд химатак на мирных жителей. И в этом Запад винит войска президента страны Башара Асада, а Россию подозревают в «покрывании» этих инцидентов.

Химическое оружие в Сирии действительно применялось достаточно широко. После каждой атаки игроки на международной арене бросаются угрозами и обвинениями. Запад уверен, что за преступлениями стоит правительство Сирии, Башар Асад возлагает вину на боевиков.

Все это привело к реформам в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). В ноябре был утвержден расширенный бюджет организации на 2019 год, вслед за этим прошло голосование о наделении ОЗХО новыми полномочиями, а именно — «правом атрибуции».

Теперь организация имеет право не только устанавливать сам факт применения химического оружия, но и выяснять, кто именно его применил.

Российские чиновники и эксперты оценивают этот шаг как «антироссийский» и готовы применить в качестве ответа любые возможные меры, вплоть до выхода из ОЗХО.

Обострение отношений: Россия и США, Россия и Украина

Вопросы применения химоружия стали не единственной причиной для взаимных обвинений между странами. Поводов для конфликтов было предостаточно, что привело к обострению международных отношений. Предсказуемо к точкам соприкосновения никак не могут прийти Россия и Украина. Новый толчок конфликту дало строительство Крымского моста, после чего в Азовском море периодически вспыхивали споры. Киев всячески пытается если не вернуть, то хотя бы увеличить свое влияние на море, призывая Запад на помощь.

25 марта украинские пограничники задержали рыболовецкое судно «Норд», на котором находилось десять россиян. Экипаж обвинили в «нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда с нее». Капитан судна до сих пор удерживается украинскими властями.

25 ноября произошел другой инцидент — три корабля ВМС Украины нарушили границу РФ на подходе к Керченскому проливу со стороны Черного моря. В результате пограничники задержали 24 находившихся на кораблях моряков. Всем им предъявлено обвинение в незаконном пересечении государственной границы РФ.

Обострение двусторонних отношений привело к историческому событию в православном мире — расколу церкви. Украинские власти и неканоническая церковная структура планируют получить томос об автокефалии украинской церкви. Синод РПЦ разорвал общение с Константинопольским патриархатом по всей канонической территории РПЦ, в том числе на Украине и в Белоруссии.

Не приходится говорить и о добрых отношениях Москвы и Вашингтона. Если в начале прошлого года в российских политических кругах еще тешили надежду на потепление, то в 2018-м прорывов не ждал никто. Правда, в июле этого года мир все же замер в некотором ожидании от встречи Трампа и Путина в Хельсинки. Президенты демонстрировали удовлетворение ходом переговоров, Путин называл Трампа Дональдом, и даже подарил ему футбольный мяч. Впрочем, по итогам встречи ни о каких договоренностях не объявили.

Отношения России и США продолжали ухудшаться на фоне событий в Сирии и на Украине. Инцидент в Керченском проливе послужил для американского президента поводом отменить встречу с Путиным на саммите G20.

Не способствует улучшению двусторонних отношений и расследование спецпрокурора Роберта Мюллера, который пытается доказать вмешательство России в президентские выборы 2016 года.

Кульминацией конфликта стало объявление США о выходе из договора о ракетах средней и меньшей дальности, который является краеугольным камнем в построении современной системы международной безопасности.

Гонка вооружений

О решении Вашингтона выйти из Договора заявил президент США Дональд Трамп этой осенью. Белый дом неоднократно обвинял Россию в несоблюдении ДРСМД. Эти обвинения и стали причиной для объявления о выходе из договора. 4 декабря госсекретарь США Майк Помпео поставил России ультиматум: если Москва не вернется к соблюдению соглашения, Вашингтон приостановит свое участие в нем. Согласно позиции Вашингтона, Москва нарушает договор, создавая ракетную систему М729, которая «создает значительный риск для трансатлантической безопасности».

Москва, в свою очередь, все обвинения отрицает, а в ответ выдвигает встречные. Кроме того, Кремль неоднократно подчеркивал, что американская сторона не предоставила никаких доказательств нарушения ДРСМД со стороны РФ. В Москве вызывает удивление, что кто-то может «всерьез думать», что Россия пойдет на условия США.

Выход США из Договора действительно может привести к важным изменениям. Москва ясно дала понять: если на территории Европы появятся американские ракеты, Россия предпримет ответные шаги, чтобы обеспечить свою безопасность. 2018 год изменил системы сдерживания и гонки вооружений.

Россия действительно сделала стремительный шаг в разработке новейшего оружия. Сомнения развеялись 1 марта, когда Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию. Президент рассказал о гиперзвуковом оружии, о российских ракетах с неограниченной дальностью, о разработках лазерного оружия, об успешных испытаниях новейшего типа оружия — с энергетической ядерной установкой.

Послание Путина на Западе вызвало ажиотаж. Многие иностранные СМИ трактовали заявления президента как прямую угрозу в адрес западных стран и даже как объявление новой «холодной войны». Впрочем, Москва видит ядерное оружие как главный инструмент военного противостояния с противником, хотя понимает, что последствия его применения могут быть «катастрофическими» для всех. В военной доктрине России, кстати, заявлено, что ядерное оружие может быть применено в качестве ответа на нападение на Россию с применением как ядерного, так и неядерного вооружения.

Миграционный кризис

Европа на протяжении 2018 года сталкивалась с последствиями миграционного кризиса, к которым политики ЕС оказались не готовы. Европейская толерантность подверглась серьезным испытаниям.

Политика открытых дверей привела Ангелу Меркель к закату карьеры. Первым серьезным звонком для канцлера стали результаты парламентских выборов. В федеральной земле Гессен и Баварии партия Меркель и ее союзники понесли потери. После этого стало ясно, что канцлер покинет пост председателя ХДС. На смену ей пришла Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которая собирается пересмотреть миграционную политику канцлера. Новый председатель ХДС намерена провести заседание на тему миграции и безопасности с участием экспертов и критиков политики в отношении мигрантов и беженцев.

Более того, миграционная политика послужила поводом для раскола внутри Европы. Италия и Венгрия, не стесняясь в выражениях, заявляют о своем недовольстве. Вопрос миграции стал одним из ключевых для итальянской политики и привел к победе коалицию «евроскептиков». Раздражение римских политиков вылилось в прекращении помощи судам с беженцами, а также запрету принимать корабль, перевозящий мигрантов. Позицию Италии разделяет и Венгрия, которая давно противостоит политике открытых дверей. На территории страны действуют достаточно жесткие правила пребывания беженцев.

Намеков на изменения в политическом ландшафте Европы достаточно. Летом, например, итальянский вице-премьер и министр внутренних дел Меттео Сальвини вместе с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном заявили о создании альянса, который построит «новую Европу».

Впрочем, миграционный кризис в этом году вышел далеко за рамки европейских границ. Строительство стены на границе США с Мексикой было одним из пунктов предвыборной кампании Трампа. Таким образом он надеется уменьшить число нелегальных мигрантов в стране. Для действующего президента вопрос о стене на границе с Мексикой принципиален. В последние дни работы нынешнего конгресса он надеется получить $5 млрд на строительство стены. Однако демократы блокируют этот проект бюджета, соглашаясь выделить на стену лишь $1,3 млрд. Из-за этого американское правительство уже в третий раз за год может приостановить свою деятельность.

Проблемы в попытках сформировать коалиции

Именно миграционная повестка, которую старались обходить большинство традиционных сил, привела к тенденции политического кризиса на территории Европы. Тот факт, что почти все беженцы исповедуют ислам, подлил масла в огонь европейского национализма. Большинство правых были традиционно враждебно настроены к мигрантам из мусульманских стран, которых они считают чуждыми европейской культуре.

Таким образом, для некоторых стран 2018 год оказался тяжелее, чем для многих других. Например, в Швеции, где 9 сентября прошли парламентские выборы, к новогодним праздникам так и не успели сформировать правительство. Причиной тому — беспрецедентный успех правой популистской партии «Шведские демократы». Традиционные партии отказываются сотрудничать с националистами, которые набрали 17,5% голосов. В результате — ни у одной из политических сил в рикстаге (парламент Швеции) не хватает мест для формирования правительства.

Политическая ситуация в Швеции развивается по примеру других европейских стран, таких как Италия и Германия, где увеличение числа мандатов у евроскептиков приводило к серьезным корректировкам устоявшихся политических систем.

При этом в этих странах кризис завершился по-разному. В Германии традиционным политическим силам все же удалось найти компромисс между собой, не прибегая к сделкам с националистической «Альтернативой для Германии».

Тем не менее, разногласия Меркель и ее партнеров по правительству в миграционном вопросе сначала затянули формирование правительства почти на полгода, а потом — чуть не раскололи и без того хрупкую коалицию. Вполне вероятно, что для партии Меркель ХДС/ХСС на следующих выборах в 2021 году ситуация сложится еще хуже. Всего через год после последних выборов в бундестаг прошли региональные выборы, на которых ХДС и ХСС набрали рекордно низкие результаты, уступив часть электората националистам.

В Италии все сложилось несколько иначе. Там процесс формирования правительства в этом году занял три месяца и, несмотря на сопротивление со стороны традиционного истеблишмента, закончился оформлением союза партий «Движение 5 звезд» и «Лига» — неугодных Брюсселю правых популистов, евроскептиков и, по некоторым оценкам, питающих симпатию к Москве. В итоге, новый премьер-министр Италии Джузеппе Конте на июньском саммите ЕС, посвященном проблеме мигрантов, угрожал наложением вето на итоговый документ, добившись от европейских партнеров существенных уступок, касающихся принципа распределения миграционной нагрузки между странами союза.

Представители правящих элит в большинстве европейских стран опасаются, что более влиятельные партии националистического спектра могут составить им серьезную конкуренцию на выборах в Европарламент в мае 2019 года. Так это или нет — вопрос будущего. Однако о том, что правительственные кризисы в Европе стали трендом 2018 года, говорить можно без сомнений.

Мир строит версии, с кем борется Владимир Путин, кстати, ушедший на удаленку с сегодняшнего дня, под видом коронавируса, и кто победит. Как пишет Foreign Policy, в коронавирусе президент России, возможно, встретил своего соперника.

«В январе, когда Владимир Путин объявил о планах изменить Конституцию в рамках попытки продлить свое правление, на пути российского президента было мало препятствий. Сегодня Путин обнаруживает себя в совершенно другой ситуации», — отмечает американское издание.

Только 25 марта Путин подписал указ о переносе даты общероссийского голосования по поправкам к Конституции с 22 апреля на более поздний срок. О переносе голосования президент объявил во время своего телеобращения к россиянам.

«Это признание того, насколько сложной может стать ситуация в России. Они ждали сколько могли, чтобы решить, отложить ли голосование. Кремль хотел провести голосование как можно быстрее, потому что они знают, что общественное мнение по этому поводу только ухудшится со временем», — заявил Foreign Policy Бен Ноубл, эксперт по России из Лондонского университетского колледжа.

Аналитики, опрошенные Foreign Policy считают, что ситуация с распространением коронавруса в России непрозрачная. Но главное — под видом борьбы с эпидемией Кремль продвигает выгодные для себя политические решения.

«Путин не использовал свою речь на прошлой неделе, в которой говорилось о переносе апрельского голосования, чтобы ввести в России полномасштабный карантин. Вместо этого российский лидер объявил о неделе оплачиваемого отпуска, ввел более мелкие меры по стимулированию экономики страны и настоял на том, чтобы россияне более серьезно относились к распространению вируса», — отмечает Foreign Policy.

По мнению издания, «складывается впечатление, что Путин борется не с вирусом, а со своими снижающимися рейтингами».

«В настоящее время Россия закрыла границы, отменила спортивные мероприятия и закрыла школы, но те ограничения, которые, по мнению многих экспертов, необходимы для противодействия распространению вируса, чиновники вводили по частям, так, чтобы оградить Путина от любых нежелательных политических последствий. Карантин в Москве на выходных ввел мэр столицы Сергей Собянин, тогда как москвичи еще продолжали ходить по барам и ресторанам. Точно так же Мишустин, премьер-министр, работает над практическими аспектами того, как ввести общенациональный карантин, чтобы общественность не видела в этом отпечатков пальцев Путина», — пишет Foreign Policy.

Американские аналитики считают, что Кремль отрабатывает новые технологии, чтобы «управлять пандемией на своих условиях». Они напоминают, что российские власти уже испытывают систему распознавания лиц на 170 тысяч камер в Москве, чтобы определять нарушителей карантина, а также систему QR-кодов, когда жителям нужно отсканировать код, чтобы покинуть свой дом во время карантина.

Пока полигоном для обкатки служит Москва как главный очаг инфекции в России. Но если вирус будет широко распространяться в других регионах, аналогичные меры Кремль может ввести и там, чтобы справиться с паникой и политическими последствиями, считает Foreign Policy.

По сути, эпидемия создает Кремлю значительные риски, с учетом возможного обвала российской экономики. Но она же позволяет ввести новые инструменты контроля над обществом — по жесткости сходные разве что с реалиями романа Оруэлла «1984».

— Специалисты-эпидемиологи недоуменно пожимают плечами: ничего необычного не происходит, бывают вспышки заболеваний, но неверно считать, что на нас надвигается страшная опасность, — отмечает член ЦК КПРФ, главный политический советник председателя ЦК КПРФ, доктор исторических наук Вячеслав Тетекин. — Действительно, что это за якобы чудовищная эпидемия, если в многомиллионных Москве и Питере умерло считанное число людей?!

Тем не менее, власть боится эпидемии, причем по единственной причине: в России разрушена первичная система здравоохранения. Судите сами: во времена СССР на территории Российской Федерации действовали 12 тысяч больниц и поликлиник, сейчас — только 5,6 тысяч. То есть, первичная система сократилась более чем вдвое. Но самое страшное — раньше у нас было 5 тысяч районных больниц, а сейчас их осталось 490!

Так что власть находится в состоянии легкой паники. Она понимает: если нас захлестнет реальная эпидемия, просто не найдется помещений для размещения инфицированных. Плюс в стране не хватает 25 тысяч врачей и 175 тысяч медперсонала.

В этой ситуации Кремль видит единственный способ предотвратить распространение болезни — карантин. Других средств борьбы — подчеркиваю, медицинских — у власти просто нет.

«СП»: — Foreign Policy считает, что в рамках борьбы с пандемией Кремль решает политические задачи. Это так?

— Некие вполне циничные головы в российской верхушке, несомненно, пытаются использовать необходимость введения карантина, чтобы отработать технологии запрета любых массовых мероприятий. Речь идет о запрете людям вообще покидать дома и появляться в местах, которые определит власть.

31 марта Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об административных штрафах за нарушение карантина. Он, в частности, устанавливает штрафы для граждан в размере от 1 тыс. до 30 тыс. рублей за одно только нахождение в зоне чрезвычайного положения. Это же страшная дубинка!

Власть по собственной прихоти, пользуясь некими полномочиями, вводит на определенной территории чрезвычайное положение. И человека в этой зоне не просто задерживают, но и наказывают на крупную сумму. Тут любой задумается: ходить на мероприятие, если оно проходит в запретной зоне, или нет.

По сути, сейчас отрабатывается система, в том числе с использованием камер видеонаблюдения, резкого ограничения конституционных прав граждан на свободу передвижения. Вот чем кремлевские политтехнологи занимаются — под видом заботы о нераспространении коронавируса.

«СП»: — То есть, введение контроля для Кремля все-таки на первом месте?

— Я считаю — да. Речь идет о системе предотвращения выхода людей на улицу — не в случае эпидемии, а в случае каких-либо политических потрясений. Это действительно политическая сверхзадача, которая решается под прикрытием коронавируса.

— В связи с коронавирусом нагнетается настоящий психоз, — считает член президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета, депутат Госдумы Валерий Рашкин. — Хотя статистика заболеваемости и летальности практически не отличается от прошлых лет.

Под этот психоз уже устранили право москвичей на протест против произвола строителей — против сооружения Юго-Восточной хорды, точечной застройки, застройки скверов под видом стартовых домов по программе реновации.

На деле, под шумок вокруг коронавируса власти сворачивают демократические свободы, которые прописаны в Конституции. И надо понимать: это не только на период борьбы с коронавирусом, это навсегда.

Депутаты от партии власти меняют законодательство, и вводят соответствующие карательные меры в Уголовный и Административный кодексы. Демократические свободы и раньше постепенно урезались, но сейчас это делается жестко, быстро и без лишних обсуждений. Так, закон об административных штрафах за нарушение карантина принимался в Госдуме после трехминутного (!) доклада, без права задать вопрос и без права выступить с возражениями.

Власть, на деле, продавливает сейчас решения, выгодные правящему классу — чиновникам, буржуа и олигархам.

Возьмите те же поправки в Конституцию — ведь идея об обнулении президентских сроков Путина вызывала огромное недовольство в обществе. По нашим опросам в Москве, значительная масса людей была готова выйти на акции протеста против поправок. Коронавирус помог снять проблему — мэрия, ссылаясь на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, отказала все организациям, которые подавали заявки на проведение таких акций, в том числе Московскому горкому КПРФ.

Военно-политическая обстановка в мире

С кем и как будем сотрудничать?

Военно-политическая обстановка в мире продолжает оставаться нестабильной. На её состояние влияет несколько факторов. Среди них:

— стремление отдельных государств закрепить за собой роль мирового лидера, установить либо упрочить своё господство в ряде регионов, имеющих исключительную экономическую и военно-стратегическую ценность;

— возникновение вооружённых конфликтов и политических противостояний, связанных с борьбой между отдельными государствами, претендующими на региональное лидерство.

В этих условиях особую важность для обеспечения национальной безопасности России приобретает её сотрудничество с различными государствами и международными организациями. Укрепление мер доверия в военной области и расширение международного военного сотрудничества способствуют снижению угрозы развязывания вооружённых конфликтов и войн различного масштаба.

Минобороны России осуществляет свою деятельность исходя из интересов обеспечения национальной безопасности. При её реализации немаловажная роль отводится выполнению международных договоров в военно-экономической сфере, а также осуществлению взаимовыгодного международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества.

Такой подход к международному военному сотрудничеству основывается на необходимости придерживаться принципа многовекторности.

Китай и Индия являются для России стратегическими партнёрами и основными покупателями российского вооружения, поэтому сотрудничество с ними представляет особый интерес. Сегодня полностью оправдан курс на наращивание сотрудничества с этими странами и другими международными организациями, который приводит к обеспечению безопасности в различных регионах.

Что касается отношений со странами — членами НАТО, то их характер и глубина будут оказывать определяющее влияние на европейские процессы в целом и на ход развития двусторонних отношений как с США, так и с остальными странами. На саммите Россия — НАТО в Лиссабоне приняты далеко идущие решения, по результатам которого Президентом России поставлены задачи о выстраивании подлинно стратегического партнёрства с альянсом. От обеспечения предсказуемости и стабильности в военно-политических делах с НАТО выиграет не только безопасность России, но и всех государств.

Предстоит и дальше выстраивать отношения с зарубежными странами многовекторно, как подобает сильному, миролюбивому и ответственному участнику мирового процесса, действуя при этом прагматично, не через конфронтацию, а через диалог и развитие сотрудничества.

Кто оценивает ситуацию?

Российскую Федерацию связывают с другими государствами политические, экономические, культурные и иные интересы, а с некоторыми из них, кроме того, и союзнические обязательства по совместному противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности, например с государствами — членами ОДКБ. Поэтому Россия на геополитическом пространстве не является обособленной страной и не стоит один на один с существующими вызовами и угрозами.

Происходящие в мире военно-политические процессы носят подчас негативный и деструктивный характер для безопасности нашего государства и требуют своевременного реагирования на военные угрозы России, основные из которых изложены в Военной доктрине РФ.

Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти постоянно анализирует военно-политическую и стратегическую обстановку в мире и отдельных его районах, в том числе граничащих с нашим государством, осуществляет мониторинг существующих военных угроз, оценивает вероятность их реализации, прогнозирует появление новых военных опасностей и угроз.

Результаты этой работы становятся основой для разработки плана применения Вооружённых Сил Российской Федерации, детально регламентирующего вопросы обеспечения военной безопасности и обороны страны.

Что касается возможностей Вооружённых Сил по противодействию военным угрозам, то надо иметь в виду, что их переход на новый облик был продиктован необходимостью гарантированного отражения агрессии на любом угрожаемом направлении, независимо от складывающейся военно-политической обстановки.

Созданные в настоящее время группировки войск на стратегических направлениях, их боевой состав, рациональное расположение, уровень подготовки и обеспеченности позволяют констатировать способность Вооружённых Сил выполнить поставленные задачи.

Каков наш ответ на угрозы?

Основным фактором сдерживания внешней военной угрозы в России являются Стратегические ядерные силы. Система официально принятых в Российской Федерации взглядов по этому вопросу отражена в её Военной доктрине.

Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Стратегические ядерные силы РФ уже в мирное время несут боевое дежурство, то есть находятся в постоянной готовности к применению ядерного оружия в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Чего мы ждём от НАТО?

Одним из ключевых событий саммита Совета Россия — НАТО в Лиссабоне стала инициатива Президента Российской Федерации по сотрудничеству в области ПРО. Д.А. Медведев предложил объединить усилия по обеспечению защиты Европы от возможных ракетных угроз.

Основной принцип, который должен соблюдаться при сотрудничестве в противоракетной сфере, — равноправное участие на всех этапах, от принятия решения по архитектуре ЕвроПРО до выполнения задач по прикрытию зоны ответственности.

Россия выразила готовность в рамках совместной системы противоракетной обороны принять на себя обязательство обеспечить обнаружение, а по мере развития потенциала этой системы и уничтожение ракет, пролетающих над территорией России и атакующих как её объекты, так и объекты в акваториях Чёрного, Балтийского и Баренцевого морей.

Реализация такого подхода позволит:

— устранить потребность в развёртывании на территории пограничных с Россией на северном и северо-западном направлении средств ПРО других участников проекта;

— снять озабоченности России, так как направление применения сил коллективной системы ПРО не будет ориентировано на российскую территорию.

Первым шагом могла бы стать совместная разработка концепции и архитектуры построения европейской системы ПРО.

Но, по имеющейся информации, в НАТО в настоящее время пока нет согласованной позиции в отношении архитектуры системы. Россия готова предложить участие экспертов с нулевого этапа работы над проектом.

Данные предложения в Португалии были озвучены впервые, поэтому о какой-либо «дорожной карте» пока говорить рано, в настоящее время российские предложения прорабатываются внутри альянса.

Для предметного обсуждения вопросов дальнейшего сотрудничества потребуются экспертные консультации. В качестве единственного временного ориентира для проведения промежуточных итогов определён июнь 2011 года.

Какова роль Военно-морского флота в ХХI веке?

В проекте долгосрочной программы военного кораблестроения, которая рассчитана до 2030 года, предусмотрено:

  • безусловное выполнение принятых решений по созданию группировки Морских стратегических ядерных сил к 2020 году;
  • реализация решения о строительстве серии многоцелевых атомных подводных лодок;
  • модернизация до 2020 года основного ударного ядра морских сил общего назначения;
  • закупка десантно-вертолётных кораблей-доков, создание и развёртывание серийного строительства эсминцев нового проекта до 2020 года;
  • создание и серийное строительство надводных кораблей основных классов (фрегат и корвет), в том числе строительство в интересах Черноморского флота.

Проект кораблестроительной программы будет представлен в Правительство РФ после утверждения параметров ГПВ-2020. Отказа от плановых ремонтов корабельного состава Минобороны России не планируется.

Начиная с 2011 года, предусмотрен переход к сервисному обслуживанию боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ в региональных центрах ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» и к сервисному обслуживанию вооружения кораблей и оружия в региональных центрах ОАО «Ремвооружение». Всего с учетом средств на сервисное обслуживание и технический надзор в процессе эксплуатации ГПВ-2020 предусматривает выделение на восстановление технической готовности корабельного состава ВМФ более 800 млрд. рублей.

Зачем России корабль-док «Мистраль»?

Десантно-вертолётный корабль-док (ДВКД) — крупный боевой надводный корабль, предназначенный для транспортировки военной техники и личного состава морского десанта, способный осуществлять его высадку на необорудованное побережье с использованием вертолётов и быстроходных десантных катеров. ДВКД является одним из самых быстроразвивающихся классов боевых надводных кораблей. Свыше десяти государств мира имеют или планируют иметь эти корабли в составе своих ВМС. Это самый крупный боевой надводный корабль после авианосца.

Данный корабль рассматривается Министерстом обороны России как уникальная передовая плавучая база, которая в кратчайшие сроки может быть развёрнута в любых районах Мирового океана для решения политических, военных, миротворческих и гуманитарных задач в целях:

  • проецирования и демонстрации силы;
  • обеспечения управления межвидовой группировкой войск (сил) оперативно-стратегического масштаба.

В этом состоит главная ценность такого рода кораблей. Для защиты интересов России в кризисных регионах возможности ДВКД позволят оперативно развернуть их в районы Индийского океана (Тихоокеанский флот), Средиземного и Чёрного морей (Северный флот).

Возможности ДВКД по управлению позволят обеспечить эффективное военное и государственное руководство группировкой сил (войск) непосредственно в районе конфликта (стихийного бедствия) без предварительной подготовки наземной инфраструктуры.

А что ещё готовы закупать?

Закупка вооружения и военной техники иностранного производства за рубежом является вынужденной мерой. В настоящее время в России утрачен ряд критических базовых технологий, снизился кадровый и профессиональный потенциал. Всё это существенно снизило научные и производственные возможности оборонно-промышленного комплекса. Многие сложные образцы вооружения и военной техники предприятия сегодня не в состоянии разработать и изготовить в заданные сроки и с заданным качеством.

Покупая новейшие образцы вооружения иностранного производства, мы имеем возможность детально проанализировать принятые технические решения, понять пути развития технической мысли и использовать полученные результаты в своей деятельности.

Решения о закупках иностранной военной техники принимаются на самом высоком уровне и после консультаций со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. При этом закупаются только отдельные образцы.

Одновременно максимально прорабатываются возможности производства данной техники на предприятиях нашего оборонно-промышленного комплекса с передачей современных технологий. При этом любая закупка вооружения за рубежом является сигналом отечественным разработчикам и производителям к принятию необходимых мер по ликвидации технологического отставания, по подготовке высококвалифицированных специалистов, а также по установлению реальных цен на выпускаемую продукцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *