Поддержки малого бизнеса

  • автор:

Содержание

Как получить государственную субсидию на открытие бизнеса

Прежде чем бизнес начнет окупаться и приносить доход, нужны затраты на аренду помещения, закупку сырья, рекламную кампанию и т. д. Многие хотят открыть свое дело, но не у всех достаточно сбережений. Один из способов привлечения денег в бизнес — помощь государства.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Какие виды субсидий существуют и на что их можно потратить
  2. Кто может получить субсидию на открытие малого предпринимательства
  3. Что для этого нужно сделать
  4. Как составить бизнес-план, который одобрят в центре занятости
  5. Почему могут не выдать субсидию
  6. В каких случаях потребуют вернуть субсидию
  7. Шпаргалка: как получить господдержку на открытие малого бизнеса

Что такое государственная субсидия на открытие бизнеса

Государственная субсидия на открытие собственного дела — безвозмездная финансовая помощь начинающим предпринимателям. Она выплачивается из государственного или регионального бюджета.

Благодаря программе единовременной помощи государства на открытие собственного дела в выигрыше остаются обе стороны. Начинающий бизнесмен получает дополнительное финансирование, а государство — налоговые отчисления, новые рабочие места и рост ВВП.

Однако открыть бизнес на деньги государства без собственного капитала не получится. Собственные вложения предпринимателя или эквивалентное им имущество должны составлять минимум 120 – 170 тысяч рублей, иначе финансовую помощь не окажут.

Какие виды субсидий существуют и на что их можно потратить

Начинающий предприниматель может получить два вида субсидий, которые предоставляет государство на открытие малого бизнеса.

Затраты, которые можно компенсировать при открытии ИП или ООО

  1. Компенсация расходов на регистрацию ИП или ООО. Регионы сами устанавливают размер компенсации затрат, понесенных в результате оформления фирмы. Как правило, сумма составляет 7 – 10 тысяч рублей.
  2. Субсидия от центра занятости на открытие малого бизнеса.

Эту компенсацию можно потратить на:

  • аренду или ремонт помещения;
  • закупку оборудования и сырья;
  • покупку программного обеспечения и лицензий.

Государственная субсидия на поддержку малого бизнеса выдается по целевой программе, поэтому если вы расходуете полученные деньги не по назначению, комиссия по контролю за целевым использованием денежных средств заставит вас вернуть всю сумму в бюджет.

Некоторые регионы устанавливают повышающие районные коэффициенты, и размер субсидии возрастает.

Размер субсидии можно увеличить еще на 58 800 рублей, если трудоустроить официально безработного. При заключении трудового договора с человеком, который не стоит на учете в центре занятости, размер субсидии не увеличится.

Важно учитывать, что компенсация расходов на регистрацию фирмы есть везде, а «подъемная» субсидия доступна не во всех регионах. Можете ли вы получить выплаты и каков их размер — уточните в центре занятости по месту прописки.

Программы финансовой поддержки бизнеса меняются каждый год. В некоторых регионах устанавливают дополнительные требования к бизнесу. Например, для Санкт-Петербурга в 2018 году нет общепринятой программы государственной поддержки для начинающих предпринимателей. Но есть варианты государственной финансовой поддержки уже существующих фирм, а также специальная программа «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста».

Программы финансовой поддержки «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге»

Размер государственной поддержки, на которую может рассчитывать начинающий предприниматель, зависит от региона. Минимум — 7 000 – 10 000 рублей, компенсация расходов при регистрации компании. На открытие бизнеса сумма субсидии составляет 58 800 рублей.

Кто может получить субсидию на открытие малого бизнеса

Чтобы претендовать на государственную финансовую помощь, предприниматель должен удовлетворять четырем условиям:

  1. Быть совершеннолетним гражданином РФ;
  2. Быть официально безработным, последняя запись в трудовой книжке — об увольнении;
  3. Состоять на учете в центре занятости населения более 10 дней и получать пособие по безработице;
  4. Получить отказы от всех работодателей, к которым его направил центр занятости населения.

Согласно статье 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», чтобы человека признали безработным, он должен:

  1. Быть трудоспособным;
  2. Не иметь постоянного заработка;
  3. Быть зарегистрированным в центре занятости;
  4. Искать работу и быть готовым к ней приступить, то есть ходить на собеседования по направлению от центра занятости и незамедлительно приступить к работе, если работодатель одобрит кандидатуру.

Для того чтобы статус безработного был присвоен официально, нужно собрать пакет документов и лично прийти в центр занятости по месту прописки.

Документы, необходимые для получения статуса безработного

Центр занятости вправе не присвоить статус безработного, если гражданин официально не работал без уважительной причины более 5 лет. Встать на учет повторно можно через месяц после того, как центр занятости откажет в присвоении статуса безработного.

Помимо требований, которым должен соответствовать будущий предприниматель, существуют критерии для выбора бизнес-идеи. Эти условия не обязательные, но они повышают шансы на одобрение проекта:

  1. Идея бизнеса должна быть оригинальной. Очередной салон красоты или продуктовый магазин комиссия забракует сразу же;
  2. Ваш проект должен быть связан с сельским хозяйством, народными художественными промыслами, экологией или локальным туризмом. Хорошо, если это социально значимый проект в области медицины, образования или спорта. Такие проекты государство чаще всего поддерживает;
  3. В проекте предусмотрены дополнительные рабочие места;
  4. Чем больше начальный капитал, который предприниматель планирует вложить в дело, тем больше шансов на получение субсидии;
  5. Бизнес должен выйти на окупаемость не более чем через три года с момента открытия.

Чтобы рассчитывать на государственную финансовую поддержку своего бизнеса, нужно получить официальный статус безработного. Если фирма уже зарегистрирована, воспользоваться помощью не удастся.

Кому не выдадут субсидию

Компенсацию не выдадут, а субсидию не одобрят, если предприниматель планирует открыть бизнес в следующих направлениях:

  1. Кредитование и страхование;
  2. Инвестиционная деятельность и торговля на Форекс;
  3. Азартные игры и тотализаторы;
  4. Производство и продажа подакцизных товаров;
  5. Ломбарды.

Также на поддержку государства не могут рассчитывать некоторые категории граждан:

  1. Несовершеннолетние;
  2. Пенсионеры;
  3. Некоторые категории военных;
  4. Студенты дневных отделений;
  5. Граждане, нарушившие требования центра занятости населения;
  6. Граждане, работающие по трудовому договору;
  7. Осужденные по решению суда.

Что нужно сделать, чтобы получить субсидию

Вы можете получить обе субсидии одновременно: компенсацию за оформление документов при регистрации фирмы и субсидию на открытие малого бизнеса. При этом порядок действий одинаковый, поэтому дальше речь пойдет только об алгоритме оформления субсидии.

Изучите сайт центра занятости населения

Чтобы проверить, есть ли в вашем регионе субсидия на открытие бизнеса, изучите информацию на сайте центра занятости.Скорее всего, вам поможет раздел «Содействие самозанятости».

Например, для жителей Красноярска информация о единовременной государственной помощи предпринимателям находится во вкладке «Соискателям».

Если на сайте ничего не написано о программе поддержки малого бизнеса или возникли вопросы, позвоните в центр занятости или направьте туда запрос.

Встаньте на учет в службе занятости по месту прописки

Заполните в службе занятости два заявления: на получение пособия по безработице и о намерении заняться малым бизнесом. Если поступят предложения с вариантами трудоустройства, нужно получить отказы от работодателей

Пройдите тестирование

Тестирование помогает понять серьезность намерений будущего предпринимателя и оценить его знания. Оно напоминает тест на определение уровня IQ. Вам нужно дополнить последовательность, выбрать лишний элемент или один из вариантов ответов. Еще в тесте есть вопросы о маркетинге и налогообложении.

Если вы плохо выполните тест, то можете пройти обучающие курсы по направлению от центра занятости.

Напишите бизнес-план

Это самый сложный и трудозатратный этап. Общепринятого регламента по оформлению бизнес-плана нет. У всех центров занятости свои требования к его составлению: где-то выдадут методическое пособие, где-то расскажут об общих рекомендациях, а где-то и вовсе предложат найти бизнес-план в интернете и сделать по аналогии.

Подайте документы в центр занятости

Чтобы стать соискателем субсидии, подайте в центр занятости следующие документы:

  1. Копию паспорта;
  2. Бизнес-план на бумажном носителе и в электронном виде;
  3. Копию документа о прохождении профессионального обучения;
  4. Заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи на открытие малого бизнеса;
  5. Заявление о единовременной материальной помощи на подготовку документов для государственной регистрации.

Образец заявления на предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов

Дождитесь оценки проекта

Ее определяет экспертная комиссия на основании бизнес-плана. Бывают ситуации, когда идея нравится, но есть недочеты в бизнес-плане или не соблюдены требования по оформлению документа. В таком случае необходимо защитить свой проект лично.

Защита бизнес-плана похожа на защиту диплома в институте. Сначала нужно сделать презентацию проекта, а потом ответить на вопросы членов комиссии. Как и на любом экзамене, нужно отвечать уверенно, четко и по делу. Важно доказать, что вы понимаете, о чем рассказываете.

При положительном решении заключается договор о предоставлении финансовой помощи.

Зарегистрируйте ИП или ООО в налоговой инспекции

О том, что лучше открыть ИП или ООО, как зарегистрировать ИП или ООО — читайте в нашем блоге.

Уведомьте центр занятости о регистрации компании

После регистрации компании предоставьте в центр занятости подтверждающие документы:

  1. Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  2. Документы, подтверждающие расходы на подготовку документов для государственной регистрации, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных услуг, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

Дождитесь перевода денег на расчетный счет

Центр занятости проверит документы и зачислит деньги на расчетный счет вашей компании.

Подтвердите целевое использование субсидии

В течение трех месяцев с момента получения субсидии нужно предоставить центру занятости документы, которые подтверждают, что субсидия была потрачена по назначению: договоры, акты приема-передачи, товарные накладные.

Пройдите проверку комиссии

Будьте готовы к проверке комиссии по контролю за целевым использованием денежных средств, полученных в рамках государственной поддержки самозанятости населения. Она появится через 6 и 12 месяцев после получения единовременной финансовой помощи и проверит, как развивается проект и используется финансирование.

Если комиссию все устроит, будет составлен акт о выполнении условий договора о предоставлении единовременной финансовой помощи. Если нет — составят акт о нецелевом использовании средств и требование вернуть деньги в бюджет.

Как составить бизнес-план, чтобы его одобрили в центре занятости

Самое сложное при подготовке комплекта бумаг — создание бизнес-плана.

Можно обратиться к специалистам, они сделают бизнес-план за 2 – 3 дня, стоимость их услуг — от 15 000 рублей. Но гораздо выгоднее и полезнее разработать бизнес-план самому.

В большинстве центров занятости 2 – 4 раза в месяц проводятся консультации по составлению бизнес-плана, где подробно рассказывают о том, что в нем писать и что нужно сделать, чтобы он понравился комиссии.

Оптимальный объем бизнес-плана — 60 – 80 страниц, с титульным листом, 9 разделами и приложениями.

1. Титульный лист

На первой странице бизнес-плана укажите вид деятельности проекта, автора, планируемую организационно-правовую форму деятельности, город и год составления документа.

2. Резюме

Основная задача этого раздела — заинтересовать читателя и сформировать первое впечатление о проекте. Объясните идею бизнеса, расскажите о его преимуществах. Докажите, что ваш бизнес жизнеспособен и социально значим. Приведите основные финансовые показатели проекта. Эту часть легче написать в последнюю очередь.

3. Цели бизнес-проекта

В этой главе расскажите о целях проекта, кратко опишите его технологические особенности. Покажите, что продукция или услуга будет уникальной. Не обязательно придумывать что-то инновационное — можно усовершенствовать производство или повысить качество уже существующих товаров.

4. Анализ рыночной ситуации

В этом разделе расскажите о ситуации на рынке, проанализируйте конкурентов, укажите предполагаемые объемы потребления товаров или услуг.

5. План производства

Расскажите об организации процесса производства, если оно необходимо. Опишите способы приобретения сырья, оборудования и материалов, политику взаимодействия с поставщиками, механизм создания рабочих мест.

6. План маркетинга

В этом пункте проанализируйте целевую аудиторию, сформируйте ценовую политику и план маркетинговых мероприятий по привлечению клиентов.

7. Организационный план

В этом разделе опишите иерархию сотрудников в фирме, уделите внимание законодательным и нормативным актам, которые могут оказать влияние на бизнес. Не забудьте о лицензиях и патентах, сертификации качества и соответствии продукции установленным нормативам.

Уделите внимание тому, как и когда будет получено разрешение на возведение построек и подключение к инфраструктуре, расскажите о статусе земельных участков и их соответствии целевому назначению.

8. Финансовый план

Оцените, сколько средств потребуется вложить в проект, рассчитайте величину накладных расходов, спрогнозируйте потенциальную прибыль, рентабельность и срок окупаемости проекта. Подробно опишите, на что вы планируете потратить субсидию. Лучше всего указывать такие статьи расходов, как покупка сырья, лицензий и программного обеспечения. Комиссия должна понимать, что ни один рубль не будет израсходован напрасно.

9. Анализ рисков

В этом пункте рассматриваются возможные риски, которые могут оказать негативное влияние на деятельность фирмы: начиная от неурожая и порчи сырья и заканчивая разработкой законопроектов, регулирующих или ограничивающих деятельность фирмы.

Рассмотрите как можно больше негативно влияющих на проект факторов и разработайте меры по борьбе и нейтрализации рисков. Так вы сможете убедить комиссию в серьезности своих намерений.

Если в дальнейшем что-то случится, вы не будете паниковать: на руках будет готовый план действий. Не нужно впадать в крайности и описывать землетрясения и цунами в качестве рисков (если не предполагаете вести бизнес в сейсмически активных районах).

10. Приложения

Это необязательный раздел, но его лучше сделать, чтобы доказать достоверность представленной информации. Поместите сюда образцы договоров и прайс-листы возможных поставщиков, фотографии готовой продукции или план-схемы помещений, в которых будет ваше производство, офис, мастерская. Подойдет любая информация, которая покажет, что бизнес-идея действительно прорабатывалась, а не взята «с потолка».

Содержание разделов бизнес-плана может отличаться. Полный список требований к бизнес-плану уточните в своем центре занятости.

Быстро создать бизнес-план и смоделировать различные сценарии развития проекта можно при помощи таких программ, как Project Expert, Business Plan или COMFAR.

Моделирование проекта с помощью программы Project Expert

Почитайте статью о том, как составить финансовый план на год, и историю про то, как Игорь писал бизнес-план, чтобы открыть кофейню.

Бизнес-план лучше составлять лично — это экономичнее и полезнее, чем поручать другому. В процессе работы над ним часто выявляются нюансы бизнес-процессов, которые раньше не приходили в голову.

Почему могут отказать в выдаче субсидии

  1. Неправильный выбор направления бизнеса. Как уже говорилось, государство не поддерживает открытие ломбардов, инвестиционных фирм и производство подакцизных товаров;
  2. Ошибки в бизнес-плане. Если проект составлен без подробностей, не очевидна его привлекательность, слишком большой срок окупаемости, присутствуют ошибки в вычислениях — в финансировании могут отказать;
  3. Нет понятной схемы расходов. Если нет четкой схемы использования денег, субсидию не дадут;
  4. Повторная заявка. Если учреждение бизнеса уже финансировалось государством, при повторном обращении деньги получить скорее всего не получится.

Если комиссия отказала по проекту, подайте заявку снова сразу после устранения всех недочетов.

Когда могут потребовать вернуть субсидию

Хотя единовременная помощь государства на открытие малого бизнеса является безвозмездной, существуют случаи, когда ее приходится возвращать в бюджет:

  • субсидия использовалась не по назначению;
  • при оформлении документов были предоставлены недостоверные сведения;
  • фирма закрылась в течение первых 12 месяцев с момента ее регистрации;
  • часть субсидии не израсходована в течение года.

В случае смерти предпринимателя или получения им инвалидности, которая не позволяет продолжить предпринимательскую деятельность, возвращать деньги не нужно.

Лучше всего оформить заявку на получение субсидии в начале года, когда у центра занятости еще есть денежные средства: государство выделяет фиксированную сумму для помощи в каждом регионе. Когда она заканчивается, любой проект, каким бы выгодным он не был, финансирования не получит. Если вы не успели подать заявку в начале года, можно сделать это с ноября по декабрь, иногда центры занятости получают дополнительные деньги, которые им необходимо потратить до конца года.

Шпаргалка: как получить господдержку на открытие малого бизнеса

Чтобы получить государственную финансовую помощь на открытие малого бизнеса, нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Встаньте на учет в центре занятости населения для получения официального статуса безработного;
  2. Напишите в центре занятости заявление о желании открыть малый бизнес;
  3. Посещайте курсы и пройдите тестирование по направлению центра занятости;
  4. Разработайте бизнес-план и предоставьте его в центр занятости;
  5. Дождитесь, когда комиссия рассмотрит проект;
  6. Если бизнес-план одобрили, заключите договор о перечислении финансовой помощи на открытие малого бизнеса;
  7. Зарегистрируйте бизнес в органах федеральной налоговой службы;
  8. Получите субсидию и использовать ее по назначению;
  9. Подготовьте отчет о расходах субсидии.

Алгоритм получения субсидии на открытие бизнеса

В процедуре получения денег от государства на открытие собственного дела нет ничего сверхъестественного. Главное — рабочая бизнес-идея и желание действовать.

Конечно, общение с государственными органами — длительный процесс, и субсидия достанется единицам. Но возможность получить безвозмездную помощь для своего бизнеса стоит потраченных усилий, а грамотно разработанный бизнес-план всегда будет полезен для развития фирмы.

Комментарий Лилии Аракеловой, начальника отдела внешнеэкономических связей Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, администратора Программы бизнес-акселерации для малого и среднего бизнеса

Возместить до 80% затрат и получить до 500 тысяч рублей

Предприятия и индивидуальные предприниматели Ленинградской области, начавшие свою деятельность менее года назад, при соответствии ряду критериев и по результатам конкурсного отбора могут возместить до 80% затрат и получить до 500 тысяч рублей по субсидии «Стартовый капитал». По данным Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, в 2017 году на субсидирование деятельности начинающих предпринимателей муниципалитетами было выделено 20 миллионов рублей. Средства получили 67 предпринимателей, благодаря чему было создано 112 рабочих мест.

Удачный старт для 60 субъектов МСП

В 2018 году на субсидии «Стартовый капитал» областным предпринимателям было распределено 23 млн рублей. В соответствии с заключенными договорами между Комитетом и администрациями 17 муниципальных районов и Сосновоборского городского округа, планируется предоставить финансовую поддержку 60 субъектам МСП, которые обеспечат создание не менее 80 рабочих мест.

Возмещение затрат (до 80%) не распространяется на уставной капитал, приобретение недвижимости и легковых автомобилей, аренду помещений, выплату заработной платы, проектирование и возведение капитальных строений, приобретение рекламной продукции и ряд других целей. Отметим, что главным образом, субсидия «Стартовый капитал» способствует самозанятости граждан, находящихся в непростых жизненных условиях.

Планируется, что в 2019 году размер субсидии «Стартовый капитал» для предприятий и индивидуальных предпринимателей Ленинградской области будет увеличен до 700 тысяч рублей

Власти придумали схему помощи малому бизнесу во время пандемии

Оплату процентных платежей за этот период предлагается разделить следующим образом:

  • треть субсидируется за счет средств федерального бюджета;
  • треть принимают на себя кредитные организации — получатели субсидии;
  • треть погашает сам заемщик.

При этом заемщикам предполагается предоставить два варианта выплат. Они смогут в течение полугода платить только одну треть платежа по процентам, без платежей по основному долгу, или не осуществлять платежей вообще, после чего треть платежей по процентам за этот период включается в основной долг.

При этом, по словам собеседника РБК, знакомого с ходом обсуждения механизма, по замыслу министерства, после завершения периода отсрочки условия по кредитному договору — прежде всего процентная ставка — для заемщика не должны ухудшиться.

Участвовавший в обсуждении президент «Опоры России» Александр Калинин отметил, что банк, чтобы пролонгировать кредит, сам не должен попасть под штрафные санкции со стороны ЦБ. «Это так называемое требование по резервированию. ЦБ нас услышал и установил, что банки не должны формировать дополнительные резервы в течение полугода, если состояние заемщика существенным образом ухудшилось», — сказал он РБК.

По словам Калинина, предприниматель, оказавшийся в сложной ситуации, сможет легко отсрочить на полгода кредит без повышения процентной ставки, «а, возможно, даже со снижением процентной ставки». Он также сообщил, что Центробанк снизил ставку фондирования для банков до 4%.

Ранее министр экономического развития Максим Решетников анонсировал подготовку нового пакета мер для поддержки малого и среднего бизнеса, в частности, общепита и гостиниц. По его словам, в сложившейся ситуации спрос со стороны бизнеса будет не на новые кредиты, а на реструктуризацию взятых ранее. Глава Минэкономразвития пообещал «внести изменения в действующую программу, которая предполагает изменения правил», а также выработать новые предложения по поддержке предпринимателей.

Центробанк в свою очередь рекомендовал банкам, микрофинансовым организациям и кредитным потребительским кооперативам реструктуризовать кредиты и займы, выданные малому и среднему бизнесу, а также самозанятым гражданам, если положение заемщика ухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Что предлагают банки

О том, что власти прорабатывают с банковским сектором механизм предоставления бизнесу отсрочки по кредитам, говорил 24 марта замминистра финансов Андрей Иванов. По его словам, это будет «отложенный частично субсидированный платеж»: «Пока мы видим некие трехсторонние отношения: заемщик — Банк России — бюджет. В каких объемах, на какие сроки — в текущий момент как раз рассматривается, решается», — сказал он на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике (цитата по ТАСС).

Заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов вечером 24 марта заявил, что банк ведет активный диалог с правительством и ЦБ по мерам поддержки бизнеса в текущей ситуации. «По малому и среднему предпринимательству в ближайшее время будет представлен целый комплекс таких мер. Решения для поддержки крупного бизнеса еще прорабатываются», — приводит пресс-служба Сбербанка его слова.

Банк «Открытие» заявил, что с 25 марта начинает принимать заявки предпринимателей на получение отсрочки кредитных платежей. «Кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса будут действовать на всей территории России с апреля по июнь 2020 года. Первый пакет мер поддержки банка распространяется на кафе и гостиницы, фитнес-клубы, кинотеатры, детские развивающие центры и другие компании сегментов спорта, отдыха и развлечений, а также заведения дополнительного образования и туристические агентства», — говорится в релизе банка.

Банк предлагает клиентам отсрочку платежей по основному долгу и процентам на три месяца без проведения финансового анализа деятельности.

Предложенная схема — только одно из предложений, сказал РБК глава дирекции продуктов и технологий Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. «Сейчас консолидируется ряд мер, предложенных участниками, для выработки оптимальных решений. Также формируется перечень отраслей, наиболее пострадавших от ситуации на фоне пандемии, к ним относятся сектор общественного питания, транспортных услуг и перевозок, бытовые услуги», — рассказал он.

В пресс-службе ВТБ сообщили, что банк «принимает активное участие в разработке необходимых мер государственной поддержки».

РБК направил запросы в ЦБ и ряд крупных банков.

Какие меры поддержки уже обещаны

Правительство объявило, что для борьбы с пандемией и ее последствиями сформирован антикризисный фонд в размере 300 млрд руб. В число антикризисных мер вошло также предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса.

Также кабмин распорядился ввести налоговые каникулы для туристической отрасли и авиакомпаний. Отсрочка коснется тех сборов, которые бизнес должен был выплатить до 1 мая. Также власти временно не будут инициировать процедуры банкротства из-за возникающих перед бюджетом задолженностей. Аналогичные меры поддержки позже были утверждены и для организаций, работающих в сфере культуры и спорта.

Малый и средний бизнес получит отсрочки по выплатам аренды за государственное имущество.

Минэкономразвития также подготовило проект распоряжения правительства, которым рекомендуется до 1 мая отказаться от всех внеплановых проверок бизнеса, за исключением тех мероприятий, которые проводятся из-за случаев причинения вреда жизни и здоровью людей и в интересах бизнеса для возобновления разрешительных документов. После 1 мая органы власти должны будут исключить из своих планов проведения проверок субъектов малого и среднего бизнеса и сократить число плановых проверок всего бизнеса на 70%, с 380 тыс. плановых проверок до 116 тыс.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Кирилл Клейменов

Наш президент 15 апреля выступил перед страной и ее правительством. Тема — поддержка малого и среднего бизнеса. Но это касается многих из нас, а в итоге всех — по двум причинам. Многие из нас получают зарплату на таких предприятиях. И поскольку сейчас многие такие компании не работают, с этим — с зарплатой — проблемы. Как государство поможет с нашей зарплатой — об этом говорил сегодня президент.

И второе. Если мы даже работаем не в этом секторе экономики, а, например, на государство. Или в крупном бизнесе. Все равно все мы клиенты малого и среднего бизнеса: от парикмахерской до чашки кофе за углом — все это наша привычная жизнь. Все это должно остаться после эпидемии. Без этого мы не хотим. И не будем. Говорит нам наш президент.

Владимир Путин: Сегодняшнее совещание будет посвящено вопросам поддержки экономики, бизнеса, занятости и доходов граждан в условиях борьбы с эпидемией коронавируса. Правительство уже подготовило и реализует ряд мер на этом направлении. Вместе с тем мы договаривались, что по мере развития ситуации будем принимать дополнительные шаги. В этой связи считаю, что в перечень наиболее пострадавших отраслей, а это, напомню, предприятия малого и среднего бизнеса в сфере общественного питания, туризма, гостиничного дела следует добавить малые и средние компании, которые ведут торговлю непродовольственными товарами. У них также хватает сейчас проблем. И главное, прошу включить в программу поддержки экономики и бизнеса следующие системные, подчеркну, согласованные со всеми ведомствами решения.

Первое. Предлагаю предоставить малым и средним компаниям пострадавших отраслей, подчеркну, дополнительно к уже принятым мерам поддержки прямую, безвозмездную финансовую помощь со стороны государства. Эти средства предприятия смогут направить на решение текущих самых неотложных задач, в том числе на выплату зарплат, на сохранение уровня оплаты труда своих сотрудников в апреле и мае.

Объем поддержки для конкретной компании будет рассчитываться с учетом общей численности ее работников по состоянию на первое апреля текущего года, исходя из суммы в 12 тысяч 130 рублей на одного сотрудника в месяц. Обращение за такой помощью должно быть простым и удобным для бизнеса. С возможностью дистанционной подачи заявки, без очередей и спешки. Поэтому прошу правительство предусмотреть, что направить такую заявку можно было бы в течение месяца, начиная с 1 мая.

Единственное обязательное условие и требование к компании — максимальное сохранение занятости, на уровне не менее 90% от штатной численности на 1 апреля. И если такое требование реально на деле выполняется, а правительство в состоянии это проконтролировать, то финансовая поддержка от государства за апрель поступит на счет организации, начиная с 18 мая. Соответственно, средства за май придут в июне.

Второе. Правительство уже предложило программу беспроцентных кредитов на выплату заработной платы. Срок таких кредитов шесть месяцев. Однако практика показала, что эта мера поддержки рынка труда работает неэффективно. Получить кредит трудно, банки неохотно идут навстречу заемщикам. В этой связи, считаю, что не менее 75% объема таких зарплат или зарплатных кредитов, точнее, должно быть обеспечено гарантиями Внешэкономбанка, что позволит снизить риски для коммерческих банков, а значит повысить доступность кредитных ресурсов. Необходимо также расширить применение такой меры поддержки, дать возможность пользоваться этими кредитами средним и крупным предприятиям в пострадавших секторах экономики с тем, чтобы компании не увольняли людей и не копили зарплатные долги перед своими работниками.

Третье. Что касается системообразующих предприятий, то прошу правительство доработать их, причем на основе внятных, четких объективных критериев. В нем должны быть предприятия исключительно важные для всей национальной экономики. Для этих компаний, а в проект решения правительства уже вошло более тысячи именно крупных предприятий, составляющих основу экономики страны.

Предлагаю также предусмотреть новый специальный кредитный продукт, речь о льготных кредитах на пополнение оборотных средств, а это те средства, которые необходимо предприятиям для закупки сырья и комплектующих, для выплаты авансов поставщикам, такая поддержка даст возможность сохранить ритмичную работу не только самим системообразующим предприятиям, но и их партнерам, то есть мы поддержим занятость и выплаты зарплат сотрудникам по всей кооперационной цепочке.

Ставка по таким кредитам будет субсидироваться государством в размере ключевой ставки Банка России, то есть реальная стоимость кредита для предприятий сегодня будет на 6% ниже относительно нынешней рыночной ставки. Кроме того, половина кредита будет обеспечено госгарантиями Министерства финансов России, что так же даст дополнительные стимулы банкам выдавать такие кредиты, минимизируя риски для банковской системы.

Четвертое. Уже говорил о необходимости дополнительной финансовой помощи регионам, их доходы сейчас по разным причинам просели, а ведь на регионы, на региональный уровень, где разворачивается большая работа по поддержке экономики и граждан приходится большая нагрузка. И у субъектов Федерации должны быть для этого необходимые ресурсы.

Поэтому предлагаю дополнительно направить 200 миллиардов рублей на обеспечение устойчивости и сбалансированности региональных бюджетов, причем у субъектов Федерации должна быть возможность гибко использовать эти средства.

Направлять их на реализацию своих региональных мер поддержки занятости и деловой активности, на выплату пособий и зарплат бюджетникам. Решение самых неотложных социальных вопросов, и помощь людям.

Уважаемые коллеги, вновь повторю, ситуация динамично меняется, прошу правительство вместе с регионами, деловыми объединениями постоянно оценивать эффективность и достаточных принимаемых достаточность принимаемых мер.

Очевидно, что потребуются и новые решения, причем как по экономике в целом, так и по отдельным отраслям. Такие решения нужно готовить уже сейчас, консолидировать необходимые ресурсы, мы много раз уже на эту тему с вами говорили, на прошлой неделе вы знаете мы рассмотрели ситуацию в оборонно-промышленном комплексе и ракетно-космической отрасли, завтра посвятим отдельное совещание положению дел в строительной индустрии, в ближайшее время обсудим меры поддержки автопрома и сельского хозяйства, ЖКХ, легкой промышленности, авиастроения других отраслей.

Мы знаем, с серьезными трудностями сталкивается сейчас сектор авиаперевозок. В качестве экстренной неотложной меры считаю необходимым направить на поддержку авиационных компаний более 23 миллиардов рублей. В том числе эти средства пойдут на лизинг авиационной техники, на пополнение оборотных средств, на выплаты заработных плат, оплату стоянки воздушных судов.

В целом по каждому из базовых опорных секторов экономики прошу оперативно проработать и представить конкретный план действий, в том числе по поддержке программ импортозамещения в промышленности.

  • увеличение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций к 2024 году до 50 процентов;
  • увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2024 году до 25 млн. человек;
  • увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте до 32,5 процента по итогам 2024 года;
  • увеличение доли экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта до 10 процентов;
  • повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) со 120-го места в 2012 году до 20-го места к 2024 году;
  • рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики к 2024 году составит 105 процентов;
  • сохранение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на уровне не менее 90 процентов до конца реализации Программы;
  • повышение доли показателей, данные по которым опубликованы в Единой межведомственной информационно-статистической системе в сроки не позднее установленных Федеральным планом статистических работ, в общем количестве показателей, данные по которым опубликованы в Единой межведомственной информационно-статистической системе, с 70 процентов в 2012 году до 96 процентов в 2024 году;
  • уменьшение доли решений Федеральной антимонопольной службы по тарифам, отмененных вступившими в законную силу решениями суда, до 2 процентов в 2021 году (с сохранением этого значения до конца реализации Программы);
  • достижение индекса доступности сферы внутреннего туризма для граждан Российской Федерации в 2024 году на уровне 52,17 процента;
  • обеспечение роста доходности от управления федеральным имуществом к 2024 году до 22 процентов (к уровню 2018 года).
  • Качественными показателями реализации Программы являются:
  • улучшение условий ведения бизнеса в Российской Федерации;
  • снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение уровня коррупции;
  • снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;
  • расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;
  • создание эффективной нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
  • обеспечение высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • обеспечение организаций народного хозяйства высококвалифицированными специалистами;
  • повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  • повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов их реализации;
  • обеспечение системы государственного управления высококвалифицированными и компетентными специалистами в области приоритетных направлений профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих

Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года»

С 2013 года действует Закон Саратовской области от 13 ноября 2012 года № 167-ЗСО «О введении на территории Саратовской области патентной системы налогообложения».
С 1 января 2017 года в Законе установлена ежегодная индексация максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2016 года № 698 на 2017 год установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,425.
Выгода:
патент выдается с любой даты, на период от 1 до 12 месяцев;
учет доходов от реализации ведется в книге учета доходов;
налоговая декларация в налоговые органы не предоставляется.
цена на патенты одна из самых низких в России;
64 вида предпринимательской деятельности;
цена патента зависит от места ведения предпринимательской деятельности — от муниципального образования.
С 1 июня 2015 года на территории Саратовской области действует Закон Саратовской области от 28 апреля 2015 года № 57-ЗСО «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения на территории Саратовской области». Законом установлены двухлетние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности (перечень установлен законом) в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере предоставления бытовых услуг населению.
С 1 января 2017 года Законом Саратовской области от 25 ноября 2016 года № 148-ЗСО «О внесении изменений в статью 1 Закона Саратовской области «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения на территории Саратовской области» увеличен предельный размер доходов c 18 млн. рублей до 36 млн. рублей (за налоговый период), позволяющих использовать налоговую ставку 0 процентов по упрощенной системе налогообложения.
Выгода:
налог 0%;
83 вида предпринимательской деятельности;
«налоговые каникулы» действуют в регионе до конца 2020 года.
Законом Саратовской области от 25 ноября 2015 года № 152-ЗСО «Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Саратовской области» установлена пониженная налоговая ставка в размере 2% вместо 6% для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы» и осуществляющих деятельность в области ремесел и народных художественных промыслов, научных исследований и разработок, в сферах дошкольного образования детей и дополнительного образования детей и взрослых, дневного ухода за детьми, предоставления социальных услуг.
Министерство экономического развития Саратовской области рекомендует организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к субъектам малого предпринимательства, ознакомиться с принятыми законами по специальным налоговым режимам. По интересующим вопросам необходимо обращаться на телефон «горячей линии» министерства экономического развития Саратовской области 8 (8452) 26-45-50.
Кроме того, с условиями применения специальных налоговых режимов можно ознакомиться на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru (путь поиска: Налогообложение в РФ/ Действующие в РФ налоги и сборы/ Специальные налоговые режимы) или перейдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn64/taxation/taxes/.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *