Паспорт готовности к отопительному сезону

  • автор:

Содержание

Утвердить прилагаемые Правила оценки готовности к отопительному периоду.

Министр А.В. Новак

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 апреля 2013 г.

Регистрационный № 28269

Правила
оценки готовности к отопительному периоду
(утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103)

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159; 2011, № 23, ст. 3263; № 30 (ч. 1), ст. 4590; 2012, № 50, ст. 7359; № 26, ст. 3446; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2012, № 0001201212310042) (далее — Закон о теплоснабжении) и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — проверка).

2. Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — уполномоченные органы).

3. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — потребители тепловой энергии).

4. В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил:

лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;

лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.

II. Порядок проведения проверки

5. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — комиссия).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее — программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:

объекты, подлежащие проверке;

сроки проведения проверки;

документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

6. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III-V настоящих Правил (далее — требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости — проводят осмотр объектов проверки.

7. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее — акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду.

8. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее — Перечень) с указанием сроков их устранения.

9. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее — паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

10. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

11. В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

12. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

III. Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций

13. В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:

1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;

2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;

4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;

5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:

укомплектованность указанных служб персоналом;

обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;

6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;

7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;

8) обеспечение качества теплоносителей;

9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении;

11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:

готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготавления и топливоподачи;

соблюдение водно-химического режима;

отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;

наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;

проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;

выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;

выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;

12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;

13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;

14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

14. В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

15. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требований, указанных в подпунктах 1, 7, 9 и 10 пункта 13 настоящих Правил.

IV. Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии

16. В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;

3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;

4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

9) работоспособность защиты систем теплопотребления;

10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

12) плотность оборудования тепловых пунктов;

13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;

16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;

17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к настоящими Правилами.

17. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении потребителей тепловой энергии составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относятся несоблюдение требований, указанных в подпунктах 8, 13, 14 и 17 пункта 16 настоящих Правил.

V. Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований

18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.

Приложение № 1
к Правилам

Рекомендуемый образец

АКТ

проверки готовности к отопительное периоду _______/_______ гг.

__________________________ “_____”_______________ 20__ г.

(место составление акта) (дата составления акта)

Комиссия, образованная _________________________________________________,

(форма документа и его реквизиты, которым образована комиссия)

в соответствии с программой проведения проверки готовности к

отопительному периоду от “____”________________ 20__ г., утвержденной

________________________________________________________________________,

(ФИО руководителя (его заместителя)органа, проводящего проверку

готовности к отопительному периоду)

с “___”____________20__ г. по “___”_____________ 20__ г. в соответствии с

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

провела проверку готовности к отопительному периоду _____________________

(полное наименование муниципального образования, теплоснабжающей

организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии в

отношении которого проводилась проверка готовности к отопительному

периоду)

Проверка готовности к отопительному периоду проводилась в отношении

следующих объектов:

В ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия

установила:_____________________________________________________________.

(готовность/неготовность к работе в отопительном периоде)

Вывод комиссии по итогам проведения проверки готовности к отопительному

периоду:_________________________________________________________________

Приложение к акту проверки готовности к отопительному периоду __/__ гг.

Председатель комиссии: ________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Заместитель председателя

комиссии: ________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Члены комиссии: ________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

С актом проверки готовности ознакомлен, один экземпляр акта получил:

“___”____________ 20__ г. ______________________________________________

(подпись, расшифровка подписи руководителя

(его уполномоченного представителя)

муниципального образования, теплоснабжающей

организации, теплосетевой организации,

потребителя тепловой энергии в отношении

которого проводилась проверка готовности к

отопительному периоду)

* При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности

или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень

замечаний с указанием сроков их устранения.

Приложение № 2
к Правилам

Рекомендуемый образец

ПАСПОРТ

готовности к отопительному периоду _______/______ гг.

Выдан __________________________________________________________________,

(полное наименование муниципального образования, теплоснабжающей

организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии

в отношении которого проводилась проверка готовности к отопительному

периоду)

В отношении следующих объектов, по которым проводилась проверка

готовности к отопительному периоду:

Основание выдачи паспорта готовности к отопительному периоду:

Акт проверки готовности к отопительному периоду от __________ №_________.

(подпись, расшифровка подписи и печать уполномоченного

органа, образовавшего комиссию по проведению проверки

готовности к отопительному периоду)

Приложение № 3
к Правилам

Критерии
надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий

1. Потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:

первая категория — потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;

вторая категория — потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч:

жилых и общественных зданий до 12°С;

промышленных зданий до 8°С;

третья категория — остальные потребители.

2. При аварийных ситуациях на источнике тепловой энергии или в тепловых сетях в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться (если иные режимы не предусмотрены договором теплоснабжения):

подача тепловой энергии (теплоносителя) в полном объеме потребителям первой категории;

подача тепловой энергии (теплоносителя) на отопление и вентиляцию жилищно-коммунальным и промышленным потребителям второй и третьей категорий в размерах, указанных в таблице № 1;

согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный режим расхода пара и технологической горячей воды;

согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный тепловой режим работы неотключаемых вентиляционных систем;

среднесуточный расход теплоты за отопительный период на горячее водоснабжение (при невозможности его отключения).

Таблица № 1

Наименование показателя Расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления t °C (соответствует температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 0,92)
минус 10 минус 20 минус 30 минус 40 минус 50
Допустимое снижение подачи тепловой энергии, %, до 78 84 87 89 91

Пробный пуск системы

Когда проводится пробный пуск системы?

Сразу после окончания монтажа следует выполнить испытание системы давлением, то есть проверку на герметичность. Можно произвести испытание сразу всей системы или ее отдельных участков (частичное испытание).

Как правильно выполнить проверку системы?

В качестве пробного принимают давление, превышающее рабочее в 1,5 раза. Например, если уровень рабочего давления — 1 атм (0,1 МПа), проверять ее следует при давлении 1,5 атм (0,15 МПа) или даже чуть больше. При этом в отопительной системе, помимо труб и соединений, не должно быть ничего вмонтировано.
Нужное давление создают с помощью ручного насоса. Но перед этим из системы полностью удаляют воздух. На участке с самым высоким давлением монтируют манометр с точностью отсчета 0,01 МПа.
На первом этапе испытания систему наполняют холодной водой и дважды в течение 30 минут повышают давление до начальных значений. По прошествии следующих 30 минут давление в системе не должно снизиться более чем на 0,06 МПа, а когда истечет еще 2 часа, — не более чем на 0,02 МПа. После этого следует осмотреть все соединения и убедиться в том, что отсутствует течь.
Следующий этап — испытание горячей водой. К системе подключают котел и устанавливают максимальное значение рабочих параметров. При этом ни в коем случае нельзя превышать расчетные значения. Дом протапливают в течение 3 суток и, если за это время в системе не обнаружится протечек, результат проверки можно считать удовлетворительным.

Как правильно выполнить проверку системы, оборудованной пластиковыми трубами?

Поскольку пластик обладает высоким коэффициентом расширения, во время испытаний температура воды в системе должна быть постоянной. Если она будет колебаться, давление повысится даже в том случае, если система не герметична. Во время испытания давление в системе поднимают до значений, превышающих рабочее в 1,5 раза, и поддерживают его на таком уровне в течение 30 минут. Далее давление резко снижают до уровня, равного У2 рабочего, и удерживают значения в течение 1,5 часов. При этом небольшое повышение давления укажет на то, что система герметична. Для точной проверки системы повышение и снижение давление осуществляют несколько раз.

Готовим многоквартирный дом к отопительному сезону. Пошаговая инструкция.

Этап 1. Проведите весенний осмотр

Проведите весенний осмотр МКД после таяния снега или окончания отопительного периода. Цель осмотра – выявить повреждения общего имущества, которые появились после зимы, и запланировать работу по устранению дефектов.

Конкретный срок, когда нужно провести сезонный осмотр общего имущества, может быть указан в документах:

  • нормативном акте субъекта РФ;
  • договоре управления МКД (при способе управления УО);
  • решении общего собрания либо договоре оказания услуг или выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД – при непосредственном способе управления домом;
  • внутреннем документе ТСЖ, ЖК или ЖСК – если домом управляет одна из этих организаций.

Во время осмотра проведите проверку состояния конструктивных элементов МКД и работоспособности инженерных систем дома. Вы можете провести технический и инженерный осмотр общего имущества поочередно или параллельно. При осмотре используйте фотосъемку – так вы точно зафиксируете объем дефектов и спланируете работы по их устранению. Результаты осмотра фиксируйте в акте.

Осмотр инженерных коммуникаций МКД

Начните инспекцию МКД с осмотра инженерных коммуникаций, так как это самый большой объем работ, он займет много времени. Кроме того, если понадобится приостановить снабжение МКД коммунальным ресурсом, отключение нужно согласовать с РСО – это займет время.

Осмотрите и оцените состояние всех инженерных коммуникаций в МКД. Вот четыре действия при осмотре:

  • ревизия кранов и другой запорной арматуры, расширителей, воздухосборников, отверстий и пр.;
  • проверка целостности изоляции трубопроводов, в том числе тепловой для неотапливаемых помещений (на лестничных клетках, чердаках, в подвалах и пр.);
  • обследование труб и их опор на предмет коррозии, прогибов, течи;
  • проверка работоспособности контрольно-измерительных приборов (термометров и манометров), средств автоматизации и ОДПУ, сроков их поверки.

Перед осмотром системы отопления проведите пробные гидравлические испытания. В результате испытаний вы выявите, какое оборудование вышло из строя и имеют ли течь составные элементы системы отопления. В день, когда будете проводить испытания, предупредите диспетчера, что может увеличиться число заявок на шум в системе отопления и течь под батареями. Все помещения, в которых будут жалобы на течь, нужно проверить.

Осмотр конструктивных элементов МКД

Проверьте состояние конструктивных элементов общего имущества МКД. Обращайте внимание на следующие дефекты:

  • трещины, отслоения и деформации;
  • нарушение гидроизоляции подвальных и чердачных помещений, лестничных клеток;
  • неисправность автоматически запирающихся устройств и входных дверей;
  • ненадлежащее состояние уплотняющих и утепляющих заполнений дверей, окон, люков;
  • неисправности перекрытий чердачного и подвального помещений;
  • намокание отмостки, спусков (входов) в подвал и их оконных приямков.

Этап 2. Запланируйте и проведите работы по результатам осмотра

По результатам весеннего осмотра сформируйте план-график подготовки МКД к отопительному периоду. Такой план удобно сделать в виде таблицы, в которой будет указано три вида работ. Например, как это реализовано в нашем сервисе.

Во-первых, внесите в график работы, которые помогут устранить обнаруженные при осмотре дефекты. Вы можете указать их в графике так же, как записали в акте осмотра.

Во-вторых, дополните план-график тремя видами работ:

  • обязательные;
  • по предписаниям ГЖИ;
  • дополнительные.

Таблица 1. Пример работ, которые включают в план-график на летний период

Когда график будет заполнен мероприятиями, спланируйте даты. Сначала расставьте те сроки, которые регламентированы нормативными документами. Эти сроки уже заложены в нашем сервисе, вам не придется выставлять их вручную. Например, получить паспорт готовности МКД нужно до 15 сентября, а исполнить предписание ГЖИ – до 10 июля. Первая отметка в нужной строке таблицы уже стоит, укажите вторую нужную вам дату – 10 июля. Остальные работы планируйте по своему усмотрению.

Распределите объем работы между слесарями-сантехниками по устранению дефектов в инженерных системах и мастерами по благоустройству – по конструктивным элементам МКД. Так вы сможете запланировать несколько видов работ на один и тот же период. Например, работы по наладке системы ХВС проведите одновременно с работами по частичному ремонту фасада МКД.

Таблица 2. Рекомендации по планированию графика подготовки к отопительному периоду

Спланированные даты внесите в график. Направьте документ в орган местного самоуправления, чтобы его утвердить. Сроки начала и окончания работ утверждает орган местного самоуправления с учетом плана-графика, который вы ему представили.

Рисунок 1. План-график подготовки к отопительному периоду

Организуйте выполнение работ по графику. Результат оформляйте актом или иным документом. Проведение работ контролируют органы местного самоуправления и представители ГЖИ, а также собственники помещений в МКД, в том числе совет МКД, правление ТСЖ. Предельный срок, когда нужно завершить работы по подготовке к эксплуатации в зимний период, зависит от территории нахождения МКД:

  • в северных и восточных районах – до 1 сентября;
  • в центральных – к 15 сентября;
  • в южных – до 1 октября.

Такие сроки предусматривает пункт 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170..Воспользуйтесь сервисом, чтобы сформировать план работ по подготовке МКД к отопительному периоду. Выберите из списка обязательные виды работ и добавьте дополнительные. Отметьте галочкой то, что выбрали, и то, что вписали. Нажмите кнопку «Распечатать».

Этап 3. Составьте подтверждающие документы

Обязательный документ, который нужно составить и утвердить, – паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях . Рекомендованная форма паспорта утверждена приложением 9 к Правилам № 170

Остальные документы из пункта 2.6.10 Правил № 170 по умолчанию тоже нужно подготовить. Речь идет о пяти видах актов:

  • об исправности автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов котельных и инженерного оборудования МКД;
  • о техническом состоянии и исправности работы противопожарного оборудования МКД;
  • о готовности уборочной техники и инвентаря;
  • о готовности к зиме с оценкой качества подготовки самого МКД и квартир;
  • об испытаниях, промывке, наладке систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.

Вместе с тем информацию из перечисленных актов может потребоваться указать в региональной (специальной) форме готовности дома к эксплуатации в зимних условиях. При этом составлять сами акты законодательство субъекта РФ может не обязывать.

Все документы, которые в субъекте РФ подтверждают готовность МКД к отопительному периоду, необходимо утвердить и сдать в орган МСУ до 15 сентября .

Этап 4. Пройдите проверку готовности к отопительному периоду

После выполнения работ пройдите проверку готовности МКД к эксплуатации в зимний период. Один из этапов проверки – гидравлическое испытание отопительной системы. Ее результаты покажут, готова ли система к эксплуатации. Порядок проведения проверки регламентируют Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Минэнерго от 12.03.2013 № 103. Проверку проводят совместно с комиссией, которую образовывают Ростехнадзор или орган МСУ.

Итоги проверки оформите актом готовности к отопительному периоду. Если акт не содержит замечаний, вам выдадут паспорт готовности МКД к зиме. Вы получите паспорт в течение 15 дней с момента подписания акта.

Если же комиссия приложила к акту перечень замечаний, их необходимо устранить. Срок для этого определяет комиссия. Когда он истечет, пройдите повторную проверку. По ее результатам комиссия составит новый акт. Но паспорт готовности в текущий отопительный период вы уже не получите.

Ситуация: как действовать, если управляющая МКД организация вовремя не получила паспорт готовности к отопительному периоду

Этап 5. Проведите осенний осмотр и составьте акт

Осенний осмотр – вид сезонного осмотра состояния общего имущества в МКД. Вы обязаны провести такой осмотр в силу пункта 2.1.1 Правил № 170. Результаты осмотра необходимо оформить актом.

Акт составьте по общим правилам. В частности, зафиксируйте в нем техническое состояние общего имущества по итогам работ и мероприятий по подготовке МКД к отопительному периоду.

Внимание: нормативный акт субъекта РФ может предусматривать конкретную форму акта осмотра. В таком случае акт нужно составить именно по этой форме.

Конкретный срок, когда нужно провести осмотр и составить акт, федеральное законодательство не предусматривает. Оно содержит лишь формулировку «до отопительного сезона» (абз. 5 п. 13(1) Правил № 491). На практике акт составляют непосредственно перед началом отопительного периода. Вместе с тем более определенный срок могут устанавливать:

  • нормативный акт субъекта РФ;
  • договор управления МКД – если домом управляет УО;
  • порядок, определенный в уставе ТСЖ, ЖК или ЖСК, – если домом непосредственно управляет одна из этих организаций;
  • решение общего собрания собственников помещений в МКД либо договор оказания услуг или выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД – при непосредственном способе управления домом.

Это следует, в частности, из пункта 2 Правил № 290.

Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 марта 2013 года N 103

Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду

Министр
А.Новак

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 апреля 2013 года,
регистрационный N 28269

Скоро зима! Подготовка к отопительному сезону.

Подготовка к отопительному сезону считается базовым мероприятием по жизнеобеспечению населения при низкотемпературных атмосферных режимах.

Профессионально и своевременно реализованный план мероприятий позволяет обеспечить санитарные нормы проживания и надежное функционирование тепловых объектов в холодный период года.

Все подготовительные мероприятия должны соответствовать нормативным требованиям, правилам подготовки и проведения отопительного сезона и Методическим рекомендациям, изданными профильными органами.

Что говорит приказ

Подготовка тепловых объектов к эксплуатации в осенне-зимний период (ОЗП) следует начинать с оформления соответствующего приказа.

Прежде всего, в нем определяется ответственное лицо за эксплуатацию теплоэнергетических установок, и его заместитель. Для организаций занимающихся генерацией тепла и отпуска его потребителям, ответственное лицо должно иметь высшее теплоэнергетическое образование. Ответственные лица также обязаны проходить ежегодную проверку знаний со сдачей экзамена в Ростехнадзоре.

В приказе по подготовке теплового оборудования к работе в ОЗП должны быть отражены следующие основные пункты:

  1. Создание комиссии по подготовке теплового хозяйства к работе в ОЗП, приему готовности теплового хозяйства, закрепленного на балансе организации.
  2. Определение ответственных лиц и конечных дат по каждому пункту приказу.
  3. Разработка и утверждение плана осенне-зимних мероприятий (ОЗМ) по подготовке теплового оборудования предприятия к работе в осенне-зимний период.
  4. Процедуру контроля и отчетности по мероприятиям по подготовке к отопительному сезону.
  5. Порядок наладочно-испытательных работ системы отопления.
  6. Порядок получения акта и паспорта, подтверждающего готовность к ОЗП.

Разработка плана ОЗМ должна проводиться с учетом выявленных сбоев тепло-гидравлических режимов функционирования теплового оборудования в прошлый зимний период.

Соответствующие приказы и распоряжения глав управ районов, а также руководителей частных управляющих организаций, в том числе ТСЖ и ЖСК, самостоятельно управляющих жилыми домами должны ежегодно издаваться до 30 апреля.

Так совещания по подготовке к отопительному сезону 2020 проводились в мае 2019 года, на которых , утверждались планы по подготовке теплоэнергетического оборудования к работе в ОЗП.

Начало и конец отопительного периода

Начало и завершение ОЗП устанавливаются нормативными актами и решениями местных властей. Одновременно с этим старт отопительного сезона происходит при понижении среднесуточной температуры на улице до +8 C, которое будет длиться не менее 5 суток.

Завершение отопительного сезона, происходит при росте среднесуточной температуры на улице свыше 8C, которое будет происходить непрерывно на протяжении более 5 суток.

Что касается жилищного фонда, положение о включении домов обусловлено правительственным постановлением N 307 от 2006 года.

Вторым разделом, которого предусматривается, что в случае, когда владельцы квартир в многоквартирном доме или хозяева индивидуальных домостроений не определили порядок установления даты начала/окончания отопительного сезона, и теплоэнергия отпускается по центральным тепловым сетям, то исполнитель услуг приступает и завершает отопительный сезон в период, определенный уполномоченными органами.

Зачем нужно готовиться к отопительному сезону

Надежная работоспособность объектов ЖКХ, своевременная и полная подготовка к новому отопительному сезону проводится для обеспечения стабильного энергоснабжения потребителей при отрицательных температурах наружного воздуха. Обеспечение требуемых технологических режимов отопления зданий являются приоритетными вопросами коммунального хозяйства в регионах РФ.

Если все готово-нет проблем

Подготовка объектов ЖКХ к ОЗП, выполняется для снижения воздействия температурных и иных атмосферных факторов на конструкционную устойчивость коммунальных объектов, профилактики аварийного износа и предупреждения нарушений работоспособности оборудования в системах жизнеобеспечения.

Подготовка объектов ЖКХ к отопительному сезону обязана гарантировать:

  • нормативную технологическую эксплуатацию объектов ЖКХ;
  • выполнение общеустановленного санитарно-гигиенического режима по допустимым температурам и влажности в помещениях;
  • предельную надежность и высокую экономичность функционирования тепловых объектов;
  • рациональное потребление материалов и топлива.

Требования по подготовке жилых домов к отопительному сезону

Существует ряд неукоснительных требований по подготовке дома к отопительному сезону у и внутридомовых инженерных систем, без выполнения которых эксплуатирующая организация не получит разрешительные документы для запуска тепловой энергии на объект теплоснабжения.

Основные направления плана ОЗМ:

  1. Технический весенний/осенний осмотр а конструктивных элементов многоквартирных домов, ИТП и сооружений.
  2. Комплекс ремонтно-восстановительных ремонтов подведомственного теплоэнергетического оборудования в соответствии с действующими графиками планово-предупредительных ремонтов и результатами весеннего обследования.
  3. Водяная промывка сетевых труб.
  4. Гидравлическое испытание теплосетей.
  5. Комплектование систем теплоснабжение недостающим оборудованием и приборами КИПиА.
  6. Обеспечения котельных резервными энергоисточниками.
  7. Составление акта аварийной и технологической брони теплоснабжения.
  8. Выполнение мероприятий по утеплению строительных конструкций.
  9. Получение акта и паспорта готовности котельной к ОЗП.

Как проходит подготовка к отопительному сезону

Ответственность за полноту выполнения плана ОЗМ возложена на руководителей учреждений и компаний ЖКХ. Они обязаны организовать работу в три этапа:

  1. Подготовительный, рассматриваются результаты прошлого отопительного сезона, выполняется анализ сбоев, поломок и аварийных ситуаций. В этот период составляют комплексные планы ОЗМ, срок до 30 апреля.
  2. Выполнение восстановительно-ремонтных работ, до 1 сентября.
  3. Проверка готовности оборудования к ОЗП, выполнение тестирования систем на работоспособность, ликвидация установленных нарушений, срок до 15 сентября, после чего период заканчивается.

Затем цикл повторяется. Так, например, 30 апреля 2020 года начнется подготовка к отопительному сезону 2020-2021 годов.

Штаб при местных администрациях согласно утвержденному графику проводит свои заседания, по ходу выполнения планов подготовки к отопительному сезону, в процессе которых рассматривают отчеты ответственных лиц.

После того, как комиссии обсудили подготовку, принимаются решения о результатах исполнения плана подготовки по району, которые доводят до сведения населения немедленно.

Весенний осмотр общедомового имущества

При проведении весеннего осмотра обследуется техсостояние оборудования ЖКХ, наличие топлива, технологическая надежность снабжения потребителей коммунальными услугами, выполнение технологических режимов работы тепловых сетей в прошедшем ОЗП.

Основные направления по осуществлению весеннего осмотра:

  1. Обследование инженерных конструкций жилых зданий: кровли, окон, дверей, стен, состояния изоляционных систем и внутридомовых инженерных сетей.
  2. Составление акта осмотра объектов с обозначением необходимых видов ремонтов, материального и финансового обеспечения, лиц и дат выполнения.
  3. На базе акта осмотра разрабатывается план ОЗМ.
  4. Согласовывают план с органами местной власти, и утверждается руководителем компании.

Подготовка мероприятий по результатам весеннего осмотра

По результатам весеннего осмотра составляют организационные мероприятия, с обозначением предельных дат устранения обнаруженных дефектов:

  • территория расположения дома, отмостки и цоколь должны обеспечить качественный отвод природных вод;
  • конструкционные элементы в подвальных и полуподвальных помещениях должны быть исправными;
  • гидроизоляция стыков и сопряжений не должны иметь видимых трещин, влажных пятен, коррозии арматуры и отслоение предохранительного слоя бетонированных конструкций;
  • техническое состояние стен проверяют наружным осмотром, на них не должны присутствовать щели, обрушение штукатурки и изоляции;
  • при осмотре окон и дверей проверяют исправность коробок, наружных отливов и полноту остекления;
  • проверяют кровли на обеспечение требуемого температурно-влажностного режима в мансардном строении;
  • проверяют вентиляционные систем на обеспечение полноты удаления выбросов от газовых печей и колонок;
  • осуществляют контроль состояния теплоизоляции внутридомовых систем отопления и ГВС.

Составление паспорта готовности здания к зимнему отопительному периоду

Паспорт выполняют по типовому образцу, и выдается он специальным органом, создавшим комиссию, на протяжении 15 дней после оформления акта.

Документ выдается только в том случае, когда объект готов к ОЗП, или в случае, когда недостатки обнаруженные комиссией к были исправлены в установленный срок. К уполномоченным органам на объектах ЖКХ относятся территориальные органы власти.

Временные сроки оформления паспортов домов к отопительному сезону устанавливаются уполномоченным органом исходя из отличительных черт погодных условий, но не позже 15 сентября — для потребителей, и не позже 1 ноября — для теплоэнергоснабжающих компаний.

Осенний осмотр и составление акта

После проведения восстановительных работ и техобслуживания теплосетей, специальной комиссией по подготовке ОЗП до 15 сентября выполняется осеннее освидетельствование проделанных работ и готовность зданий к отопительному периоду.

После завершения обследования ответственные лица осуществляют корректировку ремонтных планов в соответствии с выявленными дефектами на объектах теплоснабжения, которые необходимо устранить до 15 сентября, после чего переходят к процедуре оформления актов и получению паспортов.

Подключение к действующим теплосетям выполняют до 1 сентября, а в промежуток с 15 сентября до официального начала отопительного сезона — выполняют пробные пуски установок теплоснабжения. Так по состоянию на 15.11.2019 по данным Минэнерго России после проведения проверки 941 субъектов электроэнергетики о готовности к зимнему сезону в 2019 году — 83 % получили паспорта, по остальным объектам работа продолжается.

Какие работы проводятся в рамках подготовки к отопительному сезону

Мероприятия по ремонту в теплосетях потребителей увязываются с планом ремонта теплосиловых систем источников тепла. Акты и внесение информации о произведенных объемах ремонтов и результатах предпусковых проверок, оформляют ответственные лица.

Проверка котельного оборудования

При подготовке котельной к отопительному сезону необходимо выполнить следующие основные мероприятия:

  • ремонт поверхностей нагрева котла по ППР, замена дефектных участков труб, экономайзеров, воздухоподогревателей, котловой арматуры, гарнитуры, дымовентиляционных систем и обмуровки котлов;
  • восстановительные ремонты насосов, дымососов и вентиляторов;
  • восстановление арматуры и первичных датчиков КИПиА;
  • ремонтно-наладочные работы КИПиА;
  • ремонтно-наладочные работы электросилового оборудования;
  • ремонтно-наладочные работы объектов химподготовки воды;
  • ремонтно-наладочные работы системы топливоподачи;
  • подготовка печей к отопительному сезону;
  • государственная поверка приборов учета тепла.

После окончания ремонтно-восстановительных работ собирают тепловые схемы котельных установок и выполняют гидроиспытания котлоагрегатов с давлением равным 1.25 рабочего давления насыщенного пара в котле.

Ремонтные работы

Ремонтные работы необходимы. Источник фото: ao-ustek.ru

В тепловых сетях по результатам весеннего осмотра и ППР требуется осуществить такие основные виды ремонта:

  • замена дефектных участков труб;
  • восстановление тепловой изоляции и антикоррозионного покрытия;
  • ремонт и ревизию запорной арматуры, дренажных вентилей, воздушников, обратных и предохранительных клапанов;
  • ревизию и ремонт сетевых и подпиточных насосов;
  • замена и ремонт электромагнитных и гидравлических исполнительных механизмов регулирующих клапанов и пусковых устройств;
  • замена и ремонт контрольно-измерительных приборов;
  • очистка грязевиков и аккумуляторных баков;
  • ремонт и настройка автоматики безопасности, самописцев контролирующих приборов.

По завершению всех плановых работ, собирают тепловую схему и выполняют гидравлические испытания теплосетей с давлением — 1,25 рабочего, но не менее 1.6 МПа и температурой сетевой воды не выше 40 С.

Поверка приборов

Согласно Правилам учета теплоэнергии каждый источник и приемник тепла должен быть оборудован приборами коммерческого учета, кроме того котельные и ИТП потребителей оборудуются приборами системы безопасности.

Для обеспечения надежной работы вышеперечисленных устройств в ОЗП, выполняют ремонт и поверку следующих приборов:

  • регулировка расхода тепла;
  • регулировка температуры в системе ГВС;
  • поддержка статического давления в тепловых системах;
  • по давлению в подающем/обратном сетевом трубопроводе;
  • по защите систем теплоснабжения от превышения/падения давления;
  • по защите систем теплоснабжения от превышения температуры в подающей сети;
  • по автоматическому включению резервного насоса;
  • по автоматической защите бака-аккумулятора от переполнения;
  • автоматика включение/выключение дренажных насосов.

Пусконаладка и составление режимных карт

После промывки и гидравлического испытания теплосетей, выполняют пусконаладочные работы на теплосиловых установках, и у теплоснабжающих организаций, и у потребителей. По результатам пусконаладки устанавливаются режимные карты работы теплосилового оборудования.

Основные данные режимных карт:

  1. Расчетные объемы теплоносителя по эксплуатационным участка тепловой сети.
  2. Рабочие параметры по давлению в сетевых трубопроводах: прямая и обратная линия.
  3. Рабочий температурный график прямой и обратной сетевой воды, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
  4. Расходов теплоносителя у потребителей.
  5. Расчет температурного расширения тепловой сети.
  6. Анализ гидравлического и теплового режимов функционирования теплосети.
  7. Расчет диаметров ограничительных шайб и сопел элеваторных узлов у потребителя.

Акт о готовности к отопительному сезону

После завершения всех ремонтных работ по плану ОЗМ, руководитель организации назначает время для проведения проверки полноты исполнения плана мероприятий. Скачать можно здесь.

Для оценивания подготовленности потребителей к отопительному сезону комиссия проверяет:

  • полноту выполнения плана ОЗМ;
  • проведение промывки и опрессовки тепловых устройств;
  • наличие наладочных испытаний и режимных карт оборудования;
  • уровень утепления сооружений;
  • техсостояние труб и запорно-регулировочной арматуры;
  • исправность приборов учета тепловой и электрической электроэнергии и их поверка;
  • исправность автоматической защиты;
  • наличие паспортов теплового оборудования, схем и производственных инструкций;
  • присутствие пломб на ограничительных шайбах и элеваторных узлах.

При полной готовности теплового хозяйства потребителей к прохождению осенне-зимнего периода готовится акт установленного образца, который подписывается всеми членами комиссии.
К акту могут прилагаться замечания, и устанавливаться сроки их исправлений. После извещения комиссии об устранении недостатков потребитель может получать паспорта готовности объекта к зимнему периоду.

Как идет подготовка к отопительному сезону в Подмосковье: лучшие муниципалитеты и выявленные нарушения

Сезон отопления в социальных объектах начнется в Московской области уже 28 сентября, в жилищном фонде – с начала октября. Поэтому в регионе заранее проведены плановые проверки готовности многоквартирных домов к отопительному сезону. Госжилинспекция Московской области и Ассоциация председателей советов МКД уже подвели итоги совместных проверок многоквартирных домов к осенне-зимнему периоду. О ходе этих проверок и их результатах в Московской области читайте в материале портала mosreg.ru.

Объемы проверок готовности домов к зимнему периоду

Источник: Министерство строительного комплекса Московской области

Подготовка многоквартирных домов к эксплуатации в отопительный сезон находится под особым контролем Госжилинспекции Московской области. Совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области ежегодно разрабатываются и утверждаются единые формы планов-графиков и паспортов готовности МКД к эксплуатации в осенне-зимний период.

В соответствии с Перечнем поручений по итогам совещания по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 11.07.2018 Госжилинспекция Московской области совместно с администрациями муниципальных образований региона должна проверить готовность не менее 30% (16,3 тысячи) многоквартирных домов Подмосковья.

Вместе с сотрудниками жилищной инспекции Московской области в проверках принимают участие члены Ассоциации председателей советов МКД Подмосковья. В результате совместных проверок количество МКД с выявленными нарушениями в Московской области за 4 года снизилось на 38%.

Капитальный ремонт домов в Подмосковье. Инфографика>>

Основные виды работ при подготовке к осенне-зимнему периоду

Источник: Фотобанк Московской области, Елена Готовская

В Подмосковье 54 230 многоквартирных домов. Их общая площадь составляет более 220 миллионов квадратных метров.

Подготовке к осенне-зимней эксплуатации подлежат все многоквартирные дома, находящиеся под управлением управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и иных кооперативов, а также дома с непосредственной формой управления. Основные виды работ при подготовке МКД к отопительному периоду:

— промывка и опрессовка системы ЦО,

— проверка теплоизоляции и герметичности трубопроводов,

— проверка теплового контура, проверка целостности отмостки,

— проверка герметичности водостоков и целостности кровли,

— проверка внутридомового газового оборудования, системы дымоудаления и противопожарной автоматики, системы электроснабжения, лифтового оборудования и т.д.

Как происходит проверка

Источник: ©, пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова

В ходе проверки техническое состояние дома сопоставляется с контрольными данными, указанными в его техпаспорте.

В последние годы ситуация по выявленным нарушениям в техническом состоянии значительно улучшилась. Так, в 2015 году инспекторы зафиксировали нарушения в 78% из 100% проверяемых домов, в 2016 – в 50%, а в 2017-м количество выявленных нарушений снизилось до 36%. Следовательно, управляющие организации и администрации изменили подход к процессу подготовки домов к зиме.

Как отмечал ранее главный государственный жилищный инспектор региона Вадим Соков, в своей работе Госжилинспекция Московской области придерживается следующего правила: каждое нарушение, которое выявлено летом, это предотвращенная авария зимой.

Обновленный водозаборный узел в Балашихе: как киржачская вода поступает жителям Подмосковья>>

Результаты совместных проверок

Источник: ©, пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова

В ходе совместных проверок Госжилинспекции Московской области и Ассоциации председателей советов МКД, которые уже завершились во всех муниципалитетах Подмосковья, были выявлены различные нарушения.

Основными являются следующие:

— подтопление, захламление подвальных помещений;

— нарушение теплоизоляции трубопроводов ЦО, ГВС;

— неисправность инженерных коммуникаций (нарушение целостности трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, КИП);

— отсутствие актов проверки специализированной организацией состояния внутридомового газового оборудования, системы дымоудаления и противопожарной автоматики, систем электроснабжения и лифтового оборудования.

Главам муниципальных образований Подмосковья было поручено взять устранение нарушений под личный контроль.

Лучшими муниципальными образованиями по подготовке к осенне-зимнему периоду признаны:

1) городской округ Балашиха,

2) городской округ Бронницы,

3) городской округ Коломна,

4) городской округ Королев,

5) Лосино-Петровский городской округ,

6) городской округ Люберцы,

7) городской округ Павловский Посад,

8) городской округ Реутов,

9) городской округ Черноголовка,

10) городской округ Шатура.

К числу отстающих муниципальных образований отнесены пять муниципалитетов:

1) Волоколамский район,

2) городской округ Звенигород,

3) Лотошинский район,

4) Наро-Фоминский городской округ,

5) Солнечногорский район.

Обучение собственников и активных жителей

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Госжилинспекция Московской области и Ассоциация председателей советов МКД проводят для собственников жилья обучающие семинары по вопросам подготовки жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период, в том числе через форум «Управдом» и площадку проекта «Pro_ЖКХ».

Обучающие семинары проходят в формате открытого урока и позволяют получить информацию о передовых технологиях и методах, применяемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства напрямую от руководителей отраслевых министерств и ведомств региона.

Так, уже проведены семинары в 56 муниципальных образованиях Подмосковья, в них приняли участие более 15,5 тысячи жителей. До конца года занятия пройдут в каждом муниципальном образовании Московской области. Участие в них может принять любой житель региона.

Более 1 тыс. работников предприятий ЖКХ в Подмосковье повысили квалификацию в 2018 году>>

Алиса Ирисова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *